Иван кожедуб

Удачливый «охотник»

Кожедуб геройски дрался в небе при освобождении Харькова, в боях на Днепре и в наступлении на Правобережной Украине и Молдавии. В мае 1944-го он получил новый самолёт «Ла-5ФН», именной — построенный на деньги пчеловода Василия Конева из Сталинградской области. Лётчик вскоре написал благодарственное письмо дарителю, доложив, что на этом самолёте за семь дней воздушных боёв в небе Румынии сбил восемь фашистских асов.

Фото из архива
В мае 1944-го Иван Кожедуб получил новый самолёт «Ла-5ФН», именной — построенный на деньги пчеловода Василия Конева.

В июле 1944-го Ивана Кожедуба назначили на должность заместителя командира 176-го истребительного авиационного полка. На учебном аэродроме в Подмосковье, где он переучивался на новейший истребитель «Ла-7», капитана Кожедуба «нашла» вторая Золотая Звезда Героя Советского Союза.

Вернувшись на фронт, воевал на территории Польши. В небе над Вислой стал регулярно вылетать на «свободную охоту». В послевоенных мемуарах маршал авиации Иван Никитович Кожедуб напишет: «Охота» потому и называется свободной, что лётчик свободен выбрать цель и время атаки. «Охотник» должен построить правильный манёвр, атаку производить внезапно и своей внезапностью ошеломить врага, а главное — поразить его, уничтожить. Воздушный «охотник» должен бить наверняка».

Фото из архива
Дважды Герой Советского Союза гвардии майор Иван Никитович Кожедуб у истребителя «Ла-7» перед боевым вылетом.

Именно так он и бил, «охотясь» на вражеские железнодорожные составы,  эшелоны, автомашины и бронетранспортёры, но большей частью за немецкими самолётами. На один из участков фронта для обеспечения господства в воздухе германское командование направило группу лучших асов Люфтваффе. В ответ, чтобы показать противнику, кто во фронтовом небе хозяин, Ивану Кожедубу поручили возглавить группу из десяти наших опытных «охотников». Немецких асов советские асы перебили за несколько дней, отправив в последний штопор восемь вражеских истребителей. Лично Кожедуб уничтожил три самолёта.

Он стал идеальным воздушным бойцом — инициативным, дерзким, но расчётливым. Сослуживцы вспоминали, что автоматизм движений Кожедуба в бою был отработан до немыслимого предела. Отличный снайпер, он поражал цель из любых положений самолёта.

24 февраля 1945 года, находясь на «свободной охоте», Иван Кожедуб сбил немецкий реактивный истребитель «Мессершмитт-262». А два последних самолёта врага он уничтожил 17 апреля 1945 года. Обе немецкие воздушные боевые машины упали на разбитые улицы горящего Берлина.

Из архива
24 февраля 1945 года, находясь на «свободной охоте», Иван Кожедуб сбил немецкий реактивный истребитель «Мессершмитт-262».

Первое боевое «крещение».

В марте 1943 года я прибыл на Воронежский фронт рядовым лётчиком в полк, которым командовал майор И. Солдатенко. Полк был вооружён самолётами Ла-5. С первого дня я стал присматриваться к боевой работе моих новых товарищей. Внимательно слушал разборы выполнения боевой работы за день, изучал тактику врага и старался соединить теорию, приобретённую в школе, с фронтовым опытом. Так изо дня в день я подготовлялся к схватке с врагом. Прошло всего несколько дней, а мне казалось, что моя подготовка бесконечно затягивается. Хотелось как можно скорее вылететь вместе с товарищами навстречу врагу.

Фото Ивана Кожедуба после войны.

Встреча с противником произошла неожиданно. Случилось это так: 26 марта 1943 года я, в паре с ведущим младшим лейтенантом Габуния, вырулил на старт дежурить. Неожиданно нам был подан сигнал для взлёта. Младший лейтенант Габуния быстро поднялся в воздух.

Я несколько задержался на взлёте и после первого разворота потерял ведущего. Связаться по радио ни с ведущим, ни с землёй мне не удалось. Тогда я решил произвести пилотаж над аэродромом. Набрав 1500 метров высоты, приступил к пилотированию.

Вдруг ниже меня метров на 800 я заметил 6 самолётов, которые подходили к аэродрому со снижением. С первого взгляда я принял их за Пе-2, но через несколько секунд я увидел разрывы бомб и огонь зениток на нашем аэродроме. Тогда я понял, что это немецкие многоцелевые самолёты Ме-110. Помню, как сильно забилось сердце. Передо мной был враг.

Я решил атаковать противника, быстро развернувшись, на максимальной скорости пошёл на сближение. Оставалось 500 метров, когда в сознании мелькнуло слышанное мною от командира правило воздушного боя: «Перед атакой посмотри назад».

Оглянувшись, я заметил, как с большой скоростью приближается ко мне сзади самолёт с белым коком. Не успел я распознать, чей это самолёт, как он уже открыл по мне огонь. Один снаряд разорвался у меня в кабине. Резким разворотом влево со скольжением выхожу из-под удара. Пара Ме-109 с большой скоростью прошла справа от меня. Теперь я понял, что они, заметив мою атаку, спикировали и атаковали меня. Однако моя неудавшаяся атака заставила Ме-110 отказаться от повторного захода на бомбометание.

В этой встрече я на практике убедился, как важна роль ведомого для прикрытия ведущего при атаке цели.

В дальнейшем, летая в слётанной группе, я одержал 63 победы, не зная поражения.

Список воздушных побед

В официальной советской историографии итог боевой деятельности Кожедуба выглядит как 62 самолёта противника, сбитые лично. Однако недавние архивные исследования показали, что эта цифра немного занижена — в наградных документах (откуда она, собственно, и была взята) по неизвестным причинам отсутствуют две воздушные победы (8 июня 1944 — Ме-109 и 11 апреля 1944 — PZL P.24), между тем как они были подтверждены и официально занесены на личный счёт лётчика.

№ п/п

Дата победы

Тип самолёта

Место победы

1

06.07.1943

Ju 87

зап. Завидовка

2

07.07.1943

Ju 87

ст. Гостищево

3

09.07.1943

Bf 109

Красная Поляна

4

09.07.1943

Bf 109

вост. Покровка

5

09.08.1943

Bf 109

Прелестный

6

14.08.1943

Bf 109

Искровка

7

14.08.1943

Bf 109

Коломна

8

16.08.1943

Ju 87

Рогань

9

22.08.1943

Fw 190

Люботин

10

09.09.1943

Bf 109

сев. Искровка

11

30.09.1943

Ju 87

юго-зап. Бородаевка

12

01.10.1943

Ju 87

зап. Бородаевка

13

01.10.1943

Ju 87

зап. Бородаевка

14

02.10.1943

Bf 109

Плоское

15

02.10.1943

Ju 87

Петровка

16

02.10.1943

Ju 87

юго-зап. Андреевка

17

02.10.1943

Ju 87

юго-зап. Андреевка

18

04.10.1943

Bf 109

сев.-зап. Бородаевка

19

05.10.1943

Bf 109

юго-зап. Красный Кут

20

05.10.1943

Bf 109

зап. Куцеваловка

21

06.10.1943

Bf 109

Бородаевка

22

10.10.1943

Bf 109

Днепрово-Каменка

23

12.10.1943

Ju 87

сев. Плоское

24

12.10.1943

Bf 109

юж. Петровка

25

12.10.1943

Ju 87

юж. Домоткань

26

29.10.1943

Ju 87

Кривой Рог

27

29.10.1943

He 111

зап. Будовка

28

16.01.1944

Bf 109

Ново-Злынка

29

30.01.1944

Bf 109

вост. Нечаевка

30

30.01.1944

Ju 87

зап. Липовка

31

14.03.1944

Ju 87

Осиевка

32

21.03.1944

Ju 87

Лебедин — Шпола

33

11.04.1944

PZL P.24

Сырка

34

19.04.1944

He 111

сев. Яссы

35

28.04.1944

Ju 87

юго-вост. Вултуру

36

29.04.1944

Hs 129

Хорлешти

37

29.04.1944

Hs 129

Хорлешти

38

03.05.1944

Ju 87

Тыргу Фрумос — Думбрэвица

39

31.05.1944

Fw 190

вост. Вултуру

40

01.06.1944

Ju 87

Чужа Вода

41

02.06.1944

Hs 129

зап. Стынка

42

03.06.1944

Fw 190

Редиу-Улуй — Тэтэр

43

03.06.1944

Fw 190

Редиу-Улуй — Тэтэр

44

03.06.1944

Fw 190

сев.-зап. Яссы

45

07.06.1944

Bf 109

Пырлица

46

08.06.1944

Bf 109

Кырпицы

47

22.09.1944

Fw 190

сев.-зап. Стренчи

48

22.09.1944

Fw 190

юго-зап. Рамниеки — Даксты

49

25.09.1944

Fw 190

сев.-зап. Валмиера

50

16.01.1945

Fw 190

юж. Студзяна

51

10.02.1945

Fw 190

сев.-зап. окр. аэродром Морин

52

12.02.1945

Fw 190

зап. Кинитц

53

12.02.1945

Fw 190

зап. Кинитц

54

12.02.1945

Fw 190

оз. Китцер-Зее

55

17.02.1945

Me 262

вост. Альт-Фридлянд

56

19.02.1945

Bf 109

сев. Фюрстенфельде

57

11.03.1945

Fw 190

сев. Брюнхен

58

18.03.1945

Fw 190

сев. Кюстрин

59

18.03.1945

Fw 190

сев.-зап. Кюстрин

60

22.03.1945

Fw 190

сев. Зеелов

61

22.03.1945

Fw 190

вост. Гузов

62

23.03.1945

Fw 190

ст. Вербиг

63

17.04.1945

Fw 190

Врицен

64

17.04.1945

Fw 190

Кинитц

В конце Великой Отечественной войны американскими лётчиками в зоне действий советской авиации были сбиты советские истребители. И. Н. Кожедуб вылетел и лично подбил два американских истребителя, виновных в этом акте агрессии. В книге Николая Бодрихина «Советские асы» приведены несколько иные обстоятельства этого эпизода: Кожедуб отогнал от американского бомбардировщика атаковавшие его немецкие самолёты, после чего был сам атакован американским истребителем с очень большой дистанции. Кожедуб сбил два американских самолёта; судя по словам выжившего американского лётчика, американцы приняли самолёт Кожедуба за немецкий Фокке-Вульф.

Первый бой мог стать последним

Во время взлёта на первый боевой вылет молодой лётчик Иван Кожедуб потерял из виду ведущего. Заметив, что к аэродрому летят немецкие бомбардировщики, решил отличиться в первом же бою: пошёл в атаку в одиночку. Но сбить врага не удалось, наоборот, сам оказался под ударом «Мессершмитта-109». От зажигательного снаряда, метко выпущенного из авиапушки немецкого истребителя, жизнь советского лётчика спасла бронеспинка. Но это ещё не было концом злоключений. По подбитому «Ла-5» знатно отработала и прикрывавшая аэродром родная зенитная артиллерия. Три попадания практически лишили боевую машину управляемости, но пилот всё же сумел посадить её на взлётно-посадочную полосу.

Фото из архива
Молодой лётчик Иван Кожедуб.

Сослуживцы назвали это чудом: самолёт восстановлению не подлежал, его списали. А получивший нагоняй от начальства за безрассудство в бою старший сержант Иван Кожедуб оказался «безлошадным». Летать стал изредка, если в полку вдруг оказывался свободным из-за болезни или ранения лётчика самолёт. Кожедуба даже собрались отправить на пост оповещения…

Привычка к испытаниям

Иван Кожедуб родился в деревне Ображеевка Сумского уезда в бедной крестьянской семье. Он был нежданным, младшим в семье ребёнком, родившимся после большого голода.

Его отец был незаурядным человеком. В перерывах от работы на фабрике и и крестьянским трудом, он находил время и силы читать книги и сочинять стихи. Невзирая на протесты матери, отец посылал пятилетнего Ивана сторожить ночью сад. Став старше, сын спросил: «Зачем это?». Действительно, воровали тогда редко, да и сторож из ребёнка бесполезный. Отец ответил: «Приучал тебя к испытаниям». И это сработало.

В 1941 году Кожедуб окончил Чугуевскую авиационную школу лётчиков, где и остался инструктором. Курсанты за глаза называли строгого инструктора «Триждыдубом», но Иван Никитович с иронией относился к этому прозвищу. После начала войны авиашколола была эвакуирована в Чимкент в Казахстане. Многократные рапорты Кожедуба с просьбой о переводе в действующую армию отклонялись. И только в ноябре 1942 года лётчик был направлен в 240-й истребительный авиационный полк в Иваново.

Предполагается, что сбиты два истребителя USAAF P-51

Кожедуб предположительно сбил два истребителя USAAF P-51 Mustang в ходе инцидента с дружественным огнем 17 апреля 1945 года. Он столкнулся с группой американских B-17 Flying Fortress, атакованных самолетами люфтваффе. Его самолет, по-видимому, был принят американскими истребителями сопровождения за противника и атакован. Кожедуб, не имея другого выхода, защищался, сбив два Р-51. Пока эта история полностью не подтверждена. Существует пленка, которую Кожедуб рекламировал как настоящий фильм, снятый камерой с оружием в руках. однако запись была снята с использованием оборудования Zeiss , которое использовалось в основном Люфтваффе.

Список воздушных побед

Лавочкин Ла-5, эксплуатировался в 1943–1944 гг.

Лавочкин Ла-5ФН, эксплуатировался с 1944 г.

По данным советских асов 1941—1945 гг. Победы сталинских соколов ( русский : Советские Асы 1941-1945 Победы сталинских соколов. ) Михаил Быков.

## Дата Тип кондиционера Расположение
1 6 июля 1943 г. Ju 87 к западу от Завидовки
2 7 июля 1943 г. Ju 87 Станция Гостищево
3 9 июля 1943 г. Bf 109 Красная Поляна
4 9 июля 1943 г. Bf 109 к востоку от Покровки
5 9 августа 1943 г. Bf 109 Прелестный
6 14 августа 1943 г. Bf 109 Искровка
7 14 августа 1943 г. Bf 109 Коломна
8 16 августа 1943 г. Ju 87 Рохан
9 22 августа 1943 г. Fw 190 Люботин
10 9 сентября 1943 г. Bf 109 к северу от Искровки
11 30 сентября 1943 г. Ju 87 юго-западнее Бородаевки
12 1 октября 1943 г. Ju 87 к западу от Бородаевки
13 1 октября 1943 г. Ju 87 к западу от Бородаевки
14 2 октября 1943 г. Bf 109 Плоское
15 2 октября 1943 г. Ju 87 Петровка
16 2 октября 1943 г. Ju 87 юго-западнее Андреевки
17 2 октября 1943 г. Ju 87 юго-западнее Андреевки
18 4 октября 1943 г. Bf 109 к северо-западу от Бородаевки
19 5 октября 1943 г. Bf 109 юго-западнее Красного Кута
20 5 октября 1943 г. Bf 109 к западу от Куцеваловки
21 год 6 октября 1943 г. Bf 109 Бородаевка
22 10 октября 1943 г. Bf 109 Днепрово-Каменка
23 12 октября 1943 г. Ju 87 к северу от Плоского
24 12 октября 1943 г. Bf 109 к югу от Петровки
25 12 октября 1943 г. Ju 87 к югу от Домоткана
26 29 октября 1943 г. Ju 87 Кривой Рог
27 29 октября 1943 г. Он 111 к западу от Будовки
28 год 16 января 1944 г. Bf 109 Ново-Злынка
29 30 января 1944 г. Bf 109 к востоку от Нечаевки
30 30 января 1944 г. Ju 87 к западу от Липовки
31 год 14 марта 1944 г. Ju 87 Осиевка
32 21 марта 1944 г. Ju 87 Лебедин — Шпола
33 11 апреля 1944 г. PZL P.24 Сырка
34 19 апреля 1944 г. Он 111 к северу от Ясс
35 год 28 апреля 1944 г. Ju 87 к юго-востоку от Вултуру
36 29 апреля 1944 г. Hs 129 Хорлешти
37 29 апреля 1944 г. Hs 129 Хорлешти
38 3 мая 1944 г. Ju 87 Тыргу-Фрумос — Думбрэвица
39 31 мая 1944 г. Fw 190 к востоку от Вултуру
40 1 июня 1944 г. Ju 87 Куза Водэ
41 год 2 июня 1944 г. Hs 129 к западу от Стынки
42 3 июня 1944 г. Fw 190 Редиу Улуи — Тэтэр
43 год 3 июня 1944 г. Fw 190 Редиу Улуи — Тэтэр
44 год 3 июня 1944 г. Fw 190 к северо-западу от Ясс
45 7 июня 1944 г. Bf 109 Парлиня
46 8 июня 1944 г. Bf 109 Cârpii
47 22 сентября 1944 г. Fw 190 к северо-западу от Стренчи
48 22 сентября 1944 г. Fw 190 юго-западнее Рамниеки — Даксты
49 25 сентября 1944 г. Fw 190 к северо-западу от Валмиеры
50 16 января 1945 г. Fw 190 к югу от Студзяны
51 10 февраля 1945 г. Fw 190 к северо-западу от аэродрома Мохрин
52 12 февраля 1945 г. Fw 190 к западу от Киница
53 12 февраля 1945 г. Fw 190 к западу от Киница
54 12 февраля 1945 г. Fw 190 Кицерзее озеро
55 17 февраля 1945 г. Мне 262 к востоку от Альт-Фридланд
56 19 февраля 1945 г. Bf 109 к северу от Фюрстенфельде
57 год 11 марта 1945 г. Fw 190 к северу от Брюнхена
58 18 марта 1945 г. Fw 190 к северу от Кюстрина
59 18 марта 1945 г. Fw 190 к северо-западу от Кюстрина
60 22 марта 1945 г. Fw 190 к северу от Зелоу
61 22 марта 1945 г. Fw 190 к востоку от Гусова
62 23 марта 1945 г. Fw 190 Станция Вербиг
63 17 апреля 1945 г. Fw 190 Wriezen
64 17 апреля 1945 г. Fw 190 Киниц

До августа 1944 года Кожедуб летал на Лавочкине Ла-5 , затем на Лавочкине Ла-7 .

Отражение американской атаки

17 (по некоторым источникам 22) апреля майор Красной Армии Иван Кожедуб вылетел на очередное боевое задание в район Берлина и увидел американский бомбардировщик, атакуемый немецкими истребителями. Своим огнем ему удалось отогнать немцев, но буквально через несколько минут он сам был атакован двумя истребителями Р-51 «Мустанг» ВВС США. 

Возмущения аса не было предела. «Кому огня? Мне?!» – рассказывал ветеран через полвека. Сделав несколько переворотов в воздухе, летчик сбил один истребитель американцев, летчику которого удалось выпрыгнуть с парашютом. Второму пилоту повезло меньше. От очередей Кожедуба «Мустанг» взорвался в воздухе, а советский летчик вернулся на свой аэродром, готовясь предстать перед трибуналом. 

Но справедливость на свете иногда существует. Приземлившийся на советской территории афроамериканский пилот почему-то рассказал, что его сбил немецкий «Фокке-Вульф» с красным носом. А советское командование, изучившее фотосъемку прошедшего боя, решило не предавать историю огласке, прикрыв таким образом своего лучшего летчика-истребителя. Естественно, сбитые самолеты на личный счет Кожедубу никто не записал, но он был не в обиде, избежав проблем и возможного трибунала. 

Через много лет Кожедуб признался, что комполка Павел Чупиков лично передал ему эти фотоматериалы Кожедубу со словами: «Забери их себе, Иван, и никому не показывай». 

Лишь много позднее стало известно, что американским истребителям дали задание «прощупать» известного советского аса, отследив его местоположение с помощью радиоперехвата, а на случай неудачи заранее была заготовлена достаточно правдоподобная версия с немецким «Фокке-Вульфом» 

Военная служба

В 1941 году жизнь Ивана Кожедуба разделилась на две эпохи: до и после войны. С педагогическим составом авиашколы молодой человек оказался в Чимкенте (ныне Шымкент). Этот город располагается на территории Казахстана. Вскоре Ивану присвоили звание старшего сержанта, а уже через несколько месяцев доставили Кожедуба в 240 истребительный полк 302 истребительной авиационной дивизии, которая была размещена в Иваново. Годом позже летчик оказался на Воронежском фронте.

Вот самолет Ивана взлетает в воздух, но первый блин оказался комом. Ла-5, на котором передвигался Кожедуб, был поврежден. Только спинка из непробиваемого материала позволила летчику сохранить жизнь. Самолет оказался полностью разбит, но мастерство пилота позволило приземлиться на взлетно-посадочной полосе. Восстановить одномоторный истребитель не удалось.

Летчик Иван Кожедуб

Из-за нехватки летательных аппаратов Кожедуба пытались перевести на пост оповещения, но непосредственный командир встал на защиту солдата. Уже летом 1943 года Иван получил очередную звездочку и стал носить звание младшего лейтенанта. Благодаря этим изменениям пилот поднялся по карьерной лестнице до заместителя командира эскадрильи.

Верность Отчизне Иван доказывал каждый день, поднимаясь в небо и защищая русскую землю. 6 июля 1943 года началась битва на Курской дуге. В этот раз взмыл в небесную синеву Кожедуб уже в 40 раз. Юбилей отметил летчик сбитым немецким самолетом-бомбардировщиком. Спустя сутки пилот заявил об еще одном летательном аппарате, который сбил. 9 июля под огонь попали 2 истребителя противника.

Истребитель Ла-7 Ивана Кожедуба

За такие достижения Иван получил звание лейтенанта и Героя Советского Союза. В 1944 году Кожедуб пересел на уникальный самолет Ла-5ФН. Летательный аппарат создали на пожертвование пчеловода из Сталинградской области В.В. Конева. В это же время пилота награждают званием капитана и переводят на должность заместителя командира 176 гвардейского полка. В небо отныне военнослужащего поднимал новенький истребитель Ла-7. На счету Кожедуба присутствует 330 боевых вылетов и 62 сбитых самолета.

Для Ивана завершилась Великая Отечественная война 17 апреля 1945 года. Победу пилот встретил уже в Берлине. Здесь же мужчине вручили очередную медаль «Золотая Звезда». Эту награду присуждали тем людям, которые проявили отвагу, мужество и высокое воинское мастерство. Из основных черт Кожедуба можно выделить желание рисковать. Открывать огонь летчик предпочитал на близком расстоянии.

Позже Иван Никитович напишет автобиографию, в которой расскажет, что в 1945 году, незадолго до завершения военных действий, на хвосте самолета оказались два «американца». Военнослужащие США восприняли Кожедуба как врага, поэтому стали обстреливать советский летательный аппарат. Сами и пострадали: погибать Иван не планировал, а, напротив, мечтал вновь ступить на землю. В итоге американцы погибли.

Нельзя недооценивать подвиги, которые совершил Иван Никитович в военные годы. Не единожды Кожедуб оказывался в неприятных ситуациях, из которых любой другой пилот не смог бы выбраться. Но летчик каждый раз выходил из битв победителем. Мужчина сажал фактически разрушенные истребители и сам оставался в живых.

Иван Кожедуб вместе с летчиками-асами

Оставлять службу после окончания Великой Отечественной войны Кожедуб не желал, поэтому остался на службе в ВВС. Для дальнейшего продвижения Ивану Никитовичу требовалось получить высшее образование, поэтому летчик поступил в Краснознаменную Военно-воздушную академию. Постепенно авиастроительные заводы стали создавать уникальные конструкции. Кожедуб поднимался в воздух и испытывал летательные аппараты.

Так в 1948 году Иван Никитович испытал реактивный МиГ-15. Спустя 8 лет судьба привела летчика в Военную академию Генерального штаба. Настало время новой войны, которая проходила в Корее. Оставить без руководства 324 истребительную авиационную дивизию командир не мог, поэтому отправился с солдатами в другую страну. Благодаря навыкам Кожедуба за год в войне погибли 9 пилотов, было одержано 216 побед в воздухе.

Иван Кожедуб в последние годы

После возвращения из Кореи занял пост заместителя командующего ВВС Московского военного округа. Эту должность покинул в 1971 году в связи с переводом в центральный аппарат Военно-воздушных сил. Спустя 7 лет Иван Никитович оказался в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. В 1985 году Кожедуб получил звание Маршала авиации.

Помимо любви к военной службе, у Ивана Никитовича было другое направление деятельности. Это политика. Однажды Кожедуба избрали народным депутатом в Верховный Совет СССР II-V созывов.

Почести и награды

Кожедуб на марке России 2020 г.

Советский союз
  • Трижды Герой Советского Союза (4 февраля 1944 г., 19 августа 1944 г. и 18 августа 1945 г.)
  • Два ордена Ленина (4 февраля 1944 г. и 21 февраля 1978 г.)
  • Семь орденов Красного Знамени (22 июля 1943 г., 30 сентября 1943 г., 29 марта 1945 г., 29 июня 1945 г., 2 июня 1951 г., 22 февраля 1958 г. и 26 июня 1970 г.)
  • Орден Александра Невского (31 июля 1945 г.)
  • Орден Отечественной войны I степени (11 марта 1985 г.).
  • Два ордена Красной Звезды (4 июня 1955 г. и 20 октября 1955 г.)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством в Вооруженных Силах СССР» II степени (22 февраля 1990 г.)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством в Вооруженных Силах СССР» III степени (30 апреля 1975 г.).
  • Медаль «За боевые заслуги»
  • Медаль «За освобождение Варшавы» (1945 г.).
  • Медаль «За взятие Берлина» (1945).
  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1945 г.)
  • Юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1965 г.)
  • Юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1975 г.)
  • Юбилейная медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1985 г.)
  • Юбилейная медаль «В память 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1969).
  • Медаль «Ветеран Вооруженных Сил СССР» (1976 г.).
  • Медаль «За укрепление братства по оружию».
  • Медаль «За безупречную службу» I степени.
  • Юбилейная медаль «30 лет Советской Армии и Флота» (1948 г.).
  • Юбилейная медаль «40 лет Вооруженных Сил СССР» (1957 г.).
  • Юбилейная медаль «50 лет Вооруженных Сил СССР» (1967).
  • Юбилейная медаль «60 лет Вооруженных Сил СССР» (1978).
  • Юбилейная медаль «70 лет Вооруженных Сил СССР» (1988 г.).
  • Медаль «В память 800-летия Москвы» (1947 г.).
  • Медаль «В память 1500-летия Киева» (1982).
Иностранный
  • Медаль советско-китайской дружбы ( Китай )
  • Патриотический орден «За заслуги» , бронза III степени ( ГДР ).
  • Орден Красного Знамени ( Монголия )
  • Медаль «50 лет Монгольской Народной Армии» (Монголия).
  • Орден Государственного флага III степени ( Северная Корея )
  • Орден Свободы и Независимости I степени (Северная Корея)
  • Рыцарский крест ордена Polonia Restituta ( Польша )

Долгая охота на американцев

В начале мая Ивану Никитовичу пришлось вступить еще в один воздушный бой с американцами. На этот раз он выполнял прямой приказ любой ценой воспрепятствовать бомбометанию группы «летающих крепостей» Boeing В-17 ВВС США, с неизвестной целью вошедших в зону советской оккупации Германии. 

Несмотря отчаянное сопротивление, три американских бомбардировщика были сбиты, а остальные спешно развернулись и ушли на свою территорию. Возникший скандал командованию обеих группировок удалось спешно замять, а сбитые самолеты Кожедубу вновь записаны не были. 

По одной из версий, именно эффективность действий Ивана Кожедуба против союзников стала причиной награждения 25-летнего летчика третьей Золотой Звездой Героя Советского Союза, которую ему вручили 18 августа 1945 года. 

Уникальный советский ас отдал последующие годы своей жизни службе родной стране, освоив новейший реактивный самолет МИГ-15. В годы конфликта между Северной и Южной Кореей (1950-1953) командовал 324-й истребительной авиационной дивизией, летчики которой сбили 216 (по другой информации 246) самолетов противника, потеряв 27 своих. 

Беспроигрышная тактика ведения воздушного боя

Совсем молодой летчик (он родился всего за 21 год до войны) разработал собственную технику ведения воздушного боя. Она была проста, эффективна, но требовала отличных навыков управления боевой машиной и хорошего глазомера. 

Большинство летчиков-истребителей из различных стран старались максимально сблизиться с самолетами противника, подлетая на расстояние в 50-60 метров, и лишь затем открывали огонь. Обладавший отличным зрением и координацией советский ас открывал огонь с расстояния в 200-300 метров, заставая врасплох даже наиболее опытных фашистских летчиков. 

Эффективность тактики была доказана не столько даже большим количеством сбитых самолетов, сколько тем, что самого Кожедуба так ни разу и не сбили. 

19 февраля 1945 года он стал первым из советских летчиков, сбившим сверхмощный немецкий реактивный истребитель Me-262, значительно превосходящий в скорости Ла-7 Кожедуба. Информация об удачливом советском асе получила широкое распространение и очень не понравилась союзникам-американцам, которым до этого тоже удавалось сбивать реактивные самолеты немцев. 

В это время обе союзнические армии продвигались навстречу друг другу, и в начале апреля сфера ответственности их авиации пересеклась в районе Берлина. В последний месяц войны произошло несколько спонтанных боестолкновений между летчиками обеих стран, а Советский Союз понес первые потери от действия союзников. 

Военная карьера

Его первый боевой вылет был 26 марта 1943 года. Он действовал на Воронежском фронте, а в июле — на полях Курской битвы. Его первым убитым стал Junkers Ju 87 Stuka , сбитый во время Курской битвы 6 июля 1943 года. К 16 августа он одержал восемь побед в воздухе. Его повысили до младшего лейтенанта. Затем его часть двинулась в сторону Харькова. В это время он обычно летал в сопровождении двухмоторных бомбардировщиков « Петляков Пе-2 ». Проходил службу летчиком-истребителем на нескольких направлениях ( Степной фронт , 2-й Украинский фронт , 1-й Белорусский фронт ) и в разных званиях, от старшего летчика до заместителя командира авиационного полка. Он заявил о своих 61-й и 62-й победах — своих последних притязаниях в войне — над Берлином 16 апреля 1945 года.

Кожедубу было приписано наибольшее количество побед в воздушных боях среди советских летчиков во время Второй мировой войны. Он считается лучшим советским летным асом войны и связан с полетами на Лавочкине Ла-7 . Считалось, что он обладает природным даром стрелять с отклонением , то есть целиться впереди движущейся цели во время стрельбы так, чтобы снаряд и цель столкнулись.

Рекорд Кожедуба во Второй мировой войне состоял из:

  • 330 боевых вылетов
  • 120 воздушных боёв
  • Сбито 62 вражеских самолета, в том числе один истребитель Me 262 (возможно, Уффз Курт Ланге 1./KG(J)54.)

Летчик Иван Кожедуб во время Великой Отечественной войны

Вторая «Золотая Звезда»

Второй медали «Золотая Звезда» Кожедуб был удостоен 19 августа 1944 года за 256 боевых вылетов и 48 сбитых самолётов противника. К концу войны Иван Кожедуб — уже майор гвардии — совершил 330 боевых вылетов, в 120 воздушных боях сбил 62 самолёта противника, среди которых было 17 пикирующих бомбардировщиков «Ju-87», по 2 бомбардировщика «Ju-88» и «He-111», 16 истребителей «Bf-109» и 21 «Fw-190», 3 штурмовика «Hs-129» и 1 реактивный истребитель «Me-262».

Последний бой в Великую Отечественную, в котором он сбил два «FW-190», Кожедуб провёл в небе над Берлином.

Кроме того, на счету Кожедуба числятся также два сбитых в 1945 году американских самолёта «Мустанг», которые атаковали его, приняв его истребитель за немецкий самолёт.

Личная жизнь

В 1928 году родилась будущая супруга Ивана Кожедуба Вероника Николаевна. О том, как молодые люди познакомились, как между ними завязались романтические отношения, военнослужащий предпочитал не рассказывать.

Иван Кожедуб и его жена Вероника

В послевоенные годы в семье Героя Советского Союза родилась дочь, которую назвали Натальей. Позже девушка подарила родителям внука Василия Витальевича. Сейчас мужчина трудится в медицинском учреждении в Москве.

В 1952 году вновь у Кожедубов случилось пополнение. На этот раз родился сын. Мальчик получил имя Никита. Юноша пошел по стопам отца, но только не в летное, а в мореходное училище. Во время службы Никита женился на девушке по имени Ольга Федоровна. В 1982 году у новоиспеченной семьи родилась девочка Анна. В 2002 году объявили о кончине капитана 3 ранга ВМФ СССР.

Память

Кожедуба

Именем Ивана Кожедуба назван парк в городе Сумы (Украина) возле входа установлен памятник лётчику, а также улица на юго-востоке Москвы (улица Маршала Кожедуба). Также в его честь названы улицы в городах Усть-Каменогорск, Алма-Ата в Казахстане, Салават, Балашиха, Семилуки (Российская Федерация).

Имя Трижды Героя Советского Союза Ивана Никитича Кожедуба носит Харьковский университет Воздушных Сил (бывш.ХВВАУЛ, ХИЛ, ХВУ), а также Шосткинский химико-технологический колледж.

8 июня 2010 года в городе Шостка в ознаменование 90-летия Кожедуба был установлен бюст возле музея Ивана Кожедуба.

12 ноября 2010 года памятник Кожедубу был установлен в Харькове, на территории Харьковского университета Воздушных Сил.

В 2010 году Украина праздновала на государственном уровне 90-летие со дня рождения героя. Тогда же была выпущена памятная монета, посвящённая Ивану Кожедубу.

Именем Ивана Кожедуба названа улица в микрорайоне Авиаторов города Балашиха Московской области.

Именем Ивана Кожедуба назван пионерский лагерь в Московской области (Одинцовский р-н, под Кубинкой).

Макет самолета Ла-5, на котором совершил первый вылет с Уразовского аэродрома во время войны И. Н. Кожедуб, был открыт в мае 1988 года в Белгородской области.

  • Назад

  • Вперёд

Добавить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector