Линейные крейсера типа «о». германия
Содержание:
- Модернизации и переоборудования
- Справочные материалы
- Основные походы «Гангута» («Октябрьской революции»)
- Возможные названия
- Вооружение
- Модули
- Энергетическая установка
- Сравнительная таблица проектов
- Литература
- Описание конструкции
- Подводные лодки
- Электрооборудование
- Проект инженера Гаврилова
- А если бы успели?
- Типы линейных крейсеров разных стран
- История появления
- Галерея
- Постройка и испытания
- D класс
- Заключение
Модернизации и переоборудования
top
0
Зима 1939 г. : Был установлен козырек на дымовую трубу для отведения дыма от носовой надстройки. Корабль получил «Атлантический форштевень». Ангар для гидросамолётов был увеличен в размерах, и на его крышу была установлена катапульта.
Лето 1939 г. : Грот-мачта была перенесена в корму корабля, установив треногу опорами вперед между катапультой и командно-дальномерным постом. Небольшая мачта-флагшток с этого поста была демонтирована
Конец 1939 г. : На корабле был установлен волнолом, на верхней палубе были установлены дополнительные водонепроницаемые люки. В декабре 1939 года на носовой надстройке был установлен радар FuMO 22.
Зима 1940 г. : На корабле была демонтирована катапульта на кормовой башне главного калибра.
Середина 1941 г. : На линкор были установлены два трёхтрубных торпедных аппарата снятых с крейсера Nürnberg.
Начало 1942 г. : На корабле были установлены две радиолокационные станции FuMO 27 вместо FuMO 22, еще один радар FuMO 27 был установлен в кормовой части корабля. Адмиральский мостик был сделан закрытым. Также корабль получил 4 × 4 и 2 × 1 — 20-мм автомата.
1942 г. : Был демонтирован якорь из форштевня, а клюз заделали. После августа, были проведены работы по закрытию адмиральского мостика. Также были демонтированы дальномеры с носовых башен главного калибра.
1943 г. : На корабле были установлены дополнительные станции радиотехнической разведки — FuMB 1, FuMB 3, FuMB 4, FuMB 7. Количество 20-мм автоматов (7×4 и 10×1) достигло 38.
1
Август 1938 г. : Ангар для гидросамолётов был уменьшен в размере.
Зима 1938-1939 гг. : Корабль получил «Атлантический форштевень». Был установлен козырек на дымовую трубу для отведения дыма от носовой надстройки.
Май-Июнь 1939 г. : На корабле был демонтирован флагшток и была установлена фок-мачта. Кормовой флагшток был перенесён на крышу ангара.
Октябрь 1939 г. : На вершине носовой надстройке был установлен радар FuMO 27.
Конец 1939 г. : Бортовые якоря были убраны вверх — на кромку палубы. На верхней части форштевня были установлены швартовые устройства.
Декабрь 1940 г. : На корабле был установлен волнолом.
Зима 1940 г. : На корабле были демонтированы кран и катапульта на кормовой башне главного калибра. В январе адмиральский мостик был сделан закрытым.
Январь 1941 г. : Одноствольные орудия C/30 калибром 20-мм были заменены на аналогичные орудия C/38. На башне орудий главного калибра №2 была установлена счетверённая 10-мм установка С/38.
Середина 1941 г. : На линкор были установлены два трёхтрубных торпедных аппарата снятых с крейсера Leipzig. Также были демонтированы дальномеры с носовых башен главного калибра. Были проведены работы по реконструкции ангара для гидросамолётов. В кормовой части корабля был установлен радар FuMo 27
Scharnhorst
1
Gneisenau
Справочные материалы
История изменений
- Доступен для тестирования супертестерами в игре начиная с версии 0.10.7.
- Доступен в раннем доступе в игре начиная с версии 0.10.9.
- Доступен для исследования всем игрокам в игре начиная с версии 0.10.11.
Историческая справка о Schlieffen
Проект GK5041 — проект быстроходного линейного корабля Императорских военно-морских сил Германии, разработанный в марте 1918 г. Проект учитывал опыт Ютландской сражения, являлся более крупным и чуть более быстроходным вариантом проекта GK4541. Проект носил оценочный характер и был скорее проработкой одного из вариантов будущего корабля, чем реально готовившийся к постройке.
читать полностью…
Основные походы «Гангута» («Октябрьской революции»)
Интересен тот факт, что грозные корабли нашей армии ни разу за время двух мировых войн – первой и второй – не встретились в бою именно с линкорами противника. Единственный бой был проведен «Севастополем» еще в Гражданскую войну, когда судно прикрывало эсминец «Азард» и отразило нападение целых семи британских эсминцев.
В общем и целом «Гангут» побывал в трех боевых походах на Балтику, где он обеспечивал минные постановки, затем на вооружении Красной Армии он получил новое название и был включен в состав Морских сил Балтийского моря. Принимал участие линкор и в советско-финской войне как огневая поддержка сухопутным войскам. Самой ответственной задачей линкора была защита Ленинграда.
В 1941 году, 27 сентября, в судно попала бомба весом в 500 кг, которая пробила палубы, разорвала башню.
Возможные названия
Возможные названия для первых 2 кораблей (Hutten и Berlichingen) были предложены Адольфом Гитлером во время задокументированных неофициальных разговоров.
Названия не были связаны со страной или личностями Третьего Рейха и потеря кораблей не так сильно бы отразилась на моральном духе народа.
Я думаю, что это очень поразительно, что такие люди, как Ульрих фон Гуттен и Готфрид фон Берлихинген мыслили дальше своего времени и были такими прогрессивными в своих идеях, и очень жаль, что в своей борьбе у них не было сильной и определённой доктрины, которая дала бы им необходимый моральный порыв и непоколебимость в своих принципах. Тем не менее, их полностью немецкое мировоззрение дает им право быть достойными уважения немецкого народа. Поэтому у меня есть предположение, что линейные корабли или другие крупные военные корабли, находящиеся в настоящее время в стадии строительства, должны быть названы в их честь. В честь таких людей, как Берлихинген, с другой стороны, вы можете назвать столько кораблей, сколько хотите; его популярность среди людей такая, что если любое число кораблей, несущих его имя, будут успешно потоплены, то крещение нового корабля с тем же именем будет всегда встречено аплодисментами. 4 июля 1942 года |
Раньше я планировал построить самую сильную эскадру линкоров в мире и намеревался назвать 2 из них Hutten и Berlichingen. Сейчас я очень доволен, что отказался от этой идеи. Если бы мы имели такую эскадру, то у нас было бы моральное обязательство использовать её. Какое практическое применение для неё будет сегодня? Ей было бы суждено играть роль «последнего из рыцарей». Развитие вооружений в эти дни настолько стремительное, что теперь «пехота морей» обретает первостепенное значение. Помимо подводных лодок, наша самая большая потребность заключается в небольших кораблях: мощных корветах, эсминцах и т.п — это те классы, которые ведут основную борьбу. Сегодня японцы обладают самым мощным линейным флотом в мире, но им очень сложно его применять по назначению. Для них самая большая опасность исходит из воздуха. Вспомните Bismarck. 19 июня 1943 года |
Такие названия как: Hindenburg, Friedrich der Große, Großdeutschland являются чистыми догадками и документально не подтверждены.
Вооружение
Артиллерийское вооружение
На палубе «Раумбота» 21-й флотилии, Норвегия, 1944
Первоначальное назначение «раумботов» не предполагало установки на них мощного наступательного вооружения. В результате первые катера-тральщики получили лишь по одному 20-мм зенитному автомату. Вторая серия «раумботов» получила уже по два автомата. С началом войны катерам-тральщикам пришлось заниматься патрульной и эскортной службой, что требовало вооружения, достаточного для уничтожения неприятельских катеров в открытом столкновении. На уцелевших катерах первых серий число 20-мм автоматов довели до 4, а на катерах R-25 — R-41 — до 6. При этом число автоматов даже на одном катере не было постоянным: при ремонтах или переоборудованиях их снимали и устанавливали в зависимости от возможностей ремонтной базы и необходимости установки дополнительного оборудования. Также, часть катеров во второй половине войны получила вместо Flak C/38 авиационные 20-мм пушки MG-151/20.
Начиная с R-41, «раумботы» получили 37-мм пушку, устанавливаемую на корме. Первоначально это была полуавтоматическая SKC 30, обладавшая превосходными баллистическими данными, однако низкой скорострельностью (около 30 выстрелов в минуту). В 1943 году, в связи с возросшей активностью авиации СССР и союзников, катерники начали требовать замены SKC 30 на более скорострельную автоматическую 37-мм пушку Flak M42. Однако замена началась в 1944 году и продолжалась до конца войны, в результате чего, например, «раумботы», воевавшие на Черном море, автоматических 37-мм пушек не получили.
Прочее вооружение
«Раумботы» стали универсальными кораблями немецкого «москитного флота», в связи с чем получали самые разнообразные комплекты дополнительного вооружения и оборудования. Все серии катеров получили развитое тральное вооружение, включая магнитные тралы, однако зачастую оно не устанавливалось, так как «раумботы» использовались преимущественно как патрульные и эскортные суда.
Глубинные бомбы WBG на борту немецкого катера
В стандартный набор вооружения «раумбота» входили 2 бомбосбрасывателя с шестью глубинными бомбами WBF (масса — 139 кг) либо WBG (масса — 180 кг). При этом при выполнении противолодочных задач (противолодочное патрулирование либо сопровождение конвоев, в особенности на балтийском и северном театрах) боекомплект глубинных бомб увеличивался. В то же время катера, использовавшиеся, например, при блокировании Эльтигенского десанта в ноябре 1943, глубинных бомб не получали и использовались исключительно как артиллерийские катера для борьбы с советской авиацией и снабжающими десант катерами.
Во второй половине войны часть «раумботов» получила ракетное вооружение — 86-мм неуправляемые зенитные ракеты RAG М42. Хотя относительно массовое их применение началось только в 1944, первые сообщения о применении этих ракет с «раумботов» начали поступать во время Керченко-Эльтигенской десантной операции в ноябре 1943. Также немецкий журнал кинохроники «Die Deutsche Wochenschau» публиковал съемки применения с катеров сухопутных реактивных минометов «Nebelwerfer».
«Раумботы» с самого начала войны использовались для постановки минных заграждений. Как правило, катера несли не более 10-12 мин. Кроме того, 12 катеров серии R-301 — R-312 получили по 2 533-мм торпедных аппарата. Эти корабли получили название «Geleit-Räumboote» («эскортный тральщик») и предназначались для защиты конвоев от крупных судов противника. Они отличались увеличенным водоизмещением (до 175 тонн), установкой трех двигателей вместо двух и наличием торпедных аппаратов. Во многом эти корабли приблизились к «шнелльботам», однако имели меньшую скорость и более мощное артиллерийское вооружение.
«Раумботы» в Заполярье
Модули
Максимальная скорость хода(уз) | (опыт) | () | ||
---|---|---|---|---|
ЭУ 200 000 л.с. | 34,1 | 2 000 000 |
Боеспособность(HP) | Башни главного калибра(шт.) | Башни вспомогательного калибра(шт.) | Точки ПВО(шт.) | Торпедные аппараты(шт.) | Вместимость ангара(шт.) | (опыт) | () | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Schlieffen | 76 100 | 4 | 8/12 | 12/12/3 | 4 | 3 000 000 |
Скорострельность(выст./мин) | Время поворота на 180°(с) | Максимальное рассеивание(м) | Максимальный урон ОФ снарядом(HP) | Вероятность поджога при попадании в цель ОФ снарядом(%) | Максимальный урон ББ снарядом(HP) | (опыт) | () | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
420-мм/50 SK L/50 в установке Drh LC/1918 | 2,2 | 30 | 214 | 4600 | 27 | 12 950 | 2 000 000 |
Увеличение дальности стрельбы(%) | Максимальная дальность стрельбы(км) | (опыт) | () | ||
---|---|---|---|---|---|
FKS Typ 10 Mod. 1 | 19,8 | 2 000 000 |
Скорострельность(выст./мин) | Время перезарядки ТА(с) | Время поворота на 180°(с) | Максимальный урон(HP) | Скорость хода торпед(уз) | Дальность хода торпед(км) | (опыт) | () | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
G7a T1 | 0,4 | 160 | 7,2 | 16 533 | 50 | 13,5 | 2 000 000 |
Энергетическая установка
Скорость была главным аспектом проекта линейных крейсеров типа «О». Обводы корпуса и мощность механизмов подобрали для обеспечения максимальной скорости 34 и крейсерской 19 узлов. С чисто дизельной установкой на полной мощности корабль бы смог давать всего 25 узлов, зато комбинированная дизель-паротурбинная обеспечивала и высокую максимальную скорость, и низкий расход топлива, и огромную дальность плавания — от 14000 до 15000 миль на скорости 19 узлов.
Восемь главных 24-цилиндровых дизелей двойного действия группировались по 4 на вал. Для подачи впускного воздуха в главные дизели, для привода водяных, топливных и смазочных насосов использовался еще 5-цилиндровый дизель с тем же диаметром и ходом поршней. Дизели были единой V-образной конструкции производства «Maschinenfabrik Augsburg Nurnberg AG» (MAN). Они были также известны как «двигатели карманных линкоров» и использовались как экспериментальные с 1940 года (мощность 13750 л.с., максимальная 15300 Л.С., удельный вес 12.5кг/л.с. и скорость вращения вала 450 об/мин.). Каждые 4 дизеля через общий редуктор приводили во вращение внешний гребной вал (диаметр винта 4,85 м), причем соединение двигателей с редуктором происходило через гидромуфты фирмы «Фоттингер», сглаживающие колебания числа оборотов выходного вала. Хотя проект так и не был реализован, фирма MAN провела успешные испытания прототипа двигателя, проработавшего непрерывно 300 часов.
Средний гребной вал (винт диаметром 4,9 м) приводился во вращение одним турбозубчатым агрегатом (ТЗА}. Четыре высокотемпературных котла высокого давления располагались в одном КО (снова желаниесэкономить вес!), что было весьма рискованно для корабля с такой слабой защитой. Котлы производства фирмы «Вагнер” обеспечивали подачу перегретого (460°) пара под давлением 55 атмосфер. Мощность на валу составляла бы 55 000 л-с (максимум 60 000). Устройство турбин соответствовало предыдущим типам линкоров: три турбины высокого и среднего давления располагались позади зубчатого редуктора и вращали боковые шестерни, а двухпоточная турбина низкого давления располагалась впереди редуктора и вращала центральную (верхнюю) шестерню. Изготавливать турбины должна была фирма «Brown Boveri». Для ускорения постройки на все три корабля собирались поставить ТЗА, уже заказанные для авианосца «В»
Авианосец посчитали менее важной боевой единицей, чем три линейных крейсера
Сравнительная таблица проектов
Характеристики | H-39 | H-40A | H-40B | H-41 | H-42 | H-43 | H-44 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Водоизмещение стандартное (т.) | 55 453 | 55 700 | 63 000 | 62 989 | 90 000 | 110 000 | 131 000 |
Водоизмещение полное (т.) | 62 497 | 65 600 | 70 000 | 74 799 | 96 555 | 118 110 | 139 272 |
Длина (м.) | 277,8 | 270 | 287 | 282 | 305 | 330 | 345 |
Ширина (м.) | 37,2 | 37,6 | 39,2 | 39 | 42,8 | 48 | 51,5 |
Осадка (м.) | 10,2 | 10,02 | 10,02 | 11,1 | 11,8 | 12 | 12,7 |
Мощность ЭУ (л.с) | 165 000 | 230 000 | 240 000 | 165 000 | 280 000 | 280 000 | 280 000 |
Макс. скорость (узл.) | 30 | 30,4 | 30,4 | 28,8 | 32,2 | 31 | 30,1 |
Главный калибр | 4×2 406-мм | 3×2 406-мм | 4×2 406-мм | 4×2 420-мм | 4×2 480-мм | 4×2 480-мм | 4×2 510-мм |
Вспомогательный калибр | 6×2 150-мм 8×2 105-мм | 6×2 150-мм 8×2 105-мм | 6×2 150-мм 8×2 105-мм | 6×2 150-мм 8×2 105-мм | 6×2 150-мм 8×2 105-мм | 6×2 150-мм 8×2 105-мм | 6×2 150-мм 8×2 105-мм |
Зенитное вооружение | 8×2 37-мм 6×4 20-мм | 8×2 37-мм 6×4 20-мм | 8×2 37-мм 6×4 20-мм | 8×2 37-мм 8×4 20-мм | 14×2 37-мм 10×4 20-мм | 14×2 37-мм 10×4 20-мм | 14×2 37-мм 10×4 20-мм |
Торпедное вооружение | 6×1 533-мм | 6×1 533-мм | 6×1 533-мм | 6×1 533-мм | 6×1 533-мм | 6×1 533-мм | 6×1 533-мм |
Авиация | 4 x Arado Ar.196 | 4 x Arado Ar.196 | 4 x Arado Ar.196 | 4 x Arado Ar.196 | 6-9 x Arado Ar.196 | 6-9 x Arado Ar.196 | 6-9 x Arado Ar.196 |
Литература
- Дашьян А. В., Патянин С.В. и др. Все линкоры Второй мировой. — М: Яуза, ЭКСМО, 2011. — ISBN 978-5-699-51001-6
- Балакин С. В., Кофман В.Л. Дредноуты. — М.: Техника-Молодёжи, 2004. — ISBN 5-93848-008-6
- Тарас А. Е. Энциклопедия броненосцев и линкоров. — М.: Харвест, АСТ, 2002. — ISBN 985-13-1009-3
- Паркс О. Линкоры Британской империи. Ч. VI. Огневая мощь и скорость.. — СПб.: Галея-Принт, 2007. — ISBN 978-5-8172-0112-3
- Паркс О. Линкоры Британской империи. Ч. VII. Эпоха дредноутов. — СПб: Галея-Принт, 2008. — ISBN 978-5-8172-0132-1
- Паркс О. Линкоры Британской империи. Ч. VIII. Последние властелины морей. — СПб: Галея-Принт, 2011. — ISBN 978-5-8172-0140-6
- Васильев А.М. Линейные корабли типа «Советский Союз». — СпБ: Галея-Принт, 2006. — ISBN 5-8172-0110-0
- Дашьян А. В., Патянин С. В., и др. Флоты Второй мировой. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2009. — 608 с. — 2500 экз. — ISBN 978-5-699-33872-6
- на английском языке
- All the world’s battleships. 1906 to the present. — London: Conway Maritime Press, 1996. — ISBN 0-85177-691-4
- Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1906—1921. — London: Conway Maritime Press, 1985. — ISBN 0-85177-245-5
- Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1922—1946. — London: Conway Maritime Press, 1980. — ISBN 0-85177-146-7
- Garzke W., Dulin R. British, Soviet, French and Dutch Battleships of World War II. — London: Jane Publising Company Ltd, 1980. — ISBN 71-106-0078-X
- Hore P. Battleships. — London: Lorenz Books, 2005. — ISBN 0-7548-1407-6
- Sandler S. Battleships. An illustrated history of their impact. — Santa Barbara, USA: ABC-CLIO, 2004. — ISBN 1-85109-410-5
- на немецком языке
Gröner, Erich. Die deutschen Kriegsschiffe 1815-1945 Band 1: Panzerschiffe, Linienschiffe, Schlachschiffe, Flugzeugträger, Kreuzer, Kanonenboote.. — Bernard & Graefe, 1982. — ISBN 978-3763748006
Описание конструкции
Схема бронирования
В связи с необходимостью создать в рамках 10 000 т. корабль с мощным вооружением, хорошим бронированием и достаточной скоростью, немецкие конструкторы старались экономить в весе, что привело к появлению двух трех-орудийных башен вместо трех башен с двумя орудиями. Такое решение позволило не только уменьшить общий вес, но и повысить остойчивость не снижая высоту бортов, что положительно сказалось на мореходных качествах.
Невозможность увеличения толщины брони без ухудшения других параметров крейсера должна была привести к невозможности вступать в артиллерийскую дуэль с более-менее серьезным противником. Однако удовлетворительную защиту удалось обеспечить грамотной схемой расположения броневых листов.
Энергетическая установка и ходовые качества
Схема расположения ЭУ
На корабле использовалось 8 дизельных 9-цилиндровых двигателей фирмы MAN мощностью 7100 л.с. каждый в качестве главной энергетической установки. Вспомогательная ЭУ состояла из четырех 5-цилиндровых дизельных двигателей M-5Z42/58, восьми дизель-генераторов по 270 кВт и двух паровых котлов. Энергетическая установка располагалась в шести отсеках (основная — попарно в четырех отсеках, в остальных вспомогательные двигатели по 2 на отсек). Это позволяло развить скорость 26-27 узлов. Максимальная дальность плавания экономическим ходом (10 узлов) составляла 18 000 — 20 000 миль.
Подводные лодки
Первоначально корабли этого класса расценивались скорее, как диверсионные
Однако необходимость быть на острие прогресса в любом случае заставляла уделять внимание развитию и подлодок. Только к 1911г был накоплен достаточный технический и тактический (учебный, конечно) опыт, чтобы можно было начать строить лодки серийно
В качестве основного был выбран проект Ганса Техеля, как имеющий большие боевые возможности. Вооружение составило 4 носовых и 2 кормовых 500 мм ТА. А вот с артиллерийским было сложнее. Первоначальный проект предусматривал только 7,5 см пушку. Но простое соображение, что не на каждую цель нужна торпеда, а калибр 7,5 см всё же слишком слаб, заставило искать альтернативы. В строй уже первые лодки стали вводить с 8,8 см орудием. Но после вступления первых лодок в строй были проведены эксперименты по установке 10,5 см орудия, оказавшиеся успешными (на лодки проекта Техеля действительно ставили такие пушки уже в ходе войны в реале).
И вот тут принцип поиска асимметричных путей заставил уделить большее внимание новому классу. Программа 1912г предполагала постройку не 72 лодок за 20 лет, как в РИ, а 120
Начиная с 1912г, ежегодно закладывались 6 лодок. Получалось к началу войны мало, но это неизбежно, поскольку раньше не получается разработать действительно боеспособный образец для тиражирования. Но всё же больше, чем в РИ.
Кроме того, разумным выглядит постройка хотя бы одной (а может и не одной) плавбазы гидросамолётов. Причём под эту роль можно переоборудовать старые крейсера, типа «Принца Генриха».
Электрооборудование
Максимальная мощность электрической сети оценивалась в 7360 кВт, для чего предназначались 2 турбо- и 2 дизель-генератора по 460 кВт и 6 дизель-генераторов по 920 кВт. Сеть освещения и электроприводов имела напряжение 220 В постоянного тока, но для части электрооборудования имелась и сеть 110 В переменного тока мощностью 460 кВт (1 дизель-генератор, стоящий перед главными дизелями). На кораблях «кригсмарине» не было случаев потери электроэнергии, поскольку германская практика всегда требовала 100%-ного дублирования. В боевых условиях нормальное потребление электроэнергии на борту равнялось 2760 кВт.
Проект инженера Гаврилова
Гаврилов предлагал построить самые мощные, так называемые предельные линкоры СССР. Фото показывает, что такие модели были небольшим по размерам, зато по техническим и эксплуатационным характеристикам были более эффективными. Согласно общей концепции, линкор представлял собой предельный корабль, технические характеристики которого были на грани достижимого уровня. Проект учитывал только самые мощные параметры вооружения:
- 16 орудий главного калибра 406 мм в четырех башнях;
- 24 орудия 152 мм противоминного калибра в казематах.
Такое вооружение вполне отвечало концепции русского кораблестроения, когда отмечалось удивительное сочетание максимально возможного артиллерийского насыщения с высокой скоростью при ущербе бронированию. Оно, кстати, было не самым удачным на большинстве советских линкоров. Зато двигательная установка корабля была одной из самых мощных, так как ее действие основывалось на турбинах-трансформаторах.
А если бы успели?
И. В. Сталина часто упрекали (и продолжают это делать) в том, что он не подготовил страну к отражению немецкого нашествия. В чем-то эти претензии можно считать обоснованными. Однако, учитывая сложившуюся в первые месяцы гитлеровской агрессии обстановку, сегодня можно сделать вывод о том, что даже самые современные и большие советские линкоры Второй мировой войны не могли бы повлиять на ход боевых действий, происходивших преимущественно на сухопутном фронте. Уже летом 1941 года оперативный район Балтийского моря, в силу у его географической особенности (закрытости), был закрыт минными заграждениями и блокирован подводными силами кригсмарине. Бывшие в строю линкоры СССР периода Второй мировой войны использовались в качестве стационарных батарей, аналогичных береговым. Своими тяжелыми орудиями главного калибра они наносили наступающему врагу ущерб, но авиация и дальнобойная артиллерия преуспела в этом больше. К тому же выход в море такого огромного корабля сопряжен с огромным риском. Он, как магнит, привлекает к себе все силы противника, который успокаивается, только пустив его ко дну. Скорбным примером могут служить многие линкоры периода Второй мировой войны, ставшие стальной могилой для своих экипажей.
Типы линейных крейсеров разных стран
Линейные крейсера Австралии
Список типов линейных крейсеров Австралии
Название типа | Кол-во, шт | Годы нахождения в строю | Полное водоизмещение, т | Скорость, узл. | Артиллерия, кол-во, калибр | Броня(пояс/палуба/барбеты/лоб башни ГК), мм |
---|---|---|---|---|---|---|
HMAS Australia (1911) | 1 | 1913 — 1921 | 22490 | 25 | 8х305, 16х102 | 102-152 / 38—64 / 178 / 178 |
Линейные крейсера Великобритании
Список типов линейных крейсеров Великобритании
Название типа | Кол-во, шт | Годы нахождения в строю | Полное водоизмещение, т | Скорость, узл. | Артиллерия, кол-во, калибр | Броня(пояс/палуба/барбеты/лоб башни ГК), мм |
---|---|---|---|---|---|---|
Invincible | 3 | 1908 — 1921 | 20750 | 25 | 8х305, 16х102 | 102-152 / 38—64 / 178 / 178 |
Indefatigable | 3 | 1911 — 1923 | 22490 | 25,8 | 8х305, 16х102 | 102-152 / 38—64 / 178 / 178 |
Lion | 2 | 1912 — 1920 | 31310 | 28 | 8х343, 16х102 | 102-229 / 64 / 203-229 / 229 |
HMS Queen Mary (1912) | 1 | 1913 — 1916 | 32160 | 28 | 8х343, 16х102 | 102-229 / 64 / 203-229 / 229 |
HMS Tiger (1913) | 1 | 1914 — 1931 | 33790 | 28 | 8х343, 12х102, 2×76 | 76-229 / 25-76 / 203-229 / 229 |
Courageous | 2 (перестроены в авианосцы) | 1916 — 1924 | 22922 | 32 | 4х381, 18х102, 2×76 | 51-76 / 19-76 / 76-178 / 178-229 |
HMS Furious (1916) | 1 (перестроен в авианосец) | 1917 — 1921 | 23257 | 31,5 | 2×457, 11х140, 2×76 | 51-76 / 19-76 / 76-178 / 178-229 |
HMS Hood (1918) | 1 (план 4) | 1920 — 1941 | 47430 | 31 | 8х381, 12х140, 4×102 | 152-306 / 19-76 / 127-305 / 279-381 |
Тип G3 | 0 (план 4) | — | 54774 | 32 | 9×406, 12×152, 6×120 | 305-356 / 76-203 / 279-356 / 330-432 |
Линейные крейсера Германии
Список типов линейных крейсеров Германии
Название типа | Кол-во, шт | Годы нахождения в строю | Полное водоизмещение, т | Скорость, узл. | Артиллерия, кол-во, калибр | Броня(пояс/палуба/барбеты/лоб башни ГК), мм |
---|---|---|---|---|---|---|
SMS Von der Tann (1909) | 1 | 1909 — 1919 | 23500 | 27,7 | 8х280, 10х150, 16х88 | 100-250 / 50 / 150 / 230 |
Moltke | 2 | 1911 — 1919 | 25400 | 28,4 | 10×280, 12×150, 12×88 | 100-280 / 25-76 / 230 / 230 |
SMS Seydlitz (1912) | 1 | 1912 — 1919 | 28550 | 26,5 | 10×280, 12×250, 12×88 | 100-300 / 30-80 / 230 / 250 |
Derfflinger | 3 | 1914 — 1919 | 31200 | 26,5 | 8×305, 12×150, 12×88 | 100-300 / 30-80 / 260 / 220-270 |
Mackensen | 0 (план 7) | — | 35300 | 28 | 8×350, 14×150, 8×88 | 100-300 / 30-80 / 120-290 / 215-320 |
Ersatz Yorck | 0 (план 3) | — | 38000 | 27,3 | 8х380, 12х150, 8х88 | 100-300 / 30-70 / 180-300 / 250-300 |
Проект O | 0 (план 3) | — | 36000 | 35 | 6×381, 6×150, 8×105, 8×37, 20×20 | 100-190 / 20-80 / н.д. / 210 |
Линейные крейсера Нидерландов
Список типов линейных крейсеров Нидерландов
Название типа | Кол-во, шт | Годы нахождения в строю | Полное водоизмещение, т | Скорость, узл. | Артиллерия, кол-во, калибр | Броня(пояс/палуба/барбеты/лоб башни ГК), мм |
---|---|---|---|---|---|---|
Проект 1047 | 0 (план 3) | — | 30851 | 34 | 9х280, 12х120, 14×40, 8×20 | 100-250 / 100 / 200-250 / 100-250 |
Линейные крейсера России/СССР
Список типов линейных крейсеров России/СССР
Название типа | Кол-во, шт | Годы нахождения в строю | Полное водоизмещение, т | Скорость, узл. | Артиллерия, кол-во, калибр | Броня(пояс/палуба/барбеты/лоб башни ГК), мм |
---|---|---|---|---|---|---|
Измаил | 0 (план 4) | — | 37234 | 26,5 | 12х356, 24х130, 4×64 | 125-237 / 38-75 / 148-248 / 300 |
Кронштадт | 0 (план 2) | — | 42831 | 32 | 6×380, 8×152, 8×100, 12×37 | 230 / 14-90 / 330 / 305 |
Сталинград | 0 (план 2) | — | 42300 | 35,5 | 9×305, 12х130, 24×45, 40×25 | 180 / 50+70 / 235 / 240 |
Линейные крейсера США
Список типов линейных крейсеров США
Название типа | Кол-во, шт | Годы нахождения в строю | Полное водоизмещение, т | Скорость, узл. | Артиллерия, кол-во, калибр | Броня(пояс/палуба/барбеты/лоб башни ГК), мм |
---|---|---|---|---|---|---|
Lexington | 2 как авианосцы (план 6) | — | 45354 | 33,3 | 8×406, 16×152, 4×76 | 127-178 / 38+57+51 / 127-229 / 152-279 |
Alaska | 2 (план 6) | 1944-1947 | 34260 | 33 | 9×305, 12×127, 56×40, 34×20 | 127-229 / 36+25+76 / 280-330 / 133-325 |
Линейные крейсера Турции
Список типов линейных крейсеров Турции
Название типа | Кол-во, шт | Годы нахождения в строю | Полное водоизмещение, т | Скорость, узл. | Артиллерия, кол-во, калибр | Броня(пояс/палуба/барбеты/лоб башни ГК), мм |
---|---|---|---|---|---|---|
Yavuz (1911) | 1 | 1914 — 1954 | 25400 | 28,4 | 10х280, 12х150, 12×88 | 100-280 / 25-76 / 230 / 230 |
Линейные крейсера Японии
Список типов линейных крейсеров Японии
Название типа | Кол-во, шт | Годы нахождения в строю | Полное водоизмещение, т | Скорость, узл. | Артиллерия, кол-во, калибр | Броня(пояс/палуба/барбеты/лоб башни ГК), мм |
---|---|---|---|---|---|---|
Kongo | 4 | 1913 — 1945 | 26952 | 27,5 | 10×406, 16×140, 6×120 | 76-203 / 25 / 76-254 / 229-254 |
Amagi | 1 как авианосец (план 4) | — | 47000 | 30 | 8×356, 16×152, 4×76 | 254 / 98 / 229-280 / н.д. |
Number 13 | 0 (план 4) | — | 47500 | 30 | 8×460, 16×140, 8×120 | 330 / 127 / н.д. / н.д. |
История появления
Линкоры являются качественным скачком развития броненосцев. До XX века самые мощные корабли — броненосцы обычно вооружались двумя или четыремя орудиями большого калибра (более 250 мм), значительным количеством орудий промежуточного (152-203 мм) и противоминного (до 102 мм) калибра. Такой набор вооружения позволял обеспечить максимальную силу огня на любой дистанции.
На рубеже веков появилось несколько факторов, способствующих появлению принципиального другого распределения вооружения:
- увеличение скорострельности и точности крупнокалиберных орудий, что позволяло вести огонь на дистанциях более 8 км;
- сложность одновременного наведения орудий разного калибра на дальних дистанциях вследствие разной баллистики снарядов и схожести всплесков от снарядов крупного и среднего калибров;
- развитие торпед, в результате чего броненосцам вести бои на дистанциях менее 3 км стало опасно;
- улучшение характеристик брони, в результате чего орудия среднего калибра оказывались неэффективными на больших дистанциях.
В итоге примерно в одно и тоже время в разных странах начали появляться идеи создания корабля, вооруженного максимальным количеством орудий крупного калибра, которые должны были обеспечить огневое превосходство корабля на безопасной от торпед дистанции. Для защиты от миноносцев сохранялись орудия только меньшего калибра (76 мм), которые за счёт большого количества и большой скорострельности должны были надёжно защитить корабль на малых дистанциях.
Помимо улучшения вооружения, в это же время началось активное использование паровых турбин, увеличивших скорость кораблей. Также происходило постепенное увеличение броневой защиты кораблей. Всё это в сумме позволило создать корабли, существенно превосходящие все созданные до этого.
Первым подобным кораблём стал построенный в 1906 году английский HMS Dreadnought, имя которого надолго стало нарицательным.
USS New York — первый линкор ВМС США, вооруженный орудиями калибром 356 мм
Галерея
Авианосцы | Graf ZeppelinX • IPV • JadePV • ElbeXV • SeydlitzXV • II PV |
Линейные корабли | Scharnhorst • Bismarck • HP • OP |
Броненосцы | Deutschland |
Тяжелые крейсера | Deutschland • Admiral Hipper • DX • PP |
Легкие крейсера | Emden • Königsberg • Leipzig • MP • SpähkreuzerP |
Эсминцы | 1934 • 1934A • 1936 • 1936A • 1936A (Mob) • 1936B • 1936CX • 1938A/AcP • 1938BP • 1941P • 1942X • 1944P • 1945P |
Миноносцы | 1923 • 1924 • 1935 • 1937 • 1939 • 1941X |
Торпедные катера | Schnellboot • Elbing • Torpedoboot Ausland |
Подводные лодки | I • II • VII • IX • X • XIV • XVII • XXI • XXIII • Seehund |
Вспомогательные крейсера | Orion • Atlantis • Widder • Thor • Pinguin • Stier • Komet • Kormoran • Michel • Coronel• Hansa |
Прочее | E-boats • Raumboot • минные тральщики типа M • эскортные корабли типа F • Vorpostenboot • Marinefährprahm • Siebel ferry • Sperrbrecher |
Примечания: X: не достроен; P: проект; V: конверсия из другого типа
курсивом обозначены отдельные корабли, обычным шрифтом − типы кораблей
Постройка и испытания
Название | Проектное название/название вовремя строительства | Место строительства | Заказан | Заложен | Постройка остановлена | Перезаложен | Спущен | Введён в строй | Стоимость постройки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Scharnhorst | D/Ersatz Elsass | Kriegsmarinewerft в Вильгельмсхафене | 25.01.1934 | 14.02.1934 | 5.07.1934 | 15.06.1935 | 3.10.1936 | 7.01.1939 | 143 471 000 рейхсмарок |
Gneisenau | E/Ersatz Hesses | Deutsche Werke в Киле | 25.01.1934 | 14.02.1934 | 5.07.1934 | 6.05.1935 | 8.12.1936 | 21.05.1938 | 146 174 000 рейхсмарок |
Линкор Scharnhorst достраивается на верфи в Вильгельмсхафене, Германия. 1937 г.
Новые линейные корабли и были заказаны 25 января 1934 года казённой верфи в Вильгельмсхафене. Они должны были представлять собой улучшенный тип Deutschland водоизмещением 18 000 т, с двумя 283-мм башнями главного калибра, четырьмя двухорудийными 150-мм орудиями и четырьмя 88-мм зенитными орудиями. Корабли заложили 14 февраля 1934 года. Но Адмирала Редера не устраивали проекты новых кораблей и 5 июля 1934 года ему удалось убедить Гитлера остановить постройку новых кораблей и увеличить водоизмещение кораблей до 26 000 т для установки третьей башни главного калибра.
6 июля 1934 года была проведена конференция на которой были рассмотрены различные варианты по изменению проекта двух новых линейных кораблей. Был выбран вариант с тремя 283-мм башнями главного калибра.
25 января и 25 февраля 1935 года новые корабли были перезаказаны, а и 1935 года были заложены на верфях Kriegsmarinewerft в Вильгельмсхафене и Deutsche Werke в Киле соответственно.
Во время строительства кораблей, стало ясно, что их водоизмещение будет существенно превышать проектные 26 000 т.
Scharnhorst был спущен на воду 3 октября 1936 года, вступил в строй 7 января 1939 года; Gneisenau был спущен на воду 8 декабря 1936 года, а вступил в строй 21 мая 1938 года. Стоимость постройки кораблей составила: и
Вследствие увеличения осадки кораблей по сравнению с проектной, броневая палуба оказалась ниже ватерлинии, хотя по проекту должна была находится выше неё.
Во время первых выходов в море стало ясно, что увеличение осадки и уменьшении надводного борта по сравнению с проектом привело к тому, что палубу кораблей часто заливало забортной водой.
При ходовых испытаниях линкора Gneisenau, было отмечено, что на высокой скорости прямым форштевнем образуется большая носовая волна которую корабль толкает перед собой. Также, из-за формы носовой части и расположения якорей, было отмечено сильное заливание забортной водой носовой части кораблей. Из-за этого, после ходовых испытаний было решено изменить форму форштевня. Корабли получили клиперный, или так называемым «атлантический» форштевень.
На Scharnhorst также было решено перенести якоря на кромку палубы и увеличить наклон форштевня.
Во время постройки кораблей активно обсуждали возможность их перевооружения в будущем. Были несколько вариантов: 3×3 — 305-мм орудия, 3×3 — 330-мм орудия, 3×2 — 380-мм орудия, 3×2 — 330-мм орудия, 3×2 — 350-мм орудия. Но эти планы так и не были реализованы.
Установка кормовой башни главного калибра на линкор Gneisenau
D класс
Компьютерная визуализация дизайна D-класса
В 1933 году немецкий диктатор Адольф Гитлер разрешил «Кригсмарине» заказать дизайн улучшенной версии крейсеров предыдущего класса Deutschland . Корабли предназначались для противодействия новой программе французского военно-морского строительства. Водоизмещение увеличилось до 20 000 длинных тонн (20 321 т), но Гитлер разрешил только увеличение брони, запрещая дополнения к главной батарее корабля. Был заложен только один из двух кораблей, но его отменили менее чем через пять месяцев после закладки киля. Было решено, что конструкции должны быть расширены, чтобы противостоять новым французским кораблям класса Dunkerque , которые требовали третьей тройной башни. Контракты на постройку обоих кораблей были заменены двумя линкорами класса « Шарнхорст» .
Корабль | Вооружение | Броня | Смещение | Движение | Расходы | Услуга | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Положил | Введен в эксплуатацию | Судьба | ||||||
D | 6 × 28 см орудия | 220 мм (8,7 дюйма) | 20,000 длинных тонн (20,321 т) | Турбинная силовая установка, 29 узлов (54 км / ч ; 33 миль / ч ) | — | 14 февраля 1934 г. | — | Работы остановлены 5 июля 1934 г., разложены. |
E | — | — | — | Работа не начата |
Заключение
Всю свою довоенную историю ВМС СССР старались взять на вооружение самый мощный корабль того времени.
Мнение эксперта
Исаак Якович Зельдер
Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.
Оставшиеся модели после Российской империи, хоть и были неплохи в свое время, но уже не отвечали новым мировым стандартам.
А свои, “доморощенные” создать не успели — где-то помешала война, а где-то уже сами линкоры потеряли свою актуальность, ведь во время Второй мировой они так и не смогли показать себя с какой бы то ни было хорошей стороны, а просто оказались плавучими жестяными банками, с кучей толком не используемого вооружения и крайне уязвимыми для атак авиации и мин.
Поэтому, можно сказать, конкретно своих, “made in USSR” линкоров в Советском Союзе так и не появилось. Но и те, что достались “в наследство”, смогли отлично сослужить свою службу.