Самолет су-39. фото. история. характеристики
Содержание:
- Разработка Су — 25 ТК
- Вооружение штурмовика СУ-39
- Характеристика систем самолета Су-39
- Интересные факты экцсплуатации
- Авионика
- Советский тяжелый истребитель поколения «4» Су-27.
- Живучесть и незаметность самолета
- Отличительные ТТХ Су-25СМ3 от предшественника Су-25
- Характеристика систем самолета Су-39
- Вооружение
- Достоинства и недостатки
- See also
- Конструкция
- Радиолокационная станция «Копье-25»
- История создания
- Авионика
- Обнаружение и поражение цели самолетом Су-39
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Разработка Су — 25 ТК
Су-25 послужил основой для создания буксировщика мишеней, учебно-боевой и палубной учебно-тренировочной машины. Последней его модификацией стал самолет Су-25ТК. Это модель с еще более мощным вооружением и совершенной электроникой, позволяющей наносить удары по малоразмерным движущимся целям. В ВВС России ее называют “истребителем танков”.
Су-25Т разработан на базе штурмовика Су-25, первый опытный самолет совершил полет в августе 1984 года. Построено 10 опытных самолетов, один из которых впервые демонстрировался на Международной выставке в г. Дубае в ноябре 1991 года. Серийное производство организовано на заводе в г. Улан-Удэ.
В конструкциях Су-25ТК реализован опыт боевого применения базовой машины в Афганистане. Например, увеличена прочность центральной секции фюзеляжа. Значительно снижена ИК-сигнатура двигателей. Кабина имеет еще более усиленное бронирование. Двигатели Р-195 того же завода-изготовителя стали мощнее.
Автоматизированная система управления самолетом обеспечивает выход на цель в любых метеоусловиях. Круглосуточно и с высокой точностью.
Процесс навигации и атаки цели на самолете Су-25ТК был максимально автоматизирован. Летчик может вмешаться в управление только для подтверждения атаки выбранной цели. Или в случае необходимости дать команду на повторный заход в атакую. Также непосредственно перед посадкой. Все остальное, начиная от выхода в район и поиска целей до применения оружия и возвращения на базу, автоматика с высокой эффективностью выполняет сама.
Вооружение штурмовика СУ-39
Самолет СУ-39 несет различное подвесное вооружение: ракеты, реактивные снаряды. Это легкосменное оружие, а стационарно на самолете установлена только авиапушка ГШ-30-2. Тактико-технические параметры пушки:
- Калибр — 30 мм;
- Длина ствола — 900 мм;
- Скорострельность — 3000 выстр/мин (30-50 снарядов в секундном залпе);
- Вес снаряда — 390 г;
- Подача патронов — ленточная, вес патрона 835 г;
- Боекомплект — 250 выстр.
В разработке ГШ-30-2 использовались легкие сплавы. Эта двуствольная автоматическая пушка калибром 30 мм весит всего 125 кг. Это очень хороший показатель даже для самых современных образцов аналогичного вооружения. Из интересных особенностей пушки можно отметить наличие жидкостной системы охлаждения и защиты от осечных патронов. Если бракованный патрон попадается на ленте, то он выбрасывается резервным пороховым зарядом как использованная гильза, не разрушая темп стрельбы.
Сменное подвесное вооружение рассчитано на поражение всех типов целей на дистанциях 1-50 км. Оно включает в себя полный комплекс авиационного вооружения: бомбы, ракеты, неуправляемые реактивные снаряды. Быстрая смена боеприпасов обеспечивает самолету универсальность. Самым мощным вооружением является ракета Х-31. Ее боевая часть на 100 кг может поражать цели на дистанциях 110 км.
Характеристика систем самолета Су-39
Управление данной машиной проходит для пилота в комфортных условиях, тем более что значительную часть работы выполняет автоматика самолета. Это позволяет проводить более эффективные полеты и достигать максимума в выполнении заданий. Положительному психологическому состоянию пилота также сопутствует наличие полностью бронированной кабины, которая способна выдержать попадание снаряда калибра до 30 мм.
Взлетные характеристики самолета великолепные, поскольку Су-39 может производить взлет с грунтовых аэродромов, длина которых 1200 метров. Кроме того, самолет способен производить безопасную посадку и взлет на высотах в 3 километра над уровнем моря. Самолет имеет высокий уровень безопасности за счет наличия брони, которая способна защитить как пилота, так и все важные агрегаты самолета. За счет того, что самолет имеет два двигателя, при выходе из строя одного он может продолжать полет на другом рабочем.
Силовая установка машины представлена турбореактивными двигателями типа Р-195, они обеспечивают самолет тягой в 4500 килограммов. Достижением данных двигателей является их малая заметность в инфракрасном спектре. Что касается вооружения, то самолет может поднять в воздух 4 тонны разнообразного оружия, среди которого могут быть бомбы и ракеты разного калибра.
Если сравнить Су-39 и иностранные аналоги, то смело можно сказать, что отечественная машина значительно их обходит в цене и эффективности. Обучиться летать на данном агрегате может пилот с любой квалификацией. Особенностью этой машины можно назвать также то, что она работает на дизельном топливе.
Интересные факты экцсплуатации
- Специальная окраска штурмовика делает его малозаметным в оптическом диапазоне, покрытие, поглощающее радиоволны, существенно уменьшает ЭПР при радиолокационном облучении станциями противника.
- Амплитудно-модулированные помехи, создаваемые против ракет противника станцией «Сухогруз», уводят их в сторону, когда лётчик не имеет возможности засечь их пуск.
- Станция радиотехнической разведки (СРТР), установленная на Су-39, позволяет пилоту обойти зону ЗРК противника, поставить активные помехи или нанести точный удар по радиолокационной станции, имеющимися в богатом арсенале штурмовика ракетами.
- Штурмовик Су-39, находясь вне зоны поражения ПВО противника, может использовать ракеты «Вихрь» для нанесения точного поражения цели даже при облачности 200 метров и видимости 2 км.
Штурмовик Су-39
Су-39 — машина, созданная для уничтожения бронетехники, надводных целей противника, самолётов фронтовой и траспортной авиации, как в небе, так и на земле. Для этого у штурмовика есть все показатели. Несмотря на это Су-39 так и небыл принят на вооружение ВВС РФ и серийный выпуск самолётов не состоялся.
Авионика
Благодаря тому, что на модернизированную машину была установлена новая РЛС, она в состоянии участвовать в полноценном воздушном бою с вражескими истребителями, используя для этого управляемые ракеты (УР) «Воздух-воздух», обладающие различными пусками по дальности в зависимости от модификации. Для поражения морских целей врага штурмовик снабжен противокорабельными ракетами, дальность пуска которых доходит до 110 км. Чтобы вывести из строя РЛС противника, на самолете есть запас противолокационных ракет разного типа. Для борьбы с наземными целями к этому бортовому оружию была добавлена высокоточная ракета «Вихрь». Авионика штурмовика в состоянии самостоятельно отыскивать объекты поражения, определять главную цель и пускать в ход нужный тип средства поражения.
Современное пилотажно-навигационное оборудование, установленное на самолете Су-39, позволило ему летать днем и ночью в любых погодных условиях. Причем весь полет от взлета до посадки может протекать на автопилоте. Данный штурмовик в основном создавался для уничтожения следующих целей потенциального противника:
- самоходно-поражающей техники (танки, БТР, БМП и САУ), где бы она не находилась (поле боя, маршевая колонна, место сосредоточения перед вводом в бой), независимо от времени суток и погодных условий;
- разнообразных объектов на воде (средства для переброски десантников, скоростные суда, торпедоносцы и т. д.);
- авиации, приданной сухопутным войскам, тяжелой и ударной военно-транспортной воздушной техники, находящейся как на земле, так и в воздухе.
Читайте Ил-276 — Военно-транспортный самолет для перевооружения ВВС РФ
Советский тяжелый истребитель поколения «4» Су-27.
Су-27
В 1965г. США приступили к разработке перспективного истребителя 4-го поколения. В результате в 1974 в Америке начинают серийное производство самолетов F-15.
Советский Союз, в качестве симметричного ответа объявляет тендер на проектирование нового фронтового истребителя. Участниками конкурса стали три ОКБ Сухого, Яковлева и Микояна. После состоявшегося в 1972г. научно-технического совета победителем стало конструкторское бюро Сухого.
До 1979г. строятся три прототипа Т-10-1, Т-10-2 и Т-10-3, которые поднялись в воздух в 1977-м, 1978-м и 1979-м годах соответственно. К этому времени в союз стали поступать данные о летно-технических характеристиках F-15. После чего стало ясно, что наш образец по ряду параметров сильно уступает американскому. В кратчайшие сроки инженеры Сухого разрабатывают улучшенный вариант Т-10С-1, который отрывается от взлетной полосы весной 1980г.
После летных испытаний комиссия удовлетворенно заявила, что наш самолет не уступает, а по некоторым параметрам превосходит истребитель США.
В 1981г. разворачивают массовое производство Су-27 сразу на нескольких авиазаводах. А в 1990г. самолет принимают на вооружение. Всего со стапелей заводов-изготовителей сошло 809 машин этого типа.
Впоследствии Су-27 подвергся глубокой модернизации, в результате чего появился самолет с передним горизонтальным оперением Су-27М.
Живучесть и незаметность самолета
Специальная окраска позволяет машине оставаться малозаметной над полем боевых действий, а материал, из которого выполнен корпус, позволяет поглощать радиоволны, что делает его практически невидимым.
Даже при запуске ракеты, которую не смог увидеть пилот, срабатывает система под названием «Сухогруз», которая производит оптические и электрические помехи. Создание помех для отвода ракет осуществляет специальная цезиевая лампа, которая имеет мощность в 6 тысяч ватт. Кроме этого, самолет имеет стандартные системы безопасности, такие как выпуск тепловых ракет, которые отводят тепловые ракеты противника.
Для преодоления ПВО врага в самолете предусмотрена система РЭБ. В ее основу входит разведывательная радиостанция типа СРТР, которая может отслеживать все РЛС. Данную систему можно запрограммировать на поиск более конкретных целей. В кабину летчика выводится вся информация о целях, в которой указано направление и расстояние до объекта. Самолет имеет также новую установку типа «Гордения», которая создает помехи в виде шумов, мерцания и при этом перенацеливает ракеты противника на землю.
Отличительные ТТХ Су-25СМ3 от предшественника Су-25
Внешность Су-25 не претерпела никаких изменений, старый корпус превосходно подошёл к новой начинке. Есть система спутниковой связи и навигации ГЛОНАСС
Вдвое увеличена боеготовность новейшего Су-25, лазерный индикатор прицела расположен перед глазами, выводит на стеклянный экран всю информацию о состоянии самолёта и одновременно концентрирует внимание на цели, пилот не отвлекается, рассматривая всю приборную панель и окружающие самолёт объекты. Много электроники, при этом надёжной, централизованной программным управлением. В авиаучилищах установлены симулятроы для подготовки лётчиков, которые помогают приготовиться к первым полётам
Мастерство боевого лётчика отрабатывается уже в настоящих вылетах при естественных ощущениях. Есть весь спектр вооружения для наземных, надводных и воздушных целей, Су-25СМ3 – это высокая огневая мощь и защищённость
В авиаучилищах установлены симулятроы для подготовки лётчиков, которые помогают приготовиться к первым полётам. Мастерство боевого лётчика отрабатывается уже в настоящих вылетах при естественных ощущениях. Есть весь спектр вооружения для наземных, надводных и воздушных целей, Су-25СМ3 – это высокая огневая мощь и защищённость.
ПНК СВП-24-25
Точность попадания неуправляемых бомб приблизилась к высокоточному самонаводящемуся вооружению, на борту стоит подсистема прицельного навигационного комплекса СВП-24-25. В отличие от управляемых, такие бомбы и ракеты не отклонить средствами РЭБ или другим способом от намеченной цели. Поэтому в будущем, когда ПВО станут более совершенными, неуправляемые бомбы и ракеты могут стать единственным гарантом 100 %-го попадания.
СОЛТ-25
Система прицеливания СОЛТ-25 захватывает цели телевизионными и тепловизорными каналами: танки, БМП и БТРы, живую силу. Дождь, снег, ночь – системе не помеха.
БКО «Витебск»
Бортовой комплекс обороны Витебск – мощный ослепительный РЭБ. При его работе замолкают вражеские радары. Ракеты с инфракрасными головками пролетают мимо Су-25СМ3. Система позволяет приблизиться вплотную к зенитчикам и уничтожить расчёт специальной ракетой Х-58, идущей в сторону сигнала РЛС противника. Если сигнал радаров выключен, дозвуковой «Суперграч» применит обычные бомбы и ракеты. Выброс тепловых ловушек при стрельбе из ПЗРК – также входит в компетенцию этого комплекса. Аналогичный же принцип работы применяется и в Т-14 Армате в активной защите танка «Афганит», в радиусе 100 км, установленные по всему борту датчики, производят замер ионизации воздуха, что предупреждает систему об опасности и выдаёт УФЛ-датчикам координаты запуска всего залпа вражеских ракет или одиночного выстрела из незаметного в засаде ПЗРК. Ответный удар не заставит себя ждать.
Характеристика систем самолета Су-39
Управление данной машиной проходит для пилота в комфортных условиях, тем более что значительную часть работы выполняет автоматика самолета. Это позволяет проводить более эффективные полеты и достигать максимума в выполнении заданий. Положительному психологическому состоянию пилота также сопутствует наличие полностью бронированной кабины, которая способна выдержать попадание снаряда калибра до 30 мм.
Взлетные характеристики самолета великолепные, поскольку Су-39 может производить взлет с грунтовых аэродромов, длина которых 1200 метров. Кроме того, самолет способен производить безопасную посадку и взлет на высотах в 3 километра над уровнем моря. Самолет имеет высокий уровень безопасности за счет наличия брони, которая способна защитить как пилота, так и все важные агрегаты самолета. За счет того, что самолет имеет два двигателя, при выходе из строя одного он может продолжать полет на другом рабочем.
Силовая установка машины представлена турбореактивными двигателями типа Р-195, они обеспечивают самолет тягой в 4500 килограммов. Достижением данных двигателей является их малая заметность в инфракрасном спектре. Что касается вооружения, то самолет может поднять в воздух 4 тонны разнообразного оружия, среди которого могут быть бомбы и ракеты разного калибра.
Если сравнить Су-39 и иностранные аналоги, то смело можно сказать, что отечественная машина значительно их обходит в цене и эффективности. Обучиться летать на данном агрегате может пилот с любой квалификацией. Особенностью этой машины можно назвать также то, что она работает на дизельном топливе.
Вооружение
Одна из отличительных черт Су-39 – его громадный оружейный потенциал. По сути, поднимаясь с аэродрома, он в одиночку может выполнить самые сложные задачи. Установленная в носовой части система «Шквал-М» (спрятана за носовым обтекателем), выводит изображение местности под самолетом на экран пилота в кабине.
Ее качество такое высокое, что можно увидеть танк на 10 км по курсу, а жилой дом – даже на 15 км. В ширину мониторинг работает на 2 км. Все это позволяет эффективно захватывать цели или видеть запуск ракет по Су-39 и вовремя предпринимать меры по отклонению.
Ключевая особенность вооружения самолета – высочайшая точность. Например, основное вооружение – противотанковые управляемые ракеты «Вихрь» (штурмовик может нести до 16 штук) – попадают в цель с разбросом всего 60 см при запуске за 10 км до нее. К примеру, предшественник, Су-25 имел гораздо больше (160 штук) ракет С-8, которые не управлялись, поэтому использовались все для поражения одной единственной цели.
Вероятность попадания в движущийся танк «Вихрем» оценивается сегодня как 80-85%.
Точное наведение на цель помогает автоматическая система слежения за целью. Это еще одна особенность штурмовика, которая делает его незаменимым на поле боя.
Вооружение штурмовика подвешивается на 11 узлах (по 5 под каждым крылом и 1 под фюзеляжем).
Су-39 способен нести на борту:
- неуправляемые блоки С-8 (160 ракет), С-13 (40) или С-24;
- ракеты «воздух-воздух» Р-60 (2) или Р-73 (2);
- сверхзвуковые ракеты «воздух-земля» «Вихрь» (16), Х-25Л (4), С-25Л (8), Х-29Л (4), Х-58 (4), Х21 А/АД/П (4) или Х-35 (4);
- свободнопадающие бомбы ФАБ-250 или -500, РАБ-250 или -500 (8);
- подвесные контейнеры со стрелковым вооружением.
Если вооружить штурмовик Су-30 комбинированным снаряжением (для работы по воздушным, морским и сухопутным целям), то самолет способен сдерживать наступательные силы противника. При этом он будет достаточно маневренным и способным обходить ПВО и ПРО.
Штурмовик Су-39 однозначно получился удачным самолетом, который может использоваться для различных военных целей в небе. Он одинаково успешно справится с работой разведчика, штурмовика, бомбардировщика или даже истребителя. Этот универсализм, конечно, предопределил будущее проекта.
У него есть шансы послужить базой для будущих поколений штурмовиков. Возможно, что для этого потребуется только улучшить вооружение, авионику на борту и двигатели, используя ту же схему планера, кабины и фюзеляжа.
Достоинства и недостатки
С учетом известных технических характеристик среди преимуществ Су-39 выделяют:
- улучшенные летные показатели и сниженный расход топлива;
- повышенную защиту пилота в бронированной кабине;
- выживаемость самого самолета — предприняты меры по предотвращению пожара при попадании в топливные баки;
- улучшенная авионика, ориентированная на современные системы и противодействие радиоэлектронным средствам противника;
- широкий комплекс вооружений как для воздушного боя, так и для поражения целей на поверхности;
- унификация многих частей и конструкций с находившимся в производстве Су-25УБ.
Стоимость сборки и содержания стала основной проблемой новых штурмовиков. Недостаток финансирования после распада СССР не позволил запустить самолеты в серийное производство или модифицировать уже имевшиеся Су-25Т.
С технической позиции о недостатках Су-39 говорить сложно. Предсерийные образцы проходили испытания, были выявлены определенные недочеты. Однако подобные аспекты выявляются в любых разработках и устраняются уже в процессе серийного производства. Из-за отсутствия массового применения Су-39 его достоинства и недостатки так и остаются теоретическими показателями.
See also
Aircraft of comparable role and configuration
- Su-34 (Alternate Russian Armed Forces counterpart)
- A-10 Thunderbolt II (U.S./USMC/U.S. Army counterpart, ArmA: CWA/ArmA 2 only)
- To-199 Neophron (CSAT successor, ArmA 3 only)
Vehicles of ArmA 2 | |
---|---|
Wheeled | 9P117 SCUD-B • ATV • BRDM-2* • BTR-40 • BTR-60 • BTR-90 • BM-21 Grad* • Bus • Car • Dingo 2 CZ • Hatchback • HMMWV* • GAZ • Jackal 2 MWMIK • Kamaz • Lada* • LAV-25 • Military Offroad • Motorcycle* (Old moto) • Mountain bike (Old bike) • MTVR* • Offroad* • Pandur II 8×8 CZ • Pickup* • RM-70 • S1203 • Sedan • Stryker (MGS) • SUV (Armored SUV) • T810 • Tractor • Touring Car • Towing Tractor • UAZ-469* • Ural* • V3S* • Vodnik |
Tracked | 2S6M Tunguska • AAVP-7A1 • BMP-2 • BMP-3 • BVP-1 • FV510 Warrior • M1 Abrams* (M1A2 TUSK*) • M113 • M2 Bradley • M270 MLRS* • T-34* • T-55 • T-72* (T-72M4 CZ) • T-90 • ZSU-23-4* |
Rotor-wing | AH-1Z • AH-6J Little Bird () • AH-11 Wildcat • AH-64D* (AH-1) • CH-47F Chinook () • Ka-52 • Ka-60 • Ka-137 • Merlin HC3 • MH-6J Little Bird • Mi-8MTV-3* (Mi-17*) • Mi-24P (*, *) • UH-1Y (UH-1H) • UH-60 Black Hawk (MH-60S) |
Fixed-wing | A-10 Thunderbolt II* • An-2 • AV-8B Harrier • C-130J Hercules* • F-35 Lightning II • L-159 ALCA • L-39ZA (L-39C) • MQ-9 Reaper* • MV-22 Osprey • Pchela-1T • Su-39 (Su-25*) • Su-34 |
Aquatic | CRRC • Fishing Boat • PBX • RHIB • Small Boat |
(Parenthesis) denote variants.* indicates partial DLC dependency.Operation Arrowhead | British Armed Forces | Private Military Company | Army of the Czech Republic |
Конструкция
Су-39 сохранил облик Су-25, но получил небольшие изменения. В целом, штурмовик Су-39 получил классическую компоновку и форму военного самолета. Многое сделано с прицелом на то, чтобы машина оставалась живучей, надежной и могла перенести даже прямое попадание из некоторых видов вооружений.
Размеры штурмовика достаточно компактны, если не сказать малы. Это делает его маневренным, трудноуловимым для попадания, способным лететь на низких высотах, огибая препятствия и особенности рельефа поверхности. Отличить штурмовики этой серии можно по имеющемуся на носовой части обтекателю. На Су-39 он получил больший угол наклона, чем на основополагающей модели.
Места в кабине (Су-39 управляется 1 пилотом, но кабина предшественника Су-26УБ предполагала 2 места) хватило для установки бортового РЭО. Из-за его достаточно крупных размеров пришлось несколько сместить двухствольную 30 мм пушку ГШ-30 (относительно оси симметрии она сдвинута вправо на 273 мм) и переднюю стойки шасси (влево на 222 мм). Штурмовик получил характерный горб позади кабины, что делает Су-39 легко узнаваемым в модельном ряду КБ «Сухой».
Под днищем фюзеляжа появилась новейшая РЛС «Копье». Она незаменима в воздушном бою и позволяет обнаруживать летящие вражеские объекты и осуществлять прицеливание. Управление самолетом считается очень простым, так как большую часть работы выполняет автоматика. Су-39 получил световую индикацию, проецируемую на стекло кабины (по аналогии с Миг-29).
Задача штурмовика – сдерживать передвижение вражеских сухопутных войск в тыл. По этой причине самолет конструировался для того, чтобы находиться в эпицентре сражений. Его кабина сделана из титана, а фонарь кабины выполнен из бронестекла. Даже прямое попадание снаряда из 30мм пушки не причинит вреда пилоту и важнейшим системам управления.
Самолет может успешно продолжить полет и приземлиться даже при выходе из строя одной из турбин. Две основные опоры шасси расположены под крылом и убираются в специальные ниши, хвостовое оперение – однокилевое.
Радиолокационная станция «Копье-25»
Российский штурмовик СУ-39 оснащается подвесной радиолокационной станцией. Это его основное отличие от СУ-25. Главной характеристикой радиолокационной станции является ее разрешающая способность, от которой зависит дальность обнаружения целей, точность выдачи их координат. Разрешающая способность определяется электроникой станции, диапазоном работы, а главное — размерами антенны. РЛС «Копье-25» оснащена антенной диаметром 500 мм.
РЛС «Копье-25» собрана на полупроводниковой элементной базе. Имеется мощный вычислительный комплекс для быстрого получения координат целей и их корректировки в зависимости от положения самолета. Это универсальный радиолокатор как для наземной так и для воздушной разведки. Дальность обнаружения целей:
- танк, грузовой автомобиль — 20 км;
- самолет — 80 км;
- железнодорожный мост — 80 км;
- ракетный катер — 100 км;
- эсминец — 200 км.
Рабочий диапазон РЛС — 10 ГГц (длина волны 3 см). Питание идет от бортовой авиационной сети 27 вольт 400 гц. Потребляемая мощность — не более 1,5 кВт. Передатчик работает в импульсном режиме. Максимальная мощность в импульсе — 5 кВт. РСЛ располагается снизу фюзеляжа. Носовая часть самолета заменяет верхний угол обзора, что указывается в характеристиках. Вес всей конструкции в контейнере — не более 120 кг.
История создания
Прообразом нынешнего Су-39 стал самолет штурмовой авиации Су-25, который прошел испытания на полях сражений и зарекомендовал себя очень удачной машиной. Этот штурмовик имел главную цель – борьбу с бронетанковыми войсками противника. Но требовалось создать более качественную машину, способную нести высокоточное вооружение и иметь более обширный диапазон действий.
Январь 1986 года стал началом проектной подготовки нового штурмовика. В его основу лег фюзеляж от Су-25УБ – это учебно-боевая версия знаменитого штурмовика, рассчитанная на 2 пилотов. Место второго пилота использовали для размещения бака и части бортового радара. Поэтому Су-39, который стал так именоваться после прохождения первых полетов в августе 1995 года, является 1-местной машиной.
Одно время этому мешал явный дефицит финансирования проекта, позже уже стало понятно, что дало о себе знать затянувшееся ожидание. Появились новые виды вооружений, которые обязательно потребовалось приспособить и для возможностей Су-39.
Сегодня известно о четырех собранных штурмовиках Су-39. Конечно для военных целей это ничто. Но проект можно назвать удачным, так как он воплотил надежный и проверенный временем планер и очень умное наполнение военного самолета.
Возможно, Су-39 никогда не увидит свет в качестве вставшего на вооружение штурмовика, но в том, что он послужит базой для дальнейшей модернизации, сомневаться не приходится.
Авионика
Благодаря тому, что на модернизированную машину была установлена новая РЛС, она в состоянии участвовать в полноценном воздушном бою с вражескими истребителями, используя для этого управляемые ракеты (УР) «Воздух-воздух», обладающие различными пусками по дальности в зависимости от модификации. Для поражения морских целей врага штурмовик снабжен противокорабельными ракетами, дальность пуска которых доходит до 110 км. Чтобы вывести из строя РЛС противника, на самолете есть запас противолокационных ракет разного типа. Для борьбы с наземными целями к этому бортовому оружию была добавлена высокоточная ракета «Вихрь». Авионика штурмовика в состоянии самостоятельно отыскивать объекты поражения, определять главную цель и пускать в ход нужный тип средства поражения.
Современное пилотажно-навигационное оборудование, установленное на самолете Су-39, позволило ему летать днем и ночью в любых погодных условиях. Причем весь полет от взлета до посадки может протекать на автопилоте. Данный штурмовик в основном создавался для уничтожения следующих целей потенциального противника:
- самоходно-поражающей техники (танки, БТР, БМП и САУ), где бы она не находилась (поле боя, маршевая колонна, место сосредоточения перед вводом в бой), независимо от времени суток и погодных условий;
- разнообразных объектов на воде (средства для переброски десантников, скоростные суда, торпедоносцы и т. д.);
- авиации, приданной сухопутным войскам, тяжелой и ударной военно-транспортной воздушной техники, находящейся как на земле, так и в воздухе.
Читайте АН-124 «Руслан» — самый большой в мире серийный самолет
Обнаружение и поражение цели самолетом Су-39
Для того чтобы данная машина могла работать в любое время суток, она оснащена прицельной системой класса И-251, которая позволяет распознать цели разного размера, проводит наведение оружия и огонь из пушек.
В носовой части самолета расположена система под названием «Шквал-М», она производит вывод изображения местности под самолетом на экран в кабине пилота. Данная аппаратура позволяет проводить мониторинг местности за десять километров до цели, при этом захватывает территорию шириной до двух километров. С помощью данной системы пилот может отследить ракетный залп и при необходимости может зайти на повторную атаку. Данная система настолько качественная, что может распознать танк на расстоянии в 10 километров, а жилой дом − на расстоянии в 15 километров.
Самолет Су-39 оснащен авианаводчиками, которые не видимы противнику, но эта система позволяет производить точный автоматический залп по заданным целям. А самое главное, что данная система не допускает повреждения собственных военных подразделений.
Корпорация Сухого активно ведет сотрудничество на международном рынке, предлагая свои изделия высокого качества по рыночным ценам. Много стран мира закупают наши штурмовики за деньги или в обмен на собственную продукцию, которой недостает в нашей стране.
Самолет Су-39 получил высокое доверие среди множества иностранных аналогов. В подтверждение этого можно сказать, что авиазавод Сухого в Улан-Удэ имеет много заказов на изготовление данной машины.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Эскизный проект утвердить.
2. Просить НКАП дать задание т. Сухому 2-й экземпляр построить в вариантах Б и Р со следующими изменениями:
а) переоборудовать переднюю кабину под кабину штурмана и обеспечить зрительную и непосредственную связь между летчиком и штурманом;
б) обеспечить возможность размещения в задней кабине второго стрелка для обслуживания люковой установки;
в) оборудовать бомбоотсек в фюзеляже под загрузку бомбами мелких калибров;
г) обеспечить возможность подвески на наружных бомбодержателях бомб калибра 500 и 1000 кг, а также ВАП и УХАП;
д) для варианта высотного разведчика установить качающуюся установку под 2-3 АФА и фотооборудование для ночных съемок…»
В январе 1943 года, учитывая замечания и пожелания НИИ ВВС КА, приступили к проектированию четырехместного ДДБШ в вариантах бомбардировщика и высотного разведчика.
Весной этот самолет в качестве дублера Су-8 был включен в проект плана строительства самолетов и модификаций серийных самолетов на 1943 год со сроком передачи его на госиспытания 15.12.43 г.
В августе завершилось эскизное и началось рабочее проектирование самолета, получившего в переписке обозначение БББ (бронированный ближний бомбардировщик).
5 августа комиссия утвердила макет самолета БББ, но в связи с начавшейся реэвакуацией завода № 289 работы по самолету были временно прекращены.
«>В конце декабря 1943 года по указанию НКАП СССР ОКБ прекратило работы по БББ с 2М-71Ф, ввиду того, что «…по своим ЛТД он не превосходит серийный Ту-2 с 2М-82ФН».
Таким образом, на базе одной машины ДДБШ и ее предществиников, мы могли получить полный комплекс боевых машин для ВВС и ВМФ СССР включающих в себя: истребители, бомбардировщики, штурмовик, разведчик, а так же возможно торпедоносец. Что могло положительно сказаться на ходе РИ боевых действий.
А штурмовик ДДБШ Су-8, по своим ТТХ и вооружению, вообще не имеет себе равных не в РИ, не в АИ. Существование данной машины, ставит точку в вопросе «о лучшем штурмовике чем Ил-2/10», и надеюсь снимает все вопросы о необходимости в истребителях-бомбардировшиках для наших ВВС в годы ВОВ.
Этой машине, я бы присвоил звание «cамого крутого штурмовика всех времен и народов”! К сожалению, в номинации «Очень перспективные, но не ставшие на вооружение ”.
Сравнительные ТТХ Су-8 и РИ конкурентов.
Самолет |
A-«>20C (Boston Mk.III) |
A-26B-15-DL(Invander) |
B-font-family:»Arial Cyr»»>26C Marauder II |
B-25G |
Hs.129b-2/Wa |
Ju.88p-1 |
Су-8 |
Размах крыла, м |
18.69 |
21.34 |
21.64 |
20.60 |
14.20 |
20.00 |
20.50 |
Длина, м |
14.63 |
15.24 |
17.76 |
15.54 |
9.75 |
14.40 |
13.58 |
Высота, м |
5.36 |
5.64 |
6.55 |
4.80 |
3.25 |
4.85 |
5.09 |
Площадь крыла, м2 |
43.20 |
50.17 |
61.20 |
56.67 |
28.90 |
54.50 |
60.00 |
Масса, кг |
|||||||
пустого самолета |
7250 |
10146 |
10866 |
9060 |
3810 |
8600 |
9170 |
нормальная взлетная |
12338 |
12519 |
16783 |
15870 |
5250 |
11000 |
12410 |
бронирования |
469 |
1680 |
|||||
Тип двигателя |
2 ПД P&W R-2600-23 |
2 ПД P&W R-2800-27 |
2 ПД PWR-2800-43 |
2 ПД WR-2600-13 |
2 ПД GR 14М 4/5 |
2 ПД Jumo 211J-1/2 |
2 ПД М-71Ф |
Мощность, л.с. |
2 х 1600 |
2 х 2000 |
2 х 1920 |
2 х 1700 |
2 х 700 |
2 х 1340 |
2 х 2200 |
Макс. скорость , км/ч |
510 |
571 |
454 |
454 |
320 |
390 |
552 |
Крейсерская скорость , км/ч |
370 |
457 |
344 |
399 |
265 |
342 |
525 |
Практическая дальность, км |
1650 |
2253 |
1850 |
2511 |
560 |
1620 |
1500 |
Макс.скороподъемность, м/мин |
381 |
366 |
350 |
411 |
|||
Практический потолок, м |
7620 |
6736 |
6614 |
7410 |
7500 |
7900 |
9000 |
Экипаж |
3 |
3 |
7 |
5 |
1 |
3 |
2 |
Вооружение: |
9х12,7мм |
10х12,7мм |
11х12,7мм |
75-мм пушка, 6х12,7мм |
1х37мм, 2х20мм, 2х7,92мм |
75-мм пушка, 3х7,92мм |
4х45мм/ 37мм пушки, 5х 7.62-мм ШКАС, 12,7мм УБТ |
РС |
5 |
6-10 |
|||||
Бомбы |
до «>1814 кг |
до «>1814 кг |
до font-family:»Arial Cyr»»>1360 кг. |
до font-family:»Arial Cyr»»>200 кг. |
600 кг, с перегрузкой — font-family:»Arial Cyr»»>1400 кг. |
Информация:
Гордюков Н. Неудача «Летающего броненосца»: К истории создания штурмовика Су-8 / Н. Гордюков. //Крылья Родины. — 1996. — N5 Олег Растренин. Штурмовики Великой Отечественной войны. Глава 8 — «Воздушные истребители танков» Идея: Сергей Сыч
Кузмина Л. Конструктор Сухой: «Су» — люди и самолеты.