Ракета фау-2

Тайна монумента

Что касается американцев, то хотя они «Фау-2» на вооружение и не принимали, но изучили ее до последнего винтика. К этому делу они привлекли фирму General Electric. Трофейные «Фау-2» запускались в 1946–1951 годах на полигоне Уайт Сэндз (штат Нью-Мексико). Всего в этих испытаниях было использовано 67 ракет – успешных пусков оказалось 46. Кроме того, одну «Фау-2» запустили даже с палубы авианосца «Мидуэй» – правда, после пуска ракета развалилась. И хорошо, что не над самим авианосцем.

На основе «Фау-2» американцы создали несколько экспериментальных ракет. Полученный опыт и усилия команды фон Брауна позволили разработать в 50-е годы серийные боевые образцы – оперативно-тактическую ракету Redstone («Редcтоун» – «Красный камень»), которую в определенной степени можно считать аналогом нашей Р-2, и тактическую Corporal («Капрал»). Данные изделия, прослужившие в американской армии до середины 60-х, также можно считать прямыми потомками «Фау-2».

В 1962 году списанная ракета Р-1 была установлена в качестве памятника на полигоне Капустин Яр – в честь первого пуска здесь своего прототипа «Изделия Т». По понятным причинам у подножия этого памятника страсть как любили фотографироваться офицеры Национальной народной армии ГДР, которые в рамках Варшавского договора приезжали сюда вместе со своими оперативно-тактическими ракетными комплексами 9К72 (с ракетами 8К14) на учебные стрельбы.

Сегодня любой москвич или гость столицы может увидеть нечто похожее на ракету Р-1 (или, если угодно, на «Фау-2»), взглянув на монумент «Покорителям космоса» в Останкине. Стилизованный макет ракеты венчает параболический обелиск, устремленный в небо. Вряд ли, конечно, создатель монумента скульптор Андрей Файдыш-Крандиевский вкладывал какой-то конкретный технический смысл в этот макет, но получилось знаково.

Модификации самолета-снаряда Fi.103 (Фау-1)

  • Fi.103A-1 — первый серийный вариант.
  • Fi.103B-1 — упрощенный. Часть элементов конструкции выполнена из дерева, увеличен размах крыла. Серийно не выпускался.
  • Fi.103B-2 — опытный с боевой частью из взрывчатого вещества Trialen.
  • Fi.103C-1 — опытный с авиабомбой SC-1800 в качестве боевой нагрузки.
  • Fi.103F-1 — с увеличенной дальностью пуска до 370 км. Разработан в начале 1945 года. Испытания не проходил.
  • «Рейхенберг» I — пилотируемый вариант для лётчика-камикадзе. Отличался посадочной лыжей и небольшой кабиной перед воздухозаборником. Разработан в Немецком планёрном институте. Первый полёт в сентябре 1944 года, в боевых условиях не применялся.
  • «Рейхенберг» II — учебный. Отличался двухместной кабиной с двойным управлением.
  • «Рейхенберг» III — доработанный. Отличался закрылками и балластом на месте боевой части.
  • «Рейхенберг» IV — боевой вариант. Отличался наличием боеовой части. Переоборудовано 175 ракет Fi.103.
  • 10Х — советский аналог Fi.103. Разрабатывался в 1945-1946 годах в ОКБ-51 под руководством В.Н.Челомея.
  • JB-2 — американский аналог Fi.103.

Пилотируемый вариант Fi-103. Фау-1 так и не стал оружием возмездия, зато его любят моделисты.

Радиотехнические устройства управления ракеты Фау-2

Первоначально для определения скорости ракеты предполагали использовать радиотехническое устройстсво, основанное на
эффекте Доплера. Но от него отказались из-за слабой помехоустойчивости.

Опыты с управляемыми по радио ракетами велись в Германии с 1933 года. К 1939 году были разработаны радиотелеметрические
средства для дистанционного управления, а в 1941 году – впервые применены на ракете Фау-2.

Радиоуправление было необходимо для измерения скорости ракеты, для передачи команд выключения ракетного двигателя, для
определения места падения ракеты и для управления полётом ракеты по курсу. Для каждой функции радиоуправления
предназначалась отдельная радиолиния (радиотропа), причём все они разрабатывались отдельными частями. Поэтому аппаратура
была громоздкой и дорогой.

В первых системах радиотелеметрического управления использовался метод равносигнальной зоны. Те есть ракета должна
двигаться по строго определённому пути, задаваемому радиоустройством. В случае отклонения от этого пути приёмное устройство
на ракете принимает соответствующий сигнал, перерабатывает его в приёмнике и в смесительном устройстве «Мишгерет», откуда
поступает к рулевым машинкам, которые с помощью газовых рулей возвращают ракету в нужное положениена заданной траектории
полёта.

Равносигнальная зона задаётся работой радионавигационной линии «Гавайя 1 В – Виктория». Наземный передатчик «Гавайя 1В»
работал на УКВ в диапазоне 5,8 — 6,8 м. Диаграмма излучения направлялась с некоторым смещением от «оси» траектории полёта
(0,7 градуса) в обе стороны попеременно (50 раз в секунду). Передающее устройство «Гавайя 1В» питало две антенны, отстоящие на
расстоянии 35 длин волн (300 м) одна от другой.

Ось равносигнальной зоны не должна была быть сдвинута больше, чем на 0,005 градуса. Источник переменного тока N= 15 кВт
питал передатчик «Хазе», который давал равносигнальную зону. Затем энергия высокой частоты проводилась через устройство
«Кабине», где измерялась мощность и коэффициент бегучести, к фазовому манипуляционному устройству «Пфад» и к антенне. На
борту ракеты для приёма равносигнальной зоны имелся приёмник «Виктория» и преобразователи «Мишгерет» («Das Mischgerät» — нем.
— электронное аналоговое вычислительное устройство) и др.

Для выключения двигателя ракеты и для измерения скорости на земле размещались передатчик «Неаполь» и приёмное устройство
«Салерис». На борту ракеты, соответственно, помещались передатчики «Палермо» или «Хазе», модулятор «Хейде», служащий для
выработки команды отсечки горючего, прибор маскировки «Хазум» и приёмопередатчик «Ортлер» («Das Ortler-Gerät» — нем.
— специальный приемопередатчик для дублирования частот радиоуправления ракетой) — для измерения скорости.

Антенна передатчика «Хазе» давала узкую диаграмму направленности в горизонтальной плоскости и широкий раствор – в
вертикальной. Это позволяло противнику обнаружить работу «Хазе» и создать помехи. Поэтому немецкие специалисты
спроектировали и создали установку «Гавайя -2», у которой вместо создания равносигнальной зоны в плоскости по направлению
полёта ракеты создавался ведущий луч, тоже представляющий собой равносигнальную зону. Обнаружить такой луч было очень трудно.
В системе «Гавайя-2» равносигнальная зона создавалась более короткими волнами, сначала 50 см, а затем 20 см. Для получения
узкого ведущего луча в параболическом зеркале антенного устройства измеряющий диполь помещался вне оси рефлектора. При
вращении диполя вокруг оси рефлектора формировалась конусообразная диаграмма излучения с равносигнальной зоной, совпадающей
с оптической осью рефлектора.

Считалось достаточной точностью попадание ракеты с радиотеле-механическим управлением при дальности 250 км равным ± 300 м
по азимуту. Но обычно такая точность попаданий ракетой Фау-2 не достигалась.

Кровные братья

В 1957 году в Лондоне вышла в свет очень толковая книжка научного сотрудника американского ракетного научно-исследовательского центра в Лос-Анджелесе Эрика Бургесса Guided Weapons («Управляемое оружие»). В следующем году в СССР, в Издательстве иностранной литературы вышел ее русский перевод «Управляемое реактивное оружие», причем без каких-либо цензурно-идеологических купюр.

Автор утверждал: «Русские ученые – специалисты по ракетной технике значительно усовершенствовали немецкий реактивный снаряд «Фау-2». Это было чистой правдой, ибо вслед за Р-1 появился усовершенствованный вариант «русской Фау-2» – ракета Р-2 (8Ж38). Она поступила в бригады особого назначения РВГК в 1954 году (что интересно, примерно тогда же ракеты Р-2 были переданы и Китаю).

Дальность полета Р-2 (по номенклатуре НАТО SS-2 Sibling, «Сиблинг» – «Кровный брат») составляла до 600 километров – в два раза выше, чем у Р-1. В 1956-м была создана опытная ракета Р-2М с ядерной боевой частью типа РДС-4 мощностью порядка 30 килотонн тротилового эквивалента.

Р-2, как и Р-1, тоже продержалась на вооружении недолго – до начала 60-х годов.

Некоторые американские аналитики полагали, что ВМФ СССР в 50-е годы получил на вооружение варианты этих ракет, буксируемые подводными лодками в специальных транспортно-пусковых контейнерах, которые задействовались бы при всплытии лодки на поверхность. Видимо, на такие мысли их натолкнуло то, что немцы во время войны пытались создать нечто подобное. Тут нужно заметить, что идея принять на вооружение флотский вариант Р-1 действительно рассматривалась в СССР. Разработчики проекта подводной лодки П-2 (1949 год) предусмотрели оснащение ее 12 ракетами Р-1, но не в буксируемых контейнерах, а непосредственно на самой субмарине во внутрикорпусных блоках. Старт подразумевался из надводного положения. Идея обогнала свое время, однако сам проект оказался слишком сырой, в том числе и с точки зрения технологических возможностей промышленности. Дать ему ход не получилось.

Последним же потомком «Фау-2» в СССР можно с известными оговорками считать значительно более совершенную первую отечественную стратегическую баллистическую ракету средней дальности Р-5. В ядерном, а затем термоядерном снаряжении мощностью от 40 килотонн до одной мегатонны она получила обозначение Р-5М (8А62М, в НАТО была известна как SS-3 Shyster, «Шайстер» – «Мошенник»).

Р-5М, состоявшая на вооружении в 1956–1968 годах, летала на этиловом спирте и жидком кислороде, но на дальность уже 1200 километров при круговом вероятном отклонении 3,7–6 километров.

Ну а задействованных в освоении в СССР «Фау-2» немцев, которые между прочим вместе с семьями жили на Городомле в специально выделенных им домах при завидном для абсолютного большинства советских граждан материальном достатке, в 1951–1953 годах отпустили восвояси, в Восточную Германию. Хотя часть из них впоследствии уехала в ФРГ.

Настало время гениальных идей

Первым делом развернули наземные и даже летающие(на базе В-17) станции помех. Упс! Глушить-то и нечего.

24 августа 1944 года ПВО выдала новую идею.А давайте поставим на пути летящей „Фау“ завесу из зениток шириной сорок километров». Пустяки! Понадобится всего-то 320 000 снарядов на каждую ракету. Если примерно 2% снарядов в нужный момент не рванут, на британскую землю упадёт около 90 тонн потенциально убийственного металла. Вместо боеголовки весом в одну тонну.

Тогда в ПВО предложили ещё более интересную схему. Берём два контрбатарейных радара. Они дают точное место и время пролётаФау-2» на отрезке между ними. Радары ПВО дадут место старта, траекторию мы тоже знаем. Рассчитываем дальнейшую траекторию полёта — и выставляем на пути ракетызанавес» из осколков. Полтораста снарядов на площади в тысячу метров и высоте шесть километров. Шансы на детонацию боеголовки — один к пятидесяти.

ЗапускФау-2»

К концу марта 1945 года траекторииФау-2» определялись новыми радарами достаточно точно. Площадь Большого Лондона(столица и окрестности) поделили на участки с шагом в 2,5 километра. Расставили зенитки так, чтобы на каждую прилетающую ракету приходилось по 60-500 снарядов. Зенитчики почесали затылки и заключили: примерно одну ракету из шестидесяти перехватят. Ещё три сами взорвутся в воздухе раньше времени.

И тут… союзники отрезали-таки от снабжения стартовые площадки ракет в оккупированной немцами Голландии. Стрелять стало нечем. ПоследняяФау-2» упала на Лондон 27 марта 1945‑го.

Правда, однуФау» всё-таки сбили. Причём самым необычным способом. Запущенная из Голландии ракета пролетала прямо сквозь строй мирно возвращавшихся обратно в Англию бомбардировщиков В-24Либерейтор». Стрелки открыли огонь из 12,7-мм пулемётов. И превзошли арийское чудо‑оружие!

Сохранилось даже интервью бортстрелка Джека Блэкхэма и фотография бомбардировщикаДинамит и Додо» с отметкой сбитой ракеты. Вот только та ракета была крылатойФау-1». Что, в общем, тоже неплохо.

Так противоракетная оборона сделала свой первый шаг. Следующих пришлось ждать до разгара холодной войны. Но первая радость для шизомилитаристов случилась ещё в далёкие сороковые.

Значение ракеты Фау-2 для мирового ракетостроения

Про ракету Фау-2 написано много. Устройство ракеты «А-4», конструкция ее узлов и систем стала хрестоматийным учебным
пособием для студентов-ракетчиков. Это не удивительно. Ведь она была и остается первой.

Ракета Фау-2 являлась для своего времени новейшим высокотехнологичным продуктом. В ее системах сконцентрировалась
передовая научная и инженерная мысль, воплощенная в материалы, пусковое оборудование, радиоэлектронику и многое другое.

В тоже время ракета Фау-2, прежде всего, была оружием несущим смерть. Даже организация серийного производства ракеты
отняло тысячи человеческих жизней. Об этом нужно всегда помнить.

Значение ракеты Фау-2 для развития мирового ракетостроения огромно. Закрывать на это глаза непродуктивно для истории.
Рожденная в нацистской Германии технология производства ракет Фау-2, компоненты ракеты, персонал, имевший какое-либо
отношение к ракете, превратились к моменту завершения второй мировой войны на европейском театре военных действий, в лакомый
кусок для держав победителей фашизма.

Ракеты Фау-2, собранные из трофейных компонентов нашли свое применение в
США и СССР.
Стремление использовать и развивать технологии ракет Фау-2 привели к стремительному развитию в этих странах не только
собственного ракетостроения, но и всего того что, так или иначе с ним связано. Успехи ракетостроения, в свою очередь,
проложили Человечеству дорогу в космос.

Вундерваффе рейха: слабоумие и упорство

В Первую мировую немцы налетали на Англию дирижаблями — победить не вышло. Пробовали первые многомоторные бомбардировщики — снова не получилось. Казалось бы, повод задуматься о стратегии?

Но нет, двадцать лет спустя те же немцы(только чуть постарше) с упорством, достойным лучшего применения, вновь наступили на те же грабли.

У вас есть дальние бомбардировщики? Нет. У вас есть истребители сопровождения на весь радиус полёта бомбардировщиков? Тоже нет. Может, флот могучий? И снова нет! А чего ж вы тогда воюете с Англией? Нацисты, сэр.

Немцы не унимались.Давайте изобретём чудо-оружие!».

Надёжность… В общем, угробили они больше самолётов-носителей, чем уничтожили целей запущенными с этих самолётов ракетами.

Однако в военные годы такой статистики никто не вёл, и англичане всерьёз забеспокоились. Ихдостойным» ответом противнику стали первые реактивные истребители   Метеор» с часто заклинивающими пушками и капризными моторами. С точки зрения отказов техники, борьба была равной.

Обычные истребители, чтобы их не задело взрывом боеголовки, нередко исполняли цирковой трюк.Спитфайры» итемпесты» аккуратно подходили к летящейжужжащей бомбе»(как за характерный звук в полётеФау-1» называли во время войны) и ещё более аккуратно подцепляли крыло боеприпаса своим крылом. ГироскопФау» не справлялся с проблемой, и ракета в штопоре летела до земли.

Немцы выкатывают своёоружие возмездия»

Пилот-голландец Руди Бургвал использовал более традиционные(и опасные) приёмы. Однажды он меньше чем за полтора часа расстрелял пять немецких ракет. Всего лётчик сбил 20Фау-1» лично и четыре в группе. Прежде чем погибнуть 12 августа 1944 года. А командиру эскадрильитемпестов» Джозефу Берри насчитали 59 с половиной сбитыхФау-1»(учитывая групповые победы). Он погиб в октябре того же года при штурмовке.

Но вскоре в Британии начали неожиданно греметь взрывы. Ни воя моторов, ни предупреждения по радио — ничего. Просто взрыв среди бела дня и огромная воронка.

На максимальной дальности действия в 350 километров половина достигших Англии ракет еле-еле прилетала в круг диаметром свыше 15 километров! Причём стоила одна ракета столько же, сколько пять-шесть знаменитыхфоккеров». Даже странно, что конструкторовФау-2» не наградили орденом Победы илиЗа выдающиеся заслуги».

С другой стороны, ракетыФау-2» уничтожили или повредили в Англии больше 600 000 домов. Что делать союзникам? Старые приёмы не срабатывали — новая версия была быстрее. Можно выбомбить места производства и стартовые площадки. Но немцы усиливали ПВО и ставили новые позиции.Бомбите, у нас много пусковых установок. Все не уничтожите».

БатареяФау-2» готовится к путешествию в Англию

Британцам оставалось совершенствовать радары. Они успевали засечьФау-2» за 70-200 секунд до попадания. Но этого было недостаточно.

В марте 1945 года Лондона достигли всего тринадцатьФау-1» из 275 запущенных. Причём 91 из них сбили. Может, и сФау-2» получится?

Британская ПВО противФау-1»

Конструкция


Схема «Фау-2»

Внешне ракета со свободным вертикальным стартом имела классическую для подобных ракет веретенообразную форму с четырьмя крестообразно расположенными воздушными стабилизаторами.

Общая длина корпуса ракеты составляла 14 300 мм, максимальный диаметр равнялся 1650 мм.

Стартовая масса ракеты «Фау-2» достигала 14 тонн и складывалась из массы боевого заряда (980 кг), компонентов топлива (8760 кг) и конструкции вместе с двигательной установкой (3060 кг).

Ракета состояла из более чем 30 тысяч отдельных деталей, а длина проводов электрического оборудования превышала 35 км.

На ракете устанавливался жидкостный ракетный двигатель с турбонасосной подачей обоих компонентов топлива. Основными агрегатами жидкостного ракетного двигателя являлись камера сгорания (КС), турбонасосный агрегат (ТНА), парогазогенератор, баки с перекисью водорода и марганцовокислым натрием, батарея из семи баллонов со сжатым воздухом.

Технологически «Фау-2» была поделена на 4 отсека: боевой, приборный отсек, баковый (топливный) и хвостовой отсеки. Такое разделение диктовалось условиями транспортировки.

Боевой отсек конической формы, изготовленный из мягкой стали толщиной 6 мм, общей длиной по оси (от основания обтекателя) 2010 мм, снаряжался аммотолом. Выбор этого взрывчатого вещества был обусловлен его относительной безопасностью к применению в условиях вибрации и нагрева. В верхней части боевого отсека находился высокочувствительный ударный импульсный взрыватель. От использования механических взрывателей пришлось отказаться в силу большой скорости столкновения ракеты с землёй, в результате чего механические взрыватели просто не успевали сработать и разрушались. Скорость падения ракеты составляла 1100 м/c. Подрыв заряда осуществлялся расположенным в его тыльной части пиропатроном по электрическому сигналу, полученному от взрывателя. Сигнальный кабель от головной части протягивался по каналу, расположенному в центральной части боевого отсека.

В приборном отсеке размещалась аппаратура системы управления и радиооборудование.

Топливный отсек занимал центральную часть ракеты. Горючее (75 % водный раствор этилового спирта) размещалось в переднем баке. Окислитель — жидкий кислород, заправлялся в нижний бак. Оба бака изготавливались из лёгкого сплава. В целях предотвращения изменения формы и поломок оба бака наддувались давлением, равным приблизительно 1,4 атмосферы. Пространство между баками и обшивкой плотно заполнялось теплоизолятором (стекловолокном).

Жидкостный двигатель ракеты Фау-2; схема этого двигателя стала классической для ЖРД на протяжении более полувека

В хвостовом отсеке на силовой раме размещалась двигательная установка, тягой на Земле в 25 тс.
Подача топлива в камеру сгорания осуществлялась с помощью двух центробежных насосов, приводимых в действие турбиной, работающей за счёт парогаза, образующегося при разложении перекиси водорода в парогазогенераторе в присутствии катализатора — марганцовокислого натрия. Мощность турбины 680 л. с.

Одним из наиболее революционных технологических решений стала автоматическая система наведения. Координаты цели вводились в бортовой аналоговый вычислитель перед запуском. Установленные на ракете гироскопы контролировали ее пространственное положение в течение всего полета, а любое отклонение от заданной траектории выправлялось четырьмя графитными газодинамическими рулями, помещёнными в реактивную струю двигателя по периферии сопла. Отклоняясь, эти рули отклоняли часть реактивной струи, что изменяло направление вектора тяги двигателя, и создавало момент силы относительно центра масс ракеты, что и являлось управляющим воздействием (подобный способ заметно снижает тягу двигателя, к тому же графитные рули в реактивной струе подвержены сильной эрозии и имеют очень малый временной ресурс).

Четыре стабилизатора крепились фланцевыми стыками к хвостовому отсеку. Внутри каждого стабилизатора размещались электромотор, вал, цепной привод аэродинамического руля и рулевая машинка, отклоняющая газовый руль (находящийся в створе сопла, сразу за его срезом).


«Фау-2» на транспортно-установочном прицепе Meilerwagen

Пуски ракет Фау-2 в июне 1944 года

Дата Ракетодромы Информация о ракете
1944/06/01 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 17558
1944/06/01 Близна Герм.; 4×V-2: 17776, 17779, 17780, 17781
1944/06/02 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 4140
1944/06/03 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 17656
1944/06/05 Близна Герм.; V-2, 17777
1944/06/06 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 17746
1944/06/06 Близна Герм.; 2×V-2: 17772, 17802
1944/06/07 Пенемюнде, № 10 Герм.; V-2, 17557
1944/06/08 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 4171
1944/06/08 Пенемюнде, № 10 Герм.; V-2, 17747
1944/06/09 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 4159
1944/06/10 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 4158
1944/06/11 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 4209
1944/06/11 Пенемюнде, № 10 Герм.; V-2, 17725
1944/06/13 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 4089
1944/06/14 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 4172
1944/06/14 Пенемюнде, Oie Герм.; V-2, 17727
1944/06/14 Близна Герм.; 2×V-2: 17809, 17796
1944/06/15 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 17840
1944/06/15 Близна Герм.; V-217995
1944/06/16 Близна Герм.; 5×V-2: 18022, 18024, 18025, 18027, 18028
1944/06/17 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2m 17839
1944/06/17 Близна Герм.; 9×V-2: 18026, 18029, 18030, 18031, 18032, 18035, 18037, 18038, 18042
1944/06/18 Пенемюнде, Oie Герм.; V-2, 18012
1944/06/18 Близна Герм.; 12×V-2: 18033, 18039, 18047, 18048, 18050, 18051, 18056, 18058, 18059, 18060, 18061, 18041
1944/06/19 Близна Герм.; 3×V-2: 18040, 18043, 18044
1944/06/20 Пенемюнде Герм.; V-2, 4177
1944/06/20 Пенемюнде, Oie Герм.; V-2, 18014
1944/06/20 Пенемюнде, № 10 Герм.; V-2, 17940
1944/06/20 Близна Герм.; 13×V-2: 18046, 18049, 18062, 18064, 18065, 18066, 18067, 18068, 18069, 18070, 18073, 18079, 18080
1944/06/21 Пенемюнде, Oie Герм.; V-2, 18017
1944/06/21 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 17939
1944/06/21 Близна Герм.; 3×V-2: 18052, 18057, 18093
1944/06/22 Пенемюнде Герм.; V-2, 4157
1944/06/22 Близна Герм.; 6×V-2: 18053, 18054, 18091, 18092, 18094, 18103
1944/06/23 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 18007
1944/06/24 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 17657
1944/06/24 Пенемюнде, Oie Герм.; 2×V-2: 18016, 18013
1944/06/24 Близна Герм.; 4×V-2: 18072, 18087, 18097, 18098
1944/06/25 Близна Герм.; 2×V-2: 18085, 18086
1944/06/26 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 18008
1944/06/26 Пенемюнде, Oie Герм.; V-2, 18015
1944/06/26 Близна Герм.; 5×V-2: 18096, 18099, 18113, 18114, 18116
1944/06/27 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 4208
1944/06/27 Близна Герм.; 6×V-2: 18115, 18120, 18123, 18124, 18125, 18126
1944/06/28 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 4167
1944/06/28 Близна Герм.; 5×V-2: 18112, 18117, 18118, 18121, 18122
1944/06/29 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 4173
1944/06/30 Пенемюнде, № 10 Герм.; V-2, 4211
1944/06/30 Близна Герм.; 2×V-2: 18089, 18108

Применение ракеты ФАУ

Первое применение ФАУ 1 состоялось в 1943 году. Более сотни стартовых позиций были построены во Франции. Летом 1944 года немцы нанесли первый удар по Английской столице.

В период Второй мировой немцы выпустили более 30 тысяч ФАУ. 10 тысяч были пущены в сторону Британских берегов, но только 3200 снарядов долетели до её территории, а на Лондон упало всего лишь 2500.

Ракеты ФАУ 2 хранились в специальных подземных ангарах. В 1943 году был разбомблен ракетный центр в Пенемюнде, производство было перенесено на подземные и секретные заводы

Низкая точность ракетных ударов объясняется тем фактом, что система управления ракетами была несовершенной. Помимо этого, после двухнедельных бомбардировок англичане сумели создать огромное количество защитных систем. В них входили системы обнаружения, специализированные эскадрильи, прикрывавшие небо Британии, и зенитные батареи. Поэтому далеко не все ракеты долетали до своей цели.

Около 25% ракет дали сбой во время запуска. Четверть было уничтожено ВВС Британии, около пятнадцати процентов сбито зенитной артиллерией, а пятая часть из них не достигла цели и упала в море.

Последствия применения ракеты ФАУ 1. В годы войны большая часть разрушений Лондона была причинена именно этими ракетами

После того как союзники высадились в Нормандии в 1944 году, немцы предприняли несколько ракетных ударов по территории Бельгии и Франции.

Жители Лондона прозвали ФАУ 1 buss bomb (жужжащая бомба). Связано это было с характерным звуком, который производил двигатель ФАУ 1 во время работы.

Результаты бомбардировок таким дорогостоящим типом оружия не устроили немецкое командование. Едва ли треть ракет успешно достигли  цели. А вот средств на производство этих ракет уходило баснословно много, поэтому программу решили свернуть. Находившаяся в тот момент в строю ФАУ 1 была гораздо более эффективной и дешевой.

В 1944 году, 8 сентября, по Лондону нанесли удар новой ракетой ФАУ 2, которая в отличие от своей предшественницы не издавала никакого жужжания при подлете к цели. И именно поэтому англичане не поняли, что за оружие было использовано для этой бомбардировки. Кроме того, все введенные в эксплуатацию средства противоракетной защиты были неспособны обнаружить объект, летящий на высоте 100 километров. А  самолеты-перехватчики не могли подняться на такую высоту.

К сожалению гитлеровского командования, ФАУ 2 тоже не стала высокоэффективным оружием против врагов рейха. У ракеты была низкая точность, едва ли половина ракет попадала в круг радиусом десять километров. Почти что две тысячи ракет сдетонировали во время старта или через некоторое время после него. Стоимость ФАУ 2 также была довольно высокой.

Некоторые немецкие военные начальники, в частности, Альберт Шпеер — министр обороны Германии, в мемуарах выразил разочарование тем фактом, что Германия тратила баснословные средства на такой малоэффективный проект. Он считал, что вместо того, чтобы тратить деньги на нанесение ударов по союзникам, необходимо было создать эффективную зенитную ракету, чтобы защищать немецкие города от налетов английской и советской авиации.

После окончания Второй мировой войны ФАУ 2 стала базой для создания баллистических ракет Советским Союзом и США.


Автор статьи:

Иванов Владимир

Гирогоризонт

Гирогоризонт предназначен для стабилизации ракеты по углу тангажа. Он же задает ракете программу изменения угла тангажа.
Гироскоп этого прибора помещен в кардановом подвесе так, что ось ротора горизонтальна и лежит в плоскости стрельбы. Ротор
гироскопа является якорем электродвигателя и раскручивается за несколько минут до старта.

После старта, если ось отклонится от вертикали, ось гироскопа останется неподвижной и на потенциометре возникнет сигнал
рассогласования, который после преобразования и усиления воздействует на рулевую машину. которая отклонит рули и вернет
ракету в первоначальное положение. Сразу же после старта включается програмный механизм, который состоит из шагового
электродвигателя, эксцентрика (который, собственно, и задает программу), ленты и шкива. Шаговый двигатель поворачивает
эксцентрик, профиль которого соответствует заданной программе изменения тангажа, а он, в свою очередь, поворачивает
потенциометр. В результате поворота потенциометра возникает сигнал рассогласования, который воздействует на рули ракеты и
поворачивает ракету на заданный угол. Так обеспечивается достижение заданного угла бросания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector