Самый массовый в мире гидросамолет

Содержание

  • 1 История
  • 2 Конструкция
  • 3 Основные модификации
  • 4 Тактико-технические характеристики (PBY-5A) 4.1 Технические характеристики
  • 4.2 Лётные характеристики
  • 4.3 Вооружение
  • 4.4 Боевое применение

5 «Каталины» в СССР
6 Интересные факты
7 В компьютерных играх
8 Литература

  • 8.1 На русском

8.2 На английском
9 Примечания
10 Ссылки

История

(кратко, более полный текст в англовики)

Самолёт создавался для ВМС США в рамках конкурса от 1932 года.

Обозначение «PBY» было определено в соответствии с системой обозначений самолетов ВМС США от 1922 года.

Прототип, вышедший на испытания 28 марта 1935 года, имел наименование XP3Y-1. После выполнения программы войсковых испытаний (точне, флотских, так как заказчиком выступал военный флот США), самолёт был отправлен назад изготовителю на устранение недостатков. Доработанный самолёт под индексом XPBY-1 совершил первый полёт 19 мая 1936 года. Под этим наименованием самолёт начал поступать на вооружение эскадрильи VP-11F в конце 1936 года.

Первоначальный заказ на изготовление партии самолётов поступил на государственный Военно-морской авиазавод (NAF), штат Филадельфия. Этот завод после 1922 года специализировался на разработках, доработках и испытаниях авиационной техники для военно-морского флота, так как гражданские подрядчики не в полной мере учитывали требования военных. В цехах NAF была изготовлена партия существенно доработанных самолётов в количестве 156 экземпляров. По принятой системе, вся авиационная продукция завода NAF имела в шифре букву N, поэтому эти самолёты получили аббревиатуру PBN-1 и собственное имя «Nomad».

PBN-1 Nomad в дальнейшем почти все были поставлены в ВМФ СССР (138 машин), остальные использовались для учебных целей.

В 1941 году Великобритания заказала для Королевских ВВС в США партию гидросамолётов PBY. У англичан, в соответствии с их системой обозначений, принято называть гидросамолёты собственными именами по названиям портовых городов. Поэтому для самолёта было придумано имя «Catalina». Название оказалось настолько удачным, что было принято в качестве официального в США в 1942 году. В СССР все модификации PBY также называли Каталинами

При лицензионном производстве самолёта в Канаде, на заводе фирмы Vickers самолёт имел шифр «PBV», а на канадском филиале (PB2B)

В США самолёт имел внутренний военный индекс OA-10. Ночные летающие лодки ВМС США были выкрашены в чёрный цвет и имели неофициальное название «Black Cats» (Черные Коты).

Начиная с модели XPBY-5A самолёт оборудуется убираемым в полёте шасси.

Несколько Каталин были доработаны установкой более мощных моторов Wright R-2600 Cyclone 14

и получили название — «Super Catalina».

В СССР гидросамолёт PBY-5 строился по лицензии в Таганроге на заводе №31. Гражданская грузопассажирская версия проходила под названием «ГСТ» (гидросамолёт транспортный), специализированный самолёт для ГУ Севморпути назывался МП-7. Всего до осени 1941 года было построено 27 машин.

Основные модификации

  • XP3Y-1 — прототип, построен один экземпляр. В дальнейшем переоборудован в тральщик и оснащён мощным генератором магнитного поля. Излучатель магнитного поля представлял собой кольцо диаметром 15 метров.
  • XPBY-1 — второй прототип для ВМФ
  • PBY-1 (Модель 28-1) — первая серия с моторами R-1830-64, построено 60 шт.
  • PBY-2 (Модель 28-2) — вторая производственная серия, изменён состав оборудования. Построено 50 шт.
  • PBY-3 (Модель 28-3) — третья производственная серия с моторами R-1830-66 по 1000 л.с., построено 66 шт.
  • PBY-4 (Модель 28-4) — серия с моторами R-1830-72 по 1050 л.с., построено 33 шт.
  • PBY-5 (Модель 28-5) — построено 683 серийных, плюс один прототип переделан из PBY-4.
  • PBY-5A (модель 28-5A) — самолёт-амфибия, оборудован трёхстоечным убираемым шасси, двигатели R-1830-92 по 1200 л.с. Прототип переделан из PBY-4, всего серия из 803 машин. В ВВС США числился под индексом ОА-10. Партия самолётов поставлена в Великобританию под индексом «Catalina IIIA»
  • PBY-5R — штабной самолёт
  • PBY-6A — серия 175 машин. Оборудованы обзорным локатором. В США именовались как OA-10B. 21 самолёт передан в ВМФ СССР.
  • PBY-6AG — один самолёт переоборудован для Береговой охраны США в качестве штабного.
  • PB2B-1 — самолёты PBY-5 производства Boeing Canada. Построено 240 экз. Часть поставлена в Великобританию.
  • PB2B-2 — самолёты производства Boeing Canada. Построено 67, почти все поставлены в RAF под индексом «Catalina VI».
  • PBN-1 Nomad — самолёты, построенные на Naval Aircraft Factory в количестве 155 экз. 138 переданы ВМФ СССР под индексом «КМ-1»
  • PBV-1A — самолёты PBY-5A производства канадской фирмы Vickers, построено 380 шт. В ВВС США именовались как ОА-10А, в Королевских ВВС Канады проходили под наименованием «Canso-A».

Улучшенная защита

Макбуки стоят дорого, но куда дороже стоит информация, что хранится на устройствах. Поэтому новые Mac с чипом T2 не удастся разблокировать, не поставив его владельца в известность. В противном случае это просто груда металла, и не более.

Приложение «Локатор» поможет найти Mac, даже если он в спящем режиме или не подключён к сети. В таком случае утерянное устройство по Bluetooth отправляет сигнал на ближайшее Apple-устройство, оно подключается к серверу Apple, а оттуда данные приходят к вам. При этом всё закодировано, и даже сама компания не может узнать, от кого и к кому улетела эта информация.

Дважды нажав на боковую клавишу Apple Watch, можно подтвердить, что это вы являетесь владельцем Mac. Функция нужна для тех случаев, когда требуется доступ к системе, а вводить пароль лень. Заодно часы разрешают установку приложения, открывают доступ к изменению корневых файлов или заблокированной заметке. Довольно много дополнений с учётом того, что раньше Apple Watch умели только разблокировать Mac.

Что не понравилось в macOS Catalina

Есть определенные моменты, которые расстроили при работе с новой версией операционной системы. Ничего критичного, но сказать об этом стоит.

️ В Apple Arcade нужен Handoff

Фишка Handoff позволяет продолжить работу в приложении с iPhone на Mac или наоборот. Странно, что такую полезную вещь не добавили в игровой сервис Apple.

Прогресс в приложениях и достижения, разумеется, синхронизируются, но вот начать игру на одном девайсе и продолжить партию на другом, к сожалению, не выйдет.

️ Приложение TV пока выглядит странно

После расформирования iTunes сюда переехали фильмы и мультики, а позже здесь запустится стриминговый сервис Apple TV+. Купертиновцам нужно было подсуетиться и назначить релиз операционной системы и сервиса на одно время.

Сейчас в приложении делать нечего. Можно лишь просмотреть купленный контент на компьютере, но те, кто его приобретают, обычно имеют в своем арсенале Apple TV.

️ SideCar обрезали перед релизом системы

Одна из главных фишек macOS Catalina мне понравилась еще пару месяцев назад. В тестовой версии системы работать можно было со следующими устройствами:

️ iPad mini 4/5
️ iPad 2017/2018
️ iPad Air 2/Air 2019
️ iPad Pro 9.7/10.5/11/12.9 дюймов

И на компьютерах:

️ Mac mini 2014 и новее
️ iMac 2015 и новее
️ Mac Pro 2013 и новее
️ MacBook 2015 и новее
️ MacBook Air 2015 и новее
️ MacBook Pro 2015 и новее

После финального релиза список совместимых устройств сильно урезали.

Логичного объяснения для такого поступка нет, даже на тестовой системе со старыми девайсами у большинства пользователей все работало гладко. Одно дело запретить использовать довольно старые модели iPad (Air 2 или mini 4), а другое – выключить фишку на достаточно мощных Маках 2013-2015 годов.

История создания

В начале 30-х годов прошлого столетия военные летчики поставили перед авиаконструкторами задачу: создать модель гидроплана с конкретными лётными характеристиками. Так, военным хотелось, чтобы самолет летал со средней скоростью на менее 160 км/ч, имел взлётную массу порядка 11 тонн и дальность полёта примерно 4800-5000 км. Как водится, был объявлен конкурс на лучшую модель, в котором приняли участие несколько конструкторских бюро. Но самые удачные варианты представили две фирмы: «Консолидейтед» и «Дуглас». В первой работал талантливый и уже хорошо известный авиаконструктор Айзек Лэддон, но и «Дуглас» на тот период пользовался репутацией предприятия, сконструировавшего и запустившего в серию множество удачных моделей. На поверку оказалось, что лётные характеристики обеих моделей очень похожи. В ходе испытаний обе машины показали себя великолепно, однако предпочтение было отдано варианту, представленному «Консолидейтед». Причина проста – эта фирма установила цену самолёта 90000 долларов, в то время как «Дуглас» запросил 110000.

Технические характеристики прототипа, получившего шифр XP3Y-1, превзошли ожидаемые: машина на испытаниях развила скорость 275 км/ч, максимальная дальность полёта составила 6900 км, а потолок – 5760 м. После испытаний потребовались некоторые доработки, что было сделано в кратчайшие сроки. доработанный гидроплан получил новый индекс XPBY-1 (что расшифровывается так: Х – опытный образец, РВ — патрульный бомбардировщик, Y — литера, обозначающая продукцию фирмы «Консолидейтед», 1 – первая модель). 21 мая 1936 года доработанный образец поднялся в воздух, развил скорость уже до 295 км/ч. В такой сборке гидросамолет начал поступать в регулярные воинские части. Всего было выпущено 3300 машин, из которых 27 на авиационном заводе в Таганроге.

Изготовлением самолетов занялось государственное предприятие, расположенное в Филадельфии. Завод спеиалазировался на производсве военных летательных аппаратов начиная с 1922 года, поэтому он и получил заказ на новые гидропланы (предприятия гражданской авиации не могли полностью учесть и внедрить требования военных лётчиков). Первая партия (156 экземпляров) ещё более усовершенствованных машин получила новый индекс PBN (литера N обозначала, что аппарат произведен на заводах фирмы NAF) и даже имя собственное Namad. Большая часть из них ушла в СССР, а остальные использовались для тренировок.

В 1942 году самолеты закупили британцы, а канадцы (местное отделение фирмы «Боинг» с центром в Ванкувере) приобрели лицензию на производство. Шифры моделей были изменены в соответствии с местными системами. В США военный индекс «Каталин» был OA-10, машины для ночных полётов красили в чёрный цвет и называли «Чёрными котами».

Что понравилось в macOS Catalina

Использую систему в качестве тестовой с первой бета-версии, которая довольно неожиданно установилась даже на хакинтош. На Mac Mini 2018 перешел на 10.15 в середине августа, с того времени все работает предельно стабильно и без критических недостатков. Вот, что хорошего заметил за это время:

️ Нет iTunes, это здорово!

Долгое время искал замену перегруженному комбайну в macOS. До появления стриминговых сервисов хотел получить удобное средство для копирования контента на iPhone, а позже простую программу для добавления файлов в сторонние приложения.

Сейчас в этом уже нет такой необходимости и разделение iTunes на несколько простых приложений записал не в серьезные изменения, а в мелкие. Сделай Apple такое разделения года 3-4 назад и многие просто аплодировали бы стоя.

Apple Music мне давно заменяют Яндекс.Музыка и Spotify, подкасты никогда особо не любил, а фильмы на Mac смотреть то еще удовольствие.

Главное для меня преимущество от разделения iTunes в переносе подключенных гаджетов в Finder. Часто накатываю тестовые версии прошивки на смартфон или планшет, восстанавливаю из резервной копии или пробую джейлбрейк. При этом все манипуляции с бекапом гораздо быстрее производить на компьютере.

Ранее при подключении смартфона приходилось наблюдать долгую и бесполезную загрузку обложек для альбомов и плейлистов из Apple Music. Теперь всего этого нет. Настраиваем синхронизацию с iPhone по Wi-Fi и смартфон все время отображается в боковом меню Finder. Сделать бекап – дело пары нажатий.

️ SideCar просто бомба, хочу Apple Pencil!

Пользуюсь iPad начиная с третьего поколения и время от времени ищу применение для устаревающей модели планшета. Несколько раз пробовал подключить iPad к Mac в роли второго экрана, но сторонние приложения всегда подводили.

То разработчики не желали устранять кучу багов, то новые сервисы требовали слишком большую цену за недоработанное ПО, то проверенные и работающие решения не обзаводились новыми нужными фишками.

В итоге Apple пришла в эту нишу со своим простым, но работающим решением и обыграла всех. Мой домашний iPad, который большую часть дня лежал на полке, теперь трудится в качестве второго дисплея.

Мне никогда не хотелось приобрести фирменный стилус Apple так, как после работы в macOS Catalina. Купертиновцы серьезно схитрили и ограничили работу в SideCar для продвижения Apple Pencil, но это реально работает.

Я немного монтирую видео, изредка работаю с графикой и ретушью изображений, часто просто вывожу на второй экран видео или мессенджер, но даже для этого хочу купить стилус.

Во-первых, так получится полностью управлять происходящим на экране iPad.

Во-вторых, так банально проще дотянуться до сенсорного экрана не сильно отрывая руки от клавиатуры (когда стилус зажат между пальцами во время набора на клавиатуре).

В-третьих, получится точнее попадать в мелкие элементы интерфейса при использовании второго экрана с графическими приложениями или программами для монтажа видео.

️ Связка Apple Watch и Mac становится полезнее

Часы Apple теперь помогут не только разблокировать Mac при приближении, но и активировать ряд других полезных возможностей.

Так через Apple Watch можно снимать пароль с заблокированных заметок, подтверждать установку или удаление приложений, давать разрешение на изменение системных настроек и прочих важных операций.

В большинстве случаев часы просто заменяют ввод системного пароля на Mac.

Плюс одно преимущество для тех, кто еще не обзавелся Apple Watch.

️ Есть куча мелких фишек, которые еще предстоит отыскать

Как всегда, купертиновцы добавили множество небольших, но полезных улучшений. Такие фишки просто поднимают настроение, когда неожиданно натыкаешься на них в процессе работы.

Так я заметил, что в macOS Catalina появилась возможность быстро открепить видео от страницы браузера для просмотра в режиме “картинка в картинке“.

Ранее, например, на YouTube приходилось дважды вызывать контекстное меню (сначала меню плеера, а затем уже меню браузера) и откреплять картинку.

Теперь, если нажать правой кнопкой по иконке динамика на вкладке с видео, появится опция для открепления картинки.

Вот за такие фишки мы и любим Apple, надеюсь, найдем еще несколько подобных мелочей в ближайшее время.

История создания

В 1932 году военно-морское ведомство Соединенных Штатов Америки решило разместить заказ на создание патрульного самолета. Ознакомившись с характеристиками, за создание машины взялись две фирмы ‒ “Дуглас” и “Консолидейтед”. Компании успешно справились с поставленной задачей, удовлетворив все требования военного флота. Оба аппарата удачно прошли испытания, и оставалось решить, кому из них начать производство. Основным фактором, повлиявшим на выбор, стала цена. Консолидейтед запросила на 20 тыс. долларов меньше, чем фирма-конкурент. В итоге компания заключила контракт, и его производство возглавил талантливый авиационный инженер Айзек Лэддон. На создание бомбардировщика конструктора вдохновил двухмоторный биплан S-37, созданный совместно с русским инженером Игорем Ивановичем Сикорским. Опыт сотрудничества стал настолько бесценным, что многие наработки легли в основу создания летающей лодки. При создании аппарату было присвоено обозначение ПБЮ (PBY), где П — обозначение патрульный; Б — обозначение бомбардировщик; Ю — индекс фирмы-производителя.

Название “Каталина” лодка получила вовсе не от американских военных, а от британских. В 1940 году ВМС Великобритании закупило достаточно большую партию машин. Названию дал остров-курорт, расположенный вблизи побережья Калифорнии. Это название также не противоречило принятой в Королевских ВВС системе наименований иностранных самолетов. Позже “Каталина” также была официально принята в классификацию США, которые внесли ее в реестр с уже присвоенным именем. ВМС Канады, куда также поставлялся этот гидросамолет, добавило к его обозначению дополнительную приставку CANSO. Еще позже модифицированный самолет 5 поколения получил малоизвестное прозвище “Номад” (кочевник).

За всю историю существования “Каталины” было выпущено более чем 3300 экземпляров и модификаций. Официально производство “Каталины” было прекращено в 1957 году. Однако некоторые из них до сих пор остаются на службе в авиации. 

«Каталины» в СССР[править | править код]

Этот раздел не завершён.

Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Лицензионная копия под названием ГСТ

(Гидро-Самолёт Транспортный) выпускалась в Таганроге. С января 1939 года и по октябрь 1941 года было выпущено 27 самолётов, 11 из которых базировалось в Севастополе до конца обороны Крыма. По непроверенным данным, один ГСТ в штате 16-го транспортного авиационного отряда Северного флота дожил до конца войны.

По ленд-лизу в 1944-45 гг было поставлено 137 PBN-1 и 48 PBY-6А (возможно, и некоторое количество PBY-5А — 20?), все они документально именовались КМ-1. В послевоенное время на некоторые «Каталины», в связи с невозможностью закупки родных американских двигателей, устанавливали отечественные АШ-82, такие самолёты получили обозначение КМ-2.

Поступление американских летающих лодок на действующие флоты началось летом 1944 года, первоначально на Северный флот через Атлантику, затем на Тихоокеанский через Берингов пролив. Для Черноморского флота и полярной авиации Главсевморпути было выделено 59 машин. Перегонка выполнялась через Бразилию, Марокко, Ирак в Баку, а оттуда в Севастополь. Последняя партия (28 машин) была перегнана в Москву с 23 июня по 21 августа 1945 года.

Самолёты поступали на вооружение в 118-й разведывательный, 44-й, 53-й и 54-й смешанные авиационные полки, а также в 20-ю отдельную авиационную эскадрилью Северного флота, где использовались для воздушной разведки, поиска подводных лодок, а также поисково-спасательных работ. Наиболее известным случаем стало спасение команды и пассажиров с потопленного немецкой подводной лодкой транспорта «Марина Раскова» и экипажей тральщиков Т-114 и Т-118 (всего спасено 73 человека)

В составе Балтийского флота Каталины поступали на вооружение 29-й отдельной авиационной эскадрильи, где использовались. преимущественно в качестве поисково-спасательных.

На Черном море «Каталины» поступили в 18-ю отдельную авиационную эскадрилью, специализировавшуюся на задачах противолодочной обороны. Самолёты не использовались для поиска ПЛ, но применялись для транспортных перевозок и также в качестве поисково-спасательных.

Всего к 9 мая 1945 года ВВС западных флотов насчитывали 107 PBN-1, что составило 73% их самолетного парка гидроавиации. Тихоокеанский флот получил к началу войны с Японией 49 PBN-1 и 21 PBY-6A. Новой техникой был полностью переоснащен 16-й разведывательный авиаполк, а 48-й и 117-й полки закончили перевооружение уже после начала боевых действий. Летающие лодки на Дальнем Востоке решали те же задачи, что и на западных театрах.

Летающая лодка «Каталина» по своим летным характеристикам и, особенно, по бортовому радио- и приборному оборудованию являлась наиболее современным гидросамолетом в советской морской авиации.

«Каталины» использовались на Черноморском флоте СССР вплоть до 1955-56 годов в составе 30-го ОДРАП на аэродроме Саки. Лётчики, летавшие на них, отзывались о технике очень хорошо. Впоследствии самолёты были списаны и разобраны.[источник не указан 315 дней

History

The Consolidated Aircraft Corporation PBY-5A Catalina was based on the PBY-5 variant. The main difference was the addition of amphibious capability; the wing pontoons were removed and hydraulically actuated, retractable tricycle landing gear were added to the fuselage. It did retain the ability to land on and take off from water. The PBY-5A was powered by two 1,200 horsepower R-1830-92 engines, for a total of 2,200 hp. The first production batch of 124 was equipped with only one .30 cal (7.62 mm) bow machine gun, while later batches had two.

802 PBY-5A Catalinas were built in total between October 1941 and January 1945, with some being delivered to the United States Army Air Force (USAAF) and the Royal Air Force (RAF), and one to the United States Coast Guard (USCG). The majority, though, were delivered to the United States Navy (USN). In USAAF service the PBY-5A was designated as the OA-10.

During World War 2, PBY Catalinas were used heavily in the anti-submarine warfare (ASW), patrol bombing, convoy escort, search-and-rescue (SAR), and cargo transport roles.

The PBY was the most numerous aircraft to be used in the ASW role. They were used in ASW in the Atlantic and Pacific theaters, and participated in a number of U-boat sinkings.

Because of the long range and endurance of the Catalina, it was used heavily in the maritime patrol role. Notably, the PBY Catalina was used to spot the Japanese fleet before the Battle of Midway.

Catalinas were also used in the night combat role. During the Battle of Midway, PBYs scored a torpedo hit on the Japanese fleet oiler Akebono Maru. In the Guadalcanal campaign, Catalina were painted black in order to participate in night torpedo, bombing, and strafing missions against Japanese vessels. They came to be known as «black cats», and entire squadrons were dedicated to this purpose. These squadrons were used until being sent home in 1945.

Catalina are probably most recognized for their search-and-rescue role. During the war they saved thousands of sailors and airmen, particularly after the sinking if the USS Indianapolis.

In-game description

There were two firms competing for the naval patrol bomber supply contract: Consolidated and Douglas. Although both prototypes met the U. S. Navy demands, on June 29, 1935 the contract was awarded to Consolidated due to lower production costs (the firm projected the cost of one aircraft to be $90,000, while their colleagues from Douglas quoted $110,000).

Manufacturing orders for PBY-2 and PBY-3 were concluded before the delivery of the first production aircraft from the previous series (accordingly, PBY-1 and PBY-2). However, when the order for PBY-4 was signed toward the end of 1937, which consisted of just 33 boat planes (this was the smallest of the PBY series), by the time production began the model was already considered outdated and likely to be the last of the series (when PBY-5 was commissioned, development of the next series of hydroplanes set to replace PBY was already underway).

That’s exactly what would have happened if the Germans hadn’t attacked Poland on September 1, 1939, thus greatly increasing the demand for patrol aircraft.

The last three models in the PBY-4 series had a series of distinguishing features, many of which were kept and implemented in PBY-5. In 1939, the last PBY-4 built, BuNo 1245 was converted into an amphibian through the introduction of retractable undercarriage. The amphibian version of PBY-5 was redesignated PBY-5A, and looked promising enough to compel the U. S. Navy to modify their original order for 200 PBY-5 units so that 33 of those aircraft were executed as PBY-5A. This was followed by other supply agreements for additional 186 units of PBY-5A. Other countries followed suit, changing a portion of the ordered PBY-5 units to PBY-5A.

The PBY was used as a bomber and torpedo carrier, and was often utilized in night operations, as well as on patrol, rescue and transportation missions.

Китография

Первые модели Каталины появились в конце 60-х годов. Первой стала модель от Revell PBY-5A Black Cat, вышедшая в 1968 г. Чуть позже, в 1971 г. Revell выпустила модель летающей лодки PBY-5. Далее в 80-х последовала редкая модификация в лимитированной серии – PBY-6A «Calypso II» известного океанографа Ж.И. Кусто с катраном в комплекте. В конце 80-х или начале 90-х модель PBY-5A была перепакована Matchbox. Модель имела внешнюю расшивку и простую деталировку. Примерно в тоже время – конец 60-х или начало 70-х — Airfix выпустил свою модель Каталины – PBY-5A. Во многом она была аналогична модели от Revell и также имела внешнюю расшивку и простую деталировку. На протяжении более чем 20 лет эти модели оставались вне конкуренции, пока в 1993 году Academy не выпустила целую серию своих Каталин: летающие лодки PBY-2, PBY-4, PBY-5 и амфибию PBY-5A. При разработке модели Academy во многом ориентировалась на модели Airfix и Revell. В деталировке модель не намного далеко ушла от своих древних конкурентов, зато имела внутреннюю расшивку, клепку и хорошее качество литья. Позже в 2000-х годах модель Academy PBY-5A была перепакована петербургским Моделистом. На сегодняшний день, модели Academy являются лучшими и безальтернативными в 72-м масштабе. Более подробно вы можете ознакомиться с китографией, обзорами моделей в Энциклопедии Моделей ScaleWiki.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector