Самурайские мечи. японское оружие и его виды
Содержание:
- Немного молекулярной генетики
- Как держать и носить
- Классификация японских мечей по длине
- Находка или мусор?
- История появления
- Катана-кадзи
- Танто: самый короткий меч самурая
- В чем секрет остроты катаны?
- Комплект японского воина
- История
- Изготовление катаны
- Разновидности
- Катана – сильные и слабые стороны этого меча
- Вакидзаси – напарник катаны
- Кровожадные клинки Мурамасы
- История самурайского меча
- Материалы и технология изготовления
- Технология производства японских мечей
- Похожие предметы
Немного молекулярной генетики
Напомним, что в основе передачи наследственной информации лежит двухцепочечная молекула ДНК. Она представляет собой полимер из четырех типов мономеров (нуклеотидов): аденина (A), тимина (T), цитозина (С) и гуанина (G) — и уложена в хромосомы. У человека 23 пары расположенных в ядре хромосом (22 пары неполовых и одна пара половых). Они и составляют основу нашего генома (еще 37 генов содержат кольцевые ДНК митохондрий). Если бы мы взяли одну клетку человека, сшили весь диплоидный (парный) набор хромосом вместе и вытянули в нить, то получили бы молекулу длиной в два метра, состоящую из шести миллиардов пар оснований (нуклеотидов). Три миллиарда от папы и три — от мамы.
Наиболее изученный тип функциональных последовательностей ДНК — гены, кодирующие белки. С таких генов считывается молекула РНК, которая затем играет роль матрицы для синтеза белков и определяет их аминокислотную последовательность. Кодирующая часть молекулы РНК может быть разделена на тройки нуклеотидов (кодоны), которые либо соответствуют некоторой аминокислоте, либо определяют место окончания синтеза белка (стоп-кодоны). Правило соответствия кодонов аминокислотам называется генетическим кодом. Например, кодон GCC кодирует аминокислоту аланин.
Как держать и носить
Благодаря длинной рукояти меч удобен для маневрирования. Классический хват: правой рукой сжать рукоять у гарды, левой – так, чтобы конец рукояти приходился на середину ладони. При синхронизации движений увеличивается амплитуда взмаха, причем движение не требует большой силы.
При использовании японского одностороннего оружия преимущественно наносятся вертикальные удары, в том числе по мечу, рукам противника, тем самым расчищая траекторию для дальнейшей атаки.
Оружие носят на левом боку в заправленных за пояс сая. При посещении дома длинный меч достают, оставляют у порога. Если воин показывает недоверие к собеседнику, он держит клинок левой рукой; символ мирных намерений – хват правой рукой.
Существовал этикет ношения катаны
Классификация японских мечей по длине
Самые длинные мечи называются Дайто. У этого экземпляра длина только одного клинка составляет чуть больше полуметра. Но длина может быть и гораздо больше, если вы можете вспомнить Сеферот из Последней Фантазии 7, то это его меч подходит под категорию Дайто. В реальности ограничения в длине были только в физических данных мечника и его умственном здоровье.
Средний меч носит название Ваказаши. Его длина будет от 30 до 60 сантиметров или если переходить на японскую меру длины: 1-2 шаку. Любопытно, что этот меч был излюбленным оружием не только самураев, но и простых людей. Дело в том, что самурай всегда носил с собой два оружия. Обычно это был Дайто и Ваказаши. Второй являлся вспомогательным оружием и пользовались им крайне редко. Все остальные не имели право носить два клинка с собой, а также не могли брать в руки Дайто. Вот и получается, что Ваказаши использовали все остальные.
Самый малый меч — это Танто. Его длина не больше 30 сантиметров или одного шаку. Вокруг этого клинка существует два основных заблуждения. Первое в основном у иностранцев: Танто – это нож. На самом деле он является полноправных холодным оружием. Второе: Танто – меч для харакири. Тоже в корне неверное заявление, для данной процессии существует специальный нож. Пошло это заблуждение оттого, что в полевых условиях обычно редко доходило до церемониала и солдат совершал ритуальное самоубийство наиболее удобным орудием.
Пользовались Танто в основном женщины и торговцы. Он был удобен тем, что его легко спрятать и он не очень много весит.
Находка или мусор?
Вызов представлению о существовании мусорной ДНК бросил проект ENCODE — The Encyclopedia of DNA Elements, «Энциклопедия элементов ДНК» (первые его результаты опубликованы в журнале Nature в 2012 году).
Получив многочисленные экспериментальные данные о том, какие части генома человека взаимодействуют с различными белками, участвуют в транскрипции — синтезе РНК-копий генов для последующей трансляции (синтеза белка из аминокислот на матрице информационной РНК) — или других биохимических процессах, авторы пришли к выводу, что более 80% генома человека так или иначе функциональны. Разумеется, данный тезис вызвал бурное обсуждение в научном сообществе.
Одна из наиболее ироничных статей, опубликованная Дэном Грауром, специалистом по молекулярной эволюционной биоинформатике, профессором Хьюстонского университета, и его коллегами в 2013 году в журнале Genome biology and evolution, называется так: «О бессмертии телевизоров: «функция» в геноме человека по лишенному эволюции Евангелию от ENCODE». Ее авторы отмечают, что отдельные члены консорциума ENCODE расходятся в том, какая часть генома функциональна.
Так, один из них вскоре уточнил в журнале Genomicron, что речь идет не о 80% функциональных последовательностей в геноме, а о 40%, а другой (в статье в Scientific American) и вовсе снизил показатель до 20%, но при этом продолжал настаивать, что термин «мусорная ДНК» нужно устранить из лексикона.
По мнению авторов статьи «О бессмертии телевизоров», члены консорциума ENCODE слишком вольно интерпретируют термин «функция». Например, существуют белки, которые называют гистонами. Они могут связывать молекулу ДНК и помогают ей компактно укладываться. Гистоны могут подвергаться определенным химическим модификациям.
Согласно ENCODE, предположительная функция одной из таких модификаций гистонов — «предпочтение находиться в 5′-конце генов» (5′-конец — это конец гена, от которого движутся ферменты ДНК- и РНК-полимеразы при копировании ДНК или при транскрипции). «Примерно так же можно сказать, что функция Белого дома — занимать площадь земли по адресу 1600, Пенсильвания-авеню, Вашингтон, округ Колумбия», — отмечают оппоненты.
История появления
Искусство ковки, обработки многослойной стали появилось в Японии позже, чем в соседних странах, поэтому вплоть до VII века оружие импортировалось из Китая или Кореи. Когда японским кузнецам удалось освоить технику изготовления, появились первые японские мечи — обоюдоострые и прямые.
IX-XII вв. принесли многочисленные междоусобные столкновения. Самураи стали выдающимся сословием, меч для них приобрел статус не только оружия, но и символа. Оттачивалась технология изготовления холодного оружия. Оно приобрело выгнутую форму из-за необходимости ведения конных боев.
Эпоха Камакура, длящаяся с XII по XIV век, стала расцветом искусства производства японских мечей. У самураев появились доспехи, что принесло новые требования к оружию. Мечи приобрели большую ударную силу, немного изменилась форма. Теперь они применялись преимущественно для пеших сражений, потому их требовалось держать обеими руками. Это было время экспериментов, многие кузнецы придумывали уникальные технологии изготовления, которые не дошли до наших дней.
С XIV до XVI века (период Муромати) велись многочисленные войны, требующие разного оружия. Поэтому появились новые виды самурайских мечей. А вот плачевная финансовая ситуация, в которой оказались многие кланы, не позволяла платить за это большие деньги. Поэтому качество холодного оружия значительно упало.
В XVI веке (эпоха Момояма) появились короткие мечи. Самураи стали носить пару оружия дайсё (большой–малый). Это катана и вакидзаси. Из-за размеров первый чаще использовался на открытом воздухе либо в больших помещениях, второй – в стесненном пространстве. Однако, потребность в оружии в целом уменьшилась, потому что междоусобицы пошли на спад. Теперь ношение мечей стало всего лишь признаком статуса, частью традиционного костюма. Поэтому оружие стали декорировать различными способами, отчего нередко страдали боевые качества. Этот период также получил название Эпохи новых мечей.
А со второй половины XIX века стартовала Эпоха современных мечей. Оружие этого периода получило название гэндай-то. Носить на себе мечи стало запрещено, что привело к упадку производства. В начале XX века начались мероприятия по возрождению культурного наследия страны, неотъемлемой частью которого является японский меч. И сегодня это — символ, изготовление которого — настоящее искусство.
Катана-кадзи
Мечи в Японии всегда изготавливались людьми господствующего класса, часто родственниками самураев или придворными. С ростом спроса на мечи феодалы стали покровительствовать кузнецам (катана-кадзи). Изготовление самурайского меча требовало тщательной подготовки. Ковка мечей напоминала богослужебную церемонию и была наполнена религиозными действиями, чтобы защитить владельца от злых сил.
Перед тем как приступить к делу, кузнец соблюдал пост, воздерживался от дурных мыслей и поступков, выполнял ритуал очищения тела. Кузница тщательно убиралась и украшалась симэ — ритуальными атрибутами, сплетенными из рисовой соломы. В каждой кузнице был алтарь для молитв и для моральной подготовки к работе. При необходимости мастер облачался в кугэ — парадную одежду. Честь не позволяла опытному мастеру изготавливать некачественное оружие. Иногда кузнец уничтожал меч, на который мог потратить несколько лет, из-за одного-единственного изъяна. Работа над одним мечом могла длиться от 1 года до 15 лет.
Танто: самый короткий меч самурая
Танто – это разновидность японского короткоклинкового оружия, которое вместе с катаной и вакидзаси входило в стандартный набор вооружения самурая. Согласно европейской классификации, танто (если судить по размеру) – это типичный кинжал, однако сами японцы считают его настоящим мечом. Словосочетание «тан то» с японского так и переводится: «короткий меч».
В литературе танто нередко называют кинжалом или боевым ножом самураев. Хотя, и название «кинжал» для этого оружия не слишком подходит. Так его зачастую именуют отечественные авторы, забывая, что отличительной чертой кинжалов является двухсторонняя заточка. Танто – также как катана и вакидзаси – имеет режущую кромку только с одной стороны. От своих больших собратьев он отличается только размером.
В современной Японии танто, выполненные по старинным технологиям (впрочем, как и некоторые другие виды холодного оружия), считаются культурным достоянием нации. Для того чтобы заняться изготовлением такого оружия, нужно долго учиться, а затем получить специальную лицензию. С момента окончания войны в Японии было выдано около 600 подобных разрешений. Танто, которые массово производились во время Второй мировой войны для нужд армии заводским способом, в разряд национального достояния не попадают и подлежат уничтожению.
Следует отметить, что сами японцы не воспринимают танто в качестве обычного ножа. Все, что входило в комплект вооружения воина никогда не использовалось для хозяйственных целей. Просто нож, который применяется в быту, носит в Японии название хамоно.
В то же время сегодня это слово имеет и другое значение: так еще называется форма клинка с характерным резким изломом режущей кромки к острию, которую весьма часто используют производители боевых и тактических ножей. Поскольку широкой публике слабо известно, что такое меч танто, то под этим названием может скрываться практически все что угодно. Так называемый нож танто или американский танто – это просто нож (он может иметь разный размер и форму), изготовленный в стиле японского меча. Иногда так называют даже складные ножи. Подобное оружие сегодня очень популярно в США, Европе и России и не выпускают «ножи танто» разве что совсем уж ленивые производители.
В чем секрет остроты катаны?
Настоящий меч катана может самозатачиваться в результате упорядоченного движения молекул. Просто поместив клинок на специальную подставку, воин через какой-либо период времени снова получал острое лезвие. Меч шлифовали поэтапно, через десять шлифовальных кругов, уменьшающих зернистость. Затем мастер отполировывал клинок пылью древесного угля.
На последнем этапе осуществлялась закалка меча в жидкой глине, в результате этой процедуры на клинке возникала матовая тончайшая полоска (якиба). Известные мастера оставляли подпись на хвостике клинка. После ковки и закалки меч полмесяца полировали. Когда катана имел зеркальный блеск, работа считалась завершенной.
Комплект японского воина
Японские воины всегда носили с собой два меча, что указывало на принадлежность к самураям. Комплект воина (дайсе) состоял из длинного и короткого клинка. Длинный самурайский меч катана или дайто (от 60 до 90 см) — основное оружие самурая с 14-го века. Его носили на поясе острием вверх. Затачивался меч с одной стороны, имел изогнутый клинок и рукоять. Мастера боя умели убивать молниеносно, в доли секунды вытянув клинок и сделав один взмах. Такая техника называлась «иайдзюцу».
Короткий самурайский меч вакидзаси (сёто или кодати) в два раза короче (от 30 до 60 см) носился на поясе острием вверх, использовался реже, при ведении боя в стесненных условиях. С помощью вакидзаси воины отрезали убитым противникам головы или, будучи захваченными в плен, совершали сэппуку — самоубийство. Чаще всего самураи сражались катаной, хотя в специальных школах обучали бою на двух мечах.
История
Слово «катана» произошло от японского прочтения заимствованного из Китая иероглифа 刀, который в другом варианте читается как «тоо». Для японца это широкое понятие, обозначающее односторонний нож, меч. Объясняя, что такое японская катана, часто использую термин «нихонтоо», то есть «японский меч». Если меч заточен с двух сторон, его именуют цуруги, кэн, но иногда такими терминами обозначают одностороннее оружие. Чаще это используется в художественной литературе. Причина – многие века влияния китайской культуры на японский язык и представления жителей архипелага о прекрасном. В Китае самым высоким статусом обладал меч, заточенный с обеих сторон, поэтому термин для его обозначения в Японии стали изредка использовать для катаны, показывая тем самым почтение к предмету.
С 9 века японские воины оценили преимущества выгнутого орудия, полезного в конном бою. Тогда же появилось сословие самураев, для которых вооружение превратилось в символ, показатель статуса, физическое воплощение идей и жизненной философии. С 12 века японцы начали разрабатывать усовершенствованные доспехи, одновременно меняя холодное оружие. Мечи стали тяжелее, приобрели новую форму. С этого момента катана превращается в двуручное оружие. Период 12-14 века историки считают пиком расцвета катаны. С 14 столетия вместе с увеличением числа военных конфликтов повысился спрос на оружие, одновременно снизилось его качество.
Традиционное вооружение самурая
Японский клинок существует в современном виде с 15 столетия. Он сформировался в раннюю эпоху Муромати из тати, широко использовался до конца 19 века в качестве традиционного самурайского вооружения с коротким вакидзаси. Узнать традиционный меч можно по внешнему виду – линии закалки, оформленной кожей и шелком рукоятке.
Что такое катана
Классическое японское оружие создается из нескольких видов стали, очищенных сложением и варкой. Самурайское вооружение – это полуторный меч, длина клинка которого – около 60 см. Режущая часть обычно выгнута наружу. Длина рукояти не регламентирована. Вес предмета – 0,75-1 кг.
Самурай вооружался в дополнение к катане коротким мечом вакидзаси – практически идентичным основному, но меньшей длины. Существовали кинжалы, длина которых – вдвое меньше, нежели основного меча. И длинный, и короткий клинок носили в ножнах сая. Настоящий комплект ножен изготавливается из дерева; в 20 веке стали делать металлические ножны с деревянной подкладкой. Их ценность заметно ниже, поскольку это предметы серийного производства.
Вооружение – гордость воина
Изготовление катаны
Изготовление катаны это очень трудоемкий процесс, он может длиться несколько месяцев. Можно условно разделить изготовление меча на несколько этапов.
Важнейшую роль в изготовлении клинка играет качество используемой кузнецом стали. Традиционно, японские мастера используют рафинированную сталь (очищенную от вредных примесей – фосфора, серы и шлака). Основной сорт стали используемый для изготовления катан (и других японских мечей и кинжалов) называется тамахаганэ (в переводе с японского «алмазная сталь»). Эта сталь является уникальным японским изобретением и используется с древних времен. Изготавливается эта сталь в японских плавильных печах – татара, температура в таких печах может достигать 1500° С.
Первым этапом можно назвать подготовку стали. Слитки тамахаганэ обмазываются раствором глины (некоторые кузнецы на этом этапе также добавляют золу). В процессе плавления из металла выделяется шлак, который и впитывает глина и зола.
Следующий этап изготовления – ковка. Мастер раскаляет части полученной стали, что бы соединить их. Далее кузнец начинает молотом сплющивать получившийся брусок стали, складывая его, чем удваивает слои стали. Повторяться эта операция может при необходимости до 20 раз. Таким способом мастер добивается равномерного распределения углерода по заготовке, что обеспечивает невероятную твердость будущего меча.
После этого мастеру необходимо добавить более мягкую сталь, это делается для того, что бы катана смогла выдерживать большие силовые нагрузки и не ломаться. В процессе ковки, которая может длиться от нескольких дней до недели, брусок вытягивается в длину, и оружейник путем компоновки слоев стали с разной степенью твердости, создает структуру и предварительный вид клинка.
Далее следует этап закалки клинка. Перед закалкой, заготовку снова покрывают раствором глины, это необходимо для недопущения перегрева заготовки и ее окисления. При закалке клинок нагревается до высокой температуры и мгновенно охлаждается (обычно для этого используется ванна с водой), в результате чего режущая кромка становится невероятно твердой и прочной. Клинок катаны состоит из нескольких частей – твердой режущей кромки (якиба) и более мягкой и гибкой задней части (хирадзи). В процессе закалки между якибой и хирадзи формируется хамон (граница соединения твердой и более мягкой стали).
После окончания закалки следует длительный процесс заточки, полировки и придания конечной формы клинку. Полировкой занимается отдельный мастер – тогиси. Полировка клинка производится камнями с различной зернистостью (как пример можно привести современную наждачную бумагу с разным размером зерна). На один меч мастер может потратить около пяти дней работы. Эта работа очень ответственна, так как тогиси должен полностью сохранить форму, которую придал клинку кузнец. Так же тогиси устраняет мелкие недочеты в работе кузнеца. Современные мастера иногда наносят гравировки на рукоять и незакаленные участки клинка. Чаще всего сюжетами для гравировки являются сцены буддистских эпосов.
После того как клинок отполирован, мастер приступает к созданию рукоятки и ножен катаны. Ножны называются «сая», а рукоять – «цука». Стоит отметить что все катаны комплектуются ножнами. Сая изготавливаются из дерева и традиционно покрываются лаком. Встречаются так же и не лакированные сая, так называемые «сарасая» ( белые ножны). Рукоять традиционно покрывается кожей ската или обматывается шелковыми шнурками. Когда ножны и рукоять готовы – создание катаны закончено. Современные катаны изготавливают не только вручную, но и на заводах, что конечно же сильно упростило производство и уменьшило время изготовления меча. Но все же качество стали остается важным и неизменным атрибутом.
Разновидности
Существуют разные виды японских мечей. Несмотря на общие черты, присущие всем разновидностям, они различаются размерами, внешним видом, назначением и боевыми характеристиками. Все эти нюансы необходимо знать ценителям коллекционных изделий.
Катана
Самый известный вариант длинного японского меча. Длина лезвия — 60–75 см. Форма слегка изогнутая. Обычно изготавливают катану из двух разных сплавов. Более мягкий — для сердцевины клинка, более твердый — для внешней части. Это делает конструкцию одновременно жесткой, острой, но гибкой.
Лезвие заточено с одной стороны. По толщине, сечению, изгибу жестких стандартов нет. Поэтому вес оружия также различается — от 0,7 до 1 кг в среднем. В зависимости от конструкции катана больше подходит для боя с противником в латах или без, как одноручный или двуручный меч и так далее. Рукоять по форме простая для удобного положения в руке.
Танто
Это небольшой кинжал с длиной лезвия до 30 см. Обычно не использовался в бою. Его применяли для добивания, отрезания головы у признавшего поражение противника, а также для совершения харакири. Чаще всего это односторонний нож, реже — обоюдоострый, со съемной рукояткой.
Вакидзаси
Короткий самурайский меч, который обычно носили в паре с катаной на поясе. Длина клинка варьировалась от 30 до 60 см. Внешне это оружие похоже на уменьшенную копию катаны. Слегка изогнутое лезвие, заточенное с одной стороны, классическая рукоять.
В бою пора короткого меча наступала тогда, когда катану использовать по каким-то причинам было невозможно. А иногда ими фехтовали одновременно. Тогда как большой меч носили только самурая, маленький можно было носить ремесленникам, купцам для самозащиты.
Ниндзя-то
Так называется меч ниндзя, который предназначен как для режущих, так и для колющих ударов. Сделан он гораздо проще, нежели катана. Чаще всего по размеру несколько меньше, чем последняя. Однако существовало множество форм и размеров этого оружия. Часто его маскировали под вакидзаси, чтобы усыпить бдительность противника. Иногда ниндзя-то перековывали из захваченного оружия самураев.
Тати
Это название длинного меча самурая (клинок 70–90 см). Представляет собой двуручную изогнутую саблю. Использовался исключительно как часть военных доспехов, носился подвешенным к поясу. Тогда как катану чаще затыкали за пояс и носили в повседневности. В паре с этим мечом носили танто.
Кодачи — дословно «маленький тати». Похож на вакидзаси длиною и техникой использования, но несколько шире. Его применяли в качестве самостоятельного оружия, а не в паре с чем-то.
Еще одна разновидность — одати. Длинный меч с клинком свыше 90 см. Использовался как боевое оружие либо в ритуальных целях, как символ. Этот меч требовал особо тщательной технологии изготовления. Из-за размеров его носили либо за спиной, либо просто в руке.
Цуруги
Прямой японский меч, заостренный с обеих сторон лезвия. Как боевой применялся до 10 века. С появлением тати стал использоваться исключительно в религиозных целях — для проведения церемоний.
Нагината
Необычный по конструкции большой японский меч. Его особенность в очень длинной рукояти — около 2 м, которая сопряжена с лезвием 30–50 см. Со временем появились более короткие облегченные варианты. Они использовались не только мужчинами в бою, но и женщинами при обороне жилища.
Гун-то
Современные мечи, изготовленные промышленными способами. По форме и внешнему виду похожи на тати. В первой половине 20 века (в частности — в годы Второй мировой войны) их изготавливали для поднятия боевого духа в армии, возрождения традиций.
Боккен
Это деревянные макеты, копирующие разные типы боевых японских мечей. Их делают из твердых сортов древесины, часто лакируют, декорируют. Используют для тренировок, отработки боевых навыков в айкидо.
Кай-гунто
Дословно это название переводится как «морской военный меч». Их ввели накануне Второй мировой войны как оружие офицеров императорского флота. От обычных гун-то такой меч отличался всегда деревянными ножнами, некоторыми особенностями отделки рукояти. В остальном также практически копировал тати.
Катана – сильные и слабые стороны этого меча
Существует множество мифов, касающихся качества самурайских мечей:
- Катана сделана из стали, которая проковывается десятки тысяч раз, приобретая при этом качества настоящей дамасской стали. На самом деле сталь, которую добывали в Японии, никогда не обладала выдающимися характеристиками. Для придания необходимой твёрдости её приходилось проковывать несколько тысяч раз. В результате этого и получались многослойные клинки, которые не имели ничего общего с дамасскими сталями;
- Катана с лёгкостью рубит любой материал, будь то плоть или железо. На самом деле, японские доспехи никогда не обладали особой прочностью, поэтому разрубить их не составляло особого труда;
- Клинок катаны с лёгкостью мог перерубить европейский меч. Данная ситуация сама по себе абсурдна. Европейский меч предназначался для пробивания тяжёлых железных доспехов, а катана – для точных ударов. Если европейские рыцари могли блокировать удары мечами, самураи уклонялись от ударов, так как один единственный удар по мечу мог выщербить режущую кромку меча. Техника мечевого боя самураев кардинально отличалась от боя рыцарей.
Часто можно услышать мнение, что катаной можно как рубить, так и наносить эффективные колющие удары. На самом деле колоть катаной достаточно неудобно. Её форма подчёркивает, что главное её предназначение – это рубка. Конечно, существуют самурайские мечи, способные разрубить железо, но это единичные экземпляры. Если сравнивать их с общим количеством европейских мечей, способных на такой же подвиг, то сравнение получится не в пользу катаны.
Слабые стороны клинка самурайского меча заключались в следующем:
- Так как катана не предназначена для фехтования, главной её слабостью является хрупкость;
- Обладая большой твёрдостью, клинок катаны может легко сломаться от удара в плоскость клинка, поэтому в бою самураи тщательно берегли своё оружие, которое могло стоить годового дохода крупной деревни;
- Кстати, клинок катаны можно было сломать, ударив по его плоской стороне нунчаками.
Вакидзаси – напарник катаны
Короткий меч вакидзаси носился в паре с катаной. Его общая длина составляла 50-80 сантиметров, из них 30-60 приходилось на клинок. Своим видом вакидзаси полностью копировал катану, только держали его одной рукой (хотя в случае необходимости можно было применять двуручный хват). Для торговцев и ремесленников вакидзаси был главным оружием и носился в паре с танто.
Самураи пользовались коротким мечом в замках или тесной схватке, когда для длинного меча не было простора. Хотя считается, что катана и вакидзаси — это боевой набор, чаще всего самураи носили их в мирное время. На войну брался более серьёзный меч – тати, который помимо длины, был ещё родовым оружием. Вместо вакидзаси использовали танто, который прекрасно пробивал доспехи противника в ближнем бою.
Так как часто вакидзаси оставался единственным доступным воину оружием (так как при входе в чужой дом в качестве гостя, самурай в обязательном порядке снимал катану). В связи с этим, искусству владения коротким мечом уделялось много времени. Некоторые кланы даже практиковали бой с катаной в одной руке, а вакидзаси в другой. Искусство боя с оружием в каждой руке встречалось достаточно редко и для противника чаще всего являлось полной неожиданностью.
Кровожадные клинки Мурамасы
Мурамаса — знаменитый японский мечник и кузнец, живший в XVI-м веке. Согласно легенде, Мурамаса молил богов, чтобы те наделили его клинки кровожадностью и разрушительной силой. Мастер делал очень хорошие мечи, и боги уважили его просьбу, поместив в каждый клинок демонический дух истребления всего живого.
Считается, что если меч Мурамасы долго пылится без дела, он может спровоцировать владельца на убийство или суицид, чтобы таким образом «напиться» крови. Существует бесчисленное множество историй об обладателях мечей Мурамасы, которые сошли с ума или зарезали множество людей. После серии несчастных случаев и убийств, произошедших в семье знаменитого сёгуна Токугавы Иэясу, которые народная молва связала с проклятием Мурамасы, правительство объявило клинки мастера вне закона, и большая их часть была уничтожена.
Справедливости ради надо сказать, что школа Мурамаса — это целая династия оружейников, просуществовавшая около века, поэтому история с «демоническим духом кровожадности», засевшим в мечах, не более, чем легенда. Проклятием клинков, изготовленных мастерами школы, стало, как ни парадоксально это звучит, их исключительное качество. Многие опытные воины предпочитали их другим мечам и, видимо, благодаря своему искусству и остроте клинков Мурамасы, чаще других одерживали победы.
История самурайского меча
Самурайский меч отсчитывает свое существование с конца XIV века. Предшественником катаны был меч тати, собственно, благодаря его усовершенствованию она и появилась. Оружие носили и использовали в сочетании с коротким вакидзаси. Последний тоже относят к разряду мечей.
Катана была непременным атрибутом вооружения самураев вплоть до XX века. Правда, ранее ее запретили использовать. Но японцы стали прятать оружие в простые деревянные ножны, чтобы создавалось впечатление, что там находится такой же деревянный меч. Затем появились орудия с более тонкими клинками, похожие на европейские шпаги-трости. Они и вытеснили катана из обихода, так как удобнее маскировались.
Смотрите на видео историю и обзор самурайского меча Катана:
Сфера применения
Катана была личным оружием самурая, подтверждением его статуса. Но также и орудием защиты, часто используемым в дуэлях. Определяя ее назначение, можно провести аналогию с европейской шпагой или рапирой. Но, в отличие от западных орудий, катана не способна повредить доспехи самурая, особенно, если была создана до XVII века. У тех мечей слишком хрупкий клинок из-за высокой остроты лезвия. Но это не мешало использовать их в ближнем бою с противником без доспехов.
Сейчас катана – не только коллекционное оружие. Мечи используют в фехтовании. В Японии есть несколько школ, обучающих искусству владения этим орудием.
Материалы и технология изготовления
Традиционная технология изготовления японского меча носила множество не только производственных, но и ритуальных аспектов. Поэтому работа над одним предметом занимала несколько месяцев. Кузнец начинал с духовной подготовки, брал пост, молился, медитировал. Во время работы над мечом часто надевалась специальная ритуальная одежда.
В настоящее время от традиции у японцев осталась только технология. Процесс изготовления оружия включает следующие этапы:
- очищение стальных кусочков от шлаков путем вымачивания с последующей переплавкой;
- создание многослойного металла путем многократного складывания и расплющивания;
- компоновка нескольких металлов — например, мягкого для середины с жестким для наружной оболочки;
- придание базовой формы;
- закалка;
- заточка и шлифовка.
После клинка начинается изготовление рукояти. Она состоит из нескольких обязательных элементов конструкции. Первичное покрытие — из кожи ската или другого морского животного. Финальное покрытие — оплетка кожаной или шелковой тесьмой. Современные производители чаще используют искусственный шелк. Плюс — разнообразный декор.
Сочетание твердых и мягких металлов в конструкции катаны могло иметь разные вариацииСоставные элементы лезвияЭлементы рукоятки
Технология производства японских мечей
Переплавленный металл, получаемый из магнитного железняка, использовался в качестве оружейной стали. Самурайские мечи, считающиеся лучшими на Дальнем Востоке, были такими же прочными, как дамасские. В 17 веке в производстве японских мечей стал использоваться металл из Европы.
Японский кузнец формировал клинок из огромного числа железных слоев, тончайших полосок с разным содержанием углерода. Полоски сваривались между собой во время плавления и ковки. Проковка, вытягивание, многократное складывание и новая проковка металлических полосок позволяла получить тонкий брус.
Таким образом, клинок состоял из множества сплавленных тонких слоев разноуглеродной стали. Соединение низкоуглеродного и высокоуглеродного металлов придавало мечу особенную твердость и вязкость. На следующем этапе кузнец шлифовал клинок на нескольких камнях и закаливал. Нередко самурайские мечи из Японии изготавливались в течение нескольких лет.
Похожие предметы
Название | |
---|---|
Bound Samurai Longsword Focus (Скованный Длинный Меч Самурая) | |
Bound Samurai Longsword Critical Damage (Скованный Длинный Меч Самурая) | |
Bound Samurai Longsword Haste (Скованный Длинный Меч Самурая) | |
Player Commendation — Samurai Long Sword (Dark) Focus — PC-exclusive (ПА — Длинный Меч Самурая (Тьма)) | |
Player Commendation — Samurai Long Sword (Earth) Focus — PC-exclusive (ПА — Длинный Меч Самурая (Земля)) | |
Player Commendation — Samurai Long Sword (Fire) Focus — PC-exclusive (ПА — Длинный Меч Самурая (Огонь)) | |
Player Commendation — Samurai Long Sword (Holy) Focus — PC-exclusive (ПА — Длинный Меч Самурая (Святость)) | |
Player Commendation — Samurai Long Sword (Water) Focus — PC-exclusive (ПА — Длинный Меч Самурая (Вода)) | |
Player Commendation — Samurai Long Sword (Wind) Focus — PC-exclusive (ПА — Длинный Меч Самурая (Ветер)) | |
Samurai Long Sword (Dark) Focus (Длинный Меч Самурая — Артефакт Судьбы (Тьма)) | |
Samurai Long Sword (Earth) Focus (Длинный Меч Самурая — Артефакт Судьбы (Земля)) | |
Samurai Long Sword (Fire) Focus (Длинный Меч Самурая — Артефакт Судьбы (Огонь)) | |
Samurai Long Sword (Holy) Focus (Длинный Меч Самурая — Артефакт Судьбы (Святость)) | |
Samurai Long Sword (Water) Focus (Длинный Меч Самурая — Артефакт Судьбы (Вода)) | |
Samurai Long Sword (Wind) Focus (Длинный Меч Самурая — Артефакт Судьбы (Ветер)) | |
Samurai Longsword Critical Damage (Длинный Меч Самурая) | |
Samurai Longsword Focus (Длинный Меч Самурая) | |
Samurai Longsword of Fortune 30-Day Limited Period (Длинный Меч Самурая — Артефакт Дружбы) | |
Samurai Longsword of Fortune 10-Day Limited Period (Длинный Меч Самурая — Артефакт Дружбы) | |
Samurai Longsword of Fortune 90-Day Limited Period (Длинный Меч Самурая — Артефакт Дружбы) | |
Bound Samurai Longsword (Скованный Длинный Меч Самурая) | |
Event — Samurai Longsword (Ивент — Длинный Меч Самурая) | |
Recipe: Samurai Longsword (Рецепт — Длинный Меч Самурая) | |
Returning hero exclusive — Bound Samurai Longsword*Samurai Longsword (Скованный Длинный Меч Самурая*Длинный Меч Самурая — для Возвратившегося Героя) | |
Returning hero exclusive — Unidentified Samurai Longsword (Неопознанный Длинный Меч Самурая — для Возвратившегося Героя) | |
Returning hero exclusive — Unidentified Samurai Longsword*Samurai Longsword (Неопознанный Длинный Меч Самурая*Длинный Меч Самурая — для Возвратившегося Героя) | |
Samurai Longsword (Длинный Меч Самурая) | |
Samurai Longsword (Event) 4-Hour Limited Period (Длинный Меч Самурая — Ивент) | |
Samurai Longsword Blade (Клинок Длинного Меча Самурая) | |
Unidentified Samurai Longsword (Неопознанный Длинный Меч Самурая) |