Основной боевой танк т-80

Сколько весит танк АТ-2

Игра World of Tanks – прекрасная возможность хотя бы «виртуально» поуправлять танками и другой военной техникой. Танк АТ 2 является боевой единицей пятого уровня британской ветки развития (класс ПТ-САУ).

Общие характеристики «боевого монстра»: вес 44 тонны, орудие 57 мм, 26 выстрелов в минуту, скорость 20 км/ч. В состав экипажа входит четыре человека. Танк можно использовать для продавления флангов с вражескими боевыми единицам. Однако при этом следует позаботиться о своем прикрытии со стороны союзников. Точность орудия у АТ 2 небольшая, поэтому использование танка при дальних атаках не рекомендуется.

Вес танка АТ-2 44 тонны.

Теперь вы знаете, сколько весит танк, и как видите, его масса зависит от модификации. Кроме того, для определения веса танка не нужно его взвешивать, а достаточно рассчитать массу, учитывая плотность металла и вес боевого оснащения.

Источник

Историческая справка

Основная статья: История Т-80

В декабре 1942 года прототип 080 успешно прошёл полигонные испытания и был принят на вооружение РККА под индексом Т-80. Однако организация его выпуска планировалась не на ГАЗе, поскольку переход горьковского автогиганта на производство «восьмидесятки» мог повлечь за собой снижение объёма выпуска танков и самоходок СУ-76, которое нельзя было допускать в условиях военного времени. Поэтому задачу освоения выпуска Т-80 поручили вновь организованному Мытищинскому заводу № 40.

Серийный выпуск Т-80 был начат в Мытищах на заводе № 40 в феврале 1943 года. Объёмы выпуска были невелики, до окончания производства в октябре 1943 года выпустили около 80 машин. Общее число выпущенных Т-80 остаётся неясным. По документам Главного бронетанкового управления РККА, всего было построено 75 «восьмидесяток». Однако отчёты народного комиссариата танковой промышленности содержат несколько иные цифры. По данным этого ведомства, за 1943 год был выпущен 81 танк Т-80, а за всю войну — 85. Однако в это число могут быть включены прототипы, опытные и предсерийные машины. Также некоторые авторы включают построенные ГАЗом опытные машины в общее число выпущенных Т-80.

Прекращение выпуска Т-80 было в известной степени обусловлено несколькими причинами : в меньшей степени — ненадёжной работой форсированной двигательной установки М-80 (в источниках её обозначения также разнятся — упоминаются индексы М-80 или ГАЗ-203Ф); в большей же степени причинами послужили недостаточная огневая мощь и бронезащита «восьмидесятки» по состоянию на 1943 год и крайняя потребность РККА в самоходно-артиллерийских установках СУ-76М. К концу 1943 — началу 1944 года форсированную двигательную установку довели до приемлемого уровня надёжности, но о возобновлении выпуска Т-80 вопрос вообще не стоял.

По состоянию на 2007 год в архивах и мемуарах пока не найдено никаких подробностей боевого применения лёгких танков Т-80. В литературе иногда упоминаются жалобы из войск на перегруженность и недостаточную надёжность силовой установки танка, однако это может быть следствием отчётов о войсковых испытаниях машины выпуска середины 1943 года, где действительно были отмечены эти недостатки. Из фронтовых рапортов известно о применении в 1944 году нескольких Т-80 в самоходно-артиллерийских полках. Также имеется информация о получении в пополнении 5-й гвардейской танковой бригадой 15 февраля 1945 года двух танков Т-80, прибывших из ремонта. Также ничего не известно о применении Т-80 в армиях других государств помимо СССР.

Сколько весит танк Maus

Танк «Maus» был создан в 1943 году и его вес составлял около 188 тонн. Это настоящий «тяжеловес» немецкого танкостроения, длина пушки которого достигала 2,5м. А общая длина боевого «Мышонка» составляла около 11,5 м! В боекомплект машины входило две спаренные пушки (128-мм и 75-мм). Вместительность топливного бака «Мауса» — 2650 л. Количество членов экипажа – пять человек.

Это интересно!

Несмотря на впечатляющие размеры и вес танка «Maus», почти все свободное место внутри занимали многочисленные приборы и детали. Так что экипажу боевой машины приходилось размещаться «по остаточному принципу».

По результатам полигонных испытаний «Маус» достиг хороших показателей: скорость 20 км/ч, преодоление подъема, вертикального препятствия высотой 76 см под углом 30 градусов, пересечение водной траншеи шириной 2 м.

Правда, все потраченные усилия по созданию и усовершенствованию типов этой модели пропали даром. В конце 1944 года по приказу Гитлера были прекращены работы над тяжелыми танками, а весной 1945 года опытные образцы типа 205 были подготовлены для обороны полигона в случае захвата Красной Армией. Два сохранившихся танка типа 205 после войны были перевезены в Ленинград, а оттуда – на танковый полигон в Кубинку.

Модернизированный «Владимир»

В ближайшие месяцы на вооружение российской армии будет принят основной боевой танк Т-90М «Прорыв-3» (объект 188М). Первая партия, которая поступит в войска, составит 30—40 машин. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу корпорации «Уралвагонзавод» (УВЗ).

По информации Международного института стратегических исследований (IISS), в российских войсках на ходу 350 T-90 и T-90А. С 2011 года УВЗ не производит эту машину, а в 2015 году стартовали опытно-конструкторские работы (ОКР) по «Прорыву-3».

  • Танки Т-90
  • РИА Новости

Т-90М будет отличать новый боевой башенный модуль с улучшенной системой управления огнём и более современной системой заряжания. При этом орудия останутся теми же: 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М-4, спаренный 7,62 мм пулемёт ПКТМ и 12,7 мм НСВ «Утёс».

Осведомлённость экипажа Т-90М значительно возрастёт. На танке установлена система видеонаблюдения за окружающим пространством и многоканальный панорамный тепловизионный прицел, который позволяет вести бой в любом направлении в любое время суток.

Современный программно-технический комплекс связи позволит Т-90М действовать на театре военных действий (ТВД) в рамках единого информационного пространства. Машина фактически интегрирована в автоматизированную систему управления тактического звена.

Также по теме


Минобороны России опубликовало видео работы экипажа танка Т-90

Ко Дню танкиста Минобороны России опубликовало видео работы экипажа боевой машины Т-90. Как сообщает оборонное ведомство, особый…

На Т-90М установят двигатель В-92С2 мощностью 1000 л.с. Силовая установка будет снабжена программируемым подогревателем, который уменьшит время запуска в холодное время года. Снабжение электрических приборов при отключённом двигателе будет осуществляться с помощью дизель-генераторной установки.

Также конструкторы УВЗ поработали над улучшением защитных свойств танка. За лобовую часть будут отвечать клиновидные элементы динамической защиты «Реликт» разработки московского НИИ стали (2006 год). Комплекс способен уберечь машину от большинства современных снарядов, а модульная компоновка облегчает ремонт и замену повреждённых конструкций.

«При создании комплекса дополнительных средств защиты были учтены особенности предыдущих проектов. Результатом этого стало определённое сокращение ослабленных зон дополнительной защиты, что положительным образом сказалось на общих параметрах живучести техники. В сочетании с активной защитой всё это должно давать значительный прирост реальной эффективности», — отметили в УВЗ.

Вооружение

Разумеется, огневая мощь очень важна, поэтому этот пункт пропустить нельзя. На оба танка устанавливаются одинаковые пушки 2А46 различных модификаций. Разница в автомате заряжания. Пожалуй, здесь Т-80 серьёзно проигрывает из-за вертикального расположенных зарядов, исключающих эвакуацию механика-водителя при ранениях и превращающих весь танк в одну большую пороховую бочку.

В наше время система управления огнём играет чуть ли не большую роль чем пушка. Для Т-80У, Т-80УА и Т-80УЕ-1 были созданы новые системы, тепловизор и прицелы, благодаря чему они оказались наравне с Т-90А, в чём-то даже превосходя.

Танк Т-90М (объект 188 М)

Из тройки рассматриваемых здесь моделей боевых танков России
Т-90 имеет наименьшее время эксплуатации. Он поступил в войска в 1993 г. и,
таким образом, используется максимум 26 лет. Из-за относительно высоких
производственных затрат с начала 1990-х гг. для ВС России произведено только от
350 до 400 ОБТ Т-90. В принципе, Т-90 по многим показателям базируется на модели
Т-72. Прототип самой современной версии 1989 г. имел обозначение Т-72БУ. По
маркетинговым соображениям и в силу отсутствия успеха Т-72 во второй войне в
Персидском заливе машину переименовали в Т-90.

Боевой танк Т-90М «Прорыв-3»

Новая версия Т-90М «Прорыв-3» также получила
современную 125 мм гладкоствольную пушку 2 А46М-5, которая выдерживает гораздо
более высокое давление газов. Из орудия возможен пуск управляемой ракеты
«Инвар». От танка Т-14  также
взята современная система управления огнем «Калина» с цифровым
вычислителем и аппаратом сопровождения цели.

По-видимому, для Т-90М разработана новая оружейная станция с
дистанционным управлением, которая объединена с панорамным перископом
командира. Аналогичное решение применено и в ОБТ Т-14, однако на Т-90М намного
эффективнее используется 12,7 мм пулемет «Корд». На некоторых снимках
явно распознается вытянутый хвост башни в версии Т-90М. Возможно это потому,
что танк получил новую сварную башню, в задней части которой может быть
размещена часть боекомплекта.

Мобильность и защищенность

Для улучшения мобильности использовавшийся до сих пор
двигатель W92 S2 (698 кВт/949 л.с.) заменен
более мощной моделью W92
S2F (830 кВт/1128 л.с.). На снимках в
передней части башни видны два лазерных датчика, известные по системе защиты
«Штора-1». По бокам башни за дополнительной броней с каждой стороне
расположены пусковые установки дымовых гранат системы «Туча». В
некоторых сообщениях речь идет о том, что версии Т-90М должна получить
некоторые элементы комплекса активной защиты «Афганит» (установлен на
танке Т-14). На имеющихся фотографиях, однако, таких элементов пока не обнаружено.

Лазерный датчик системы «Штора-1»

Защищенность улучшена за счет использования современной динамической
брони типа «Реликт». С той же целью в башенной зона с разных сторон установлено
сетчатое бронирование от переносного противотанкового оружия. Кроме того, для
того же боковая и задняя части шасси прикрыты дистанционной пластинчатой броней
(типа Slat-Armor). Улучшение защищенности также привело к увеличению
боевого веса Т-90М до 46,5 т.

В ходе модернизации основного боевого танка Т-90 не сделан
решающий шаг к значительному снижение уязвимости: хранение боеприпасов
основного оружия в автоматическом аппарате заряжания локализовано в башне. Вместе
с тем, в прошлом уже имели место несколько разработок, которые даже дошли до
стадии прототипа.

Так, в Нижнем Тагиле на Уралвагонзаводе была разработана и
испытана так называемая башня «Бурлак». А в Омске новая башня испытывалась
на демонстраторе «Черный орел» (объект 640). Причинами отказа от этих
разработок могут быть большой вес, высокая сложность и в результате системные
технические недостатки, а также высокая стоимость.

Объект 640 «Черный орел»

B-92С2 – двигатель для танка Т-90.

В-92С2 – V-образный четырёхтактный 12-ти цилиндровый дизельный двигатель, используемый на танках Т-90, а так же на новейших Т-72Б3.

История создания

B-92С2 является продолжателем семейства двигателей В-2, история создания которых уходит в далекие 30-ые годы прошлого века. Конечно, современный двигатель это уже совсем другой агрегат, однако его габариты и рабочий объем остаются прежними уже более 80-ти лет. Изначально он разрабатывался для применения на бомбардировщиках, но модель получилась настолько удачная, что после ряда доработок его начали устанавливать и на танки.

Различные улучшенные модификации этого двигателя устанавливались на многие советские танки. Непосредственно на Т-90 изначально устанавливался двигатель В-84, однако уже при его создании было понятно, что он до конца не раскрывает все возможности танка. Разработка 92-ой модели затянулась, так как попала на 90-ые годы прошлого века, когда стране было явно не до танковых дизелей. Первые испытания начались в конце 90-ых годов, а в 2000 году он был принят для эксплуатации и пошёл в серийное производство. С того времени на всех новых танках Т-90 используется двигатель B-92С2.

Общее описание

B-92С2 самый современный на данный момент серийный танковый двигатель в России, глубокая модернизация двигателя В-2. Выпускается на Челябинском Тракторном Заводе.

Танковый двигатель существенно отличается от двигателей гражданского назначения. Если основной задачей гражданских моделей является большой моторесурс, то для военной машины на передний план выходит надежность в любых условиях, удельная мощность и многотопливность. Для работы B-92С2 используются различные виды дизельного топлива, каждый из которых лучше всего подходит для определенной местности и температуры окружающей среды. При крайней необходимости допускается даже использование авиационного топлива некоторых типов, но ресурс двигателя при этом очень страдает. В двигателе используется жидкостное охлаждение, а благодаря удачному расположению, которое предотвращает сильный нагрев корпуса, снижается заметность для систем ИК-наведения.

Удельная мощность составляет примерно 22 л.с./т, что является практически идеальным показателем, ведь при большей удельной мощности расходуется большее количество горючего, при этом танк не выигрывает в ходовых качествах и маневренности. Но именно по этому показателю данный двигатель не подойдет для новейшего танка Армата, так как тот заметно тяжелее Т-90.

В конструкции двигателя используются алюминиевые сплавы, что существенно уменьшает общий вес двигателя. Так же для повышения ресурса клапаны изготавливаются из хромомолибденовой стали.

Применение

Двигатель B-92С2 устанавливается на Т-90А и более поздние модификации танка, выпущенные после 2004 года, а так же на новейшие модификации Т-72Б3

Несмотря на отличные показатели надежности, B-92С2 все-таки имеет некоторые ограничения по использованию:

  • Температура воздуха -40/50 градусов (при использовании арктического дизельного топлива до -50 градусов)
  • Высота над уровнем моря не более 3000 м
  • Относительная влажность не более 98% при температуре 20 градусов
  • Максимальный продольный угол наклона не более 25 градусов
  • Максимальный поперечный угол наклона не более 30 градусов

Технические характеристики

Габариты

  • Длина – 1560
  • Высота — 950
  • Масса: 1020 кг
  • Объём: 38,8 литров

Рабочие характеристики

  • Мощность двигателя — 736 кВт (1000 л.с.)
  • Частота вращения – 2000 об/мин
  • Максимальный крутящий момент – 3920 Н.м.
  • Запас по крутящему моменту: 25%
  • Удельный расход топлива: 156 г/л.с.*ч
  • Удельная мощность двигателя: — 0,98 л.с./кг
  • Количество цилиндров — 12
  • Диаметр цилиндра: 150,0 мм
  • Ход поршня в цилиндре: с главным шатуном: 180,0 мм
  • с прицепным шатуном: 186,7 мм

Моторесурс – 1200 часов.

Форсированная модификация

После серьёзной модернизации танков Т-72 и Т-90 назрел вопрос о недостаточной мощности устанавливаемых для них двигателей. Для создания абсолютно новой модели может потребоваться достаточно много времени, поэтому было решено в очередной раз усовершенствовать проверенный годами агрегат. Новый двигатель получил обозначение B-92С2Ф (форсированный).

Максимальная мощность выросла до 1130 л.с. Картер, коленчатый вал, шатунно-поршневую группу пришлось серьезно усилить, чтобы они могли стабильно и надежно работать на повышенных режимах. Серьезным улучшением подверглись турбокомпрессор, система охлаждение и выпускная система. Однако у форсирования есть и недостаток, ведь за повышенную мощность приходится платить сокращение моторесурса двигателя, который теперь ровняется 1000 часам.

Машины на базе танка Т-80

  • Самоходная артиллерийская установка Мста-С.
  • Самоходная артиллерийская установка 2С7 Пион.
  • Боевые модули зенитно-ракетного комплекса С-300В.
  • Специальная пожарная машина на гусеничном ходу СПМ.
  • Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-80У.
  • Плавающий транспортёр ПТС-4.
  • Траншейный экскаватор БТМ-4М.

152-мм дивизионная самоходная гаубица «Мста-С», также «родная сестра» Т-80

Также, на базе основного танка Т-80УД разработаны:

  • Украинский основной танк Т-84 (Т-80УД с форсированным двигателем, новыми приборами прицеливания и динамической защитой).
  • «Объект 478ДУ9», он же Т-84У, он же Т-84У «Оплот» (Т-84 с измененной башней, установкой современных зарубежных приборов наблюдения и увеличенными бортовыми экранами).
  • БМ «Оплот» (он же «Оплот-М») — дальнейшее развитие концепции Т-80УД, современный основной танк.

• Справочник бронетехники • Техника того же периода •

Плюсы и минусы ГТД

Газотурбинный двигатель дает множество преимуществ при
установке на танки и другие тяжелые боевые машины:

— Компактность;

— Гораздо более высокая мощность при меньших, чем у дизеля
размерах — это обеспечивает высочайшие динамические характеристики танка;

— По ресурсу ГТД в
два-три раза превосходят поршневые двигатели;

— Низкая шумность. Спереди танк с ГТД почти не слышно, сзади
он издает характерный гул и свист, похожий на работу реактивного двигателя
самолета;

— Быстрый запуск в холодную погоду без предварительного
прогрева. Чтобы завести и прогреть дизель в мороз нужно 20-30 минут, для ГТД достаточно
минуты.

Но при этом газотурбинные двигатели имеют и ряд серьезных
недостатков:

— Высокий расход топлива, а значит и меньший запас хода;

— ГТД очень чувствительны к качеству очистки воздуха от пыли.
В отличие от авиационных турбин, танковые работают у самой земли в сверхзапыленных
условиях;

— Очень высокая стоимость. В 1980-х годах новый дизельный двигатель
В-46 для танка Т-72 обходился государству в 9600 рублей, тогда как ГТД-1000 — в
104 000 рублей.

Но в итоге плюсы перевесили минусы. Огромную роль в продвижении
газотурбинных танков сыграл министр обороны Дмитрий Устинов. Он был убежденным
сторонником внедрения новейших технологий. Для него был важен и тот факт, что
развитием танковых турбин тогда активно занимались Соединенные Штаты.

Танковые двигатели, новые и старые модели, которые до сих пор стоят на Российских танках

Первый двигатель В-2 был выпущен еще в 1939 году. Модификации этого мотора устанавливаются на российские танки, по сей день. Например, мотор В-2-34 ставили на Т-34 в 1941 году. А вот моторы В-84МС и В-92С2 уже ставили на ранние модели Т-90. Оба двигателя являются прямыми приемниками агрегата выпущенного 80 лет назад.

М одернизированный В-84МС.

Сложно поверить? Что ж, и новые и старые двигатели являются V-образными и имеют 12 цилиндров. Объём всех моторов составляет 38880 кубических сантиметров, а диаметр цилиндров – 150 мм. У всех моторов одинаковый поршневой ход 180 мм в левой группе и 186.7 в правой группе. Все моторы используют жидкостное охлаждение, непосредственный впрыск топлива, а также по 4 клапана на цилиндр.

Само собой, интеграция в старые моторы современных технологий помогла значительно нарастить их мощность. Так, В-84МС дает 840 л.с, а В-92С2 уже целую 1000 л.с. Новомодные «примочки» действительно способны выводить даже очень старые двигатели на принципиально новый уровень качества и производительности. Само собой, бесконечно модернизировать любой механизм все равно не получится. Потому, что рано или поздно инженеры упрутся в конструкционный максимум. Потребуется вносить слишком большие, не рациональные с точки зрения экономики доработки непосредственно в корневой механизм.

Нове йший двигатель 12Н360.

Именно поэтому для Т-14 «Армата» пришлось создавать уже полностью новый мотор Х-образный 12-цилиндровый двигатель 12Н360 с отдачей 1500 л.с. Данный мотор (если не брать в расчет газотурбинный агрегат для танка Т-80) стал первым в России двигателем, который не является потомком знаменитого В-2.

Источник

Сколько весит танк

Вес танка колеблется от 26 до 188 тонн, в зависимости от толщины брони и характера боевого снаряжения. Танк – бронированная гусеничная машина с пушечным вооружением. Различают две группы танков:

Вес танка колеблется от 26 до 188 тонн.

  • Боевые (основные). Главными характеристиками таких моделей является внушительная огневая мощь, высокая устойчивость к поломкам и отличная скорость перемещения.
  • Легкие. Используются в качестве оружия быстрого реагирования, а также в целях разведки. Как правило, такие машины обладают меньшей мощностью и толщиной защитной брони. Легкие модели танков можно транспортировать в места назначения с помощью водного, воздушного или железнодорожного транспорта.

Давайте сравним массу нескольких моделей боевых машин.

Заключительные замечания

В ходе модернизации трех основных боевых танков России за
прошедшие годы, прежде всего, значительно улучшены огневая мощь и защита. С
введением прицельного устройства «Сосна-У» с мощным французским
тепловизором ликвидировано более, чем десятилетнее отставание в ведении ночного
боя. Особенно модели Т-72Б3/Б4 и Т-90М с новой 125 мм гладкоствольной пушкой 2
А46М-5 и современной системой управления огнем «Калина» по уровню
огневой мощи почти догнали танк Т-14 «Армата». Целенаправленно
улучшена защищенность, среди прочего, благодаря использованию самой мощной динамической
брони типа «Реликт».

Динамическая броня «Реликт»

С другой стороны, в настоящей статье также показано, что
правительство России не смогло реализовать объявленное в 2015 г. полноценное
восстановление сухопутных войск путем введения разнообразных новых боевых машин.
Вместо этого оно инициировало комплексную программу модернизации представленных
моделей основных боевых танков. Возможно, это решение обусловлено множеством
причин – как, например, стоимость.

Новые боевые машины, представленные в 2015 г. частично
характеризуются значительным увеличением сложности, из-за чего, вероятно, будут
иметь цену за единицу порядка 6-7 млн. евро. С сокращающимся оборонным бюджетом
удалось бы достигнуть только минимальных показателей норм производства – в результате
поступление в войска значительного количества отложено на длительный срок.

Возможно, с одной стороны, российская оборонная
промышленность была не в состоянии, изготавливать особенно сложные опто-электронные
комплектующие с необходимым стабильным качеством и в требуемом количестве.
После распада Советского Союза в военной промышленности имели место
многочисленные распады производств, а также приватизации компаний со
значительным сокращением производственных мощностей. В пользу этого говорит,
например, обращение к современному прицельному устройству из Беларуси (с
тепловизором из Франции).

Прицельный комплекс «Сосна-У»

С другой стороны, очевидно стремление к сохранению всех возможных
производств танков. Даже деактивированный танковый завод в Омске снова
обеспечен новыми заказами. Как следствие, за обозримый промежуток времени
произошло оснащение ВС России относительно современными боевыми машинами.

Реактивация Омского танкового завода может быть также связана
с сильным влиянием местных политиков, нацеленных на возрождение промышленности
в этом регионе. Повышение боевой ценности нескольких типов танков в
относительно большом количестве позволяет сохранять больше рабочих мест. Напротив,
очень сложные системы изготавливаются крайне ограниченными партиями.

В целом, снова упущен шанс использовать паузу в планировании
для упрощения логистики и стандартизации. В ближайшие 10-15 лет снова потребуется
обеспечивать три типа ОБТ различными комплектующими в таких логистически
критических областях, как привод и трансмиссия. Но также весьма вероятно, что
дизельные модели имели бы значительные проблемы в арктическом климате,
например, при холодном старте.

Российская система активной защиты «Арена-Е»
демонстрировалась на каждой выставке вооружений, начиная с 1992 г. Недостатками
этой версии, среди прочего, были размер и расположение сенсорной головки. С
2012 г. представляется новая версия «Арена-2» со значительно меньшими
компонентами. Примечательно, что ни в одном из модернизированных боевых танков
России эта система защиты не установлена. Не обнаружены на обновленных боевых
танках и компоненты системы активной защиты «Афганит», представленные
в 2015 г. на новых боевых машинах. О вероятных причинах можно только дискутировать.

Хотя в течение многих лет в России, как и на Западе.
разрабатывается информационная система боевого управления (СБУ) для сухопутных
войск, ни в одной статье (в Интернете) не упоминается, что такая система установлена
в модернизированных версиях. О возможных причинах можно только догадываться: затраты,
техническая зрелость, доступность всех необходимых компонентов и т. д. Остается
открытым вопрос, разработана ли новая радиостанция Р-168-25 У-2 также и для обмен
данными в будущей СБУ.

Возможно для российской стороны основанием для принятия
решения служит то, что в настоящее время на Западе также предпринимаются усилия
по повышению боевой эффективности старых танков. Но только в отдельных случаях присутствуют
конкретные планы по разработке боевых машин будущего. Запланированное введение
в строй имеет перспективу около 16-20 лет, а будут ли в итоге эти проекты
успешно введены в серию, по опыту, довольно сомнительно.

По материалам журнала
«Europäische Sicherheit & Technik»

Турбина вместо дизеля

На конец 1960-х годов пришелся пик научно-технической революции,
когда во всех сферах жизни внедрялись инновационные решения. Советское руководство
решило устроить революцию в танкостроении. 16 апреля 1968 года было принято
совместное постановление ЦК КПСС и Совмина СССР о создании газотурбинного
танка.

В бензиновых и дизельных двигателях главным рабочим
элементом служат поршни в цилиндрах. В газотурбинах силовых установках эту
функцию выполняет турбина. Газы, выбрасываемые из камеры сгорания, крутят лопатки
турбины. Крутящий момент от нее через вал передается на ведущие колеса
(звездочки) танка.

По такому принципу устроены вертолетные газотурбинные двигатели
(ГТД). Советские конструкторы поначалу
попытались их адаптировать к танку, но ничего не вышло. Тяжелейшие условия
работы боевых бронированных машин быстро разрушали ГТД вертолетов.

НПО имени Климова разработала танковый газотурбинный
двигатель ГТД-1000Т мощностью 1000 лошадиных
сил. В 1970 году его установили опытном «объекте 219» — прототипе Т-80.

Танк Т-80 БВМ (объект 219 РВМ)

Реактивация ОБТ типа Т-80Б и инициирование программы
модернизации этой модели удивило многих западных наблюдателей. Поскольку еще в
2011 г. Министерство обороны России объявило, что для дальнейшего развития боевых
танков России будут рассматриваться только дизельные модели Т-72 и Т-90. Из-за
высоких эксплуатационных расходов танк T-80Б/T-80У постепенно бы выводился из
эксплуатации, производство в Омске оставило бы только экспортные заказы.

Однако, в 2016 г. появилось неожиданное объявление о том,
что определенная часть из около 3,5 тыс. законсервированных ОБТ Т-80Б снимут с
хранения и подвергнут комплексной программе модернизации. Первые машины версии,
обозначенной как T-80БВМ, появились в Ленинградской области уже в 2017 г.

Боевой танк России T-80БВМ

На Т-80БВМ сохранена прежняя 125 мм гладкоствольная пушка 2
A46M 4. Оружие позволяет осуществлять пуск управляемой ракеты 9М119М «Инвар»
с тандемной кумулятивной боевой частью. Подобно Т-72Б3, этот танк также
получает новую систему управления огнем с аппаратом сопровождения цели и цифровым
 вычислителем. Наводчик также
дополнительно получил новый прицел «Сосна-У» с французским
тепловизором. Аналогичным образом в механизм заряжания внесены изменения,
позволяющие вести огонь современными подкалиберными боеприпасами с удлиненным
сердечником. Кроме того, установлена новая радиостанция Р-168-25 У-2.

Радиостанция Р-168-25 У-2

Особенности трансмиссии

В прошлом ОБТ T-80Б являлся лучшим моторизированным
российских танком со специфической удельной мощностью двигателя (20 кВт/т, или
27 л.с./т). Благодаря чему, машина демонстрировала наилучшие показатели
ускорения и развивала максимальную скорость около 80 км/ч. Причина была в
установке газовой турбины с мощностью в 1000 кВт/1360 л.с., позднее 1250 кВт/1700
л.с., выше среднего для российских условий.

Обратной стороной медали, ожидаемо, стал значительный расход
топлива, тем более что, газовая турбина не имела теплообменника. При движении
по дороге расход топлива достигал не менее 750 л на 100 км. Расход газовой
турбины на холостом ходу был около 50 кг/час. Тут подразумевается использование
современной газовой турбиной GTD 1250 TF с цифровым управлением, при котором  расход значительно снижен.

Кроме того, были предприняты меры по обеспечению уверенного
пуска газовой турбины вплоть до температуры минус 50 градусов. В связи с этим, танки
Т-80БВМ должны дислоцироваться преимущественно в холодных/арктических регионах:
в районе Мурманска, в Сибири и в дальневосточных областях, вдоль Амура.

У машины сохранена старая чугунная башня, хотя она не
является оптимальной для установки специальных элементов брони. Защиту ОБТ
T-80БВМ должны улучшить элементы динамической брони типа «Реликт».
Боевой вес снова вырос до 46,5 т.

Танк Т-80 — видео

https://youtube.com/watch?v=g_pOccf6VBs

За счет усиления бронирования масса танка возросла до 42 тонн, но двигатель ГТД-1000Т мощностью 1000 л. с. обеспечил Т-80 скорость 70 км/ч. Это была рекордная скорость для боевых машин с такой массой. В конструкции Т-80 использованы агрегаты танка Т-64А: 125-мм гладкоствольная пушка с гидроэлектромеханическим автоматом заряжания, оптический прицел-дальномер ТПД-2-49, боеприпасы, элементы бронезащиты. Пушка снабжена теплозащитным кожухом ствола. От Т-72 новый танк заимствовал ходовую часть — из-за повышения динамических качеств машины опорные катки стали меньшего диаметра, а беговые дорожки гусениц были обрезинены.

Подобно Т-64, в 1978 году танк получил комплекс управляемого вооружения «Кобра» и систему управления огнем, состоящую из лазерного прицела-дальномера 1Г42, баллистического вычислителя 1В517, стабилизатора 2Э26М и других элементов. Это дало возможность подрывать осколочно-фугасные снаряды в самой выгодной точке траектории. Кроме того, комплекс обеспечивал поражение танков противника управляемой ракетой «Кобра» на дальности 4 км с вероятностью 80%.

Танк Т-80БВ

В 1985 году многие советские танки получили в обозначении дополнительную букву В, что говорило об установке на них системы динамической защиты. Множество прямоугольных коробочек, покрывающих башню, корпус и борта танка, содержали небольшие заряды специального взрывчатого вещества. При попадании в коробочку кумулятивного снаряда противника она детонировала и сводила эффективность снаряда к нулю.

Танк Т-80У

В том же году был запущен в серийное производство Т-80У с комплексом управляемого вооружения «Рефлекс», двигателем ГТД-1250 мощностью 1250 л.с. и усовершенствованной многослойной комбинированной броней с встроенной динамической защитой. Пушка 2А46-М1 и система управления оружием «Иртыш» (лазерный прицел-дальномер 1Г46, электронный баллистический вычислитель, стабилизатор 2Э42 и др.) увеличили дальность поражения танков противника до 5 км.

Танк Т-80УД

С 1987 года стали выпускать Т-80УД с дизельным двигателем 6ТД мощностью 1000 л. с. вместо газотурбинного. Этот танк был лучше приспособлен к боевым действиям в пустыне, где воздух насыщен пылью. На ранних Т-80 двигатели имели малый ресурс в таких условиях из-за повышенного износа от воздействия песчаной пыли.

Танк Т-80УМ

Последним вариантом танка стал Т-80УМ образца 1992 года, оборудованный тепловизионным прибором наблюдения и прицеливания «Агава-2», радиопоглощающим покрытием, а также комплексом активной защиты «Арена» (Т-80УМ1). Т-80 начали поступать в западные военные округа и зарубежные группы войск в конце 70-х годов и в составе Советской Армии участия в боевых действиях не принимали, но Россия использовала эти танки в чеченском военном конфликте.

Выводы

Т-80 оказался невостребованным в какой-то степени несправедливо. У него до сих пор есть потенциал, позволяющий довести характеристики до современного уровня, а газотурбинная силовая установка обладает ярко выраженными преимуществами, например, в условиях высокой или низкой температуры окружающей среды.

С другой стороны, разнообразие танкового парка ни к чему хорошему не приводит, тем более, скоро появится новая техника. Возможно, газотурбинный танк сможет себя проявить в экспортном варианте, а сейчас остаётся лишь немного сожалеть, что ему нашлось маловато места в нашей армии.

  • Т-90
  • Фото Т-90
  • Видео Т-90
  • Характеристики Т-90
  • Т-80
  • Фото Т-80
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector