Какова роль впк в экономике россии? характеристика военно-промышленного комплекса россии

Что гражданские компании поставляют армии

В последнем отчете Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI) приводятся такие цифры: в 2020 году международные военные расходы рекордно выросли на 2,6% и составили почти $2 трлн (это самый высокий показатель с 1988 года). 62% трат приходится на пять крупнейших игроков: США, Китай, Индия, Россия и Великобритания. Наибольшую долю имеют Штаты с потраченными $778 млрд или 39% всех «военных» денег.

Ежегодно за федеральные военные контракты в США конкурируют тысячи фирм, как оборонных, так и гражданских, т.е. выпускающих сугубо мирную продукцию. Как, например, Microsoft. В марте 2021 года военные объявили, что компания поставит в армию 120 тыс. гарнитур дополненной реальности Integrated Visual Augmentation System (IVAS), название коммерческого прототипа от Microsoft — HoloLens, стоимость контракта $21,88 млрд.

Стоимость одной гарнитуры составляет около $3,5 тыс, она крепится к каске, позволяет накладывать голограммы целей и местоположения команды на трехмерную карту местности, видеть в темноте и задымленности. Камеры AR могут совместить картинки прицела винтовки и обзора 360°. Взаимодействовать с системой можно голосом и жестами. IVAS дает офицерам возможность быть в центре событий и управлять действиями подчиненных, находясь на удалении.

Тестирование гарнитуры в полевых условиях инженеры Microsoft начали в 2018 году. С ее помощью можно не только воевать, но и тренироваться на конкретных ситуациях, случившихся в реальности. «Умные» очки запомнят и покажут все

Куда более тесные и давние связи с военными имеет японская корпорация Mitsubishi. В годы Второй мировой войны она вооружала армию, ее бомбардировщики A6M2 Zero в декабре 1941 года уничтожили Перл-Харбор — американскую базу на Гавайях. После войны гигантскую корпорацию Mitsubishi в наказание разделили на 44 независимые компании, однако к XXI веку бренд вновь сотрудничает с Минобороны.

Для японских вооруженных сил корпорация производит подлодки, эсминцы, боевые самолеты, зенитно-ракетные комплексы. В 2020 году Mitsubishi объявила о создании к 2035 году истребителя-невидимки последнего поколения, который заменит устаревающий F-2. На разработку самолета компания надеется получить от Министерства обороны $556 млн.

Эмблема Mitsubishi узнаваема — красные ромбы на белом фоне, образующие трилистник. Ее можно увидеть на всех продуктах, которые компания выпускает для гражданского населения: на оборудовании для теплоэлектростанций, корпусах заводов по добыче нефти и газа, гражданских самолетах (например, доля участия корпорации в создании Boeing 787, или по-другому Dreamliner — 35%), кораблях, бытовой технике (кондиционерах, например) и, конечно же,

Практически каждая автомобильная компания хоть раз становилась военным подрядчиком. В годы Второй мировой войны машины Opel составляли около 90% всех грузовиков и 60% легковых автомобилей немецкой армии, с конвейеров Renault сходили танки для нацистов, BMW и Daimler-Benz делали двигатели для истребителей. Audi снабжала немцев зенитными пушками, боевыми торпедами, авиационными и танковыми двигателями и даже стрелковым оружием, Volkswagen — автомобилями-амфибиями, а Maybach — танковыми двигателями.

Коммерческими партнерами армии становятся и узкопрофильные гражданские фирмы, специализирующиеся на каком-то одном направлении. Как, например, швейцарская часовая компания Luminox — официальный поставщик «морских котиков», спецназа ВМФ США.

Производитель уверяет, что создавал тактические часы специально для условий штурмовых и поисково-спасательных операций, они высоконадежны и выдерживают сверхнагрузки. А значит, прекрасно подходят и любителям экстремального спорта, которые их и выбирают.

В рекламных целях Luminox часто участвует в съемках фильмов: кадр из фильма «Одиннадцать друзей Оушена», 2001 год

Часы Luminox закупают не только американские военные, их носят также пилоты, водолазы, минеры, спецназовцы Швейцарии, Австрии, Южной Кореи, Сингапура, Японии, Китая.

А что за бугром?

Зададимся вопросом: кто-нибудь слышал о конверсии в США или любой другой стране? Можно ли представить, чтобы топ-менеджмент специализирующейся на выпуске военной техники компании, имеющий солидную репутацию и серьезных заказчиков, вдруг решил перейти на выпуск холодильников или стиральных машин? Полный абсурд! Если там возникают проблемы с поставками по заказу Минобороны, то весь госаппарат подключается к прямому лоббированию поставок оружия в другие страны. Сколько государств сегодня закупают американские самолеты F-35, и в этом прямая заслуга не только сотрудников компании-производителя, но и всех чиновников, вплоть до американского президента.

Тогда почему же у нас хотят снова пустить «оборонку» по старому кругу, по пути разрушения? Почему нет утвержденной на высочайшем уровне программы перехода на выпуск гражданской продукции и детально прописанных планов? Причем с гарантированным финансированием из госбюджета, ибо предприятиям «оборонки» в одиночку не потянуть этот процесс. В иных условиях будет нанесен очень серьезный удар по оборонной промышленности.

Артиллерийско-стрелковый комплекс

Значение ВПК в экономике России невозможно переоценить. Благодаря выпуску уникальной продукции оборонная промышленность приносит в бюджет страны неплохой доход. Одним из ярких примеров является стрелковое оружие, а именно автомат Калашникова. Он известен всему миру и является наиболее массовым видом данного типа оружия.

Предприятия, занимающиеся изготовлением артиллерийского и стрелкового оружия, располагаются вблизи металлургических заводов. Это экономически обусловлено уменьшением количества товаротранспортных операций.

Центром производства артиллерийских установок по праву считается Урал. Именно в Екатеринбурге и Перми изготавливают системы залпового огня «Град», «Смерч», «Ураган», пушки, гаубицы, минометы, противозенитные и противотанковые ракеты.

Военное судостроение

Невозможно оценить, какова роль ВПК в экономике России, без характеристики судостроительного комплекса. Благодаря этой отрасли военно-промышленного сектора всегда обеспечены работой строительные компании. Большая часть предприятий, занимающихся изготовлением военных кораблей, базируется в центральной части Российской Федерации. Это необходимо для повышения уровня защищенности подобных объектов.

Выпуск подводных лодок сейчас практически не осуществляется. Объекты судостроительного оборонного комплекса расположены в Северной столице государства – Санкт-Петербурге. Помимо него, центрами производства кораблей являются Нижний Новгород, Северодвинск, Калининград и Комсомольск-на-Амуре.

Для предприятий этого сектора характерна узкая направленность и монополизированный рынок. Военное судостроение является одним из первых секторов, который страдает от экономического кризиса.

Формирования ВПК России

Военно-промышленный комплекс России образовался на этапе индустриализации в Советском Союзе. К производству объектов оборонной промышленности стали предъявлять повышенные эргономические и прочностные требования. По требованиям правительства, оружие должно было стать максимально простым, чтобы любой солдат без специальных навыков мог им пользоваться.

В оборонной промышленности очень ценились высококвалифицированные работники, поэтому заработная плата и социальные поощрения были на порядок выше у трудящихся в этой отрасли.

Чтобы понимать, какова роль ВПК в экономике России, нужно оценить количество занятых в этой сфере. На момент перестройки на оборонный сектор государства работало около пяти миллионов человек. Это двадцать пять процентов от всех сотрудников промышленных производств. Научные кадры составляли пятую часть от всех специалистов.

Список литературы

  1. Хайтбаев В.А. К вопросу об особенностях реформирования отечественной оборонной промышленности // Евразийский международный научно-аналитический журнал. 2008
  2. Паничев Н. Разрушим машиностроение — потеряем суверенитет страны. // Российская Федерация сегодня. 2002
  3. Чистова В.Е. Финансовые аспекты реформирования оборонно-промышленного комплекса. 2004 
  4. Тарасов Игорь Стратегические предприятия в системе оборонно-промышленного комплекса России // Право и экономика. 2007
  5. Винслав Ю. Конверсия отечественного ВПК: фрагменты ретроанализа и некоторые соответствующие выводы // Российский экономический журнал. 2007 
  6. Федеральный закон О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации № 60-ФЗ от 13 апреля 1999
  7. Астапов К.Л. Законодательное обеспечение развития оборонно-промышленного комплекса // Законодательство и экономика. 2004
  8. Постановление Правительства Российской Федерации Вопросы Государственного конверсионного фонда № 754 от 27 июня 1996 г.
  • Реферат на тему: Характеристика финансовой системы иностранного государства
  • Реферат на тему: Развитие патентного права в России и за рубежом
  • Реферат на тему: Международная защита авторских прав
  • Реферат на тему: Методы борьбы с коррупцией в целях обеспечения экономической безопасности сферы частного бизнеса
  • Реферат на тему: Ф. Фукуяма «Конец истории и последний человек»
  • Реферат на тему: Влияние санкций на экономику России
  • Реферат на тему: Оффшорный бизнес и его роль в экономике России
  • Реферат на тему: ЕГРН: сущность, основные элементы и параметры, порядок ведения, отличия от кадастра недвижимости
  • Реферат на тему: Направление реализации и критерии эффективности «цифровой экономики»
  • Реферат на тему: Экономическое мышление
  • Реферат на тему: Микрокредитование в России: проблемы и перспективы
  • Реферат на тему: Денежный рынок. Его сущность и проблема равновесия

Коммерческий успех военной одежды

Есть компании, которые с армией уже давно не сотрудничают, однако те давние военные заказы дали им преференции на десятилетия вперед. В 1902 году Burberry разработала полевую форму для постоянной британской армии, а в 1912 году запатентовала свой водоотталкивающий плащ-пальто, тренчкот (от англ. trench — окоп, траншея, прообраз сегодняшних всемирно известных тренчей Burberry), который носили офицеры. Сегодня средняя стоимость плаща Burberry — $2,3 тыс.

Экономика инноваций

Оружие прогресса: как военные технологии изменяли мирную жизнь

Американская фирма Alpha Industries в 1959 году стала официальным поставщиком униформы ВВС США. В числе прочего она шила куртки (бомберы) для летчиков с яркой оранжевой подкладкой, которая предназначена для подачи сигнала SOS. В какой-то момент бомберов оказалось так много, что пришлось распродавать их гражданскому населению. Покупателям настолько понравилась качественная и красивая военная одежда, что Alpha Industries успешно продает аналоги до сих пор, практически не меняя фасон.

Специально для военных летчиков по контракту с Генеральным штабом ВВС Италии кожаные куртки шила Aeronautica Militare. Оливковый цвет, летная стилистика, оригинальные знаки отличия, вышивка и принты так полюбились обычным покупателям, что когда контракт с военными закончился, куртки стали основой ежегодной коллекции одежды бренда.

Бренд обращался к итальянскому командованию за разрешением использовать на куртках в коммерческих целях аутентичные знаки и армейские нашивки

(Фото: Aeronautica Militare)

Проблемы ОПК

Трудности оборонно-промышленного комплекса в первую очередь связывают с предстоящим сокращением госзаказа, что повлечет за собой уменьшение рабочих мест. Вторая главная проблема – это начавшаяся в 2017 г. диверсификация ОПК. До 2025 г. предприятия оборонной промышленности должны увеличить долю мирной продукции до 30% от общего объема. А для этого необходимо разрабатывать новые технологии для производства конкурентного товара.

К сложностям ОПК относится и потеря научно-технологической базы, начавшаяся в 90-х гг. Особенно это ощущается в радиоэлектронной промышленности, которая базируется на устаревших отечественных технологиях. В стране не хватает высококвалифицированных молодых специалистов. Необходимо внедрять программу стимулирования для закрепления перспективной молодежи в высокотехнологичных отраслях ОПК.

Недостаточно инновационных систем, мало используются специальные технологии для отраслей гражданской промышленности. Большинство российских производителей ОПК не участвуют в мировой кооперационной системе, что порождает низкий уровень эффективности процессов и способствует слабому развитию конкуренции на российском рынке.

09.01.2020

«Мы проанализировали мировые тренды»

Большая часть новинок была продемонстрирована на Международном военно-техническом форуме «Армия-2020». В частности, на выставке был показан полноразмерный макет тяжёлого реактивного разведывательно-ударного БПЛА «Гром» разработки группы «Кронштадт» (Санкт-Петербург).

Беспилотный комплекс предназначен для применения в едином звене с самолётами ВКС. Как считает разработчик, его детище облегчит задачу вскрытия и поражения систем войсковой и объектовой ПВО противника. Благодаря достаточно высокой скорости и малозаметности «Гром» может эксплуатироваться в первом атакующем эшелоне.

Также по теме


«Золотая идея»: какое российское оружие отметили премией Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству

Премию «Золотая идея», учреждённую Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС), получили три российских…

«Мы проанализировали мировые тренды и ситуацию в нашей стране и пришли к выводу, что для такого аппарата в наших войсках существует ниша. Задел, который мы создали во время опытно-конструкторских работ по «Ориону», позволяет нам реализовать проект «Гром», — сообщил ранее в беседе с RT директор Центра перспективных исследований группы «Кронштадт» Владимир Воронов.

В материалах компании говорится, что беспилотник сможет подниматься на высоту до 12 км и развивать скорость до 1 тыс. км/ч. Радиус боевого применения «Грома» разработчик оценивает в 700 км. Длина БПЛА должна составить 13,8 м, высота — 3,8 м, размах крыла — 10 м, взлётная масса — 7 т, полезная нагрузка — 2 т.

Беспилотный комплекс планируется приспособить под применение бомб массой 100, 250 и 500 кг, а также управляемых боеприпасов. Для их установки на аппарате будут предусмотрены четыре точки подвески: две под консолями крыла и две под фюзеляжем.

Арсенал «Грома» позволит уничтожать надводные и наземные цели, расположенные в тактической и оперативно-тактической глубине. Наведение вооружения БПЛА будет осуществляться с помощью лазерных, телевизионных и спутниковых комплексов.

Помимо «Грома», дебютантами форума «Армия-2020» стали новейшие образцы армейской техники. ООО «Военно-промышленная компания» (ВПК) представила на открытой экспозиции лёгкий бронеавтомобиль «Стрела» в варианте командирской машины и амфибии.

  • Бронеавтомобиль «Стрела» на форуме «Армия-2020»
  • РИА Новости

Преимуществом новинки является невысокая цена по сравнению с ближайшими родственниками — семейством «Тигр». При этом «Стрела» обладает достаточно высоким уровнем баллистической защиты — автомобиль выдерживает выстрел бронебойно-зажигательным патроном с дистанции 30 м.

Также «Стрела» сохраняет жизнь экипажу после взрыва фугаса мощностью до 2 кг в тротиловом эквиваленте под колесом или днищем. В салоне автомобиля могут поместиться до восьми человек.

Также по теме


«Универсальная платформа»: какими преимуществами обладает новый российский бронеавтомобиль «Атлет»

Государственные испытания новейшего российского бронеавтомобиля «Атлет» завершатся летом 2021 года, сообщил генеральный директор…

«Ближайший аналог «Стрелы» — это линейка автомобилей «Тигр». Но представленная на форуме машина значительно легче — это 4,7 т против 8 т у «Тигра». При этом в её конструкции использована сталь А3 толщиной 6,5 мм, которая обеспечивает хорошую пулезащиту», — заявил в интервью RT на полях «Армии-2020» гендиректор ВПК Александр Красовицкий.

Небольшая масса позволяет «Стреле» ускоряться быстрее «Тигра». По шоссе машина может разгоняться до 130—140 км/ч. Военные, которые уже прокатились на бронеавтомобиле, похвалили его за плавность хода.

Ещё одним смелым экспериментом ВПК является получивший широкое распространение в войсках «Тигр» в варианте багги. За счёт демонтажа тяжёлых бронированных дверей конструкторы смогли значительно уменьшить массу машины и конвертировать её в полезную нагрузку.

На машину можно установить любой боевой модуль. Кроме того, багги — это более манёвренный и управляемый транспорт. По словам Красовицкого, такой бронеавтомобиль будет очень востребован в России и в зарубежных странах. В декабре Минобороны РФ заказало ВПК разработку четырёх модификаций «Стрелы». Эти образцы уже в следующем году пройдут предварительные испытания.

Забытый опыт

Самая массовая конверсия была проведена в СССР после окончания Великой Отечественной войны. Правда, называли ее по-другому – восстановление народного хозяйства и перевод военной экономики на мирные рельсы. Тогда проделали колоссальную работу по восстановлению разрушенной инфраструктуры. Во время войны советские труженики героически ковали победу в тылу, теперь им предстояло за считаные годы поднять из руин разрушенное войной народное хозяйство и перестроить промышленность с военного направления на гражданское. И эта исполинская задача, не имеющая по масштабам аналогов в мире и потребовавшая колоссального напряжения сил, была решена в кратчайшие сроки.

В 60–70-е годы перед страной встала новая задача – увеличить выпуск гражданской продукции, в частности товаров народного потребления. Руководством было принято решение – каждое крупное предприятие ОПК должно иметь хотя бы один цех, выпускающий гражданскую продукцию.

Внутренняя и внешняя обстановка оказывали серьезное влияние на общее состояние оборонной промышленности, заставляя сокращать выпуск военной продукции и увеличивать производство гражданской. И если сокращение шло семимильными шагами, то с решением второй задачи возникли серьезные проблемы.

Во-первых, переход с военных рельсов на гражданские требовал соответствующего финансирования, которого просто не было. Во-вторых, предприятия ОПК в одночасье оказались выброшенными из стабильной плановой экономики в дикую стихию рыночной. Промышленные гиганты «оборонки», коих было великое множество, в основной массе не смогли подстроиться под новую суровую реальность. В-третьих, государственные структуры не имели компетенций оказывать какую-то помощь, даже чисто на уровне консультаций или в плане информационного обеспечения. В-четвертых, страны Запада, окрыленные развалом СССР, всячески способствовали развалу нашей «оборонки». Эти причины оказывали свое разрушающее воздействие. Конверсия в такой ситуации стала грубой профанацией и дискредитировала себя в глазах как производственников, так и общества в целом.

Конечно, нашлись и исключения, когда при обнулении гособоронзаказа предприятия оборонного сектора сумели выжить за счет экспортного потенциала и сохранить основное направление деятельности. Их не столь много, но они были. Зато о тех, кто выжил в лихие 90-е за счет перепрофилирования и перехода на чисто гражданскую продукцию, вообще не слышно. Такая вот конверсия состоялась. В ходе этого процесса «оборонка» заметно ушла в минус и только в начале 2000-х годов начала медленно возрождаться.

Ядерная отрасль

Данный сектор состоит из двух частей:

  • атомная энергетика;
  • ядерно-оружейный комплекс.

Ядерная отрасль – это чаще всего секретные объекты, расположенные в закрытых военных городках. Главная цель их работы – защита атомного пространства и безопасности Российской Федерации. Раньше это были базы, оснащенные всем необходимым. Люди, проживавшие на их территории, хоть и были ограничены в своих действиях, но зато имели лучший уровень жизни.

Сейчас спрос на ядерную продукцию упал, поэтому предприятия уже не являются такими засекреченными. Они начинают расширять круг выпускаемых товаров, удивляя своей многопрофильностью. Многие объекты атомной промышленности занимаются демонтажем и ликвидацией ядерного оружия.

Кто поднимает военных и гражданских в небо

Военные спутники, самолеты, вертолеты и вооружение для них — одна из самых денежных статей, которые приносит оборонзаказ. Почти всегда это направление находится в руках оборонных предприятий, вроде Lockheed Martin, выручка которого на 82% зависит от военных контрактов и только 18% приходится на производство различных космических систем для NASA.

Гражданских игроков в «воздушном» военном секторе не так много. Часто их привлекают для переоснащения, обслуживания и ремонта, как, например, компанию Rolls-Royce, «в миру» известную своими роскошными автомобилями. Министерство обороны Великобритании в августе 2019 года подписало с ней соглашение о технической поддержке истребителей Typhoon, находящихся на вооружении Королевских ВВС до 2024 года.

Трехлетний контракт стоимостью $4 млрд на модернизацию ударного истребителя F / A-18 Super Hornet Block II получила корпорация Boeing — в 2020 году уступившая титул мирового лидера гражданского самолетостроения европейской компании Airbus.

На самолетах Airbus летает российский «Аэрофлот», они есть в авиапарке «S7», «Уральских авиалиний», «России». А для крупнейших армий мира Airbus делает многоцелевые истребители Eurofighter Typhoon (кроме Великобритании они стоят на вооружении в Германии, Италии, Испании, Австрии, Саудовской Аравии), военно-транспортные самолеты А400М, С295 и CN235, дроны и спутники.

Экономика инноваций

Незаметные истребители и универсальные скафандры: новинки МАКС-2021

[править] Виды вооружений

Авиация

Основная статья: Военное авиастроение России

Россия является одной из немногих стран, которые способны самостоятельно разрабатывать и выпускать боевые самолёты.

В 2013 году в России было произведено свыше 60 военных самолётов, из которых Су-34 — 14 единиц, Су-35С — 12, Су-30СМ — 14, Су-30М2 — 4, МиГ-29К/КУБ — 4, Як-130 — 20, Т-50 — 1.

Вертолётчики представляют собой один из самых ярких примеров успешной работы, и пока, при всех проблемах с реализацией госпрограмм вооружения, программа переоснащения армейской авиации новыми машинами выполняется в полном объеме. Секрет успеха довольно прост — он заключается в сочетании освоенной и конкурентоспособной машины с высоким качеством производства. Реального конкурента для Ми-8 на горизонте пока нет и не предвидится. С боевыми вертолетами ситуация несколько иная. И Ми-28, и Ка-52 формально новые машины, но за без малого тридцать лет, прошедшие со времени первого полета Ми-28 и Ка-50 в 1982 году, промышленность сумела вылечить все «детские болезни» и, обновив в соответствии с последними достижениями электронной промышленности оборудование вертолетов, успешно осваивает их производство.

Военные корабли

Основная статья: Военное судостроение России

Российское военное надводное судостроение прошло значительный путь рыночной трансформации. Ряд заводов и особенно НИИ КБ, естественно, остались в руках государства. Но одновременно возникли и достаточно крупные частные структуры — вполне устойчивые и работоспособные. Что касается подводного судостроения, то оно никак не было затронуто приватизацией.

Российские корабелы имеют определенный поток экспортных военных заказов.

«Северное машиностроительное предприятие» и «Звёздочка» в настоящее время специализируются на подводных лодках.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector