«одна из лучших универсальных машин в мире»: какими преимуществами обладает многофункциональный самолёт су-35
Содержание:
- Тактико-технические характеристики Су-35С
- Поколение
- Особенности Су-35
- Су-35С — видео
- Поставки и экспорт
- Перспективы модернизации
- Конструкция и новейшие технологии
- Выдающиеся боевые качества
- Описание самолёта Су 35
- Суть проблемы
- И вновь о сверхманевренности
- А как же экспортные контракты?
- Вооружение
- Истребитель-бомбардировщик Су-34
- И каков же ответ?
- Сравнение с F-35
Тактико-технические характеристики Су-35С
— Первый полёт: 19 февраля 2008 года- Начало эксплуатации: 12 февраля 2014 года- Единиц произведено: 52 (на ноябрь 2016 г.)
Стоимость Су-35С
— около 2 млрд рублей
Экипаж Су-35С
— 1 человек
Размеры Су-35С
— Длина: 21,9 м- Размах крыла: 14,75 м- Высота: 5,9 м- Площадь крыла: 62,04 м²- Угол стреловидности по передней кромке: 42°- Нагрузка на крыло при нормальной взлётной массе: 410 кг/м²- Нагрузка на крыло при максимальной взлётной массе: 611 кг/м²- Шасси: трёхопорное, с передней стойкой, убирающейся против полёта
Вес Су-35С
— Масса пустого: 19000 кг- нормальная взлётная масса (2 x РВВ-АЕ + 2 x Р-73Э): 25300 кг- максимальная взлетная масса: 34500 кг- масса топлива: 11500 кг
Двигатель Су-35С
— «АЛ-41Ф1С» турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой и управляемым вектором тяги (ТРДДФ с ОВТ)- тяга максимальная: 2 × 8800 кгс- тяга на форсаже: 2 × 14500 кгс- углы отклонения вектора тяги: ±15° в плоскости- скорость отклонения вектора тяги: 60 °/с- масса двигателя: 1520 кг- Тяговооружённость (у земли, при н.у.): при нормальной взлётной массе — 1,1; при максимальной взлётной массе — 0,811
Скорость Су-35С
— Максимальная скорость у земли: 1400 км/ч- Максимальная скорость на высоте: 2500 км/ч (M=2,35, при высоте более 11 км)- Максимальная скорость бесфорсажная: 1,1 Маха- Скороподъемность: 280 м/с- Длина разбега (полный форсаж): 450 м- Длина пробега (с нормальной взлетной массой, тормозным парашютом, использованием тормозов): 650 м
Дальность полета Су-35С
— у земли (высота — 200 м, скорость — M=0,7): 1580 км- на высоте: без ПТБ: 3600 км; с 2 ПТБ-2000 л: 4500 км
Практический потолок Су-35С
— 20 000 м
Вооружение Су-35С
— Пушечное: 30 мм авиационная пушка ГШ-30-1 150 снарядов- Боевая нагрузка: 8000 кг- Узлов подвески вооружения: 12
Ракеты воздух-воздух:- средней дальности: 6 × Р-27ЭР, Р-27Т; 10 × РВВ-АЕ- малой дальности: 6 × Р-73
Ракеты воздух-земля:- Противокорабельные ракеты: 6 × Х-31 или 2 × Х-59М- Высокоточные боеприпасы: 6 × Х-29Т; 6 × КАБ-500- Неуправляемые боеприпасы: 6 С-25 (НАР); 6 С-8.
Поколение
Су-35 относится к поколению 4++. Он был построен на базе истребителя 4 поколения. «Плюсы» после порядкового номера поколения означают значительные технические улучшения. Новый порядковый номер (5) не был присвоен этой модели в связи с тем, что она не совершила качественного «скачка» для перехода на следующий технический уровень (впрочем, сейчас не известно ни об одном полностью готовом проекте поколения 5).
Фактически двигатель и другие системы Су-35 уже позволяют считать его истребителем нового поколения. Однако использование некоторых устаревших элементов конструкции номинально не позволяют причислить самолет к новому классу военных машин.
Особенности Су-35
Конструкция исходного планера была усовершенствована и усилена, что позволило повысить срок эксплуатации самолета до 6000 полетных часов. В корпусе самолета применяются композиты и алюминиево-литиевые сплавы. Новые конструктивные решения дали возможность существенно поднять максимальную взлетную массу самолета.
На Су-35 была применена новая модель двигателей АЛ-41Ф1С, позволяющих набирать сверхзвуковые скорости без применения форсажа – свойство, характерное для 5-го поколения машин.
По своим летным характеристикам самолет превосходит все существующие истребители, относящиеся к 4-му поколению, такие как европейский «Рафаль» и американский F-16, и вплотную приближается к современным машинам 5-го поколения, состоящим на вооружении США (фото F-22 и фото F-35). Скорость, маневренность и дальность полета истребителя также превосходят имеющиеся аналоги.
Су-35 имеет РЛС Н035 Ирбис, при помощи которой он может обнаруживать воздушные и крупные надводные цели в пределах 400 км, а наземные – до 200 км. Количество одномоментно обнаруживаемых и сопровождаемых целей в сравнении с прототипом серьезно увеличено. Су-35 может одновременно сопровождать до 30 и обстреливать до 8 воздушных целей.
Самолет обладает развитыми средствами РЭБ.
Технические характеристики
- Экипаж — 1 пилот.
- Длина – 21,95 м.
- Высота – 5,92 м.
- Максимальная скорость – 1400 км/ч (вблизи земли) и 2500 км/ч (на высотах).
- Дальность полета – до 4500 км. (с подвесными топливными баками).
- Потолок – 20 км.
Фото Су-35 в полёте.Фото Су-35 (Су-35С).Фото Су-35.Фото Су-35.Фото Су-35.Фото Су-35.Фото Су-35.Фото Су-35.
Су-35С — видео
https://youtube.com/watch?v=yu_lMsMFqzs
«Поколение 4++» является условным и лишь указывает, что по совокупности характеристики истребителя вплотную приближены к характеристикам истребителя пятого поколения. За исключением технологии малой заметности и АФАР, он удовлетворяет большинству требований, предъявляемых к самолётам 5-го поколения.
Су-35 является глубокой модернизацией платформы Т-10С (первоначально программа глубокой модернизации самолёта Су-27 называлась «Су-35БМ» — большая модернизация). В 2006 году начато производство установочной партии Су-35. Начало лётных испытаний первого образца новой партии было намечено на середину 2007 года, однако сроки начала лётных испытаний были перенесены на начало 2008 года.Сборка первого опытного самолёта Су-35 (б/н 901) была завершена летом 2007 года на «КнААПО им. Ю. А. Гагарина», после чего машина была представлена на авиасалоне МАКС-2007 на статической стоянке.
Первый полёт опытного многофункционального истребителя Су-35 с двигателями ОАО «НПО Сатурн» АЛ-41Ф1С состоялся 19 февраля 2008 года в ЛИИ имени Громова. Самолёт пилотировал Заслуженный лётчик-испытатель РФ Сергей Богдан.20 февраля 2008 года самолёт был представлен президенту Российской Федерации В. В. Путину и первому вице-премьеру В. И. Зубкову во время их посещения города Жуковский. 7 июля 2008 года Су-35 успешно совершил первый демонстрационный полёт в Жуковском. 2 октября 2008 года с аэродрома Комсомольска-на-Амуре авиационного производственного объединения им. Ю. А. Гагарина (КнААПО) поднялся в воздух второй лётный образец, совершивший 20 полётов.
В рамках открывшегося 18 августа 2009 года в подмосковном Жуковском авиационно-космического салона МАКС-2009 заключена крупнейшая в России за последние десятилетия сделка по закупке боевых самолётов. Договорённость предусматривает поставки 48 новейших многофункциональных истребителей Су-35C c 2012 по 2015 год включительно. Подобный контракт также планируется заключить на 2015—2020 годы.В июле 2010 года Компания «Сухой» заявила о завершении предварительных испытаний Су-35, о полном подтверждении установленных характеристик комплекса бортового оборудования и характеристик сверхманевренности и о готовности к прохождению государственных испытаний на боевое применение совместно с лётчиками ВВС России. 3 мая 2011 года в воздух поднялся первый серийный Су-35С.
ВВС России в 2013 году получили 12 новых истребителей Су-35С. Об этом 25 декабря заявил главком ВВС России генерал-лейтенант Виктор Бондарев. С учетом уже поставленной партии общее количество самолётов такого типа в авиапарке России составило 22 единицы. 12 февраля 2014 года боевой состав военно-воздушных сил России пополнился 12 истребителями Су-35С, которые были формально переданы ВВС в декабре 2013 года. Самолёты поступили на вооружение 23-го истребительного авиационного полка (аэродром Дземги, Хабаровский край) из состава третьего командования ВВС и ПВО России. Торжественная церемония передачи 12 истребителей Су-35С прошла в среду в Комсомольске-на-Амуре на Авиационном заводе им. Ю. А. Гагарина, где были произведены самолёты.
В ходе учений ВВО Приморского края 8—11 апреля 2015 года лётчиками Су-35 были произведены пуски ракет воздух-воздух. 9 мая 2015 4 Су-35 ВВО Приморского края участвовали в проводившемся в Москве параде, посвященном 70-летию победы в Великой Отечественной войне. 16 июля 2015 «Сухой» передал 2 Су-35 Минобороны. 4 Су-35 были переданы ВКС России. По две машины 27 октября и 2 ноября 2015 (с красными бортовыми номерами «03», «04», «05» и «06»). На 10.02.2016 изготовлено 46 истребителей, из них 6 принимают участие в испытаниях в 929 Государственном лётно-испытательном центре в Ахтубинске, 6 находятся в 4 Государственном центре подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний в Липецке, 23 находятся на вооружении 23-го истребительного авиационного полка (Дзёмги, из них 4 в Сирии) и ещё 11 переданы 22-му истребительному авиаполку (Центральная Угловая).
Поставки и экспорт
Цена Су-35 на мировом рынке разнится в зависимости от того, как заключается контракт. При формировании цны на Су-35, учитываются разные факторы: экономическое состояние страны-покупателя, международные отношения, объем поставляемой партии, курсы валют… Последние оценки экспертов говорят о стоимости в пределах от 100 до 150 млн. долларов за одну машину. Дешевле машины обходятся по контракту с ВВС России, дороже — для Индонезии, Арабских Эмиратов и других иностранных покупателей. По состоянию на 2018 год Су-35 экспортируется в следующие государства:
- Китай;
- Индонезия;
- Индия;
- Малайзия.
Стоимость Су-35 ниже американских или европейских самолетов со схожими параметрами, а технические характеристики — выше, что делают эти самолеты желанным приобретением для ряда покупателей.
Перспективы модернизации
Учитывая перспективы активного развития мирового авиастроения можно основательно предположить, что нынешний облик Су-35С скорее всего не последний.
Истребители западного производства четвёртого поколения практически все прошли модернизацию по замене радиолокационных станций на современные аналоги и мультифункциональные фазированные антенные решётки. Таким образом новейшие РЛС и АФАР повышают эффективность по нахождению цели и разделяют их на количество сопровождающих самолётов.
Рассматривается интересная идея по установке в воздухозаборник функциональных радаров-блокеров, и установке дополнительного вооружения между воздушными каналами. Используемый двигатель «АЛ-41Ф1С» готов перейти в пятое поколение с незначительной доработкой. Перспективы Су-35С весьма завидны, помимо внутреннего рынка он вызывает нескрываемый интерес у потенциальных покупателей за рубежом.
Конструкция и новейшие технологии
Внешний вид истребителя Су-35 внушительный и эстетичный. Он имеет стремительную форму напоминающую хищника с распластанными крыльями, с мускулистой шеей и двумя вертикальными «плавниками» хвостовой части, на которых установлены поворотные рулевые панели.
Дополнительно установлено переднее горизонтальное оперение, что улучшило управляемость самолета. Для планера были использованы наработки Су-27К, истребителя предназначенного для эксплуатации на авианесущих кораблях. Корпус выполнен из титана и алюминия.
Стойки шасси были усилены, подвеска обрела дополнительные надёжные элементы.
Носовая часть оснащена приёмником воздушного потока в виде копья, который крепится к носовому обтекателю, закрывающего РЛС. Площадь вертикального оперения была увеличена для повышения стабильности и манёвренности. Задний гаргрот пришлось нарастить в диаметре, так как современное оборудование заняло больше объёма, чем предыдущее.
Тормозной парашют тоже изменил свое местоположение, теперь теперь его отсек наверху фюзеляжа, впереди топливного бака. Засекреченное покрытие планера в виде напыления (технология Стелс) существенно снижает радиолокационную и тепловую заметность самолета.
Выдающиеся боевые качества
По тактико-техническим характеристикам Су-35С заметно превосходит базовую модель Су-27 и её модернизированную версию, которая проходила испытания в 1980-е и 1990-е годы. Как и обещали в ОКБ Сухого, в машине широко применяются технологии пятого поколения. Конструкторам удалось уменьшить эффективную площадь рассеивания (ЭПР) и радикально улучшить качество БРЭО.
Главное достоинство Су-35 — это многофункциональная радиолокационная станция (РЛС) с пассивной фазированной антенной решёткой (ПФАР) Н035 «Ирбис», разработанная в стенах НИИП имени В.В. Тихомирова (Жуковский). Детище подмосковных специалистов может обнаруживать и сопровождать до 34 целей на дальности до 400 км.
Также по теме
«Прекрасный боевой самолёт»: каким потенциалом обладает новейший российский истребитель МиГ-35
РСК «МиГ» направила заявку на участие в тендере ВВС Индии на приобретение 110 многоцелевых истребителей. Об этом сообщил глава…
Кроме того, Су-35 оснащён самыми современными средствами связи, навигационным оборудованием и комплексом РЭБ. Форма планера и крыльев существенных изменений не претерпела. Однако ресурс конструкции самолёта увеличился в три раза по сравнению с аналогичным показателем Су-27. Су-35 может эксплуатироваться на протяжении 30 лет без проведения капитально-восстановительного ремонта.
Су-35 на четыре тонны тяжелее предшественника (38,8 т), но, несмотря на это, он не утратил великолепные лётные характеристики. На машине установлены турбореактивные двухконтурные двигатели АЛ-41Ф1С («изделие 117С») разработки НПО «Сатурн» (Рыбинск, Ярославская область). Силовой агрегат обладает тягой до 14,5 т и даёт возможность развивать скорость до 2,3 Маха (около 2,5 тыс. км/ч).
В ноябре 2017 года лётчик-испытатель Сергей Богдан рассказал в интервью ТАСС, что Су-35 обладает потрясающей манёвренностью и управляемостью в экстремальных условиях. Эти качества дают российскому истребителю весомые преимущества даже в самом сложном воздушном бою. По словам специалиста, самолёт способен совершать быстрый разворот вокруг своей оси, мгновенно находить цель и проводить атаку.
- Су-35 выполняет тренировочный полёт
Су-35 снискал славу не только в России, но и за рубежом. В 2015 году Москва заключила с Пекином контракт на поставку 24 единиц общей стоимостью $2,5 млрд. В 2018 году соглашение о продаже 11 истребителей было подписано с Индонезией. В настоящее время ведутся переговоры о возможной поставке 54 машин Пакистану.
В беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев отметил, что в Су-35 воплотился огромный опыт, накопленный в стенах ОКБ Сухого. По его мнению, инвестиции в глубокую модернизацию Су-27 себя полностью оправдали. В результате совершенствования самолёт получил выдающиеся для четвёртого поколения боевые качества. Эксперт полагает, что Су-35 наряду с Су-30СМ может стать основным строевым истребителем ВКС.
Описание самолёта Су 35
Истребитель Су 35
Аэродинамическая компоновка самолёта аналогична Су-27М – это средне расположенное крыло, двухкилевое вертикальное оперение и под крылом по обе стороны фюзеляжа силовые установки с изменяемым вектором тяги.
Особенность планера заключается в обработке кромки специальными материалами для уменьшения эффективной площади рассеяния. На фонарь кабины пилотов нанесли токопроводящий слой. У Су-35 горизонтальное оперение расположено спереди, а рули поворота при посадке выполняют функцию воздушного тормоза становясь поперёк направления полёта.
На Су-35С установлены модернизированные двигатели АЛ-41Ф1С, оснащённые всеракурсным вектором тяги и плазменным зажиганием. Эти силовые установки разрешают достигать скорости звука без применения форсажного режима. Новая вспомогательная установка вырабатывает переменный ток для бортовых потребителей и осуществляет наддув отсеков и кабины пилотов.
На смену гидродинамическому управлению двигателями пришло электрическое, что в практике означает взятие под контроль компьютера режимы пилотирования сложные для пилота.
Кабина пилотов новой машины оснащена как у самолётов пятого поколения. Информация о полёте отображается на двух ЖК-экранах в режиме «картинка в картинке». На переднем стекле кабины лётчиков разворачивается изображение параметров полёта при помощи индикационного коллиматора.
Радиолокационная станция «Ирбис» с пассивной фазированной решёткой антенны обнаруживает цели на удалении 400 км, сопровождает 30 целей в воздухе и атакует одновременно восемь из них..
На удалении 80 км захват целей и дальнейшее сопровождение обеспечивается оптико-локационной станцией. Благодаря датчикам, работающим в инфракрасном диапазоне, пилот получает предупреждение о возможной ракетной атаке.
Су-35 способен нести вооружение общей массой 8 тонн на 12 точках подвески. Восемь из них расположены под крылом и четыре под фюзеляжем. Только управляемых ракет «воздух-воздух» можно разместить на самолёте тонну, среди остальных это и противокорабельные, противолокационные, три ракеты большой дальности «Калибр-А», большой набор ракет «воздух-поверхность».
Истребитель Су 35 над землёй
Лётно-технические характеристики самолёта Су 35
- Площадь крыла – 62,2 м2.
- Общая длина самолёта – 21,95 м.
- Высота самолёта – 5,92 м.
- Вес пустого самолёта – 19 т.
- Максимальный взлётный вес – 34,5 т.
- Вес топлива – 11,5 т.
- Вес топлива в двух подвесных баках – 2,8 т.
- Силовая установка – 2 ТРДДФ АЛ-41Ф1С.
- Тяговооруженость на форсаже – 2 х 14500 кгс.
- Максимальная тяговооруженность – 2 х 8800 кгс.
- Максимальная скорость у земли – 1400 км/час.
- Максимальная скорость на большой высоте – 2500 км/час.
- Перегоночная дальность с ПТБ – 4500 км.
- Практическая дальность без ПТБ – 3600 км.
- Потолок – 18 тыс м.
- Скороподъёмность – 16800 м/мин.
- Максимальная перегрузка – 9 G.
Вооружение Су 35
- 30-мм пушкаГШ-301.
- Ракеты «воздух-поверхность» — 2 Х-59М, 6 Х-31, 1 «Калибр-А».
- Высокоточные – 6 КАБ-500, КАБ-1500,С-25ЛД, Х-25, 6 Х-219.
- НУР, бомбы различного назначения – 1,5 т.
- Ракеты «воздух – воздух» — малой дальности 4 Р-73, средней дальности – 6 Р-27, 10 РВВ-АЭ, большой дальности – 1 РВВ-БД.
Суть проблемы
Естественно, подобная новость способна взорвать инфопространство американской военной аналитики почище «кузькиной мамы» Никиты Сергеевича Хрущева. То есть в то время, когда американский военпром, одерживая трудовые победы, упорно бьется над снижением издержек на программу F-35 и клятвенно обещает при крупносерийном заказе снизить цену всего до каких-то — ой-вэй! – 85 млн. долл., русские будут покупать самолеты 5-го поколения за 34,5 млн. долл.?!
И ведь, если вдуматься, то цифры в 34,5 млн. долл. за русский и 85 млн. долл. за американский самолеты не передают всей комичности сложившегося положения.
Дело в том, что российский Су-57 – это тяжелый многофункциональный истребитель завоевания господства в воздухе, способный также работать и по наземным, и морским целям. А F-35, во всех своих трех ипостасях, никогда на такое не замахивался, по сути дела он ориентирован на функционал более легкого истребителя наподобие F-16.
То есть Су-57 и F-35, конечно, самолеты 5-го поколения (хотя тут к F-35 есть серьезные вопросы), но они – представители разных классов многофункциональных истребителей, и при прочих равных условиях более легкий F-35, конечно же, должен быть дешевле Су-57 – и значительно дешевле. Не в разы, но на десятки процентов. Между тем мы видим совершенно обратную картину – F-35 дороже, причем именно в разы.
И вот, с учетом вышесказанного, получается, что стоимость американского истребителя превосходит российский даже не почти в 2,5 раза, а намного серьезнее. Это и неприятно, и обидно, да и налогоплательщики в конце концов могут начать задавать разные неудобные вопросы.
И вновь о сверхманевренности
Сверхманевренность – фирменный «конек» истребителей семейства Су-27. На дебютном для этого самолета показе на Западе, на авиасалоне в Ле-Бурже в 1989 году, летчик-испытатель Виктор Пугачев поразил публику и специалистов своей «коброй».
Су-35 в Ле-Бурже-2013 преподнес очередную сенсацию. Этот маневр журналисты прозвали «блинчиками»: самолет, не теряя высоты и скорости, совершал разворот в горизонтальной плоскости на 360 градусов. Один из иностранных специалистов заявил, что так летать может только НЛО.
И все же среди экспертов не утихают споры по поводу того, нужна ли сверхманевренность, если ее преимущества можно реализовать только в ближнем воздушном бою.
Летчик-испытатель Сергей Богдан, впервые поднявший в небо Су-35 19 февраля 2008 года, сравнивает сверхманевренность с холодным оружием у спецназовца: боец берет с собой автомат, пистолет, гранаты, но не забывает захватить и нож, поскольку в ходе выполнения задачи всегда может возникнуть ситуация, когда это оружие спасет ему жизнь. Дело до него дойдет в последнюю очередь, но лучше, чтобы он был с собой.
Ни по дальности действия радара, ни по дальнобойности своих ракет дальнего и среднего радиуса действия Су-35 не уступает ни одному истребителю в мире.
https://youtube.com/watch?v=KAQuRLTTSqs
Технические характеристики.
Экипаж: 1 человек
Двигатель:
тип двигателя: турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой и управляемым вектором тяги (ТРДДФ с ОВТ)«АЛ-41Ф1С»
тяга:
максимальная: 2 × 8800 кгс
на форсаже: 2 × 14500 кгс
Лётные характеристики.
Максимальная скорость:
у земли: 1400 км/ч
на высоте: 2500 км/ч (M=2,35, при высоте более 11 км)
Дальность полёта:
у земли (высота — 200 м, скорость — M=0,7): 1580 км
на высоте:
без ПТБ: 3600 км
с 2 ПТБ-2000 л: 4500 км
Практический потолок: 20 000 м
Скороподъемность: 280 м/с
Вооружение.
Пушечное: 30 мм авиационная пушка ГШ-30-1 150 снарядов
Боевая нагрузка: 8000 кг
Узлов подвески вооружения: 12
Воздух-воздух:
средней дальности:
6 × Р-27ЭР, Р-27Т
10 × РВВ-АЕ
малой дальности:
6 × Р-73
Воздух-земля:
Противокорабельные ракеты:
6 × Х-31 или 2 × Х-59М
Ракета воздух-земля большой дальности
Высокоточные боеприпасы:
6 × Х-29Т
6 × КАБ-500
Неуправляемые боеприпасы:
6 С-25 (НАР)
6 С-8
Авионика.
Характеристики РЛС:
Углы обзора: 240° (±120°)
Дальность обнаружения целей:
с ЭПР 3 м²:
на встречных курсах: 350—400 км (в зоне 100 кв. градусов, на фоне неба)
на догонных: 150 км
с ЭПР 0,01м²: до 90 км
Цели:
Обнаружение и целеуказание: 4 наземные или 30 воздушных
Одновременный обстрел: ракетами с полуактивной головкой самонаведения (Р-27Р, Р-27ЭР) — не более 2 целей; ракетами с активной головкой самонаведения (Р-77, РВВ-АЕ, РВВ-СД, Р-37) — не более 8.
ОЛС позволяет сопровождать 4 воздушные цели на дальности до 80 км. Су-35 имеет систему предупреждения о ракетном нападении (датчики ИК-диапазона).
В самолёте возможно применение подвесных контейнеров РЭБ.
А как же экспортные контракты?
Тут все очень просто. Экспортная цена Су-35 вполне может доходить до 100 млн. долл.. Но нужно понимать, что в экспортный контракт входит много всего такого, что при поставке в наши ВКС и в ВВС США проходит по другим статьям. То есть там будет и обслуживание, и подготовка пилотов, и боеприпасы, а может быть и что-то иное. И – самое главное.
Цену для наших самолетов для ВКС определяет себестоимость этих самолетов. Именно так происходит ценообразование – производитель согласовывает с военными представителями суммы затрат на производство партии «изделий» в количестве, согласно контракту, а потом накручивает на эти затраты положенную по закону норму прибыли.
А вот цену наших самолетов на внешнем рынке определяют спрос и предложение боевой техники. И если соотношение «цена/качество» Су-35 таково, что он вполне может быть куплен за 80-100 млн. долл., то зачем нам продавать его дешевле?
Вооружение
Вооружение истребителя Су-35 состоит из:
- 30-миллиметровой авиапушки ГШ-30-1 (150 снарядов).
- 16 ракет средней дальности класса воздух-воздух (6 моделей Р-27ЭР или Р-27Т, и 10 моделей РВВ-АЕ).
- 6 ракет малой дальности класса воздух-воздух модели Р-73.
- 6 противокорабельных ракет класса воздух-земля модели Х-31 или двух моделей Х-59М.
- 12 высокоточных боеприпасов класса воздух-земля (шесть модели Х-29Т и столько же модели КАБ-200).
- 6 неуправляемых боеприпасов класса воздух-земля модели С-25.
- 6 блоков пусковых установок (ПУ) Б-8, рассчитанных на 7-20 ракет модели С-8.
На данный момент вооружение истребителя Су-35 не имеет аналогов по широте ассортимента для работы по наземным, морским и воздушным вражеским целям. На внешней подвеске самолет может нести до 14 ракет. Они устанавливаются под фюзеляжем, на мотогондолах и на крыльевых точках подвески.
Истребитель-бомбардировщик Су-34
Су-34 начали разрабатывать еще в далеком 1986 для замены существующих тогда фронтовых бомбардировщиков Су-24, которые хоть и были отличными машинами, но новое время диктовало новые вызовы, и требовалась более совершенная машина, многофункциональная, способная не только наносить удары по наземным целям, но и постоять за себя в бою с перехватчиками. Разрабатывался данный самолет на базе Су-27. Свой первый полет он совершил в 1990, однако ситуация в стране сильно затормозила проект, финансирования не хватало, что не могло не сказаться на сроках, и лишь в 2006 году для Российских вооруженных сил были выпущены два экземпляра для испытаний, которые продлились целых пять лет и в 2011 году по их итогам был подписан контракт на поставку в ВКС РФ. Первые серийные модели начали поступать в 2014 году. На данный момент на вооружении ВКС находится 98 подобных машин, и планируется каждый год выпускать по 18-20 экземпляров.
Читайте Минитрактора российского производства
По своим характеристикам Су-34 является самолетом поколения 4++, и как и Су-35 ему не хватает малой заметности и технологии АФАР. Однако и без этого Су-34 возможно лучший представитель своего класса. Основная его задача не завоевание превосходства в воздухе, а точечная работа по уничтожению целей и подавление ПВО вероятного противника, так же он может использоваться как фронтовой бомбардировщик. Истребитель не нуждается в постоянном прикрытии, и в воздушном бою способен сам за себя прекрасно постоять, что делает его универсальным. Несмотря на то, что при создании был использован старый планер, который серьезно уступает в заметности Т-50, Су-34 оснащен комплексом РЭБ, который прекрасно подавляет все существующие комплексы ПВО. Данный комплекс был проверен в 2008 году в боевых условиях, когда бывшие в то время на испытаниях два Самолета Су-34 использовались для подавления грузинских ПВО. Именно их появление в театре боевых действий и стало одной из причин прекращения боевых потерь ВКС.
Основные технические характеристики
Длина — 23 300
Размах крыла — 14 700
Тип двигателя — турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой
Тяга в обычном режиме / на форсаже — 8250х2 / 13500х2 кгс
Нормальная / Максимальная взлетная масса — 39000 / 45000
Максимальная боевая нагрузка: 9000
Максимальная скорость у земли / на высоте — 1400 / 2200 км/ч
Практическая дальность нормальная / с 2 ПТБ — 2200 / 7000 км
Практический потолок — 17 000 м
И каков же ответ?
Американское издание The Drive решило списать все на ошибку. Самолет 5-го поколения за 34,5 млн. долл. невозможен, потому что этого не может быть никогда. Ведь это же «меньше, чем предполагаемая цена Су-30МКК, который Россия продала Китаю почти два десятилетия назад»! А это значит, что источники заблуждаются, что-то напутали или были не так поняты. И на самом деле 170 млрд. руб. – это цена не за всю партию из 76 самолетов, а только за первые 16, ну а остальные ВКС придется оплачивать дополнительно.
Высказав такую гипотезу, The Drive занялась подсчетами – если 170 млрд. руб. стоят только 16 самолетов, то один Су-57 будет стоить 10,6 млрд. руб., или более чем 164 млн. долл. Уфф! Это, по мнению американских аналитиков, вполне достоверная величина – русский самолет оказался почти вдвое дороже F-35. Никакого повода для паники нет!
Что ж, давайте попробуем оценить, насколько реалистична цена в 170 млрд. руб. для партии из 76 единиц Су-57.
Сравнение с F-35
Производитель определяет СУ-35 как машину 4++, то есть обладающую рядом свойств, присущих пятому поколению. Возможность сбивать самолеты-стелс дает истребителю его сверхманевренность. У СУ-35 технические характеристики несколько иные.
Двигательная установка самолета дает возможность делать сложнейшие маневры. Пилотаж СУ-35 дает возможность выполнять и «кобру Пугачева», и «чакру Фролова».
Европейские эксперты с некоторой долей скепсиса относятся к сверхманевренности, считая, что в реальном бою малая заметность намного более важна, чем повышенная маневренность. Стелс – характеристика, которой истребитель обладает изначально. Многие эксперты считают, что соответствие требованиям малозаметности было главным требованием заказчиков F-35. Раз он обладает малой заметностью, ему не нужна высокая маневренность.
Однако, с другой стороны, несмотря на большое значение стелс-технологий для истребителя, она не является плащом-невидимкой. Знания о ведении воздушных боев постоянно обновляются. Военные и послевоенные самолеты первых поколений в качестве приоритетных задач использовали высоту, высокую скорость, маневренность и боевую мощь. У следующих поколений требования несколько изменились: главной стала скорость СУ-35, далее — маневренность.
Эксперты очень высоко оценили маневры, выполнявшиеся истребителем СУ-35 на авиасалоне в Париже. Однозначной победы в воздухе они, конечно, не означают, но траектория полета, которую невозможно предсказать, способна вызвать сбои программ наведения ракет неприятеля. При этом сам СУ-35 способен выпустить ракеты небольшой дальности с максимальной вероятностью поражения самолета неприятеля.
F-35 в максимальной степени является зависимым от своей малой заметности и старается избегать столкновений в ближнем воздушном бою («поножовщина» ему противопоказана). Ближний бой дает существенные преимущества СУ-35. Российская машина имеет большой арсенал вооружений, высокую дальность полета. Но главный конек СУ-35 — его сверхманевренность, о которой слагают легенды. Данная характеристика превратилась в визитную карточку этих самолетов. Стоимость СУ-35 для российских Вооруженных сил – примерно 40 млн долларов.