9 самых больших и мощных вертолетов мира
Содержание:
- Тактико-технические характеристики и размеры вертолета Ми-26
- Ми-6
- Боевой вертолет Ми-24 «Крокодил».
- Boeing CH-47 Chinook
- Американские двадцатипятитонники
- Участие в спасательных операциях
- Страны-эксплуатанты
- Назначение Ан-225 «Мрия»
- Самый узнаваемый военно-транспортный вертолет Америки Boeing МН-47Е Chinook.
- Силовая установка
- Tarhe Сикорского
- Самые большие военные вертолеты
- Sikorsky X2 | Скорость 468 км/ч
- Bell AH-1 Super Cobra
- Sikorsky S-97 Raider | Скорость 444 км/ч
- Ми-6
- История создания и производства
- МИ-24 | Скорость 320 км/ч
- Вертолетостроение в России
- Ми-26
- История создания
- Первый советский вертолёт
- 3.
Тактико-технические характеристики и размеры вертолета Ми-26
Характеристики машины | Значения для Ми-26 |
Диаметр главного винта и число лопастей | 32 м / 8 шт |
Диаметр хвостового руля-винта | 7,61 м |
Длина общая/фюзеляжа | 40,025 м / 33,727 м |
Высота, с винтом | 8,145 м |
Длина / ширина /высота грузовой кабины | 12 х 3,2 х3,1 м |
Объём грузовой кабины | 110 кубометров |
Экипаж | 6 человек |
Пассажировместимость | 85, или 60 носилок с раненными и 3 медиками |
Мощность силовой установки | 2 × 11 400 л. с |
Расход горючего | 3100 кг/час |
Вместимость топливных баков | 12 000 л |
Крейсерская/максимальная скорость | 265 /295 км/ч |
Дальность полёта:
при максимальной заправке при максимальной загрузке при перегоне (с дополнительными баками) |
800 км 475 км 2350 км |
Практический потолок | 4, 6км |
На вооружении ВВС РФ
Ми-6
Советский многоцелевой летательный аппарат, изначально предназначавшийся для переброски ракетных комплексов «Луна» на передовую линию фронта. Справиться с этим существующие на то время вертолеты не могли, не хватало грузоподъемности. Тогда власти СССР заказали у Конструкторского бюро им. М. Л. Миля разработать новый, выносливый и мощный аппарат, который может без проблем транспортировать ракетные комплексы весом до 12 тонн на большую дистанцию.
Советские инженеры и конструкторы справились с этой задачей, и в 1954 году схему нового вертолета одобрило правительство. В последующие 6 лет было создано несколько версий Ми-6 – транспортная, десантная, пожарная, санитарная. Их приняли на баланс ВВС СССР в 1963 году и перестали использоваться в 2004 году. Большая часть Ми-6 утилизировалась, некоторые переданы в народное хозяйство, остальные достались музеям авиации по всей территории России.
В будущем, после официальной презентации Ми-6 в 1963 году, на его базе созданы такие вертолеты:
Противолодочный Ми-6м;
- Топливозаправочный Ми-5АТЗ;
- Создатель радиопомех системам разведки Ми-6ПП;
- Воздушный пункт командования Ми-6ВКП;
- Ракетно-вертолетный комплекс Ми-6РВК.
Классический Ми-6 стал настоящей гордостью СССР. После его признали одним из мощных и больших вертолетов в России, несмотря на то, что после него были выпущены другие улучшенные летательные аппараты, например, Ми-10 и Ми-24.
Боевой вертолет Ми-24 «Крокодил».
Ми-24
Девятое место в топ 10 самых больших вертолетов в мире занял Советский (Российский) вертолет Ми-24 «Крокодил». Первый в Европе и второй в истории мировой авиации специализированный боевой вертолет, разработанный в ОКБ Миля в 1969г. Совершил первый полет 19 сентября 1969г. Начал выпускаться серийно в 1971г. За годы массового производства построено более 3000 вертолетов Ми-24 в 35-тя модификациях.
Вам может быть интересно – «Самый маленький в мире вертолет».
Состоит на вооружении в 58-ми странах мира. Является одним из символов войны в Афганистане. Ми-24 до сих пор удерживает второе место в мире, после AH-64 Apache, по массовости, как боевой ударный вертолет. Участвовал в военных конфликтах более чем в 30-ти странах земного шара.
Boeing CH-47 Chinook
CH-47 «Чинук» − один из мощных и тяжелых вертолетов, используемых для перевозки военных, боеприпасов и других грузов. Разработан предприятием Vertol Aircraft с целью заменить непрактичные CH-46 Sea Knight, находившиеся в то время на балансе Армии США.
Первые модели Boeing CH-47 Chinook прошли испытания в 1962 году. После успешного тестирования их начали выпускать массово. Сегодня вертолет популярен не только в Америке, но и далеко за ее пределами. Права на производство летательного аппарата приобрели авиаконструкторские бюро Италии и Японии.
Помимо классической версии Boeing CH-47 Chinook, компания Vertol Aircraft выпустила несколько его модификаций:
- Armored CH-47A;
- CH-47D;
- Model 234UT;
- С/МН-47Е;
- CH-47F;
- Model 234UT;
- CH-47SD.
Большинство из них предназначены для военных целей, но есть и те, которые созданы специально для гражданского использования. Они перевозят пассажиров, выполняют функции «скорой помощи», доставляют почтовые грузы. У обновленных моделей для Армии США улучшена обшивка фюзеляжа, установлены дополнительные крепления для оружия, новые лопасти и двигатели. Их грузоподъемность сильно не поменялась. Базовая модель Boeing CH-47 Chinook поднимает 22 тонны, а модифицированная – на пару тонн больше.
Американские двадцатипятитонники
Итак, самые скромные весовые показатели советских вертолетов, разработка которых началась в пятидесятые и шестидесятые годы, имеют нижнюю границу в 38 тонн. А каков же ответ американских авиаконструкторов, гордящихся (и часто по праву) своими технологическими достижениями? Сразу же следует отметить, что даже попытки создать что-либо похожее на самый большой вертолет в мире Ми-12 (он же В-12) в США не предпринимались. Крупнейшая за всю американскую историю винтокрылая машина называется CH-53E, произведена она фирмой Сикорского в 1964 году и относится к двадцатипятитонному классу, хотя нормальный взлетный вес ее несколько превышает 19 т, остальное считается перегрузом. Всего построено 522 машины, они эксплуатируются вооруженными силами США, Израиля и Германии
Обращает на себя внимание скромная дальность полета, она составляет 422 км. Примерно такие же характеристики имел грузовой XH-17 фирмы Hughes Helicopters, прозванный в 40-е годы «летающим краном»
Хорош и Боинг «Чинук» MH-47E, уверенно берущий 24,5 тонны груза.
Участие в спасательных операциях
По вторжении многонациональной коалиции в Афганистан, вертолетом Ми-26 была проведена эвакуационная операция поврежденной техники. Это два вертолета СН-47 «Чинук», принадлежащих ВВС США и винтокрылая машина AS-532 «Кугуар», принадлежащей ВВС Голландии. Вертолет Ми-26 применялся, в качестве транспортного вертолета, при конфликте в Нагорном Карабахе. Первая и вторая чеченские кампании также не обошлись без него. Не стало исключением использование самого большого вертолета в африканских конфликтах. Так, Ми-26 не является боевой машиной и он уязвим перед ручными ракетными комплексами.
Страны-эксплуатанты
На данный момент модель вертолета Ми-26 находится на вооружении у ряда мировых держав. Согласно программе правительства, определенное количество машин должно ежегодно поступать на экспорт. Больше всего единиц находится на балансе Украины. Их официальное число – 22 аппарата. В настоящее время вертолеты принадлежат 7-му полку армейской авиации. На втором месте по количеству имеющихся в стране Ми-26 стоит Белоруссия. В ее резерве находится 14 машин. Замыкает троицу Алжир. На балансе этой страны находится 6 модернизированных единиц.
В расположении властей Индии и КНР – по 4 вертолета, Венесуэлы – 3, в Казахстане, Камбодже и КНДР – по 2 ед. По одному Ми-26 находится на балансе Лаоса, Мексики, Экваториальной Гвинеи, Перу и Узбекистана. В России всего около 110 «двадцать шестых».
Назначение Ан-225 «Мрия»
Причиной разработки и создания Ан-225 была потребность в авиационной транспортной платформе, предназначенной для космического корабля «Буран». Как известно, основным назначением самолета в рамках проекта стала перевозка космического шаттла и его компонентов от места производства к месту запуска. К тому же была поставлена задача возвращения космического корабля «Буран» на космодром, если он вдруг будет вынужден приземлиться на запасных аэродромах.
Еще самолет Ан-225 предполагали использовать как первую ступень системы воздушного старта космических шаттлов. Именно поэтому самолет должен был выдерживать грузоподъемность больше 250 тонн. Поскольку блоки носителя «Энергия» и сам космический корабль «Буран» имели габариты, которые несколько превосходят габариты грузового отсека самолета, на нем предусматривалось наружное крепление грузов. Это в свою очередь потребовало замену базового хвостового оперения самолета на двухкилевое, что позволяло избежать аэродинамического затенения.
Как видите, самолет создавался для выполнения немногих специализированных транспортных задач, которые были очень ответственными. Однако построение его на базе Ан-124 «Руслан» наделило новую машину многими качествами транспортного самолета.
Ан-225 имеет возможность:
-
транспортировки грузов широкого назначения (крупногабаритных, длинномерных, тяжелых), суммарный вес которых составляет до 250 тонн;
-
внутриконтинентальных перевозок грузов весом 180-200 тонн без посадки;
-
межконтинентальных перевозок грузов, суммарный вес которых до 150 тонн;
-
перевозок тяжелых моногрузов, общим весом до 200 тонн и с большими габаритами.
Ан-225 − это первая ступень в создании авиационно-комического проекта.
Модель отличается просторной и вместительной грузовой кабиной, благодаря чему можно перевозить самые разнообразные грузы.
К примеру, на нем можно перевести:
-
пятьдесят легковых автомобилей;
-
моногрузы общим весом до 200 тонн (автосамосвалы, турбины, генераторы);
-
шестнадцать десятитонных УАК-10, что представляют собой универсальные авиационные контейнеры.
Параметры грузового отсека: 6,4 м – ширина, 43 м – длина, 4,4 м − высота. Грузовой отсек Ан-225 герметичен, что расширяет его возможности. Над грузовой кабиной находится помещение, предназначенное для сменного экипажа из 6 человек и для 88 человек, которые могут сопровождать перевозимый груз. При этом все системы управления имеют четырехкратную резервацию. Конструкция переднего грузового люка и бортовой комплекс оборудования позволяют производить погрузку/разгрузку груза максимально удобно и быстро. Самолет может перевозить крупногабаритные грузы на фюзеляже. Размеры этих грузов не позволяют транспортировать их, применяя другие наземные или воздушные транспортные средства. Специальная система крепления обеспечивает надежность нахождения этих грузов на фюзеляже.
Летные характеристики Ан-225
-
800-850 км/час − крейсерская скорость
-
1500 км − расстояние полета с максимальным запасом горючего
-
4500 км − дальность полета с нагрузкой в 200 т
-
7000 км −дальность полета с нагрузкой 150 т
-
3-3,5 тыс. м − потребная длина ВПП
Размеры
-
88,4 м − размах крыла
-
84 м − длина самолета
-
18,1 м − высота
-
905 кв. м − площадь крыла
На сегодняшний день Ан-225 «Мрия» является самым большим самолетом в мире, а также самым грузоподъемным. Более того, гигант поставил большое количество мировых рекордов, многие из которых по грузоподъемности, по взлетному весу, по длинномерности грузов и т.д.
Возможная конкуренция
Президент «Авиалиний Антонова» утверждает, что запуск с Ан-225 спутниковых аппаратов обойдется куда дешевле, чем применение инфраструктуры космодрома. Причем самолет не будет конкурировать с проектом «Полет», который подразумевает запуск с «Руслана». Все это потому, что проект «Полет» запланировал запуск так называемых легких спутников, весом до 3,5 тонны. А вот с Ан-225 можно выпускать конструкции среднего типа, весом до 5,5 тонны.
Ну а что касается обновленных проектов Запада, речь идет о самолете A3ХХ-100F компании Airbus и о модели воздушного корабля 747-X корпорации Boeing, то их грузоподъемность составляет не больше 150 тонн, и они начинают конкурировать с Ан-225. Причем шансов одержать победу у них довольно много.
Последняя модернизация самолета Ан-225 прошла в 2000 году, в результате которой он получил навигационное оборудование, отвечающее мировым стандартам.
Самый узнаваемый военно-транспортный вертолет Америки Boeing МН-47Е Chinook.
Boeing МН-47Е Chinook
Шестое место в рейтинге 10 самых больших вертолетов в мире застолбил военно-транспортный винтокрыл с продольной схемой расположения несущих винтов Boeing МН-47Е Chinook. Машина разработана компанией «Vertol Aircraft» в 1961г. Совершил первый вылет 21 сентября 1961г. Серийный выпуск производился корпорацией «Boeing» с 1962г. Всего выпущено более 1 200 вертолетов этого типа в двенадцати модификациях.
Также читайте – «Самый маленький самолет в мире».
Помимо соединенных штатов Америки производился в Японии и Италии. Активно использовался во время войны во Вьетнаме, а также в Афганистане и Иране. Состоит на вооружении в 22-х странах мира.
Силовая установка
Силовая установка вертолета состоит из двух турбовальных двигателей Д-136 взлетной мощностью по 11400 л.с. и вспомогательной силовой установки (ВСУ) ТА-88 (расположена под кабиной экипажа с левой стороны и обеспечивает запуск двигателей и привод электрической и гидравлической систем и системы кондиционирования на стоянке).
Двигатели Д-136 установлены рядом сверху фюзеляжа в отдельных гондолах, разделенных титановой противопожарной перегородкой. Воздухозаборники двигателей снабжены пылезащитными устройствами и электрическими противообледенительными системами. Силовая установка имеет систему автоматического поддержания оборотов несущего винта; в случае выхода из строя одного двигателя система автоматически увеличивает мощность второго до чрезвычайной, поддерживая постоянные обороты несущего винта (132 об/мин).
Трансмиссия состоит из главного редуктора, двух муфт свободного хода, валов привода рулевого винта, промежуточного редуктора и редуктора рулевого винта. Главный редуктор ВР-26 модульной конструкции, трехступенчатый, имеет приводы вентилятора охлаждения редуктора и маслосистем, установленного над воздухозаборниками двигателей, трансмиссии рулевого винта и вертолетных агрегатов. Длина редуктора 2,5 м, ширина 1,95 м и высота 3,02м, масса 3640 кг.
Для обслуживания силовой установки и трансмиссии обтекатели двигателей оснащены большими откидными панелями, используемыми как рабочие площадки, а в хвостовой балке имеется проход для обслуживания трансмиссии рулевого винта без специального наземного оборудования.
Топливная система включает несколько мягких топливных баков общей емкостью 12000 л.
Tarhe Сикорского
Фирма «Сикорский» разработала в 1962 году еще одну модель тяжелого вертолета, она получила индекс «Tarhe CH-54». Грузоподъемность этой машины была равна 9 тоннам, а общая взлетная масса достигала 21 т. Главное достоинство этих винтокрылов состояло не в мощности (это тоже были далеко не самые большие вертолеты в мире), а в новаторском модульном принципе, примененном конструкторами. Грузовой отсек фюзеляжа выполнен съемным, и подлежал замене на другой функциональный блок в случае необходимости. Обе машины Сикорского активно применялись во Вьетнаме и зонах других военных конфликтов. В настоящее время CH-54 с вооружения армии США снят.
Самые большие военные вертолеты
Sikorsky CH-53E
Первый прототип CH-53 взлетел 14 октября 1964 года и с тех пор многократно модифицировался. В результате в декабре 1980 года прошли первые испытания CH-53E, и в следующем году он уже был принят на вооружение ВМС США. Оснащение включает три пулемета, а системы ночного и инфракрасного видения помогают хорошо ориентироваться даже при плохих погодных и боевых условиях.
Ми-24
Впервые испытан 15 сентября 1969 года летчиком-испытателем Г. В. Алферовым, а после некоторых доработок в 1971 году отправился в серийное производство. В различных модификациях Ми-24 состоит на вооружении более чем в 40 странах мира.
Ми-24 оснащен встроенным пушечно-стрелковым оружием и в зависимости от модели — гранатометами, управляемыми и неуправляемыми ракетными системами, бомбами и кассетами.
Sikorsky X2 | Скорость 468 км/ч
Sikorsky X2 расположился на второй строчке рейтинга самых быстрых самолетов в мире. Он относится к экспериментальным моделям американской компании Sikorsky Aircraft, основателем которой выступал Игорь Сикорский. Первые испытания судна состоялись в 2008 году, в ходе которых были обнаружены некоторые недочеты в разработке конструкции. Усовершенствованная воздушная машина совершился свой повторный полет спустя два года, установив рекорд в 468, 6 км/ч. Тем самым Сикорский опередил своего прежнего британского рекордсмена Westland Lynx. Вес Sikorsky X2 превышает 3,5 тонны. В 2011произошел «закат карьеры» Сикорского, который успел совершить за все время 23 вылета.
Bell AH-1 Super Cobra
Вертолет американского производства на базе однодвигательной модели АН-1 «Кобра». В отличие от своего предшественника, Bell AH-1 Super Cobra оснащена двумя двигателями и увеличенным грузовым отсеком, что позволяет ей поднимать на большую высоту и перевозить с огромной скоростью до 6 тонн.
Разработку летательного аппарата поручили авиационному предприятию Bell в начале 80-х годов. Тогда ВМС Америки испытывали острую нехватку легких вертолетов с большой грузоподъемностью. Деньги на проект выделил Конгресс США и через пару лет власти смогли увидеть новую модель, которая позже начала производиться серийно и была передана на баланс Военно-морских сил Америки.
Вертолет выпускается до сих пор, но теперь его в основном перепродают за границу. Большие партии Bell AH-1 Super Cobra отправились в Тайвань, Турцию, Китай. Всего с 1983 года компанией Bell создано 1270 шт. вертолетов этой модели. Средняя стоимость одного – 10 млн. долларов.
Sikorsky S-97 Raider | Скорость 444 км/ч
Sikorsky S-97 Raider — один из самых быстрых вертолетов в мире. Он был разработан на базе своего предшественника Sikorsky X2, а первый его полет состоялся в 2015 году. Максимальная скорость на которую способна военно-воздушная машина составляет 444 км/ч, а его крейсерская скорость с подвесным вооружением — 407 км/ч. Планируется, что данное воздушное судно сможет заменить американские разведывательные вертолеты Bell OH-58 Kiowa. В отличие от предшествующих разработанных военно-воздушных машин S-97 Raider имеет наибольшую выносливость, маневренность, а также способен летать на больших высотах.
Ми-6
Ми-6 — это советский вертолет, который был построен в 1950 годах. Именно тогда в СССР стало требоваться судно для поднятия больших грузов.
Его первый полет состоялся в 1957 году. Ранее на модели были пройдены все необходимые испытания. Строился на заводе в Ростове. Изначально проектировался как для военных, так и для гражданских целей.
Данный вертолет стал первой моделью, которую дополнили двумя турбовальными двигателями. Изготавливался одновременно и в Москве. Производство продолжалось до 1980 годов.
Стоит отметить, что в 1961 году именно эта модель стала первой в мире машиной, которая преодолела скорость 300 км в час, что считается довольно большой для вертолётов. В настоящее время известно о шестнадцати рекордах Ми-6.
История создания и производства
Тяжелый транспортный вертолет Ми-26 разработан МВЗ им. М.Л.Миля (генеральный конструктор М.Н.Тищенко, главный конструктор Г.П.Смирнов, ведущий конструктор О.П.Бахов.) и предназначался для замены вертолетов Ми-6 и Ми-10.
Аванпроект был одобрен в декабре 1971 г., на следующий год были получены положительные заключения профильных институтов и министерства обороны. В 1972 г. был построен макет Ми-26, который был принят Государственной комиссией в 1975 г. К тому времени завершилось большинство проектных работ, а новым ведущим конструктором стал В.В. Шутов.
Первый летный прототип Ми-26 вышел из сборочного цеха (г. Панки) в октябре 1977 г., а 14 декабря того же года он поднялся в воздух под управлением экипажа во главе с ведущим летчиком-испытателем Г.Р.Карапетяном. В феврале 1978 г. вертолет перелетел на летно-испытательную базу в г. Люберцы, где начались его заводские испытания. Совместные Государственные испытания двух Ми-26 проходили в НИИ ВВС с мая 1979 г. по август 1980 г. Оба вертолета за время испытаний выполнили 150 полетов общей продолжительностью 104 ч. В результате были получены рекомендации для запуска Ми-26 в серийное производство и принятия его на вооружение Советской Армии.
Серийное производство Ми-26 было организовано на Ростовском вертолетном заводе (ОАО «Роствертол»), двигателя Д-136 — на Запорожском ПО «Моторостроитель» (сегодня АО «Мотор Cич», главный конструктор Ф.М. Муравченко).
Принят на вооружении ВВС в 1985 г., до 1997 г. выпущено 276 машин.
В октябре 1980 г. начались испытания первого Ми-26 (№01-01). Серийное производство вертолетов Ми-26 началось в 1984 г., всего было построено более 300 вертолетов гражданского и военного назначения. Первая серия насчитывала три (№№01-01 — 01-03), вторая — пять (№№02-01 — 02-05) машин. Дальнейшее производство шло сериями по десять машин. Один вертолет (№04 —10А) в 1985 г. был передан в ЦАГИ для статических испытаний. 40 вертолетов были экспортированы в различные страны (в т.ч. 12 в Канаду и 10 в Индию).
МИ-24 | Скорость 320 км/ч
МИ-24 — самый быстрый советский вертолет, созданный на базе МИ-14. Первый экземпляр, как и последующие, были собраны на Московском вертолетном заводе. Первый полет состоялся осенью 1969 года. В ходе экспериментальных испытаний МИ-24 показал великолепные результаты, которые составили 320 км/ч. В последующем модель прошла множество модификаций и доработок с целью улучшения летательных характеристик и эксплуатационных особенностей. Модифицированные модели способны разместить на своем борту до 8 человек экипажа и 4 раненых на носилках. В настоящее время МИ-24 эксплуатируется в России, зарубежных государствах и странах СНГ.
Вертолетостроение в России
Сикорский зародил данную отрасль, и у него были достойные последователи. Н.И. Камов создал легендарные модели “Ка”, не менее великий конструктор М.Л. Миль сделал вертолеты “Ми”. Ты встретишь эти названия дальше, в разделе с пятеркой лучших моделей в мире. Именно Камов придумал термин “вертолет” и начал его использовать. Так винтовые летательные аппараты получили свое имя.
Сейчас вертолеты — это важнейшая часть транспортного сообщения в нашей стране. Интересно узнать, где в России делают вертолеты в наши дни. Их создание происходит в едином концепте развития всей авиационной промышленности. Сейчас их разрабатывает и производит концерн “Вертолеты России”. Это мировой лидер в сфере военной и гражданской авиации. Производство распределено по целому ряду предприятий, это вертолетные заводы в Казани и Ростове, авиационные заводы в Улан-Удэ, целая авиационная компания в Приморском крае и другие подразделения.
На этих предприятиях создаются самые качественные и надежные вертолеты в мире, которые служат на благо общества в самых разных отраслях. Они тушат лесные пожары и осуществляют поиск пропавших людей там, куда не может попасть другая техника. Их используют в нефтегазовой отрасли, а также в санитарной авиации. В последнем случае летающие аппараты без преувеличений спасают жизни людей, когда счет идет на часы. Это удобно и для деловой авиации. И это не одни и те же машины, а разные, предназначенные и созданные специально для определенных целей.
Ми-26
Второе почетное место в рейтинге самых сильных геликоптеров занимает Ми-26, построенный по классической одновинтовой несущей схеме. Среди всех выпускавшихся в разных странах тяжеловозов он выделяется величиной серии: с 1980 года произведено как минимум 316 единиц. В отличие от В-12 это наиболее массовый самый большой вертолет в мире. Ми-26 характеристики которого уникальны, поднимает 20 тонн полезной нагрузки и несет ее на 800 км со скоростью почти в 300 км/ч. Взлетная масса составляет примерно 50 тонн. Так как машина эксплуатируется и в настоящее время, ее конструкция подвергалась глубокой модернизации. Последняя модификация, обозначаемая буквами Т2 отличается самым современным бортовым навигационным оборудованием. Российскими летчиками накоплен богатый опыт применения эти машин, в том числе и боевой. По просьбе американского командования Ми-26 однажды эвакуировал попавший в беду вертолет «Чинук» (тоже не маленький) из труднодоступного горного района Афганистана.
История создания
Ми-26 – вертолет, который был разработан Московским заводом имени М. Миля. В международной кодификации он получил название Halo, то есть «Гало», или «Ореол». Работы по созданию самого большого грузоподъемного вертолета на планете начались еще в 1970 году. Новая машина должна была заменить в небесном пространстве заезженные модели Ми-6, а также Ми-10.
В конце 1971 года проект был окончательно одобрен, наступила стадия конструирования. Спустя несколько месяцев был построен первый макет винтокрылого аппарата. Долгое время он оставался без должного внимания, и только в 1975 году Государственная комиссия дала добро на выпуск модели. Ближе к концу 1970-х в воздух поднялся первый прототип Ми-26. Испытания проходили совместно с НИИ ВВС. На протяжение двух лет прототипы выдерживали жесткие тесты и опыты. В августе 1980 года Государственная комиссия подписала контракт с заводом на серийное производство. По рекомендации властей машины должны были поступать только на вооружение Советской Армии. В начале 1981 года в ангаре ВВС появился первый вертолет Ми-26.
Первый советский вертолёт
В ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт им. Жуковского — 1918 год создания) в 1926 году была образована вертолетная группа и был построен специальный стенд для изучения динамики несущего винта, аэродинамики лопастей, свойств трансмиссии двигателя. В ЦАГИ решались вопросы прочности и автомата перекоса.
Вертолет с одним несущим винтом ЦАГИ-1 ЭА
В августе 1930 г. под руководством Алексея Черёмухина (1895 — 1958) был построен экспериментальный аппарат — одновинтовой вертолет ЦАГИ-1-ЭА. Это было революционное решение.
Еще на заре вертолётостроения пришли к выводу, что если винт будет один, то сам аппарат будет вращаться в противоположную сторону — согласно третьему закону Ньютона «действие равно противодействию». Поэтому все вертолёты до этого имели четное количество винтов — половина вращалась в одном направлении, половина в другом. Создавались вертолеты на 2, 4, 6 и даже 8 винтов. Были вертолеты с соосной схемой, когда два винта, вращающиеся в противоположную сторону, находились на одной оси.
Еще в 1911 году Борис Юрьев предложил схему с одним несущим винтом. Чтобы машина не вращалась в противоположную от винта сторону, нужен был рулевой винт в хвосте.
Авиаконструктор Алексей Черёмухин (1895 — 1958)
Испытания такого одновинтового вертолета начались спустя много лет — осенью 1930 года. Правда, ЦАГИ-1 имел не один, а 4 рулевых винта — по два спереди и по два сзади. Бессменным испытателем этого вертолёта был его конструктор — Алексей Черёмухин (участник Первой мировой войны и лётчик истребитель).
Вертолет ЦАГИ-1 ЭА
16 августа 1932 года Черёмухин поднял одновинтовой вертолёт ЦАГИ-1 на высоту 605 метров и побил мировой рекорд итальянца д’Асканио аж в 34 раза.
Конец 1930-хх и 40-е годы стали очень непростыми для вертолетостроения в СССР. Вначале – аресты и расформирование группы в ЦАГИ, затем война. Но несмотря ни на что, советская инженерная и научная мысль вырвала пальму первенства в вертолетостроении. И произошло это уже в начале 50-хх годов XX века.
На некоторое время вперед выходят немцы , а затем американцы с вертолётами русского эмигранта в США Игоря Сикорского (1889 — 1972).
Сикорский на обложках американских журналов. Фото: warspot.ru
3.
Sikorsky CH-54 Tarhe
Модель вертолета Sikorsky CH-54 Tarhe была создана в 1962 году специально для армии Соединенных Штатов Америки. Использовался во время войны во Вьетнаме.
Изначально был построен вертолет, в который встроили поршневые двигатели. Но решили изготовить модель еще мощнее и лучше.
Первый такой вертолет сделали в 1962 году. Оснащен довольно высоким шасси. Благодаря этому модель можно было подвешивать на разнообразные платформы. На нем также есть возможность перевозить даже большие грузы. Характеристики очень порадовали заказчиков и армию.
Стоит отметить, что некоторые модели купили частные компании. В большинстве случаев используются для перевозки, а также тралевки леса. Но в противопожарном варианте имеется дополнительная водяная цистерна.