Лётчик-ас кожедуб иван никитович

Обзор

Премия учреждена 16 апреля 1934 года Центральным Исполнительным Комитетом Советского Союза . Первым обладателям этого звания первоначально были вручены только высшая советская награда — орден Ленина и грамота (грамота, грамота ) с описанием подвига от Президиума Верховного Совета СССР. Поскольку орден Ленина мог быть награжден за деяния, не дающие право на звание героя, а также для отличия героев от других обладателей ордена Ленина, медаль «Золотая звезда» была введена 1 августа 1939 года. Раньше герои имели право на получение этих предметов задним числом.

Герой мог быть снова удостоен этого звания за последующий героический подвиг дополнительной медалью «Золотая звезда» и сертификатом. Дополнительный орден Ленина не был вручен до 1973 года. Практика многократного присвоения этого звания была отменена Верховным Советом СССР в 1988 году во время перестройки .

Звание удостоено 44 иностранных граждан.

Звание также было присвоено посмертно, хотя часто без вручения настоящей медали «Золотая звезда».

Отменить титул мог только Президиум Верховного Совета .

Привилегии

Лица, получившие награду, имели право на особые привилегии, в том числе:

  • Пенсия с пособием по случаю потери кормильца в случае смерти правообладателя.
  • Первый приоритет в списке жилья со снижением арендной платы на 50%, освобождением от налогов и дополнительными 45 кв. М (480 кв. Футов) жилой площади.
  • Годовой авиабилет первого класса в оба конца
  • Бесплатный автобусный транспорт
  • Бесплатное ежегодное посещение санатория или дома отдыха
  • Медицинские льготы
  • Развлекательные преимущества

Краткая биография

В 1932-1933 г. А.И. Покрышкин учился в 3-й Пермской авиационной школе авиатехников. В ноябре 1938 года был направлен на учёбу в Качинскую Краснознамённую военную авиационную школу имени А. Ф. Мясникова. Окончил с отличием в ноябре 1939 года. В звании лейтенанта был распределён на должность младшего лётчика в 55-й истребительный авиационный полк, входивший в состав ВВС Одесского военного округа. Полк базировался в Кировограде, а в 1940 году был передислоцирован в Бельцы (Молдавская ССР). Войну старший лейтенант А.И. Покрышкин встретил в должности заместителя командира эскадрильи на Южном фронте, его аэродром подвергся бомбардировке 22 июня, в первый день войны. Воевал на Южном фронте, на Северо-Кавказском фронте. Участвовал в Донбасской оборонительной операции, в оборонительном этапе битвы за Кавказ. В 1943 году в воздушных боях на Кубани против прославленных немецких истребительных авиасоединений А. И. Покрышкин проявил себя во всём блеске таланта умелого воздушного бойца и мастера тактики.
 В 1943 году участвовал в Миусской наступательной операции, Донбасской наступательной операции, Мелитопольской наступательной операции и в блокировании немецких войск в Крыму. С начала мая 1944 года в боях на 2-м Украинском и с июля — на 1-м Украинском фронтах. Участвовал в воздушном сражении в районе Ясс, в Львовско-Сандомирской операции, прикрывая с воздуха наземные части на Сандомирском плацдарме. В 1945 году полковник А. И. Покрышкин командовал дивизией в ходе Висло-Одерской, Нижне-Силезской, Верхне-Силезской, Берлинской и Пражской наступательных операций. Дивизия под его командованием получила почётное наименование «Берлинская» и была награждена тремя орденами. Участвовал в параде Победы 1945 года как знаменосец 1-го Украинского фронта.
После войны продолжил службу в Вооруженных Силах. В 1948 году окончил Военную академию им. М.В.Фрунзе. Стал генерал-майором авиации в августе 1953 года. Далее служил в Войсках ПВО. С августа 1971 года занял должность председателя Центрального Комитета Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ). Через десять лет стал военным инспектором-советником Группы генеральных инспекторов Министерства обороны. Умер 13 ноября 1985 года.

Послевоенное время

После войны Александр Иванович стал слушателем основного факультета Военной Академии им. М.В. Фрунзе. А в 1948 году он ее окончил с золотой медалью. Прошел Покрышкин и обучение в Военной Академии Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, которую в 1957 году окончил, защитил кандидатскую диссертацию на степень кандидата военных наук, стал автором многих трудов и книг. Почти четверть века после победы Покрышкин отдал войскам ПВО. С 1948 по 1969 год Александр Иванович служил в войсках противовоздушной обороны. Он прошел путь от полковника до генерал-полковника, занимал должности командира корпуса и армии ПВО, заместителя командующего войсками ПВО. В 1972 году ему было присвоено звание маршала авиации.

Личная жизнь героя

Свою жену – Мария Кузьминичну Коржук он встретил во время войны, когда навещал в санчасти раненого друга. Как вспоминал потом Покрышкин, это была любовь с первого взгляда. Эту любовь к Марии Кузьминичне он пронес через всю свою жизнь. У  семьи Покрышкиных было два ребёнка: сын и дочь.

После войны Мария Кузьминична сильно заболела и по воспоминаниям сына Александра сказала: «Мужчине труднее быть одному, чем женщине. И мне на том свете покоя не будет, если ты будешь неухоженный. Только не женись на очень молодой. Ей нужен будешь не ты, а твое положение… » «Ну как же я смогу жить без тебя? — обнял отец маму.  — А наши дети? Да мы сделаем все, что угодно, лишь бы ты выздоровела… Даже если бы какой-то волшебник вернул мне молодость и выстроил передо мной сотню самых распрекрасных красавиц, а в самом конце поставил тебя в гимнастерке и кирзовых сапогах, какой ты была, когда мы познакомились, я выбрал бы тебя… «. Мария Покрышкина до конца дней своих считала, что ее исцелила любовь.

В своей жизни Александр Иванович с честью выдержал испытание «медными трубами» и сполна хлебнул горечи их обратной стороны – зависти чиновников к славе народного Героя.

Интересные факты из жизни Покрышкина

  • В  тайне от начальства во время отпуска за 17 дней осваивает двухгодичную программу аэроклуба и экстерном на «отлично» сдает экзамен
  • Первый воздушный бой Полкрышкина закончился бедой: по недоразумению он подбил советский самолёт 211-го бомбардировочного полка — лёгкий бомбардировщик Су-2, приняв его за вражеский. Хаос того первого дня во многом спас будущего аса, и он отделался лишь очень серьезным нагоняем от начальства.
  • С 1942 года Покрышкин находился в очень сложных отношениях с новым командиром полка Исаевым, который не принимал критики Покрышкиным устаревшей тактики советской истребительной авиации. Серия их конфликтов привела к тому, что Покрышкин был снят с должности и исключён из партии, а из имевшей место стычки в лётной столовой с офицерами соседнего полка сфабриковали дело против Покрышкина, которое было направлено для рассмотрения в военный трибунал в Баку. Только заступничество комиссара полка и вышестоящих начальников спасли боевого лётчика. Дело было прекращено, а сам он восстановлен в партии и в должности.
  • В феврале 1944 года получил повышение и предложение продолжить службу в Главном штабе ВВС РККА — управлять подготовкой новых пилотов. Но боевой лётчик отверг это предложение и остался в своём полку.
  • Президент США Франклин Рузвельт восхищенно сказал о нем: «Покрышкин, несомненно, самый выдающийся летчик Второй мировой войны»
  • Служивший когда-то с Покрышкиным известный летчик Константин Сухов рассказал однажды, как, будучи во время арабо-израильской войны советским военным советником по авиации в Сирии, он предлагал сирийским летчикам провести налет на позиции противника, используя определенную тактику, а они ему: нет, мы так делать не будем, Покрышкин пишет иначе! И показывали ему красиво оформленную книгу на арабском языке. Оказывается, главком сирийских ВВС на собственные деньги перевел и издал тиражом в пять тысяч экземпляров книгу Александра Ивановича «Небо войны»

Умер Алексендр Иванович 13 ноября 1985г. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

 ***

Память

В Москве:

бюст в Зале Славы Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе (2002 год);

мемориальная доска на доме по улице Большая Бронная, 19, где жил Покрышкин (ск. М. В. Переяславец, арх. А. П. Семёнов, открыта 7.5.1987);

В Краснодаре:

памятник в Краснодаре в микрорайоне имени Жукова (Энка), перенесённый в 2008 году с улицы Постовой;

мемориальная доска на доме у перекрёстка улиц Постовой и Седина, известный как «стодворка», в котором с 1936 года по 1938 год жил А. И. Покрышкин;

В Новосибирске:

бронзовый бюст в Новосибирске (Красный проспект), установлен в 1949 году в соответствии с правилом об установке бюста дважды Героя Советского Союза на его родине. Первоначально был установлен на пересечении Красного проспекта и улицы Гоголя. Но с началом сооружения метрополитена (1981 год) его «временно» переместили на площадь Свердлова (пересечение Красного проспекта и улицы Свердлова), где он и остался стоять;

в 1980 году имя А. И. Покрышкина было присвоено профессиональному училищу № 2 (с 2010 года — Новосибирский техникум металлургии и машиностроения);

с 1994 года в Новосибирском техникуме металлургии и машиностроения имени А. И. Покрышкина существует музей, посвящённый А. И. Покрышкину;

в 2000 году именем маршала Покрышкина была названа новая станция Новосибирского метрополитена. Через 12 лет, к столетнему юбилею маршала, при входе в один из её вестибюлей (см. фото) был установлен бронзовый бюст;

улица Покрышкина, названная так постановлением мэра Новосибирска от 2 июля 2001 года;

в 2003 году на площади Карла Маркса в Новосибирске был установлен памятник, а в 2006 году был проведён опрос населения на переименование площади в «Площадь Александра Покрышкина»;

в 2013 году около Новосибирского техникума металлургии и машиностроения имени А. И. Покрышкина установлен бюст;

к дню города в 2013 году в Новосибирске появилась Аллея маршала Покрышкина. Инициатива создания принадлежала студентам НГАХА. Она располагается от улицы Свердлова до улицы Коммунистическая, по Красному проспекту. Проект реконструкции его участка был утверждён 10 апреля 2013 года, на заседании архитектурно-градостроительного совета мэрии города. В ходе реконструкции здесь, согласно проекту стоимостью 10 млн рублей, появились: лавочки, обелиски и мозаики с изображениями самолётов, которые пилотировал Александр Покрышкин. На аллее также существующую тротуарную плитку поменяли на цветной гранит;

6 марта 2013 года Новосибирский Главпочтамт использовал спецгашение «100 лет со дня рождения А. И. Покрышкина (1913—1985)».

В Новокузнецке:В Перми:

мемориальная доска на бывшей школе авиатехников (ул. Орджоникидзе, 12), в которой он учился. Установлена в 1990 году, пропала в 2003 году, восстановлена с гипсового слепка в 2008 году.

Во Ржеве:

мемориальная доска в Ржевском авиагарнизоне, которым в 1950-е годы командовал А. И. Покрышкин;

площадь имени трижды Героя Советского Союза маршала авиации Александра Ивановича Покрышкина;

в 2013 году, на аллее в войсковой части 40963 6-й бригады военно-космической обороны, был установлен бронзовый бюст А. И. Покрышкина;

имя А. И. Покрышкина присвоено 6-й бригаде военно-космической обороны, штаб которой дислоцирован во Ржеве.

В Ростове-на-Дону:В Севастополе:На Украине:

в Киеве, на доме, в котором он жил в 1968 году (ул. Грушевского, 34а), установлен памятный знак;

бюст на аэродроме «Широкое» под Запорожьем. На этом аэродроме в 1988—1992 годах базировалось Запорожское авиационное училище лётчиков ДОСААФ СССР, которое носило имя трижды Героя Советского Союза маршала авиации А. И. Покрышкина;

в 1985 году Киевскому высшему инженерному радиотехническому училищу ПВО присвоено почётное звание имени маршала авиации А. И. Покрышкина.

В Казахстане:Воинские части:

почётные наименования «Имени трижды Героя Советского Союза маршала авиации А. И. Покрышкина» присвоены 4-й и 6-й бригадам противовоздушной обороны (ПВО) Войск воздушно-космической обороны (ВКО), дислоцированные в Долгопрудном (Московская обл.) и Ржеве (Тверская обл.);

его именем назван 689-й гвардейский Сандомирский, ордена Александра Невского истребительный авиационный полк (входит в состав Балтийского флота).

А также:

пионерский лагерь имени Покрышкина (Аэрокосмического объединения «Полёт», научно-производственное объединение «завод имени Баранова») в Омской области (курортная зона Чернолучье);

Художественная марка: 22 февраля 2013 года в обращение была введена художественная марка «100 лет со дня рождения А. И. Покрышкина (1913—1985)». (ЦФА (ИТЦ «Марка») № 1675).

  • Назад

  • Вперёд

Добавить комментарий

Маршал Кожедуб

После войны Иван Кожедуб отправился учиться. В 1949-ом он окончил Краснознамённую военно-воздушную академию

Во время учёбы в его жизни произошло важное событие: добираясь на электричке в часть, которая стояла в Монине, лётчик обратил внимание на девушку, но познакомиться с ней не отважился. Однако она так запала ему в душу, что он стал встречать все идущие в посёлок электрички, пока не увидел незнакомку вновь. В этот раз он решился и пригласил девушку на танцы, а через несколько месяцев они уже стали мужем и женой

В этот раз он решился и пригласил девушку на танцы, а через несколько месяцев они уже стали мужем и женой.

В годы Корейской войны Кожедуб в условиях строгой секретности командовал 324-й истребительной авиационной дивизией, защищавшей небо над полуостровом от американской авиации. Согласно подсчётам историков, с апреля 1951-го по февраль 1952 года подразделение Кожедуба одержало в Корее 200 воздушных побед, потеряв при этом 29 самолётов и десятерых лётчиков.

В дальнейшем опыт Кожедуба использовался страной на стратегическом уровне. В 1956 году он окончил академию Генштаба и через шесть лет возглавил 76-ю воздушную армию, затем проходил службу в центральном аппарате ВВС. В 1970-м ему присвоили звание генерал-полковника, а в 1978-м включили в состав Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

Также по теме


Белая Лилия Сталинграда: каким был боевой путь легендарной советской лётчицы Лидии Литвяк

1 августа 1943 года совершила свой последний боевой вылет легендарная советская лётчица Лидия Литвяк. Её называют самой результативной…

7 мая 1985 года Ивану Кожедубу было присвоено звание маршала авиации. В послевоенное время он неоднократно избирался народным депутатом Верховного Совета СССР. Написал несколько книг, разошедшихся многотысячными тиражами. Помимо советских орденов и медалей, он был удостоен наград ГДР, КНДР, Монголии и Польши.

Ушёл из жизни маршал Кожедуб 8 августа 1991 года. После смерти его имя было присвоено улицам и учебным заведениям в различных городах бывшего СССР. В его честь назван Центр показа авиационной техники в Кубинке.

По словам Дмитрий Хазанова, роль Ивана Кожедуба в советской военной истории была велика и многогранна. «Попытки некоторых любителей рассуждать о том, что Кожедуб якобы в чём-то уступал противнику, — это досужие разговоры. Ас есть ас. Это либо изначально прекрасно подготовленный лётчик, либо тот, кого закалила война, дав огромный фронтовой опыт. Он лично нанёс врагу огромный ущерб. При этом нельзя забывать о том, что помимо боевой составляющей есть ещё и морально-психологическая — на Кожедуба равнялись менее опытные пилоты, своим героизмом и мастерством он воодушевлял других красноармейцев», — подытожил эксперт.

Военная служба

В 1941 году жизнь Ивана Кожедуба разделилась на две эпохи: до и после войны. С педагогическим составом авиашколы молодой человек оказался в Чимкенте (ныне Шымкент). Этот город располагается на территории Казахстана. Вскоре Ивану присвоили звание старшего сержанта, а уже через несколько месяцев доставили Кожедуба в 240 истребительный полк 302 истребительной авиационной дивизии, которая была размещена в Иваново. Годом позже летчик оказался на Воронежском фронте.

Вот самолет Ивана взлетает в воздух, но первый блин оказался комом. Ла-5, на котором передвигался Кожедуб, был поврежден. Только спинка из непробиваемого материала позволила летчику сохранить жизнь. Самолет оказался полностью разбит, но мастерство пилота позволило приземлиться на взлетно-посадочной полосе. Восстановить одномоторный истребитель не удалось.

Летчик Иван Кожедуб

Из-за нехватки летательных аппаратов Кожедуба пытались перевести на пост оповещения, но непосредственный командир встал на защиту солдата. Уже летом 1943 года Иван получил очередную звездочку и стал носить звание младшего лейтенанта. Благодаря этим изменениям пилот поднялся по карьерной лестнице до заместителя командира эскадрильи.

Верность Отчизне Иван доказывал каждый день, поднимаясь в небо и защищая русскую землю. 6 июля 1943 года началась битва на Курской дуге. В этот раз взмыл в небесную синеву Кожедуб уже в 40 раз. Юбилей отметил летчик сбитым немецким самолетом-бомбардировщиком. Спустя сутки пилот заявил об еще одном летательном аппарате, который сбил. 9 июля под огонь попали 2 истребителя противника.

Истребитель Ла-7 Ивана Кожедуба

За такие достижения Иван получил звание лейтенанта и Героя Советского Союза. В 1944 году Кожедуб пересел на уникальный самолет Ла-5ФН. Летательный аппарат создали на пожертвование пчеловода из Сталинградской области В.В. Конева. В это же время пилота награждают званием капитана и переводят на должность заместителя командира 176 гвардейского полка. В небо отныне военнослужащего поднимал новенький истребитель Ла-7. На счету Кожедуба присутствует 330 боевых вылетов и 62 сбитых самолета.

Для Ивана завершилась Великая Отечественная война 17 апреля 1945 года. Победу пилот встретил уже в Берлине. Здесь же мужчине вручили очередную медаль «Золотая Звезда». Эту награду присуждали тем людям, которые проявили отвагу, мужество и высокое воинское мастерство. Из основных черт Кожедуба можно выделить желание рисковать. Открывать огонь летчик предпочитал на близком расстоянии.

Позже Иван Никитович напишет автобиографию, в которой расскажет, что в 1945 году, незадолго до завершения военных действий, на хвосте самолета оказались два «американца». Военнослужащие США восприняли Кожедуба как врага, поэтому стали обстреливать советский летательный аппарат. Сами и пострадали: погибать Иван не планировал, а, напротив, мечтал вновь ступить на землю. В итоге американцы погибли.

Нельзя недооценивать подвиги, которые совершил Иван Никитович в военные годы. Не единожды Кожедуб оказывался в неприятных ситуациях, из которых любой другой пилот не смог бы выбраться. Но летчик каждый раз выходил из битв победителем. Мужчина сажал фактически разрушенные истребители и сам оставался в живых.

Иван Кожедуб вместе с летчиками-асами

Оставлять службу после окончания Великой Отечественной войны Кожедуб не желал, поэтому остался на службе в ВВС. Для дальнейшего продвижения Ивану Никитовичу требовалось получить высшее образование, поэтому летчик поступил в Краснознаменную Военно-воздушную академию. Постепенно авиастроительные заводы стали создавать уникальные конструкции. Кожедуб поднимался в воздух и испытывал летательные аппараты.

Так в 1948 году Иван Никитович испытал реактивный МиГ-15. Спустя 8 лет судьба привела летчика в Военную академию Генерального штаба. Настало время новой войны, которая проходила в Корее. Оставить без руководства 324 истребительную авиационную дивизию командир не мог, поэтому отправился с солдатами в другую страну. Благодаря навыкам Кожедуба за год в войне погибли 9 пилотов, было одержано 216 побед в воздухе.

Иван Кожедуб в последние годы

После возвращения из Кореи занял пост заместителя командующего ВВС Московского военного округа. Эту должность покинул в 1971 году в связи с переводом в центральный аппарат Военно-воздушных сил. Спустя 7 лет Иван Никитович оказался в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. В 1985 году Кожедуб получил звание Маршала авиации.

Помимо любви к военной службе, у Ивана Никитовича было другое направление деятельности. Это политика. Однажды Кожедуба избрали народным депутатом в Верховный Совет СССР II-V созывов.

За что полюбили «Кобру»

Покрышкин называл P-39 «Airacobra» своим любимым
истребителем. В своих воспоминаниях он писал, что самолет сразу понравился ему
своими формами и мощным вооружением. На P-39 стояла 37-мм пушка и сразу четыре
пулемета, что давало американскому истребителю уникальную огневую мощь.

Примечательно, что именно P-39 стал основным истребителем,
который СССР получал по ленд-лизу. Всего СССР получил 4952 истребителя из 9584
произведенных машин. Конструкция самолета была достаточно необычной — двигатель
находился за кабиной летчика. За счет этого истребитель получился очень
маневренным, совершая полный разворот всего за 19 секунд.

P-39 «Airacobra» развивал скорость на уровне 605 километров
в час на высоте в 4200 метров и 531 километров в час у земли. Самолет мог
находиться в воздухе более 3,5 часов, его радиус действия составлял около 1000
километров. Практический потолок составлял 10 670 метров.

Благодаря расположению двигателю летчик получал отличный
обзор из кабины, которая к тому же была смещена к носу. После советских
истребителей летчики удивлялись небывалому комфорту в полете — ведь на Як-1 через
несколько минут после взлета из-за расположения двигателя температура в кабине
нередко достигала 50-60 градусов тепла.

Пилотам также нравилась живучесть «Кобры» — на ней бронировалась
кабина пилота, кислородные баллоны и мотор. Летчик был надежно защищен спереди
и сзади. Дополнительную защиту летчику обеспечил двигатель за спиной. Нелишним
будет напомнить, что во время войны именно в результате атак сзади было сбито
большинство самолетов.

Так как центр тяжести оказался посередине P-39, конструкторы
сумели установить шасси в носовой части. За счет этого резко снизились
опасность капотирования при посадке, что было самой частой аварией самолетов
того времени. Самолет при рулежке не задирал нос, давая пилоту хороший обзор,
что уменьшало вероятность столкновений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector