К-266 «орёл»

Эксплуатация

На протяжении 80-х годов флоту передали шесть «Антеев» и две лодки, построенные по первоначальному проекту. С 1992 по 1996 годы удалось достроить и сдать в эксплуатацию ещё шесть субмарин. Все они несли службу на Северном и Тихоокеанском флотах. В девяностые крейсера получили в дополнение к буквенно-цифровым индексам собственные имена.

Хотя поддержание субмарин в боеготовом состоянии было объявлено приоритетной задачей, критическое состояние экономики государства вынудило по мере достройки новых «Антеев» списывать наиболее старые. К концу десятилетия списали «Архангельск» и «Мурманск» — лодки проекта «Гранит». За ними списки флота покинули первые «Антеи» — «Краснодар» и «Красноярск». Самым «старым» крейсером остался «Иркутск», заложенный в 1985 году и вошедший встрой в 1988 году.

Широкую известность «Антеи» получили в 2000 году, но при таких обстоятельствах, что лучше бы и не получали. Со всем экипажем во время учений погибла новейшая лодка проекта 949А Северного флота – «Курск». При этом буи оповещения не сработали, а воспользоваться средствами спасения моряки не смогли.

Три лодки, строительство которых было приостановлено, к началу 2000-х годов находились в достаточно высокой степени готовности. От двух из них в 2012 году окончательно отказались, и они были разобраны на металл. А вот лодку «Белгород» решили перезаложить и достроить по особому проекту. Она станет носителем глубоководных аппаратов. Оставшиеся восемь «Антеев», вопреки пессимистическим прогнозам, были успешно отремонтированы и либо несут боевую службу, либо модернизируются.

Лучше всего об этом свидетельствует то, что именно их, в отличие от надводных крейсеров проекта 1144 пытались всеми силами сохранить в тяжелейшие девяностые. Все «Орланы» тогда отправились в резерв, а вот «Антеи» оставались в строю и достраивались.

Высокие боевые качества и огромная огневая мощь подводного крейсера сомнению не подвергаются. Сомневаются аналитики в другом – а не был ли «Антей», огромная, дорогая и довольно узкоспециализированная лодка – тупиковой веткой развития? Возможно, что правы были американцы, сделавшие ставку на относительно дешёвые и массовые многоцелевые лодки. Но для своего времени субмарины проекта 949А, безусловно, были актуальны и необходимы. А их время, возможно, ещё не прошло.

См. Также [ править ]

vтеПодводная лодка класса «Оскар»
Оскар I
  • Мурманск (К-206) (бывший Минский Комсолец )
  • Архангельск (К-525)
Оскар II
Построен
  • Воронеж (К-119)
  • Иркутск (К-132)
  • Курск (К-141)
  • Краснодар (К-148)
  • Красноярск (К-173)
  • Омск (К-186)
  • Орел (К-266) (бывший Северодвинск )
  • Смоленск (К-410)
  • Челябинск (К-442)
  • Тверь (К-456)
  • Томск (К-150)
  • Белгород (К-329)
Не построен
  • Волгоград (К-135)
  • Барнаул (К-160)
  • Список советских и российских подводных лодок
  • Список классов советских и российских подводных лодок
vтеКораблекрушения и морские происшествия в 2015 году
Кораблекрушения
  • 2 января:  Балк Юпитер
  • 2 января:  Семфьорд
  • 22 февраля:  МЛ Мостофа-3
  • 1 апр:  Дальний Восток
  •  с апреля:  кораблекрушения мигрантов в Средиземном море
  • 1 июня:  Дун Фан Чжи Син
  • 24 июня:  Фарли Моват
  • 2 июля:  Kim Nirvana-B
  • 9 сен:  Долгора
  • 1 октября:  Эль Фаро
  • 24 ноя  Suilven
  • 19 декабря  Марина Бару 2Б
Прочие инциденты
  • 2 января:  Эзадин
  • 3 января:  Хоэг Осака
  • 30 марта:  выкуп Лианы
  • 31 марта:  Астерикс
  • 7 апр:  Орел
  • 28 апреля:  Сорренто
  • 28 апреля:  Maersk Tigris
  • 14 мая:  Альпийская вечность
  • 11 июня:  Orkim Harmony ( угон самолета )
  • 12 июн  Лиза фон Любек
  • 18 ноября:  Le Boreal
  • 3 декабря:  Эмсмун
  • 4 декабря:  пожар Гюнешли
  • 22 декабря:  Star Pride
  • 27 декабря:  карнавальный экстаз
2014 2016

История [ править ]

Заложен на заводе Севмаш в Северодвинске 19 января 1989 года. В 1991–1993 годах он был известен как Северодвинск , но был переименован в Орёл 20 марта 1993 года или 6 апреля 1993 года и в том же году поступил на вооружение ВМФ России . В период с мая 2004 г. по сентябрь 2007 г. ее командиром был Валерий Варфоломеев , офицер, который сначала присоединился к подводной лодке в качестве помощника командира в июне 1998 г., а затем стал старшим помощником командира с апреля 2000 г.

России газета Известия сообщила , что Орел должен быть переработан в 2013 году , она должна иметь ее вал линии изменен на правильные проблемы во время строительства , который оставил ее очень легко отслеживается с помощью сонара. Кроме того, ее противокорабельные крылатые ракеты (КРМБ) P-700 Granit (кодовое название НАТО SS-N-19 Shipwreck ) будут заменены на более современные сверхзвуковые противокорабельные КРМБ P-800 Oniks (кодовое название НАТО SS-N-26 ). Капитальный ремонт был завершен, и судно вернулось в строй в 2017 году.

2015 огонь

7 апреля 2015 года, когда она находилась в доке судостроительного завода «Звездочка», сообщалось, что пожар произошел «в девятом отсеке субмарины в районе кормы». Пожар возник в результате возгорания изоляционных материалов во время сварки. Сообщалось, что в то время на подводной лодке не было ядерного оружия или топлива.

Апкррк «Орел»

Корабль заложен 19 января 1989 года на Севмаше под заводским номером 650. При закладке оба вала, которые вращали гребные винты, состояли из отдельных частей, скрепленных болтами и соединительными муфтами. На остальных кораблях эти детали были цельнолитыми, но на «Орле» их выполнили полыми и засыпали внутрь кварцевый песок. По расчётам конструкторов, такие валы не должны были уступать по прочности литым, но при этом меньше шуметь, а также быть легче, дешевле и проще в изготовлении.

Для полых валов требовались облегчённые винты, однако их разработку не успели закончить до распада СССР. В итоге в 1992 году подлодку «Орёл» спустили на воду с новыми линиями валов и старыми винтами. После передачи субмарины в ВМФ валы в местах крепления сильно искривились и начали тереться о стенки с характерным звуком. Это, в свою очередь, демаскировало подлодку.

По словам источника в Министерстве обороны, согласно проекту, подводные лодки этого типа должны были действовать скрытно, уклоняясь от гидролокаторов противника, а АПЛ «Орёл» гремела своими валами на все Баренцево море. С увеличением скорости звук усиливался до такой степени, что заглушал акустикам всю фоновую обстановку вокруг. У американцев и англичан субмарина получила кличку «ревущая корова Баренцева моря».

В июне 2001 года на АПЛ «Орел водолазы отработали детали операции по подъему затонувшей подводной лодки «Курск», построенной по тому же проекту, что и «Орел».

Атомная подводная лодка «Орел» Пресс-служба «Звездочки» Атомная подводная лодка «Орел» Пресс-служба «Звездочки» Впоследствии, в августе-декабре 2001 года лодка обеспечивала следственные мероприятия генеральной прокуратуры России по расследованию причин гибели ПЛ «Курск».

В 2009 году подлодка принимала участие в оперативно-стратегических учениях «Запад-2009». Подводный крейсер был признан одним из лучших в соединении атомных подводных лодок Северного флота.

В День ВМФ 2011 года «Орел» стоял в парадном строю кораблей в Североморске.

В 2014 году поставлена в док центра судоремонта «Звездочка» для проведения работ по восстановлению технической готовности. По сообщению пресс-службы завода в начале 2015 года с корабля были демонтированы гребные и дейдвудные валы, полумуфты, разобраны дейдвудные сальники валопроводов правого и левого борта. 07 апреля произошел пожар в районе 9-го отсека. Площадь возгорания превысила 40 кв. метров.

После проведения пожарными расчетами второй пенной атаки, в результате которой не удалось локализовать возгорание, было принято решение о затоплении док-камеры. К полуночи пожар был потушен, пострадавших не было. На заводе заявили, что происшествие не повлияет на срок ремонта, который должен завершиться в 2016 году.

До конца апреля 2017 года возвратится в состав подводных сил ВМФ после ремонта и восстановления технической готовности. 06 апреля 2017 года покинула акваторию ЦС «Звёздочка» и начала переход к месту постоянного базирования, после завершения ремонта. По сообщению от 11 апреля прибыл в пункт постоянного базирования на Кольском полуострове после завершения планового ремонта.

По сообщению от 28 июля 2020 года покинул Кронштадтский рейд и взял курс к месту постоянного базирования. 13 августа завершил свой двухнедельный переход из Балтийского моря через Северное, Норвежское и Баренцево моря и прибыл на Северный флот.

Основные характеристики:

Водоизмещение (т): 15000;

Длина (м): 150;

Ширина (м): 20;

Осадка (м): 11;

Скорость полного хода (узлов): 28;

Автономность (сут.): 100;

Экипаж (чел.): 125;

Силовая установка: два ядерных реактора и две паровые турбины.

История создания

Задание на проектирование было выдано в 1969 году. Разработка проекта 949 стала новым этапом развития субмарин класса ПЛАРК, на которые, в соответствии с концепцией асимметричного ответа, возлагалась задача противостояния авианосным ударным соединениям.

Проект 949 стал вершиной и окончанием развития узкоспециализированных подводных лодок — «убийц авианосцев».

В условиях постоянного недостаточного финансирования флота, которое началось в ранних 1990-х, ВМФ России вынужден был сделать серию трудных решений направленных на сохранение ядра флота, в том числе и подводного.

Это привело к резкому сокращению подводного флота, ускоренному выводу кораблей ранних сроков постройки и находящихся в плохом состоянии, направлению имеющихся средств на поддержание новых кораблей.

РПК проекта 949 (их было построено 2 единицы) были выведены из состава флота 1996. В тоже время продолжалось строительство новых кораблей – в середине и конце 1990-х было завершено строительство нескольких РПК проекта 949А.

4-й (по очерёдности в серии) РПК проекта 949А К-173 («Челябинск» ? «Красноярск» ?) была выведена из состава флота в 1998г.

Планировалась разработка РПК аналогичного назначения, следующего, 4-го поколения, на основе проекта 949А однако снижение финансирования не позволило развить этот проект.

Любимый подрядчик губернатора Клычкова

ООО «Техспецкомплект» – давно полюбившаяся Орловским чиновникам компания. Именно ей достаются все крупные федеральные транши на реализацию практических всех идей губернатора Клычкова. Общество было зарегистрировано в 2016 году, на данный момент в нём трудятся 19 человек. Второй, не менее известный горожанам подрядчик – ООО «Триумф». Это бизнес одной семьи – семьи Маркиных. Вот этот семейный подряд уже несколько лет и облагораживает маленький Орёл на большие деньги Москвы. В портфолио золотого подрядчика Клычкова уже входит: благоустройство Городского парка, площади Содружества, парка Победы, сквера «Юность» и сквера Комсомольцев, благоустройства площади Жукова и др. Они же за бюджетные деньги обслуживают три орловских фонтана. В прошлом году именно ООО «Техспецкомплект», не имея никакого опыта в строительстве школ, стало подрядчиком возведения одной из крупнейших школ Орла в микрорайоне «Зареченский». Естественно, все контракты были отвоёваны в честной конкурентной борьбе за тендер.

К слову, для Маркиных это уже не первый визит силовиков в их офисы. В августе 2021 года сотрудники ФСБ уже проводили выемку документов в офисах их компаний. 

PS

Стоит отметить, что силовики преподнесли хороший подарок губернатору Клычкову, который в субботу ожидает приезда в Орловскую область полпреда Игоря Щёголева. п

Предполагается, что высокому гостю будет продемонстрирован новый спорткомплекс на стадионе Ленина. Дорога в нему ведёт аккурат через площадь Жукова, где по соседству ютятся старенькие бараки, прикрытые от великолепной новой площади большим чёрным забором. Думается, «переплаченных» 15 миллионов вполне хватило бы ремонт территории вокруг этих жилых домов.

Представители проекта

Название Зав. № Заложена Спущена В строю Флот Состояние Примечания
К-148 «Краснодар» 617 22.07.1982 03.03.1985 30.09.1986 Несла службу на СФ , утилизирована в 2014 году
К-173 «Красноярск» 618 04.08.1983 27.03.1986 31.12.1986 Несла службу на ТОФ , утилизирована в 2016 году
К-132 «Иркутск» 619 08.05.1985 29.12.1987 30.12.1988 ТОФ Ремонт и модернизация Проходит ремонт и модернизацию на ДВЗ «Звезда» до 2022 года
К-119 «Воронеж» 636 25.02.1986 16.12.1988 29.12.1989 СФ В строю В 2011 году окончен ремонт на ЦС «Звёздочка»
К-410 «Смоленск» 637 09.12.1986 20.01.1990 22.12.1990 СФ В строю В 2014 году окончен ремонт на ЦС «Звёздочка»
К-442 «Челябинск» 638 21.05.1987 18.06.1990 28.12.1990 ТОФ Ремонт и модернизация Проходит ремонт и модернизацию на ДВЗ «Звезда» до 2020 года
К-456 «Тверь» 649 09.02.1988 28.06.1991 18.08.1992 ТОФ В строю До 20.06.1996 «Касатка», до 28.01.2011 «Вилючинск».
К-266 «Орёл» 650 19.01.1989 22.05.1992 30.12.1992 СФ В строю В 2017 году окончен ремонт на ЦС «Звёздочка»
К-186 «Омск» 651 13.07.1989 10.05.1993 15.12.199310.12.1993 ТОФ В строю 29 июня 2019 года передана после ремонта Тихоокеанскому флоту
К-141 «Курск» 662 22.03.1990 16.05.1994 20.01.199530.12.1994 Несла службу на СФ, 12.08.2000 погибла со всем экипажем в Баренцевом море, к 2002 году поднята и к 2004 году утилизирована.
К-150 «Томск» 663 27.08.1991 20.07.1996 30.12.1996 ТОФ В строю В 2014 году окончен ремонт на ДВЗ «Звезда»
К-329 «Белгород» 664 24.07.199220.12.2012 23.04.2019 12.2020 СФ Швартовные испытания Достраивается по специальному проекту. Станет носителем ПЛАСН проекта «Посейдон»
К-135 «Волгоград» 675 02.09.1993 Не достраивались В 1998 году снята с производства и была законсервирована.В 2012 году разобрана на металл.
К-160 «Барнаул» 676 н/д Готовность на 2002 год составляла 49 %.В 2012 году разобрана на металл.
К-? 677 н/д Закладывались по проекту 949У

«Не виноватая я! Он сам…»

ПСД прошла согласование в КУ ООО «Орелгосэкспертиза» и с положительным заключением была направлена заказчику в лице УКХ Орла. 

В итоге, правда, уже после перечисления ООО «Техспецкомплект»  71 млн рублей за выполненные работы, выяснилось, что 15 миллионов вследствие махинаций с ПСД были получены обманным путём из городской казны. А что же чиновники из УКХ? Нет, они не виноваты – их, согласно официальной позиции следствия, ввели в заблуждение. 

«В результате действий лиц, которым подконтрольно ООО «Техспецкомплект», муниципальному образованию «Город Орел» причинён ущерб в особо крупном размере», – сообщает пресс-служба СУ СК РФ по Орловской области. 

Сегодня, 8 декабря 2021 года, при координирующей роли прокуратуры следственными и оперативными органами в рамках расследования данного уголовного дела проведены обыски и выемки документов, направленные на сбор и закрепление доказательственной базы. Расследование уголовного дела продолжается.

Вооружение

Главное оружие «Антеев» — крылатые ракеты «Гранит» — в дополнительных представлениях не нуждается. Достаточно сказать, что единственными надводными кораблями, способными их использовать, были тяжёлые крейсера проекта «Орлан», причём там ракет было на четыре меньше, чем на подводных крейсерах.

Запуск всех 24 ракет одним залпом, по расчётам конструкторов, позволил бы прорвать любую противоракетную оборону, а возможность ракет обмениваться данными между собой давала возможность оптимально распределить цели «самостоятельно». Запуск ракет производится из-под воды. Для наведения П-700 на цели, находящиеся на максимальной дальности, применялись данные либо с самолётов Ту-95РЦ, либо от спутниковой разведывательной системы «Лиана».

Поздние лодки серии предполагалось вооружить перспективными ракетами «Болид», а уже построенные должны были перевооружиться ими в ходе ремонтов. Однако в 90-е годы постройку заложенных лодок заморозили, а работы по теме «Болид» закрыли. А вот разработанная тогда же схема перевооружения «Антеев» ракетами «Оникс» и «Калибр» реализовалась уже в следующем веке.

В дальнейшей перспективе перевооружённые лодки смогут использовать и новейшие ракеты «Циркон».

Через два торпедных аппарата калибра 650мм крейсера проекта «Антей» могли запускать торпеды 65-76. Эти 4-тонные торпеды могли развивать скорость до 70 узлов (по некоторым данным), а их боевая часть содержала более полутоны взрывчатого вещества. Боезапас составлял восемь торпед, на некоторых лодках – 12. Торпеды 65-76 сняли с вооружения после гибели подлодки «Курск», придя к выводу, что катастрофа произошла из-за взрыва боеголовки такого типа оружия.

Четыре торпедных аппарата калибра 533мм используются для запуска самонаводящихся электрических торпед УСЭТ-80. Они развивают до 45 узлов и содержат боевой заряд массой до 300 кг.

Через 533мм аппараты также можно запускать ракето-торпеды «Водопад» и «Шквал», развивающие с помощью гидрореактивного двигателя и движения в паровом пузыре маршевую скорость в 375 км/ч.

Описание конструкции

Подлодки проекта «Антей» выполнены по двухкорпусной схеме: внутренний прочный корпус окружен легким внешним гидродинамическим корпусом. Кормовая часть судна с оперением и гребными валами в целом напоминает АПЛ проекта 661.

Двухкорпусная архитектура имеет целый ряд преимуществ: она обеспечивает судну отличный запас плавучести и повышает ее защиту от подводных взрывов, но в то же время значительно повышает водоизмещение корабля. Подводное водоизмещение АПЛ данного проекта составляет примерно 24 тыс. тонн, из которых около 10 тысяч приходится на воду.

Корпус делится на десять отсеков:

  • торпедный;
  • управления;
  • боевые посты и радиорубка;
  • жилые помещения;
  • электрооборудование и вспомогательные механизмы;
  • вспомогательные механизмы;
  • реакторный;
  • ГТЗА;
  • гребные электродвигатели.

Корабль имеет две зоны для спасения экипажа: в носовой части, где находится всплывающая камера и в корме.

Численность экипажа подлодки – 130 человек (по другой информации — 112), автономность плавания судна – 120 суток.

Подводный крейсер «Антей» имеет два водо-водных реактора ОК-650Б и две паровые турбины, которые вращают гребные винты через редукторы. Также корабль оснащен двумя турбогенераторами, двумя дизельными генераторами ДГ-190 (800 кВт каждый) и двумя подруливающими устройствами.

Субмарины проекта «Антей» оснащены гидроакустическим комплексом МГК-540 «Скат-3», а также системами космической разведки и целеуказания и боевого управления. Информацию от спутниковой системы или от самолетов крейсер может принимать в подводном положении, используя для этого специальные антенны. Также лодка имеет буксируемую антенну, которая выпускается из трубы, расположенной на кормовом стабилизаторе.

Основным типом вооружения АПЛ являются противокорабельные ракеты (ПКР) П-700 «Гранит». Ракетные контейнеры расположены по обеим сторонам рубки, вне прочного корпуса лодки. Каждый из них имеет наклон 40°. Ракета может нести обычную (массой 750 кг) или ядерную боевую часть (500 Кт). Дальность стрельбы составляет 550 км, скорость ракеты – 2,5 м/с.

Подводный крейсер может вести как одиночную стрельбу, так и запускать ПКР залпом, выпуская за один раз до 24 ракет. ПКР «Гранит» имеют сложную траекторию, а также неплохую помехозащищенность, что делает их серьезной угрозой для любого противника. Если говорить о поражении авианосного ордера, то вероятность этого особенно высока при залповой стрельбе. Считается, что для потопления авианосца в него должны попасть девять «Гранитов», однако даже одного точного выстрела достаточно, чтобы с его палубы не смогли взлетать самолеты.

Кроме ракет, подводные лодки проект 949А «Антей» имеют в своем распоряжении и торпедное вооружение. Подлодки имеют четыре торпедных аппарата калибром 533 мм и два — 650-мм. Кроме обычных торпед из них можно стрелять ракето-торпедами. Торпедные аппараты расположены в носовой части корабля. Они оборудованы системой автоматического заряжания, поэтому обладают высокой скорострельностью — весь боекомплект можно выпустить буквально за несколько минут.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector