Основной боевой танк т-80 уд «береза»

Турбина вместо дизеля

На конец 1960-х годов пришелся пик научно-технической революции,
когда во всех сферах жизни внедрялись инновационные решения. Советское руководство
решило устроить революцию в танкостроении. 16 апреля 1968 года было принято
совместное постановление ЦК КПСС и Совмина СССР о создании газотурбинного
танка.

В бензиновых и дизельных двигателях главным рабочим
элементом служат поршни в цилиндрах. В газотурбинах силовых установках эту
функцию выполняет турбина. Газы, выбрасываемые из камеры сгорания, крутят лопатки
турбины. Крутящий момент от нее через вал передается на ведущие колеса
(звездочки) танка.

По такому принципу устроены вертолетные газотурбинные двигатели
(ГТД). Советские конструкторы поначалу
попытались их адаптировать к танку, но ничего не вышло. Тяжелейшие условия
работы боевых бронированных машин быстро разрушали ГТД вертолетов.

НПО имени Климова разработала танковый газотурбинный
двигатель ГТД-1000Т мощностью 1000 лошадиных
сил. В 1970 году его установили опытном «объекте 219» — прототипе Т-80.

Конструкция танка Т-80

Внутренняя компоновка основного танка Т-80 классическая, состоит из трех отделений. Отделение управления расположено в передней части корпуса, здесь размещается рабочее место механика-водителя. Сзади сиденья в днище корпуса расположен люк запасного выхода. В 1984 году было введено «противоминное» крепление сиденья механика-водителя к балке вместо крепления к днищу.

Танк Т-80УД

Боевое отделение находится в средней части танка, включает в себя башню с 125-мм гладкоствольной пушкой 2А46-1, снабженной двухплоскостным стабилизатором вооружения 2Э28М2 и гидроэлектромеханическим автоматом заряжания той же конструкции, что и на танке Т-64, и размещенную в корпусе кабину, состыкованную с башней. В кабине расположен механизм заряжания, справа от пушки находится место командира танка, слева — наводчика. Справа от пушки установлены спаренный с ней пулемет ПКТ, радиостанция Р-123М и пульт управления М3. Над сиденьем командира танка в башне имеется командирская башенка с люком. За стенками кабины размещен кольцевой конвейер механизма заряжания.

Боекомплект орудия состоит из 40 выстрелов раздельно-гильзового заряжания с частично сгорающей гильзой. Дальность прямого выстрела подкалиберным снарядом по цели типа «танк» составляет 2100 м. Скорострельность — 6 — 8 выстр./мин., при заряжании вручную она снижается до 1 — 2 выстр./мин. Для ведения огня из пушки используется оптический стереоскопический прицел-дальномер ТПД-2-49. Прицел имеет независимую стабилизацию поля зрения в вертикальной плоскости и позволяет с высокой точностью определять дальность до цели в пределах 1000 — 4000 м. Данные по дальности до цели автоматически вводятся в прицел. Автоматически вводятся также поправки на скорость движения танка и данные о типе выбранного боеприпаса. Для стрельбы ночью пользуется прицел ТПН-1-49-23.

Силовое отделение расположено в кормовой части корпуса танка. В нем продольно установлен газотурбинный двигатель. Вывод мощности на валы бортовых коробок передач осуществляется с обоих концов выходного редуктора двигателя. Каждая бортовая коробка передач смонтирована в блоке с соосной планетарной бортовой передачей, несущей ведущее колесо.

Гусеницы Т-80 имеют обрезиненную беговую дорожку, опорные катки также обрезинены. Подвеска — индивидуальная, торсионная, с несоосным расположением торсионных валов, с гидравлическими телескопическими амортизаторами на 1, 2 и 6 узлах подвески.

Самая интересная особенность танка Т-80, его Газотурбинный двигатель. Он выполнен по трехвальной схеме с двумя механическими независимыми турбокомпрессорами и со свободной турбиной. Основными узлами двигателя являются центробежные компрессоры низкого и высокого давления, камера сгорания, осевые турбины компрессоров, осевая силовая турбина, выпускной патрубок, коробки приводов и редуктор. Крыша силового отделения съемная и состоит из передней неподвижной части и задней подъемной части, которая соединяется с передней с помощью петель и торсиона. Крыша открывается усилием одного человека и в поднятом положении стопорится стяжкой. В передней части крыши имеются входные жалюзи, закрытые сверху съемными металлическими сетками.

Модификация Т-80УК

Фото Т-80

Похожее

Танк Т-14 Армата Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

Танк Т-90МС Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История

Танк Т-64 Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

Танк Т-72. Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

Танк М1А2 Абрамс. Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

Танк Т-84У Оплот. Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

Танк «Черный орел» Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

Танк Т-4 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Т-62 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Т-3 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк КВ-1 Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История

Танк Т-80 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Леопард 2 (А1, А2, А3, А4, А5, А6, А7) — немецкий танк

Танк ИС-3 Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История

Танк Т-55 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Пантера ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Меркава-4 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Танк КВ-2 Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

Танк Т-26 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк ИС-7 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Т-54 Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История

Танк ИС-2 Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История

Танк ПТ-76 Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История

Танк Т-10 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк М4 Шерман ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Алтай. ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Двигатель

Танк Т-44 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Т-35 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Т-18 (МС-1) ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Т-28 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк K2 Чёрная пантера. Двигатель. Вес. Броня. Размеры. Вооружение

Танк Т-50 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк БТ-5 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Леклерк Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

Танк Т-60 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Челленджер-2 Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

Танк Т-40 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк C1 Ариете ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Двигатель

Царь-танк (1915 г.) ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Тип 10 — японский танк

Первый русский танк «Вездеход» Пороховщикова (1915 г.)

Танк Т-100 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Mk.IV Черчилль ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Тип 99 — китайский танк

Танк Char B1-bis ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Mk.III Валентайн ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Тяжелый танк Менделеева (1911 г.)

Танк ТГ (Танк Гротте) ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Танк Арджун. Вес. Броня. Размеры. Вооружение

Танк СМК ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Танк Кромвель ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк PzKpfw 38(t) ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк М3 Стюарт ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Тип 95 «Ха-Го» ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Рыбинского завода (1915 г.) ТТХ, Фото, Броня

Танк Mk VII Тетрарх ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Модификации Т-80

  • Т-80А, разработанный в середине 1970-х;
  • Т-80У – модификация с различными техническими усовершенствованиями;
  • Т-80УК – командирский вариант танка с дополнительными радиостанциями, навигационной системой и датчиками;
  • Т-80УЕ – сконструированная в 1995 году модификация для греческого тендера;
  • Т-80УМ1 «Барс», относительно новая модификация (1997 год). Отличалась усовершенствованным двигателем, системой кондиционирования, новой пушкой и установленными комплексами и системами;
  • Т-80Б, принятый на вооружение в 1978 году;
  • Т-80УД, «Береза», с зенитной пулеметной установкой и дизельным двигателем;

Также существовал целый ряд украинских модернизаций данного танка.

Применение в бою

  • 4 октября 1993 года именно танки Т-80УД стреляли по зданию Верховного Совета Российской Федерации в ходе Расстрела Белого дома;
  • В 1994-1996 году Т-80 принимали участие в Первой чеченской войне, например, во время штурма Грозного;
  • В начале 2015 несколько Т-80БВ использовались правительственными войсками в вооруженном конфликте в Йемене. Один Т-80 был уничтожен, а еще один захватили повстанцы;
  • В 2015 году на востоке Украины, в зоне вооруженного конфликта, было зарегистрировано множество Т-80 без опознавательных знаков на территории повстанцев.

Память о танке

Сегодня Т-80 можно увидеть во многих музеях мира:

  • В поселке Архангельское, в Музее техники Вадима Задорожного;
  • В Брянске, в Мемориальном комплексе «Партизанская поляна»;
  • В Верхней Пышме, в Музее военной техники «Боевая слава Урала»;
  • В Бронетанковом музее в Кубинке;
  • В Петербурге,  в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи;
  • В музее истории Т-34;
  • В Украинском музее Великой Отечественной войны.

Также Т-80 установлен на постаменте во многих городах России: В Казани, в Москве и московской области, в Костроме, в Петербурге и в Южно-Сахалинске.

Плюсы и минусы ГТД

Газотурбинный двигатель дает множество преимуществ при
установке на танки и другие тяжелые боевые машины:

— Компактность;

— Гораздо более высокая мощность при меньших, чем у дизеля
размерах — это обеспечивает высочайшие динамические характеристики танка;

— По ресурсу ГТД в
два-три раза превосходят поршневые двигатели;

— Низкая шумность. Спереди танк с ГТД почти не слышно, сзади
он издает характерный гул и свист, похожий на работу реактивного двигателя
самолета;

— Быстрый запуск в холодную погоду без предварительного
прогрева. Чтобы завести и прогреть дизель в мороз нужно 20-30 минут, для ГТД достаточно
минуты.

Но при этом газотурбинные двигатели имеют и ряд серьезных
недостатков:

— Высокий расход топлива, а значит и меньший запас хода;

— ГТД очень чувствительны к качеству очистки воздуха от пыли.
В отличие от авиационных турбин, танковые работают у самой земли в сверхзапыленных
условиях;

— Очень высокая стоимость. В 1980-х годах новый дизельный двигатель
В-46 для танка Т-72 обходился государству в 9600 рублей, тогда как ГТД-1000 — в
104 000 рублей.

Но в итоге плюсы перевесили минусы. Огромную роль в продвижении
газотурбинных танков сыграл министр обороны Дмитрий Устинов. Он был убежденным
сторонником внедрения новейших технологий. Для него был важен и тот факт, что
развитием танковых турбин тогда активно занимались Соединенные Штаты.

Модификации танка Т-80

За те годы, когда Т-80 оставался основным боевым танком советских и российских Вооруженных сил, его отдельные узлы и агрегаты получили не один десяток поправок и новшеств. Технические характеристики танка Т-80 существенно улучшились. Были применены и серьезные изменения, позволившие говорить о создании новых модификаций боевой машины. Не вдаваясь в особенности всех моделей семейства Т-80, динамику развития танка можно проследить на трех из них.

Модификация
Боевая машина Т-80 Т-80Б Т-80УМ-1 «Барс»
Завод производитель Кировский завод   г.  Ленинград
Принят на вооружение 1976 г. 1978 г. 1997 г.
Вес танка Т-80 42 т 42,5 т 47 т
Наличие   и тип защиты
Динамичная Нет «Контакт-1» «Контакт -5»
Активная Нет Нет «Арена»
КОЭП Нет Нет «Штора -1»
Броня Литая и накатанная комбинированная
Вооружение
Пушка/калибр 2А46-1/125 мм 2А46-1/125 мм 2А46М/125 мм
Дальность стрельбы (м) 0…5000
Боекомплект 38 40 45
Пулемет       1х12,7 мм 1х7,62 мм
Силовая установка
Тип двигателя Газотурбинный
Мощность двигателя л.с. 1000 1100 1250
Макс. скорость по шоссе 65 70 70
Расход топлива (л/км) 3,7
Запас хода макс. (км)                                         350

К сожалению, в таблице невозможно отразить все ТТХ танка Т-80 и его конструктивные особенности, которые вносились в очередные модификации боевой машины. Но на самых важных из них остановиться необходимо:

  • модель Т-80 УК — командирский, с дополнительной радиостанцией и навигационной системой;
  • модель Т-80 УД была оснащена дизельным двигателем и предназначалась для экспорта;
  • большинство модификаций с конца 70-х годов комплектуются управляемыми оружейными комплексами «Кобра» и «Рефлекс». Проще говоря — это ракеты, пуски которых производятся из штатной пушки. Целями являются вертолеты, танки, ДОТы.

Птур «Рефлекс»

  • через несколько лет после начала серийного производства Т-80, постепенно все модели стали оснащать автоматическими системами управления работой двигателя. Она выбирает наиболее экономичный вариант движения, способствует сокращению расхода топлива;
  • последняя из модификаций «восьмидесятки», Т-80УМ-1 «Барс» оснащена более совершенной системой управления огнем. Она определяет дальность до цели, ее скорость, вносит данные о ветре и температуре, и с учетом скорости самого танка выдает прицельные данные. Специалисты высоко оценивают ТТХ Т-80У;
  • не забывают разработчики новых моделей и о комфорте экипажа. На «Барсе» создана удачная система кондиционирования.

Отдельно надо остановиться на результатах работы по дальнейшему совершенствованию системы защиты и обеспечения живучести танка. Речь идет об оснащении Т-80УМ-1 комплексом активной защиты «Арена» и КОЭП «Штора-1».

«Штора»
комплекс оптико-электронного подавления предназначен для нарушения работы лазерных дальномеров и систем лазерного наведения противотанковых средств

Два инфракрасных прожектора, установленных на башне танка, испускают модульное излучение. В секторе действия луча (20 градусов по горизонтали и 4 — по вертикали каждый) на дистанции 2-2,5 километра происходит подавление работы системы наведения противотанковых реактивных снарядов. Попавшие в сектор действия прожекторов ракеты получают ложный сигнал и не достигают цели.

Танк Т-80 УМ-1 с комплексом активной защиты «Арена»
«Арена»
этот комплекс активной защита включает систему направленных мини взрывов

Комплекс активной защита «Арена»— система направленных мини взрывов, уничтожающих артиллерийские кумулятивные снаряды и ПТУРы на подлете к танку. Она состоит из бортовой РЛС, контролирующей пространство вокруг боевой машины и 26 узконаправленных быстродействующих снарядов.

«Танк Ла-Манша»

В 1976 году на вооружение советской армии был принят Т-80.
Это был первый газотурбинный танк в мире. Серийное производство другого танка с
ГТД — M1 Abrams — начнется только через четыре года, в 1980 году.

Восьмидесятка постоянно совершенствовалась. В 1978 году на
вооружение была принята модификация Т-80Б, а затем и Т-80БВ. Эти машина
получили более мощный двигатель ГТД-1000ТФ в 1100 лошадиных сил.

Это были элитные и секретные танки. Ими в первую очередь комплектовались
ударные соединения Группы советских войск в Германии. Тогда-то их на Западе и назвали
«танками Ла-Манша».

Считалась, что танковые дивизии на Т-80Б после начала
большой войны должны быстро прорвать оборону стран НАТО и примерно через неделю
выйти к северо-западным берегам Франции — к проливу Ла-Манш. В Германии ходили слухи,
что русские «реактивные» танки на дорогах легко обгоняли даже автобусы.

Шедевром советского танкостроения стал танк Т-80У, принятый
на вооружение в 1985 году. Его оснастили двигателем ГТД-1250 мощностью в 1250 лошадиных
сил. Производство этих машин развернули на Омском заводе транспортного машиностроения.
Один из этих танков и станет триумфатором IDEX-1993.

В 2019 года Омский завод транспортного машиностроения отправил
Вооруженным силам РФ первую партию модернизированных танков Т-80БВМ.

«Это новая модернизированная версия машины Т-80, которая
получила и новый модернизированный двигатель, усиленное бронирование и
улучшенное средство управления огнем. Эта машина на порядок лучше предыдущих
версий Т-80», — сказал директор завода Игорь Лобов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector