Тяжёлый атомный ракетный крейсер проекта 1114 орлан типа «киров»: история создания, боевое применение и учения

Особенности конструкции

В целом тяжёлый атомный ракетный крейсер «Фрунзе» повторял по конструкции головной корабль проекта 1144, но с рядом важных усовершенствований по вооружению и оборудованию. Следует отметить, что головной «Киров» ещё находился на стапеле, когда для следующего крейсера был разработан усовершенствованный проект 11442. В нём ряд образцов вооружения и оборудования был заменён новейшими системами, разрабатываемыми к тому времени: ЗРК «Кинжал» вместо «Оса-МА», зенитно-артиллерийский комплекс «Кортик» вместо башенных 30-мм шестиствольных автоматов, противолодочный комплекс «Водопад» вместо «Метели», спаренная 130-мм универсальная установка АК-130 вместо двух одноорудийных 100-мм башен АК-100, реактивные бомбомёты РБУ-12000 вместо РБУ-6000. Предполагалось все следующие корабли этого типа строить по улучшенному проекту, но на практике, ввиду неготовности к серийному производству всех намеченных образцов вооружения, этого не вышло. При постройке трёх последних крейсеров серии для каждого из них пришлось индивидуально корректировать проект 11442, чтобы учесть, какие из намеченных систем уже готовы к установке, а какие возможно будет установить лишь в будущем при ремонте с модернизацией корабля.

Особенности вооружения ТАРКР проекта 11442

В результате получилось, что к техническому проекту 11442 оказался наиболее близок последний корабль серии — «Пётр Великий». Однотипные «Фрунзе» и «Калинин» по составу вооружения заняли промежуточное положение между головным «Кировым» и заключительным «Петром Великим».

В частности, «Фрунзе» отличается от головного корабля установкой новой универсальной артиллерии в виде одной двухорудийной 130-мм башни АК-130 вместо двух одноорудийных 100-мм. Кормовые батареи шестиствольных 30-мм автоматов АК-630 были перенесены на надстройку крейсера, поскольку их место по сторонам от вертолётной площадки должны были занять подпалубные установки ЗРК «Кинжал». Ввиду того, что за свою недолгую службу в ВМФ СССР крейсер не успел пройти модернизацию, «Кинжалы» на «Фрунзе» так и не появились, хотя помещения для этих ЗРК в конструкции зарезервировали.

ТАРКР «Фрунзе», 1986 год. Заметны отличия от головного корабля: 130-мм универсальные орудия и перенесённые на надстройку 6-ствольные автоматы АК-630

Помимо изменений в универсальной и зенитной артиллерии, в проекте нового крейсера отказались от носовой ПУ противолодочного комплекса «Метель»: заменивший его комплекс «Водопад» не требовал отдельной пусковой установки, поскольку его более компактные ракето-торпеды заряжаются в стандартные торпедные аппараты.

Радиотехническое вооружение крейсера было также существенно обновлено по сравнению с головным «Кировым» и включало в себя:

РЛК МР-800 «Флаг» в составе РЛС МР-600 «Восход» и РЛС МР-700 «Фрегат»;

2 НРЛС МР-212/201 «Вайгач-У»;

ГАК МГК-355 «Полином»;

комплексы РЭБ МП-503 «Кантата-М», МП-407 «Старт-2», ПК-2М;

БИУС «Лесоруб-44»;

МКРЦ «Коралл-БН».

«Уникальная конструкция»

Проект «Ясень» был разработан в Санкт-Петербургском морском бюро машиностроения «Малахит» имени академика Н.Н. Исанина. История его создания была непростой.

В конце 1970-х годов советское руководство поставило перед оборонным комплексом задачу разработать концепцию подводной лодки четвёртого поколения. Соответствующее задание получили конструкторские бюро (КБ) «Малахит», «Рубин» (Санкт-Петербург) и «Лазурит» (Нижний Новгород).

При этом все три КБ пошли разными путями. «Рубин» сконцентрировался на создании субмарины с противокорабельными крылатыми ракетами, «Лазурит» занимался разработкой противолодочной АПЛ. КБ «Малахит», в свою очередь, предложил концепцию многоцелевой подводной лодки.

Впоследствии было принято решение объединить все три проекта в один на базе наработок «Малахита». Так и родился проект «Ясень».

Опытно-конструкторские работы были завершены в начале 1990-х, а в 1993 году на «Севмаше» был заложен головной корабль проекта 885 — «Северодвинск».

Однако из-за экономических трудностей того периода его строительство растянулось на долгие 20 лет. В 1996 году работы над «Северодвинском» и вовсе были заморожены, несмотря на то что как раз к этой дате его планировалось спустить на воду.

  • Атомная подводная лодка «Северодвинск»

«Прежде всего это связано с трудностями, которые испытывало государство в те годы. Не было средств на развитие этого проекта. Сегодня все проблемы преодолены, есть государственная программа вооружений, в рамках которой выделяются достаточно серьёзные средства, для того чтобы Россия наверстала упущенное и компенсировала провал, который был в 1990—2000-х годах», — рассказал в интервью RT военный эксперт Дмитрий Литовкин.

В свою очередь, член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук, капитан 1-го ранга в отставке Константин Сивков отметил, что на сроки повлияла также и сложность проекта.

Также по теме


«Новое качество ВМФ»: на что будут способны новейшие атомные подлодки России

В 2019 году Военно-морской флот России получит две атомные подводные лодки. Об этом заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу. Речь идёт…

«Подводная лодка имеет уникальную конструкцию, позволяющую ей погружаться на большую глубину. Также на ней размещены новейшие радиоэлектронные средства, уникальные водомётные движители, которые обеспечивают малошумное движение. Чтобы добиться таких параметров, необходимо проделать серьёзную и большую работу. Быстро это осуществить нельзя», — пояснил Сивков в интервью RT.

Работы над проектом возобновились лишь в начале 2000-х. К тому моменту часть оборудования подлодки уже успела устареть, поэтому в проект пришлось вносить серьёзные изменения, что также сдвинуло сроки окончания строительства.

Помимо этого, возникли проблемы и с производством комплектующих, так как часть выпускавших их заводов после распада СССР оказались на территории независимых государств.

В результате «Северодвинск» был спущен на воду только в 2010 году — на 14 лет позднее запланированного срока. Ещё четыре года длились испытания и доработка лодки, после которых в июле 2014 года она была принята в состав Северного флота.

После завершения работ по строительству «Северодвинска» все последующие корабли, включая «Казань», создавались по обновлённому проекту 885М или «Ясень-М». От исходной версии он отличается доработанным и более современным оборудованием, изменённой формой обводов корпуса и пониженным уровнем шумности, что, как отмечают эксперты, для подлодок критически важный параметр.  

Также стоит отметить, что все подводные лодки этого проекта оснащаются исключительно российскими комплектующими — от кооперации с заводами, которые остались на территории постсоветских республик, было решено отказаться.

26 июля 2013 года на стапелях «Севмаша» была заложена третья лодка проекта «Ясень-М» — «Новосибирск». Её строительство ведётся в интересах Тихоокеанского флота РФ. Спуск на воду данной субмарины был осуществлён 25 декабря 2019 года.

  • Церемония спуска на воду АПЛ «Новосибирск»

В 2014—2017 годах были заложены ещё четыре подводные лодки такого класса: «Красноярск», «Архангельск», «Пермь» и «Ульяновск».

В 2020 году началось строительство сразу двух субмарин проекта 885М — «Воронеж» и «Владивосток». За торжественной церемонией закладки новых судов в режиме видеоконференции наблюдал президент России Владимир Путин

В своём выступлении он отметил исключительную важность Военно-морского флота в обеспечении безопасности России и поблагодарил корабелов за добросовестный труд

Дополнительное вооружение

Общекорабельные средства противодействия включают в себя две спаренные 150-мм ПУ ПК-16 (комплекса выстреливаемых помех), противоэлектронных ловушек, ложные цели, а также буксируемую ложную торпедную цель с мощным шумогенератором. Крейсер имеет также три навигационные станции, четыре радиоэлектронные системы управления стрельбой бортового оружия, средства управления полётами вертолётов и систему опознавания «свой-чужой».

Взлётная палуба на корме крейсера «Калинин». Видны открытые двери ангара и палубные вертолёты Ка-25 и Ка-27

На каждом крейсере проекта 1144 базируются два тяжелых многоцелевых вертолёта Ка-27 в модификации РЛД и ПЛ. Вертолёты используются в противолодочном варианте и в качестве ретранслятора-корректировщика полёта ПКР «Гранит». Экипаж вертолёта — 3 человека (лётчик, штурман и оператор гидроакустической станции). Максимальная взлётная масса — 11 т, продолжительность полёта — 4,5 часа, потолок — 4300 м, максимальная скорость — 270 км/ч, дальность полёта — 800 км. Вертолёты могут иметь противолодочные ракеты АПР-2Е (диаметр — 350 мм, длина — 370 см) с твердотопливным ракетным двигателем, обеспечивающим под водой скорость 115 км/ч. Масса ракеты — 575 кг, б/ч — 100 кг. Под водой ракета движется по 2 мин, обследуя пространство радиусом 1500 м и определяя пеленг на цель с точностью 2°. На вооружении вертолётов — и управляемые глубинные бомбы массой 94 кг и скоростью движения 55 км/ч с активной гидроакустической системой наведения. Бортовой радиоэлектронный комплекс вертолёта Ка-27 обеспечивает полёт над морем в любую погоду, поиск и слежение за подлодками на удалении до 200 км от корабля, автоматический вывод вертолёта в точку сброса средств поражения, возврат и заход на посадку в автоматическом режиме.

Гидроакустическая система включает в себя гидролокатор с корпусной антенной (в бульбовом обтекателе) для поиска и обнаружения подводных лодок на низких и средних частотах и буксируемую автоматизированную гидроакустическую систему с антенной переменной глубины погружения (150—200 м) — на средних частотах.

Силовая установка

Но основной «изюминкой» является действительно уникальная атомная силовая установка. Всего их две, мощность – 70000 л/с. Питание двигателей идет от турбин, которые на резервной силовой установки получают энергию от дизельных установок. Полная скорость – до 30 узлов, на резервных двигателях – не менее 14. Инженерам удалось вдвое (по сравнению с линкором «Октябрьская революция») уменьшить размер экипажа. Его составляют 655 человек. Из них 105 имеют офицерское звание, 130 – мичманы, остальное приходится на рядовой состав. Кстати говоря, тяжелый крейсер «Киров» (как и прочие корабли этой серии) и по сей день является желанным местом службы для моряков. Причина тому проста – комфорт.

Судно имеет удобные кают-компании, множество одноместных кают для офицеров и мичманов, просторные и комфортабельные кубрики для рядового состава. Оснащению местного медицинского кабинета может позавидовать среднестатистическая городская больница, а в спортзале можно легко поддерживать отличную физическую форму за счет немалого выбора тренажеров. Стоит ли упоминать имеющуюся на борту сауну с бассейном и несколько просторных душевых? Пожалуй, до того времени комфорт такого класса был доступен только подводникам, да экипажам авианосцев.

Примечания

  1. При использовании резервной ЭУ на обычном топливе.
  2. Утилизация крейсера планировалась ещё на 2016 год, но тогда так и не состоялась.
  3. Назван в честь лёгкого крейсера Дважды Краснознамённого Балтийского флота, принимавшего участие в Великой Отечественной войне. Тот, в свою очередь, был назван в честь советского государственного деятеля Сергея Мироновича Кирова.
  4. При первой швартовке в Североморске «Киров», невзирая на свои размеры и водоизмещение, выполнил её собственными машинами, без помощи буксиров – что показало как хорошую управляемость крейсера, так и профессиональное мастерство командира и экипажа.
  5. Примечательно, что Краснознамённый Военно-Морской флаг ракетного «Кирова» был подлинным – тем самым, под которым во время Великой Отечественной войны ходил лёгкий крейсер «Киров». Сначала предполагалось отправить этот флаг в музей, но по инициативе совета ветеранов заслуженного крейсера его боевое знамя было вручено экипажу нового атомохода.
  6. Цитируется по «Заказу 800» Б. П. Пономарёва
  7. В ряде источников ошибочно указывается, что во время этого похода на крейсере произошла авария главного редуктора ГТЗА, чего на самом деле не было – см. «Заказ 800» Бориса Пономарёва.
  8. С точной датой переименования крейсера есть расхождения – встречаются версии о мае и октябре 1992 года. Фактически на корме крейсера по-прежнему остались литеры первого названия, лишь закрашенные шаровой краской под цвет борта. После 2004 года, когда название «Адмирал Ушаков» было присвоено находящемуся в строю эсминцу, экипаж атомного крейсера вновь отчистил от краски литеры «КИРОВ», хотя официально первое название не было кораблю возвращено.
  9. В советском ВМФ экипажи боевых кораблей формировались ещё на этапе строительства, поэтому для первого командира дата вступления в должность не совпадает с формальным годом начала службы крейсера. В списке звания командиров приведены на период нахождения в должности; для тех, кому за это время было присвоено очередное звание, оно приводится в скобках.

Сегодняшний день стального гиганта

Огромный боевой корабль прослужил совсем немного. Созданный для активного противоборства с надводными силами вероятного противника, корабль через шесть лет после ввода в строй был выведен в боевой резерв. Эта судьба постигла все три однотипных корабля, только последний, самый современный ракетный крейсер «Петр Великий» продолжал нести боевую службу. В 1997 году было принято решение начать ремонт корабля. ТАРКР «Адмирал Нахимов» самостоятельно совершил переход из базы Северного флота в Северодвинск, где должны были начаться плановые ремонтные работы на корабле и последующая модернизация.

Простоявший почти десять лет у заводской стенки ТАРК «Адмирал Нахимов» ожидала масштабная модернизация. На корабле планировалось заменить весь комплекс радиоэлектронного оборудования и подготовить судно для установки современного цифрового оборудования. Еще в 2008 году работы были ускорены, на крейсере осуществили выгрузку ядерного топлива из активной зоны реактора. По планам предпринятая модернизация корабля должна была завершиться в 2012 году, однако возникшие проблемы с установкой вооружения отодвинули сроки на более поздний период.

Полный цикл ремонтных работ в соответствии с государственной программой модернизации атомных ракетных крейсеров проекта 1144.2 был начат в 2013 году. Окончание восстановительных работ и последующей модернизации назначено на 2020 год, после чего планируется передать обновленный корабль Тихоокеанскому флоту.

Славная история военных кораблей, поочередно носящих имя известного российского флотоводца и адмирала Павла Степановича Нахимова, продолжается. С того времени, когда холодных вод Балтийского моря коснулись скулы броненосного крейсера «Адмирал Нахимов» прошло уже больше 130 лет. Сегодня славное имя принадлежит одному из трех атомных ракетных кораблей, самых мощных надводных кораблей в истории флотов.

https://youtube.com/watch?v=2kvYo2v3840

По сравнению с первым представителем славного отряда военных кораблей, новый корабль имеет в три раза большее водоизмещение. Длина корабля составляет почти 2,5 корпуса старого броненосца. Мощность ядерной энергетической установки составляет 140 тыс. лошадиных сил, что в 20 раз больше параметров паровой машины, установленной на броненосном крейсере. Степень защищенности и мощность вооружения кораблей сравнивать некорректно. При всей колоссальной разнице у двух кораблей практически сохранилась одинаковая численность экипажа. На броненосном крейсере Флота Его Императорского величества и на атомном ракетном крейсере обеспечивать боеспособность должны 600-700 моряков.

Сегодня ТАРКР «Адмирал Нахимов», на котором ведется масштабная модернизация, — это в будущем многофункциональный корабль, способный держать под контролем огромные площади и морские пространства.

«Нахимов» идет первым

Идея с переоснащением крейсеров проекта 1144 обсуждается уже давно, но деньги на нее выделили только по Госпрограмме вооружений 2011–2020 годов. Первым кораблем стал «Адмирал Нахимов» (бывший «Калинин»), который еще в 1999-м поставили к стенке северодвинского «Севмаша» с формулировкой «на ремонт и модернизацию» .

Только в 2013 году Минобороны оплатило «Севмашу» длинный проект по дефектации, ремонту и модернизации крейсера. Осенью следующего года корабль перегнали в наливной бассейн в Северодвинске и начали обследовать. Первоначально крейсер хотели вернуть флоту в 2018-м, но потом работы растянули до конца 2021-го.

Проект, помимо собственно восстановления готовности, включает полное изменение состава ударного вооружения: «Гранит» демонтируется. В сентябре 2013-го адмирал Виктор Чирков, занимавший тогда пост главкома ВМФ, сообщил, что крейсер получит до 80 ракет различных типов, что позволяет сделать вывод об установке на «Нахимова» 10 модулей универсального корабельного стрельбового комплекса 3С14 (УКСК, по 8 ячеек).

Крейсер_2

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов». 1996 год

Фото: ТАСС/Семен Майстерман

В боекомплект 3С14 входят крылатые ракеты большой дальности 3М14, противокорабельные ракеты 3М55 «Оникс» и 3М54, противолодочные ракеты. Также, судя по сообщениям прессы, на корабль поставят и новые гиперзвуковые крылатые ракеты «Циркон», проходящие сейчас испытания. В части зенитного вооружения корабль получит модернизированный комплекс С-300ФМ «Форт-М» (аналогичный установлен на «Петре Великом»). Также вместо «Кортиков», возможно, будут установлены новые комплексы ПВО «Панцирь-М». Появится на крейсере и ЗРК «Полимент-Редут», хотя его отработка на головном фрегате проекта 22350 «Адмирал Горшков» до сих пор не завершена.

По этому же проекту, с небольшими изменениями, связанными с отличиями в составе оружия и радиоэлектронного вооружения, будут модернизировать и «Петра». Судьба «Адмирала Лазарева» («Фрунзе»), с конца 1990-х находящегося в отстое Тихоокеанского флота, пока в подвешенном состоянии. Корабль несколько раз порывались утилизировать, но в последний момент откладывали решение. В 2014 году корабль прошел доковый ремонт «с целью обеспечения непотопляемости у причальной стенки». Можно аккуратно заключить, что по итогам завершения работ на «Нахимове» и первичного анализа состояния «Лазарева» будет понятно, стоит ли связываться с третьим корпусом. Скорее всего, ответ будет «нет», но официально он до сих пор не дан.

Зато всё уже понятно с четвертым кораблем, он же головной «Киров». Крейсер с 1991 года не был в море (не считая буксировки в Северодвинск в 1999-м) и находится в очень плохом состоянии. В 2015 году был проведен тендер на проект по утилизации, после чего на корабле должны были начать выгрузку отработанного ядерного топлива.

Реальная итоговая стоимость модернизации «Нахимова» неизвестна, но весьма солидна. Так, в 2012 году Анатолий Шлемов, тогда руководивший департаментом гособоронзаказа Объединенной судостроительной корпорации, оценил восстановление готовности крейсера в 30 млрд рублей, а с учетом установки нового вооружения — до 50 млрд рублей. На тот момент плановая стоимость корвета проекта 20380 составляла 10 млрд рублей, фрегата проекта 11356 — 13 млрд, а фрегата проекта 22350 — 18 млрд.

Крейсер_3

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Ушаков»

Фото: ТАСС/Андрей Бабушкин

Заметим, что это оценочные цифры, названные еще до заключения контракта и до проведения дефектации, определившей реальное состояние корпуса, общекорабельных систем и кабельных трасс. Кроме того, после 2014–2015 годов в кораблестроении начался сильный рост цен, в результате чего по ряду реализуемых проектов они поднялись на 60–70%. Таким образом, грубая оценка стоимости переоснащения «Нахимова» в 80–90 млрд рублей уже не выглядит завышенной.

Это довольно дорогое удовольствие, поэтому вся затея часто вызывает критику экспертов. На деньги, которые потратят на «Нахимова» и «Петра», по нынешним ценам можно построить 5–6 новых фрегатов или десяток корветов. Кроме того, в сходной весовой категории у флота есть и более новый проект, к которому пока никак не могут подступиться.

Ударная мощь

В классификации НАТО корабли проекта 1144.2 именуются Kirov-class battlecruiser, то есть «линейные крейсеры», из-за их внушительных габаритов и ударного вооружения. Эти суда предназначены для выполнения широкого круга задач в дальней морской зоне: борьба с группами кораблей и их перехват, охрана морских караванов и поддержка крупных флотских соединений.

«Адмирал Нахимов» имеет водоизмещение в 24,3 тыс. т при длине 252 м и ширине 28,5 м. Как и другие крейсеры проекта 1144.2, он стал одним из самых крупных в мире неавианесущих кораблей, построенных после Второй мировой войны. Его экипаж составляет 727 человек, включая 97 офицеров.

  • Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» Северного флота ВМФ РФ в Баренцевом море
  • РИА Новости

Корабли 1144.2 являются атомными — их питает энергетическая установка мощностью 342 МВт с двумя реакторами КН-3, работающими на обогащённом уране. Она может снабжать судно энергией на протяжении 10—11 лет без перезарядки.

Максимальная скорость «Адмирала Нахимова» составляет 32 узла (около 60 км/ч), при этом корабль не имеет ограничения по запасу хода на атомных реакторах. Длительность автономного плавания составляет до 60 дней.

Также по теме


Импортозамещение на флоте: как Россия оснащает «адмиральские» фрегаты проекта 22350 новыми двигателями

Объединённая двигателестроительная корпорация поставила первый морской дизель-газотурбинный агрегат М55Р для фрегата проекта 22350. Он…

Напомним, что одной из главных отличительных особенностей крейсера проекта 1144.2 является его вооружение.

Ударная мощь обновлённого «Адмирала Нахимова» будет представлена многоцелевым комплексом «Калибр» и «Оникс» с боезапасом до 80 ракет.

До начала модернизации в боекомплект этого корабля входили ракеты П-700 «Гранит» дальностью действия до 700—800 км, способные уничтожать крупные надводные объекты, в том числе авианосцы. Также арсенал крейсера включал несколько видов торпедно-минного вооружения.

За противовоздушную оборону корабля отвечали зенитный ракетный комплекс (ЗРК) С-300Ф «Форт», система 4К33 «Оса-М» и артиллерийская установка 3М87 «Кортик».

«Адмирал Нахимов» несёт и артиллерийское вооружение — спаренную установку АК-130 калибра 130 мм. На крейсере размещаются три противолодочных вертолёта Ка-27 ПЛ.

При этом в Минобороны России ранее сообщили, что после завершения модернизации «Адмирал Нахимов» будет обладать совершенно новыми тактико-техническими характеристиками, а его ввод в строй «существенно усилит потенциал надводных сил» Северного флота. По своим возможностям советский крейсер станет практически новым кораблём, отметили в оборонном ведомстве. 

Эксперты, в свою очередь, называют крейсеры проекта 1144.2 уникальными, отмечая, что у других государств нет схожих по ударной мощи кораблей.

По его словам, после модернизации с ними станет ещё сложнее конкурировать по мощи.

«Если мы говорим про «Адмирала Нахимова», то на его борту будут размещены ракеты «Калибр», «Оникс», будут поставлены системы С-400, будут заменены другие комплексы вооружений, которые сегодня только внедряются в вооружённые силы или должны быть внедрены в перспективе», — пояснил он.

Дмитрий Литовкин напомнил, что модернизацию пройдёт и другой крейсер 1144.2 — «Пётр Великий», который также получит новые виды вооружения. При этом такие большие корабли должны применяться в составе ударных морских соединений, говорит эксперт.

«Надо понимать, что один крейсер в море не ходит. Его должны окружать корабли сопровождения для того, чтобы создавать барьеры для средств поражения противника. Сейчас строятся фрегаты, которые должны будут ходить вместе с «Петром Великим» и «Нахимовым», — пояснил аналитик.

По мнению главного редактора журнала «Национальная оборона» Игоря Коротченко, «Адмирал Нахимов» и крейсеры проекта 1144.2 выделяются на фоне других кораблей в том числе и благодаря своей энергетической установке. 

По его словам, корабли такого класса с тяжёлым вооружением сейчас очень востребованы в российском флоте, в том числе и из-за сложной геополитической ситуации в мире.

Завершение проектировки

В 1973 году проектировка была полностью закончена, а на следующий год корабль был уже заложен. Именно с тех пор и ведет свою историю крейсер «Киров», в 1992 году переименованный в «Адмирала Ушакова». Как можно догадаться, постройка шла медленно и не слишком однородно, так как ничего подобного до того не строили. В 1977 году его спустили на воду, еще два года достраивали в «плавучем» режиме. Только в 1980 году он прошел все испытания и был торжественно передан в состав Северного флота. В 1984 года была закончена постройка «Фрунзе» (Адмирал Лазарев), еще через четыре года появился «Калинин» (Адмирал Нахимов). Ну а «Юрия Андропова», он же «Пётр Великий», смогли передать флоту только в 1998 году.

Видео

Типы кораблей Военно-морского флота СССР периода Второй мировой войны

Линейные корабли «Севастополь» • «Архангельск»R • «Советский Союз» • проект 24Р • «Кронштадт»Х
Лёгкие крейсера «Светлана» • «Киров» проекта 26 • «Максим Горький» проекта 26-бис • «Чапаев» проекта 68-К • «Мурманск»L • «Коминтерн» • «Керчь»R
Эсминцы «Новик» • «Гневный» проекта 7 • «Сторожевой» проекта 7У • «Опытный»S • «Огневой»S • «Дерзкий»L • «Деятельный»L • «Доблестный»L • «Достойный»L • «Дружный»L • «Жаркий»L • «Живучий»L • «Жгучий»L • «Жёсткий»L • «Муссон»R • «Торос»R • «Легкий»R • «Ловкий»R • «Лихой»R • «Летучий»R
Лидеры «Ленинград» проекта 1 • «Минск» проекта 38 • «Киев» проекта 48 • «Ташкент» • проект 24Р • проект 47Р
Подводная лодка тип Д («Декабрист») • тип Л («Ленинец») II серия • тип Л («Ленинец») ХI серия • тип Л («Ленинец») ХIII серия • тип Л («Ленинец») ХIII-1938 серия • тип Щ («Щука») III серия • тип Щ («Щука») V серия • тип Щ («Щука») V-бис • тип Щ («Щука») V-бис-2 серия • тип Щ («Щука») Х серия • тип Щ («Щука») Х-бис серия • тип П («Правда») IV серия • тип К («Крейсерская») ХIV серия • тип М («Малютка») VI серия • тип М («Малютка») VI-бис серия • тип М («Малютка») XII серия • тип М («Малютка») ХV серия • тип С («Средняя») IХ серия • тип С («Средняя») IХ-бис серия • «Калев»R • «Ронис»R • ТС-1R • В-1R • В-2R • ТМ-4R • U-18R • Н-22R • Н-26R • Н-27R
Сторожевой корабль «Ураган» • «Жемчуг» • «Туман»
Торпедный катер Г-5 • Д-3 • «Комсомолец»
Тральщик «Фугас» • «Владимир Полухин» • проект 253Л

Примечания: S: Единственный корабль в классе; R: Корабль полученный в качестве репараций или трофея; L: Корабль поставленный по ленд-лизу; X: Недостроен; P: Нереализованный проект;

Характеристики прочего вооружения

С ЗРК решили особенно не увлекаться, оставив хорошо зарекомендовавшие системы. Основное артиллерийское вооружение — пара 100-мм автоматических установок с радиолокационным обнаружением потенциальных целей. Нужно помнить, что крейсер «Киров» проекта 1144 был первым и последним кораблем, на который устанавливали это вооружение. После него стали монтировать 130-мм артиллерийские спаренные автоматические установки. В качестве средства самообороны используются восемь шестиствольных автоматических пушек.

Начиная с «Нахимова» артиллерийские и ракетные комплексы самообороны совместили, сделав ПРО корабля намного надежнее. Цель также обнаруживается методом радиолокации, но на нее наводится не только артиллерийское, но и ракетное вооружение. Можно считать, что атомный крейсер «Киров» имеет двухуровневую противовоздушную защиту, тогда как на остальных кораблях серии она трехуровневая.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector