Возвращение крейсера «маршал устинов»

Первый этап модернизации

Первоначально крейсер имел вполне пристойные тактико-технические характеристики и полностью отвечал боевым задачам, поставленным перед отечественным флотом. До 1994 года крейсер активно участвовал в боевой жизни флота, совершая длительные морские переходы. Корабль нес боевое дежурство в Средиземном море, неоднократно посещал с визитами порты на Восточном побережье США и Канады. В 1994 было принято поставить судно на планово-профилактический ремонт, который затянулся на долгие три года. Восстановлением боеспособности судна занялись корабелы судостроительного завода «Северная верфь» в Санкт-Петербурге. За это время корабль коснулась первая серьезная модернизация.

Первоочередным заданием было принято привести в порядок главный корпус, усилить на крейсере проекта 1164 «Маршал Устинов» узлы и агрегаты двигательной установки и оборудовать на судне новые системы пожаротушения. На судне установили новую, более мощную энергетическую установку, способную одновременно обеспечить экономичный ход и быстрый переход на форсированный режим. Помимо технологических мероприятий боевой корабль должен был получить новое вооружение.

Основной ударной силой РКР являлись противокорабельные крылатые ракеты «Базальт» (ПКР-500). Ракеты размещались в 16 пусковых контейнерах, расположенных стационарно на верхней палубе. Дальность полета крылатой ракеты составляла 500 км. При этом ракета выполняла полет к цели по сложной траектории, вводя в заблуждение РЛС противника и всю его систему ПВО. Масса боевой части ракеты могла достигать 1000 кг. Несмотря на внушительные боевые параметры, к середине 80-х годов ПКР П-500 «Базальт» перестала отвечать поставленным задачам. Системы ПВО иностранных флотов получили на оснащение новые противоракетные комплексы, способные сбивать советскую ракету во время его маршевого полета на больших высотах.

Однако модернизация основного ударного вооружения на РКР «Маршал Устинов» состоялась в ограниченном виде. Установка на судно более мощных крылатых ракет была произведена без замены пусковых установок СМ-248, которые оказались не пригодными для пуска крылатых ракет «Вулкан» в штатной комплектации. На оснащение крейсера поступили крылатые ракеты П-1000, оборудованные стартовыми двигателями от старых ракеты «Базальт». Соответственно дальность нового ударного вооружения оставалась на прежнем уровне. Новый противокорабельный комплекс на втором крейсере проекта 1164 получился в усеченном виде. Повысить дальность полета нового ракетного комплекса пытались за счет уменьшение веса боевой части, однако это свело на нет боевую эффективность данного класса вооружений.

На заметку: На третьем серийном ракетном крейсере «Варяг» изначально ставились ПКР «Вулкан», поэтому и пусковые контейнеры делались из жаропрочных материалов, обладавших большим ресурсом.

С новым вооружением отремонтированный крейсер проекта 1164 «Маршал Советского Союза Устинов» можно было считать вполне боеспособной боевой единицей, альтернативой тяжелым атомным ракетным крейсерам типа «Орлан» проекта 1144. Имея сопоставимое наступательное и оборонительное вооружение, российский корабль по боевой оснащенности стал соответствовать лучшим западным аналогам, крейсерам и эсминцам УРО.

Следует отметить, что модернизация корабля, проводимая в середине 90-х годов, совершенно не коснулась системы ПВО. На вооружении крейсера основным средством противовоздушной обороны так и остались всего 8 пусковых установок револьверного типа зенитно-ракетных комплексов «Форт», созданных на основе сухопутной ЗРК С-300. Ближний рубеж противовоздушной обороны осуществляли старые ЗРК «Оса-М», которые могли решать только ограниченный круг боевых задач. Нежелание усиливать средства борьбы с воздушной угрозой объясняется необходимостью как можно быстрее ввести крейсер в боевой состав флота. Переоснащение корабля на новые виды ПВО могло существенно замедлить и так затянувшийся ремонт.

Конструкция

Уже по внешнему виду, по архитектуре «Маршала Устинова» можно опознать в нём корабль, спроектированный в Советском Союзе. Длинный полубак, сильно наклонённый форштевень, мачты в виде пирамид и надстройки со скошенными гранями выдают происхождение. Такие обводы обеспечивают лучшую мореходность и снижают заметность для радаров. Силовая установка корабля – газовые турбины, из них две маршевые, для крейсерского хода, и четыре форсажные – для обеспечения максимальной скорости.

Тяжёлые противокорабельные ракеты П-500 «Базальт» по возможностям лишь немного уступали «Граниту» которым вооружались «Орланы». Поскольку на меньших по размеру «Атлантах» спрятать пусковые установки в корпус было невозможно, шестнадцать контейнеров с ракетами, размещённые вдоль бортов, стали самой заметной деталью внешнего облика кораблей. В том числе и «Маршала Устинова».

Установки для запуска зенитных ракет «Форт», защищающих корабли от любых воздушных целей на больших дистанциях, находятся под палубой, между дымовыми трубами и вертолётным ангаром. Ракеты «Оса», обеспечивающие обороны в ближнем радиусе, запускаются с установок по обе стороны от ангара.

Артиллерийское вооружение — универсальное, предназначенное как для ведения зенитного огня, так и для поражения слабозащищённых надводных и наземных целей. В его состав входит спаренная 130мм артустановка АК-130, находящаяся в носовой части и шесть 30мм автоматических пушек АК-630. Две из них расположены в носу, перед ходовым мостиком, и по две – с каждого борта у центральной надстройки.

Противолодочное оружие корабля включает в себя два торпедных аппарата калибра 533мм, из которых можно запускать и ракето-торпеды. Два бомбомёта РБУ-6000 находятся перед ходовым мостиком. Для борьбы с подводными лодками используется и базирующийся на ракетном крейсере вертолёт.

После модернизации корабля ракеты «Базальт» заменили на П-1000 «Вулкан». Возможна замена зенитных ракет на более современный комплекс С-400.

Комплекс «Вулкан» создавался специально для того, чтобы им можно было легко перевооружить корабли, вооружённые «Базальтом». От П-500 П-1000 отличается облегчённой конструкцией, за счёт которой повышена дальность стрельбы.

Пожертвовать пришлось массой боевой части и бронированием, зато теперь ракета может преодолеть гораздо больше расстояние, находясь на малой высоте и лучше маневрирует, уклоняясь от поражающих факторов.

Технические характеристики

Водоизмещение судна — 11 тысяч тонн при общей длине 187 метров. Главная энергетическая установка мощностью 113 тысяч л.с. обеспечивает максимальную скорость хода в 32 узла. Дальность похода — 8000 морских миль. Запас топлива и пропитания гарантирует месячное автономное плавание экипажу корабля (480 человек). На всем протяжении корпус имеет двойное дно, пространство которого заполнено топливными резервуарами.

«Маршал Устинов» — ракетный крейсер с выраженной трехостровной надстройкой. Фок- и грот-мачты выполнены в форме пирамидальных башен. Грамотное разнесение погребов боезапаса, оборудование их автоматизированными системами пожаротушения и затопления гарантирует плавучесть судна при критическом повреждении любых трех отсеков из четырнадцати (кроме машинных).

В кормовой части главной палубы расположены вертолетная площадка и ангар с 30-тонной антенной ЗРК «Форт».

Примечания[ | ]

  1. РИА Новости — Ракетный крейсер «Маршал Устинов» вышел в море после ремонта.
  2. Российские военные корабли возобновили патрулирование в Арктике — Интерфакс (проверено 22.07.2008)
  3. Ракетный крейсер «Маршал Устинов» начал патрулировать Арктику — Lenta.ru (проверено 22.07.2008)
  4. «Звёздочка» завершила заводской ремонт ракетного крейсера «Маршал Устинов» // ТАСС, 26 дек 2016
  5. Главными кораблями ВМФ останутся советские «старики» // Взгляд, 6 июня 2019
  6. Крейсер «Маршал Устинов» должен вернуться в ВМФ РФ в конце 2015 года // РИА «Новости», 1.12.2014
  7. Модернизированный крейсер «Маршал Устинов» передадут ВМФ в 2015 году // Sudostroenie.info (3.05.2015).
  8. Отремонтированный «Маршал Устинов» выйдет в море в третьем квартале 2021 года (рус.). ФлотПром. Дата обращения: 29 июля 2018.
  9. «Маршал Устинов» выйдет на ходовые испытания осенью (рус.). ФлотПром. Дата обращения: 29 июля 2021.
  10. Крейсер «Маршал Устинов» в конце октября начнет испытания в море после ремонта (рус.), ТАСС . Дата обращения 29 июля 2021.
  11. 2016-10-30 16:43:00 Zvezdochka_ru Zvezdochka_ru 2016-10-30 16:43:00 Zvezdochka_ruwrote. Ракетный крейсер «Маршал Устинов» вышел в море (англ.). Дата обращения: 29 июля 2021.
  12. 2016-11-30 14:01:00 Zvezdochka_ru Zvezdochka_ru 2016-11-30 14:01:00 Zvezdochka_ruwrote. Завершены испытания ракетного крейсера «Маршал Устинов» (англ.). Дата обращения: 29 июля 2021.
  13. Крейсер «Маршал Устинов» вернулся в строй после пятилетнего ремонта (неопр.) . Центральный Военно-Морской Портал. Дата обращения: 29 июля 2018.
  14. РК «Маршал Устинов» прибыл в главную базу Северного флота | Еженедельник «Военно-промышленный курьер» (неопр.) . vpk-news.ru. Дата обращения: 31 декабря 2021.
  15. Ракетный крейсер «Маршал Устинов» вернули в строй после 6-летнего ремонта (неопр.) . РБК. Дата обращения: 29 июля 2021.
  16. Отремонтированный крейсер «Маршал Устинов» отправился в Баренцево море (неопр.) . Центральный Военно-Морской Портал. Дата обращения: 29 июля 2018.
  17. Крейсер «Маршал Устинов» и БПК «Вице-адмирал Кулаков» взяли курс на Петербург (неопр.) . Центральный Военно-Морской Портал. Дата обращения: 29 июля 2018.
  18. Главный парад ВМФ в Петербурге: гордость над вольной Невой
  19. Крейсер «Маршал Устинов» отбил атаку истребителей Су-33 (неопр.) . Центральный Военно-Морской Портал. Дата обращения: 29 июля 2018.
  20. Крейсер «Маршал Устинов» завершил дальний поход и вернулся в Североморск (неопр.) . Центральный Военно-Морской Портал. Дата обращения: 8 мая 2020.
  21. Корабли Северного флота вернулись из Средиземного моря — Викиновости (рус.). ru.wikinews.org. Дата обращения: 8 мая 2020.
  22. 12 Крейсер «Маршал Устинов» и суда обеспечения Северного флота завершили дальний поход(неопр.) . mil.ru. Дата обращения: 8 февраля 2021.
  23. Совместные учения Северного и Черноморского флотов / kremlin.ru, 9 января 2020
  24. Крейсер «Маршал Устинов» получил электронное оружие, Российская газета (18 ноября 2016). Дата обращения 29 июля 2021.

Ракетное вооружение

Ожидается, что США в 2020 году примет на вооружение противокорабельную ракету большой дальности AGM-158C LRASM. Если радиус поражения теперешней Harpoon не превышает 280 км, то у ожидаемой ПКР она составит более 370 км. При пуске их из надводных кораблей (возможно, приближенной по показателям дальности к отечественной ракете П-700 комплекса «Гранит»). С воздушных самолётов-носителей F-35C, F/A-18E/F и B-1B на дозвуковой скорости будет использоваться модификация LRASM-А дальностью до 800 – 1000 км. В отличие от ещё разрабатываемых гиперзвуковых ракет (Россия 11 Маха и Япония 5), от данной американской разработки можно ожидать более совершенный аналог крылатой бестии Jassm (стелс-технологии из композитных материалов). Летом и осенью американцы провели успешные испытания, состоялись стрельбы (в том числе из подводного положения) – цель поражена высоко от ватерлинии. На протяжении десятилетий ЦРУ так и не смогли собрать данные о П-500 ПКРК «Базальт» и П-700 ПКРК «Гранит». Западные ракеты по-прежнему остаются уязвимы для отечественных систем ПРО, чего об их ПРО не скажешь.

Читайте Корвет «Совершенный»: пятый представитель проекта 20380

ПКРК П-500 и П-700 для проекта 1164

Выходит корабль «Маршал Устинов» с ПКРК «Базальт» (сверхзвуковые 2,5 Маха ПКР П-500) по-прежнему для НАТО соответствует данному ему прозвищу (как и всем остальным проекта 1164) – «Убийца авианосцев». Перехватить её невозможно из-за скорости, траектории полёта, применения РЭБ и бронирования. Целеуказание обеспечивали системы корабля и авиации. Изначально использован принцип наведения на цель «Пустил и забыл». Забавно, в годы СССР выход из ситуации натовцы нашли простой – не приближаться к нашему РК (Москва, Устинов, Варяг) и ко всем кораблям с этим типом оружия, т.е. на 500 км. Комплекс «Гранит» (П-700) – это улучшенный «Базальт», с совершенной системой наведения, обмена данными между ракетами, с радиусом поражения до 550 км. И это не всё, известная уже всем ПКР «БраМос» (она же П-800) даёт нам и Индии дальность 800 км.

Чего ждать от перевооружения «Маршала Устинова» 2016

Что же тогда говорить о П-1000 ПКРК «Вулкан» (разработка В.Н.Челомея и Г.А.Ефремова 1987 г.), которыми перевооружаются наши крейсера. Представим себе РК «Маршал Устинов», выпустивший сразу 8 таких ракет. Ведущая ракета находится выше ведомых (низколетящих, неуязвимых для дальних ЗРК). Если, вдруг её сбили, то место ведущей занимает одна из ракет. Эти ракеты самостоятельно выбирают заданные им при запуске цели (заранее заданы только тип и класс корабля, и конкретно его часть – носовая, кормовая, центральная). Если одна ракета уже выбрала свою цель, то эти данные поступают остальным, которые уже выберут другую цель (каждая свою). Исключение может быть в случае атаки на большой корабль, если эсминцам может хватить 1-й ракеты, то авианосцам положено получить 3.

Именно РК «Маршал Устинов» произведут замену ПУ (пусковой установки) на жаропрочную – дальность поражения в таком случае будет максимальная – 1000 км. У «Москвы» и «Варяга» останутся пока стартовые ускорители П-500, а это радиус до цели 700 км. (тоже П-700 «Вулканы»). Используются все средства наведения на цели: корабля, вертолёта, самолёта, спутника. Боевая часть 11,7 метровой ракеты с размахом крыла 2,6 м фугасно-кумулятивная 500 кг или ядерная в 350 кт. Диаметр её 0,88 м. Точность попадания с погрешностью в 1 метр при запуске 2-х ракет в одну точку. По обоим бортам расположены по 8 пусковых установок, с возможность одновременного пуска сразу 8 ракет. Остальное вооружение, возможно, останется тем же, и здесь ждём от ВПК улучшений

Читайте Атомная подводная лодка «Дмитрий Донской»

История разработки проекта

Официальной датой начала разработки проекта является 20 апреля 1972 года, когда было принято решение Комиссии при Совете Министров СССР по военно-промышленным вопросам № 87. Тактико-техническое задание на эскизный проект 1164 «Атлант» было выдано Северному ПКБ в октябре 1972 года. Главным конструктором был назначен директор Северного ПКБ А. К. Перьков (с 1979 года — Мутихин, Валентин Иванович), главным наблюдающим от ВМФ — капитан 2 ранга А. Н. Блинов. При полном водоизмещении 10 000 тонн предполагалось вооружить крейсера этого проекта 12-ю ПУ КР «Базальт», 8х8 ЗРК С-300Ф, 2 ЗРК «Оса», 2х1 100-мм АУ АК-100, 2х5 ТА, ЗАК самообороны АК-630. В декабре 1972 года эскизный проект был рассмотрен. Технический проект был утверждён 21 августа 1974 года.

Описание конструкции крейсера проекта 1164

По конструкции крейсера пр. 1164 – это длиннопалубные суда с развитой трехостровной надстройкой, пирамидальными башнеподобными фок- и грот-мачтами. Для улучшения мореходности и остойчивости ракетного крейсера шпангоуты корпуса обладают сильным развалом, а форштевень имеет сильный наклон. На всем протяжении крейсера имеется двойное дно (где находятся топливные цистерны). Основные погреба боезапаса разнесены по всему крейсеру, разделены переборками и оборудованы системами орошения и затопления. Данные меры направлены на обеспечении непотопляемости и живучести корабля и обеспечивают непотопляемость судна при затоплении 3-х любых отсеков, кроме машинных отделений. Крейсер обладает комплексом защиты по физическим полям, а также локальной конструктивной защитой в районе погребов боезапаса, боевых постов и ГКП.

В первом отсеке корабля, по носовую таранную переборку находятся кладовые и вспомогательные помещения. Во втором отсеке, ниже ватерлинии расположена выгородка гидроакустической станции «Платина», выше ватерлинии – шпилевая, цепной ящик и кладовые. Третий отсек корабля почти полностью занят под подбашенное отделение и погреба для 130-мм артиллерийской установки, а также боевые посты и вентиляторные. Четвертый отсек крейсера отведен под каюты и кубрики с агрегатными помещениями в трюме. В пятом отсеке, кроме жилых помещений, находится погреб боезапаса для глубинных бомб. В шестом отсеке крейсера находится БИУС, боевой информационный центр, которые соединяются с боевой рубкой специальным командирским лифтом. В седьмом отсеке находятся вспомогательные механизмы крейсера. В восьмом отсеке расположено носовое машинное отделение с редукторами, маршевыми турбинами, ТУК и паровыми вспомогательными турбинами, установленными на общей рампе. В девятом отсеке располагаются вспомогательные механизмы.

В десятом отсеке находится кормовое машинное отделение с форсажными турбинами. В одиннадцатом отсеке снова вспомогательные механизмы. В двенадцатом отсеке – подпалубные погреба ЗРК «Форт» с пусковыми барабанами ракет, грузовой лифт и приводы и погреба системы постановки помех ПК-2 (с каждого борта). В 13 и 14 отсеках расположены кубрики команды, служебные и вспомогательные помещения, торпедные аппараты крейсера. В районе 300-310 шпангоутов находятся погреба и ПУ для ЗРК «Оса». Кормовой отсек крейсера, в основном, используется для хранения буксируемого антенного устройства и систем для его постановки и подъема, также здесь выгорожен ахтерпик (балластная цистерна).

В конструкции корабля используются наряду со сталью и сплавы алюминия. Элементы надпалубной надстройки крейсера в районах воздействия на них открытого пламени выполнены из стали, в то время как верхние конструкции для облегчения произведены из сплавов алюминия. На нижних ярусах расположены каюты старших офицеров, кают-компания и флагманский командный пункт. Блоки надстройки корабля обладают технологическими разрезами, для того чтобы они не включались в общую прочность корпуса судна и не трескались из-за напряжений изгиба. Развитые дымоходы крейсера, обладают системами воздухозабора и расположены поперек крейсера. Сразу за ними смонтирован кран, обладающий грузоподъемностью в 8,5 тонн.

Газотурбинная установка ракетного крейсера состоит из 2-х агрегатов М-21, каждый из которых включает в свой состав 2 форсажных (или основных) газотурбинных реверсивных двигателя, которые работают на спаривающий односторонний редуктор, а также 1 маршевый газотурбинный реверсивный двигатель, который работает на двухскоростной редуктор. Форсажные двигатели находятся в кормовом машинном отделении на однокаскадной амортизации, маршевые двигатели находятся в носовом машинном отделении и обладают двухкаскадной амортизацией.

Редукторы двух форсажных и маршевого ГТД подсоединены к одной линии вала с помощью неотключаемых звукоизолирующих муфт. Управление ГТД производится из центрального поста с помощью механической системы. Тепло отработавших газов (примерно 400°С) отбирается с помощью теплоутилизационного контура – ТУК и затем подается на специальные паровые котлы, которые приводят в движение дополнительно смонтированные паровые турбины, работающие на гребные валы через редуктор вместе с маршевыми газотурбинными двигателями, что позволяет добиться роста подаваемой на валы мощности с 6400 до 8000 л.с. и ведет к росту КПД главных механизмов на 12 процентов. Это самая комбинированная и сложная газотурбинная установка, используемая на современных боевых кораблях.

История «Атлантов»

Техническая документация проекта (руководители А.К. Перьков и В.И. Мутихин) была утверждена в августе 1974 года. Боевые суда этой серии предназначались для противодействия ударным группам и отдельным кораблям вероятного противника, укрепления поисковых противолодочных соединений, выполнения функций коллективной противовоздушной обороны в составе конвоев.

Судно было заложено в 1978 году, вторым по счету, как «Адмирал флота Лобов». В 1986 году корабль получил свое сегодняшнее имя и вошел в состав Северного флота.

Крейсеры «Москва» и «Варяг» несут службу, соответственно, на Черноморском и Тихоокеанском флотах России. Четвертый — «Украина», при разделе доставшийся Незалежной, так и не покинул верфи Николаева.

Текущее положение дел

За время пребывания на стапеле корабелы сумели восстановить противопожарную систему судна, привели в порядок узлы и агрегаты движительной установки. На судне были заменены валы, винты и отремонтированы успокоители качки. Корпус крейсера был полностью очищен от старой краски и перекрашен.

По завершению работ стапельных работ с корпусом, корабль был снова спущен на воду и переведен к достроечной стенке для проведения последующих ремонтно-восстановительных работ. Как оказалось, на корабле необходимо было заменить более 50% всех имеющихся корабельных коммуникаций. Назрела модернизация основных средств связи, обнаружения и навигационного оборудования. Что касается оборонительного комплекса боевого судна, то здесь работы были направлены на усовершенствование технического состояния пусковых установок ПКР «Вулкан». После модернизации на корабле будет присутствовать полноценная версия ПКР «Вулкан», способная значительно усилить боевую мощь крейсера. Дальность полета ракеты с нормальной боевой частью составит 1000 км.

Несмотря на то, что ремонтные работы должны были закончиться в 2014 году, в соответствии с условиями государственного контракта, сдача корабля постоянно переносилась. Только осенью 2016 года ракетный крейсер «Маршал Устинов» проекта 1164 типа «Атлант» начал проходить заводские испытания. Корабль снова прибыл на место постоянного базирования, где и предстояло пройти комплекс приемо-сдаточных испытаний.

По последним данным, ракетный крейсер проекта 1164 типа «Атлант» уже числится в составе Северного флота, создав вместе с ТАРКР «Петр Великий» основную ударную группировку ВМФ России на северном фланге. Новое навигационное оборудование и средства обнаружения целей позволили привести корабль в соответствии с современными требованиями, предъявляемые к современным военным судам.

Успехи и результаты прошедшей модернизации крейсера «Маршал Устинов» продемонстрировали широкие технические возможности для усовершенствования судов этого проекта. Оставшиеся РКР проекта 1164, крейсера «Москва» и «Варяг» могут быть модернизированы подобным образом. Такие масштабные мероприятия, по мнению руководства ВМФ России, не только продлят сроки эксплуатации боевых судов этого класса, но и усилят военно-морскую мощь России на Черном море и на Дальнем Востоке.

Проверят в походе

Завершен ремонт и модернизация ракетного крейсера «Маршал Устинов» проекта 1164 «Атлант». В воскресенье 30 октября крейсер вышел в море для выполнения программы заводских ходовых испытаний.

Как сообщает пресс-служба , работы по восстановлению технической готовности и отдельных работ по модернизации судна начались в 2011 году.

— За это время выполнена программа доковых работ, ремонт газотурбинных генераторов и главных двигателей с сопутствующими системами, общекорабельных систем, освидетельствование и ремонт магистрального кабеля с заменой задефектованных участков, — уточняет пресс-служба предприятия.

Модернизация также коснулась основных комплексов радиоэлектронного вооружения крейсера.

Планируется, что в ходе испытаний сдаточная команда, состоящая из специалистов «Звездочки» и представителей предприятий-контрагентов вместе с экипажем крейсера проведут проверку всех систем и механизмов в реальных морских условиях.

Как пояснили на судоремонтной верфи, переход к месту постоянного базирования ракетного крейсера «Маршал Устинов» запланирован на четвертый квартал 2021 года.

По словам официального представителя ЦС «Звездочка» Евгения Гладышева, при проведении ремонта крейсеров проекта 1164 корабелами во взаимодействии с десятками российских предприятий решены многие сложнейшие задачи: восстановлена и откорректирована конструкторская документация, выстроена эффективная система кооперации работ и поставок, отлажены технологические процессы и изготовлены сотни единиц технологической оснастки.

— Огромный опыт накоплен рабочими и инженерами верфи. Северодвинская верфь полностью готова к ремонту и других кораблей этого проекта — ракетных крейсеров «Москва» и «Варяг», — цитирует пресс-служба слова генерального директора «Звездочки» Николая Калистратова.

Отметим, что срок сдачи и окончания модернизации крейсера «Маршал Устинов» был немного сдвинут, так как предприятие долго ждало поставок дорогостоящего оборудования, которое было использовано при обновлении корабля.

Также, по сведениям источников из судостроительной отрасли, дело осложнялось тем, что доступ сотрудников предприятия к документации на корабль был несколько ограничен, так как «Маршал Устинов» был построен в начале 1980-х годов в украинском городе Николаев и вся документация осталась в филиале проектанта.

Справка «РГ»

«Маршал Устинов» — ракетный крейсер проекта 1164. Место базирования — Северный флот. Корабль заложен 5 октября 1978 года на Николаевском судостроительном заводе им. 61 коммунара под наименованием «Адмирал флота Лобов», спущен на воду 25 февраля 1982 года, вошел в состав флота 5 ноября 1986 года под наименованием «Маршал Устинов». Стандартное водоизмещение — 9800 тонн, полное — 11280 тонн, длина — 186,5 метра, ширина — 20,8 метра, высота — 42,5 метра, осадка — 7,6 метра, скорость — 32 узла, автономность — 30 суток, экипаж — 476 человек.

Имеет на вооружении 16 пусковых установок противокорабельного комплекса «Базальт», два пятиконтейнерных 533 мм торпедных аппарата, две реактивные бомбометные установки РБУ-6000, две сдвоенные 130 мм артиллерийские установки AK-130, 6 30 мм пулемета АК-630, две сдвоенные пусковые установки зенитно-ракетного комплекса «Оса-МА», восемь пусковых установок зенитно-ракетного комплекса С-300Ф «Риф». На борту располагается противолодочный вертолет Ka-25 (Ка-27).

Построенные корабли

Всего по проекту предполагалось строительство шести кораблей. Однако в итоге заложено было четыре крейсера, а достроено и введено в строй всего 3. Все корабли строились на заводе имени 61 коммунара в г. Николаев.

Название Заводской № Закладка Спуск на воду Сдача заказчику Флаг поднят Примечание
«Москва» 2008 6 ноября 1976 года 27 июля 1979 года 30 декабря 1982 года 30 января 1983 года Флагманский корабль ЧФ
«Маршал Устинов» 2009 5 октября 1979 года 25 февраля 1982 года 15 сентября 1986 года 21 сентября 1986 года Закладывался как «Адмирал флота Лобов»
«Варяг» 2010 31 июля 1979 года 26 июля 1983 года 25 декабря 1989 года 7 января 1990 года Флагманский корабль ТОФ
«Украина» 2011 28 июля 1983 года 11 августа 1990 года недостроен
«Октябрьская революция» 2012 15 ноября 1988 года недостроен Строительство прекращено в 1989 году. До 31 декабря 1987 года носил имя «Россия»

Головной корабль строили больше шести лет и сдали флоту 28 декабря 1982 года. Второй корабль при закладке в 1978 году получил название «Адмирал флота Лобов», третьему, заложенному в 1979 году, было предусмотрено имя «Комсомолец», однако смерть министра обороны маршала Советского Союза Д.Ф.Устинова в декабре 1984 года вызвала изменение названий всех строившихся крейсеров этой серии: «Адмирал флота Лобов» был переименован в «Маршал Устинов», «Комсомолец» стал «Червоной Украиной», а название «Адмирал флота Лобов» перешло на четвертый корабль, заложенный в 1986 году. По некоторым сведениям, в 1989 году был заложен ещё один крейсер проекта 1164, который должен был получить имя «Россия», но из-за недостатка средств его строительство было прекращено.

В мае 1995 года головной крейсер «Слава» переименовали в «Москву».

После развала Советского Союза «Червона Украина» был переименован в «Варяг».

«Адмирал флота Лобов» был присвоен Украиной, но попытки достроить его для ВМС Украины закончились неудачей. Совершенно ясно, что достроить, а тем более эксплуатировать даже один ракетный крейсер Украина не в состоянии. Тем не менее крейсер был переименован в «Украину» и формально в 1993 году вошёл в состав ВМС Украины. Решение о его достройке было принято в 1998 году, но оно так и осталось на бумаге и крейсер стоит у достроечной стенки завода, имея, якобы, готовность в 95 %. Рассматривались варианты продажи крейсера, однако было принято решение о его достройке при помощи России. В июле 2010 года постановление Верховной Рады Украины о присвоении названия «Украина» ракетному крейсеру утратило действие, за это проголосовали 247 депутатов Верховной Рады из 428. Также будет рассмотрен вопрос продажи крейсера России. По информации агентства «УРА-Информ. Донбасс», Россия, в свою очередь, уведомила Украину, что заберет крейсер только даром. В сентябре 2013 года Россия согласилась приобрести «Украину» за 1 миллиард рублей.

Командование ВМФ России намерено в 2012 году передать Тихоокеанскому флоту из состава Северного флота ракетный крейсер «Маршал Устинов». По словам источника агентства в Главном штабе ВМФ, «Маршал Устинов» «нужнее на таком масштабном и сложном театре военных действий, как тихоокеанский». Отдельные наблюдатели считают, что крейсер «Маршал Устинов» будет заменен на Северном флоте крейсером «Украина» (в случае, если он будет приобретен у Украины).

Двадцать пять лет в строю

В течение службы крейсер совершил три официальных визита на военно-морские базы Норфолк (Вирджиния, США), Мэйпорт (Флорида, США) и Галифакс (Канада). Дважды принимал участие в качестве флагмана в военно-морских парадах (Санкт-Петербург). Дважды крейсер «Маршал Устинов» выполнял боевые задачи в водах Средиземноморья.

За время боевых походов общей продолжительностью более тысячи суток пройдено 150 тысяч миль, совершено 370 учебно-боевых стрельб с применением всего арсенала. С 2008 года оберегал покой российских рыбаков, осуществляя патрулирование вблизи острова Шпицберген в Северном Ледовитом океане. Летом 2011 года крейсер «Маршал Устинов» направился на оборонные верфи ОАО «Звездочка» для проведения капитального ремонта и модернизации.

Противолодочная оборона

РБУ-6000

Две эффективные ракетные бомбомётные установки РБУ-6000 по-прежнему верно служат с 1961 года. Предназначение: уничтожение подлодок и торпед противника. Бомбы массой 120 кг. (96 шт.) погружаются за 11,6 сек. на 450 м. и в радиусе 6 – 50 м поражают подводную цель. Совершенствуются комплексы управления стрельбой, с целью повышения точности и скорости поражения.

Торпедирование неприятелей «Маршала Устинова»

Из 2-х пятитрубных торпедных аппаратов можно выпустить 10 торпед калибром 533 мм. Торпеды 7 м, массой 2 т, несут заряд 400 кг на расстояние 22 км скоростью 55 узлов. Торпедные аппараты могут пускать ракеты типа «Калибр» как по подводным целям, так и по надводным и наземным. Это дополнительная «радость» для «миролюбивого» НАТО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector