Lockheed u-2
Содержание:
Описание
Основной характеристикой U-2 является его способность летать на больших высотах (70 000 футов, или около 21 300 метров, вдвое выше, чем у авиалайнеров), находясь вне зоны действия средств ПВО. У него большой радиус действия, но относительно ограниченная скорость.
Технически U-2 можно было считать «моторным планером» из-за очень большого удлинения его крыльев, которое есть на планерах . Если есть слухи о деревянной конструкции крыла, Денис Дженкинс в WarbirdTech , том 16, упоминает алюминиевую несущую конструкцию фюзеляжа, три лонжерона для крыла и алюминиевую решетку. Точно так же Бернар Милло в Docavia 29 на самолетах Lockheed упоминает цельнометаллическую конструкцию.
Взлет и особенно посадка этого самолета очень деликатны: действительно, Lockheed U-2 имеет две сдвоенные стойки шасси, чтобы облегчить его (тогда как самолет обычно имеет два поперечных основных шасси), дополненных стабилизирующими роликами, установленными под крыльями. , называемые « balancines » или «Погос». Эти ролики отпускаются при взлете, но их отсутствие при посадке затрудняет и требует вмешательства наземного персонала при каждой посадке, чтобы избежать контакта крыльев с землей во время конечной остановки и снова поставить весы. закончить возвращать самолет. Пилота по-прежнему вел с земли другой пилот У-2 на быстрой машине, едущей по взлетно-посадочной полосе рядом с самолетом.
Как и у B-47 , диапазон высотного полета U-2 очень узкий, разница между максимальной скоростью (MMO) и скоростью сваливания (VS) составляет всего 10 узлов или менее 19 км / ч .
Это связано с тем, что скорость звука ( 1 Мах ) уменьшается с высотой, скорость, к которой такой самолет, как U-2, не может позволить приблизиться из-за серьезного повреждения конструкции, а также потому, что воздух на большой высоте меньше плотный, что снижает подъем крыльев и, следовательно, увеличивает скорость сваливания. Таким образом, на высоте 21 000 м эти две предельные скорости значительно ближе, а предельная скорость и кривые потери подъемной силы даже перекрываются (см. Внешнюю ссылку: «Угол гроба» и угол Гроба (аэродинамика) (ru) ). Несмотря на помощь автопилота , эта небольшая разница требует постоянного внимания пилота во время полетов продолжительностью до девяти часов. Обычно пилоту требовалось два дня, чтобы оправиться от усилий.
Первоначальный запас хода в 3000 километров с тех пор увеличился почти вдвое.
Компания Kodak разработала специальную пленку для увеличения количества кадров, возможных во время полета. Линзы, сделанные Джеймсом Гилбертом Бейкером , астрономом из обсерватории Гарвардского университета, который вместе с Эдвином Х. Ландом был одним из советников правительства США по распознаванию фотографий, дали пленке разделяющую способность 60 линий на миллиметр по сравнению с от 12 до 15 линий на миллиметр, которые камеры давали в конце Второй мировой войны.
Используемый во время первых миссий со специальной 200- килограммовой панорамной камерой , Hycon-B, созданной PerkinElmer , одно устройство могло охватить большую территорию с беспрецедентной точностью. Максимальная полезная нагрузка первых версий У-2 не превышала 250 кг . Камера несла 3650 метров пленки и охватывала полосу шириной 1200 километров, со стереоскопическим изображением центральной полосы, покрывающей 240 километров. В 80-е годы фокусное расстояние фотоаппарата У-2 увеличилось до 182 см . Со временем были установлены и другие камеры от различных компаний: в феврале 2020 года было объявлено, что Lockheed-Martin в сотрудничестве с Collins Aerospace завершила тестирование и развертывание новой версии своей электронной камеры. SYERS-2C оптика для наблюдения в коротковолновом и средневолновом инфракрасном диапазонах .
С 1980-х годов он может нести радар с синтезированной апертурой ASARS-2 (in), разработанный Hughes Aircraft . С тех пор Raytheon разработала улучшенные версии , последней из которых является ASARS-2B с 2019 года.
В 2020 г.Контракт на обновление технологий авионики ВВС США подписали со Skunk Works компании Lockheed Martin на разработку U-2. Стоимость контракта оценивается в 50 миллионов долларов. Программу ведет Ирен Хелли, директор программы U-2 в Lockheed Martin. Вфевраль 2020, завершены летные испытания оптико-электронной системы распознавания. Это камеры SYERS-2C производства Collins Aerospace, которыми оснащается весь флот U-2S. Программа является частью очень большой миссии (разведка, наблюдение и разведка) U-2S и включает обновление комплекта авионики и PFD (Primary Flight Display).
Модернизация бомбардировщика
Конгресс США в 2008 году профинансировал программу модернизации системы управления вооружением против наземных движущихся целей. В декабре этого же года с компанией-создателем подписали контракт на усовершенствование радиолокационной системы, в результате чего систему перевели на другой частотный диапазон. В апреле 2009 года модернизировали грузоподъёмность В-2. Теперь он мог нести до 13 500 кг груза в каждом отсеке. В 2010 году компания смогла решить проблему, связанную с растрескиванием металлической панели самолета.
В апреле спустя 2 года закончились испытания бомбардировщика с наличием нового программногообеспечения, навигационной и коммуникационной систем. А в конце сентября 2012 года завершилась модернизация В-2 по установке новой БРЛС AN/APQ-181 с наличием АФАР. Дополнительно установили новую систему связи и бортовое оборудование.
В-2 – это не только самый дорогостоящий самолет в мире, но и в истории авиации. На период 1998 года стоимость одной единицы самолета В-2 составляла 1,157 миллиардов долларов. Стоимость программы АТВ обошлась Америке в 45 миллиардов долларов, а общая стоимость с учетом НИОКР для одного экземпляра 2,1 млрд долларов.
Впервые В-2 использовали по назначению во время проведения операции НАТО 1999 года в Югославии. Также его активно привлекали для разного рода ударных операций на территориях Афганистана и Ирака. В 2003 году самолет использовали в операции «Иракская свобода» (22 боевых вылета). В 2011 году – операция «Одиссея. Рассвет», использовали три В-2 в Ливии.
Northrop B-2 Spirit — cтратегический бомбардировщик фирмы «Northrop», основной самолет своего класса ВВС США конца XX — начала XXI вв. Первый его полет состоялся 22 ноября 1988 г. На начало века в строю находился 21 самолет. В-2 выполнен по технологии «Стелс», он практически не может быть замечен приборами обнаружения воздушных целей.
Это достигается за счет геометрии планера самолета (отсутствие резких перегибов, изломов между сопрягающимися деталями обшивки), применения композиционных материалов, использования специальных лакокрасочных покрытий. Самолет способен выполнять боевые задачи как на больших высотах, так и на малых, в частности, он может совершать полеты в режиме огибания рельефа местности.
Northrop B-2 Spirit фото
Силовая установка: четыре турбореактивных двухконтурных двигателя F118-GE-100 фирмы «General Electric».
История создания
Проект «ATB»
Создание тяжёлого бомбардировщика началось в 1979 году по программе «Advanced Technology Bomber» (ATB). Холодная война шла полным ходом, и в ходе предвыборной кампании в 1979—1980 годах кандидат на должность президента Рональд Рейган обещал восстановление американских вооружённых сил. 22 августа 1980 года министерство обороны США открыто объявило, что ведутся работы по созданию перспективных малозаметных самолётов, включая проект «ATB».
После оценки проектов, конкурс ATB был сокращён до двух команд — Northrop/Boeing и Lockheed/Rockwell, каждая команда получила заказ на дальнейшие исследования. Проект «ATB» финансировался под кодовым названием «Aurora». 20 октября 1981 года команда Northrop/Boeing была определена победителем в конкурсе проектов.
Проект Northrop получил обозначение B-2 с именем «Spirit». Проект самолёта был изменён в середине 1980-х годов, что задержало первый полёт на два года и заставило потратить ещё миллиард долларов США на программу разработки. К 1989 году на разработку бомбардировщика было потрачено в общей сложности 23 млрд долларов США.
Впервые B-2 был показан общественности 22 ноября 1988 года на заводе ВВС ВС США № 42 в Палмдейле, Калифорния, где он и был собран. Первый публичный полёт состоялся 17 июля 1989 года.
Закупки
Закупки самолётов | |||||
---|---|---|---|---|---|
Год | Количество самолётов | Бюджет (млрд долл.) | |||
Самолёты | НИОКР | Запчасти | Итого | ||
1991 | 2 | $2,3484 млрд | $1,7157 млрд | $4,1440 млрд | |
1992 | 1 | $2,7982 млрд | $1,5460 млрд | $4,3693 млрд | |
1993 | 4 | $2,6866 млрд | $1,2614 млрд | $4,0282 млрд |
Производство
Всего построен 21 самолёт B-2. Почти все они названы в честь американских штатов.
Бортовой номер | Словесное название | Принят на вооружение | Примечания |
---|---|---|---|
82-1066 | Дух Америки | года | Прототип. Совершил первый полёт 17 июля 1989 года. |
82-1067 | Дух Аризоны | года | |
82-1068 | Дух Нью-Йорка | года | |
82-1069 | Дух Индианы | года | |
82-1070 | Дух Огайо | года | |
82-1071 | Дух Миссисипи | года | |
88-0328 | Дух Техаса | года | |
88-0329 | Дух Миссури | года | Первый B-2, принятый на вооружение. |
88-0330 | Дух Калифорнии | года | |
88-0331 | Дух Южной Каролины | года | |
88-0332 | Дух Вашингтона | года | Серьёзно поврежден в пожаре. Восстановлен. |
89-0127 | Дух Канзаса | года | Разбился года. См. Авиакатастрофа на Гуаме |
89-0128 | Дух Небраски | года | |
89-0129 | Дух Джорджии | года | |
90-0040 | Дух Аляски | года | |
90-0041 | Дух Гавайев | года | |
92-0700 | Дух Флориды | года | |
93-1085 | Дух Оклахомы | года | |
93-1086 | Дух Китти Хоука | года | Назван в честь родины Братьев Райт и представляет штат Северная Каролина. |
93-1087 | Дух Пенсильвании | года | |
93-1088 | Дух Луизианы | года |
Примечания и ссылки
- ↑ и .
- ↑ и .
- .
- Уильям В. Кеннеди , Дэвид Бейкер , Ричард С. Фридман и Дэвид Миллер , Современная секретная война , Париж, Борда , колл. «Крупные конфликты»,1984 г., 207 с. ( ISBN 978-2-04-012751-0 ) , стр. 125–126.
- (en-US) , в СМИ — Lockheed Martin (по состоянию на 2 мая 2020 г. )
- .
- (in) на сайте Lockheed Martin Corp (по состоянию на 15 апреля 2020 г. )
- .
- .
- (ru) Андреас Герс-Пал, на странице Андреа по аэрокосмической отрасли ,11 января 1995 г.(просмотрено 17 августа 2013 г. ) .
- .
- ↑ and
- (ru) Карточка продукта U-2 ,2019 г., 2 п.
- (en-US) на blogs.nasa.gov (по состоянию на 5 мая 2020 г. )
- (in) Ивонн Гиббс , о на НАСА ,1 — го апреля 2015(доступ 5 мая 2020 г. )
Библиография
Энцо Ангелуччи и Паоло Матрикарди ( пер. С итальянского), Les planes , t. 5: Эпоха реактивных двигателей , Париж / Брюссель, Elsevier Sequoia, колл. «Мультигид авиация»,1979 г., 316 с. ( ISBN 2-8003-0344-1 ) , стр. 84-85.
Заслуженная слава
История уничтожения вражеского самолёта-разведчика началась с того, что ранним утром 1 мая 1960 года старший лейтенант ВВС США Фрэнсис Гэри Пауэрс поднялся в небо с авиабазы Пешавар (Пакистан). В его задачу входила фотосъёмка важных стратегических объектов СССР. Получив строжайшее указание поддерживать режим радиомолчания, Пауэрс намеревался приземлиться на аэродроме Будё в Норвегии, пролетев, в частности, над территорией Казахстана и Архангельской области, где располагались объекты ракетно-ядерной инфраструктуры Советского Союза.
- Самолёт-разведчик США Lockheed U-2
Хотя передвижение U-2 отслеживали радиолокационные станции (РЛС) армии СССР, однако сбить самолёт над Средней Азией было невозможно из-за нехватки соответствующих ЗРК и отсутствия высотных истребителей. Американский самолёт был способен подниматься на высоту до 24 км, которая была недосягаемой на тот момент для почти всех средств ПВО СССР.
«Помимо С-75, U-2 можно было сбить только зенитным огнём системы С-25, защищавшей Москву. Советская же авиация зачастую была бессильна. Конечно, истребители поднимались на перехват американских самолётов-разведчиков, но шансов на поражение, если противник летел на максимальной высоте, не было», — рассказал в беседе с RT полковник в отставке Михаил Ходарёнок.
Также по теме
«Востребованы в боевых условиях»: в чём главные достоинства российской системы подготовки офицеров ПВО
Уровень подготовки российских специалистов в сфере ПВО выше, чем у западных коллег. К такому выводу пришли в Минобороны РФ по итогам…
По словам экспертов, СССР удалось полностью решить проблему перехвата самолётов-шпионов с началом масштабного развёртывания С-75, а затем и других более совершенных ЗРК. В ту пору на одну цель советские зенитчики отводили три ракеты (сейчас две). В отсутствие помех радиоэлектронному оборудованию вероятность поражения вражеского самолёта расчётом С-75 составляла 60—80%, в условиях сильных помех — 50—60%.
В комментарии RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев отметил, что появление С-75 на вооружении советской армии открыло новую эпоху в развитии сил противовоздушной обороны нашей страны. Комплекс был надёжным, относительно несложным в эксплуатации и недорогим в производстве оружием.
Боевая эффективность С-75 была доказана не только в небе над Свердловском (сейчас Екатеринбургом), но и во вьетнамской войне. В боях с авиацией США расчёты советских комплексов успешно сбивали американские самолёты. До конца 1965 года северовьетнамские зенитчики при поддержке специалистов ВС СССР уничтожили 93 американские машины.
24 июля 1965 года дивизионы первого зенитного ракетного полка Вьетнамской народной армии четырьмя ракетами, выпущенными из С-75, сбили три самолёта McDonnell Douglas F-4C Phantom II.
«С-75 снискал заслуженную славу одного из лучших ЗРК. Его боевой путь начался с удара по самолёту Пауэрса и не закончился до сих пор — некоторые государства продолжают эксплуатировать модернизированные версии советского комплекса», — подчеркнул Корнев.
История
Программа была инициирована непосредственно президентом США Дуайтом Дэвидом Эйзенхауэром , который, отметив нехватку разведывательного оборудования, доступного в Соединенных Штатах в начале своего пребывания в должности, выступил с инициативой пригласить директора ЦРУ Аллена Даллеса подписать документ. контракт с Lockheed на постройку U-2 в 1955 году.
Этот самолет был разработан Skunk Works , командой из 23 человек во главе с Кларенсом Джонсоном под названием Aquatone .
Первые испытания проводились на участке 51 от г.Июль 1955 г..
Первая задача была найти и сфотографировать участки стратегических бомбардировщиков и межконтинентальных стратегических ракет в Союзе Советских Социалистических Республик в составе надземных программ рекогносцировки Управления специальной деятельности в Управлении науки и технике ЦРУ и первого шпион полеты Lockheed U-2 проходили в г.1956 г.. 4 июля 1956 года пилот Херви Стокман совершил первый полет на U-2 над Минском над СССР. Его заметили советские радары, его преследовали и атаковали МиГи, которые, достигнув потолка 15000 м , не могли его беспокоить.
Аппарат стал известен во всем мире благодаря 1 — й May +1960когда над СССР был сбит Lockheed U-2, что вызвало крайнюю напряженность между американцами и Советским Союзом в разгар холодной войны . Его пилот, Фрэнсис Гэри Пауэрс , был приговорен к десяти годам тюремного заключения, а затем был продан за советского шпиона, захваченного американцами.
Мы снова находим Lockheed U-2 на передней части сцены в 1962 г., во время кубинского ракетного кризиса , потому что именно благодаря 928 снимкам, сделанным одним из этих устройств,14 октября 1962 г.Во время шестиминутного облета ООН предоставляет доказательства наличия ракетных стартовых площадок на острове Куба .
ЦРУ не использовало его с 1974 года и передало его копии ВВС США.
В девятнадцать восемьдесят одинСоединенные Штаты приняли на вооружение TR-1, более крупную тактическую производную, более современную и лучше оснащенную электроникой, чем Lockheed U-2, последние построены в 1989 году. 1992 г., все U-2 и TR-1 используют общее название U-2 (или TU-2 для двухместного). Ввиду его уязвимости его роль снижается в пользу гораздо более быстрого SR-71 и, прежде всего, спутников-шпионов , которые более скрытны, хотя гораздо дороже и менее гибки в использовании. Спутник, используя оптические, электронные или радарные датчики, выполняет свою миссию из космоса, где нет национального суверенитета, в отличие от воздушного пространства страны, над которой он находится. Он должен был быть заменен дроном Northrop Grumman RQ-4 Global Hawk в 2010-х годах, но его качества означают, что он будет эксплуатироваться как минимум до 2025 года.
В административной авиабазе дома для U-2 была база Били ВВС , так как1976 г.. Тем не менее, ряд самолетов был (если не до сих пор) развернут за границей. В частности, отметим:
- Авиабаза Осан в Южной Корее
- RAF Alconbury and Fairford в Великобритании
-
Таиф в Саудовской Аравии после войны в Персидском заливе (1990–1991)
- Авиабаза 125 Истр-Ле-Тюбе во Франции (изДекабрь 1995 г.в 1999 году отряд из трех самолетов из 9-й разведывательной эскадрильи авиабазы Бил, ранее дислоцированной в Соединенном Королевстве, чтобы приблизить их к бывшей Югославии )
- Авиабаза Чарбатия (в) возле Каттака в Индии , КонецМай 1964 г. до того как июль .
Наконец, несколько экземпляров были проданы на Тайвань в дополнение к тем, которые использовались американцами оттуда. По меньшей мере пять самолетов были сбиты во время шпионских миссий над Китайской Народной Республикой, и еще шесть были потеряны во время тренировок между1959 г. а также 1974 г.из девятнадцати, которыми управляла эскадрилья « Черная кошка» с авиабазы Таоюань .
Спорт — в массы
Однако у легендарного У-2 (По-2) не только героическое боевое прошлое, но и заслуги перед народным хозяйством. Ещё до войны самолёт активно применялся в агросекторе для распыления химикатов и аэросева. Для этих целей была построена модификация У-2АП.
Кроме того, биплан использовался для борьбы с вредителями: саранчой, малярийными комарами, наносившими серьёзный ущерб людям и сельскохозяйственным угодьям. После войны на сельхозработы были направлены многие боевые бипланы, переделанные под мирные цели. Именно тогда самолёт и получил своё название «кукурузник».
Впрочем, военная «карьера» У-2 продолжилась и в последующие годы: тактику советских ночных бомбардировок в 1950-х годах переняли северокорейские военные.
В СССР же самолёты стали важным компонентом системы регионального авиасообщения, значение которого в отечественных условиях сложно переоценить.
Преемником По-2 стал ещё один популярнейший многоцелевой лёгкий биплан — Ан-2, запущенный в производство уже после войны. В 1950-х годах По-2 начал постепенно выводиться из эксплуатации, в 1953 году серийное производство машины было остановлено.
По мнению абсолютной чемпионки мира по высшему пилотажу, лётчика-инструктора первого класса ПАО «Компания «Сухой» «ОКБ Сухого» Светланы Капаниной, сегодня Россия нуждается в таком же доступном и демократичном самолёте, каким был в своё время У-2.
«К сожалению, на сегодняшний день у нас в стране почти не производятся доступные малые самолёты, не говоря о спортивных. Аналогом У-2 долгое время был учебно-тренировочный самолёт Як-52. Ещё эксплуатируются остатки самолётов «Сухого» — Су-26 и Су-31, но они сейчас тоже не производятся, — отметила Капанина в интервью RT. — Сейчас, к сожалению, выпуск малых спортивных самолётов закрыт, и, соответственно, нет поддержки молодёжного авиаспорта. Поэтому сегодня не летают не только женщины, но и мужчины. Если взять нашу команду, то её средний возраст уже под 50 лет, а молодёжи нет».
«Для этого необходимо либо восстановить производство прежних моделей, либо создать новые машины. Также важна доступность спорта. На первом этапе такие занятия должны быть бесплатными. В этом случае мы получим большое преимущество в масштабах страны: если вложиться в молодёжь, в результате получим уже хотя бы на четверть готовых специалистов, которые придут в авиационные училища, как военные, так и гражданские. России нужны и пилоты-любители, потому что при наших расстояниях сложно переоценить роль авиатранспорта. Мы должны летать», — подвела итог Светлана Капанина.
Ночной дозор
Во время войны самолёт не раз модернизировался для расширения областей применения. В частности, был выпущен У-2ЛШ — лёгкий штурмовик, вооружённый пулемётом ШКАС и способный нести бомбы массой 120 кг. Однако главным предназначением биплана была разведка и связь. Для связи был построен У-2ВС — основной самолёт связистов. Применялся У-2 и для эвакуации раненых. Под эти задачи были созданы модификации С-1, С-2 и С-3.
Именно У-2 вывозили детей из зоны карательной операции «Зимнее волшебство», проводимой на севере Белоруссии и в Псковской области прибалтийскими и украинскими коллаборационистами под руководством обергруппенфюрера СС Фридриха Еккельна. Тогда карателями были убиты тысячи мирных жителей, включая стариков и детей, многие из них были сожжены заживо. Выживших угнали в Саласпилсский концлагерь.
Одно из главных достоинств У-2 — дешевизна производства, простота ремонта и эксплуатации. Эти качества были незаменимы в условиях масштабной войны и даже нашли отражение в песне «Служили три пилота».
Тихоходность У-2 также сослужила свою службу. Напомним, максимальная скорость самолёта составляла всего 150 км/ч. Благодаря этому бипланы могли передвигаться на сверхмалой высоте, не попадая в поле зрения ПВО противника. Вес пустого самолёта составлял порядка 600 кг, гружёный снарядами биплан весил до 1400 кг. У-2 мог развивать скорость до 130—150 км/ч, потолок полёта составлял 3,8 км.
Также по теме
Воздушный щит: 105 лет со дня основания военной авиации России
12 августа в России отмечается День Воздушно-космических сил. 105 лет назад указом российского императора Николая II был сформирован…
«Самолёт По-2 — лёгкий матерчатый двухместный биплан далеко довоенной постройки, — отметил в интервью RT главный редактор портала Аviaru.net Роман Гусаров. — Нужно отметить, что он устарел уже к моменту начала Великой Отечественной войны. Сначала он использовался как учебный, а также для доставки почты. В качестве ночного бомбардировщика самолёт стали использовать, потому что он мог планировать и бесшумно подлетать к целям. Второй пилот в это время вручную сбрасывал бомбы. Главным его преимуществом была дешевизна и простота эксплуатации».
В основном У-2 использовались для ночных бомбардировок: днём самолёты становились слишком уязвимы. Зато по ночам «швейные машинки» (так их назвали немцы) разворачивали бурную активность. Именно на У-2 совершались «беспокоящие налёты», доставившие немало хлопот противнику.
Самолёт нёс на борту преимущественно осколочные малые бомбы и пулемёт, над немецкими позициями пилот сбрасывал снаряды и поражал из пулемёта все движущиеся объекты. Часто У-2 подбирался к цели бесшумно, выключив двигатели.
Хотя сбрасываемые У-2 бомбы не приводили к масштабным разрушениям, постоянные авианалёты подтачивали моральный дух солдат противника.
Многие советские лётчицы воевали в годы Великой Отечественной именно на У-2. К примеру, именно этими самолётами был укомплектован знаменитый 588-й ночной легкобомбардировочный авиационный полк под командованием Евдокии Бершанской. Полк был полностью женским, включая техников и штурманов. За боевые заслуги полк удостоился в 1943 году звания гвардейского и был переименован в 46-й гвардейский Таманский ночной бомбардировочный полк.
- «Ночные ведьмы» из женского авиационного полка
Немцы же прозвали формирование «ночными ведьмами»: полк совершал вылеты только по ночам. Известно, что до 1943 года лётчицы не брали с собой парашюты, предпочитая взять на борт дополнительные снаряды.
Но 1 августа 1943 года взбешённое постоянными атаками У-2 немецкое командование бросило на лётчиц ночные истребители Messerschmitt Bf.110. Немецкий ас, кавалер Рыцарского креста Железного креста Йозеф Коциок подбил тогда три советских самолёта. За годы Великой Отечественной войны десятки советских лётчиков, воевавших на У-2, удостоились звания Героя Советского Союза.
У-2 и его пилотам посвящено множество фильмов и песен: «Небесный тихоход», «В бой идут одни старики» и другие.
Версии
У-2 первого поколения (слева) и У-2Р
- У-2А: базовая версия, поступление на вооружение в г. Август 1955 г.(стоимость в 1955 году: 35 миллионов долларов )
- U-2B: двухместный тренировочный
- U-2C: более мощная версия (пилотировал Фрэнсис Гэри Пауэрс )
- U-2D: U-2C двухместный
- U2-E: U-2A с возможностью дозаправки
- U-2EPX: версия U-2R, предложенная ВМС США.
- U-2F: U-2C с возможностью дозаправки
- U-2G: U-2A возможность взлета с авианосцев
- U-2R: увеличенная версия, с большим количеством топлива и с сенсорными контейнерами под крыльями, принята на вооружение в
- TR-1A: модернизированная авионика
- TR-1B: двухместный TR-1A, с 1992 года назывался TU-R2.
- Ту-2Р: двухместный учебно-тренировочный вариант У-2Р
- Ту-2С: двухместный учебно-тренировочный вариант У-2С
- U-2S Senior Year: U-2R модернизирован с двигателем General Electric F118 , введен в эксплуатацию в октябре.1994 г., версия, используемая сегодня.
- ER-2: модификация для НАСА . НАСА будет использовать 2 из них в качестве летающих лабораторий для изучения окружающей среды, отбора проб атмосферы и проверки работы спутников.
- Остальные варианты смотрите в .
Инвентаризация на январь 2020 г .: в активном использовании: 30 старших курсов U-2S, в том числе (четыре тренировочных двухместных) в ВВС США и два в НАСА ; резерв, 0
Необходимые выводы
Как отметили эксперты, в тени истории о перехвате самолёта Пауэрса часто находится эпизод «дружественного огня». Тогда во время охоты на U-2 под прицел расчётов С-75 попали три советские машины, находившиеся в воздухе в тот момент: два МиГ-19 и один Су-9. Двум пилотам удалось выйти из-под удара, а третий лётчик, лейтенант Сергей Сафронов, погиб.
«Это была роковая случайность, объяснявшаяся прежде всего нехваткой опыта взаимодействия сил и средств ПВО. Этому навыку просто неоткуда было взяться. 1 мая в горячке боя зенитчики не понимали, был ли вообще уничтожен самолёт-нарушитель, и не знали, что в небе находятся ещё три советских самолёта», — рассказал Корнев.
- Выставка предметов и разведывательного оборудования сбитого самолёта-разведчика Lockheed U-2
- РИА Новости
Как пояснил Михаил Ходарёнок, расчёты С-75 под Свердловском действовали в чрезвычайно напряжённой обстановке. По его словам, 1 мая при перехвате самолёта Пауэрса зенитчики выпустили гораздо больше ракет, чем требовалось для уничтожения вражеского воздушного судна.
«Проблема была не в С-75, а в отсутствии отлаженной организации боевой работы… Советская система ПВО делала тогда только первые шаги, и ошибки были неизбежны», — сказал Ходарёнок.
По словам эксперта, командование противовоздушной обороны СССР сделало необходимые выводы из инцидента с U-2. На советских самолётах появилась запросная и ответная аппаратура, а в войска ПВО начались поставки автоматизированных систем управления (АСУ), которые значительно повысили эффективность боевой работы ЗРК. Советские самолёты больше не становились жертвами «дружественного огня».
Также по теме
«Направлялся в сторону объектов РФ»: Минобороны сообщило о сближении Су-35 с американским самолётом у границ Сирии
Истребитель ВКС России поднимался с авиабазы Хмеймим для сопровождения американского самолёта. Как сообщили в Минобороны,…
Что же касается Соединённых Штатов, то, как считает Александр Михайлов, перехват самолёта Пауэрса отрезвил военно-политическое руководство США — американская разведывательная авиация больше не позволяла себе полётов над территорией СССР.
«До 1960 года самолётам США успешно удалось совершить более 20 разведывательных полётов над центральными и северными районами СССР. К примеру, 4 июля 1956 года U-2 пролетел через Балтийское море над Ленинградом и Москвой. Причём этот полёт прошёл незаметно для средств ПВО. Конечно, такое положение дел нельзя было оставлять безнаказанным», — подчеркнул Михайлов.
Как рассказал эксперт, ЦРУ, которое курировало аэрофотосъёмку объектов ракетно-ядерной инфраструктуры СССР, не предполагало, что 1 мая 1960 года в советском арсенале окажется эффективное оружие противодействия полётам их разведывательной авиации.
«Американцы не подозревали о возможностях новой советской ракеты и комплекса С-75. Случившееся в небе над Свердловском стало для них очень неприятным сюрпризом. А наша страна продемонстрировала, что способна сбивать новейшие разведывательные самолёты западных государств, причём на самых разных высотах», — резюмировал Михайлов.