Советские танки серии бт 2, 5 и 7: на гусеницах и на колесах
Содержание:
- Первые прототипы
- Архивные документы
- БТ-7М -лучший в своей серии.
- Основания появления нового танка
- Конструкция
- ТТХ танка БТ-7, модель 1935 года
- История создания
- Быстроходные танки: от БТ-2 к БТ-7
- Историческая справка
- Производство
- Ссылки
- БТ-7: боевой путь
- Общее устройство БТ-7
- Боевое применение
- Тактико-технические характеристики
Первые прототипы
Характерными особенностями первых прототипов БТ-7 было наличие курсового пулемёта справа от механика-водителя и башни оригинальной конструкции в форме эллипса со скошенной крышей. Причём в проекте была возможность установить существующие тогда танковые пушки: 76-мм КТ-28 или ПС-3 и 45-мм образца 1932 года без каких-либо изменений в конструкции башни. В нише башни размещалась вращающаяся боеукладка барабанного типа на восемнадцать 75-мм снарядов или радиостанция.
Итог испытаний
Танки прошли обширную программу испытаний летом и осенью 1934 года. В итоге для машины с экипажем из 3 человек курсовой пулемёт был признан ненужным, а башню забраковали из-за раздельной установки пушки и пулемёта. Поэтому в начале 1935 года в серийное производство был запущен танк с несколько упрощённой в производстве башней от танка БТ-5. Однако от идеи колёсно-гусеничной машины с 76-мм пушкой не отказались, и ГАБТУ поручило заводу разработать проект установки на БТ-7 башни от танка T-26.
Архивные документы
Результаты испытаний экранированного танка БТ-7, проведенных в период 15-28 марта 1944 г
К испытаниям был привлечен экранированный радийный танк БТ-7 № 0189-2 203 Тбр, гусеница танка мелкозвенчатая, от последнего капитального ремонта двигатель и вся малина проработали 28 часов 27 минут. После экранировки вес танка увеличился на 1,5 т. Танк испытывался при 100% боевой укладке и составе экипажа 3 человека. Маршрут и режим испытаний изложен в прилагаемом путевом журнале испытаний. За период испытаний пройдено 843 км (380 км. по шоссе, 463 км. — просёлочная дорога, пересеченная местность и препятствия), мотор наработал в пути 33 ч.10 м.
В результате испытаний выявлено:
- На одной заправке основных баков (без дополнительных) пройдено 322 километра.
- Вследствие отяжеления носовой части танка, трогание с места на 1 передаче производится при 500-600 оборотах двигателя (ранее 400 оборотов). По проселочным дорогам неудовлетворительного состояния (наличие большого количества рытвин, кочек и т.д.) происходит большое качание носовой части танка вертикальной плоскости, что затрудняет управление танком и ограничивает скорость движения, движение возможно на 1 и 2 передаче на среднем эксплуатационном режиме, со скорость» 8-12 км /час.
- При режиме двухчасового непрерывного движения и 120 км. марша за 5 ходовых часов с двумя остановками (для осмотра), тепловой режим двигателя и нагрев агрегатов трансмиссии и ходовой части — нормальный.
- Расход бензина, не превышая скорости движения 30 км. /час и обороты двигателя 1650 об. /мин. при удельном весе бензина КБ-70 0,765, в среднем 33,8 кг. на 1 час при температуре наружного воздуха — 10°. Смазка агрегатов и механизмов танка, установленная таблицей смазки для танка БТ-7, по режиму и количеству смазки обеспечивает нормальную работу агрегатов танка.
БТ-7М -лучший в своей серии.
Модификация БТ-7M, своим появлением обязана необходимости избавиться от прожорливого бензинового двигателя М-17T. Несмотря на почти двукратное увеличение емкости бензиновых баков танка БТ-7, увеличению запаса хода достигнуто не было. Этому препятствовал большой расход топлива (около полутора килограмм на километр при движении на колесах). Вдобавок это был авиационный бензин, вещь в СССР дефицитная даже в мирное время.
Одним из способов разрешить эту проблему была установка дизельного двигателя. Еще в 1936 г. план опытных работ предполагал размещение в танке БТ-7 дизеля БД-2. Но вследствие задержки конструкторских работ первые два танка с дизелем завод выпустил в 1937 году и еще два на следующий год. Репрессии и последующие кадровые перестановки, прокатившиеся по ХПЗ в этот период, также внесли свою лепту. На февральских испытаниях танков с дизелем В-2 и карбюраторным М-17Т, последний показал лучшую надежность. Комиссия отметила, что В-2 не отвечает минимальным требованиям по надежности, но в перспективе может заменить М-17.
На прошедших в июне государственных испытаниях доработанный дизель В-2 показал себя гораздо лучше, что позволило в сентябре этого года, рекомендовать его производство. В декабре 1938 г. первые БТ-7М покинули цеха харьковского завода. Легкий танк БТ-7М, не имел существенных внешних отличий от БТ-7. Производство БТ-7M продолжалось до конца 1940 г., некоторое время одновременно с производством Т-34. В танке БТ-7М пытались исправить еще один недостаток БТ-7 – слабость бронирования. Для чего Мариупольским заводом была выпущена партия комплектов навесного бронирования. Параллельно провели испытания танка нагруженного балластом до 19 тонн. Завод заказ выполнил, однако фактов использования этих комплектов для усиления бронирования БТ-7М не известно.
Следует отметить, что оснащенный недостаточно освоенным в производстве дизельным двигателем танк БТ-7М на практике оказался менее надежным, чем БТ-7. Очевидно, что именно поэтому для укомплектования войск НКВД, в 1940 году, заказаны танки БТ-7M c установленным бензиновым двигателем. Помимо этого БТ-7М лишился возможности двигаться на колесах, поскольку возросшие нагрузки приводили к быстрому износу резиновых бандажей. Впрочем, не он один. БТ-7 выпуска 1938-40 гг. также страдали от этого недостатка, но в БТ-7М он проявлялся наиболее неприятно.
Основания появления нового танка
В то время, считали необходимым иметь не менее пятидесяти процентов танков вооруженных трехдюймовым орудием. Помимо этого задание на проектирование предусматривало следующие изменения:
- полностью сварной корпус;
- установку мотора М-17;
- увеличение емкости баков;
- полностью сварной корпус для будущего танка БТ-7;
- улучшение обзора танка БТ-5.
По плану, к выпуску новых боевых машин завод должен преступить в четвертом квартале 1933г. Но как случалось уже не раз, суровые жизненные реалии внесли свои коррективы. Коллектив инженеров в составе Морозова, Бондаренко, Курасова, Веселовского, смогла отправить чертежи в производство только в начале 1934г. Первый образец, с корпусом из конструкционной стали 76-мм пушкой смогли построить только к Первомаю. Второй, вооруженный 45-мм пушкой закончили к седьмому ноября. Танк получил в войсковой индекс БТ-7.
Прототипы танка имели некоторые характерные черты, такие как оригинальная башня эллипсообразной формы. Данная башня не имела маски и рамки пушки. Пушка уславливалась на кронштейнах, на которых укреплен лист изогнутой формы, который заменял привычную маску пушки. Конструкция новой башни такова, что позволяла, без каких либо затруднений установить любую имеющуюся на том момент танковую пушку. В кормовой нише танковой башни монтировалась вращающаяся боеукладка на восемнадцать 76-мм выстрелов либо радиостанция. Рядом с пушкой была расположена шаровая установка для пулемета. Курсовой пулемет устанавливался рядом с водителем в корпусе танка. Боевая машина могла, укомплектована дополнительным баком для топлива емкостью в 480 литров. Моторный отсек без всяких переделок позволял установить как двигатель М-5 так и М-17.
После прохождения испытаний в июне-декабре тридцать четвертого года подвели некоторые итоги. Главным минусом конструкции оказалась новая башня, от которой решено было отказаться, ради унификации с серийной Т-26. От башни с 45-мм орудием заказчик отказался вследствие раздельной установки танкового вооружения. Курсовой пулемет в корпусе посчитали лишним и малоэффективным при наличии трех членов экипажа.
Производство БТ-7 начато в 1935г. В серию пошел танк с упрощенным корпусом, и башней от БТ-5. Государству легкий танк обходился в 98 тысяч рублей. Годовой план в 500 машин был выполнен, невзирая на перебои с поставкой брони Мариупольским заводом и двигателей Рыбинским заводом №26.
В 1936г согласно планам АБТУ, цеха харьковского завода, покинула первая пятерка танков БТ-7А, вооружекнным 76-мм ТП КТ-28. В 1937г. прошли испытания БТ-7А с установленной 76-мм ТП Л-11, а двумя годами позднее– Ф-32, применявшейся также в танке Т-34. Помимо этого выполнены опытные работы, по установке в башню БТ-7 крупнокалиберного пулемета ДК и спареного с ним ДТ. Результат военным показался многообещающим, и только недостаток крупнокалиберных пулеметов не дал появиться на свет 50 серийным танкам с исключительно пулеметным вооружением.
К нереализованным проектам на основе легкого танка можно отнести проект АММ РККА. Проект 1936 года предусматривал установку универсальной 45-мм зенитной пушки в башне Т-26 и БТ-7. Универсальная пушка являлась той же полуавтоматической пушкой с баллистикой противотанковой/танковой 45-мм пушки. Именно такими орудиями флот компенсировал недостаток зенитных автоматов.
Прошедшие на протяжении лета-осени тридцать шестого года учения показали, что БТ-7 перегружен, поэтому на колесном ходе быстро изнашивались резиновые бандажи. Еще более серьезным было то, что после трехсот – четырехсот километров пробега выходила из строя КПП. Ситуация казалась настолько серьезной что временно прекратили приемку танков. Трудность заключалась в том, что вращающий момент М-17T , был на четверть больше чем у двигателя М-5.
Вторая половина тридцать седьмого года принесла изменения в конструкцию. БТ-7 обзавелись новыми коническими башнями и улучшенными коробками передач. Помимо КПП, усилению подвергалась подвеска. Изменения не обошли и вооружение БТ-7. В кормовой нише установили пулемет ДТ, хотя впоследствии его изъяли. Часть машин оснащена зенитной турелью, пулеметом и р/с. 71-ТК-1.
Вначале БТ-7 комплектовались поручневой антенной, а затем им на смену пришли штырьевые антенны. Для ведения огня из БТ-7 в условиях недостаточной видимости, танк оборудован специальными фарами. Позднее такие фары появились на машинах первых серий. В 1938г. танк лишился резиновых бандажей ведущих колес танка. Мелкозвенчатая гусеница заменила крупнозвенчатую в 1939 году. Лобовая броня танка достигла 22 мм. Полная боевая масса БТ-7 составила 13 925 кг.
Конструкция
Танки БТ имели компоновку, впоследствии ставшую классической – с моторно-трансмиссионным отделением в корме. Корпус БТ-2 и БТ-5 – клёпаный, у БТ-7 его заменили на сварной. Толщина листов брони составляла 13мм, у «седьмого» её увеличили до 15мм, а в верхней части лба корпуса – до 20мм. Характерной деталью внешнего облика «бэтэшек» стал пирамидообразный нос, необходимый для обеспечения передним колёсам возможности поворота.
Башня БТ-2 – клёпаная из брони толщиной 13мм, одноместная, с ручным приводом. На БТ-5 появилась двухместная сварная башня с броней такой же толщины, у БТ-7 толщина увеличилась до 15мм. В моторном отсеке БТ-2 находился авиационный 12-цилиндровый мотор М-5 мощностью 400 л.с. Из-за нехватки двигателей на «бэтэшки» иногда ставили купленные в США моторы «Либерти» L-12, либо выработавшие ресурс М-5, снятые с самолётов. Коробка передач была четырёхскоростная.
На БТ-5 силовая установка осталась прежней, а вот БТ-7 получил мотор М-17 с более высокими характеристиками. Коробку передач в ходе производства ради упрощения заменили на трёхскоростную. Наконец, БТ-7М стал одним из первых танков, оснащенных легендарным дизелем В-2.
Подвеска «бэтэшек» выполнялась по схеме, разработанной Дж.У. Кристи. Катки-колёса имели индивидуальное пружинное подрессоривание, поддерживающие верхнюю ветвь гусеницы малые катки отсутствовали. При передвижении без гусениц крутящий момент от двигателя передавался на задние колёса с помощью редукторов-«гитар», передние колёса поворачивались с помощью руля. Танки БТ-2 средств связи не имели, БТ-5 и БТ-7 получили танковое переговорное устройство и радиостанцию 71-ТК.
ТТХ танка БТ-7, модель 1935 года
БТ-7 модель 1937 года
Боевая масса, т – 13,7
Компоновочная схема – классическая
Экипаж, чел. – 3
Размеры
Дина корпуса, мм – 5 660
Ширина корпуса, мм – 2 290
Высота, мм – 2 417
Клиренс, мм – 400
Бронирование
Тип брони – стальная катаная гомогенная
Лоб корпуса (верх), мм/град. – 20/18
Лоб корпуса (середина), мм/град. – 15/60
Лоб корпуса (низ), мм/град. – 15-22/0-60
Борт корпуса, мм/град – 15+4/0
Корма корпуса (верх), мм/град. – 10/55
Корма корпуса (середина), мм/град. – 13/10
Корма корпуса (низ), мм/град. – 13/58
Днище, мм – 6
Крыша корпуса, мм – 10
Лоб башни, мм/град. – 15/0
Маска орудия, мм – 20
Борт башни, мм/град. – 15/0
Корма башни, мм/град. – 15/0
Крыша башни, мм/град. – 10/85-90
Вооружение
Калибр и марка пушки – 45-мм 20-К обр. 1934 г.
Тип пушки – нарезная
Длина ствола – 46 калибров
Боекомплект пушки – 172 снаряда
Углы вертикальной наводки, град. – от – 8 до + 25
Дальность стрельбы – с прицелом ТОП: 6,4 км из пушки и 1,6 км из спаренного пулемета.
Пулемёты – 3 шт. 7,62-мм ДТ
Подвижность
Тип двигателя – М-17Т, V-образный, 12-ти цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения.
Мощность двигателя – 400 л.с.
Скорость по шоссе, км/ч – 52 на гусеницах и 72 на колёсах
Скорость по пересечённой местности, км/ч – 20
Запас хода по шоссе, км – 375 на гусеницах и 460 на колёсах
Удельная мощность л.с./т – 28,8
Тип подвески – подвеска Кристи
Преодолеваемый подъём, град. – 42
Преодолеваемая стенка, м – 0,75
Преодолеваемый ров, м – 2,5
Преодолеваемый брод, м – 1,2
История создания
В 1930 году в США прибыл начальник управления механизации и моторизации Красной Армии Иннокентий Халепский. Целью его загранкомандировок было изучение образцов зарубежной военной техники, а, если удастся – то и закупка для дальнейшего изучения в СССР. В Америке Халепский заинтересовался танком М1931 – инициативной разработкой конструктора Джона Уолтера Кристи. Одной из особенностей этой машины был колёсно-гусеничный движитель.
В то время ресурс гусениц был невелик, а танковых тягачей ещё не существовало, что, вкупе с разрушительным воздействием гусениц на дорожное покрытие, затрудняло переброску танков. Кристи вышел из этого положения, использовав в качестве катков обрезиненные колёса, передняя пара которых могла поворачиваться. Таким образом, танк мог ездить по дорогам на колёсах, при этом демонстрируя рекордные для своего времени скоростные качества.
Техника произвела хорошее впечатление, и машину приняли на вооружение под названием БТ-2 (быстроходный танк). Нашлась и ниша для применения БТ – он должен был прикрывать от вражеской бронетехники «пехотные» Т-26.
Быстроходные танки: от БТ-2 к БТ-7
Создание быстроходных танков, сочетавших высокую скорость и мощное для своего времени вооружение, началось в СССР в первой половине 1930-х годов. Была создана целая линейка быстроходных танков, получившая обозначение БТ. Их особенностью стала способность к передвижению как на гусеничном, так и колесном ходу (по шоссе). Но в силу конструктивных недостатков и эксплуатационных ошибок танки БТ-2 и БТ-5 вызвали целый ряд нареканий в армии. Требовалось повысить надежность танка, усилить его броневую защиту и увеличить запас хода. И такой машиной стал БТ-7, которому суждено было стать самым массовым советским быстроходным танком.
БТ-7. (war-book.ru)
В результате, при сохранении в первоначальном варианте бронирования и вооружения аналогичного танку БТ-5, БТ-7 получил более надежный двигатель, был увеличен запас хода (375 км на гусеничном и 460 на колесном ходу). Экипаж состоял из трех человек — командира, выполнявшего функции наводчика, заряжающего и механика водителя. Опытный образец был создан к маю 1934 г., а с осени того же года в Харькове началось серийное производство танка. Всего было выпущено 4013 танков БТ-7. Существовала модификация БТ-7А, вооруженная короткоствольной 76 мм. пушкой. В 1936 г. на базе БТ-7 был сконструирован колесно-гусеничный танк БТ-7М — последний представитель танков БТ. В отличие от БТ-7 он имел дизельный двигатель В-2, была усилена броневая защита. Запас хода увеличился практически вдвое и составил на гусеничном ходу 630 км, а на колесном 1250 км. Правда, для увеличения срока службы данный танк рекомендовалось использовать только на гусеничном ходу. С началом производства на Харьковском паровозном заводе среднего танка Т-34 выпуск БТ-7 в 1940 г. был свернут. Всего было выпущено 788 танков БТ-7М.
Историческая справка
-
Основная статья: История БТ-7 артиллерийский
Один из первых проектов БТ-7 предполагал наличие 76,2-мм короткоствольного орудия в башне новой конфигурации. Из имевшихся на то время артсистем такого калибра, пригодных для установки на танк, в серийном производстве существовали только КТ-28 и ПС-3. Последняя выглядела более перспективно, но её выпуск постоянно затягивался и в конечном итоге был отменен совсем. Можно было попробовать установить пушку Л-7, но ленинградский завод не справился с техническим заданием и её отправили на доработку. Так что, единственным подходящим вариантом оказалась КТ-28, хотя вместо неё можно было установить стандартную 45-мм пушку 20К, что и на БТ-5.
Первый опытный образец “артиллерийского” БТ, который получил обозначение БТ-7А, поступил на испытания на полигон ХПЗ в середине октября 1935 г. В целом, танк зарекомендовал себя с хорошей стороны: ходовые характеристики остались практически на уровне серийного БТ-7, а огневая мощь увеличилась. За время испытаний было произведено 197 выстрелов. В протоколе по результатам заводских испытаний представителем 5-го отдела АБТУ майором Сакс была отмечена “необходимость удлинения брони маски пушки вниз на 30 мм” для уменьшения зазора между корпусом и башней.
Вначале предполагалось, что артиллерийские танки поступят на вооружение в 1935 году, но из-за происшествия с опытным образцом Т-26-4
(разрыв снаряда в стволе) серийное производство отложили почти на три года. Лишь 31 августа 1937 г. была выпущена головная серия,
предназначавшая, по большей части, для проведения войсковых испытаний. Поскольку мнение военных о БТ-7А было положительным на Харьковском паровозостроительном заводе организовали массовый выпуск и к моменту завершения производства 10 января 1938 года было собрано 155 машин.
Тем не менее, в военная приёмка приняла 122 танка, так как остальные находились в ожидании орудий КТ-28, выпуск которых прекращался. За весь 1938 год удалось получить только 10 пушек, что довело количество принятых машин до 132. Судьба остальных невооруженных БТ-7А не ясна. Скорее всего, их переделали в обычные БТ-7.
Производство
Выпускать БТ-2 поручили Харьковскому Паровозостроительному Заводу. Производство должно было начаться в конце 1931 года, но большие трудности – начиная с нехватки кадров и заканчивая отсутствием двигателей (моторы М-5, которыми должен был оснащаться БТ-2, успели снять с производства) привели к тому, что фактически танки начали собирать только с середины 1932 года.
А в 1933 году БТ-2 сняли с производства, заменив его лёгким танком БТ-5 –с новой башней и усиленным вооружением (проект БТ-4 со сварным корпусом в серию не пошёл). Эта модификация тоже производилась недолго – в 1935 году начался выпуск наиболее совершенного представителя серии – БТ-7. Он получил новый корпус, более мощный двигатель и топливные баки большей ёмкости. Этот танк производили до 1940 года, причём с 1939 года выпускалась модификация БТ-7М с дизельным двигателем.
Были попытки усилить защиту БТ-7 – опытный образец получил название БТ-СВ. Опытный танк БТ-20, созданный на основе опыта применения БТ-7, стал прямым предком Т-34.
Ссылки
- Ресурсы World of Tanks
- Танковедение
- Тема на официальном форуме
- Записи боев на БТ-7
- В сети Интернет
- БТ-7 // Википедия
- Быстроходный танк БТ-7 // Броне-сайт
Техника СССР
Лёгкие танки | I МС-1 • II БТ-2 • II Т-45 • II Т-26 • II Т-60 • II Тетрарх • III БТ-СВ • III ЛТП • III М3 лёгкий • III БТ-7 артиллерийский • III Т-116 • III БТ-5 • III Т-127 • III Т-46 • III Т-70 • IV БТ-7 • IV Т-80 • IV Валентайн II • V А-20 • V Т-50 • VI МТ-25 • VI Т-50-2 • VII ЛТГ • VIII ЛТТБ • VIII ЛТ-432 • IX Т-54 облегчённый • X Т-100 ЛТ |
Средние танки | III Т-29 • IV А-32 • IV Т-28Э с Ф-30 • IV Т-28 • V Матильда IV • V Т-34 экранированный • V Т-34 • VI А-43 • VI Т-34-85М • VI Т-34-85 Rudy • VI М4-А2 Шерман Лозы • VI Т-34-85 • VII А-44 • VII КВ-13 • VII Т-43 • VIII Объект 416 • VIII Т-54 первый образец • VIII Т-44-100 (Б) • VIII Т-44-100 (К) • VIII Т-44-100 (М) • VIII Т-44-100 (Р) • VIII Т-44-100 (У) • VIII СТГ • VIII СТГ Гвардеец • VIII Объект 274а • VIII Т-44 • IX Объект 430 Вариант II • IX Объект 430 • IX Т-54 • X Объект 140 • X Объект 907 • X Т-22 ср. • X К-91 • X Объект 430У • X Т-62А |
Тяжёлые танки | V Черчилль III • V КВ-220-2 • V КВ-220-2 Бета-Тест • V КВ-1 • VI КВ-1С • VI КВ-2 • VI КВ-2 (Р) • VI КВ-85 • VI Объект 244 • VI Т-150 • VII ИС • VII КВ-3 • VII КВ-122 • VII ИС-2М • VII ИС-2 экранированный • VII ИС-2 • VIII ИС-3 • VIII ИС-6 • VIII ИС-6 Ч • VIII КВ-5 • VIII КВ-4 • VIII ИС-5 (Объект 730) • VIII ИС-3 с МЗ • VIII КВ-4 Креславского • VIII Объект 252У Защитник • VIII Объект 252У • VIII ИС-М • VIII Объект 703 Вариант II • VIII ИС-2-II • IX Т-10 • IX Объект 777 Вариант II • IX Объект 257 • IX Объект 705 • IX ИС-3-II • IX СТ-I • X ИС-4 • X ИС-7 • X Объект 260 • X Объект 705А • X Объект 277 • X Объект 279 ранний • X СТ-II |
ПТ-САУ | II АТ-1 • III СУ-76И • IV СУ-85Б • IV СУ-76М • V СУ-85 • V СУ-85И • VI СУ-100 • VI СУ-100Y • VII ИСУ-122С • VII СУ-152 • VII СУ-100М1 • VII СУ-122-44 • VIII ИСУ-152 • VIII ИСУ-130 • VIII Т-103 • VIII СУ-130ПМ • VIII ИСУ-152К • VIII СУ-101 • IX К-91-ПТ • IX Объект 704 • IX Объект 263 • X Объект 268 • X Объект 268 Вариант 4 |
САУ | II СУ-18 • III СУ-26 • IV СУ-5 • V СУ-122А • VI СУ-8 • VII С-51 • VII СУ-14-1 • VIII СУ-14-2 • IX 212А • X Объект 261 |
Лёгкие танки
Техника СССР | I МС-1 • II БТ-2 • II Т-45 • II Т-26 • II Т-60 • II Тетрарх • III БТ-СВ • III ЛТП • III М3 лёгкий • III БТ-7 артиллерийский • III Т-116 • III БТ-5 • III Т-127 • III Т-46 • III Т-70 • IV БТ-7 • IV Т-80 • IV Валентайн II • V А-20 • V Т-50 • VI МТ-25 • VI Т-50-2 • VII ЛТГ • VIII ЛТТБ • VIII ЛТ-432 • IX Т-54 облегчённый • X Т-100 ЛТ |
Техника Германии | I Leichttraktor • II Pz.Kpfw. II Ausf. D • II MKA • II Pz.Kpfw. 38H 735 (f) • II Pz.Kpfw. 35 (t) • II Pz.Kpfw. I • II Pz.Kpfw. II • III 43 M. Toldi III • III Pz.Kpfw. 38 (t) • III Pz.Kpfw. III Ausf. E • III Pz.Kpfw. II Ausf. J • III Pz.Kpfw. I Ausf. C • III Pz.Kpfw. II Ausf. G • III Pz.Kpfw. T 15 • IV Pz.Kpfw. 38 (t) n.A. • IV Pz.Kpfw. II Luchs • V VK 16.02 Leopard • VI VK 28.01 • VII Aufklärungspanzer Panther • VII Spähpanzer SP I C • VIII leKpz M 41 90 mm • VIII leKpz M 41 90 mm GF • VIII HWK 12 • VIII HWK 30 • IX Spähpanzer Ru 251 • X Rheinmetall Panzerwagen |
Техника США | I T1 Cunningham • II M2 Light Tank • II T1E6 • II T2 Light Tank • II T7 Combat Car • III M22 Locust • III M3 Stuart • III MTLS-1G14 • IV M5 Stuart • V M24 Chaffee • V M7 • VI M24E2 Super Chaffee • VI T21 • VI T37 • VII T71 CMCD • VII T71 DA • VIII T92 • VIII M41 Walker Bulldog • IX T49 • X XM551 Sheridan |
Техника Франции | I Renault FT • II D1 • II AM 39 Gendron-Somua • II AMR 35 • II FCM 36 • II Renault R35 • II Hotchkiss H35 • III AMX 38 • IV AMX 40 • V AMX ELC bis • VI AMX 12 t • VI Panhard AMD 178B • VII AMX 13 75 • VII Hotchkiss EBR • VII AMX 13 57 • VII AMX 13 57 GF • VIII Panhard EBR 75 (FL 10) • VIII Panhard AML Lynx 6×6 • VIII Bat.-Châtillon 12 t • VIII ELC EVEN 90 • IX AMX 13 90 • IX Panhard EBR 90 • X Panhard EBR 105 • X AMX 13 105 |
Техника Великобритании | I Cruiser Mk. I • II M2 • II Cruiser Mk. II • II Light Mk. VIC • III Valentine • III Stuart I-IV • III Cruiser Mk. III • IV Cruiser Mk. IV • V Covenanter • VI A46 • VI Crusader • VII GSR 3301 Setter • VIII FV1066 Senlac • VIII LHMTV • IX GSOR3301 AVR FS • X Manticore |
Техника Китая | I Renault NC-31 • II Vickers Mk. E Type B • III Type 2597 Chi-Ha • IV M5A1 Stuart • VI 59-16 • VI Type 64 • VII Type 62 • VII WZ-131 • VIII WZ-132 • VIII M41D • IX WZ-132A • X WZ-132-1 |
Техника Японии | I Renault Otsu • II Type 95 Ha-Go • II Type 97 Te-Ke • III Type 97 Chi-Ha • III Type 98 Ke-Ni • IV Type 5 Ke-Ho |
Техника Чехословакии | I Kolohousenka • II LT vz. 35 • III LT vz. 38 |
Техника Польши | I 4TP • II TKS z n.k.m. 20 mm • II 7TP • III 10TP • IV 14TP |
Техника Швеции | I Strv fm/21 • II Strv m/38 • II L-60 • III Strv m/40L |
Техника Италии | I Fiat 3000 • II L6/40 |
БТ-7: боевой путь
Военным дебютом танка БТ-7 стали бои у озера Хасан. Танкам БТ надлежало под огнем противника выйти во фланг и тыл японских позиций в районе сопок Заозерная и Богомольная. Благополучно миновав зону японского обстрела, советские быстроходные танки попали в болото, где завязли 14 из 19 машин. Танкисты заняли круговую оборону и дальнейший бой для них свелся к защите собственных танков. Если первое боевое применение оказалось далеко не самым удачным, то своеобразным звездным часом для БТ и одновременно тяжелым испытанием стали бои у реки Халхин-Гол в Монголии. Тогда в монгольских степях раскрылись основные достоинства быстроходной и маневренной машины. Кроме того, у японцев отсутствовали танки, способные вести бой с советской бронетехникой. 57-мм танковые пушки как правило не пробивали даже тонкой брони, поэтому после ряда неудачных столкновений японцы вывели свои танки из зоны конфликта. А БТ-7 применялись практически повсюду как против пехоты, так и при атаке укрепленных позиций. Так в ходе кровопролитного Баи-Цаганского побоища отличилась 11-я легкотанковая бригада, вынесшая основную тяжесть боя. В дальнейшем БТ активно использовались в период августовской операции по окружению японской группировки на Халхин-Голе. А количество БТ в Монголии постоянно росло. Для усиления советских танковых частей на театр военных действий была выдвинута 6-я танковая бригада, которая полностью была укомплектована танками БТ-7.
БТ-7 на Халхин-Голе, 1939 г. (war-book.ru)
Следующим эпизодом в военной биографии БТ-7 стал Польский поход Красной Армии. При наличии лишь очаговой обороны БТ зарекомендовали себя наилучшим образом. Аналогично, правда, в гораздо более сложных природно-климатических условиях (ливни и разлив рек) танки БТ проявили себя на следующий год в Бессарабии и Румынии. Одной из самых сложных кампаний для советской бронетехники стала советско-финляндская война, когда танки, лишенные возможности маневра, бросались на хорошо подготовленную оборону противника. Имевшие противопульное бронирование БТ-7 несли значительные и часто неоправданные потери.
К началу Великой Отечественной в западных приграничных округах СССР насчитывалось 3243 танка БТ-7 и БТ-7М. В танковых боях БТ-7 был серьезным маневренным противником для средних и легких немецких танков. Другое дело что бой танков против танков относительно редок — такие столкновения действительно имели место, но куда чаще танки атаковали позиции противника, защищаемые пехотой и артиллерией. В 1941 г. атаки легких советских танков нередко заканчивались значительными потерями, в то время как эвакуировать подбитую или вышедшую из строя технику было невозможно. Хотя есть и целый ряд примеров спешного применения БТ-7. Так 1-я мотострелковая дивизия, имевшая в своем составе 177 танков БТ-7 и 10 КВ в течение трех суток удерживала немецкие войска на рубеже реки Березины под Борисовом.
БТ-7 на параде в Харбине, сентябрь 1945 г. (war-book.ru)
В июле 1941 г. более 400 танков БТ-7 было задействовано в ходе контрудара под Сено и Лепелем. Активно использовались БТ-7 и в битве под Москвой. С 1942 г. БТ-7 все реже встречался в боевых порядках. Дольше всего БТ, наряду с другими танками конца 1930-х годов сохранялись на тех участках советско-германского фронта, где боевые действия чередовались со значительными периодами затишья. Так БТ-7 наряду с более ранними модификациями (БТ-2, БТ-5) принимали участие в обороне, а затем снятии блокады Ленинграда. Практически до самого завершения боевых действий БТ-7 оставались и на вооружении войск Карельского фронта.
Общее устройство БТ-7
Компоновка танка в общем повторяет таковую у своего предшественника. Главные отличия в следующем:
- новый сварной корпус;
- новая башня (с 1937г) конической формы;
- мелкозвенчатые гусеницы;
- двигатель М-17;
- 76-мм орудие в артиллерийском варианте танка БТ-7;
Корпус БТ-7 разделен на 5 отделений, а именно:
- отделение управления;
- моторное;
- боевое;
- кормовое;
- трансмиссионное;
Отделение управления — в носовой части. Там были установлены приборы управления, привод управления, место водителя. От боевого управления его отделяла арка, которая придавала дополнительною жесткость.Боевое отделение в средней части бронекорпуса. В нем обустроены сидения наводчика и заряжающего, боекомлект, приборы наблюдения и управления огнем и вооружение. Моторное отделение примыкало к боевому и было разделено моторной перегородкой. В отделении располагались: двигатель, система охлаждения, смазки и питания двигателя. Помимо этого на моторной перегородке закреплено два аккумулятора. Два топливных бака разместили по бокам двигателя между бортовой броней и внутренними стенками. Трансмиссионное отделение БТ-7 в корме и отделено от моторного вентиляторной перегородкой. В этом одолении смонтированы масляные и топливные баки, КПП, бортовые фрикционы, электростартер. Также за кормовой перегородкой мог быть установлен дополнительный бак для топлива, объемом в 400 литров.
Боевое применение
Первыми БТ, вступившими в бой, стали БТ-5, которые Советский Союз поставлял испанским республиканцам. В Испании БТ-5 проявили себя неплохо, показав превосходство над лёгкими немецкими танками, которыми были вооружены франкисты. Однако переломить ход войны в пользу республиканцев не смогли ни БТ-5, ни их советские экипажи.
БТ-7 впервые поучаствовал в боях у озера Хасан, а в 1939 и БТ-5 и БТ-7 покрыли себя славой в боях на Халхин-Голе. Там скорость и маневренность «бэтэшек» показали себя с лучшей стороны, но выявились (или подтвердились) недостатки – пожароопасность бензинового двигателя, слабость противопульного бронирования, сложность в управлении.
Следующая операция, в которой участвовали все основные модификации БТ (даже ранние БТ-2), была далеко не такой славной – ей стал так называемый «Освободительный поход в Польшу» – фактически аннексия восточной части Польши согласно пакту Молотова-Рибентропа. Не успев вернуться из Польши, БТ отправились на финский фронт. При этом в «зимней войне» почему-то были задействованы не столько кадровые, сколько тыловые части, что привело к тяжёлым потерям среди танков и военнослужащих. Кроме того, оказалось, что БТ-5 и БТ-7 плохо приспособлены для полярных условий.
К 1941 году БТ-7 сняли с производства, но не с вооружения. Даже БТ-2 было решено использовать в учебных частях до окончательного износа. При этом «бэтэшки» после всех конфликтов уже были сильно изношены, а выпуск запчастей для них тоже прекратили. И этим старым машинам пришлось вынести всю тяжесть кампании 1941 года.
После того, как наступление вермахта выдохлось, а предприятия развернули массовый выпуск современных танков, выжившие БТ, однако, остались в строю, и не только в училищах. На Ленинградском фронте БТ-5 и БТ-7 использовали вплоть до самого снятия блокады, а в 1945 году БТ-7 вновь пошли в атаку на Дальнем Востоке, добивая Квантунскую армию, и прошли по Харбину парадным строем. Интересно, что захваченные БТ-7 финны оснастили 114мм гаубицей и использовали такие самоходки до 1944 года – то есть до выхода Финляндии из войны.
Тактико-технические характеристики
Принято считать, что БТ-7, самый совершенный представитель серии, был вне конкуренции в 30-е годы, но к началу Великой Отечественной безвозвратно устарел.
Но сравним его параметры со схожим по концепции британским танком «Крусейдер» и немецким Pz.III наиболее современной к 1941 году модификации.
БТ-7 | Mk.VI Crusader | Pz.IIIAusf.J | |
Масса, т | 14,2 | 19,3 | 21,5 |
Длина, м | 5,6 | 5,9 | 5,5 |
Толщина брони, мм | 15-20 | 18-34 | 30-50 |
Максимальная скорость, км\ч | 52/72 | 43 | 40 |
Запас хода, км | 375/460 | 255 | 155 |
Вооружение | 45 мм пушка, 1-3х7,62мм пулемёта | 40 мм пушка, 2х7,7 мм пулемёта | 50мм пушка, 2х7,92мм пулемёта |
Конечно, у БТ-7 были и неустранимые недостатки, вроде тесного корпуса, вызванной применением подвески Кристи. Были и те, которые в принципе можно было победить, вроде отсутствия качественных наблюдательных приборов. Однако пушка калибра 45мм в 1941 году была вполне адекватным оружием, а по подвижности БТ-7 превосходил конкурентов даже без использования колёсного хода. «Крусейдер», защищённый немногим лучше советского танка, достаточно успешно использовали ещё в африканской кампании.
Очевидно, что потенциал для модернизаций платформа уже исчерпала, но «ограниченно боеспособным» БТ-7 не был. Наоборот, он вполне мог дать немецкой технике достойный отпор.
Однако сказывались износ узлов (вспомним, что производство запчастей было свёрнуто вместе с серийным выпуском танка), добавим растерянность в первые недели блицкрига. Наконец, к тактике засад, позволявшей атаковать противника даже с лучшим обзором и более толстой бронёй, перешли только к осени 1941 года. До этого даже атаки противника пытались отражать встречной лобовой атакой – такой метод был прописан в уставе.
Даже если помнить о их американском происхождении – именно советским конструкторам удалось довести идеи Кристи «до ума» и создать на основе его прототипов грозную боевую машину. Именно танк БТ (а не «парадный» Т-35), участвовавший во многих войнах, и дошедший до финала Второй Мировой войны, должен был быть символом мощи бронетанковых сил Красной армии.