Самолет-снаряд «фау 1»

Оценка проекта

Памятная доска на Гроув Род, Миль Энд в Лондоне на месте падения первого снаряда Фау-1 13 июня 1944 г, унесшего жизни 11 лондонцев

В конце декабря 1944 года генерал Клейтон Биссел (Clayton Bissell) представил отчет, указывающий на значительные преимущества V1 по сравнению с традиционными воздушными бомбардировками.

Им была подготовлена следующая таблица:

Сравнение Blitz (12 месяцев) и летающих бомб V1 (2 ¾ месяца)
Blitz V1
1. Стоимость для Германии
Вылетов 90 000 8025
Вес бомб, тонн 61 149 14 600
Израсходовано топлива, тонн 71 700 4681
Потеряно самолетов 3075
Потеряно экипажа 7690
2. Результаты
Строений уничтожено/повреждено 1150 000 1127 000
Потери населения 92 566 22 892
Отношение потерь к расходу бомб 1,6 4,2
3. Стоимость для Великобритании
Вылетов истребителей 86800 44 770
Потеряно самолетов 1260 351
Потеряно человек 2233 805

В целом, по соотношению «стоимость/эффективность», Фау-1 была достаточно эффективным оружием (в отличие от существенно более дорогой баллистической ракеты Фау-2). Она была дешёвой и простой, могла производиться и запускаться массово, не требовала обученных пилотов и в целом, даже с учётом значительных потерь самолётов-снарядов от противодействия англичан, наносимый ракетами ущерб был больше затрат на производство, собственно, ракет. Полностью собранная Фау-1 стоила всего 3,5 тысяч рейхсмарок — менее 1 % от стоимости пилотируемого бомбардировщика с аналогичной бомбовой нагрузкой[источник не указан 2927 дней].

Следует также учитывать, что противодействие ракетным обстрелам потребовало от британцев значительных усилий, задействования множества зенитных орудий, истребителей, прожекторов, РЛС и персонала, и в итоге значительно превосходило по стоимости сами задействованные ракеты, даже без учёта наносимого последними ущерба[источник не указан 2927 дней].

(предположительно) Fi-103G

В начале 1945 года, в Пенемюнде еще продолжались работы над усовершенствованными моделями Фау-1. Наиболее близкая к реализации модель была известна как “500-километровая версия”, и, вероятно, должна была получить буквенное обозначение Fi-103G.

На этой модели ракеты, объем топливного бака предполагалось довести до 1200 литров. Использо­вание топлива E-2 и двигателя As 109-44 позволило бы обеспечить дальность полета порядка 450–470 километров. Это дало бы возможность обстреливать Лондон непосредственно с территории Германии. Поскольку запаса сжатого воздуха (приводившего в действие рули и автопилот ракеты) в стандартном сферическом баке не хватало на столь долгий полет, а для установки более крупного бака не хватало места, новая модель должна была получить примитивный компрессор, питаемый от двигателя.

“500-километровая версия” не была готова к концу войны и не поступила в серийное производство. Незавершенный прототип был захвачен союзными войсками на фабрике “Миттельверк”.

Долг Королева

К этому времени в активе советской ракетной программы уже было восстановление в советской оккупационной зоне германской ракетной промышленности и ее научно-испытательной базы, включая создание института ракетной техники «Нордхаузен», главным инженером которого стал Королев.

Здесь работали несколько тысяч немцев, занимавшихся сборкой «Фау-2» из обнаруженных Красной армией узлов и агрегатов. Уже советским «Фау-2» присвоили секретный индекс «Изделие Н» (что, вероятно, означало «Нордхаузен»).

Деятельность института обеспечивала развернутая на территории Восточной Германии ракетная часть – так называемая бригада особого назначения резерва Верховного главнокомандования (РВГК). Ее и оснастили «Изделиями Н» – «Фау-2».

Сборкой «Изделий Н» дело не ограничилось – параллельно предпринимались усилия по налаживанию производства «Фау-2» на территории СССР. При этом использовались немецкие комплектующие. Эти ракеты получили обозначение «Изделие Т».

Для летных испытаний «Фау-2» обустроили полигон Капустин Яр, куда вместе с Королевым и другими советскими специалистами отправили и немцев. Первый пуск состоялся 18 октября 1947 года. Эта дата является днем рождения «большой» русской ракетной техники. До конца 1947 года на полигоне запустили еще 10 «Фау-2» как немецкой («Н»), так и советской («Т») сборки. В своем дневнике Королев записал: «Пыль носится ужасная. Жара днем, холод ночью. Нехватка воды. И эта унылая солончаковая степь кругом. Свой долг здесь я выполню до конца и убежден, что мы вернемся с хорошими, большими достижениями».

Руководство СССР этими достижениями оказалось вполне удовлетворено, и в 1948 году вышло правительственное постановление о производстве «Фау-2», которой присвоили наименование Р-1 «Победа» (8А11), уже из собственных деталей. В этом плане пришлось изрядно постараться. Поначалу Р-1 не всегда хотела летать, что требовало доводки ее систем и повышения уровня качества технологических процессов, совершенно новых для советской «оборонки».

Р-1, конечно, в целом и общем была репликой «Фау-2», но советские инженеры внесли в ее конструкцию некоторые изменения и увеличили объем заправки горючим – им был самого отменного качества этиловый спирт (а окислителем – соответственно жидкий кислород).

Herausgeber

Prof. Dr. Joachim Hornegger

Schloßplatz 4 91054 Erlangen
  • Telefon: +49 9131 85-0
  • Fax: +49 9131 85-22131
  • E-Mail: poststelle@fau.de

Vertreten durch

Zentrale Universitätsverwaltung ist eine Einrichtung des Öffentlichen Rechts innerhalb der  Friedrich-Alexander-Universität Erlangen-Nürnberg (FAU).

Gemäß Art. 20, 21 BayHSchG wird die FAU als staatliche Einrichtung und Selbstverwaltungskörperschaft des öffentlichen Rechts nach außen durch den Präsidenten vertreten.

Kontaktperson für den Inhalt

Webredaktion

  • Telefon: +49 9131 85-70203
  • Fax: +49 9131 85-70220
  • E-Mail: webredaktion@fau.de

Redaktionell verantwortlich für Einzelthemen sind die auf den einzelnen Informationsseiten genannten Ansprechpartner oder Referate. Die redaktionelle Bearbeitung der Inhalte erfolgt durch die jeweils zuständigen Referate der Zentralen Universitätsverwaltung. 

Zuständige Aufsichtsbehörde

Bayerisches Staatsministerium für Wissenschaft und Kunst Salvatorstraße 2 80327 München

Webseite: www.stmwk.bayern.de

Identifikationsnummern

Umsatzsteuer-Identifikationsnummer (gemäß § 27a Umsatzsteuergesetz) DE 132507686
Steuernummer 216/114/20045 (Finanzamt Erlangen)
DUNS-Nummer 327958716
EORI-Nummer DE4204891
Bankverbindung Bayerische Landesbank München

  • SWIFT/BIC-Code: BYLADEMMXXX
  • IBAN: DE66700500000301279280

Sollte Ihnen irgendeine Form von Missbrauch der Computer- und Netzwerk-Ressourcen an der Friedrich-Alexander-Universität Erlangen-Nürnberg auffallen, informieren Sie bitte umgehend die für IT-Sicherheit zuständige Stelle am RRZE.

Турбореактивная Fi-103, FGZ 76B

В конце войны инженеры Пенемюнде предложили радикально улучшить характеристики Fi-103 посредством замены пульсирующего воздушно-реактивного двигателя “Аргус” на небольшой турбо­реактивный двигатель. Ценой незначительного прироста стоимости, представлялось возможным решить две ключевые проблемы ракеты: неэкономное расходование топлива и большое лобовое сопротивление.

Был подготовлен эскиз турбореактивной версии Фау-1, оснащенной компактным турбореактивным двигателем Порше 109-005. Развивая тягу в 4,9 килоньютона (приблизительно на ¾ больше стандарт­ного “Аргуса”), двигатель обеспечил бы теоретическую скорость около 900 километров в час при дальности полета до 700 километров. Альтернативный заказ на компактный турбо­реак­тивный двигатель получила BMW.

Подобный прирост характеристик, во-первых резко затруднил бы перехват самолетов-снарядов (на скорости около 800-900 км/ч они были бы практически неуязвимы для поршневых истребителей), и во-вторых – позволил бы бомбардировать Лондон со столь отдаленных позиций, как Гамбург. Согласно ряду данных, для улучшения точности предполагалось оснастить трбореактивную версию системой радиокомандного управления, отслеживая ее полет по сигналам транспондера. Однако, хотя двигатель 109-005 и был изготовлен и испытан, работы над FGZ 76B не вышли за рамки эскизного проектирования.

Модификации

За время производства Фау-1 несколько модификаций таковой (включая специализированные и пилотируемые) было разработано либо предложено конструкторами. Лишь часть из них была применена на поле боя.

Фау-1 воздушного запуска

Фау-1 на модифицированном He 111

Arado Ar 234 Blitz mit V1

Помимо запуска ракеты с наземных площадок, немцы также практиковали пуски Фау-1 с летящих бомбардировщиков. Никакая переделка ракеты при этом не требовалась, так как её прототипы и так были приспособлены для воздушных запусков при испытаниях двигателя. В качестве носителя Фау-1 обычно использовались бомбардировщики «Хейнкель» He 111 H-22. Ракета закреплялась под крылом бомбардировщика, при этом двигатель снаряда выступал над верхней поверхностью крыла.

Воздушные запуски ракет начались в июле 1944 года. Немцы рассматривали воздушные запуски как способ компенсировать потерю пусковых площадок в Па-де-Кале, захваченных союзным наступлением. Кроме того, самолеты-ракетоносцы могли осуществлять запуски ракет с неожиданных направлений, затрудняя действия противовоздушной обороны Великобритании.

В связи с активностью истребителей союзников, вылеты ракетоносцев проводились только по ночам, и только на малых высотах, чтобы избежать обнаружения радарами. Бомбардировщик приближался к Британии и пересекал линию побережья на малой высоте, затем совершал набор высоты, запускал ракету, и быстро снижался вновь. Тем не менее, тактика была опасной: помимо того, что He-111 сам по себе был устаревшей машиной, яркая вспышка включившегося двигателя ракеты демаскировала носитель в ночной темноте. Кроме того, воздушные запуски были менее надёжны. Всего было запущено с самолетов-носителей около 1176 ракет Фау-1.

В дальнейшем, немцы также предлагали разработать модификацию Фау-1 для запуска с реактивных бомбардировщиков «Arado Ar 234 Blitz». При этом ракета должна была либо буксироваться за самолетом на гибкой подвеске, либо устанавливаться сверху на фюзеляже. Эти планы не были реализованы.

Дальнобойная Фау-1

Высадка союзников в Нормандии летом 1944 года привела к тому, что немецкие пусковые площадки в Па-де-Кале, откуда осуществлялись запуски Фау-1 по Лондону, были захвачены. Базовая версия ракеты не обладала достаточной дальностью, чтобы эффективно применяться против Великобритании с более отдаленных пусковых площадок.

В попытке решить эту проблему, была разработана новая, более дальнобойная версия ракеты. Запас топлива был повышен за счет уменьшения веса боевой части. Кроме того, носовой обтекатель ракеты, в исходной версии — металлический, стал изготовляться из дерева, что привело к существенному снижению веса конструкции. Новые ракеты могли применяться по территории Великобритании с более отдаленных пусковых площадок в Нидерландах.
Немцы лихорадочно пытались организовать массовое производство дальнобойных ракет к зиме 1944—1945, но из-за общего коллапса германской экономики и разрушения бомбардировками промышленных предприятий, новый «robotblitz» начался только в феврале-марте 1945 года, когда несколько сотен ракет были запущены по Лондону с пусковых площадок в Нидерландах. Вскоре после этого, решающее наступление англо-американских войск привело к утере немцами и этих позиций.

Пилотируемая V4 (Фау-4)

Пилотируемый вариант крылатой ракеты — Fieseler Fi 103R

Помимо этих программ, немцы также рассматривали возможность использования самолета-снаряда в качестве буксируемого топливного бака для реактивных истребителей. Лишенный двигателя и боеголовки снаряд (по сути дела, просто бак с крыльями и автопилотом) должен был буксироваться за Me-262 и сбрасываться по исчерпании запаса топлива в нём. Проект прошёл несколько тестовых испытаний буксировкой за тяжёлым бомбардировщиком He-177, но в итоге не был применен на практике.

Боевое применение


Для защиты от Фау-1 использовано около 2000 аэростатов заграждения (оригинальное цветное фото 1942 года)

За применение Фау-1 отвечал специально созданный 65-й армейский корпус. Боевое развёртывание ракет началось в 1943 году, с подготовки нескольких стартовых позиций во Франции. С инженерной точки зрения представлялись более выгодными хорошо защищённые железобетонные стартовые комплексы («тяжёлые» позиции), в то время как с военной точки зрения предпочтительнее были рассредоточенные «лёгкие» позиции. В итоге было принято компромиссное решение об оборудовании 4 «тяжёлых позиций» (Бункер Сиракур и Бункер Брекоэрт) и 96 «лёгких». Фактически ни одна тяжёлая позиция так и не была завершена, и все запуски осуществлялись с лёгких.

13 июня  — первое боевое применение Фау-1, удар нанесён по Лондону. Одновременно были запущены 10 Фау-1, из которых 5 упали сразу после старта или во время полёта, судьба ещё одной осталась неясной, до Англии долетели 4 ракеты, но на Лондон упала только одна из них. При её падении на район Бетнал-Грин (Туэр-Хамлетс) 6 человек погибли и 9 получили ранения. В первые недели совершалось до 40 запусков ракет ежедневно, к концу августа количество пусков доведено почти до 100. После вторжения союзников в Нормандию, захвата или уничтожения бомбардировками большей части наземных установок, количество пусков значительно уменьшилось и только в декабре 1944 года вновь стало превышать 40 пусков в сутки. С января 1945 года количество пусков по Англии снижалось, последний осуществлён 29 марта 1945 года.

К 29 марта 1945 года 10 492 было запущено по Англии (из них 8 892 с наземных пусковых установок и 1 600 с самолётов); 3200 упали на её территории, из них 2419 достигли Лондона, вызвав потери в 6184 человек убитыми и 17 981 ранеными. Тем самым, на каждую достигшую Лондона ракету приходилось 10 погибших или раненых лондонцев. В городе было разрушено около 23 000 зданий и до 100 000 получили различные степени повреждений. Также атакам Фау-1 подвергались Портсмут, Сауптгемптон, Манчерстер и ряд других британских городов. В завершающие месяцы войны немцы усиленно атаковали самолётами-снарядами важные центры Западной Европы — Льеж (3 141 пуск), Антверпен (2 183 пуска), Брюссель (151 пуск), Париж.

Лондонцы называли Фау-1 «летающими бомбами» (flying bomb), а также «жужжащими бомбами» (buzz bomb), из-за характерного звука, издаваемого пульсирующим воздушно-реактивным двигателем.

Достоверных случаев применения Фау-1 по советским войскам не зафиксировано. Советское командование ПВО, тем не менее, считало реальными попытки такого применения по важнейшим промышленным центрам СССР, изучало опыт борьбы союзников с ними и готовило части ПВО к отражению таких ударов (известны крупномасштабные учения ПВО с реальными целями, имитирующими атаки Фау-1 на Ленинград, проведённые осенью 1944 года). Как оказалось после войны, планы ракетных атак по территории СССР в руководстве Рейха действительно существовали.

Всего к концу войны немцы изготовили около 25 000 единиц Фау-1.

Таран (воздушный), Супермарин Спитфайр и Фау-1. Спитфайр (справа) кончиком крыла «подцепляет» и переворачивает V-1 (слева); гироскопы ракеты не в состоянии вернуть её после этого на курс, она падает

Около 20 % ракет отказывали при запуске, 25 % уничтожались британской авиацией, 17 % сбивались зенитками, 7 % разрушались при столкновении с аэростатами заграждения. Двигатели часто отказывали до достижения цели и также вибрация двигателя часто выводила ракету из строя, так что около 20 % Фау-1 падали в море. Хотя конкретные цифры варьируются от источника к источнику, британский доклад, опубликованный после войны, показал, что на Англию были запущены 7547 Фау-1. В докладе указывается, что из них 1847 были уничтожены истребителями, 1866 были уничтожены зенитной артиллерией, 232 были уничтожены аэростатами заграждения и 12 — артиллерией кораблей Королевского ВМФ.

Прорыв в военной электронике (разработка радиовзрывателей для зенитных снарядов[когда?] — снаряды с такими взрывателями оказались в три раза эффективнее даже при сравнении с новейшим для того времени радиолокационным управлением огнём) привёл к тому, что потери немецких самолетов-снарядов в налетах на Англию возросли с 24 % до 79 %, в результате чего эффективность (и интенсивность) таких налетов значительно снизилась.

Fi-103B-1

Еще до начала массового производства Фау-1, Министерство вооружений и боеприпасов пришло к выводу, что даже это “дешевое оружие” обходится Рейху слишком уж дорого. Острая нехватка ценных в условиях военного времени материалов (в том числе и стали), вызванная огромными потерями на фронтах и непрерывными бомбардировками, вынуждала экономить на всем.

В попытке уменьшить стоимость ракеты, была разработана упрощенная и удешевленная версия Фау-1. На ней стальное крыло заменили деревянным несколько большего размаха, а носовой обте­катель выполнили из фанеры. Вес ракеты уменьшился примерно на 38 килограмм, что повлекло за собой небольшую прибавку к дальности. Все ракеты версии B-1 снаряжались амматолом.

Первые Fi-103B-1 были запущены в феврале 1945 года по Антверпену. Большая часть ракет, собран­ных зимой 1944-1945 года, относилась, по-видимому, к этой серии.

Nutzungsbedingungen

Texte, Bilder, Grafiken sowie die Gestaltung dieser Internetseiten können dem Urheberrecht unterliegen.

Nicht urheberrechtlich geschützt sind nach § 5 des Urheberrechtsgesetz (UrhG)

  • Gesetze, Verordnungen, amtliche Erlasse und Bekanntmachungen sowie Entscheidungen und amtlich verfasste Leitsätze zu Entscheidungen und
  • andere amtliche Werke, die im amtlichen Interesse zur allgemeinen Kenntnisnahme veröffentlicht worden sind, mit der Einschränkung, dass die Bestimmungen über Änderungsverbot und Quellenangabe in § 62 Abs. 1 bis 3 und § 63 Abs. 1 und 2 UrhG entsprechend anzuwenden sind.

Als Privatperson dürfen Sie urheberrechtlich geschütztes Material zum privaten und sonstigen eigenen Gebrauch im Rahmen des  § 53 Urheberrechtsgesetz (UrhG)   verwenden. Eine Vervielfältigung oder Verwendung dieser Seiten oder Teilen davon in anderen elektronischen oder gedruckten Publikationen und deren Veröffentlichung ist nur mit unserer Einwilligung gestattet. Diese erteilen auf Anfrage die für den Inhalt Verantwortlichen. Der Nachdruck und die Auswertung von Pressemitteilungen und Reden sind mit Quellenangabe allgemein gestattet.

Кровные братья

В 1957 году в Лондоне вышла в свет очень толковая книжка научного сотрудника американского ракетного научно-исследовательского центра в Лос-Анджелесе Эрика Бургесса Guided Weapons («Управляемое оружие»). В следующем году в СССР, в Издательстве иностранной литературы вышел ее русский перевод «Управляемое реактивное оружие», причем без каких-либо цензурно-идеологических купюр.

Автор утверждал: «Русские ученые – специалисты по ракетной технике значительно усовершенствовали немецкий реактивный снаряд «Фау-2». Это было чистой правдой, ибо вслед за Р-1 появился усовершенствованный вариант «русской Фау-2» – ракета Р-2 (8Ж38). Она поступила в бригады особого назначения РВГК в 1954 году (что интересно, примерно тогда же ракеты Р-2 были переданы и Китаю).

Дальность полета Р-2 (по номенклатуре НАТО SS-2 Sibling, «Сиблинг» – «Кровный брат») составляла до 600 километров – в два раза выше, чем у Р-1. В 1956-м была создана опытная ракета Р-2М с ядерной боевой частью типа РДС-4 мощностью порядка 30 килотонн тротилового эквивалента.

Р-2, как и Р-1, тоже продержалась на вооружении недолго – до начала 60-х годов.

Некоторые американские аналитики полагали, что ВМФ СССР в 50-е годы получил на вооружение варианты этих ракет, буксируемые подводными лодками в специальных транспортно-пусковых контейнерах, которые задействовались бы при всплытии лодки на поверхность. Видимо, на такие мысли их натолкнуло то, что немцы во время войны пытались создать нечто подобное. Тут нужно заметить, что идея принять на вооружение флотский вариант Р-1 действительно рассматривалась в СССР. Разработчики проекта подводной лодки П-2 (1949 год) предусмотрели оснащение ее 12 ракетами Р-1, но не в буксируемых контейнерах, а непосредственно на самой субмарине во внутрикорпусных блоках. Старт подразумевался из надводного положения. Идея обогнала свое время, однако сам проект оказался слишком сырой, в том числе и с точки зрения технологических возможностей промышленности. Дать ему ход не получилось.

Последним же потомком «Фау-2» в СССР можно с известными оговорками считать значительно более совершенную первую отечественную стратегическую баллистическую ракету средней дальности Р-5. В ядерном, а затем термоядерном снаряжении мощностью от 40 килотонн до одной мегатонны она получила обозначение Р-5М (8А62М, в НАТО была известна как SS-3 Shyster, «Шайстер» – «Мошенник»).

Р-5М, состоявшая на вооружении в 1956–1968 годах, летала на этиловом спирте и жидком кислороде, но на дальность уже 1200 километров при круговом вероятном отклонении 3,7–6 километров.

Ну а задействованных в освоении в СССР «Фау-2» немцев, которые между прочим вместе с семьями жили на Городомле в специально выделенных им домах при завидном для абсолютного большинства советских граждан материальном достатке, в 1951–1953 годах отпустили восвояси, в Восточную Германию. Хотя часть из них впоследствии уехала в ФРГ.

Аналоги/копии

Крылатая ракета JB-2 «Loon» Американская адаптация Фау-1

США ещё в 1944 году воспроизвели методом обратной разработки ракету Фау-1 из обломков снарядов, упавших на территории Великобритании. Оценив конструкцию германской ракеты как весьма удачную для массового производства, американская армия организовала массовый выпуск американской копии Фау-1 под обозначением Republic JB-2 Loon. В отличие от немцев, американцы установили на ракету радиокомандную систему наведения, что позволило существенно увеличить точность (в идеальных условиях круговое вероятное отклонение 400 метров на дальность в 160 км). Кроме того, американцы отказались от громоздкой катапульты, используя для запуска стартовые ракетные ускорители. Планировалось произвести несколько десятков тысяч ракет для применения с самолетов по Японии, но война кончилась раньше, чем ракеты успели поступить на вооружение.

После войны

На основе ПуВРД Argus, применяемого в ракетах «Фау-1», Германия готовила[когда?] самолёты EF-126, разрабатываемые фирмой Junkers. После войны, Советский Союз позволил инженерам завода построить первый прототип[прояснить], и в мае 1946 самолёт EF-126 совершил свой первый полёт без двигателя, на буксире за Ju.88G6. Однако в ходе испытательного полёта 21 мая произошла катастрофа, в результате которой погиб лётчик-испытатель и был полностью разрушен единственный прототип. Позже было построено[кем?] ещё несколько машин, но в начале 1948 года все работы по EF-126 были прекращены.[источник не указан 2039 дней]

В качестве трофеев Советскому Союзу достались, при занятии территории испытательного полигона недалеко от города Близна в Польше, несколько ракет «Фау-1». Советскими инженерами в итоге была создана копия ракеты «Фау-1» — 10Х (позже получившая название «Изделие 10»). Руководил разработкой В. Н. Челомей.
Первые испытания начались в марте 1945 года. Лётные испытания закончили в 1946 году, однако ВВС отказались принять эту ракету на вооружение, прежде всего из-за низкой точности системы наведения (попадание в квадрат 5×5 км с расстояния 200 км считалось большой удачей, в чём значительно уступало прототипу), также ракета 10Х имела малую дальность и скорость полёта — меньшую, чем у поршневого истребителя.

После войны ракетой заинтересовались и ВМС США, успешно проведшие серию испытаний по запуску ракеты с подлодок. Тем не менее, ракета быстро устаревала, и в 1949 году программа была отменена.

После реверс-инжиниринга захваченных V-1 в 1946 году, французы начали производство копий для использования в качестве беспилотных летательных аппаратов , начиная с 1951 года. Они назывались ARSAERO CT 10 и были меньше, чем V-1. CT 10 мог быть запущен с земли с помощью твердотопливных ракетных ускорителей или с воздуха с бомбардировщика LeO 45 . Было произведено более 400 экземпляров, некоторые из которых были экспортированы в Великобританию, Швецию и Италию. Сравнительно малоизвестным развитием Fi-103 является шведская крылатая ракета Lufttorped 7 (LT.7), разрабатывавшаяся концерном Saab в 1944—1949 годах. Разработка этого снаряда была инспирирована значительным числом опытных ракет Фау-1, разбившихся на территории Швеции в 1943—1944 гг. Детали разбившихся снарядов были тщательно изучены, и на их основании шведы инициировали собственную (существенно отличающуюся от оригинала) разработку. Около 190 ракет было собрано в 1949—1950 гг., но, ввиду недостаточных возможностей, проект был закрыт.

Конструкция[ | ]

«Фау-1» построена по нормальной аэродинамической схеме (самолётная).

Устройство Фау-1

Фюзеляж

Фюзеляж построен в основном из сварной листовой стали Фюзеляж Фау-1 представлял собой веретенообразное тело вращения длиной 6,58 метра и максимальным диаметром 0,823 метра. Фюзеляж выполнен в основном из тонколистовой стали, соединение листов сваркой, крылья выполнены аналогичным образом, либо из фанеры. Крылья постоянной хорды 1 метр, 5,4 метра размахом и с профилем толщиной около 14 %. Над фюзеляжем располагался двигатель длиной около 3,25 метра.

Двигатель

Схема работы ПуВРД Немецкий самолёт-снаряд Фау-1 является наиболее известным летательным аппаратом, оснащённым пульсирующим воздушно-реактивным двигателем (ПуВРД). Выбор этого типа двигателя был продиктован, главным образом, простотой конструкции и, как следствие, малыми трудозатратами на изготовление, что было оправдано при массовом производстве крылатых ракет. Двигатель разработан в конце 1930-х годов конструктором Паулем Шмидтом. Образец двигателя Argus-Schmidtrohr (As109-014) был создан в 1938 году.

В ПуВРД используется камера сгорания с входными клапанами и длинное цилиндрическое выходное сопло. Горючее и воздух подаются периодически.

Цикл работы ПуВРД состоит из следующих фаз:

  • Клапаны открываются и в камеру сгорания поступает воздух (1) и топливо (2), образуется воздушно-топливная смесь.
  • Смесь поджигается с помощью искры свечи зажигания. Образовавшееся избыточное давление закрывает клапан (3).
  • Горячие продукты сгорания выходят через сопло (4) и создают реактивную тягу.

В настоящее время ПуВРД используется как силовая установка для лёгких . В большой авиации не применяется из-за низкой экономичности по сравнению с газотурбинными двигателями.

Система управления

Система управления снарядом представляет собой автопилот, удерживающий снаряд на заданных при старте курсе и высоте в течение всего полёта.

Стабилизация по курсу и тангажу

осуществляется на базе показаний 3-степенного (главного) гироскопа, которые суммируются по тангажу с показаниями барометрического датчика высоты, а по курсу и тангажу со значениями соответствующих угловых скоростей, измеряемых двумя 2-степенными гироскопами (для демпфирования колебаний снаряда вокруг собственного центра масс). Наведение на цель выполняется перед стартом по магнитному компасу, который входит в состав системы управления. В полете курс корректируется по этому прибору: если курс снаряда отклоняется от заданного по компасу, электромагнитный механизм коррекции воздействует на рамку тангажа главного гироскопа, что заставляет его прецессировать по курсу в направлении уменьшения рассогласования с курсом по компасу, а система стабилизации уже приводит и сам снаряд к этому курсу.

Управление по крену

вообще отсутствует — благодаря своей аэродинамике снаряд достаточно устойчив вокруг продольной оси. Управление дальностью полетаЛогическая часть системы

реализована средствами пневматики — функционирует на сжатом воздухе. Угловые показания гироскопов с помощью поворотных сопел со сжатым воздухом преобразуются в форму воздушного давления в выходных патрубках преобразователя, в этой форме показания суммируются по соответствующим каналам управления (с соответственно подобранными коэффициентами) и приводят в действие золотники пневматических машинок рулей курса и высоты. Гироскопы также раскручиваются сжатым воздухом, который подаётся на турбинки, составляющие часть их роторов. Для функционирования системы управления на снаряде имеется шаровой баллон со сжатым воздухом под давлением 150 атм.

Управление дальностью полета

осуществляется с помощью счётчика, на котором перед стартом устанавливается величина, соответствующая требуемой дальности, а лопастной анемометр, размещенный на носу снаряда и вращаемый набегающим потоком воздуха, скручивает счётчик до нуля по достижении требуемой дальности (с точностью ±6 км). При этом разблокируются ударные взрыватели боевой части и выдается команда на пикирование («отсекается» подача воздуха в машинку руля высоты).

Тайна монумента

Что касается американцев, то хотя они «Фау-2» на вооружение и не принимали, но изучили ее до последнего винтика. К этому делу они привлекли фирму General Electric. Трофейные «Фау-2» запускались в 1946–1951 годах на полигоне Уайт Сэндз (штат Нью-Мексико). Всего в этих испытаниях было использовано 67 ракет – успешных пусков оказалось 46. Кроме того, одну «Фау-2» запустили даже с палубы авианосца «Мидуэй» – правда, после пуска ракета развалилась. И хорошо, что не над самим авианосцем.

На основе «Фау-2» американцы создали несколько экспериментальных ракет. Полученный опыт и усилия команды фон Брауна позволили разработать в 50-е годы серийные боевые образцы – оперативно-тактическую ракету Redstone («Редcтоун» – «Красный камень»), которую в определенной степени можно считать аналогом нашей Р-2, и тактическую Corporal («Капрал»). Данные изделия, прослужившие в американской армии до середины 60-х, также можно считать прямыми потомками «Фау-2».

В 1962 году списанная ракета Р-1 была установлена в качестве памятника на полигоне Капустин Яр – в честь первого пуска здесь своего прототипа «Изделия Т». По понятным причинам у подножия этого памятника страсть как любили фотографироваться офицеры Национальной народной армии ГДР, которые в рамках Варшавского договора приезжали сюда вместе со своими оперативно-тактическими ракетными комплексами 9К72 (с ракетами 8К14) на учебные стрельбы.

Сегодня любой москвич или гость столицы может увидеть нечто похожее на ракету Р-1 (или, если угодно, на «Фау-2»), взглянув на монумент «Покорителям космоса» в Останкине. Стилизованный макет ракеты венчает параболический обелиск, устремленный в небо. Вряд ли, конечно, создатель монумента скульптор Андрей Файдыш-Крандиевский вкладывал какой-то конкретный технический смысл в этот макет, но получилось знаково.

Fi-103D-1

Эта версия ракеты была разработана на случай начала химической войны. Боевая часть должна была нести заряд ОХВ вроде зарина или табуна, и, возможно, представлять собой выливной прибор, распыляющий содержимое по мере полета ракеты. В остальном, D-1 соответствовала модели B-1, за исключением несколько меньшего веса химической боевой части.

Модификация D-1 не производилась серийно. Германское командование предпочитало не произво­дить массово средства доставки химического оружия: поскольку после инцидента 8 сентября 1939 года (когда польские солдаты случайно применили химические боеприпасы, перепутав их с обычными), боялось непреднамеренно спровоцировать союзников на катастрофический ответный химический удар. В результате, проекты носителей химического оружия держались в секрете, а запасы химического оружия эвакуировались в тыл — из опасений, что какой-нибудь отчаявшийся генерал может самовольно спровоцировать химический Армагеддон.

Fi-103A-1

Базовая модель ракеты. По сути, именно та, что обычно и считается знаменитой Фау-1, впервые запущенной летом 1944 года. Все ракеты, выпущенные по Лондону до потери немцами пусковых позиций во Франции, относились к модели A-1.

Fi-103A-1 в австралийском мемориальном военном музее Fi-103A-1 приводилась в движение пульсирующим двигателем “Аргус” As 109-14 и несла на борту 610 литров (133 галлона) авиатоплива E-1; этого хватало, чтобы пролететь от 200 до 210 км. Скорость составляла 670 км/ч на высоте в 1375 метров (4500 футов).

Боевая часть базовой Fi-103A-1 весила 850 килограмм и снаряжалась амматолом 39А. По распоря­жению OKW, в попытке увеличить разрушительный эффект от ракеты двести пятьдесят единиц были снаряжены триаленом 105 – смесью взрывчатых веществ, усиленных алюминиевой пудрой. Поскольку версия с триаленом ничем больше не отличалась от базовой, она не считалась отдельной модификацией (однако, изредка встречается обозначение Fi-103A-2, возможно, относящееся именно к ней). В 1945 году, в связи с дефицитом качественной взрывчатки, некоторые боевые части снаряжались дешевыми инженерными взрывчатыми веществами на основе динамита.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector