Советские танки и бронетехника
Содержание:
- «Царь-бомба»
- Основной танк Т-72 «Урал»
- Новая модернизация
- «Особенная школа»
- Вооружение
- Франция
- Новейшие танки России последнего поколения
- Развитие легких образцов
- Застой
- Боевая живучесть Т-99
- История создания
- История изобретения
- Почему «объект 195» не пошел в серию?
- Военная бронетехника Франции
- Описание бронированного автомобиля
«Царь-бомба»
Пожалуй, самое известное ядерное оружие в мире, которое было приведено в действие 30 октября 1961 года на полигоне «Сухой нос» на острове Новая Земля. Бомба была создана в единичном экземпляре. Её предназначение — наглядно показать, что, если понадобится, СССР может наклепать таких устройств и накидать их Дяде Сэму за шиворот. Побочным эффектом было осознание того, что с помощью многоступенчатой конструкции можно создать бомбу буквально неограниченной мощности.
Мощность взрыва составила 58,6 мегатонны. Чтобы ты понимал, бомба, которую сбросили на Хиросиму, составляла от 13 до 18 килотонн, что примерно в 3 800 раз меньше. Ядерный гриб поднялся на высоту 67 километров, а его диаметр достиг 95 километров в верхнем ярусе. Вспышка была видна на расстоянии более тысячи километров, а облако — за 800 километров от места взрыва. Взрыв был такой мощный, что взрывная волна трижды обогнула планету.
До сих пор это оружие остаётся культовым и обрастает новыми слухами. Возможно, именно благодаря «Царь-бомбе» США не решились на атаку на СССР, на которой военное командование этой страны настаивало ещё с начала холодной войны.
Основной танк Т-72 «Урал»
Число танков, стоящих на вооружении: около 2000 единиц.
Общее количество выпущенных танков всех модификаций: около 30 000 штук (примерно 7500 штук находится на хранении).
Вес: 41 т;
Вооружение: 125-мм пушка, пулемет калибра 12,7 мм, пулемет калибра 7,62 мм;
Экипаж: 3 человека;
Скорость на пересеченной местности: 35–45 км/ч.
Танк Т-72
Т-72 можно считать самым массовым советским послевоенным танком всех поколений, что закономерно: его приняли на вооружение 7 августа 1973 года, в том же году была выпущена установочная партия в 30 машин, а прекращен выпуск модели только в 2005-м, то есть 32 года спустя! Главный конструктор танка Леонид Карцев отмечал, что зарубежные специалисты считают эту машину «лучшим и самым массовым танком второй половины ХХ века».
За три десятка лет танк неоднократно модернизировался: общее число модификаций, включая экспортные версии, достигает двух десятков. Но основными были модификации Т-72А и Т-72Б, а также более современные Т-72БА и Т-72Б3. Первая модификация — Т-72А — была проведена в 1979 году: на машину установили новые приборы наведения и наблюдения, заменили пушку на более новую и усилили навесную защиту, а также поменяли двигатель на более мощный.
Спустя шесть лет появилась модификация Т-72Б — с новым комплексом управляемого вооружения «Свирь», новым комплексом динамической защиты «Контакт» и новым двигателем, а также пушкой — пусковой установкой вместо обычной пушки.
Третья модификация представляет собой глубокую модернизацию Т-72Б с усилением защиты, в том числе и встроенной динамической, и более современными элементами системы управления огнем и самим танком. А последняя модификация — Т-72Б3 — поступает в войска последние три года и отличается новейшей системой управления огнем, существенно увеличившей возможности бортового вооружения, самым мощным двигателем во всей линейке и усовершенствованной ходовой частью.
Новая модернизация
Танк Т-90МС по сравнению с предыдущей экспортной моделью Т-90С получил более мощный двигатель, новый кондиционер, улучшенную электронику и усиленное бронирование.
В июне 2021 года Т-90МС успешно прошёл испытания в Латинской Америке и на Ближнем Востоке.
Также по теме
«Один из лучших в мире»: в России начали серийное производство и поставки в войска танков Т-90М «Прорыв»
«Уралвагонзавод» приступил к серийному изготовлению и поставкам в Вооружённые силы Российской Федерации основных боевых танков Т-90М….
«Танк зарекомендовал себя с самой положительной стороны как в условиях высокогорья, так и в условиях высоких температур в пустыне», — подчеркнули в концерне «Уралвагонзавод».
Установка современного оборудования привела к некоторому увеличению массы Т-90МС (с 46,5 до 48 т), однако машина не потеряла своих высоких ходовых и манёвренных качеств. Максимальная скорость нового танка по шоссе составляет 60 км/ч, запас хода — 500 км.
Кроме того, танк оснащён дополнительной дизель-генераторной установкой, которая сокращает расход топлива и уменьшает заметность машины в инфракрасном диапазоне.
Главным орудием является усовершенствованная 125-мм пушка, которая обеспечивает повышение точности стрельбы на больших дальностях, со спаренным пулемётом калибра 7,62 мм.
Т-90МС отличается от предшествующих образцов более современным вооружением, электроникой и силовыми агрегатами.
Танк оснащён единой системой управления тактическим звеном (ЕСУ ТЗ) «Созвездие», которая позволяет экипажу получать информацию из различных источников, в том числе беспилотников.
Также Т-90МС превосходит предшественников по уровню защиты — конструкторские разработки сделали его практически неуязвимым для кумулятивных и подкалиберных снарядов. Улучшенные возможности новейшего российского танка не остались незамеченными западным экспертным сообществом.
Высокие показатели Т-90МС, в частности, отметил американский военно-политический портал The National Interest в своём материале «Российский танк Т-90 стал лучше: встречайте Т-90МС».
«Танк Т-90МС также является преемником предыдущей экспортной версии, Т-90С, и может похвастаться несколькими ключевыми итеративными усовершенствованиями. Т-90МС оснащён чуть более мощным 1130-сильным дизельным двигателем В-92С2Ф, улучшенным тепловизионным прицелом с дальностью распознавания цели 3,5 тыс. м, цифровым компьютером для мониторинга топографических условий, навигационной системой ГЛОНАСС и модернизированной башенной установкой. В числе наиболее значимых изменений — установка противокумулятивных экранов модульной динамической защиты, более эффективно предохраняющих от некоторых видов взрывов», — отметили эксперты американского издания.
«Особенная школа»
Алексей Хлопотов считает, что отечественное танкостроение добилось существенных успехов, которые выражаются в появлении Т-14 и увеличении боевого потенциала модернизированных советских образцов. При этом, как рассказал эксперт, российские гусеничные машины хорошо приспособлены для массового серийного производства и, как правило, недороги.
«У России сложилась своя, особенная школа танкостроения. По своей огневой мощи, защищённости и вооружениям российские танки нисколько не уступают западным, а зачастую и превосходят их. При должной выучке экипажа вероятность поражения целей управляемыми ракетами, которые входят в арсенал российских танков, составляет почти 100%», — отметил Хлопотов.
По его словам, развитие российского танкостроения соответствует общемировому тренду на роботизацию. В Т-14 и модернизированных отечественных машинах электроника занимает заметно больше места. В перспективе такой подход должен привести к уменьшению риска для жизни военнослужащих, прогнозирует Хлопотов.
- Танк третьего поколения Т-14 на форуме «Армия»
Сергей Суворов считает, что качество российских танков по многим параметрам превосходит западные образцы. По мнению аналитика, отечественные гусеничные машины надёжнее, неприхотливее и проще в эксплуатации. По этой причине танки из РФ пользуются популярностью на международном рынке.
Вооружение
Танковое вооружение это комплекс различных видов оружия и систем управления: пушка, пулеметы, противотанковые ракетные установки, системы стабилизации и наведения средств поражения. Стрельба может производиться и днем, и ночью, что делает машину опасной для противника при любой видимости и в любое время суток.
На протяжении всей истории танкостроения совершенствуется и система заряжания пушки. Раньше снаряд подавался в казенную часть пушки в виде цельного изделия, состоящего из гильзы с пороховым зарядом и утопленной в ней головкой. В танке 40-х годов была даже должность — заряжающий. В современных машинах используется автоматическая система подачи боеприпасов. При этом танковый выстрел состоит из двух частей: порохового заряда и, собственно, снаряда. Такая компоновка позволяет разнообразить поражающие способности снаряда от осколочного до фугасного, при этом достигается экономия внутреннего пространства танка.
Применение пулеметов – курсового, спаренного и зенитного: первые два типа устанавливаются в передней части танка, на лобовой броне и в башне. Зенитный пулемет расположен на башне танка и предназначен для борьбы с вражеской авиацией и беспилотниками. Однако постоянное совершенствование летательных аппаратов делает зенитный пулемет малоэффективным, поэтому он используется танкистами как целеуказатель, если зарядить его трассирующими патронами, или для подавления легкобронированной техники противника и его живой силы.
В годы Великой Отечественной войны на танки устанавливался огнемет для уничтожения живой силы противника. Но через несколько лет после войны такой тип вооружения на танках был отменен.
Франция
Лёгкие танки
- «Renault FT»
- «Renault FT»
- «Hotchkiss H35»
- «D1»
- «FCM 36»
- «Renault R35»
- «AMX 38»
- «AMX 40»
- «AMX ELC bis»
- «AMX 12 t»
- «AMX 13 75»
- «AMX 13 57 GF»
- «AMX 13 57»
- «Bat.-Châtillon 12 t»
- «ELC EVEN 90»
- «AMX 13 90»
- «AMX 13 105»
Средние танки
- «D2»
- «Somua S35»
- «SARL 42»
- «Renault G1»
- «Lorraine 40 t»
- «M4A1 Revalorisé»
- «AMX Chasseur de chars»
- «AMX 30 1er prototype»
- «Bat.-Châtillon 25 t AP»
- «Bat.-Châtillon 25 t»
- «AMX 30 B»
Тяжёлые танки
- «B1»
- «B1»
- «BDR G1 B»
- «ARL 44»
- «AMX M4 mle. 45»
- «AMX 50 100»
- «AMX 65 t»
- «AMX M4 mle. 49 Liberté»
- «Somua SM»
- «AMX M4 mle. 49»
- «FCM 50 t»
- «AMX 50 120»
- «AMX M4 mle. 51»
- «AMX 50 B»
- «AMX M4 mle. 54»
- «(A) AMX 50 B»
- «Renault FT AC»
- «FCM 36 Pak 40»
- «Renault UE 57»
- «Somua SAu 40»
- «S35 CA»
- «ARL V39»
- «AMX AC mle. 46»
- «AMX AC mle. 48»
- «AMX Canon d’assaut 105»
- «AMX 50 Foch»
- «AMX 50 Foch (155)»
- «AMX 50 Foch B»
Новейшие танки России последнего поколения
Вопрос о необходимости создать новые танки в России для ВС РФ назрел уже к середине 90-х годов прошлого века, когда выяснилось, что обновленные американские «M1A2 SE» и британские «Challenger 2» не уступают по ряду ТТХ российскому Т-90, а по некоторым показателям даже превосходят его.
Тогда и началась разработка двух параллельных проектов в ОКБТМ и УКБТМ, получившим названия перспективные танки России «Черный орел» и «Совершенствование-88» соответственно.
Работы завершились изготовлением прототипов, прошедших испытания.
Но новые танки России не были запущены в серийное производство, вследствие изменения общей концепции обороны страны. Однако некоторые технологические новшества, обкатанные на Т-95 и «Черном орле», использовались при создании танка нового поколения.
Новейшие танки России — Армата по своим боевым возможностям превосходит не только основные боевые машины ведущих в военном отношении держав, но и перспективные разработки ВПК США, Великобритании, Китая, Израиля, ФРГ, Франции.
Инновационные конструктивные решения с использованием прорывных технологий обеспечивают ему высокую мобильность, впечатляющую огневую мощь, неуязвимость. Т-14 способен эффективно взаимодействовать с другими элементами тактического боевого звена – САУ, БМП, ударными вертолетами, беспилотными аппаратами.
Кроме того, стоимость российской боевой машины относительно невысока по сравнению с большинством продуктов зарубежного танкостроения. Чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть в таблицу:
Основной танк (фото) | Модель | Страна производства |
Стоимость в USD |
AMX-56 Leclerc | Франция | 10 000 000 | |
K2 Black Panther | Южная Корея | 8 800 000 | |
Abrams M1A2 SE | США | 8 500 000 | |
Challenger 2 | Великобритания | 6 500 000 | |
Leopard 2 | Германия | 5 700 000 |
На этом фоне стоимость Т-14 в $3,7 млн при всех его возможностях выглядит просто нереально низкой. По данному показателю с российской боевой машиной может поспорить только китайский ZTZ-99, или Т-99, как его часто называют.
Развитие легких образцов
В качестве нового тренда западные специалисты отмечают развитие легкой военной бронетехники.
В частности, армия США по бюджетным соображениям в 1996 г. оставила проект легкого танка M 8 AGS со 105 мм танковой пушкой. Вместе с тем, в течение нескольких лет Пентагон снова занимается подобными транспортными средствами для легких пехотных бригад.
Проект получил обозначение «Мобильная защищенная огневая мощь» (Mobile Protected Firepower, MPF). Рассматривается гусеничное транспортное средство в классе от 25 до 35 т. Планируется, что две подобные машины будут перевозиться одним C-17 «Глоубмастер» (Globemaster). Военная бронетехника этого типа должна собираться из присутствующих на рынке элементов.
В настоящее время ведется сбор предложений от промышленности. Заключение контракта планируется на 2019 г. Ожидается, что компания BAE Systems представит новую версию легкого танка M 8 AGS. В качестве второго поставщика уже в конце 2017 г. компания GDLS представила демонстратор «Гриффин» (Griffin). Третьим соискателем выступила китайская SAIC. Компания представила модель, в которой шасси NGAV от сингапурского производителя ST-Kinetics комбинируется с башней Serie 3105 от компании «Коккерил» (Cockerill).
F131 M 8 AGS
Легкий танк M 8 AGS
f132 Griffin
Легкий танк Griffin
f133 NGAV
БМП NGAV
Хотя Израиль при создании своей тяжелой бронетехники всегда стремился к максимальной живучести для экипажа, с 2012 г. он также начал проектные работы над программой легкого семейства «Кармел» (Carmel).
Планируется, что в его состав войдут легкие машины (от 30 до 35 т) и небольшие транспортные средства с экипажем из двух человек. На них предусматривается устанавливать гибридный привод, дистанционно-активные системы защиты, системы защиты от кибератак. Сообщается, что новая военная бронетехника получит самые современные системы наблюдения для реализации оптимального понимания экипажем окружающей обстановки.
Проект легкого семейства «Кармел»
Застой
Казалось, что танки СССР захватят лидерство в мире, но этого не произошло. Первая мировая война прошла без отечественных машин, в Гражданской войне использовались зарубежные. В 1918 году наступило чёткое осознание необходимости разработки и производства отечественных танков. Захваченные французские Reno-FT, показанные на параде в Москве, скопировали на заводе Красное Сормово, создав первый образец 31 августа 1920 года под названием Танк М.
В 1925 году началось производство МС-1, отличавшегося низкой ценой и скопированного с Fiat-3000. Также разрабатывались другие модели. Выше ценой, сложнее в производстве, но не имевшие весомых преимуществ.
Началось порочное время подражания, когда за основу советских танков брались зарубежные образцы. Vickers Mk превратился в Т-26, Carden Loyd Mk VI в Т-27, Vickers Medium Mark III в Т-28, Independent в Т-35.
Серия быстроходных БТ создалась на базе танка Кристи. Они обладали великолепной подвижностью за счёт возможности колёсного хода, но были крайне ненадёжны.
Боевая живучесть Т-99
Наличие на борту машины комплекса ТШУ-1-7(Штора), обеспечивает защиту от ракет с полуавтоматическим наведением и также ПТУРов с лазерным полуактивным наведением типа «Мейврик». Это значительно повышает защищённость танка.
Также в комплексе применяется станция СОЭП ОТШУ-1 с системой аэрозольной завесы (СПЗ). СОЭП модулирует излучение, близкое к модификациям трассеров «Милан», «Дракон». Воздействуя своим излучением на систему наведения ракет противника, он срывает такого рода атаку.
Кроме того, комплекс сможет обеспечить ИК-подсветку ночью и стрельбу с помощью приборов ночного видения. Также возможно его применение для ослепления любых, даже малогабаритных, объектов.
История создания
В конце 2014 года на основании Указа президента РФ в рядах вооруженных сил появляется новая единица – 1-ая гвардейская Краснознаменная танковая армия. С этого же момента начат процесс ее формирования, финальная стадия которого была завершена 1 февраля 2016 года.
Разумеется, танковые войска существовали задолго до данного Указа, и, по сути, изменилось только название и формат. Более того, нынешние объединенные в армию танковые подразделения в большинстве своем являются детищем легендарной 1-ой танковой армии СССР, созданной в ходе Великой Отечественной войны. Однако в конце ХХ века (примечательно, что даже не в 1991 году, а в 1999) произошло расформирование 1-ой танковой армии, вследствие чего дивизии и подразделения стали существовать отдельно, без централизованного органа управления. Таким образом, впервые с 1999 года произошло воссоединение танковых войск России в единую структуру.
История изобретения
Первенство применения танков принадлежит англичанам, использование ими танков в Первой мировой войне, заставило военачальников всех стран пересмотреть концепцию ведения войн. Применение французами своего легкого танка «Рено» FT17 определило классическое использование танков для решения тактических задач, а сам танк стал воплощением канонов танкостроения.
Сама идея поставить паровой двигатель на гусеничный движитель была не нова, первым ее реализовал в 1878 русский конструктор Федор Блинов. Изобретение получило название: «Вагон с бесконечными рейсами для перевозки грузов». В этом «вагоне» впервые применено устройство поворота гусениц. Изобретение гусеничного движителя, между прочим, тоже принадлежит русскому-штабс-капитану Д.Загряжскому. На что в 1937 выдан соответствующий патент.
Первая в мире боевая машина на гусеничном ходу – тоже русская. В мае 1915 года возле Риги происходили испытания бронированной машины Д.И. Пороховщикова под названием «Вездеход». Она имела бронированный корпус, одну широкую гусеницу и пулемет во вращающейся башне. Испытания признали очень удачными, но из-за приближающихся немцев дальнейшие испытания пришлось отложить, а спустя некоторое время про них забыли вовсе.
В том же году 1915 году проходили испытания машины конструкции начальника опытной лаборатории военного ведомства, капитана Лебеденко. 40-тонный агрегат представлял собой увеличенный до гигантских размеров артиллерийский лафет, приводимый в движение двумя двигателями «Майбах» со сбитого дирижабля. Передние колеса имели диаметр 9 метров. По замыслу создателей, машина такой конструкции должна легко преодолевать рвы и траншеи, но на испытаниях она застряла сразу после начала движения. Где и простояла долгие годы пока ее не порезали на металлолом.
Почему «объект 195» не пошел в серию?
Новый танк российской армии, несущий проектное имя «Объект 195», практически прошел госиспытания. Но на вооружение не принят по следующим причинам.
Во–первых, у Министерства Обороны России изменились требования к парамерам, которым должны соответствовать новейшие танки России:
- по защите танка от попадания снаряда в верхнюю проекцию машины;
- по защите от заложенных мин и самодельных управляемых взрывных устройств;
- к круговой защите от переносных ручных противотанковых средств и т. д.
Во–вторых, российская промышленность не готова к его серийному производству. Потребуется несколько лет на то, чтобы провести глубокую научно-техническую модернизацию производства и приступить к тому, чтобы самостоятельно выпускать самый новый танк России и те ключевые компоненты, которые необходимы для него.
Модернизация производства связана с распадом Советского Союза, при котором разорвались отношения с производителями тех компонентов, которые оказались вне территории России.
Реконструировать кооперационные связи понадобилось как при создании Т–90А, так и при работе над проектом «Объект 195». И с обеими задачами военная промышленность России успешно справилась.
Объект 195 (Т-95) — русский проект многообещающего танка нового поколения, был в разработке с 1990 по 2010 год. В настоящий момент финансирование исследования танка прервано.В 2010 году зам. министра обороны Владимир Поповкин заявил о прекращении финансирования исследования боевой машины «Объект 195», а также о закрытии программы, так как проект боевого танка морально устарел.
Военная бронетехника Франции
Во Франции в рамках программы SCORPION, должно начаться тестирование БТР «Грифон» (Griffon). Поступление машины в войска намечено на 2021 г. Предусматривается, что модель с колесной формулой 6х6 заменит принятый на вооружение в 1976 г. БТР VAB. В целом, запланирована закупка 1732 БТР «Грифон» в 11 различных вариантах компоновки.
Параллельно с этим идет работа над 6×6 БРМ «Ягуар», которая с 2020 г. станет преемницей колесного танка AMX 10 RC. Разработанная для этого проекта компанией «Некстер» (Nexter) башня T40M уже используется на БТР VBCI 2.
В среднесрочной перспективе ожидается увеличение оборонного бюджета Франции. Это обстоятельство, как считается, позволит финансировать исследования в рамках немецко-французской программы MGCS (Mobile Ground Combat System, рус. – «Мобильная наземная боевая система»).
Описание бронированного автомобиля
Несмотря на большие габариты и внушительный вес, по легкости управления «Тигр» сравним с легковой машиной. Это одно из немногих транспортных средств военного назначения, которое может передвигаться по трассам общего пользования. Но все-таки его ареал — это бездорожье, где он чувствует себя комфортно.
Благодаря уникальным качествам, внедорожник нашел успешное применение в ОМОНе не только для передвижения, но и для прикрытия группы захвата при штурме вооруженных преступников.
Российская машина Тигр на учениях
Выглядит машина брутально. По своим ТТХ автомобиль «Тигр» превосходит аналогичный западный Хаммер, что и показывают неоднократные сравнительные тест-драйвы.
Военный автомобиль «Тигр» оснащен новым дизельным двигателем 215 л/сил с объемом 4.5 литра, изготовленном в Ярославле. Расход топлива автомашины с такой массой относительно небольшой.
Двигатель имеет предпусковой подогреватель, что позволяет эксплуатировать машину при любой минусовой температуре.
Устройство двигателя позволяет использовать любые виды жидкого топлива и их смесей.
По такому принципу работают двигатели танков и бронетранспортеров. Этот эксперимент не способен пережить ни один автомобиль НАТО.
На любом виде топлива военный Тигр, характеристики которого уникальны, способен проехать 1000 км без дозаправки.
Бронированный автомобиль Тигр с открытым капотом.
В мире существует лишь несколько машин, похожих на броневик «Тигр». Это итальянские, австрийские и швейцарские варианты. Однако требования защиты в странах НАТО отличаются от российских стандартов.
По нашим стандартам сквозного пробития не допускается, — в отличие от НАТО, где пробитие 49 пуль из 100 считается допустимым значением. То же самое и с подрывом пробивных зарядов, где 49 осколочных отверстий из 100 считается нормой.
У нас — ни одного. Салон гражданских вариантов может оборудоваться кожаными материалами. Раскраска машины возможна как под камуфляж, так и в любой цвет, по желанию заказчика.
Гражданский вариант автомобиля
Особенности конструкции армейского броневика ГАЗ
Конструкция спаренных гидравлических амортизаторов, наряду с торсионной подвеской, по образцу бронетранспортера БТР-80. Они обеспечивают комфортабельные ТТХ «Тигра»: мягкий ход по бугристой дороге на большой скорости.
Конструкция спаренных гидравлических амортизаторов
- Блокировка межосевого дифференциала, помогающая на сильном бездорожье (грязь, глина, песок, гололед, мокрая трава).
- Наличие регулируемой подкачки колес, позволяющей совершать движение с пробитыми колесами, или покорять зыбкий грунт.
- Наличие понижающей передачи.
Дополнительное оборудование
- Хорошая система отопления. Имеется штатная и дополнительная печки.
- Возможна установка 2-х кондиционеров, спереди — для водителя, сзади — для пассажиров.
- Система пожаротушения, позволяющая тушить колеса, двигатель и салон.
Система пожаротушения
- Лебедка для перемещения застрявшего автомобиля в сложных условиях;
- Возможность регулировки кресел и руля.
Характеристики военного Тигра (ТТХ)
Характеристика | Значение |
Потребление топлива в городских условиях | 20 л/100 км |
Потребление топлива на трассе | 17 л/100 км |
Предельная скорость | 140 км/ч (рекорд Хаммера 113 км/ч) |
Клиренс | 40 см |
Масса | до 7,6 т |
Длина | 5,7 м |
Ширина | 2,4 м |
Высота | 2 м |
Преодолеваемый бордюр | 1,2 м |
Вооружение нового бронеавтомобиля «Тигр»
комплекс Корнет, имеющий 2 пусковые установки с 4-мя противотанковыми ракетами, дальность стрельбы которых составляет 5,5 км;
Армейский Тигр комплексом Корнет на выставке в Туле
штурмовой вариант Абаим-Абанат для взятия 2-го этажа;
Армейский Тигр с Абаим-Абанат
два пулеметных расчета;
СПМ-1 «Тигр»
машина связи П-230Т
П-230Т
комплекс Арбалет. Крупнокалиберный пулемет с ночным прицелом инфракрасного видения;
Арбалет
комплекс РЛС для обеспечения систем огня ракетной и ствольной артиллерии;
Тигр в Сирии
30 – миллиметровая автоматическая пушка;
Бронированный Тигр
разведывательное оборудование;
Sova-SBRM
комплекс минометного огня МЗ-304 «Горец». Система оборудована автоматической зарядкой боеприпасов и корректировкой стрельбы из кабины управления;
Российский бронеавтомобиль Тигр с МЗ-304 «Горец»
ЗРК ближнего действия Гибка-С;
Гибка-С
Комплекс РЭБ «Леер-2», обеспечивающий постановки помех электронным средствам противника;
Леер-2
РХМ-ВВ, специализированная машина разведки химических войск;
РХМ-ВВ