Атомный ракетный крейсер «адмирал лазарев»: история создания
Содержание:
- Командование Черноморским флотом
- Поиски шестого континента
- Строительство крейсеров с атомной энергетической установкой
- На боевой вахте
- Вооружение
- Конструкционные особенности
- Карьера
- Назначение
- Последняя стоянка
- Вымышленная судьба
- Разработка и дизайн
- Все корабли проекта 1144
- Главнокомандующий Черноморским флотом Лазарев М.П.
- Современные оценки деятельности М.П. Лазарева
Командование Черноморским флотом
В 1830 — 1831 гг. М.П. Лазарев принимал участие в работе Комитета по обновлению вооружения военных судов и выработке положения об управлении Черноморским флотом.
С 1832 г. М.П. Лазарев — начальник штаба Черноморского флота.
В феврале — июне 1833 года М.П. Лазарев, командуя эскадрой, возглавил Экспедицию русского флота в Босфор 1833, в результате которой был заключён Ункяр-Искелесийский договор.
С 1833 года М.П. Лазарев стал главным командиром Черноморского флота и портов Чёрного моря, а также военным губернатором Севастополя и Николаева. При Лазареве на черноморских верфях было построено 16 линейных и свыше 150 других кораблей и судов, впервые спущены на воду корабли с железными корпусами и введены в строй пароходофрегаты. В Севастополе при Лазареве учреждено адмиралтейство, сооружены док и мастерские, Александровская, Константиновская, Михайловская и Павловская батареи.
Под руководством М.П. Лазарева Черноморский флот принимал участие в Кавказской войне.
В 1838 — 1840 годах М.П. Лазарев во главе эскадр Черноморского флота организовывал и проводил высадки десантов на берега Кавказа при Туапсе, Псезуапе, Субаши, Шапсухо. М.П
Лазарев уделял большое внимание теоретической подготовке и планированию десантных операций, обеспечению огневой поддержки. Была установлена тесная связь между флотом и командованием сухопутных войск
Высаженные войска создавали Черноморскую береговую линию, которая при поддержке крейсирующих в море кораблей блокировала доставку оружия и многих жизненно важных материалов черкесам, чем оказала серьезное влияние на ход военных действий на Северо-Западном Кавказе. Одно из укреплений линии было названо Лазаревским (ныне микрорайон Лазаревское города Сочи).
При этом ряд современных черкесских активистов — например, Асфар Куек или Маджид Чачух — неоднократно высказывали в адрес М.П. Лазарева обвинения в неизбирательном применении силы во время высадки десантов, в том числе против черкесского гражданского населения.
«Адмирал Лазарев … это герой, много сделал для России, но дело в том, что он в 1838 году здесь убивал шапсугов — детей, женщин», — сказал Асфар Куек.
10 октября 1843 года М.П. Лазарев был произведен в адмиралы.
Скончался М.П. Лазарев 11 апреля 1851 года от рака желудка. Он похоронен во Владимирском соборе Севастополя.
Поиски шестого континента
В двадцатые годы девятнадцатого века в России готовится новое кругосветное путешествие. По совету Крузенштерна руководителем экспедиции назначают авантюрного и грамотного офицера Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена. Его заместителем назначен не менее грамотный, но спокойный и рассудительный Михаил Петрович Лазарев. Цель экспедиции была обозначена, как «поиск шестого континента». В те годы материк был не более чем легендой: в 1773 году знаменитый морской капитан Джеймс Кук безуспешно попытался приблизиться к нему, после чего заявил, что «Антарктида либо не существует, либо недостижима».
В июне 1819 года из Кронштадта на поиски загадочного континента направились шлюпы «Мирный» и «Восток». Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен принял командование «Востоком». В то время ему было сорок лет, а позади у него был почти тринадцатилетний опыт морских путешествий, в том числе и по северным морям.
Шлюпом «Мирный» командовал тридцатилетний мореплаватель Михаил Петрович Лазарев. За его плечами было шестнадцать лет службы на кораблях британского и русского флотов. Немалый опыт он получил и в своем первом кругосветном путешествии.
Этому тандему блестящих русских морских офицеров суждено было открыть последний не обнаруженный к тому времени континент на планете.
Флагманом экспедиции был 600-тонный корвет «Восток», 530-тонный шлюп «Мирный» был транспортным судном. Оба корабля были построены из сосны. Экипаж «Востока» состоял из ста семнадцати человек, семьдесят два члена экспедиции находились на борту «Мирного».
Строительство крейсеров с атомной энергетической установкой
Головной корабль серии, получивший название «Киров», был заложен весной 1973 года. Строительство атомохода длилось неполных четыре года. Только в 1977 году корабль был спущен на воду. Второй корабль серии атомный крейсер «Фрунзе» был заложен в 1978 году, в период, когда головной корабль еще только оснащался машинами и механизмами. Первый корабль ТАРКР «Киров» вошел в строй Северного флота в 1980 году. Второй атомный крейсер строился для Тихоокеанского флота. Торжественный спуск на воду состоялся 26 мая 1981 года. До лета 1983 на корабль были установлена головная энергетическая установка, основные узлы и агрегаты жизнеобеспечения корабля. Новый атомоход был готов к приему экипажа, который заранее формировался на базе 10-й эскадры ТОФ. После ввода в строй летом 1985 года корабль совершил переход из Североморска во Владивосток протяженностью 2692 мили, обогнув Европу, Африку и Азию. Во время длительного перехода на корабле были опробованы двигательная установка во всех режимах и проведены стрельбы из всех видов корабельного вооружения.
Еще в процессе достройки корабль получил ряд усовершенствований по сравнению с конструкцией первенца серии ТАРКР «Киров». Новый боевой корабль Тихоокеанского флота, появившись на Дальнем Востоке, сразу изменил соотношение сил. Имея высокую автономность и мореходные качества, мощный корабль смог взять под контроль обширные акватории Тихого океана, от Камчатки и до Южно-Китайского моря.
Особенности конструкции ТАРКР «Адмирал Лазарев»
В целом конструкция второго корабля серии была идентична конструкции головного крейсера, однако когда головной корабль еще находился на стапеле, проект был дополнен, получив новый индекс 11442. Главным образом изменения коснулись оборонительного комплекса. Старые боевые комплексы и системы были заменены на новые образцы. Крейсер получил новейший зенитно-ракетный комплекс «Кинжал». Вместо башенных установок шестиствольных автоматов на судне были установлены орудия ЗАК «Кортик».
Противолодочное вооружение ТАРКР «Адмирал Лазарев» привели в более совершенный вид, вместо противолодочного комплекса «Метель» на судне установили новый комплекс «Водопад». Противолодочную оборону усилили реактивными бомбометами РБУ-6000. Атомоход получил усиленное артиллерийское вооружение корабля. Вместо двух башенных орудий АК-100 на крейсере установили спаренную артиллерийскую установку АК-130.
Второй и третий корабль серии, атомный крейсер «Калинин», ныне «Адмирал Нахимов», имели промежуточный состав вооружения, в сравнении с первым кораблем серии и с последним ТАРКР «Петр Великий».
На крейсере «Адмирал Лазарев» кормовые батареи 30-мм автоматов были убраны в район надстройки. На их месте установили вертолетную площадку, по периметру которой установили ЗРК «Кинжал». Поскольку крейсер прослужил меньше всего из своих собратьев, модернизация его не коснулась. Новейшие зенитно-ракетные комплексы «Кинжал» на нем так и не проявились. Изменения с основной и с зенитной артиллерией затронули кормовую часть корабля и надстройку, однако и носовая часть корабля претерпела некоторые изменения. Вместо пусковых установок комплекса «Метель» на корабль установили компактные стандартные торпедные аппараты комплекса «Водопад», рассчитанного под ракето-торпеды.
Радиолокационное оборудование на крейсере так же претерпело изменения по сравнению с головным кораблем. На оснащении ТАРКР «Адмирал Лазарев» установили ЛПК МР-800 «Флаг», которая состояла из двух радиолокационных станций МР-600 и МР-700, «Восход» и «Фрегат» соответственно. Крейсер был вооружен БИУС «Лесоруб-44» и МКРЦ «Коралл-БН».
На боевой вахте
В октябре 1984 года ТАРК «Адмирал Лазарев» заступил на боевую вахту. После ходовых испытаний и проверки системы управления, ракетоносец принял участие в масштабных учениях ы акватории Северного моря. Следующим важным этапом стал переход из порта Североморск к месту постоянной приписки во Владивосток. Этот нелегкий маршрут проходили многие советские корабли. Обогнув Африканский континент, крейсер пересек Индийский океан и прибыл на базу ТОФ в порт Фокино. После краткосрочной стоянки и регламентных работ, ракетоносец получил первое боевое задание.
Весной 1985 года крейсер вышел в открытое море, чтобы в указанном квадрате провести учебные стрельбы. На тот момент для военно-морских сил Советского Союза было важным зафиксировать свое присутствие в центральной части Тихого океана. До этого времени американский флот занимал здесь доминирующее положение. Демонстрация военной силы обычное явление на просторах мирового океана. Седьмой флот США проводил учения на этих широтах в любой удобный для этого момент. Присутствие кораблей вероятного противника создавало для американских адмиралов определенные трудности.
Зоной ответственности ракетоносца «Адмирал Лазарев» включала акваторию океана восточнее Японских островов
Важно подчеркнуть, что линейные крейсера выходят в открытое море только в сопровождении кораблей поддержки. Кроме судов сопровождения лидер Тихоокеанского флота взаимодействовал с авианесущим крейсером «Новороссийск» и большим противолодочным кораблем «Ташкент»
Совместные учения позволяли совершенствовать боевую выучку экипажа, сохранять боеспособность основных и вспомогательных систем корабля.
Вооружение
Характеристики артиллерии броненосных фрегатов типа «Адмирал Лазерев»
Образец | 279-мм обр. 1877 г. | 279-мм обр. 1867 г. | 229-мм мортира обр. 1867 г. | 229-мм обр. 1867 г. | 87-мм обр. 1867 г. | 44-мм Энгстрема | 37-мм пятиствольные Гочкиса |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Калибр, мм | |
|
|
|
|
|
|
Длина ствола в калибрах | |
|
|
|
|
|
|
Масса орудия, кг | |
|
|
|
|
|
|
Начальная скорость снаряда, м/с | |
|
|
|
|
|
|
Масса снаряда, кг | |
|
|
|
|
|
|
Главный калибр
279-мм пушка обр. 1867 г. в башенной установке
Орудия главного калибра устанавливались в трех башнях системы Кольза. Помимо механического привода башни имели в качестве дублирующего ручной привод.
Середина XIX века стала временем быстрого прогресса в области корабельного артиллерийского вооружения, в связи с чем артиллерия главного калибра кораблей неоднократно изменялась. Изначально планировалось вооружить корабли 381-мм гладкоствольными орудиями, но еще в ходе строительства от этой идеи отказались в пользу новейших 229-мм нарезных орудий обр. 1867 года завода Круппа «нового чертежа», с длиной ствола 20 калибров. В каждой башне располагалось по два таких орудия, итого корабли обладали внушительным бортовым залпом из шести пушек. Орудия устанавливались на станках Пестича. Боекомплект 229-мм пушек обр. 1867 г. включал в себя снаряды со свинцовой оболочкой весом 122—124 кг, начальная скорость 447—409 м/с. Снаряды обыкновенного чугуна снаряжались 3,5-4,5 кг черного пороха и имели ударную трубку. Снаряды закаленного чугуна (бронебойные) снаряжались 0,8 кг черного пороха, взрывателя не имели. Также имелась картечь весом 79,4 кг (72 пули).
В 1870-х годах адмирал А. А. Попов предложил снять на кораблях кормовые башни, установив вместо них неподвижный броневой бруствер с 305-мм пушкой обр. 1867 г.; это предложение не было принято в связи с дефицитом 305-мм орудий. Но было реализовано другое предложение адмирала — заменить 229-мм пушки на 280-мм (по одной в башне). Перевооружение было проведено в 1875 году («Адмирал Грейг») и 1876-77 годах («Адмирал Лазарев»). 279-мм пушки обр. 1867 г. были изготовлены на Обуховском заводе, имели длину ствола 20 калибров. Орудия устанавливались на станках Пестича, угол вертикального наведения составлял от −3 до +13 градусов. Боекомплект орудий включал в себя снаряды со свинцовой оболочкой длиной 2,5 калибра. Снаряды обыкновенного чугуна весом 222 кг снаряжались 7,45 кг черного пороха. Снаряды закаленного чугуна (бронебойные) весом 2225 кг снаряжались 3,28 кг черного пороха. Также имелась картечь весом 98,28 кг (95 пуль). Заряд орудия — 41 кг призматического черного пороха, обеспечивал начальную скорость снарядов 404 м/с.
В 1880-х годах пушки обр. 1867 г. были постепенно переделаны в орудия обр. 1877 г. путем вставки внутренней трубы. С этими пушками корабли дослужили до конца карьеры. Боекомплект орудий обр. 1877 г. включал в себя снаряды обыкновенного и закаленного чугуна с двумя медными поясками, длиной 2,9 калибра и весом 250—255 кг. Также имелась картечь в медной оболочке весом 228,5 кг (91 пуля). Заряд из бурого пороха, начальная скорость 454 м/с.
В русско-турецкую войну 1877-78 годов возникла угроза войны с Англией, и броненосные башенные фрегаты в этом случае должны были встать в первую линию обороны, прикрывая минные поля перед кронштадтскими фортами. Для поражения слабобронированных палуб британских броненосцев было принято решение вооружить ряд кораблей, в том числе и броненосные фрегаты, 229-мм мортирами обр. 1867 г. Мортиры устанавливались по одной на корабль, в кормовой части. Фактически в 1878 году мортиру смонтировали только на «Лазареве», на «Грейг» мортира была назначена, но не установлена и находилась на складе. После войны мортиры (стрельба которых разрушительно действовала на палубы собственных кораблей) сняли и больше не устанавливали, хотя Морское ведомство продолжало их числить на вооружении и допускало их установку в случае войны, для чего даже заказало новые 229-мм мортиры обр. 1877 г., которые много лет хранились в порту.
Вспомогательная артиллерия
87-мм пушка
Изначально корабли не имели никакой вспомогательной артиллерии. В 1878 году каждый из них оснастили четырьмя 87-мм пушками обр. 1867 г. и одной 44-мм скорострельная пушка Энгстрема. К 1890-м годам вместо них смонтировали две 64-мм десантных пушки Барановского, пять 47-мм пушек Гочкиса и две 37-мм револьверные пушки.
Минно-торпедное вооружение
В конце 1880-х годов на каждом корабле был установлен один 381-мм подводный торпедный аппарат, а также 12-15 мин заграждения.
Конструкционные особенности
Процесс проектирования, а затем производства конструктивных элементов и сборка корабля растягивается на несколько лет. Эту особенность приходится учитывать сотрудникам Генерального Штаба, разрабатывающим военно-стратегические планы. За три года, в течение которых собирается корабельный корпус, на вооружение принимаются более совершенные и эффективные виды вооружений. В ПВО на «Адмирале Лазареве» устаревшие установки заменили новыми системами. На крейсере установили зенитно-ракетный комплекс «Кинжал» и зенитно-артиллерийский комплекс «Кортик». Создаваемая плотность огня не позволяет самолетам противника приблизиться к кораблю для прицельного бомбометания.
Серьезную угрозу для надводных объектов создают подводные лодки. Самый прочный корпус корабля «прошивается» прямым попаданием торпеды
В боевой обстановке очень важно своевременно обнаружить угрозу и нейтрализовать ее. Для решения это задачи на крейсере установили поисковый комплекс «Водопад» и реактивную установку для глубинного бомбометания
В результате проведенного обновления эффективность противолодочной обороны значительно повысилась.
На военно-техническом совете приняли решение модернизировать кормовую часть корабля. Здесь оборудовали взлетно-посадочную площадку для вертолетов и ангар на три машины. Тяжелые вертолеты способны выполнять разведывательно-поисковые операции и проводить бомбометание по подводным целям. Под палубой расположено топливохранилище и площадка для складирования боезапаса. Для пилотов и обслуживающего персонала отгорожены отдельные каюты.
Главная ударная сила «Адмирала Лазарева» — противокорабельный ракетный комплекс «Гранит». Двадцать таких установок размещены в носовой части корабля. Крылатые ракеты со стартовой массой семь тонн способны поражать цели на расстоянии до 600 км. Низколетящие крылатые ракеты после старта летят в автономном режиме. Обнаружить ракету средствами ПВО очень сложно. Вероятность поражения назначенной цели составляет более пятидесяти процентов. Такого уровня эффективности до сих пор не могут достичь военно-морские силы вероятного противника.
Карьера
С августа по ноябрь 1985 года он отплыл с севера через мыс Доброй Надежды и Малаккский пролив, чтобы присоединиться к Тихоокеанскому флоту ВМФ СССР . По пути она посетила Луанду , Аден и Вьетнам . Холм пишет, что корабль проводил обучение только в местных водах с 1987 по 1992 год и бездействовал с 1994 года.
В 1999 году крейсер был выведен из эксплуатации и подготовлен к утилизации, так как денег на его капитальный ремонт не было. В 2004–2005 годах с крейсера было выгружено ядерное топливо.
По состоянию на 2009 год сообщалось, что судно пришвартовано недалеко от Владивостока , в охранном статусе. ВМФ России планировал модернизировать корабль и вернуть его в строй при наличии необходимых средств. В 2012 году модернизация представлялась маловероятной, поскольку корабль «считался не подлежащим ремонту … будет списан, — сообщил источник в военном комплексе».
Адмирал Лазарев появлялся на аэрофотоснимках с 2006 по 2014 год, пришвартованный на флоте нафталинового флота в бухте Абрек , недалеко от Фокино, Приморский край . Его причал находится примерно в 6 км от объекта по снятию с эксплуатации российских атомных судов на военно-морской верфи бухты Чажма . Северным летом 2014 года « Адмирал Лазарев» был расписан на «30 судоремонтного завода» в сухом доке бухты Чажма, чтобы продлить срок хранения в резервном флоте. Последние аэрофотоснимки показывают, что корабль находится на 42 ° 55’46.0 «N 132 ° 25’08.0» E в бухте Абрек.
В апреле 2019 года Россия приняла решение списать « Адмирал Лазарев» на металлолом в 2021 году. Контракт на утилизацию корабля был подписан в феврале 2021 года и сейчас находится в стадии реализации.
Назначение
К 70-ым годам прошлого века советский флот остро нуждался в кораблях океанского класса, которые долгое время могли бы нести боевое дежурство вдали от родных берегов, при этом иметь весь спектр вооружения, чтобы действовать самостоятельно, без поддержки кораблей другого класса. Проект 1144 «Орлан» изменяли и дополняли практически на ходу. Корабль «Адмирал Лазарев» серьезно отличается от первенца проекта 1144, крейсера «Киров» и первоначально именовался «Фрунзе».
Основа корабля это ракетное вооружение самых разных классов. Крейсер способен в одиночку бороться с серьезными силами врага, при этом дальность ракет позволяет ему первому наносить удар при обнаружении противника, а различные типы систем ПВО бороться авиацией. Автономность плавания неограничена, и крейсер может долгое время оставаться на боевом дежурстве в любой точке мира. Кораблей такого класса в мире просто нет, и наличие их в составе российского флота выводит его возможности на более качественный уровень.
Читайте Новые фрегаты ВМС РФ проекта 11356 – основные боевые единицы российского флота
Последняя стоянка
Вплоть до конца 80-х годов «Адмирал Лазарев» регулярно выходил в море для выполнения поставленных командованием задач. За все годы эксплуатации крейсер прошло почти семьдесят тысяч морских миль. Ходовой ресурс был израсходован едва на 40%. Крейсер мог еще служить много лет. Однако судьба уникального ракетоносца сложилась по-другому. После развала Советского Союза сразу же поменялась военно-морская доктрина российской власти. От больших военных кораблей, способных совершать дальние плавания, решили отказаться. Были ликвидированы все ремонтные базы флота во Вьетнаме, Анголе и Сомали.
Весной 1992 года крейсер переименовали и пришвартовали на стоянку к пирсу бухты Абрек. На правительственном уровне долго не могли принять решение о дальнейшем использовании корабля. Несколько раз его пытались перевести в другое место, где можно заняться ремонтными работами. Однако печальная история регулярно повторялась – в бюджете страны на это не хватало средств.
На сегодняшний день крейсер находится в плачевном состоянии. Даже некоторое оживление и восстановление военного потенциала страны не коснулись «Адмирала Лазарева». Эксперты склонны считать, что министерство обороны уже приняло решение о списании корабля, но не спешит заявить об этом во всеуслышание.
Вымышленная судьба
Согласно роману «Крым», крейсер встал на вечный прикол в Южной бухте Севастополя. Явно не сообщается, как корабль попал на другой конец материка. Возможно, его пригнали сюда на очередной ремонт. Так или иначе, теперь это один из крупнейших суден в составе русско-американской общины, представляющей собой плавучий город.
Моряки и прочие жители корабля подверглись слабой мутации, позволяющей им противостоять влиянию радиации. Как и в случае с листоношами, это не устроило Легион, и в сентябре 2033 года община подверглась диверсии в виде освобождения мутантов-гладиаторов из клеток на кораблях, в том числе на «Адмирале Лазареве». В результате случилась бойня, унёсшая много жизней, в том числе капитана крейсера, капитана первого ранга Воронина.
Разработка и дизайн
Крейсера типа « Свердлов» , советское обозначение проекта 68бис, были последними обычными орудийными крейсерами, построенными для ВМФ СССР . Они были построены в 1950-х годах и основывались на советских, немецких и итальянских проектах и концепциях, разработанных до Второй мировой войны . Они были модифицированы для улучшения их мореходных возможностей, что позволило им двигаться с высокой скоростью в бурных водах Северной Атлантики . Базовый корпус был более современным и имел лучшую броневую защиту, чем у подавляющего большинства орудийных крейсеров после Второй мировой войны, построенных и развернутых другими странами. Они также несли обширный набор современного радиолокационного оборудования и зенитной артиллерии . Первоначально Советы планировали построить 40 кораблей этого класса, которые будут поддерживаться линейными крейсерами и авианосцами класса « Сталинград» .
Класс « Свердлова » водоизмещает 13 600 тонн стандартного и 16 640 тонн при полной загрузке. Они были 210 метров (689 футов 0 дюймов) в длину и 205 метров (672 футов 7 дюймов) по ватерлинии. У них была ширина 22 метра (72 фута 2 дюйма) и осадка 6,9 метра (22 фута 8 дюймов) и обычно составляла 1250 единиц. Корпус новой конструкции был полностью сварным, и корабли имели двойное дно более 75% их длины. Корабль также имел двадцать три водонепроницаемые переборки . В Свердлов сек имели шесть котлов , обеспечивающих пары для двух валов ориентированы паровых турбин , генерирующих 118,100 (88100 кВт). Это дало кораблям максимальную скорость 32,5 узла (60,2 км / ч; 37,4 миль в час). Крейсеры имели дальность полета 9 000 морских миль (17 000 км; 10 000 миль) при скорости 18 узлов (33 км / ч; 21 миль в час).
Основное вооружение крейсеров класса « Свердлов» состояло из двенадцати 152-мм (6 дюймов) / 57 калибра орудий B-38, установленных в четырех трехместных башнях Mk5-bis. У них также было двенадцать 100-мм (3,9 дюйма) / 56 калибра орудий образца 1934 года в шести сдвоенных установках SM-5-1. В качестве зенитного вооружения крейсера имели тридцать две 37-мм (1,5 дюйма) зенитные установки в шестнадцати сдвоенных установках, а также были оснащены десятью 533-мм (21 дюйм ) торпедными аппаратами в двух установках по пять штук в каждой.
В Свердловой сек было 100 мм (3,9 дюйма) броневой пояс и имели 50 мм (2,0 дюйма) бронированная палуба . В турели были защищены на 175 мм (6,9 дюйма) брони и рубку , на 150 мм (5,9 дюйма) брони.
В состав совершенного радиолокационного комплекса крейсеров входили один радар воздушного поиска Big Net или Top Trough, один радар воздушного поиска High Sieve или Low Sieve, один радар Knife Rest и один радар Slim Net. поисковый радар. Для навигационной РЛС имелась одна модель «Дон-2» или «Нептун». Для управления огнем корабли были оснащены двумя радиолокаторами Sun Visor, двумя 152-мм пушечными радиолокаторами Top Bow и восемью пушечными радиолокаторами Egg Cup. Для радиоэлектронного противодействия корабли были оснащены двумя системами радиоэлектронного управления «Watch Dog».
Все корабли проекта 1144
Первым кораблём проекта 1144 стал «Киров», постройка которого была начата в 1977 году. Постройка первого корабля серии длилась всего три года, и в 1980 году корабль был готов. После распада СССР «Киров» был переименован в «Адмирал Ушаков» и включен в состав Северного флота. Военная карьера этого корабля закончилась в 2004 году, после чего он был списан и отправился ждать утилизации.
Следующим кораблём серии стал крейсер «Фрунзе», строительство которого началось в 1978 году. Этот корабль попал на службу в 1984 году. После распада СССР крейсер был переименован в «Адмирал Лазарев». Данный крейсер был единственным кораблём проекта 1144, который проходил службу на Тихоокеанском флоте.
Судьба четвёртого корабля серии достаточно сложная. Заложенный в 1986 году в строй данный корабль попал лишь в 1998 году, так как пик его строительства пришёлся на распад СССР и тяжёлые годы становления Российской Федерации. Последний корабль проекта был назван «Пётр Великий», и он до сих пор успешно несёт боевую службу.
Первый корабль серии, скорее всего, утилизируют, а вот судьба «Адмирала Лазарева» до сих пор неясна. Он либо будет поставлен на глобальную модернизацию, после того, как «Адмирал Нахимов» завершит свой длительный ремонт, либо будет утилизирован, после того, как разберут на металлолом первый корабль серии. В любом случае, сейчас его судьбы могут решить только на высоком государственном уровне.
Главнокомандующий Черноморским флотом Лазарев М.П.
Михаил Лазарев принял командование Черноморским флотом в 1833 году после экстраординарной ранней карьеры, которая включала в себя три кругосветных плавания, открытие антарктического материка, бой под Наварино в должности командира флагмана объединенной русско-британской эскадры эсминца «Азов» и командование блокадой Дарданелл в войне 1828-1829 гг.
Он был безжалостным критиком всего, что считал устаревшим, и все усилия направил на модернизацию и перевооружение Черноморского флота.
Адмирал Лазарев провел многие реформы, которые превратили Россию во вторую морскую державу мира к 1830-м годам. Со времен службы в британском флоте в начале карьеры он сохранил близкие отношения с офицерами Королевского Военно-Морского Флота Британии, и был в курсе новейших веяний и разработок в кораблестроении и оснащении вооружением судов западных держав.
На фото: портрет М.П. Лазарева работы И. Айвазовского.
Адмирал стал истинным преобразователем российского флота. При нем он получил 40 парусных кораблей, было заказано 6 парофрегатов, построен первый железный пароход.
При адмирале Лазареве на Черноморском флоте был введен единый калибр для корабельных пушек, модернизирована береговая артиллерия. Принципиально изменил планы подготовки военных моряков, начал проводить учения в море, максимально приблизив их условия к боевым.
М. П. Лазарев организовал гидрографическую экспедицию по Черному морю, и в октябре 1842 года в России была издана первая лоция и «Атлас Черного и Азовского морей».
Адмирал Лазарев модернизировал не только флот, но и береговую инфраструктуру.
В Севастополе, Николаеве и Новороссийске были построены адмиралтейства и другие объекты жизнеобеспечения флота.
Черноморский флот России в те годы приблизился к самым высоким стандартам эффективности. Боеспособность флота и подготовка экипажей высоко оценивались информированными английскими и французскими наблюдателями.
Современные оценки деятельности М.П. Лазарева
С точки зрения традиционной российской историографии, М.П. Лазарев — один из самых заслуженных моряков русского флота, адмирал, путешественник, первооткрыватель. Он внес большой вклад в развитие морского дела, им лично или при его участии была открыта Антарктида и множество островов в Тихом океане.
Однако роль М.П. Лазарева в Кавказской войне трактуется не столь однозначно.
В 2003 году черкесская общественность заявила резкий протест против восстановления памятника М.П. Лазареву в поселке Лазаревское.
В постановлении исполкома Международной черкесской ассоциации было сказано: «Считать не соответствующим общечеловеческим нравственным принципам и нормам решение органов местного самоуправления г. Сочи об установке на этнической родине адыгов памятника адмиралу М.П. Лазареву, непосредственному участнику военных действий против коренного населения, приведших к массовой гибели мирного населения и национальной трагедии адыгов».