Японское «чудо-оружие»

Бомбардировщик B-24D «Liberator»

В 1942 году аварийную посадку в Аляске на острове Атка пришлось совершить бомбардировщику B-24D «Liberator», чье название переводится как «Освободитель». Самолет совершал метеорологическую разведку и данный полет должен был быть его последним. Пилоту пришлось провести посадку в открытом поле на фюзеляж из-за неожиданной бури. За штурвалом самолета оказался мастер, который идеально справился с нестандартной ситуацией, что никто не пострадал из членов экипажа.

На острове Атка нормальными считаются туманы, которые можно увидеть практически каждый день. Остатки самолета выглядят таинственно и загадочно. Им уже много лет, а потому сложно сразу понять, что это бомбардировщик «Освободитель», догадаться об этом помогают необычная кабина и форма корпуса. Сейчас этот самолет является ценным экспонатом выставки Тихоокеанской доблести Второй мировой войны.

Основные модификации Накадзима Ки-84 «Хаяте»

Ки-84 — предсерийная партия (125 единиц). Двигатель Ха-45-11 (1825 л.с). Вооружение — 2 20-мм пушки Хо-5 в крыле (боекомплект по 150 снарядов) и 2 12,7-мм синхронных пулемета Хо-103 в фюзеляже (по 350 патронов).

Ки-84 Ко («самолет истребитель, армейский тип 4 модель Ко») — основной серийный вариант. Вооружение соответствует предсерийным машинам. Под крылом предусмотрена подвеска двух авиабомб калибром 30-250 кг. На первых партиях устанавливался двигатель Ха-45-11, в дальнейшем — Ха-45-12 (1850 л.с). Затем появился вариант с мотором Ха-45-21 (2100 л.с). Но поскольку проблемы в работе топливной системы, отмечавшиеся ещё на предсерийных машинах, устранить не удавалось, выход был найден в установке мотора Ха-45-23 (1925 л.с), снабженного системой впрыска топлива с пониженным рабочим давлением. Все варианты двигателя оборудовались системой впрыска водно-метаноловой смеси, а в фюзеляже имелся бак на 130 л такой смеси.

Ки-84 Оцу («тип 4 модель Оцу») — вооружение усилено за счет замены фюзеляжных пулеметов пушками Хо-5. Количество выпущенных самолетов неизвестно, но вероятно, оно не превышало 10 % общего производства Ки-84.

Ки-84 Хей («тип 4 модель Хей») — в крыле установлены 2 30-мм пушки Хо-155-II, в фюзеляже — 2 20-мм Хо-5. Часть самолетов получила лишь по одной 30-мм пушке в правой консоли (в левой устанавливали 20-мм пушку). Построено небольшое количество. Последние серии Ки-84 Оцу и Ки-84 Хей получили двигатели Ха-45-25 (2025 л.с).

Ки-84 Тей («тип 4 модель Тей») — истребитель, предназначенный для атаки вражеских бомбардировщиков снизу. В дополнение к 4 пушкам Хо-5, как на Ки-84 Оцу, за кабиной пилота установлена пятая такая же пушка, стреляющая вперед-вверх под углом 45°. Построено лишь два прототипа.

Ки-84-ll («тип 4 модель 2») — самолет с частичной заменой дюралевых узлов деревянными (в хвостовой части, оперении, законцовках крыла), выпускавшийся с весны 1945 г. заводом в Ота. Обозначение являлось неофициальным, поскольку военные обозначали «деревянные» самолеты как Ки-84 Оцу либо Ки-84 Хей в зависимости от установленного вооружения. Количество изготовленных Ки-84-ll не установлено, так как отдельного учета выпущенных машин этой модификации не велось. Самолеты Ки-84-И комплектовались моторами Ха-45-21, -23 либо -25.

Испытывались, но не успели попасть в серию, самолеты Ки-106 (цельнодеревянный вариант Ки-84 разработки фирмы «Тачикава»), Ки-113 (разрабатывавшийся «Накадзимой» вариант с частичной заменой дюралевых деталей стальными) и Ки-116 (созданная фирмой «Манею» модификация с мотором «Мицубиси» Ха-33-62). Ещё целый ряд модификаций так и не был завершен постройкой до момента капитуляции Японии.

Около 20 самолетов Ки-84 в конце 1944 г. в полевых условиях переоборудованы в двухместные учебные. При этом в кабине инструктора отсутствовали какие-либо органы управления, и он мог помочь обучаемому лишь указаниями.

Операция Цуруги

В декабре 1944 года 1-й рейдовый полк японской армии , элитное формирование коммандос , получил приказ атаковать базы B-29 на Сайпане. Для выполнения этой террористической операции было сформировано подразделение ВДВ Гирецу численностью 136 человек, в ходе которого солдаты бомбардировщиков Mitsubishi Ki-21 «Sally» уничтожили B-29 с помощью взрывных устройств . Этим самолетам не хватало дальности, чтобы добраться до Сайпана прямо из Японии, и планировалось, что они дозаправятся в Иводзиме. Коммандос прошли интенсивную подготовку в Сайтама Канто, и рейд должен был состояться 17 января 1945 года, но был отменен после повреждения аэродромов в Иводзиме. Вместо этого 24 мая подразделение Giretsu атаковало авиабазу США на Окинаве , уничтожив девять самолетов и повредив еще 29.

После предполагаемого успеха рейда на Окинаву IJN разработали планы отряда морских коммандос для атаки аэродромов на Марианских островах. 24 июня он отдал приказ о налете с участием 30 бомбардировщиков Yokosuka P1Y «Frances» и 20 G4M с военно-морскими коммандос. План, Операция Цуруги , предусматривал, что P1Y должны атаковать аэродромы до того, как G4M совершат на них аварийную посадку. Затем коммандос уничтожат как можно больше B-29, прежде чем сражаться насмерть. Коммандос и G4M, отобранные для высадки на Марианских островах, провели интенсивную подготовку на базах на севере Хонсю, и операция была запланирована на конец июля. Однако в результате налета авианосцев USN на этот район 14 и 15 июля была уничтожена большая часть самолетов сил, и операция была отложена до августа.

После отсрочки масштаб операции «Цуруги» был расширен и теперь включает 60 G4M с 300 военно-морскими коммандос из 101-го специального морского десанта Куре и 300 армейских коммандос из 1-го рейдерского полка. Планировалось, что 20 G4M доставят военно-морские коммандос на Гуам, еще 20 — на Сайпан, а остальные 20 — на Тиниан. В пересмотренном плане также предусматривалось захватить B-29 и отправить его обратно в Японию. Эта атака была запланирована на период с 19 по 23 августа. Однако разведке союзников стало известно об операции «Цуруги», и 9 августа в результате очередной авианосной атаки на Хонсю было уничтожено 29 G4M и 20 P1Y. Хотя операция не была отменена после этого рейда, после капитуляции Японии 15 августа он не продвинулся вперед. Японские военные также разработали план атаки на Сайпан с использованием самолета-смертника Mitsubishi Ki-167 в августе, но из этого ничего не вышло.

Культура и традиции

Флаг JASDF

Флаг японских сил самообороны был впервые принят в 1955 году после создания JASDF в 1954 году. Он основан на значке на фуражке, сделанном в 1954 году. Флаг кобальтово-синий с золотым крылатым орлом на вершине объединенной звезды. луна, солнечный диск Хиномару и облака. Последняя версия флага JASDF была повторно принята 19 марта 2001 г. Флаг JASDF отличается от флага JSDF и флага JGSDF. Это определяется директивой относительно флагов JSDF.

Еда

Блюдо JASDF — жареный во фритюре куриный карааге . Например, жареный цыпленок по- окинавски . JASDF пытался повысить свою популярность, продвигая свой рецепт жареной курицы с 2018 года. Между популярным карри JMSDF проводились соревнования .

Конструкция и производство

  • Ки. 84 ИАЭ №11 Сухопутных войск
  • ОЗ ИАЭ №11 — белая молния на киле
  • Авиадвигатель Д-45

Ки. 84 разрабатывался как легкая компактная машина с радиальным двигателем воздушного охлаждения мощностью до 2 тыс. л.с. Конфигурация фюзеляжа представляла собой переработанную и удлиненную в хвостовой части конструкцию предыдущего поколения (Ки. 43 и Ки. 44). Особенностью машин Накадзима была тонкая разъемная хвостовая часть, однако для снижения турбулентности при активном маневрировании на Ки. 84 была применена более стабильная к срыву веретенообразная форма фюзеляжа. Эллиптическое по задней кромке крыло, как и на истребителях предыдущего поколения, снабжалось автоматическими боевыми закрылками с перфорацией. Для курсовой устойчивости низкий и широкий стабилизатор был вынесен назад относительно хвостового оперения, что также являлось особенностью машин КБ Накадзима. Параллельно с первыми серийными машинами весной-летом 1944 г. завод Накадзима выпустил вторую опытную партию (сорок машин) с реактивными выхлопными патрубками (прирост скорости до 15 км/ч) и подкрыльевыми пилонами для ПТБ и ОФАБ-250. Несколько машин послужили для постройки опытных модификаций N и P с крылом увеличенной площади. С весны 1944 г. Ки. 84 серийно строились на заводах №1 и №4 (Накадзима-Ота и Накадзима-Уцуномия). До лета 1945 г. построено 2,6 тыс. ед. ЛА на заводе Накадзима-Ота, 727 ед. на заводе Накадзима-Уцуномия чуть менее ста лицензионных на авиазаводе Маньчжурия (г. Харбин). С учетом опытных объем производства составил 3,5 тыс. ед. Будучи более технологичным, Ки. 84 при постройке требовал на треть менее человеко-часов, чем Ки. 43 и Ки. 44.

Имидж

В 1944 г. Сухопутные войска начали переход на новую систему строевых шифров авиатехники. Уже с 1942 г. ЛА получали как прежний цифровой, так и новый словесный шифр, в т.ч. Ки. 43, Ки. 44, Ки. 61, Ки. 45 (Сокол, Бесогон, Ласточка, Драконоборец) (яп. Хаябуса, Сёки, Хиэн, Торю

). Сухопутные войска предпринимали большие усилия для популяризации действий своей авиации. Визитной карточкой авиации Сухопутных войск стали истребители Сокол и Буря. Осенью 1944 г. на военном аэродроме Токородзава новые истребители были представлены прессе и личному составу Сухопутных войск в составе ИАЭ №73. Весной 1945 г. осакская редакция газеты Майнити писала:

…прекрасное имя для бурей реющего над противником истребителя наших Вооруженных сил Буря Сухопутных войск. Хаятэ-но мэймэй. Рику-но сайсинъэй сэнтоки, Осака майнити симбун, 01.04.1945 г.

В летнем выпуске кинохроники №254 за 1945 г. под военный марш Отряд Буря был продемонстрирован военный парад авиации Сухопутных войск и ВМС с комбинированными съемками группового пролета новейшего Ки. 84 Сухопутных войск и берегового перехватчика ВМС Гром. В комментарии к кинохронике говорилось:

…Ки. 84 – это Буря решающего сражения с грозящим стране предков противником

(следующий выпуск №255 от 6 сентября был посвящен безоговорочной капитуляции (Священное решение 14 августа. День окончания войны за Великую Азию. (яп. Сэйданхай-су. Дайтоасэнсо сюкэцу. Сёва нидзюнэн хатигацу дзюёкка.

).

Последствия

B-29 на ремонте на Сайпане

Атаки японцев на Марианские острова в 1944 и 1945 годах не привели к серьезному срыву стратегической воздушной кампании USAAF против Японии. Однако они вынудили Соединенные Штаты выделить силы для защиты островов, чтобы предотвратить дальнейшие потери дорогостоящих B-29. Причем из-за дороговизны тяжелых бомбардировщиков соотношение потерь было в пользу японцев.

Когда американские военные рассматривали будущие операции на островах Бонин в августе 1944 года, планировщики оценили, что оккупация Иводзимы может быть необходима для защиты Марианских островов от нападения, и после войны это было названо одним из оправданий дорогостоящего вторжения. острова. Однако в этом не было необходимости из-за успеха 7-й воздушной армии и кампании USN против аэродромов Иводзимы, а также из-за нехватки японских военных самолетов дальнего действия. В любом случае решение о вторжении в Иводзиму было принято за месяц до начала крупных атак на базы B-29, а за семь недель до начала высадки 19 февраля рейдов на Марианские острова не было.

История создания истребителя «Накадзима» «Тип-4″»

«Накадзима» Ки-84 представлял собой одномоторный цельнометаллический истребитель-моноплан, задумывавшийся как машина, сочетающая маневренность Ки-43 с присущими Ки-44 высокими скоростью и скороподъемностью, а также мощным вооружением. Дополнительно требовалось кардинально уменьшить трудоемкость изготовления самолета. Требования к новой машине, переданные 29 декабря 1941 г., предусматривали вооружение из 2 20-мм пушек и 2 12,7-мм пулеметов. 14-цилиндровый двигатель «Накадзима» Ха-45 расчетной мощностью порядка 2000 л.с. должен был обеспечить максимальную скорость 680 км/ч.

Разработку самолета возглавил Я. Кояма. Эскизный проект был одобрен 27 мая 1942 г., после чего машине присвоили обозначение Ки-84. Испытания первого прототипа Ки-84.01 начались в конце апреля, а второго Ки-84.02 — в июне 1943 г. С августа начался выпуск предсерийных Ки-84 — их строил в г. Ота.

С весны 1944 г. серийные самолеты выпускались на заводе № 1 и заводе № 4 в г. Уцуномия. Весной 1945 г. мелкосерийный выпуск Ки-84 начался в Маньчжоу-Го авиа (г. Харбин), но здесь успели собрать лишь 95 ед. самолетов. Завод № 1 собрал для Сухопутных войск всего 2561 ед. № 4 — 727 ед. истребителей «Тип-4».

Таким образом, общий объем производства (с учетом предсерийных машин) составил 3510 ед., из них Сухопутные войскаполучили 3470 машин. Истребителю «Тип-4» было присвоено условное обозначение ВВС союзников «Фрэнк».

Имидж[ | ]

В 1944 г. Сухопутные войска начали переход на новую систему строевых шифров авиатехники. Уже с 1942 г. ЛА получали как прежний цифровой, так и новый словесный шифр, в т.ч. Ки. 43, Ки. 44, Ки. 61, Ки. 45 (Сокол, Бесогон, Ласточка, Драконоборец) (яп. Хаябуса, Сёки, Хиэн, Торю

). Сухопутные войска предпринимали большие усилия для популяризации действий своей авиации. Визитной карточкой авиации Сухопутных войск стали истребители Сокол и Буря. Осенью 1944 г. на военном аэродроме Токородзава новые истребители были представлены прессе и личному составу Сухопутных войск в составе ИАЭ №73. Весной 1945 г. осакская редакция газеты Майнити писала:

…прекрасное имя для бурей реющего над противником истребителя наших Вооруженных сил Буря Сухопутных войск. Хаятэ-но мэймэй. Рику-но сайсинъэй сэнтоки, Осака майнити симбун, 01.04.1945 г.

В летнем выпуске кинохроники №254 за 1945 г. под военный марш Отряд Буря был продемонстрирован военный парад авиации Сухопутных войск и ВМС с комбинированными съемками группового пролета новейшего Ки. 84 Сухопутных войск и берегового перехватчика ВМС Гром. В комментарии к кинохронике говорилось:

…Ки. 84 – это Буря решающего сражения с грозящим стране предков противником

(следующий выпуск №255 от 6 сентября был посвящен безоговорочной капитуляции (Священное решение 14 августа. День окончания войны за Великую Азию. (яп. Сэйданхай-су. Дайтоасэнсо сюкэцу. Сёва нидзюнэн хатигацу дзюёкка.

).

История

  • Заводоуправление Накадзима-Ота
  • Ки. 43
  • Ки. 44
  • A6M Zero

ТТЗ Сухопутных войск

В конце 1941 г. ГУ авиации Сухопутных войск Императорской Японии обратилось в авиационное КБ Накадзима с просьбой разработки единого истребителя на базе перехватчика Ки. 44 с большей маневренностью. Позиция Сухопутных войск по перспективному единому истребителю включала требования:

  • скорость до 700 км/ч
  • авиадвигатель Д-45 (Накадзима-Слава, радиальный, 18-цил.)
  • барражирование 90 мин. на удалении 400 км от аэродрома с воздушным боем в зоне
  • пушечно-пулеметное вооpужение
  • защита летчика и топливных баков

Проектирование и испытания

Машина ИАЭ №73 (в/ч Токородзава

После маневренных Ки. 27 и Ки. 43 и перехватчика Ки. 44 коллективом КБ Накадзима под руководством главного конструктора Я. Коямы был разработан единый истребитель под заводским шифром Ки. 84. Aванпроект единого истребителя Сухопутных войск представлял Ки. 44 с двигателем Д-45, новым крылом и увеличенным запасом топлива. ГУ авиации Сухопутных войск планировало ввод единого истребителя в строй одновременно на всех ТВД. В процессе проработки росли требования к дальности и при сохранении маневренности на уровне фронтового Ки. 43. Сочетание требований определило ограничение нагрузки на крыло до 155 кг/кв. м., что не вписывалось в конструкцию Ки. 44. С запасом топлива, бронеспинкой и протектором баков проектная масса составила более 3 т, что резко увеличило нагруженность крыла. Было принято решение об увеличении площади крыла до 21 кв.м. (пустой вес нового проекта равнялся снаряженному весу Ки. 44). После подготовки проектной и технической документации весной 1942 г. на заводе Накадзима-Ота была начата постройка опытной партии.

В первой половине 1943 г. опытная пара с Д-45 (до 1,8 тыс. л.с.), выхлопными коллекторами, подкрыльевыми ПТБ и незакапотированным вооружением прошла испытания на заводском аэpодpоме Одзима, после чего была передана НИИ авиации (в/ч Татикава) и управлению авиаприемки Сухопутных войск (в/ч Фусса). Весной 1943 г. летчик-испытатель Сухопутных войск (майор управления авиаприемки Д. Ивахаси) дал лестную характеристику машине в присутствии коллектива конструкторов. На войсковых испытаниях была выявлена вибрация ВИШ и отказы Д-45, и по предложению командира ИАЭ авиаприемки (сын начальника ГУ авиации, майор Ё. Арамаки) была заказана вторая установочная партия из 10 машин. В 1943 г. до 100 ед. предсерийных машин прошли расширенные испытания в НИИ авиации и управлении авиаприемки. На испытаниях горизонтальная скорость превысила 620 км/ч, что было ниже требований заказчика, но выше скорости строевых машин. На машинах проводились технологические и конструктивные доработки (перепроектирован стабилизатор и руль поворота для повышения взлетной устойчивости), в начале 1944 гг. на о. Хоккайдо несколько машин оснастили лыжами на стойках в корневой части крыла. Весной 1944 г. истребитель был принят на вооружение авиации Сухопутных войск под шифром Ки. 84 (яп. Рикугун ёнсики сэнтоки

). В ходе замены с 1944 г. цифровых шифров авиатехники на имена собственные Ки. 84 получил обозначение Буря (яп.Хаятэ ).

Истребитель «Брюстер F2A Буффало»

Недалеко от Мурманска находится арктическое озеро Куолаярва. В течение четырех лет в нем проводились поисковые работы, которые в 1998 году все же увенчались успехом. На дне водоема был обнаружен финский истребитель с названием «Брюстер F2A Буффало» и это единственный во всем мире экземпляр самолета, который сохранился. Управлял им известный пилот Лаури Пекури. Во время войны его истребитель был подбит советским самолетам, отчего Пекури пришлось совершить вынужденную посадку на замерзшее озеро.

В этом бою пилот финского истребителя сбил два советских самолета, но мотор его истребителя был выведен из строя одним из снарядов. Сам пилот после посадки успел спастись, а вот «Брюстер F2A Буффало» пошел ко дну. Подняли истребитель, который смог хорошо сохраниться, на сушу через несколько десятилетий. Такую находку сперва отправили Финляндию, где выставляли в Центральном музее авиации, а через некоторое время переправили в Соединенные Штаты Америки, где он стал экспонатом одного из военных музеев.

Характеристики


Общий вид Ки. 84

Ki-84 Hayate
Модификации
Характеристики Первая Вторая
Технические
Экипаж 1 чел.
Длина 9,9 м
Размах (площадь) крыла 11, 3 м (21м²)
Высота 3, 4 м
Масса пустого (снаряженная) 2,7 т (3, 6 т)
Силовая установка
Двигатель Д-45-Ру
Oбъем 36 л
Мощность до 2021 л. с.
Тяговооружённость 0,6 л.с./кг
Лётные
Максимальная скорость 690 км/ч (7 км) 670 км/ч
Скороподъёмность 22,4 м/с
Время набора 5,7 мин (6 км)
Нагрузка на крыло 170 кг/м² 185 кг/м²
Дальность 1,7 тыс. км
Потолок 12 км
Вооружение
Стрелковое синхр. 2 ед. АП-1крыльевое 2 ед. АП-2 крыльевое 2 ед. АП-2 2 ед. АП-1или 2 ед. АП-1 2 ед. АП-155
Подвесное 2 ед. ОФАБ-250 или 2 ед. ПТБ (200 л)

Кросовки

Учебно- тренировочные самолеты Императорского флота Японии времен Второй мировой войны часто модифицировались по сравнению с боевыми самолетами и отличались суффиксной буквой «K». Японские учебно-тренировочные самолеты были красно-оранжевыми, там, где боевые самолеты должны были быть замаскированы.

Самолет Кодовое имя
союзников
Первый полет Количество построенных Услуга
Учебно- тренировочный подводный бомбардировщик специального назначения ВМС Aichi M6A1-K Nanzan н / д 1943 г. 2 IJN
Kawanishi N1K2-K Shiden Navy Land Interceptor модифицирован как учебно- тренировочный истребитель Георгий 1943 г. IJN
Kyushu K10W1 Navy Type 2 Наземный тренажер среднего уровня дуб 1941 г. 176 IJN
Kyushu K11W1 Shiragiku Navy инструктор по эксплуатации военно-морского флота н / д 1942 г. 798 IJN
Кюсю Q1W1-K Токай-Рен Лорна 1943 г. 1 IJN
Mansyu Ki-79 Army Type 2 Advanced Trainer (Учебно-тренировочный комплекс армейского типа 2) Нейт 1936 г. 1329 IJA
Mitsubishi A5M4-K Navy Carrier Fighter Type 96, модель 4 Клод 1935 г. 103 IJN
Зик 1939 г. 243 IJN
Автомобиль Mitsubishi G3M1 / 2-K Нелл 1935 г. 1048 IJN
Бетти 1939 г. IJN
Учебно-тренировочный самолет Mitsubishi K3M Navy Type 90 сосна 1930 г. 625 IJN
Накадзима A4N1-K н / д 1934 г. 221 IJN
Tachikawa Ki-9 Армейский тренажер среднего класса 95-1 Ель 1935 г. 2618 IJA
Tachikawa Ki-17 Army Type 95-3 Тренажер базового уровня Кедр 1935 г. 560 IJA
Тачикава Ki-55 Army Type 99 Advanced Trainer Ида 1939 г. 1389 IJA
Йокосука K5Y1 Ива 1933 г. 5770 IJN
Yokosuka MXY-7 Ohka Модель 43 K-1 Kai н / д 1944 г. 45 IJN
Йокосука MXY-8 Акигуса н / д 1945 г. 50-60 IJN

Вторая мировая война

Тихоокеанская война началась 7 декабря 1941 года, когда рано утром первая волна японских самолетов, взлетевшая с авианосцев, достигла Перл-Харбора. Операторы радиолокационной станции США своевременно обнаружили подход самолетов, но информация о появлении цели были передана несвоевременно, поскольку посчитали, что это были американские бомбардировщики В-17, их прилет ожидался с Западного побережья США. Спустя некоторое время началась атака самолетов второй волны. В итоге были выведены из строя аэродромы на островах Уилер, Канеохе, Форд- Айленд, Хикам, Беллоуз и Эва. Были повреждены при атаке линейные корабли:

История ВВС Японии и авиации

В начале ХХ века практически вся Европа была заинтересована авиацией. Точно такая же потребность появилась и у Японии. В первую очередь речь шла о военной авиации. В 1913 году страна приобрела 2 самолета – «Ньюпор» NG (двухместный) и «Ньюпор» NМ (трехместный), выпущенные в 1910 году. Изначально планировалось использовать их сугубо для учений, но вскоре и они поучаствовали в боевых вылетах.

Впервые Япония использовала боевую авиацию в сентябре 14-го года. Совместно с англичанами и французами японцы выступили против германцев, расположившихся в Китае. Помимо «Ньюпоров», у ВВС Японии были 4 единицы «Фарман». Сначала их использовали как разведчиков, а после они осуществляли авиаудары по противнику. А первое воздушное сражение случилось во время атаки германского флота в Цингтао. Тогда в небо поднялся немецкий «Тауб». В результате воздушной битвы не было победителя и проигравшего, однако один японский самолет вынужден был осуществить посадку на территории Китая. Самолет сожгли. За все время кампании было совершено 86 боевых вылетов и сброшено 44 бомбы.

Первые попытки запуска летательных машин в Японии случились еще в 1891 году. Тогда в воздух поднялись несколько моделей с резиновыми моторчиками. Немного позже была спроектирована большая модель с приводом и толкающим винтом. Но военные не заинтересовались ею. И только в 1910 году, когда были закуплены самолеты «Фарман» и «Гранде», в Японии зародилась авиация.

В 1916 году построили первую уникальную разработку – летающая лодка «Йокосо». За разработки сразу же взялись компании «Кавасаки», «Накадзима» и «Мицубиси». Последующие пятнадцать лет эта тройка занималась выпуском улучшенных моделей европейских самолетов, в основном немецких, английских и французских. Обучение пилотов проходило в лучших школах США. К началу 30-х годов правительство решило, что настало время начинать собственное производство самолетов.

В 1936 году Япония самостоятельно разработала двухмоторные бомбардировщики «Мицубиси» G3M1 и Ки-21, разведывательные самолеты «Мицубиси» Ки-15, палубные бомбардировщики «Накадзима» B5N1 и истребители «Мицубиси» А5М1. В 37-м году начался «второй японско-китайский конфликт», что привело к полной секретности авиапромышленности. Через год крупные промышленные предприятия были приватизированы государством и полностью контролировались им.

До конца Второй мировой войны авиация Японии подчинялась флоту Японии и императорской армии. Ее не выводили в отдельный вид войск. После войны, когда начали формировать новые ВС, создали ВС самообороны Японии. Первая техника, которая была у них в подчинении, производилась в США. Начиная с 70-80-х годов на вооружение начали отправлять только те самолеты, которые прошли модернизацию на японских предприятиях. Немного позже на вооружение поступили самолеты уже собственного производства: Kawasaki C-1 – военный транспортный, Mitsubishi F-2 – истребитель-бомбардировщик. На 1992 год личный состав японской авиации составил 46000 человек, боевые самолеты – 330 единиц. К 2004 году в ВВС Японии насчитывалось 51092 человека.

В 2007 году Япония проявила желание приобрести у США F-22 – истребитель пятого поколения. Получив отказ, правительство решило построить собственный самолет такого же типа – Mitsubishi ATD-X. К 2012 году численность служащих в ВВС сократилась до 43123 человек. Количество самолетов – 371 единица.

Организация ВВС Японии (авиация Японии)

Военно-воздушные силы возглавляет главный штаб. Ему подчиняются командования боевым обеспечением и авиацией, бригада связи, учебное командование, группа обеспечения безопасности, испытательное командование, госпитали (3 штуки), контрразведывательный отдел и многие другие. БАК представляет собой оперативное объединение, которое выполняет боевые задачи ВВС.

В число техники и вооружения входят боевые, тренировочные, транспортные, специальные самолеты и вертолеты.

Самолеты боевые:

  1. F-15 Eagle – учебно-боевой истребитель.
  2. Mitsubishi F-2 – учебно-боевой истребитель-бомбардировщик.
  3. F-4 Phantom II – разведывательный истребитель.
  4. LockheedMartin F-35 Lightning II – истребитель-бомбардировщик.

  1. Kawasaki T-4 – тренировочный.
  2. Fuji T-7 – тренировочный.
  3. Hawker 400 – тренировочный.
  4. NAMC YS-11 – тренировочный.

Самолеты-транспортники:

  1. C-130 Hercules – транспортник.
  2. Kawasaki C-1 – транспортник, учебный РЭБ.
  3. NAMC YS-11 – транспортник.
  4. Kawasaki C-2 – транспортник.

Самолеты специального назначения:

  1. Boeing KC-767 – заправочный самолет.
  2. Gulfstream IV – VIP-транспорт.
  3. NAMC YS-11E – самолет РЭБ.
  4. E-2 Hawkeye – самолет ДРЛОиУ.
  5. Boeing E-767 – самолет ДРЛОиУ.
  6. U-125 Peace Krypton – спасательный самолет.

История

В течение первого года Тихоокеанской войны, начавшейся 7 декабря 1941 года, персонал союзников часто пытался быстро, лаконично и точно идентифицировать японские самолеты, встречавшиеся в бою. Они сочли японскую систему обозначений сбивающей с толку и неудобной, поскольку она давала каждому самолету по два имени. Один был буквенно-цифровым кодом проекта производителя, а другой — официальным военным обозначением, которое состояло из описания самолета и года его ввода в эксплуатацию. Например, военное обозначение истребителя Mitsubishi A5M было «Navy Type 96 Carrier Fighter». Тип 96 означал, что самолет поступил на вооружение в 2596 году по , что эквивалентно 1936 году по григорианскому календарю . Однако другие самолеты, поступившие на вооружение в том же году, имели тот же типовой номер; такие самолеты, как бомбардировщик-носитель Type 96 и бомбардировщик Land Attack Bomber . Путаницу усугубляло то, что армия и военно-морской флот США имели свои собственные системы для идентификации японских самолетов.

В середине 1942 года капитан Фрэнк Т. Маккой, офицер военной разведки ВВС США из 38-й бомбардировочной группы, приписанной к подразделению технической воздушной разведки союзников в Австралии, задумал разработать более простой метод идентификации японских самолетов. Вместе с техническим сержантом Фрэнсисом М. Уильямсом и капралом Джозефом Граттаном Маккой разделил японские самолеты на две категории; бойцы и все остальное. Он дал бойцам имена мальчиков, а другим — имена девочек. Позже учебные самолеты были названы в честь деревьев, одномоторным самолетам-разведчикам были присвоены мужские имена, а многодвигательным самолетам того же типа — женские. Транспортным средствам дали имена девочек, которые начинались на букву «Т». Планерам дали имена птиц.

A6M3-32 «Гемпшир» борцы

Система Маккоя быстро завоевала популярность и распространилась на другие подразделения США и союзников по всему Тихоокеанскому театру военных действий. К концу 1942 года все американские войска в Тихоокеанском регионе и Восточной Азии начали использовать систему Маккоя, и вскоре после этого ее приняли страны Британского Содружества . Список в конечном итоге включал 122 имени и использовался до конца Второй мировой войны. По сей день во многих западных исторических отчетах о войне на Тихом океане все еще используется система Маккоя для идентификации японских самолетов.

Чтобы имена казались несколько комичными, Маккой дал многим самолетам « деревенские » имена, такие как «Зик» и «Руф», с которыми он столкнулся, когда рос в Теннесси . Другим были даны имена людей, которых создатели системы знали лично; Mitsubishi G4M бомбардировщик, с большими пузырями пистолет был назван «Бетти» в честь грудастой подруги Уильямса. Aichi D3A «Вал» получил свое название от австралийской армии сержанта.

Не все имена, выбранные Маккой, прижились. Многие военнослужащие союзников продолжали называть истребитель-авианосец Mitsubishi Navy Type 0 «Зеро» вместо имени Маккоя «Зик». Кроме того, имя Маккоя для обновленной версии Zero, «Hap», в честь генерала армии США Генри Х. Арнольда , пришлось изменить на «Hamp», когда стало известно, что Арнольд не одобряет его.

Армейская авиация Японии

Декабрь 1941 года. До нападения на Перл-Харбор армейская авиация Японии насчитывала примерно 4300 самолетов, а морская авиация — около 3000 самолетов. Основной единицей армейской авиации стал в то время был хикосентай (или просто сентай) — эквивалент группе или полку, и состоявший обычно он состоял из трех или более чутаев (эскадрилий) и одного сентай хомбу (штабного звена).

  • Сентай обычно насчитывал 27 — 49 самолетов. В состав чутаев входило 3-4 сотаев (звеньев), в каждом из которых было по 3 самолета.
  • От 3 до 5 сентаев объединялись в хикодан (крыло или бригаду) под руководством генерал-майора или полковника.
  • Хикосидан (дивизия) состояла из 2-4 хикоданов, а также других подразделения (такие как тренировочные сентай или отдельные подразделения, непосредственно подчинявшиеся командованию хикосидана).
  • Кокугун (воздушная армия) состояла из 2-3 хикосиданов.

К названию каждого формирования добавлялось наименование типа входящих в него самолетов:

  • истребители — сен-токи,
  • легкие бомбардировщики — кейбаку,
  • тяжелые бомбардировщики — дзу-баку,
  • разведчики — тейсацу,
  • учебно-тренировочные самолеты — пенсуки.

Также надо отметить существование отдельных подразделений, действовавших независимо от частей регулярной авиации:

  • независимая боевая группа или полк — докорицу хикотай,
  • независимая эскадрилья — докорицу чутай.

Эти подразделения обычно присоединялись непосредственно к авиадивизии или воздушной армии, иногда, в случае необходимости, придавались в подчинение меньших подразделений. Из нескольких тренировочных чутаев и не менее одного инструкторского сентая состояли учебно-тренировочные подразделения, в задачу которых входила также и охрана воздушного пространства над Японскими островами, кроме, разумеется, подготовки летного состава.

Обозначения самолетов армейской авиации Японии

С 1932 года все армейские самолеты получили обозначение «Ки» («китай» — конструкция) и порядковый номер (к примеру: Ки-61). Модели самолета обозначались римскими цифрами, самолеты одной модели, кроме того, различались в зависимости от модификации дополнительным иероглифом (позже их заменили латинскими буквами): «Каи» (а) — изменения в конструкции планера, «Ко» (b) — изменение силовой установки, «Оцу» (с) — изменение в оборудовании или в назначении самолета, «Хей» (d) — изменение в вооружении.

Помимо короткого обозначения использовалась и нумерация по годам принятия образца на вооружение, включавшая краткое описание назначения самолета. Нумерация велась по японской системе летоисчисления, в обозначении самолета указывались только последние цифры года. Так, самолет, принятый на вооружение в 1939 году (то есть в 2599 году по японскому летоисчислению) имел обозначение тип 99, принятый на вооружение в 1940 году (или в 2600-ом) — тип 100, а принятый на вооружение в 1942 году (или в 2602 г.) — тип 2 и так далее. В результате длинное обозначение выглядело, например, так:

  • Ки-61-Ia — истребитель армейский тип 3 модель 1А (тип 3 по году 2603),
  • Ки-61-Ib — истребитель армейский тип 3 модель 1В.

Кроме короткой и длинной систем обозначений, начиная с вступления Японии во Вторую мировую войну, самолеты получали также и короткие названия, которые применялись для различных целей (как то: запутать разведслужбы союзников).

Самолеты Императорской армии Японии

Истребители Ночные и тяжелые истребители
Бомбардировщики Разведывательные самолеты
Транспортные самолеты Учебно-тренировочные самолеты
Штурмовики Самолеты специального назначения
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector