Бог войны

Характеристики и аналоги

На момент своего появления, гаубица Д-20 являлась уникальным типом орудия, не имевшим аналогов в мире. В армии США долгое время оставалось орудие М114, разработанное еще на стыке 30-40-х годов. Постепенное введение в строй сопоставимых по калибру и характеристикам орудий началось в странах НАТО только в середине 70-х годов.

В 1979 году на вооружение армии США принимается М198, которое будет использоваться вплоть до начала 2000-х годов.

Д-20 М114 М198
Калибр, мм 152 155 155
Масса, кг 5650 5427 7165
Длина ствола, клб 34 20 39
Численность расчета, чел 8 11 10
Дальность ведения огня, м 17410 14600 24000

Американский аналог М198 имеет вес почти на 2000 кг больше, частично компенсируемый увеличенным по длине стволом. За счет этого увеличена дальнобойность орудия, но применение поршневого затвора отрицательно сказалось на скорострельности. При применении активно-реактивных снарядов дальнобойность Д-20 достигает 24 км, американский конкурент способен послать снаряд на 30 км.

Несмотря на то, что гаубица Д-20 разработана почти 70 лет назад, она остается на вооружении многих государств. Прочная конструкция и большая дальнобойность позволяют использовать орудие наравне с более современными конструкциями. Большим плюсом является широкий перечень боеприпасов, в который входят современные снаряды с лазерным указанием целей. Использование такого оружия обеспечивает поражение различных типов современной бронетехники.

Многочисленные модернизации позволили повысить боевые и эксплуатационные характеристики установки. На последней модификации 2С3М3 осуществляется установка гаубицы 2А33М, использующая улучшенные баллистические решения, позаимствованные у орудия 2А64.

Оценка проекта

Несмотря на все свои положительные качества, главным недостатком орудий б-38 была низкая скорострельность, обусловленная картузным способом заряжания. Уже к началу пятидесятых годов, «одноклассники» нашего героя существенно выигрывали в этом показателе. Американские Mark 16 делали 12 выстрелов в минуту, а британские Mark 5 до 20 .
Калибр, тяжелые снаряды и отличные баллистические характеристики сделали б-38 отличными орудиями для своего времени. Именно эти мощные орудия позволили продлить карьеру уже устаревших крейсеров 68 проекта до конца пятидесятых годов. Кроме того, мощная артиллерия крейсеров могла быть использована для нейтрализации американских авианосцев и в период обострения международной напряженности крейсера проекта 68-бис нередко сопровождали авианосные соединения вероятного противника, держа его корабли в зоне эффективного обстрела.

Орудийная установка

152-мм/45 орудие Канэ в береговой установке

152-мм/45 орудие Канэ в башенной установке

Установки для 152-мм/45 орудий системы Канэ имели несколько исполнений и различались:

  • по назначению — корабельные, береговые
  • по конструкции — с центральным или боковым размещением штыря.
С боковым размещением штыря установки изготавливались для бортовых корабельных батарей. Ось вра­щения проходила через порт. Вес установки составлял 6961 кг.

по конструкции в зависимости от места производства

Обуховский завод
Системы Канэ. Угол вертикальной наводки (ВН) = -6°. ..+20°. Угол горизонтальной наводки (ГН) = 360°. Тормоз отката гид­равлический, веретенного типа.Подъемный механизм с зубчатой дугой. Высота оси орудия над палубой 1150 мм. Диаметр окружности по центрам фундаментных болтов 1475 мм. Вес качающейся части 8300 кг. Вес щита 991 кг. Общий вес станка без орудия 6290 кг, с орудием — 14 690 кг.
Собственной конструкции.
Угол ВН = -5°…+20°. Угол ГН = 360°. Высота оси орудия от основания палубы 1410 мм. Вес установки с орудием 17 330 кг. Впоследствии, на станках обр. 1911 г. при модернизации на Балтийском заводе угол вертикальной наводки был доведён до +25°.
Металлический завод
Собственной конструкции для стволов в усиленном исполнении.
Подъем­ный механизм винтовой. Угол ВН = -6°,..+25°. Угол ГН = 360°. Вы­сота оси орудия над палубой 1359 мм. Щит башнеподобный, толщиной 76 мм. Вес станка с орудием — 16 240 кг. Скоро­стрельность 7 выстр./мин. Расчет 10 человек.
Балтийский завод
Системы Канэ.
Увеличен угол вертикальной наводки до +25° для возможности вести более дальнобойный огонь.

След в истории

МЛ-20 имеет достаточно удачную конструкцию. Гаубицы-пушки несмотря на некоторое неудобство и перетяжеленность конструкции прекрасно показали себя как универсальные орудия, но в тоже время на отдельных направлениях уступали специализированным орудиям.

Именно в этом причина снятия её с вооружения. Современные гаубицы превосходят МЛ-20 по всем параметрам, включая и дальность навесного огня, но в тоже время поддерживать наступление стрелковых подразделений на прямой наводке ни одна гаубица не сможет, недостаточная длина ствола и соответственно низкая дальность при стрельбе прямой наводкой мешают этому.

Помимо буксируемых орудий, МЛ-20 устанавливалось в самоходные установки, базой которых являлись танки: КВ-1, ИС-1. Эти самоходные установки известные под именем «Зверобоев» прекрасно показали себя при борьбе с бронетехникой немцев, броня хвалёных «Тигров» и «Пантер» лопалась и крошилась от ударов тяжёлых 152 мм снарядов этих пушек.

Интересно! В Санкт-Петербурге, в период 2002-2009 года именно это орудие ежедневно отмечало время «полуденного выстрела»

Производство и испытания

Первый опытный образец пушки Б-38 был изготовлен на заводе «Большевик» в начале 1940 года и отстрелян на научно-исследовательском морском артиллерийском полигоне (НИМАП) в июне — сентябре того же года на полигонном станке Б-46. По результатам испытаний была проведена доработка орудия, после чего его запустили в серийное производство. В 1941 году на НИМАПе было отстреляно 13 таких пушек. Б-38 даже удалось поучаствовать в войне, но не на кораблях, а на железнодорожных установках. Причем они были поставлены на «древние» станки от 203-мм 45-калиберных пушек Канэ, спроектированных в 1894 году. Кроме того, одна пушка с полигонного станка вела огонь по немецким войскам под Ленинградом.
После войны завод «Большевик» развернул крупносерийный выпуск пушек Б-38 для башенных установок МК-5 и МК-5-бис. Иных применений у пушки Б-38 не было.

Организационно-штатная структура

Изначально МЛ-20 предназначалась для корпусной артиллерии. Вместе с 122-мм пушка образца 1931/37 годов (А-19) она составляла так называемый «корпусной дуплекс». В 1940—1941 гг. имелось три типа корпусных артиллерийских полков

  • два дивизиона МЛ-20 и один дивизион А-19 или 107-мм пушек (24 гаубицы-пушки);
  • два дивизиона МЛ-20 и два дивизиона А-19 или 107-мм пушек (24 гаубицы-пушки);
  • три дивизиона МЛ-20 (36 гаубиц-пушек).

Вскоре после начала Великой Отечественной войны корпусная артиллерия была упразднена вместе со стрелковыми корпусами. Вновь она была возрождена во второй половине войны. По штату корпусные артполки во второй половине войны имели 122-мм пушки или 152-мм гаубицы, однако некоторые источники мемуарного характера свидетельствуют об использовании в них МЛ-20. Считалось, что корпусная артиллерия должна быть оснащена более мобильными орудиями, чем МЛ-20. В 1943 году на вооружение была принята 152-мм гаубица Д-1, которая стала основой корпусной артиллерии, а более мощную и менее мобильную МЛ-20 окончательно перевели в армейскую артиллерию

С 1943 года МЛ-20 использовалась в артполках более крупной организационно-штатной единицы — общевойсковой армии. Общевойсковая армия имела артиллерийский полк из 18 МЛ-20. Гвардейские армии с начала 1945 года имели артиллерийскую бригаду из 36 МЛ-20

Помимо стрелковых и механизированных частей МЛ-20 состояла на вооружении чисто артиллерийских бригад и полков резерва Верховного Главного Командования (РВГК). Пушечный полк РВГК имел 24 МЛ-20. С 1943 года формируются артиллерийские бригады РВГК, пушечная бригада имела 36 МЛ-20. Пушечные бригады РВГК могли входить в состав более крупных артиллерийских соединений — артиллерийских дивизий прорыва и пушечных артиллерийских дивизий

Конструкция и ТТХ

От пушки обр. 1910/30 гг. гаубице- ушке достался только ствол, все остальные элементы конструкции были разработаны с нуля. В первую очередь стоит отметить введение характерного дульного тормоза, щелевая конструкция с отражением ударной волны пороховых газов назад компенсировала откат орудия и придавала выстрелу неповторимый звук, известный всем артиллеристам.

Затвор классической конструкции, поршневого типа. Камора расточена под более мощные снаряды. Заряжание раздельное, сначала в ствол вкладывался снаряд, затем полузаряд, на высоких углах возвышения гильза удерживалась от выпадения из канала ствола специальным механизмом. Это обеспечивало высокую боевую скорострельность.

Тактико-технические характеристики МЛ-20

Калибр, мм 152
Длинна ствола, калибра 32,4
Масса в боевом положении, кг 7270
Масса фугасного снаряда, кг 44
Начальная скорость снаряда, м/с 655
Максимальная дальность стрельбы, м 17235

Для произведения выстрела необходимо было потянуть шнур курка. Открыть затвор можно было только после выстрела, так как в конструкции пушки был установлен предохранительный механизм. После открытия затвора, автоматический механизм выбрасывал гильзу.

Орудие обладало отличной манёвренностью ведения огня. Длинный ствол и гаубичные углы наводки, придавали снаряду высокую скорость и настильную, или при необходимости навесную, траекторию полёта.

Прицельные приспособления состояли из панорамы Герца для стрельбы навесом и телескопического прицела для прямой наводки. В боекомплект орудия входили как традиционные для гаубицы ОФС и бетонобойные снаряды, так и снаряды предназначенные для борьбы с бронированными целями: морская полубронебойная граната обр. 1915/28года например, или более поздние остроголовые и кумулятивные бронебойные снаряды.

Для увеличения скорости буксировки лафет оснащался рессорами листовой конструкции, колёсный ход был представлен штампованными дисками с цельнолитым резиновым бандажом.

Это увеличило скорость буксировки до 20 км/ч по шоссе. Для артиллерии такого калибра и массы это достаточно хороший показатель. Ствол орудия при транспортировке откатывался в крайнее положение, это уменьшало её габариты при движении.

Станины орудия раздвижные, это обеспечивало орудию быстрый перенос огня на другую цель, кроме того большую устойчивость при стрельбе. Для защиты расчёта во время стрельбы орудие оснастили щитовым прикрытием. Кроме того впервые для гаубичной артиллерии каждое орудие снабжалось счётным механизмом – сумматором. Его использовали для расчёта параметров стрельбы.

Операторы[править]

  • Азербайджан — 30 24 Д-20, по состоянию на 2020 год.
  • Ангола — 4 Д-20, по состоянию на 2020 год. поставленны в 1999 году из Болгарии.
  • Армения — 34 Д-20, по состоянию на 2020 год. 87 единицы Д-20 по состоянию на 2020 год.
  • Болгария — 24 Д-20, по состоянию на 2020 год.
  • Венгрия — 18 Д-20, по состоянию на 2020 год.
  • Вьетнам — некоторое количество Д-20, по состоянию на 2017 год.
  • Ирак — некоторое количество Д-20, по состоянию на 2017 год.
  • Иран — 30 Д-20, по состоянию на 2020 год.
  • Китай — 2106 Тип 66 (Д-20), по состоянию на 2020 год.
  • Республика Конго — некоторое количество Д-20, по состоянию на 2017 год.
  • Молдова — 31 Д-20, по состоянию на 2020 год.
  • Никарагуа — 30 Д-20 на хранении, по состоянию на 2020 год.
  • Сирия — некоторое количество Д-20, по состоянию на 2017 год.
  • Туркмения — 72 Д-20, по состоянию на 2020 год.
  • Украина — 130 Д-20, по состоянию на 2020 год.
  • Шри-Ланка — 6 Тип 66 (Д-20), по состоянию на 2020 год.
  • Пешмерга — некоторое количество Д-20, по состоянию на 2017 год.

Бывшие

  • Албания — китайские Тип 66 находились на вооружении по состоянию на 1991 — 1992 годы.
  • Афганистан — Д-20 находились на вооружении по состоянию на 2004 — 2005 годы.
  • Беларусь — 58 Д-20 по состоянию на 2010 год.
  • Босния и Герцеговина — всего 30 орудий, в том числе 13 Д-20 и 17 M84 «NORA-A» по состоянию на 2010 год.
  • Германия (ГДР ) — проданы Финляндии.
  • Йемен — 10 Д-20 по состоянию на 2010 год.
  • Казахстан — 74 Д-20 находились на вооружении по состоянию на 2007 год.
  • КНДР — значительное количество китайских Тип 66 находились на вооружении по состоянию на 1991 — 1992 годы.
  • Мьянма — 35 единиц поставлено в 2009 году из КНДР.
  • Нагорно-Карабахская Республика — 53 орудий Д-20 находились на вооружении по состоянию на 2004 — 2005 годы.
  • Польша — 166 Д-20 находились на вооружении по состоянию на 1991 — 1992 годы.
  • Румыния — 84 Д-20 находились на вооружении по состоянию на 1991 — 1992 годы, по состоянию на 2010 год румынская армия имела 329 гаубиц M1981 (245 находились в эксплуатации).
  • Россия — 1075 Д-20, на хранении по состоянию на 2020 год.
  • Сербия — всего 68 орудий, в том числе 18 Д-20 и 50 M84 «NORA-A» находились на вооружении по состоянию на 2007 год.
  • СССР — перешли к странам-преемникам.
  • Финляндия — бывшие Восточногерманские орудия, известные в Финляндии, как 152 H 55 находились на вооружении по состоянию на 2004 — 2005 годы.
  • Хорватия — всего 41 орудие, в том числе 20 Д-20, 18 M84 «NORA-A» и 3 M84H по состоянию на 2010 год.
  • ЮгославияM84 «NORA-A» (перешли к странам-преемникам).

Характеристики и свойства боеприпасов

МЛ-20 стреляла всем ассортиментом 152-мм пушечных и гаубичных снарядов, в том числе разнообразными старыми гранатами русского и импортного производства. После Великой Отечественной войны к указанному ниже ассортименту снарядов добавились новые типы боеприпасов, например, осколочно-фугасный снаряд 3ОФ25. Кумулятивный снаряд 53-БП-540 пробивал под углом 90° — 250 мм, 60° — 220 мм, 30° — 120 мм.

Номенклатура боеприпасов
Тип Индекс ГАУ Вес снаряда, кг Вес ВВ, кг Начальная скорость, м/с Дальность табличная, м
Калиберные бронебойные снаряды
Остроголовый без баллистического наконечника 53-БР-540 48,8 0,66 600 4000
Тупоголовый с баллистическим наконечником (на вооружении с конца 1944) 53-БР-540Б 46,5 0,48 600 4000
Морской полубронебойный обр. 1915/28 г. 51,07 3,2 573  ?
Кумулятивные снаряды
Кумулятивный 53-БП-540 27,44  ? 680 3000
Бетонобойные снаряды
Бетонобойный дальнобойный гаубичный (с индексом Ш — снаряжён тротилом методом шнекования) 53-Г-530 (53-Г-530Ш) 40,0 5,1  ?  ?
Бетонобойный дальнобойный пушечный 53-Г-545 56,0 4,2  ?  ?
Осколочно-фугасные снаряды
Пушечные гранаты
Стальная дальнобойная граната 53-ОФ-540 43,6 5,9—6,25 655 17 230
Стальная дальнобойная граната (с железокерамическим пояском) 53-ОФ-540Ж 43,6 5,9—6,25  ?  ?
Старая остроголовая граната 53-Ф-542 38,1 5,86  ?  ?
Старая остроголовая граната 53-Ф-542Г 38,52 5,83  ?  ?
Старая тупоголовая граната 53-Ф-542ШГ 41,0 5,93  ?  ?
Старая тупоголовая граната 53-Ф-542Ш 40,6 6,06  ?  ?
Старая тупоголовая граната 53-Ф-542ШУ 40,86 5,96  ?  ?
Старая остроголовая граната 53-Ф-542У 38,36 5,77  ?  ?
Гаубичные гранаты
Стальная дальнобойная граната 53-ОФ-530 40,0 5,47—6,86  ?  ?
Сталистого чугуна дальнобойная граната 53-ОФ-530А 40,0 5,66  ?  ?
Старая граната 53-Ф-533 40,41 8,0  ?  ?
Старая граната 53-Ф-533К 40,68 7,3  ?  ?
Старая граната 53-Ф-533Н 41,0 7,3  ?  ?
Старая граната 53-Ф-533У 40,8 8,8  ?  ?
Сталистого чугуна старая французская граната 53-Ф-534Ф 41,1 3,9  ?  ?
Граната от 152-мм мортиры обр. 1931 г. 53-Ф-521 41,7 7,7  ?  ?
Стальная английская граната для 152-мм гаубицы Виккерса 53-Ф-531 44,91 5,7  ?  ?
Шрапнель
Шрапнель с трубкой 45 сек. 53-Ш-501 41,16—41,83 0,5 (680—690 пуль)  ?  ?
Шрапнель с трубкой Т-6 53-Ш-501Т 41,16 0,5 (680—690 пуль)  ?  ?
Осветительные снаряды
Осветительный парашютный, время горения 40 сек. 3С1 40,2  ?  ?  ?
Химические снаряды
Осколочно-химический пушечный 53-ОХ-540  ?  ?  ?  ?
Химический гаубичный 53-ХС-530 38,8  ?  ?  ?
Химический гаубичный 53-ХН-530 39,1  ?  ?  ?
Химический (принят на вооружение после Великой Отечественной войны) 3Х3  ?  ?  ?  ?
Таблица бронепробиваемости для 152-мм гаубицы-пушки обр. 1937 г. (МЛ-20)
Остроголовый калиберный бронебойный снаряд 53-БР-540
Дальность, м При угле встречи 60°, мм При угле встречи 90°, мм
500 105 125
1000 95 115
1500 85 105
2000 75 90
Тупоголовый калиберный бронебойный снаряд 53-БР-540Б
Дальность, м При угле встречи 60°, мм При угле встречи 90°, мм
500 105 130
1000 100 120
1500 95 115
2000 85 105
Морской полубронебойный снаряд обр. 1915/1928 г.
Дальность, м При угле встречи 60°, мм При угле встречи 90°, мм
100 110 136
500 104 128
1000 97 119
1500 91 111
2000 85 105
Приведённые данные относятся к советской методике измерения пробивной способности. Следует помнить, что показатели бронепробиваемости могут заметно различаться при использовании различных партий снарядов и различной по технологии изготовления брони.

Оценка проекта

  • Скорострельность пушки достигнута оригинальной по тем временам конструкцией затвора. Хотя его закрытие производится в два приёма, но на практике это происходит так быстро и логически завершённо, что сливается в одно движение. Открытие затвора совершается в один приём.
  • Патронное заряжание сделало орудие универсальным в плане эксплуатации на флоте и в береговых частях.
  • Система компактна, что облегчало её размещение в стеснённых условиях кораблей и работу комендоров.
  • Отработанные механизмы наведения по вертикали и горизонтали позволяли увереннее, чем на предшествующих артиллерийских системах сопровождать быстроходные цели.
  • В процессе производства для орудия были разработаны новые станки, позволявшие вести более дальнобойный огонь на высоких углах вертикальной наводки. По этой же причине отпала необходимость приводить ствол для перезарядки в горизонтальное положение (+3°-3°), что являлось недостатком ранних моделей системы.

Описания и характеристики орудия

Ствол Б-38 состоял из оболочки, лейнера, втулки затвора, дульной гайки и казенника. Нарезка постоянной крутизны. Затвор поршневой, двухтактного действия, с пластическим обтюратором и грузовым уравновешиванием, открывался вверх. Приводы затвора — от электродвигателя постоянного тока ПН-17,5 и ручной. Стреляющий механизм БС-9 гальваноударного действия.
Люлька представляла собой стальную разъемную отливку с боковым сектором вертикального наведения. В нижней ее части размещались противооткатные устройства: 2 тормоза отката веретенного типа и 1 гидропневматический накатник.
Качающиеся части по обслуживанию делились на левые, правые и средние, причем легко перемонтировались из левой в правую и наоборот.
Наиболее важные особенности башен: заряжание орудий картузное; досылка снаряда с качающегося лотка, установленного на угол заряжания, в камору производилась с помощью прибойника цепного типа с приводом от электродвигателя; заряды, поднятые верхним зарядным элеватором, вынимались из него вручную и укладывались на лоток, где происходило снятие асбестового пенала; в камору заряд досылался вручную.

Предыстория разработки орудия

В начале 1891 года во Франции русской правительственной делегации была продемонстрирована стрельба из 152-мм/45 пу­шек системы инженера Гюстава Канэ (фр. Gustave Canet). Стрельба производилась унитарны­ми патронами и французам удалось достичь удивительной ско­рострельности в 10 выстр./мин.

10 августа 1891 года между Россией и компанией Forges et Chantiers de la Mediterranes был заключен договор, согласно которого покупателю предоставлялась вся необходимая для производства техническая документация. Опытные образцы орудий при этом по решению российской стороны не приобретались.

Производство орудий

С 1892 года Обуховский сталелитейный завод приступил к выполнению заказа. С 1 января 1897 по 1 января 1901 года завод изготовил 135 орудий, а с 1 мая 1900 по 1 мая 1901 года — 46. Несколько позже к производству орудий подключился Пермский пушечный завод. С 1897 по 1900 годы ему было заказано 37 орудий. В это число не вошли заказы армии, которая также была заинтересована в этой системе, для перевооружения крепостных и полевых подразделений.

В ходе войны русско-японской войны 1904 — 1905 годов было отмечено несколько разрывов дульной орудий. В скором времени новые производимые стволы получили усиление в скрепах до дульного среза. Такие пушки устанавливались на броненосные крейсера типа «Адмирал Макаров». Вместе с этим не прекращалось производство пушек старого образца взамен расстрелянных.

За период 1909 — 1916 годов Обуховский завод изготовил 215 орудий. Пермский завод в 1914 — 1916 годах выпустил 89 орудий. В 1917 году обуховцами планировалось произвести 21 пушку, а в Перми 23 единицы. Но после Февральской революции темпы производства резко снизились и в итоге с заводов вышли единичные экземпляры.

Производство башенных установок

152-мм/45 башенные установки в русском флоте изготавли­вались на четырёх заводах и в каждом по своим индивидуальным проектам.

Всего было произведено на заводах: 
  • Ме­таллическом — 26 башен, для броненосцев «Бородино», «Орёл», «Слава» и крейсеров «Богатырь», «Олег», «Кагул», «Очаков»;
  • Путиловском — 18 для линейных кораблей «Импера­тор Александр III» и «Князь Суворов»;
  • Обуховском — 16 для броненосцев «Севастополь» и «Ростислав»;
  • Французском — 6 башен для эскадренного броненосца «Цесаревич».

История создания

Разработка новой гаубицы калибра 152 мм началась сразу после окончания войны. Конструкторские работы вело свердловское ОКБ-9, орудие создавалось в комплексе со 122 мм пушкой Д-74. Обе артиллерийские системы предназначались для замены орудий, созданных еще в 30-е годы. Отличительной особенностью орудий стала унификация конструкции, что позволило упростить ремонт и обслуживание техники в действующей армии.

Дополнительным плюсом стала возможность расширения возможностей корпусной артиллерии, а для разнокалиберных пушек требовались одинаково обученные расчеты. Одновременно в Перми было разработано опытное орудие М-47 (шедшее в комплекте со 130 мм пушкой М-46). Но серийный выпуск пушки продолжался недолго, в армию попало всего 126 экземпляров 152 мм пушки М-47.

На начальном этапе проектирования, которое велось под руководством Ф.Ф. Петрова, гаубица несла обозначение Д-72. Первый прототип был готов в 1950 году и использовал лафет, полностью идентичный примененному на пушке Д-74 (дебютировавшей несколько раньше). Но военные несколько переформулировали задание, что перевело систему в разряд гаубиц-пушек. Из-за этого индекс сменился на Д-20, по системе ГРАУ орудие получило обозначение 52-П-546.

Серийный выпуск развернулся спустя несколько лет, но уже в 1955 году о существовании гаубицы стало известно странам блока НАТО, где система получила кодовое обозначение М1955.

В боекомплект гаубицы-пушки Д-20 были введены химические снаряды и 152 мм боеприпасы с ядерной боеголовкой. Для ускорения темпа ведения огня в конструкции орудия применили вертикальный клиновой затвор с полуавтоматическим принципом действия. Позднее была создана модификация с досылателем снаряда, срабатывавшим полностью автоматически. Пиковая скорострельность достигла 8 выстрелов в минуту. Улучшенная гаубица получила обозначение Д-20М «Хитин».

В 1967 году стартовала разработка мобильной версии гаубицы, получившей впоследствии обозначение 2С3 «Акация». Самоходная установка оборудована орудием 2А33, созданным на базе Д-20 и использующим аналогичные боеприпасы.

Особенности конструкции

Ствол гаубицы Д-20 собран из трубы, на которой закреплен дульный тормоз и казенник с обоймой. Клиновой затвор копирного типа оснащен механическим фиксатором, в конструкции имеется ударный механизм, разбивающий капсюль перед выстрелом. Стреляная гильза автоматически выбрасывается наружу отдельным механизмом, удерживающим клин затвора в нижнем положении.

В конструкции затвора имеется предохранитель, не допускающий выстрела при частично запертой каморе. После подачи следующего снаряда, затвор автоматически закрывается и гаубица готова к производству следующего выстрела.

К люльке крепятся штоки противооткатных устройств, элементы подъемного механизма кронштейны для прицелов и копирного элемента. Левая часть люльки оснащена защитным экраном, предотвращающим травмирование расчета при откате ствола.

Корпус ограждения предназначен для установки спускового механизма и рычага повторного взвода ударника. Также имеются измеритель длины отката и контрольные таблицы для проверки уровня жидкости в накатном приспособлении.

Гаубица Д-20 оснащена гидравлическим тормозом отката, в котором расположен дополнительный пружинный компенсатор. Полость заполняется жидкостью «стеол-М» в объеме 14,7 л. Гидропневматический накатник также заправлен «стеол-М» и сжатым азотом (допускается применение атмосферного воздуха). Вместимость резервуара составляет 13,4 л жидкости, газ находится под давлением 62 кгс/см². Цилиндрические корпуса тормоза и накатника жестко соединены со стволом, при откате перемещаются совместно с ним.

Станок 152 мм гаубицы Д-20 состоит из верхней и нижней частей. Верхняя секция предназначена для размещения уравновешивающего и подъемного механизмов. Узел крепится на цапфах, выполненных на нижней части. Изменение угла наклона ствола производится вручную при помощи механизма с червячными и коническими парами шестерен. Уравновешивающий механизм состоит из 2-х элементов, заполненных сжатым воздухом с добавлением жидкости «стеол-М» и графита.

Нижний станок Д-20 служит для крепления колес ходовой части, станин и верхней секции. В основании есть гидравлический домкрат, используемый для перевода орудия в боевое положение и обратно. Станины имеют отверстия, в которые забиваются стержни, необходимые для фиксации орудия при стрельбе с мягкого грунта. Дополнительно использованы откидные сошники. Ходовая часть включает в себя 2 колеса, идентичных применявшимся на грузовиках ЯАЗ/МАЗ-200.

Позднее стали устанавливаться штампованно-сварные диски 8,5В-20 с пневматическими покрышками ИЯВ-12Б, имевшими размерность 320-508. Внутри ступиц барабанные тормоза, работающие от пневматического или ручного привода. Торсионная подвеска при ведении огня из Д-20 не отключается.

Для защиты расчета от пуль и мелких осколков используется стальной щит, состоящий из 2 секций. Дополнительно установлен подвижный элемент, перемещающийся вместе с люлькой. На нижнем станке установлен дополнительный откидной щиток.

В боекомплект гаубицы Д-20 входят осколочно-фугасные снаряды ОФ-540 весом 43,56 кг. Для поражения бронированной техники используются снаряды БР-540Б (с наконечником) и БР-540 (остроголовые). Снаряды имеют вес 48,96 и 48,78 кг соответственно. Для обучения расчета применялся практический снаряд ПБР-540, оснащенный донным трассером.

Позднее в боекомплект ввели снаряды с химическим отравляющим веществом, а также снаряд 3ВБ3, оснащенный ядерной боевой частью. Для борьбы с бронетехникой стали применяться управляемые снаряды «Сантиметр» и «Краснополь-М», укомплектованные лазерной головкой наведения.

Все боеприпасы упаковываются по 1 штуке в деревянные ящики. Метательный заряд располагается в цельнотянутых гильзах, изготовленных из латуни или стального тонкостенного листа. Воспламенение порохового заряда производится капсюльной втулкой, установленной в донце гильзы.

Прицелы размещены на общей раме, находящейся на левой стороне люльки. Оба прицела находятся на гаубице постоянно, допускается снятие артиллерийской панорамы. Для обеспечения работы в ночное время применяется прибор подсветки «Луч-С71М».

Оценка проекта

152-мм гаубица обр. 1909/30 гг. в Артиллерийском музее, Санкт-Петербург. Вид слева-сзади 152-мм гаубица обр. 1909/30 гг. являлась не очень значительной модернизацией орудия периода Первой мировой войны и в целом сохранила большую часть недостатков, присущих орудиям того периода. Главными недостатками орудия являлись:

  • неподрессоренный колёсный ход, сильно ограничивающий подвижность орудия;
  • устаревшая конструкция однобрусного лафета, сильно ограничивающая углы наводки (особенно горизонтальной).

Короткий ствол обуславливал невысокую дальность стрельбы, по которой это орудие существенно уступало своему главному противнику — немецкой тяжёлой гаубице 15 cm s.F.H.18 (8,8 км против 13,3 км). Низкая подвижность орудия ограничивала его использование в условиях маневренной войны. При выходе к огневым позициям танков противника 152-мм гаубицы обр. 1909/30 гг. становились почти полностью беззащитными. К началу Второй мировой войны это орудие стало безусловно устаревшим, хотя на момент начала производства вполне удовлетворяла предъявляемым требованиям.

В то же время гаубица отличалась простотой, прочностью и надёжностью. Орудие было очень лёгким (боевая масса более чем на тонну меньше, чем у М-10, и почти на 2,5 тонны меньше, чем у 15 cm s.F.H.18, что при использовании наиболее распространённой как в РККА, так и в вермахте конной тяги давало несомненные преимущества), быстро (за 30—40 секунд) переводилось из походного положения в боевое. Благодаря этим качествам, орудие пользовалось большой популярностью в РККА.

Взятый военным руководством СССР курс на модернизацию старых орудий следует признать правильным. то время СССР ещё не был способен создавать новые современные орудия. Так, 152-мм гаубица обр. 1931 г. «НГ», созданная под руководством немецких специалистов, не пошла в массовое производство. Удовлетворительную современную 152-мм гаубицу советским инженерам удалось создать лишь в 1938 году.

Описание конструкции

Схема 152-мм гаубицы-пушки обр. 1937 года (МЛ-20): а — ствол; б — казённик с затвором; в — дульный тормоз; г — противооткатные устройства; д — щитовое прикрытие; е — колёсный ход; ж — станины

МЛ-20 являлась гаубицей-пушкой, то есть артиллерийской системой, у которой гаубичные свойства преобладают над пушечными. Орудие имело достаточно современную для своего времени конструкцию с лафетом с раздвижными станинами и подрессоренным колёсным ходом. Ствол выпускался в двух разновидностях — скреплённый и моноблок (в некоторых источниках упоминается и третий вариант — со свободной трубой). МЛ-20 оснащалась поршневым затвором, гидравлическим тормозом отката веретённого типа, гидропневматическим накатником и имела раздельно-гильзовое заряжание. Затвор имеет механизм принудительной экстракции стреляной гильзы при его открывании после выстрела и предохранитель, который запирает затвор после заряжания до производства выстрела. Если в силу каких-нибудь причин потребовалось разрядить орудие, то необходимо сначала переключить выключатель предохранителя для разрешения открывания затвора. Для облегчения заряжания при больших углах возвышения казённик МЛ-20 оснащён механизмом удержания гильзы. Спуск производится нажатием курка за спусковой шнур. Орудие имело механизм взаимной замкнутости, который препятствует открыванию затвора, если ствол не соединён должным образом с противооткатными устройствами. Для смягчения отдачи на противооткатные устройства и лафет МЛ-20 оснащалась мощным массивным дульным тормозом щелевидного типа. Накатник и откатник содержат по 22 литра жидкости каждый, давление в накатнике составляет 45 атмосфер

Отличительной особенностью МЛ-20 является уникальное сочетание различных углов возвышения и начальных скоростей снаряда, которые задаются выбором одного из тринадцати метательных зарядов. В результате орудие могло использоваться и как гаубица, стреляющая по навесной траектории с относительно небольшой скоростью снаряда, и как пушка — по настильной траектории с высокой скоростью снаряда. Орудие оснащалось как телескопическим прицелом для стрельбы прямой наводкой, так и артиллерийской панорамой для стрельбы с закрытых позиций

Лафет с раздвижными станинами снабжён уравновешивающим механизмом и щитовым прикрытием. Колёса металлические с резиновыми шинами (некоторые ранние орудия имели колеса со спицами и резиновыми грузошинами от пушки обр. 1910/34 гг.), рессоры пластинчатые. Возка орудия обычно производилась на лафете со стволом в оттянутом положении. Время перехода из походного положения в боевое составляло 8—10 минут. На небольшие расстояния система могла перевозиться с неоттянутым стволом со скоростью 4—5 км/ч. Лафет пушки МЛ-20 был признан нормализованным, получил обозначение 52-Л-504А и был использован при модернизации 122-мм пушки А-19. Для транспортировки МЛ-20 использовались тяжёлые гусеничные артиллерийские тягачи «Ворошиловец» и «Коминтерн», которые выпускались Харьковским паровозостроительным заводом — разработчиком и первым производителем знаменитого танка Т-34 и оснащались тем же двигателем В-2, что и «тридцатьчетвёрки»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector