«высокие лётно-технические характеристики»: какими возможностями обладает боевой самолёт су-34

Производство

В 2008 году был подписан контракт, длительность которого составила 5 лет. От 10.11.2008 года было выделено 33,6 млрд.рублей, что позволило начать работы над созданием 32 самолетов. Производство было запущено в 2009 году.

01.03.2013 года был заключен новый контракт. Компания-производитель «Сухой» получила госзаказ от Министерства Обороны – до 2020 года необходимо поставить 92 самолета Су-34.На текущий момент поточная сборка налажена в Новосибирске, где отрыт на авиационном заводе. Цена создания одного фронтового бомбардировщика составляет примерно 1 миллиард рублей.

2008 год стал началом серийного производства инновационной разработки Су-34. Общая сумма разработки государственного заказа, который предстоит исполнить, превысила 50 млн.евро.

Авиапроисшествия

В июне 1995 года во время тренировочных полетов с целью подготовки самолета к авиационному салону во Францию после нескольких кругов над полигоном основное шасси не выходило, пилоты самолета, оценив ситуацию заложили вираж с еще большим креном и прямом смысле вытолкнули основные стойки, после чего машину благополучно посадили на бетонную полосу.

Известна авария при выполнении посадки Су-34 на аэродроме Бутурлиновка в июне 2015 года. Самолет перекатился за границу взлетно-посадочной полосы и перевернулся, члены экипажа остались целы и невредимы.

Аэродром БутурлиновкаАэродром Бутурлиновка

«Умудрялись попадать в «тачанку»

Разработка Су-34 стартовала в соответствии с постановлением Совета министров СССР от 19 июня 1986 года. Самолёт создавался на базе новейшего на тот момент тяжёлого истребителя Су-27. Генеральным конструктором машины был назначен Михаил Симонов (1929—2011), главным конструктором — Роллан Мартиросов (1935—2020).

Также по теме


Режим сверхманёвренности: какие задачи может выполнять российский истребитель пятого поколения Су-57

Военнослужащие ВКС России полностью освоили истребители пятого поколения Су-57 на всех режимах полёта, сообщает Минобороны РФ. Экипажи…

Из-за горбатой и приплюснутой в основании формы кабины Су-34 получил название «Утёнок». Новый самолёт разрабатывался на замену тактического фронтового бомбардировщика Су-24, предназначенного для нанесения ударов в любых метеоусловиях.

В феврале 1992 года Су-34 продемонстрировали публике на выставке военной техники стран СНГ в белорусских Мачулищах. Весной 1995 года российская машина приняла участие в международном салоне в Ле Бурже под шифром Su-32FN.

Несмотря на объективные трудности, связанные с распадом СССР и экономическим кризисом в стране, конструкторы ОКБ продолжали работу над машиной, рассчитывая на запуск серийного производства. Незадолго до презентации в Ле Бурже, 28 декабря 1994 года, со взлётно-посадочной полосы Новосибирского авиазавода им. В.П. Чкалова поднялся в небо первый серийный образец Су-34.

Однако конструкторам не удалось реализовать амбициозные для 1990-х годов планы. В условиях отсутствия спроса предприятие смогло выпустить только четыре самолёта установочной серии. Вторую жизнь «Утёнок» получил в середине 2000-х, когда интерес к нему проявило Минобороны РФ.

Официальная передача ВВС России первых двух серийных Су-34 состоялась 15 декабря 2006 года на аэродроме Новосибирского авиазавода. В 2008 году ОКБ получило от военных контракт на поставку 32 машин. Параллельно продолжались опытная эксплуатация и государственные испытания «Утёнка». На вооружение Су-34 был принят 20 марта 2014 года.

В августе 2008 года экипажи Су-34 участвовали в югоосетинском конфликте, а осенью 2015 года были отправлены в Сирию. По словам командующего войсками Центрального военного округа генерал-полковника Александра Лапина, принимавшего участие в операции в САР, самолёт прекрасно проявил себя в борьбе с террористами.

«Как участник операции в Сирии, скажу, что наши Су-34 хорошо себя зарекомендовали. С высоты 6 тыс. метров (лётчики. — RT) умудрялись попадать в «тачанку» (пикап, на котором устанавливается зенитное вооружение или пулемёт. — RT) террористов», — рассказал журналистам Лапин в марте прошлого года.

Отличительные особенности

Совокупность всех этих факторов и подтолкнула советских конструкторов к созданию Су-34. Была поставлена задача, совместить сразу несколько основных параметров:

  • Технологии бронировании

  • Увеличение грузоподъемности

  • Обеспечение маневренности.

Кроме того, важно было создать новую модель – она не должна была стать классическим вариантом штурмовика, а потому ключевую роль играло обеспечение необходимой высоты полета и отличной управляемости. Эти функции были «заимствованы» у истребителей, а дальности полета – у бомбардировщиков

Что интересно, в американские разработчики в свое время отказались от идеи использовать бронированные штурмовики в локальных конфликтах. Именно поэтому главным прообразом и аналогом Су-34 все-таки становится А-10 – самолет, который увидел мир еще в далеком 1972 году.

В этой модели нашла свое применение схема «Утка», которая позволило значительно увеличить запас топлива. Помимо этого удалось обеспечить дополнительный комфорт для экипажа, что сделало возможными даже длительные переплеты.

Помимо этого активно использовалась идея сделать бомбардировщик, который способен противостоять истребителям.

Другая родословная

О Су-34 тоже пишут как о фронтовом бомбардировщике, и в этой роли он вполне может использоваться, однако стоит вспомнить, что его прототип на этапе разработки назывался Су-27ИБ. ИБ — значит «истребитель-бомбардировщик». Таким образом, наш ударный флагман — это конструктивное развитие истребителя Су-27, а тот был создан в 1970-е годы в ответ на появление американского истребителя McDonnel Douglas F-15 Eagle. Кстати, на базе F-15 построили истребитель-бомбардировщик, или, как называют его в США, многоцелевой ударный самолет F-15E Strike Eagle («Ударный орел»), который, очевидно, и стоит считать ближайшим американским аналогом нашего Су-34.

Немного статистики На вооружении ВКС России находятся 83 Су-34 (75 серийных и 8 опытных предсерийных образцов). Один самолет потерян. 4 июня 2015 года при посадке на аэродроме в Воронежской области у Су-34 не раскрылся тормозной парашют. Самолет выкатился за пределы полосы и перевернулся.

Strike Eagle отправился в первый полет в 1986 году, а в 1988-м уже был принят на вооружение. Первый полет раннего прототипа Су-34 — «изделия Т-10В» (он же Су-27ИБ) состоялся 13 апреля 1990 года. Казалось бы, разница по времени между первыми полетами конкурентов была не так уж велика, однако Су-34 приняли на вооружение армии России не два, а 24 года спустя после того, как тот впервые «встал на крыло». Объяснять, по каким причинам наша оборонка сделала такую паузу, представляется излишним.

Тем не менее работа сделана, и этому можно только порадоваться. «Трубкозуб» F-111, вдохновивший когда-то создателей Су-24, давно стоит в музеях, а наш героический «бомбер» все еще летает, хотя давно морально устарел. К факторам морального старения Су-24 относится прежде всего его узкая специализация: сейчас в мировой военной авиации существует тенденция к созданию более универсальных платформ. Наш старый бомбардировщик слишком тихоходен и низкоманеврен, для того чтобы иметь какие-то шансы в воздушном бою против современного истребителя. После того как Су-24 был сбит истребителем F-16 турецких ВВС, российское командование приняло решение вести всю ударную работу только под прикрытием истребителей Су-30СМ. Удел Су-24 — наносить ракетно-бомбовые удары по наземным или надводным целям, причем для обеспечения относительной точности ударов самолету приходится (из-за устаревших систем прицеливания) работать с высот, которые досягаемы для легких зенитных средств типа ПЗРК, а они с гораздо большей вероятностью могут оказаться в руках тех же исламистских боевых группировок в Сирии.

Оружие 10 необычных историй о ядерных испытаниях

Бронированный дом Защищенная титановой броней просторная кабина Су-34 — пожалуй, одна из самых интересных особенностей ударного самолета. В кабине можно сидеть, лежать и стоять. Предусмотрен туалет и мини-кухня с микроволновой печкой. Это беспрецедентный комфорт для самолетов такого класса.

История создания истребителя Су 34

В 1986 году назначенный руководителем проекта главный конструктор Су 34 Мартиросов приступил к его разработке. На базе Су 27УБ нужно было построить такую машину, которая сочетала бы такие противоречивые качества, как дальность полёта и большую боевую нагрузку вместе с сохранением высокой скорости и маневренности.

Су 34

По ходу разработок постепенно вырисовывалась общая концепция самолёта. Изменили положение пилотов в кабине – они теперь располагались рядом друг с другом, что разрешило повысить эргономические качества и создать выгодные условия для дальних перелётов. Самолёт оснастили новейшим РЛО, установили ПГО и изменили геометрию крыла, сделав новый наплыв, поставили нерегулируемые заборники воздуха. Разработчики разместили в носовой части приёмную штангу системы топливной дозаправки в полёте.

Эскизный проект машины был готов в 1989 году, а первый прототип построили в 1990 году, но в связи с распадом СССР работы по проекту прекратились. Лишь в 1994 году на Новосибирском авиапредприятии изготовили первый серийный самолёт и опробовали в воздухе. В 1995 году истребитель-бомбардировщик Су 34 показали на авиационной выставке во Франции.

Возможность провести государственные испытания появилась только в 2006 году, они затянулись до 2011 года и, наконец, в 2014 году Су 34 в штате ВВС России.

Места дислокации

Вооруженные силы Российской Федерации

  • ВКС России 107 серийных, 7 опытных и предсерийных, а также 2 единицы для статических испытаний, по состоянию на январь 2018 года;
  • 47-й бомбардировочный авиационный полк 105-й смешанной авиационной дивизии 6-й Краснознамённой армии ВВС и ПВО (аэродром Балтимор, Воронежская область) — 24 единиц (2 эскадрильи);
  • 277-й бомбардировочный авиационный полк 303-й смешанной авиационной дивизии 11-й Краснознамённой армии ВВС и ПВО (аэродром Хурба, Хабаровский край) — 24 единицы (2 эскадрильи);
  • 559-й бомбардировочный авиационный полк 1-й смешанная авиационной дивизии 4-й Краснознамённой армии ВВС и ПВО (аэродром Морозовск, Ростовская область) — 36 единиц (3 эскадрильи);
  • 2-й гвардейский бомбардировочный авиационный полк 21-й смешанной авиационной дивизии 14-й Смоленской Краснознаменной армии ВВС и ПВО Центрального военного округа — 8 единиц (1 эскадрильи);

В центрах боевого применения и НИИ:

  • 968-й отдельный смешанный авиационный полк Липецкого центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний имени В. П. Чкалова (аэродром Липецк-2, Липецкая область) — 10 единиц (1 эскадрилья);
  • Государственный лётно-испытательный центр имени В. П. Чкалова (Ахтубинск, Астраханская область) — 4 единицы.
  • Авиационная группа ВВС России в Сирии (аэродром Хмеймим, Латакия) — 4 самолёта Су-34 из различных формирований ВКС России.
  • Один самолёт на восстановлении после аварии.

История

Разработка Су-34 началась в СССР в связи с тем, что страны НАТО вооружились большим количеством легких истребителей типа F-15 и F-16. Необходимость обеспечения прикрытия бомбардировщиков как Су-24 эскортом истребителей требовала больших затрат. Отсюда возникла концепция бомбардировщика способного самостоятельно защищаться от истребителей. Фактически уничтожение российского бомбардировщика Су-24 в небе над турецко- сирийской границей легким истребителем F-16 доказало на практике концепцию необходимости бомбардировщиков способных уничтожать легкие истребители самостоятельно.

Другим аспектом для разработки Су-34 стал неожиданно успешный опыт применения штурмовиков, хотя многие военные аналитики считали, что концепция штурмовиков устарела в виду применения высокоточного оружия. Однако аналитиками не учитывалось, что современные конфликты обычно идут по сценарию локальной войны, где одна из сторон фактически изначально имеет господство в воздухе. Так Су-25 показал себя блестяще в Афганистане. Неожиданно эффективное боевое применение A-10 оказавший действенную поддержку действиям сухопутных сил во время операции «Буря в Пустыне», сделало также старый штурмовик легендарным. Низкая стоимость использования штурмовиками неуправляемого оружия, а также совсем дешевое истребление бронетехники противника штурмовиком из автоматической пушки, послужило дополнительным аспектом создания Су-34 и определило наследование технологий бронирования, живучести и 30-мм пушку от Су-25. При этом Су-34 не разрабатывался как классический штурмовик из-за высоты полета и маневренности присущей истребителям, а также дальности полета присущей лучшим бомбардировщикам. Интересным фактом является то, что Пентагон пришел к осознанию ошибочности отказа от разработки самолетов способных выполнять роль бронированных штурмовиков в локальных войнах и фактически аналогом Су-34 в этом сценарии будет все тот же A-10 созданный в 1972 году и являющийся легкой жертвой для современных истребителей и ПВО

Для увеличения грузоподъемности конструкторами была применена аэродинамическая схема «Утка» для большего запаса топлива, а также средств комфорта экипажа для длительных перелетов. 19 июня 1986 года началась разработка под кодовым названием Т-10В. Идея бомбардировщика способного дать отпор истребителям предопределила то, что самолет стал разрабатываться на базе проекта истребителя Су-27. Довольно интересно, что Пентагон признал удачной концепцию построения «бомбардировщика-штурмовика на базе истребителя» и планирует разработать замену A-10 также на базе платформы истребителя F-35. Первый полёт прототипа Су-34 (Су-27ИБ «истребитель-бомбардировщик») — Т-10В-1 состоялся 13 апреля 1990 года. Весной 1995 года Су-34 показали во Франции на международном авиасалоне в Ле Бурже. Государственная программа испытаний проходила в несколько этапов одновременно с производством самолета с 30 октября 2006 года до 19 сентября 2011 года. 20 марта 2014 года принят на вооружение ВВС РФ и устранены недостатки выявленные во время испытаний.

Особенности конструкции бомбардировщика Су-34

Данная машина спроектирована как продольный триплан, который имеет интегральную компоновку. Крылья аппарата сопряжены с корпусом машины по интегральной схеме. Они имеют трапециевидную форму, а передняя их кромка стреловидной формы. Хвостовая часть самолета практически такая же, как и в предыдущей версии.

Кабина имеет места для пилота и штурмана, она полностью герметичная и бронированная. Кабина отапливается и имеет кондиционер. Для лучшего взаимодействия летчиков их места расположены рядом. Место пилота установлено слева, а штурман сидит с правой стороны по борту. Чтобы попасть в кабину, пилоты поднимаются через нишу для переднего шасси по специальному откидному трапу.

Шасси самолета изготовлено по тележному типу, а колеса расположены тандемным способом, что повышает качество взлета с аэродромов, которые плохо подготовлены. Передняя опора шасси является управляемой и оснащена двумя колесами. Все стойки шасси при полете убираются в ниши. Задние стойки машины оснащены тормозными системами.

Силовая установка самолета представлена двумя двигателями турбореактивного типа, которые оснащены двумя форсажными камерами. Двигатели типа АЛ-31, которые установлены на самолете Су-34, развивают мощность до 14 000 кгс.

Топливная система представлена в этом самолете тремя баками в средине фюзеляжа: одним в средине центроплана, а еще два бака размещены в консолях крыльев. Топливные насосы, которыми оснащена топливная система, поставляют топливо к двигателям, независимо от расположения машины в воздухе. На перегонах можно устанавливать дополнительные подвесные баки, которые в случае необходимости можно сбросить прямо во время полета. Что касается топливной системы и длины перелетов, то тут нужно отметить тот факт, что самолет оснащен системой дозаправки прямо в воздухе. Дозаправку можно осуществлять с аналогичных самолетов типа Су-34 или же с танкеров типа Ил-78.

Самолет оснащен новейшей системой интегральной навигации, которая позволяет поддерживать связь со спутником. Для более легкого управления машина имеет многоканальную систему СДУ. Она способна самостоятельно производить анализ перегрузок и углов атаки, а также осуществляет управление ПГО и при всем этом эффективно гасит все колебания. Система безопасности настолько качественная, что автоматически может предотвращать столкновения с другими объектами или землей.

Для решения всех боевых задач самолет оснащен системой БРЭО последнего поколения, она практически полностью автоматическая. Все системы информации, которые расположены на борту, скомпонованы в автономном варианте.

Маневрировать под огнём противника

Су-34 — многофункциональный двухместный самолёт, предназначенный для уничтожения наземных, надводных и воздушных целей, объектов инфраструктуры, прикрытых средствами ПВО, а также для проведения разведки и постановки помех. Все эти боевые задачи «Утёнок» может выполнять на значительном удалении от аэродрома базирования.

Взлётная масса Су-34 составляет 38,2 т, максимальный запас топлива во внутренних баках — 12,1 т, боевая нагрузка — 8 т, практический потолок — 15 км, дальность полёта без дозаправки — 4 тыс. км. Благодаря двум турбореактивным двигателям АЛ-31Ф самолёт способен развивать скорость до 1,9 тыс. км/ч.

Также по теме


Облегчённый арсенал: на что будут способны российские БПЛА с новыми малогабаритными боеприпасами

Российские ударно-разведывательные беспилотники получат малогабаритные авиационные боеприпасы массой от 50 до 100 кг. Об этом сообщил…

«Тяга двигателей на режиме «полный форсаж» составляет 12 500 кгс (килограмм-сил. — RT), на режиме «максимал» — 7770 кгс. С целью повышения автономности базирования в состав силовой установки самолёта Су-32 включена вспомогательная силовая установка ТА-14-130-35, разработанная ОАО «НПП «Аэросила», — говорится в материалах Sukhoi.

Су-34 оснащён 12 точками подвески. Машина способна применять широкий арсенал средств поражения. Например, удары по воздушным целям осуществляются ракетами малой дальности класса «воздух — воздух» с инфракрасной головкой самонаведения (ГСН) Р-73Э и РВВ-МД и ракетами средней дальности класса «воздух — воздух» с активной радиолокационной ГСН РВВ-АЕ.

«Поражение надводных целей производится сверхзвуковыми противокорабельными ракетами Х-31А и Х-31АД в количестве до шести единиц, а также дозвуковыми ракетами Х-35УЭ в количестве до шести штук и Х-59МК — до трёх штук. Номенклатура управляемого оружия для уничтожения наземных целей представлена ракетами Х-38МЛЭ с лазерной головкой наведения (до шести единиц) и Х-59М2Э с телевизионно-командной системой наведения (до трёх штук)», — информирует компания Sukhoi.

Также Су-34 может применять корректируемые авиабомбы КАБ-500КР и КАБ-500ОД с телевизионной системой наведения и КАБ 500С-Э, оснащённые спутниковой системой наведения. Для поражения особо важных объектов предназначены КАБ-1500КР и КАБ-1500ЛГ-Ф-Э массой около 1,5 т.

На сайте Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) отмечается, что Су-34 по боевым возможностям относится к поколению самолётов 4+. Вооружение позволяет экипажу самолёта «вести прицельное бомбометание» и маневрировать под огнём противника.

  • Пилоты самолёта Су-34 на авиабазе Хмеймим
  • РИА Новости

«Самолёт отличают высокие лётно-технические и манёвренные характеристики, прицельные системы большого радиуса действия, современная бортовая система связи и информационного обмена с наземными пунктами управления, сухопутными войсками и надводными кораблями, а также между самолётами», — считают специалисты ОАК.

Высокие боевые и эксплуатационные качества Су-34 привлекают потенциальных зарубежных покупателей. В ноябре 2019 года на международной выставке Dubai Airshow глава «Рособоронэкспорта» Александр Михеев сообщил журналистам, что компания уже получила заявки на экспортные поставки «Утёнка». По его словам, «несколько партнёров даже летали на этих самолётах».

История создания

Советский Союз приступил к разработке этой модели в ответ на активное вооружение стран НАТО. Именно в тот период появились F-15 и F-16, соответственно, требовались истребители, которые могли бы использоваться в качестве дополнительного прикрытия бомбардировщиков. Но советские инженеры пошли еще дальше – перед ними стояла задач создать бомбардировщик, который мог бы обеспечить достойную защиту от истребителей.

Кроме того, существовали и иные аспекты, которые предшествовали началу разработок Су-34. В то время активно использовались штурмовики, несмотря на то, что они временно утратили актуальность за счет применения высокоточного оружия. Но, несмотря на скептицизм военных аналитиков, именно Су-25 продемонстрировал прекрасные результаты в локальном конфликте. В полной мере оценить все преимущества этого самолета удалось в Афганистане.

Отдельно стоит отметить применение А-10 в качестве поддержки для сухопутных сил — именно этот штурмовик во многом обеспечил успех операции, что сделало его настоящей легендой. Во многом популярность создания этой модели обусловлена минимальным уровнем затрат на использование неуправляемого оружия, а также значительную экономию, но при этом эффективное уничтожение бронетехники противника за счет автоматической пушки штурмовика.

Корректируемая авиабомба КАБ-500С на Су-34. Авиабаза Хмеймим, Сирия.

Практическая эффективность комплекса РЭБ на Су-34 была проверена во время военного конфликта в Грузии, где Су-34 использовался в сценарии «самолета радиоэлектронной борьбы». Было успешно произведено ослепление и выведение из строя системы комплексной ПВО состоящей из модернизированной украинскими специалистами ЗРК БУК-М1 и ОСА-АКМ интегрированные в единую систему ПВО украинским специалистами новейшим комплексом пассивной радиотехнической разведки «Кольчуга» за $24 миллиона долларов. «Кольчуга» предназначена для определения координат самолетов по излучению их собственной РЛС. Тем не менее, Су-34 смог переиграть своим модулем РЭБ «Кольчугу» и успешное наведение ЗРК на Су-34 не произошло. Правда следует учитывать, что комплексы ЗРК дополнительно ослеплялись группой вертолетов РЭБ Ми-8ппа со станциями помех «Азалия» для подавления РЛС ОЦУ, Ми-8 СМВ-ПГ со станциями помех «Смальта — ПГ» для подавления РЛС управления оружием ЗРК «Бук-М1» и С-125. Однако в целом не могли быть подавлены вертолетами РЭБ ОСА-АКМ, которые производят пуск ракет в том числе по оптическому каналу, но ЗРК требовалось от «Кольчуги» получить только сектор для обстрела Су-34, но определить координаты Су-34 «Кольчуга» не смогла. Если подавление РЛС в целом довольно стандартная задача для комплексов РЭБ, то подавление пассивной станции, которая просто вычисляет источник сигнала требует незаурядных технологий.

Необходимость применения еще не прошедшего военную приемку Су-34 была связана с тем, что многие штатные комплексы РЭБ у ВС РФ на тот момент были предназначены для подавления ПВО на частотах НАТО и это был первый случай подавления современной ПВО разработанной как модернизация комплексов ПВО СССР. Су-34 для борьбы с РЛС систем ПВО может использовать не только средства РЭБ, но и наводящиеся на излучение РЛС ракеты Х-58, X-15П, Х-31. Противорадарные ракеты позволяет Су-34 атаковать радары ПВО на дистанциях до 120-160 км, что превышает радиус действия большинства ракет «земля-воздух». По опыту военного конфликта в Грузии Су-34 показал высокую эффективность сочетания средств РЭБ и противорадарных ракет. Полет Су-34 приводил к «вскрытию» систем ПВО Грузии, т.к. из-за невозможности уничтожения самолета последовательно активировались сразу же много радаров эшелонированной ПВО, которые затем уничтожались противорадарными ракетами.

Средства наведения бомб и ракет по наземным целям Обнаружение и бомбардировка наземных целей возможна с помощью АФАР радара. Дополнительно в Су-34 встроена система лазерно-оптического наведения бомб и ракет «Платан», оптический радар которой выдвигается при атаке из люка в передней части самолета. Аналоги «Платана» у других бомбардировщиков возможны только через дополнительные подвесные модули как Сапсан-Е или Damocles «Платан» требуется для наведения на цель ракеты «воздух-земля» Х-29Л, управляемых бомб КАБ-500-Л и КАБ-1500-Л с лазерным ГСН, требующими подсветки цели лазером с Су-34. Версии самонаводящихся ракеты Х-29Т и бомбы КАБ-500Кр не требуют ассистирования в полете от Су-34, а только начальных координат цели с РЛС, далее наведение на цель происходит через её распознавание ТВ-камерой в ГСН.

C чего началось конструктивное развитие Су-34?

Существует распространенное мнение, что эта модель стала преемником хорошо известного Су-24. Во многом причина этой ошибки кроется в схожих индексах, однако созданию каждого из самолетов предшествовали разные цели и задачи.

В 1960-е годы мир увидел американскую разработку F-111 ставшей воплощением инновационных технологий того времени. И Су-24 стал достойным ответом этой модели.

Что же касается Су-34, то на начальном этапе создания проекта эта модель планировалась как истребитель-бомбардировщик и называлась Су-27ИБ. Соответственно, самолет стал преемником Су-27. Если говорить о зарубежных аналогах, то среди наиболее близких вариантов можно выделить «Ударный Орел», известный под названием F-15E Strike Eagle.

Сравнение

В той нише, которую занимает истребитель-бомбардировщик Су-34, его по праву можно назвать лучшим самолетом. Есть всего лишь несколько самолетов различных стран способных на равных попытаться воевать с российским самолетом.  Понятно, что его основное предназначение — это уничтожение сил противника за счет ракетных и бомбовых ударов.

У Су 34 очень мощное современное радиолокационное оборудование, вся номенклатура ракет типа «воздух-воздух», а также высокие технические и летные характеристика. Самолет весьма страшен для противника в воздушном бою.

Для удобства сравнения Су-34 с иностранными аналогами можно рассмотреть таблицу с различными данными и характеристиками.

Сравнительная таблица основных характеристик

Характеристика Су-34 Cy-24M F-111F «Торнадо» F-15E
Год создания прототипа 1990 1970 1964 1974 1986
Годы серийного производства с 1993 1979-1993 c 1976 1986-1991
Длина самолета, м 23.3 24.59 22.4 16.7 19.43
Размах крыла, м*1 14.7 17.64/10.37 19.2/9.74 13.9/8.6 13.05
Площадь крыла, кв.м*1 62.0 55.16/51.0 61.07/48.77 29.7/28.1 56.5
Высота на стоянке, м 6.0 6.19 5.22 5.7 5.63
Масса, кг: максимальная взлетная 45000*2 39700 45400 27200 36700
топлива во внутренних баках 9800 14700 4700 5950
боевой нагрузки 8000 8000 14200 9000 10600
Максимальная скорость полета на большой высоте, км/ч 1900 1700 2220 2300 2650
Максимальное число М 1.8 1.6 2.1 2.2 2.5
Максимальная скорость полета у земли, км/ч 1400 1400 1400 1480 1480
Практический потолок, м 15000*2 11000 13700 15000 18300
Максимальная эксплуатационная перегрузка 7*2 6.5 6 7.5 9
Дальность полета с полной заправкой, км: на большой высоте 4000** 2850 2260 3890 4445
у земли 1400** 1340 1420
Длина разбега, м 1150-1250 900-910
Длина пробега, м 950-1000 730-915 370
Посадочная скорость, км/ч 280-290 200 220
Тип двигателей АЛ-31Ф АЛ-21Ф-3 TF30-P-100 RB199-34R F100-PW-220
Тяга на форсаже, кгс 2×12800 2×11200 2×11400 2×8000 2×10600

*1 — Для самолетов с крылом изменяемой геометрии в числителе приведены значения размаха и площади крыла при минимальном угле стреловидности, в знаменателе — при максимальном угле стреловидности.*2 — Оценочные данные.

«Путь к заслуженному успеху»

В беседе с RT военный эксперт полковник в отставке Виктор Литовкин обратил внимание на то, что конструкторы оснастили Су-34 невероятно удобной для самолёта оперативно-тактической авиации кабиной. Она предназначена для комфортного размещения двух человек

Лётчики имеют возможность встать в полный рост, разогреть пищу и даже отдохнуть (в проходе между креслами можно организовать спальное место).

«Такая концепция кабины необходима для того, чтобы перебрасывать Су-34 за тысячи километров от места базирования. Лётчики могут находиться в пути до десяти часов. С учётом российских расстояний и в силу характера военных угроз это качество делает Су-34 по-настоящему уникальным самолётом», — подчеркнул Литовкин.

По мнению аналитика, одно из главных достоинств «Утёнка» — возможность уничтожать как крупные объекты, так и малоразмерные цели. Бронированная кабина и вооружение позволяют Су-34 в случае необходимости вести огонь у земли, подобно штурмовику, говорит Литовкин. 

В интервью RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев отметил, что проект Су-34 проделал «долгий и сложный путь к заслуженному успеху». По его словам, в конце 1980-х годов инженеры ОКБ Sukhoi предложили оригинальную концепцию многофункционального боевого самолёта, а после кризисных 1990-х годов смогли адаптировать машину под требования Минобороны.

Особенности машины Су-34

При проектировании Су-39 был учтен весь опыт проектирования самолетов в ОКБ Сухого, что позволило достичь столь высоких результатов. Кабина пилотов изготовлена как монолитная бронированная капсула. Кроме кабины, броней оснащены все жизненно важные системы и агрегаты, что повышает живучесть машины. Вся броня самолета имеет массу почти 1,5 тонны. Для повышения живучести самолет оснащен системами активной защиты, которые являются такими же, как и в самолете Су-27.

Для более эффективного выполнения боевых задач все процессы выполняют пилот и его помощник-штурман. Кабина пилотов достаточно комфортная и просторная, в ней можно даже становиться в полный рост. Кроме этого, самолет оснащен туалетом и специальным шкафом для подогрева пищи. Кабина пилотов способна поддерживать нормальный микроклимат, который позволяет производить полеты на высоте в 10 километров без использования кислородных масок. Все эти системы сопутствуют лучшей работоспособности пилотов машины даже при длительных полетах, которые могут достигать 10 часов.

Самолет Су-34 был создан для поражения как наземных, так и водных объектов врага. Кроме того, он способен поражать движущиеся цели даже малого размера. Что касается воздушных целей, то самолет имеет возможность уничтожать воздушные цели в любое время дня и ночи при любых метеорологических условиях.

Программа разработки и усовершенствования самолета Су-34 является наиболее перспективной, поскольку самолет имеет великолепные летные и тактические характеристики.

Авторы Гайдпарка

  • Екатерина Иванова

    Пуск ракеты комплекса «Ответ» фрегатом «Маршал Шапошников»

    Читать полностью

  • Екатерина Иванова

    Фрегат «Адмирал Горшков» совершил очередной пуск ракеты «Циркон»

    Читать полностью

  • Анатолий Шунавикин

    Как либерал с Эха А.Орех похож на Президента В.Путина…

    Читать полностью

  • Алексей Хохлов

    Китайская ракета Kuaizhou-1A не смогла вывести на орбиту два демонстрационных спутника

    Читать полностью

  • Валентин Козлов

    Микроскоп

    Читать полностью

  • Александр Попов

    Арабские Эмираты отказались от покупки американских истребителей F-35

    Читать полностью

  • Бедный Виктор

    Семья и вроде даже нормальная

    Читать полностью

  • Продавец Воздуха

    За год или два перед смертью

    Читать полностью

  • Мухоморов

    А нашему народу какая польза от трубы «Северный поток-2»?

    Читать полностью

  • Петр Новыш

    Уникальный талант Гагик Сарибекович Олкинян

    Читать полностью

  • Василий Иванов

    Была ли дружба народов в СССР?

    Читать полностью

  • Voxpop

    Как не попасть в «чужую колею»

    Читать полностью

Боевая нагрузка

Характеристики Су 34 свидетельствуют, что самолет оборудован двенадцатью точками подвески. Он оборудован автоматической 30-мм пуш­кой ГШ-301 (бое­ком­плект 180 сна­ря­дов). На самолет могут быть установлены управ­ляе­мые, кор­рек­ти­руе­мые и не­управ­ляе­мые бомбы и ра­ке­ты весьма ши­ро­кой но­менк­ла­ту­ры.

Технические характеристики Су-34 обеспечивают установку следующих видов вооружений:

  • НУР различных калибров;
  • бомбы разных типов (34 х 100 кг, 22 х 250 кг, 12-16 х 500 кг);
  • управляемые ракеты типов (Х-25, Х-29, Х-31П, Х-59, Х-59М, «Альфа», «Яхонт», «Москит»);
  • корректируемые бомбы (КАБ-500 и КАБ-1500);
  • ракеты типа Х-59М;
  • бомбы КАБ-1500 (3 шт.);
  • радиобуи разных типов;
  • ракеты типа Р-27 (до 8 шт.);
  • ракеты Р-77 (до 8 штук) средней дальности;
  • ракеты Р-73 (до 6 штук) малой дальности.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector