Гаубица д-20

История создания

Из тяжёлых орудий корпусного-армейского звена Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) досталась от русской армии 152-мм осадная пушка образца 1910 года. Это орудие было спроектировано французской фирмой «Шнейдер» (Schneider) для Российской империи и использовалось в Первой мировой и Гражданской войнах. К 1930-м годам оно явно устарело и было подвергнуто двум модернизациям — в 1930 и 1934 годах. Модернизации существенно улучшили характеристики пушки обр. 1910 г., но, тем не менее, она не вполне удовлетворяла требованиям своего времени, главным образом по мобильности, максимальному углу возвышения и скорости наводки. В 1935—1936 годах конструкторское бюро (КБ) завода № 172 (Пермский завод) в Мотовилихе пыталось продолжить модернизацию орудия, однако Главное артиллерийское управление (ГАУ) не поддержало эти работы, и они были прекращены. Началось проектирование нового орудия.

В КБ завода № 172 были спроектированы две гаубицы-пушки — МЛ-15 и МЛ-20. Над проектированием МЛ-20 работала группа инженеров под руководством известного советского конструктора-оружейника Ф. Ф. Петрова, причём первоначально работы над этим орудием велись в инициативном порядке, тогда как МЛ-15 создавалась по заданию ГАУ. Оба орудия имели многочисленные заимствования от 152-мм пушки обр. 1910/34 гг. — ствол с затвором, противооткатные устройства. МЛ-20 также имела с этим орудием общий колёсный ход, подрессоривание и станины, а у МЛ-15 эти элементы конструкции были разработаны заново.

В апреле 1936 года первый образец МЛ-15 был направлен на полигонные испытания, однако их не прошёл и был отправлен на доработку. В марте 1937 года МЛ-15 вышла на повторные полигонные испытания, которые прошли без замечаний. МЛ-20 вышла на полигонные испытания 25 декабря 1936 года, а в следующем году — на войсковые. По итогам этих испытаний МЛ-20, после устранения недостатков, в основном касающихся лафета, была рекомендована к принятию на вооружение. 22 сентября 1937 года МЛ-20 была принята на вооружение под официальным названием «152-мм гаубица-пушка обр. 1937 г.».

С сегодняшней точки зрения выбор МЛ-20 вместо МЛ-15 труднообъясним. Автор публикаций в области отечественной артиллерии А. Б. Широкорад полагает, что МЛ-15 имела явные преимущества перед МЛ-20 — она была существенно легче (в походном положении на 600 кг, в боевом — на 500 кг) и была более мобильна (скорость возки — до 45 км/ч). С другой стороны, МЛ-15 имела более современную и сложную конструкцию лафета. В других источниках утверждается, что выбор был сделан из экономических соображений — для МЛ-20 уже была готова технологическая оснастка.

Описание

Чтобы понять, почему представленное оборудование пользуется таким спросом, нужно рассмотреть техническое описание двигателя УТД-20. Этот мотор славится своей надежностью. В его конструкции предусмотрено жидкостное охлаждение. Впрыск топлива производится непосредственно. При этом представленный агрегат прост в эксплуатации. Он отличается длительным сроком эксплуатации. Еще одним достоинством является неприхотливость к топливу, на котором может работать система.

Применение на коленчатом валу подшипников качения вместо подшипников скольжения является отличительной особенностью представленного агрегата. Это техническое решение позволило упростить процесс эксплуатации мотора. Он стал надежнее.

Рассматривая характеристики двигателя УТД-20, следует отметить, что представленный силовой агрегат имеет рабочий объем 15,9 л. Это наделяет дизельную установку замечательными тяговыми качествами. Поэтому мотор применяли на танковой технике и устанавливают и сейчас на грузовых автомобилях. С минимальными изменениями этот двигатель устанавливали на КамАЗе и прочей специальной автотехнике. Рассматривая ТУ на сборку двигателей УТД-20, а также рекомендации относительно проведения его ремонта, можно отметить простоту этого процесса.

Особенностью представленного мотора также является отсутствие системы слива дизтоплива. У него нет обратки, которая применяется в большинстве силовых агрегатов подобного типа. Недостатком системы является отсутствие пусковой системы в зимний период. Это усложняет процесс эксплуатации транспортного средства. В это время могут возникать проблемы, связанные с замерзанием дизтоплива. В последующей модификации мотора 20С1 подобная система уже была предусмотрена. Это позволило эксплуатировать мотор при температуре до -20°С. Здесь конструкторы предусмотрели наличие бесфорсуночного факельного подогрева входящего потока воздуха.

Так как мотор изготовлен из качественного металлического сплава, он может применяться в условиях повышенных нагрузок. Двигатель является устойчивым к перегреву.

Операторы [ править ]

Карта операторов D-20 в синем цвете с бывшими операторами в красном

Текущие операторы править

  • Ангола — 4 по состоянию на 2016 год
  • Армения — 34 по состоянию на 2016 год
  • Азербайджан — 24 по состоянию на 2016 год
  • Болгария — 44 по состоянию на 2016 год
  • Эфиопия — 20
  • Грузия — 12 получено из Болгарии в 2009 г.
  • Китайская Народная Республика — Тип 66
  • Республика Конго —
  • Венгрия — 18 по состоянию на 2016 год
  • Иран — 30 по состоянию на 2016 год
  • Ирак — Все было уничтожено во время вторжения 2003 г. , новые модели закуплены в Болгарии в 2015 г.

     Иракский Курдистан

  • Лаос — В строю с января 2019 года.
  • Молдова — по состоянию на 2016 год
  • Мьянма — 35 доставлено в 2009 году из КНДР.
  • Никарагуа — 12 в строю и 30 в запасе по состоянию на 2016 год
  • Нигерия — 4 M81 / M85 из запасов румынской армии. [ необходима цитата ]
  • Россия — 1075 по состоянию на 2016 год
  • Румыния — румынская армия имеет 247 гаубиц M81 и 103 гаубиц M85.
  • Шри-Ланка — 46 Type 66 по состоянию на 2016 год
  • Сирия —
  • Туркменистан — 72 по состоянию на 2016 год
  • Украина — 130+ по состоянию на 2016 год
  • Вьетнам —

Бывшие операторы править

  • Албания — 90 Тип 66 поставлялись с 1968 по 1973 год
  • Беларусь
  • Куба — 100, поставка с 1972 по 1974 год
  • Восточная Германия — 137 поставлено в 1974-1975 , после объединения Германии перешло к Германии .
  • Египет — 300 поставлено в период с 1964 по 1970 год
  • Финляндия — 126 куплено у бывшей ГДР в 1991 году. Снято с производства в 2017 году. Известен как 152 H 55 .
  • Германия — прекращено.
  • Казахстан [ необходима ссылка ]
  • Северная Корея — 200, возможно, поставлены Китаем в 1972-1975 гг.
  • Советский Союз — передан государствам-преемникам.
  • Узбекистан [ необходима ссылка ]
  • Югославия — 36 поставлено в 1971 г.

Зачем нужны добавки

Казалось бы, если все эти «присадки» настолько ухудшают эксплуатационные качества готовых бетонных конструкций, зачем их вообще вводить? Тем не менее, они включаются в смесь не ради удешевления.

«Чистые» цементные смеси характеризуются достаточно средней устойчивостью к агрессивным факторам из внешней среды. Они плохо переносят резкие перепады температур, особенно в условиях с холодными зимами или даже вечной мерзлотой. Они не очень хорошо справляются с постоянным воздействием влаги

И дополнения к составу смеси помогают материалу стать практичнее.
Положительные эффекты от «присадок» бывают следующими:
Повышенная устойчивость к постоянному или кратковременному воздействию влаги, в том числе почвенной или естественным образом формирующейся в подвалах и подобных углублениях;
Способность противостоять появлению и действию коррозии, что особенно важно для железобетонных конструкций и прокладываемых сквозь плиты перекрытия различных инженерных коммуникаций;
Внутренняя прочность, которая проявляется при продолжительном действии низких температур и резких перепадах климатических условий.
Конечно, скорость застывания и механическая прочность у таких материалов будет ниже, чем у чистого клинкера, зато в некоторых эксплуатационных условиях они покажут себя надёжнее и долговечнее.

Как расшифровать маркировку

Прежде, чем выяснять, чем отличается цемент Д0 и Д20, разберемся в маркировках. В основном цемент состоит из клинкера. Это специальная масса, состоящая из высококачественной глины и известняка. Они обжигаются при температуре 1450 градусов, после чего превращаются в порошок – это и есть цемент. В некоторых случаях добавляют гипс, но не больше 1%.

Для получения определенных характеристик в цемент добавляют специальные добавки. Они придают смеси дополнительные полезные свойства, чаще всего цемент становится более устойчивым к низким температурам, воздействий влаги и коррозии.

Но добавки не всегда полезны. В некоторых работах предпочтительно использовать «чистый» цемент, более прочный и крепкий, в других (например, при отделке помещений) необходимы определенные свойства материала.

При обозначении марки цемента используют следующие обозначения:

  1. ПЦ – это портландцемент;
  2. Цифры (300, 400, 500) – прочность на сжатие, кг/кв. см;
  3. Буквы в конце номера указывают на специальные свойства. Например, Б – быстротвердеющий, Н – нормированный клинкер, ГФ – гидрофобный, ПЛ – пластифицирующий.

Пример. Цемент марки ПЦ400-Д20-ГФ – это портландцемент, который выдерживает вес до 400 кг на кв. см. В нем 20% добавок и он является гидрофобным (водонепроницаемым).

Стоит отметить, что по новому ГОСТу «Д0» и «Д20» не используются – эти обозначения сохранились с прошлого стандарта. Вместо этого указывают тип добавки: шлак (Ш), зола (З), известь (И).

Неисправности

НЕИСПРАВНОСТЬ ПРИЧИНА
Двигатель отказывается заводиться. Причиной подобного является неправильная работа топливной системы. Следует определить подается ли топливо в цилиндры, после чего можно вскрывать двигатель и проводить глубокую диагностику повреждения мотора.
Появилась течь из-под прокладки клапанной крышки. В данном случае ремонт заключается во вскрытии мотора и замене поврежденной прокладки.
Мотор дымит и потребляет много масла. Причиной являются прогоревшие поршни колец, что и приводит к существенному увеличению расхода масла.
Мотор потерял часть своей мощности, плохо держит обороты. Причиной может стать выход из строя топливного насоса высокого давления, который не обеспечивает качественную подачу топлива. Это неремонтопригодный элемент и требуется его полная замена.

Модификации

Д-20 находится на вооружении, по крайней мере в 13 странах и производилась по лицензии в КНР, как Тип 66 (или модернизированный вариант Тип 66-1). САУ на её базе известная, как Тип 83, была впервые представлена в середине 1980-х годов. Югославия также изготавливала пушку-гаубицу М84 NORA-A разработанную на базе Д-20, а Сербия спроектировала на основе 155-мм модификации М84 NORA-A САУ Nora B-52 на четырёхосном колёсном шасси FAP-2632.

Россия

Д-20М «Хитин» (Индекс ГАУ — 52-П-546М) — модернизированный вариант, оснащённый автоматическим досылателем, увеличивающим скорострельность до 7—8 выстр./мин. Модернизация выполнена ЦКБ «Титан». Предлагается на экспорт.

КНР

— Тип 66 (англ.)русск. — китайский вариант Д-20 производимый по лицензии. Модернизированный вариант известен, как тип 66-1. — Тип 83 — самоходная артиллерийская установка созданная на основе артчасти от гаубицы тип 66, по конструкции идентична САУ 2С3 «Акация».

Румыния

A411 — гаубица разработана Arsenal Armatei, в основном подобна Д-20. Данный вариант использует собственные 152-мм боеприпасы, которые (при длине ствола в 20,5 калибров) имеют максимальную дальность в 17,2 км (24 км со снарядом ОФ-550). В румынской армии A411 известна как 152-мм буксируемая пушка-гаубица M1981 (рум. Tun/Obuzier calibrul 152-mm tractat M1981).

Также, Румыния изготавливала 130-мм пушку A412 (на базе артчасти 130-мм китайского варианта пушки Д-74 тип 59-1) известную под обозначением M1982 (или M82) и 152-мм гаубицу A425 (по китайским технологиям) известную под обозначением M1985 (или M85), в которых применялся лафет от дуплекса Д-74/Д-20.

Боевое применение

Впервые гаубица-пушка МЛ-20 воевала в Монголии, во время боев на реке Халхин-Гол её снаряды сносили укрепления японских пехотных частей и артиллерийские батарей. Затем была Зимняя война и ДОТЫ-«миллионники» линии Маннергйма.

Именно там эта гаубица впервые опробовала себя в качестве пушки, бившей прямой наводкой по амбразурам замаскированных и неприступных бетонных укреплений. Уже тогда успели произвести полторы тысячи гаубиц-пушек МЛ-20, а затем началась Великая Отечественная война.

Во время ВОВ МЛ-20 использовалась в корпусной артиллерии для обеспечения артиллерийской подготовки на участках прорыва, для уничтожения важных или трудноподавимых целей. Для контрбатарейной стрельбы.

Это одно из наиболее сложных направлений ведения огня, требующее высокого качества расчетов и точности стрельбы. Корректировка в этом случае производится по данным предоставленным звуковой артиллерийской разведкой.

В артиллерии РГК гаубицы-пушки поддерживали все стратегически важные операции, уничтожали живые силы противника, вели артподготовку, уничтожали опорные пункты и фортификационные сооружения противника.

Кроме того захваченные немцами МЛ-20 обеспечивали оборону их «Атлантического вала».

Источники информации

Литература

  • Широкорад А. Б. Энциклопедия отечественной артиллерии. — Мн.: Харвест, 2000. — 1156 с.: илл. с. — ISBN 985-433-703-0
  • Широкорад А. Б. Бог войны Третьего рейха. — М.: АСТ, 2002. — 576 с.: 32 л. ил. с. — ISBN 5-17-015302-3
  • Иванов А. Артиллерия СССР во Второй мировой войне. — СПб.: Нева, 2003. — 64 с. — ISBN 5-7654-2731-6
  • Шунков В. Н. Красная Армия. — М.: АСТ, 2008. — 352 с. — ISBN 978-5-17-037177-8
  • Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Советские тяжёлые самоходные артиллерийские установки 1941—1945 гг. — М.: Экспринт, 2005. — 48 с. — ISBN 5-94038-080-8

Ссылки и примечания

  1. ↑ Широкорад А.Б. Энциклопедия отечественной артиллерии. — С. 654-655.
  2. Шунков В.Н. Красная Армия. — С. 123.
  3. ↑ Широкорад А.Б. Энциклопедия отечественной артиллерии. — С. 655-656.
  4. Желтов И.Г. и др. Танки ИС. Боевое применение. — (Танкомастер, спецвыпуск 2004 г.).
  5. ↑ Иванов А. Артиллерия СССР во Второй мировой войне. — С. 4-6.
  6. ↑ Шунков В. Н. Красная Армия. — С. 125.
  7. М. Коломиец. Бои у реки Халхин-Гол // Фронтовая иллюстрация, № 2, 2002
  8. Широкорад А. Б. Северные войны России. — М.: АСТ, 2001. — С. 631-632. — 848 с.
  9. Широкорад А. Б. Северные войны России. — М.: АСТ, 2001. — С. 684. — 848 с.
  10. ↑ Свирин М., Коломиец М. Курская дуга. — М.: ЭксПринт НВ, 1998. — 80 с.
  11. Military Balance 2007. — С. 196.
  12. Широкорад А. Б. Бог войны Третьего рейха. — С. 80.
  13. The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 218. — 450 p. — ISBN 1-85743-437-4

  14. The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 104. — 450 p. — ISBN 1-85743-437-4

  15. The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 358. — 450 p. — ISBN 1-85743-437-4

  16. The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 70. — 450 p. — ISBN 1-85743-437-4

  17. The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 234. — 450 p. — ISBN 1-85743-437-4

  18. The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 365. — 450 p. — ISBN 1-85743-437-4

  19. The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 134. — 450 p. — ISBN 1-85743-437-4

  20. The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 138. — 450 p. — ISBN 1-85743-437-4

  21. The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 177. — 450 p. — ISBN 1-85743-437-4

  22. ↑ Шунков В.Н. Красная Армия. — С. 124.
  23. ↑ Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Советские тяжёлые самоходные артиллерийские установки 1941—1945 гг.. — С. 1111.
  24. Широкорад А.Б. Энциклопедия отечественной артиллерии. — С. 1111.
  25. Свирин М. Н. Самоходки Сталина. История советской САУ 1919-1945. — М.: Яуза, Эксмо, 2008. — 384 с. — ISBN 978-5-699-20527-1
  26. ↑ Широкорад А.Б. Энциклопедия отечественной артиллерии. — С. 656-661.
  27. Широкорад А. Б. Бог войны Третьего рейха. — С. 348.
  28. Широкорад А. Б. Бог войны Третьего рейха. — С. 102.
  29. Широкорад А. Б. Бог войны Третьего рейха. — С. 103.
  30. Широкорад А. Б. Бог войны Третьего рейха. — С. 371.
  31. Чемберлен П., Дойл Х. Энциклопедия немецких танков Второй мировой войны: Полный иллюстрированный справочник немецких боевых танков, бронеавтомобилей, самоходок и полугусеничных машин 1933—1945. — М.: АСТ, Астрель, 2002. — 271 с. — ISBN 5-17-018980-Х
  32. Широкорад А. Б. Бог войны Третьего рейха. — С. 105-106.
  33. Guy Grançois. Le 155 mm Schneider des batteries mobiles de cote 1920-1945 // Guerre, Blindés&Matériel, № 91, 2010
  34. Широкорад А. Б. Бог войны Третьего рейха. — С. 78.
  35. Широкорад А. Б. Бог войны Третьего рейха. — С. 76-77.

Подобное оружие [ править ]

Румыния править

  • A411 — эта артиллерийская система была разработана Arsenalul Armatei и очень похожа на D-20. Однако у него другой снаряд калибра 152 мм, длиной 20,5 калибра и дальностью 17,2 км (24 км со снарядом ОФ-550). На вооружении румынской армии A411 известен как 152-мм буксируемая пушка-гаубица M1981 ( румынский : Tun / Obuzier calibrul 152-мм трактат M1981 ).
  • A412 — Лицензионный китайский Тип 59-1 с лафетом Д-20. На вооружении румынской армии A412 известен как 130-мм буксируемая пушка M1982 ( румынский : Tun calibrul 130-mm tractat M1982 ).
  • A425 — Еще один вариант, использующий лафет Д-20. Разработан в Румынии с использованием китайских технологий и по характеристикам аналогичен 2А65 «Мста-Б» . A425 имеет максимальную дальность полета 22–24 км. На вооружении румынской армии она известна как буксируемая 152-мм гаубица M1985 ( румынский : Tun / Obuzier calibrul 152-мм трактат M1985 ). Система предлагается на экспорт как Модель 1984 .

Бывшая Югославия править

Пушка-гаубица M84 NORA или NORA ( сербо-хорватский : novo oružje artiljerije ) — на основе конструкторской документации для D-20 и опыта производства 155-мм гаубицы M114 этот новый тип оружия с большей дальностью был разработан военными Технический институт Белграда . Хотя в нем сохранились некоторые элементы оригинальной лафеты, почти все остальное было переработано и модернизировано, начиная со ствола, который заменен новым стволом L / 39,7.

Какой цемент применяется в полусухой стяжке:

Для приготовления качественного раствора полусухой стяжки мы зачастую применяем портландцемент М500 / 400 Д0 — ЦЕМ I / ЦЕМ II эти самым мы можем достичь прочность стяжки пола от М150 до М200+ марочная прочность зависит от количества цемента в составе раствораСколько нужно цемента для бетонной полусухой стяжки пола? Для получения качественного раствора полусухой стяжки пола состав цемента по отношению к песку составляет от ¼ до 1/6 где одна часть цемента и 4 или 6 частей песка такое соотношение зависит от требования к марочной прочности стяжки пола 1/6 мы примерно получаем марку М150, а при пропорциях ¼ мы можем получить марку М200+Сколько нужно цемента для классической стяжки пола? В отличие от полусухой стяжки где в растворе соотношение цемента и песка равняется ¼ и 1/6 такое соотношение используется для того что бы полусухая стяжка не растрескивалась так как цемент забирает значительную часть влаги, а ее в полусухой стяжке минимальное количество, но в отличии от полусухой классическая стяжка затворяется большим количеством воды и соотношение песка и цемента составляет 1/3 а прочность готовой стяжки будет М300 но такой вид стяжке сильно подвержен усадке при застывании.

Как работает?

Как утверждают специалисты, чтобы привести гаубицу в боевое положение расчету понадобится не более трех минут. Одну станину оставляют в неподвижном положении, остальные раздвигают на 120 градусов. Благодаря такой конструкции лафета из орудия стало возможным осуществлять круговую стрельбу без его смещения.

Д-30 оборудована клиновым полуавтоматическим затвором. В течение одной минуты из данной артиллерийской единицы можно произвести до восьми выстрелов. Благодаря особой ствольной компоновке (дульный тормоз и накатник расположены в верхней части) линия огня снижена и составляет 900 м. Как утверждают специалисты, за счет сниженных габаритов Д-30 менее заметна. Благодаря небольшой линии огня, гаубица идеальна для противотанковой обороны.

Что такое клинкер и из чего вообще состоит цемент

Львиную долю состава цементной смеси занимает клинкер – специальная масса, которая производится из известняка и глины высокого качества. После обжига при температуре в 1450 градусов это сырьё превращается в порошкообразную массу. Она, в свою очередь, и является цементом – или же формирует связи в бетоне после замешивания и застывания. Также в него иногда добавляется гипс, но не более 1% объёма, чтобы не изменить эксплуатационные качества материала.

При производстве некоторых марок в смесь вводятся специальные модифицирующие добавки. Они изменяют свойства и эксплуатационные качества материала. Тем не менее, в некоторых случаях при строительстве эти «присадки» нежелательны, а цементный состав с ними применяется в первую очередь для отделочных и конструкционных работ, при которых высокая прочность не нужна.

Организационно-штатная структура

Изначально МЛ-20 предназначалась для корпусной артиллерии. Вместе с 122-мм пушкой обр. 1931/37 гг. (А-19) она составляла так называемый «корпусной дуплекс». В 1940—1941 гг. имелось три типа корпусных артиллерийских полков:

  • два дивизиона МЛ-20 и один дивизион А-19 или 107-мм пушек (24 гаубицы-пушки);
  • два дивизиона МЛ-20 и два дивизиона А-19 или 107-мм пушек (24 гаубицы-пушки);
  • три дивизиона МЛ-20 (36 гаубиц-пушек).

Вскоре после начала Великой Отечественной войны корпусная артиллерия была упразднена вместе со стрелковыми корпусами. Вновь она была возрождена во второй половине войны. По штату корпусные артполки во второй половине войны имели 122-мм пушки или 152-мм гаубицы, однако некоторые источники мемуарного характера свидетельствуют об использовании в них МЛ-20. Считалось, что корпусная артиллерия должна быть оснащена более мобильными орудиями, чем МЛ-20. В 1943 году на вооружение была принята 152-мм гаубица Д-1, которая стала основой корпусной артиллерии, а более мощную и менее мобильную МЛ-20 окончательно перевели в армейскую артиллерию.

С 1943 года МЛ-20 использовалась в артполках более крупной организационно-штатной единицы — общевойсковой армии. Общевойсковая армия имела артиллерийский полк из 18 МЛ-20. Гвардейские армии с начала 1945 года имели артиллерийскую бригаду из 36 МЛ-20.

Описание конструкции

Схема 152-мм гаубицы-пушки обр. 1937 года (МЛ-20): а — ствол; б — казённик с затвором; в — дульный тормоз; г — противооткатные устройства; д — щитовое прикрытие; е — колёсный ход; ж — станины

МЛ-20 являлась гаубицей-пушкой, то есть артиллерийской системой, у которой гаубичные свойства преобладают над пушечными. Орудие имело достаточно современную для своего времени конструкцию с лафетом с раздвижными станинами и подрессоренным колёсным ходом. Ствол выпускался в двух разновидностях — скреплённый и моноблок (в некоторых источниках упоминается и третий вариант — со свободной трубой). МЛ-20 оснащалась поршневым затвором, гидравлическим тормозом отката веретённого типа, гидропневматическим накатником и имела раздельно-гильзовое заряжание. Затвор имеет механизм принудительной экстракции стреляной гильзы при его открывании после выстрела и предохранитель, который запирает затвор после заряжания до производства выстрела. Если в силу каких-нибудь причин потребовалось разрядить орудие, то необходимо сначала переключить выключатель предохранителя для разрешения открывания затвора. Для облегчения заряжания при больших углах возвышения казённик МЛ-20 оснащён механизмом удержания гильзы. Спуск производится нажатием курка за спусковой шнур. Орудие имело механизм взаимной замкнутости, который препятствует открыванию затвора, если ствол не соединён должным образом с противооткатными устройствами. Для смягчения отдачи на противооткатные устройства и лафет МЛ-20 оснащалась мощным массивным дульным тормозом щелевидного типа. Накатник и откатник содержат по 22 литра жидкости каждый, давление в накатнике составляет 45 атмосфер

Отличительной особенностью МЛ-20 является уникальное сочетание различных углов возвышения и начальных скоростей снаряда, которые задаются выбором одного из тринадцати метательных зарядов. В результате орудие могло использоваться и как гаубица, стреляющая по навесной траектории с относительно небольшой скоростью снаряда, и как пушка — по настильной траектории с высокой скоростью снаряда. Орудие оснащалось как телескопическим прицелом для стрельбы прямой наводкой, так и артиллерийской панорамой для стрельбы с закрытых позиций

Лафет с раздвижными станинами снабжён уравновешивающим механизмом и щитовым прикрытием. Колёса металлические с резиновыми шинами (некоторые ранние орудия имели колеса со спицами и резиновыми грузошинами от пушки обр. 1910/34 гг.), рессоры пластинчатые. Возка орудия обычно производилась на лафете со стволом в оттянутом положении. Время перехода из походного положения в боевое составляло 8—10 минут. На небольшие расстояния система могла перевозиться с неоттянутым стволом со скоростью 4—5 км/ч. Лафет пушки МЛ-20 был признан нормализованным, получил обозначение 52-Л-504А и был использован при модернизации 122-мм пушки А-19. Для транспортировки МЛ-20 использовались тяжёлые гусеничные артиллерийские тягачи «Ворошиловец» и «Коминтерн», которые выпускались Харьковским паровозостроительным заводом — разработчиком и первым производителем знаменитого танка Т-34 и оснащались тем же двигателем В-2, что и «тридцатьчетвёрки»

Капитальный ремонт

Кроме обслуживания порой требуется выполнить более серьезное обслуживание мотора. Капитальный ремонт двигателя УТД-20 выполняют при наличии определенных неисправностей.

Если мотор не заводится, это объясняется неправильным функционированием топливной системы. Нужно определить, поступает ли горючее в цилиндры. После этого двигатель демонтируют и проводят глубокую диагностику.

Если определяется течь в области уплотнителя крышки клапана, нужно разобрать этот участок и заменить сальник.

Если много масла потребляется в ходе работы силового агрегата, оно дымит, эта неисправность может быть вызвана поршнями колец, которые прогорели. Это влечет за собой повышенный расход масла.

Мощность двигателя заметно снизилась, не может хорошо держать обороты. Чаще всего причиной такой неисправности является поломка насоса давления топлива. Он не может подавать горючее в нужном количестве. Насос нельзя отремонтировать. Поэтому приобретается новая помпа.

Операторы

Карта операторов D-20 в синем цвете с бывшими операторами в красном

Текущие операторы

  • Ангола — 4 по состоянию на 2016 год
  • Армения — 34 по состоянию на 2016 год.
  • Азербайджан — 24 по состоянию на 2016 год.
  • Болгария — 44 по состоянию на 2016 год
  • Демократическая Республика Конго — 6
  • Эфиопия — 20
  • Грузия — 12 получено из Болгарии в 2009 г.
  • Китайская Народная Республика — Тип 66
  • Республика Конго —
  • Венгрия — 18 по состоянию на 2016 год
  • Иран — 30 по состоянию на 2016 год
  • Ирак — Все было уничтожено во время вторжения в 2003 году , новые модели куплены в Болгарии в 2015 году.
  • Лаос — В строю с января 2019 года.
  • Молдова — по состоянию на 2016 г.
  • Мьянма — 35 поставлено в 2009 году из КНДР.
  • Никарагуа — 12 в строю и 30 в запасе по состоянию на 2016 г.
  • Нигерия — 4 M81 / M85 из запасов румынской армии.
  • Россия — 1075 по состоянию на 2016 год
  • Румыния — Румынская армия имеет 247 гаубиц M81 и 103 гаубиц M85.
  • Шри-Ланка — 46 Type 66 по состоянию на 2016 год
  • Сирия —
  • Туркменистан — 72 по состоянию на 2016 год.
  • Украина — 130+ по состоянию на 2016 год
  • Вьетнам —

Бывшие операторы

  • Албания — 90 Тип 66 поставлялись с 1968 по 1973 год
  • Беларусь
  • Куба — 100, поставлялись с 1972 по 1974 гг.
  • Восточная Германия — 137 штук, поставленных в 1974-1975 годах, после объединения Германии перешло к Германии .
  • Египет — 300 поставлено в период с 1964 по 1970 год.
  • Финляндия — 126 куплено у бывшей ГДР в 1991 году. Снято с производства в 2017 году. Известен как 152 H 55 .
  • Германия — прекращено.
  • Казахстан
  • Северная Корея — 200, возможно, поставлены Китаем в 1972-1975 гг.
  • Советский Союз — передан государствам-преемникам.
  • Узбекистан
  • Югославия — 36 поставлено в 1971 г.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector