Блокада ленинграда кратко и главное

Зна­чок «свет­ля­чок»

Фос­фо­рес­ци­ру­ющие знач­ки «свет­ляч­ки» по­мо­га­ли лю­дям пе­ред­ви­гать­ся в пол­ной тем­но­те: воз­можно, они бы­ли пок­ры­ты ра­ди­о­ак­тив­ным «све­то­со­ста­вом по­сто­ян­но­го дей­ствия», СПД, — солью ра­дия в со­че­та­нии с фос­фо­ром.

От­дель­но упо­ми­на­лось, что знач­ки де­ла­лись не из ма­тери­алов, нуж­ных во­ен­ной про­мыш­леннос­ти, а из «от­хо­дов и от­бро­сов» — ис­поль­зо­ван­ных ме­тал­ли­чес­ких ба­нок, ко­ро­бок, лис­тов ржа­вой жес­ти, об­рез­ков цел­лу­ло­ида, лос­ку­тов, ку­соч­ков про­во­ло­ки, ко­жи, кар­то­на, бу­ма­ги и т. д.

Начало блокады (сентябрь-декабрь 1941 года)

Уже в середине июля командование вермахта исключило в качестве возможной задачи штурм Ленинграда, сделав ставку на полное окружение города. Согласно директиве Гитлера номер 35 от 6 сентября, использованную для прорыва к советской «северной столице» 4-ю танковую группу надлежало в срочном порядке передислоцировать для наступления на Москву. После взятия германскими войсками Шлиссельбурга 8 сентября сухопутное сообщение Ленинграда с остальной страной было прервано.

При этом все высшее советское военное руководство ошибочно пребывало в ожидании штурма вермахтом «города Ленина». Генерал армии Г. К. Жуков, 13 сентября сменивший Ворошилова во главе войск Ленинградского фронта, предпринял ряд активных мер по формированию и переброске частей, включая пополнение сухопутных подразделений моряками Балтфлота. В итоге Жуков фактически распылял свои силы, вынуждая подчиненных командиров соединений проводить постоянные контратаки на второстепенных по значению направлениях, зачастую уже укрепленных немцами.

На этот период приходится важная операция советских войск по захвату небольшого плацдарма в районе Невской Дубровки, получившего название «невский пятачок». Попытки развить отсюда наступление с целью ликвидации Шлиссельбургского выступа и дальнейшего прорыва блокады оказались безуспешными и привели к значительным потерям.

Немецкие войска, закрепившись в пригородах на удалении в 4-7 километров от городской черты, перешли к активным артиллерийским обстрелам и воздушным бомбардировкам Ленинграда. Верхушка «Третьего рейха» откровенно признавалась в стремлении полностью уничтожить «город Ленина», уповая при этом на разрушение жилых домов артиллерией и скорую смерть осажденных от голода.

С первых же дней блокады в Ленинграде остро встала проблема организации продовольственного снабжения. Имеющихся запасов могло хватить максимум на месяц, что заставляло городское руководство уже с октября значительно урезать нормы их потребления. Снабжение посредством авиации и водным путем через Ладогу лишь частично решало проблему, но вскоре и этот маршрут был поставлен под угрозу.

Группа армий «Север» смогла к началу ноября захватить Тихвин и Волхов, угрожая выходом к реке Свирь, на рубеже которой были остановлены финские войска. Соединение войск противника восточнее Ленинграда грозило городу неминуемой гибелью. Северо-Западный фронт сумел сперва остановить немцев, а к началу декабря — вернуть утраченные ранее города и железную дорогу к побережью Ладожского озера.

Запасы продовольствия в блокадном Ленинграде быстро таяли, и с 20 ноября по 25 декабря 1941 года нормы выдачи продуктов достигли минимального размера за все время блокады. Для служащих, иждивенцев и детей эта норма составила 125 граммов хлеба на день, для работающих граждан — 250 граммов. Только ближе к концу 1941 года удалось, нарастив ледовый покров Ладожского озера, установить транспортные коммуникации с блокированным городом.

Кратко о блокаде Ленинграда


Блокада Ленинграда: кратко для школьников

Город-герой Ленинград долгих 872 дня находился в условиях блокады. Период с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года остался в памяти, как самый трудный период в истории Великой Отечественной Войны. Войска фашистских оккупантов преследовали цель завладеть городом для полнейшего его уничтожения.

На протяжении 1941-1942 годов предпринимались неоднократные попытки прорвать блокаду, но успеха получилось достигнуть только в январе 1943-го. Уже в феврале того же года в него удалось отправить составы с продовольствием и боеприпасами.

Ленинградско-Новгородская операция 1944-го года увенчалась успехом и позволила полностью снять блокаду. Планы фашистского командования по уничтожению Ленинграда потерпели полнейший крах. Ожидаемой капитуляции не последовало, а проявленный героизм ленинградцев стал символизировать мужество и стойкость советского народа, непоколебимого даже в ужасных условиях блокады.

Период осады Ленинграда можно охарактеризовать, как один из самых трагичных моментов за всю историю Великой Отечественной Войны. Советские войска проявляли величайший героизм и ценой неимоверных усилий сдерживали вражеские силы на подступах к городу, но 20 августа 1941 противнику удалось занять город, перекрыв железнодорожное сообщение со столицей. Вопреки планам руководства фашистских захватчиков, им не удалось молниеносно захватить Ленинград, однако подступить вплотную к городу они смогли.

Последнее железнодорожное сообщение со страной было прервано 30 августа с прорывом вражеских сил на станции Мга. 8 сентября 1941, с захватом города Шлиссельбург, сообщение с городом со стороны суши перестало быть возможным. Остался лишь вариант воздушного сообщения и по Ладожскому озеру. Ленинград был отрезан от страны и вынужден был существовать в тяжелейших блокадных условиях. Ситуация ухудшалась суровой зимой. Температура снижалась до рекордно низких цифр, усугубляя положение осажденных и увеличивая количество смертей.

Путь жизни

На
дороге жизни в Ленинграде летом стояли баржи с едой, зимой — грузовики и
лошадиные повозки на льду. Лед был очень тонким, хотя грузовик перевозил только
2-3 мешка с едой, лед лопнул, и были случаи, когда грузовики тонули.
Автомобилисты продолжали свои смертельные полеты до весны. Кроме того, все, что
двигалось по воде, было мишенью немецких бомбардировщиков. Когда немцы
захватили Тихвин, единственной связью с Ленинградом был воздушный мост, но то,
что летчики могли доставить по воздуху, было слишком мало.

Когда
враг появился на левом берегу Невы недалеко от села Ивановское и транзитное
движение по Неве было прервано, началось планирование перевалки барж, идущих из
Лодейного поля через каналы в Шлиссельбург. Однако 8 сентября враг оккупировал
Шлиссельбург и выход из Ладожских каналов был заблокирован.

В то
время оставалась единственная дорога — озеро, южную часть которого завоевали
нацисты, а северную — финны. Новая Ладога и западная часть озера практически не
использовались для судоходства из-за частых довоенных штормов. Более того, на
западном берегу не было ни одного залива, оборудованного причалами или
причалами. Мы решили как можно скорее адаптироваться к открытым, неглубоким,
небольшим заливам в районе Осиновецкого маяка, где было много валунов и полей.
Из резервов флота в Ладожу направлялись зенитные орудия и пулеметы для
вооружения военных кораблей, морских буксиров и барж, сюда направлялись боевые
опытные люди, командовавшие кораблями и судами, экипажи пополнялись военными
моряками, которые создавали двух- и трехсменную охрану.

Несмотря
на то, что озеро постепенно стряхнуло с себя лед, остановить перевозку
продуктов питания и боеприпасов было невозможно. Военный совет фронта
потребовал, чтобы они продолжали до последней возможности. 17 ноября колонна
патрульных катеров «Пурга», «Селемджа» и «Вира»,
охраняющих мореплаватели и бронекатера, покинула Новую Ладогу. Они везли муку в
Ленинград и четыре дня прорывались через сплошное ледяное поле. Следующее
путешествие длилось уже семь дней, его осуществляли «Вира»,
«Чапаев», «Вильсанди», семь КМ лодок и три траулера.

Дорога
жизни была единственной связью с «большой страной» во время блокады.
Всего зимой 1941-1942 гг. по ледовой дороге было эвакуировано более 550 тыс.
ленинградцев, доставлено 361 тыс. тонн грузов, в том числе 262 тыс. тонн
продовольствия.

Спасти любой ценой

С целью спасения жизни ленинградцев, решением Ленинградского исполкома были организованы стационары и пункты усиленного питания, действующие при промышленных предприятиях, благодаря чему смогли выжить более 200 тысяч человек. Если изначально такие меры были предусмотрены исключительно для рабочих, то к весне 1942 года такой помощью могли воспользоваться иждивенцы и служащие.

К январю 1942 года титаническими усилиями властей удалось немного повысить нормы выдачи по хлебным карточкам, но и это не спасало от изнуряющего голода. Советское правительство делало все возможное, чтобы доставить продукты питания в голодающий город. Отчасти эти попытки увенчались успехом: так, к весне 1942 из рецептуры хлеба были почти полностью выведены несъедобные примеси, а 16 февраля после многомесячного перерыва впервые жители увидели мясо – замороженную говядину и баранину.

В зоне особого внимания были дети. В условиях жесточайшего дефицита ресурсов, власти смогли организовать работу 85 детских домов, принявших 29 800 детей, оставшихся без попечения родителей. На каждого ребенка выделялся набор продуктов, который при своей скудности все-таки помогал поддерживать жизнь. Открывались стационары и в действующих учебных заведениях, где студенты могли получить кратковременную помощь в течение 1-2 недель.

Попытки прорыва блокадного кольца

Советское командование не могло смириться со сложившейся ситуацией и неоднократно предпринимало попытки прорыва блокады. Наступление в направлении Синявинско-Шлиссельбургского выступа не увенчалась успехом. Во-первых, немецкие войска смогли организовать мощное укрепление, во-вторых – советские солдаты были крайне истощены и изнурены непрекращающимися боями.

Основные силы были сосредоточены на Невском пятачке: узком участке земли (ширина 550-810 м) длиной менее 3 км, территориально находившемся на левом берегу Невы. Неоднократные попытки расширить плацдарм заканчивались огромными потерями из-за крайне невыгодного расположения: вся территория простреливалась со стороны противника. Однако о сдаче знаменитого Невского пятачка речи не шло, поскольку это значительно усложняло задачу прорыва блокадного кольца. Точных данных о количестве погибших нет, но по оценкам военных историков потери оцениваются в 51 тыс. человек.

Не увенчалась успехом и попытка прорыва блокады совместными силами Ленинградского и Волховского фронта, завершившаяся тяжелым поражением Советской Армии и огромными потерями.

Первый прорыв

Значимой датой в истории блокадного Ленинграда стало 29 марта 1942 года, когда в осажденный город прорвался партизанский обоз с продовольствием

Конечно, решить проблему голода это событие не могло, но оно имело важное идеологическое значение. Партизаны доказали несостоятельность немецких войск контролировать свой тыл и вселили уверенность в способность армии разорвать блокадное кольцо

В это же время для борьбы с голодом были созданы подсобные хозяйства. Под огородничество выделялись все пригодные участки земли, а владельцам оказывалась помощь в приобретении рассадного материала. К весне 1942 года заметно сократилось количество уличных смертей: если в январе на улицах санитарные службы собирали около 7 000 трупов, то в мае – не более 50.

Силами Ленинградских властей и переживших первую блокадную зиму ленинградцев, началось восстановление коммунального хозяйства, восстановилась работа предприятий и государственных учреждений, вышел на привычные маршруты общественный транспорт.

Официальные данные за 1941-1942г. 

Если в мирное время в Ленинграде от естественных причин умирали около 3 000 человек, то за январь-февраль 1942 года город потерял четверть миллиона жителей. В марте смертность немного сократилась (1100 тыс. человек).

Радикальное снижение произошло в мае: количество умерших составило 50 000 человек, а в сентябре – 7 000 человек. Такое снижение нельзя рассматривать как улучшение условий жизни: просто самые слабые (в основном люди пожилого возраста и хронически больные люди) уже умерли, выжили сильнейшие. Постепенно меняются и причины смерти: теперь на первый план снова выходят ранения и гибель во время бомбардировок и обстрелов. Первый год блокады стал самым тяжелым и трагическим: город на Неве потерял 783 тысячи своих жителей.

ДОКУМЕНТЫ:

I. Нацистские планы относительно будущего Ленинграда

1. Уже на третий день войны против Советского Союза Германия информировала руководство Финляндии о своих планах уничтожить Ленинград. Г. Геринг заявил финскому посланнику в Берлине, что финны получат «также Петербург, который, все-таки, как и Москву, лучше уничтожить».

2. Согласно записи, сделанной М. Борманом на совещании 16 июля 1941 г. «На область вокруг Ленинграда претендуют финны, фюрер хотел бы Ленинград сровнять с землей, а затем передать финнам».

3. 22 сентября 1941 г. в директиве Гитлера говорилось: «Фюрер принял решение стереть город Ленинград с лица земли. После поражения Советской России дальнейшее существование этого крупнейшего населённого пункта не представляет никакого интереса Предполагается окружить город тесным кольцом и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землёй. Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты, так как проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения».

4. Директива германского военно-морского штаба 29 сентября 1941 г.: «Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли. После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого населенного пункта. Финляндия также заявила о своей незаинтересованности в дальнейшем существовании города непосредственно у новой границы».

5. Еще 11 сентября 1941 года президент Финляндии Ристо Рюти заявил германскому посланнику в Хельсинки: «Если Петербург не будет больше существовать как крупный город, то Нева была бы лучшей границей на Карельском перешейке… Ленинград надо ликвидировать как крупный город».

6. Из показаний А. Йодля на Нюрнбергском процессе: Во время осады Ленинграда фельдмаршал фон Лееб, командующий группой армий «Север», сообщил ОКВ, что потоки гражданских беженцев из Ленинграда ищут убежища в германских окопах и что у него нет возможности их кормить и заботиться о них. Фюрер тотчас отдал приказ (от 7 октября 1941 года) не принимать беженцев и выталкивать их обратно на неприятельскую территорию

II. Миф о «жировавшем» руководстве Ленинграда

В СМИ проходила информация, что в блокадном Ленинграде А.А. Жданов якобы объедался деликатесами, в роли которых фигурируют обычно персики или пирожные буше. муссируется и вопрос о фотографии с «ромовыми бабами», выпекавшимся в блокадном городе в декабре 1941 г. Приводятся также дневники бывших партийных работников Ленинграда, в которых говориться о том, что партийные работники жили почти как в раю.

На самом деле: снимок с «ромовыми бабами» сделан журналистом А.Михайловым. Он был известным фотокорреспондентом ТАСС. Очевидно, что Михайлов, действительно, получил официальный заказ с целью успокоить советских людей, проживающих на Большой земле. В этом же контексте следует рассматривать появление в советской прессе в 1942 году информации о Государственной премии директору московского завода шампанских вин А.М. Фролову-Багрееву, как разработчику технологии массового производства игристых вин «Советского шампанского»; проведении состязаний лыжников и футбольных соревнований в блокадном городе и т.д. Подобные статьи, репортажи, фотографии имели одно главное предназначение – показать населению, что не все так плохо, что даже в жесточайших условиях блокады или осады мы может делать и кондитерские изделия и шампанские вина! Мы будем праздновать победу с нашим шампанским, проводить соревнования! Мы держимся и победим!

900 дней блокады Ленинграда

Захват Ленинграда для командования германской армии имел огромное политическое и стратегическое значение. К 30 августа 1941 года были перерезаны все железнодорожные пути соединяющие Ленинград с территорией СССР. А к 8 сентября полностью прекращено сухопутное сообщение. Именно 8 –е сентября известно как день начала блокады Ленинграда.

900 дней блокады Ленинграда стали жестоким испытанием для жителей города. В этот период сообщение велось только по воде Ладожского озера, а зимой по льду. На момент блокады в городе находились 2,5 млн. жителей.

Отсутствие достаточных продовольственных запасов на складах и ранние холода 1941 г. только усугубили ситуацию. От истощения и обморожений погибли тысячи людей. Доставка некоторого количества продовольствия стала возможна только после того, как на Ладоге установился лед. Эта ледовая трасса стала для ленинградцев настоящей Дорогой Жизни. Часть жителей, около 500 тыс. была эвакуирована по льду.

Несмотря на сложность ситуации, Жуков отдал приказ защищать Ленинград до последнего. Гитлер же, стремясь избежать крупных потерь при штурме, приказал начать осаду. Бомбежки и артиллерийские обстрелы стали едва ли не ежедневными. За время осады на город фашистами было сброшено 150 тыс. снарядов и 100 тыс. бомб. Мирное население оказалось в тяжелейшем положении. Первая зима блокады стала самой тяжелой. Для рабочих норма хлеба составляла только 250 г., для всех остальных – служащих, детей, иждивенцев – меньше в 2 раза. В пищу употреблялось все, что можно было есть. Вскоре из строя вышла система водоснабжения. Жители брали воду прямо из Невы. Отсутствие отопления зимой вкупе с голодом стало жестоким испытанием. Такова была ситуация во время блокады Ленинграда кратко.

Тем не менее, Ленинград оборонялся. Люди работали, предприятия выпускали боеприпасы и ремонтировали вышедшую из строя технику. К концу декабря большая часть населения города погибла и пайка хлеба стала вдвое больше. Отмечались случаи людоедства. Люди умирали на улицах, ослабев от голода. Весной 1943 года на улицах города было найдено 13 тыс. трупов. По официальным данным в Ленинграде во время блокады погибло 642 тыс. жителей. Но, некоторые историки говорят о 850 тысячах погибших.

Только 24 января 1944 г. силами Ленинградского и Волховского фронтов был совершен прорыв блокады Ленинграда.

В день снятия блокады Ленинграда в городе осталось 5 раз меньше людей, всего 560 тыс. жителей. Блокада Ленинграда длилась 880 дней и стала самой жестокой в истории.

Накануне

Немецкие войска, численностью более 3 миллионов солдат, перешли границу СССР утром 22 июня 1941 года. На них работала промышленность всей побежденной Европы. С ними вместе начали боевые действия войска германских союзников и сателлитов, численностью еще более 700 тысяч человек. Они были вооружены современнейшей техникой того времени.

По плану гитлеровского генерального штаба, с нашей страной должно было быть покончено в ходе летней кампании 1941 года, максимум за 4 месяца. В первые две недели наступления танковые части немцев продвинулись вглубь обороны советской армии на 600 километров.

Уже 9 июля войска группы армий «Север» заняли Псков, в 300 км от Ленинграда. От врага Ленинград отделял теперь только Лужский рубеж. Он стал непреодолимой преградой для немцев до середины августа.

Войска вермахта не взяли его. Они просто обошли по заболоченной местности наш укрепленный район, форсировали реку и вышли на оперативный простор.

Успешным стремительным наступлением финский «почетный житель Петербурга» получил контроль над Кировской железной дорогой. Затем, окончательно заблокировал возможность поставки грузов по Беломоро-Балтийскому каналу.

Первый раз город обстреляли 4 сентября со стороны Тосно. Ленинград приготовился к схватке. Строились городские баррикады, формировались добровольческие дружины. Заводы работали на всю мощь, производя необходимое вооружение и боеприпасы.

Неожиданно, Гитлер 6 сентября приказал группе армий Север остановиться. Значительную часть войск была передана для поддержки наступательных действий на Москву. Но петля окружения продолжала сжиматься.

Таблица: Блокада Ленинграда – хронология событий

Первая блокадная зима: самое страшное время для ленинградцев

Немцы наступали так стремительно, что эвакуация Ленинграда не была проведена. В наглухо закрытом городе остались старики, женщины, инвалиды, дети – всего более 2 500 000 человек. К этому количеству нужно добавить еще свыше 300 000 жителей пригорода.

С 10.09.41 немецкие войска перешли в масштабное наступление. Артиллерийские обстрелы и воздушные налеты не прекращались практически ни днем ни ночью. Но город не сдавался! Это привело Гитлера в ярость и через 2 недели он направил военачальникам директиву, в которой приказал стереть Ленинград с лица земли. В октябре и ноябре разрушительные атаки усилились. Немцы целенаправленно бомбили продовольственные склады и устраивали пожары в жилых кварталах.

Но не это было самое страшное: уничтожение и так немногочисленных запасов продовольствия вынудило ввести жесткие ограничительные нормы по выдаче хлеба. По Ленинграду уверенно шествовал голод, заглядывая в каждый дом и квартиру. До конца 1941 жители получали самый минимальный хлебный паек за весь период блокады (в граммах):

  • трудящиеся в горячих цехах – 375;
  • рабочие – 250;
  • остальные – 125.

И это был хлеб, испеченный из муки, смешанной с целлюлозой, шелухой и обойной пылью. Люди «таяли» на глазах и умирали целыми семьями.

Рано пришедшие зимние холода вызвали и транспортный коллапс – из-за экономии топлива встал весь общественный транспорт. В городе не было света, тепла и воды. Голод, холод и бомбежки к январю 1942 года унесли более сотни тысяч человеческих жизней. Среди них было практически 6000 детей, не достигших возраста в 1 год.

«Дорога жизни»

К 25.12.41 продовольственная норма была увеличена. Сначала постепенно, затем все более заметно положение со снабжением улучшалось:

  • стало выдаваться мясо и его заменители;
  • люди вспомнили вкус сахара;
  • хлеб пекли из чистой муки и выдавали по 400-600 граммов на человека.

Все это стало возможным, благодаря проложенной по замерзшему Ладожскому озеру «Дороге жизни». Она стала тоненькой ниточкой, связывающей Ленинград с «большой» землей. Практически круглосуточно по ней передвигались грузовые машины, водители которых ежесекундно рисковали жизнью:

  • тяжелые машины проваливались под лед;
  • автомобильные колонны обстреливала немецкая авиация.

По льду в город везли продовольствие (около 10 тонн), а обратно машины увозили смертельно бледных и худых, но еще живых жителей Ленинграда – детей, женщин и стариков (максимально возможное количество пассажиров за один рейс – 1000 человек). Эвакуация носила стихийный характер, но многие горожане отказывались покидать свои дома. Они свято верили в скорейшую победу.

Ладожское озеро стало не только «Дорогой жизни». По его дну в начале 1942 года в кратчайшие сроки были проложены 3 магистрали:

  • телефонная;
  • трубопровод;
  • линии электропередач.

В городе появилась связь. И пусть нерегулярно, но велись подачи электричества и топлива.

Социальная жизнь осажденного города

Самое поразительное, что даже зимой 1941-1942 годов, когда из 10 человек в живых оставался 1, Ленинград не прекращал свою жизнь:

  • работали театры, библиотеки и филармония;
  • увеличилось количество громкоговорителей на улицах, которые не смолкали ни на минуту;
  • художники рисовали плакаты;
  • архитекторы разрабатывали план реконструкции города после победы.

Но даже это не заставило жителей сдать город. Каждый понимал, что нужно стоять до конца.

События 1941 года

Несмотря на то, что в это же самое время разворачивалось масштабное наступление вермахта, вылившееся в битву за Москву, Ленинградскому фронту Ставка Верховного Главнокомандующего уделяла не меньшее внимание. Сталин передал личный приказ любой ценой воспрепятствовать захвату Ленинграда

Жуков до солдат эту мысль донёс максимально просто. Он объяснил, что семья любого, кто самовольно покинет свою позицию или поддастся панике, будет расстреляна.

Ещё до того, как кольцо вражеской блокады сомкнулось, было прервано железнодорожное сообщение Ленинграда и остальной страны. Поэтому 54-я армия получила приказ начать наступление в направлении посёлка Мги, чтобы завладеть железнодорожным участком и восстановить связь с Ленинградом. Пока армию перетягивали на это направление, немцы завладели Шлиссельбургом, замкнув этим кольцо окружения.

В связи с этим, задание 54-ой армии сразу изменили. Они должны были прорвать блокаду, пока немецкие части не успели основательно укрепиться. Действовать начали немедленно. Десятого сентября советские солдаты стали наступать на противника. Они смогли отбить несколько участков земли, но спустя всего лишь два дня мощными контрударами противника были отброшены на исходные позиции. День за днём красноармейцы возобновляли атаки. Они нападали в разное время, и пытались пробиться через разные участки фронта. Но всё было безуспешно. Прорвать вражескую блокаду не удалось. За такой провал с должности был смещён маршал Советского Союза Кулик.

Маршал Советского Союза Кулик Григорий Иванович

Тем временем Жуков, задачей которого была непосредственная оборона города от попыток неприятеля захватить Ленинград, не решался ослабить основные силы и выступить на помощь. Однако он выделил часть Невской оперативной группы для прорыва кольца. Им удалось отвоевать небольшой кусок земли, площадью всего лишь два километра. Позже его назвали Невским пятачком. Эти несколько километров стоили жизни 50 000 советских бойцов. Хотя, как и в случае со многими другими сражениями Великой Отечественной войны, эти данные оспариваются. Есть те, кто называет цифру в 260 тысяч человек. По статистике, прибывающие сюда солдаты жили от 5 минут до 52 часов. На Невский пятачок за сутки попадало 50 тысяч снарядов.

Мемориал «Невский Пятачок»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector