Что такое блокада ленинграда

Содержание:

Ладожское озеро – блокада Ленинграда

Дорогу жизни пустили в действие в тот период, когда нормы выдачи провианта в осаждённом городе пришлось снизить до совсем мизерных, уже не обеспечивающих более или менее нормальное существование организма. От недостатка питания и холода (теплоснабжения тоже не было) люди начали массово умирать. Ведь даже для поддерживания этих сверх-минимальных норм ежедневно нужно было откуда-то брать тысячу тонн муки.

Конный обоз по Дороге жизни везёт хлеб терпящему бедствие городу

В дальнейшем баржи и самоходные корабли на Ладожском озере продолжали периодически терять – как от плохой погоды, так и от обстрелов противника. Но всё равно, шли на риск. Ведь самолётами доставить такое количество грузов и забрать такое количество эвакуируемых было невозможно.

Битва за Ленинград кратко – основные этапы

В июле 41-го гитлеровские войска, окончательно подавив сопротивление РККА в Прибалтике, развернули мощное наступление на Ленинград. На начальной фазе операции они продвигались быстро и уверенно. Поэтому в первой половине августа ожесточённые бои завязались уже на ближних подступах к Северной столице. 

«Дорога жизни» по льду Ладоги

Приложив серьёзные усилия, во второй половине сентября 1941 года красноармейцы окончательно остановили продвижение вражеских войск, и фронт под Ленинградом надолго стабилизировался.

Не сумев справиться с задачей захвата Ленинграда, гитлеровцы вынужденно приступили к длительной осаде города. Сюда была свезена почти вся дальнобойная артиллерия Третьего Рейха, которая регулярно обстреливала взятый в кольцо окружения город на Неве.

3.

На левом фланге 11 и 27 армии Северно- Западного фронта, отражая удары танковой группы противника, медленно, с упорными боями, отступали с рубежа Порхов- Новоржев к Старой Руссе- Холму.

17 июля немецким войскам удалось прорваться к штабу 22 стрелкового корпуса, оборонявшего подступы к важной узловой станции Дно. Под командованием заместителя политрука А

К. Мери горсточка воинов в течение нескольких часов отражала атаки противника. Арнольд Мери был несколько раз ранен, но продолжал руководить боем. Враг потерял десятки человек убитыми, однако штаб захватить не смог! За проявленный героизм А. К. Мери было присвоено звание Героя Советского Союза.(2)

Легендарная Дорога жизни Великой Отечественной войны

Протяжённость дороги жизни на карте блокадного Ленинграда равна 44 км, примерно тридцать из них – путь по льду. На каждом 7-м километре оборудовали пункты обогрева – палатки с компактными печками-буржуйками.

Караван грузовиков на Дороге жизни

В целом, за первую, самую трудную зиму вражеской осады по Дороге жизни перевезли более З6О тыс. тонн грузов, в том числе – более 26О тыс. тонн продовольствия. Вывезли из осаждённого города свыше 55О тыс. жителей и З5 тыс. раненых бойцов РККА. Ледовую дорогу эксплуатировали до 24 апреля – больше 15О дней. 

В январе 1943 года южное побережье Ладоги отбили у гитлеровцев, быстро проложили там ж/д – и автодорогу. Это частично сняло блокаду с Ленинграда. Но Дорогу жизни, как уже хорошо отлаженный механизм, всё равно продолжили эксплуатировать, вплоть до полного освобождения Северной столицы от блокады в 1944 году.

Оборона Ленинграда – кратко о значении битвы

Когда началась Ленинградская битва, германское командование намеревалось взять город на Неве быстро и ограниченными силами. Но в итоге у них здесь получилась совершенно другая война. Ленинград стал для гитлеровцев неприступной и непокорённой крепостью, которая оттянула на себя огромное количество их войск.

Тот факт, что, несмотря на все усилия противника, Северная столица оставалась непобеждённой, имел огромное политическое и моральное значение.

Ленинградская битва стала беспримерным символом стойкости. Победа в ней была достигнута ценой неимоверных усилий, лишений, массового героизма и самопожертвования с стороны красноармейцев и гражданского населения.

«Немцы постоянно бомбили. Дети ли, взрослые ли, баржи с продуктами… Они бомбили ПОСТОЯННО»

Фото из личного архива

В первый же день блокады немцы уничтожили все продовольственные склады в городе. В Ленинграде начался страшный голод. 125 граммов хлеба – порой это все, что можно было съесть за день в холодном, обстреливаемом с воздуха городе. Чтобы выжить, люди ели все – траву, землю, варили кожаные ремни и плитки столярного клея из рыбьей чешуи. В городе не осталось ни птиц, ни кошек, ни собак, а превратившиеся в живые скелеты люди умирали прямо на улице.

Осенью 1941 года для спасения жителей блокадного Ленинграда было принято решение проложить по дну Ладожского озера автомобильную дорогу.

Дорогу прокладывали по принципу наименьших глубин – где вода промерзнет быстрее и лед будет надежнее.

ТАСС/Мазелев Рафаил

21 ноября по Дороге жизни – а именно так ленинградцы называли трассу через Ладожское озеро, поскольку это был единственный путь, позволивший поддерживать связь с Большой землей – в прибрежный поселок Осиновец пришел первый конно-транспортный батальон, который привез в город 63 тонны муки. Трасса протяженностью более 30 километров проходила от мыса Осиновец, через острова Зеленцы, с разветвлением на села Кобона и Лаврово. А 22 ноября движение по трассе начали легендарные «полуторки». Колонна из 60 автомобилей со стороны блокадного Ленинграда впервые пересекла по льду Ладожское озеро. На следующий день они вернулись в город с продовольствием.

Позднее на Ладожском озере появились посты техпомощи, пункты обогрева и питания, регулировщики и указатели. Фашисты постоянно обстреливали Дорогу жизни, поэтому водители снимали двери, чтобы в случае, если машина провалится, можно было тут же выпрыгнуть.

Фото из личного архива

1.

Строительство оборонительной полосы на реке Луге к началу боёв закончено не было. Но уже к 10 июля на этот рубеж были выведены 4 стрелковые дивизии, 3 дивизии ленинградского ополчения, ленинградское пехотное училище. Эти войска Ставка объединила в Лужскую оперативную группу, командование которой поручили генерал- лейтенанту К. П. Пядышеву. Командующему военно- воздушными силами Северного фронта генерал- майору А. А. Новикову была поставлена задача прикрыть войска Лужской оперативной группы и поддержать с воздуха их боевые действия.

12 июля 41 моторизированный корпус немецкой танковой группы, прорвавшийся вдоль Ленинградского шоссе к Луге, был встречен организованным артиллерийским и противотанковым огнём защитников города и дальше продвинуться не смог. Но 14 июля этот корпус скрытно по лесным дорогам вышел на реку Лугу в 20- 35 километрах юго- восточнее Кингисеппа. Противнику удалось преодолеть сопротивление курсантов Ленинградского пехотного училища имени С. М. Кирова и воинов 2 ленинградской дивизии народного ополчения, с ходу форсировать Лугу и захватить на её правом берегу два плацдарма: один- у деревни Ивановское. другой- у села Большой Сабск. В районе плацдармов разгорелись жаркие бои. Бомбардировкой с воздуха, ожесточённым артиллерийским и миномётным огнём, частыми атаками враг пытался внести в ряды Ленинградцев смятение. Ему удалось занять несколько населённых пунктов. Создалась угроза прорыва немецких войск к Кингисеппу, а оттуда вдоль шоссе на Ленинград.

Зна­чок «свет­ля­чок»

Фос­фо­рес­ци­ру­ющие знач­ки «свет­ляч­ки» по­мо­га­ли лю­дям пе­ред­ви­гать­ся в пол­ной тем­но­те: воз­можно, они бы­ли пок­ры­ты ра­ди­о­ак­тив­ным «све­то­со­ста­вом по­сто­ян­но­го дей­ствия», СПД, — солью ра­дия в со­че­та­нии с фос­фо­ром.

От­дель­но упо­ми­на­лось, что знач­ки де­ла­лись не из ма­тери­алов, нуж­ных во­ен­ной про­мыш­леннос­ти, а из «от­хо­дов и от­бро­сов» — ис­поль­зо­ван­ных ме­тал­ли­чес­ких ба­нок, ко­ро­бок, лис­тов ржа­вой жес­ти, об­рез­ков цел­лу­ло­ида, лос­ку­тов, ку­соч­ков про­во­ло­ки, ко­жи, кар­то­на, бу­ма­ги и т. д.

Хлеб­ные кар­точ­ки

Кар­точ­ка в бло­кад­ном Ле­нин­гра­де — глав­ный до­ку­мент, ко­то­рый да­вал пра­во ку­пить про­дук­ты по го­су­дарс­твен­ным це­нам. На листе бу­ма­ги с от­пе­ча­тан­ны­ми та­ло­на­ми бы­ло ука­за­но, сколь­ко грам­мов и ка­ких про­дук­тов мож­но по ним по­лу­чить.

В и­юле 1941 го­да по­яв­ле­ние кар­то­чек не выз­ва­ло па­ни­ки: иног­да хлеб по нор­ме не вы­ку­пал­ся пол­ностью. Кру­пы́ в за­ви­си­мос­ти от со­ци­аль­но­го ста­ту­са по­ла­га­лось тог­да от 1 до 2 ки­лог­рам­мов в ме­сяц, мя­са — от 600 грам­мов до 2,2 ки­ло­грам­ма. Од­на­ко сим­во­лом бло­ка­ды ста­ла хлеб­ная кар­точ­ка с нор­мой хле­ба для иж­ди­вен­цев (не­ра­бо­та­ющих граж­дан), слу­жа­щих и де­тей до 12 лет — 125 грам­мов в день. Та­кой нор­ма­тив был ус­та­нов­лен уже 20 но­яб­ря 1941 го­да, че­рез пол­то­ра ме­ся­ца пос­ле на­ча­ла бло­ка­ды. До ян­ва­ря 1942 го­да месячная нор­ма вы­да­чи жи­ров для ра­бо­чих и ин­же­нер­но-тех­ни­чес­ких ра­бот­ни­ков (ИТР) сос­тав­ля­ла 600 грам­мов, для слу­жа­щих — 250 грам­мов, для иж­ди­вен­цев — 200 грам­­мов; са­ха­ра и кон­ди­тер­ских из­де­лий ра­бочим и ИТР в месяц по­ла­га­лось выда­вать 1,5 ки­лог­рам­ма, слу­жа­щим — 1 ки­лог­рамм, иж­ди­вен­цам — 800 грам­мов, а де­тям до 12 лет — 1,2 ки­лог­рам­ма.

Вы­дачу про­дук­тов по кар­точ­кам ста­ли за­дер­жи­вать уже в ок­тяб­ре 1941 го­да. В кон­це но­яб­ря на­ча­лась па­ни­ка, по­тому что в ма­га­зи­нах не­воз­мож­но бы­ло ку­пить ни жи­ров, ни мя­са. В ян­ва­ре 1942 го­да воз­ник­ли пе­ре­бои с хле­бом. Из-за от­сутс­твия во­ды прек­ра­ти­ли ра­бо­тать хле­бо­за­во­ды. Оче­ре­ди за хле­бом рас­тя­ну­лись на нес­коль­ко су­ток, хлеб на­ча­ли вы­да­вать му­кой. «По­лу­ча­ет че­ло­век му­ку, са­дит­ся, по­то­му что от ус­та­лос­ти ид­ти… не мо­жет, и хва­та­ет из ме­шоч­ка эту му­ку и пря­мо ее ест…» — вспо­ми­нал ле­нин­гра­дец Алек­сандр Ти­хо­нов. 

Кар­точ­ная сис­те­ма час­то пред­по­ла­га­ла за­ме­ны од­них про­дук­тов на дру­гие: вмес­то са­хара на те же та­лоны мож­но бы­ло по­лучить кон­ди­тер­ские из­де­лия или ка­као, вмес­то мас­ла — жир или да­же се­лед­ку.

Ленинградская битва – оборонительный этап

Германское командование рассчитывало взять Ленинград стремительным атакующим натиском группы армий «Север» – двух армий и сильной танковой группировки. Финским армиям отводилась в захвате города на Неве вспомогательная роль. Но в итоге немцам пришлось привлечь на данное направление гораздо бо́льшие силы, и они надолго оказались скованы тяжёлыми оборонительными боями.

После начала этого наступления, в июле 1941 года, вокруг Ленинграда было срочно развёрнуто масштабное строительство оборонительных рубежей, сразу в несколько поясов, с широким привлечением на эти работы гражданского населения.

 Зенитные орудия в осаждённом Ленинграде

Передовая при обороне Ленинграда проходила в некоторых местах всего в считанных километрах от окраин города. Но главное, что в сентябре 41-го немцы были вынуждены перейти от наступления к обороне.

До января 1943 года Ленинградская битва носила оборонительный характер. В ходе этой героической обороны Ленинграда Красная Армия неоднократно предпринимала контрнаступления с целью снятия блокады с города. Эти наступательные операции (Тихвинская, Любавинская, Синявинская) успеха не принесли. Однако планы немцев по захвату Северной столицы они окончательно сорвали. 

Немцы под Ленинградом

На вопрос – сколько дней длилась оборона Ленинграда – можно ответить так: с 10 июля 1941 г., когда развернулись бои на дальних подступах к городу, до 18 января 1943 г., кода блокада была частично прорвана. Это был не окончательный, но исключительно важный успех.

Монумент героическим защитникам Ленинграда

Монумент героическим защитникам Ленинграда, созданный по проекту народных архитекторов СССР Сергея Сперанского и Валентина Каменского, был открыт к 30-летию Победы 9 мая 1975 года.

48-метровый гранитный обелиск символизирует торжество Победы в самой кровопролитной войне в истории человечества. У основания обелиска установлены скульптуры рабочего и солдата, свидетельствующие о единстве города и фронта.

На гранитных пилонах возвышаются бронзовые скульптуры — 26 защитников Ленинграда.

Широкие лестницы ведут к полукруглому Памятному залу, доминанта которого — скульптурная композиция «Блокада», созданная скульптором Михаилом Аникушиным. Автор памятника писал о нем: «Здесь все: и бомбежки, и артобстрелы, и жуткий голод, и лютая стужа, страдания и боль Ленинграда, который терзал безжалостный враг». В Памятном зале размещена документально-художественная экспозиция, посвященная обороне и блокаде Ленинграда.

Монумент можно увидеть по пути из аэропорта.

МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК «ПРОРЫВ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА»

Был создан в декабре 1991 года. Музей объединил нижеперечисленные объекты, а также 39 братских захоронений, памятные знаки и монументы на местах боев. Мемориальную зону музея «Прорыв блокады Ленинграда» называют «Малое кольцо блокады».

«СИНЯВИНСКИЕ ВЫСОТЫ» — мемориальная зона (южнее современного поселка Синявино)

Кобону называли восточными воротами «Дороги жизни». Важнейшая для осажденного города военно-автомобильная дорога действовала с 22 ноября 1941 года до полного снятия блокады Ленинграда – 27 января 1944 года.

Здесь, на Большой Земле, сначала был организован продовольственный порт для блокадного Ленинграда. Позже — важнейший эвакопункт, открытый в зданиях школы, сельсовета и церкви Святого Николая Чудотворца. Эвакуированных ленинградцев кормили, оказывали медицинскую помощь и отправляли вглубь страны.

О героизме шоферов ледовой трассы складывали легенды: эти отважные люди работали под обстрелами противника порой по двое суток, совершая по ладожскому льду по несколько спасительных рейсов без сна и отдыха. В Ленинград везли продукты, обратно – жителей блокадного города и оружие для фронта.

В сезон навигации перевозки осуществляла Ладожская военная флотилия, оказывающая противостояние противнику и не допускавшая срыва работы водной коммуникации.

Немецкая авиация и артиллерия обстреливали Кобону ежедневно – враг понимал значимость этого объекта для Ленинграда.

Летом 1942 года по дну Ладожского озера из Кобоны в Ленинград проложили высоковольтные линии электропередач, также создали насосную станцию подводного нефтепровода и промежуточный узел связи.

Музей «Дорога жизни» был организован в начале 90-х годов в здании бывшей сельской школы, где во время войны находился штаб ледовой трассы. В мае 2010 года по невыясненным обстоятельствам здание музея сгорело со всеми экспонатами.

В сентябре 2015 года состоялось торжественное открытие восстановленного блокадного музея. Созданием новой экспозиции- восполнением утраченных экспонатов — занимались «всем миром». Местные жители приносили в музей предметы, сохраненные со времен Великой Отечественной войны, а дайверы поднимали будущие ценные музейные экспонаты со дна Ладоги. Основой экспозиции музея стали документы, дневниковые записи, картины и зарисовки заместителя начальника ледовой трассы, по образованию архитектора-художника, – Симона Ароновича Гельберга.

Военные действия в 1942-1943 г.

В апреле 1942 года немецкое командование приступило к реализации операции «Айсштосс», задачей которой было уничтожение кораблей Балтийского флота, стоящих в акватории Невы. Силами Советских войск операция была полностью сорвана. После неудачи немецкое командование решило усилить обстрелы городских районов и одновременно активизировать свои действия на Ленинградском фронте. К месту боев были подтянуты тяжелые орудия, способные бить на расстоянии свыше 20 км, и дополнительные артиллерийские батареи. Врагами была составлена подробная карта города и намечены цели для первоочередных ударов.

Обессилевшие, но не сломленные жители блокадного Ленинграда не сдавались. За короткое время город на Неве был превращен в мощный укрепрайон с организованными по всем правилам узлами обороны. Благодаря вырытым траншеям и окопам у советского командования появилась возможность скрытой переброски войск и подтягивания резервов. Количество потерь ранеными и убитыми резко сократилось. Грамотная контрбатарейная борьба привела к сокращению обстрелов городских районов: количество снарядов, упавших в 1943 году на улицы Ленинграда, по сравнению с 1942 годом сократилось в 7 раз.

Прорыв блокады

12.01.1943 года советские войска начали артподготовку, после которой перешли в наступление. В результате кровопролитных боев войскам Ленинградского и Волховского фронтов удалось соединиться в районе Рабочих поселков №1 и №5. 18 января был освобожден Шлиссельбург, благодаря чему открылся доступ к южному побережью Ладожского озера. Через пробитый коридор шириной до 11 км была восстановлена сухопутная связь Ленинграда с Большой землей. К моменту прорыва блокады численность населения в городе составляла 820 тыс. человек. 

Полное освобождение Ленинграда от фашистской блокады произошло лишь в январе 1944 года в результате Ленинградско-Новгородской наступательной операции. В честь одержанной победы 27 января в Ленинграде был дан праздничный салют из 24 залпов. 

10.04.2019 08:50

Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее

Ленинградская битва – кратко о наступательном этапе боёв

В январе 1943 г. стратегическая наступательная операция Красной Армии «Искра» под Ленинградом увенчалась успехом. От оккупантов был очищен небольшой «коридор» по южному берегу Ладожского озера. Его ширина была всего лишь 8-11 километров. 

Летом и осенью 1943 г. советские войска не только закрепили этот успех, но и частично улучшили своё оперативное положение. 

Но лишь через год, в январе 1944-го, произошло решающее наступление РККА в Битве за Ленинград. Дата окончательного снятия блокады – 27.01.1944 – стала одним из важнейших официальных Дней воинской славы России.

Победное завершение Ленинградско-Новгородской наступательной операции

Этот успех стал следствием тщательно подготовленной и удачно реализованной Ленинградско-Новгородской стратегической наступательной операции. На подготовительном её этапе крупные силы Красной Армии были скрытно переброшены на ораниенбаумский плацдарм. Противника удалось ввести в заблуждение относительно направления наступательного удара и атаковать там, где он этого не ожидал.

Таким образом, на вопрос – сколько дней длилась Битва за Ленинград – можно ответить так: с 10.07.41, когда советские войска вступили в бои с рвущимся к городу врагом, по 09.08.44, когда от Ленинграда были отброшены не только немцы, но и финны.

4.

На правом фланге Северо- Западного направления, в Эстонии, 8 армия до 22 июля упорно обороняла рубеж Пярну- Тарту- Чудское озеро. Гитлеровскому командованию пришлось даже дополнительно направить на этот участок три пехотные дивизии и только после этого (7 августа) выйти на побережье Финского залива через Кунду. Советские войска, сражавшиеся в Эстонии оказались рассечёнными на две части: 11 стрелковый корпус с боями начал отходить к Нарве, а 10 корпус- к Таллину. Таллин оставался единственным портом по снабжению и эвакуации советских войск, но город не был подготовлен к обороне с суше. Её пришлось спешно создавать в ходе борьбы: намечалось создать вокруг города три оборонительных рубежа.

На оборонительные работы была мобилизирована часть личного состава кораблей. Советское Верховное Главнокомандование приказало командованию Балтийского флота защищать Таллин до последней возможности и возложило руководство его обороны Военному совету флота, подчинив 17 августа вице- адмиралу В. Ф. Трибуцу. К середине августа общая численность гарнизона Таллина (вместе с частями 10 стрелкового корпуса) составляла 20 тысяч человек. Правительство бывшей Эстонской ССР обязывало учреждения и предприятия республики организовывать производство всего необходимого для укрепления обороны Таллина. Чтобы усилить сухопутные войска, командование флота сформировало 14 частей и подразделений морской пехоты.

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ  перед публикацией все комментарии рассматриваются модератором сайта — спам опубликован не будет

Хотите опубликовать свою статью или создать цикл из статей и лекций? Это очень просто – нужна только регистрация на сайте.

«После вражеского обстрела только детские панамочки плавали по воде»

Только за первую и самую страшную зиму блокады Ленинграда по Дороге жизни эвакуировали 550 тысяч человек, переправили в Ленинград 361 тысячу тонн продуктов и медикаментов. Последний груз доставили 24 апреля 1942 года – 60 тонн репчатого лука.

Последних эвакуировали ремесленников. «Ремесленники (учащиеся ремесленных училищ Ленинграда) были в черной форме, они почти все не доезжали до нашей станции, и была просто гора мальчиков в черных шинелях. Моя бабушка жила чуть-чуть в лесочек, в стороне, то есть дом ее был за сараями жилых домов. И за этими сараями также лежали покойники. У бабушки жили моряки с Ладожского озера. И надо сказать, все нами воспринималось, как должное, они даже шутили между собой: «Смотри, смотри, вон там покойники, тебе одна машет». Когда я ходила к бабушке по железной дороге, то там долго лежала женщина с младенцем на руках в розовой пеленочке. Увозили покойников на поле, туда, где три кучи, а одиночки лежали и никто их не увозил», – вспоминает блокадница Галина Леопольдовна.

«Смертное время» – так, по свидетельству писателя Виталия Бианки, называли ленинградцы зиму 1941-1942 годов. Голод, морозы до -35, болезни. Застывшие на рельсах трамваи, которые были единственным видом городского транспорта в блокадном Ленинграде, стали символом того, что жизнь будто остановилась. За все время блокады города ленинградские трамваи останавливались лишь однажды – с 8 декабря 1941 года до 15 апреля 1942 года. Но на самом деле, город жил.

Фото из личного архива

Коп­тил­ка

Са­мо­дель­ная коп­тил­ка и бло­кад­ная пор­ция хле­ба

В сен­тяб­ре 1941 го­да в до­мах бы­ло зап­ре­ще­но поль­зо­вать­ся элек­троп­ри­бо­ра­ми, в де­каб­ре су­точ­ная вы­ра­бот­ка элек­тро­энер­гии сок­ра­ти­лась в семь раз. Поз­же жи­лые до­ма во­об­ще бы­ли ис­клю­че­ны из спис­ка объ­ек­тов, ку­да по­да­ет­ся свет. Ос­ве­тить свои жилища бло­кад­ни­ки пы­та­лись при по­мо­щи коп­ти­лок.

В коп­тил­ку кро­ме ке­роси­на, ко­торый был де­фици­том, на­ли­ва­лась и лю­бая дру­гая жид­кость, спо­соб­ная го­реть, нап­ри­мер средс­тво для очис­тки де­ре­вян­ных по­ли­ро­ван­ных пред­ме­тов, «па­ро­вое мас­ло». По кар­точ­кам ке­росин по­явил­ся вес­ной 1942 го­да, все­го до лит­ра в ме­сяц. Коп­тил­ки заг­ряз­ня­ли ком­на­ты, ко­поть по­яв­ля­лась на сте­нах, по­тол­ках и по­лу. К это­му еще при­бав­лял­ся неп­ри­ят­ный за­пах.

Штурм Ленинграда (9-25 сентября 1941 года)

В дни самых напряжённых боёв к курсантам и ополченцам прибыл К. Е. Ворошилов. Он потребовал не только остановить врага, но и отбросить его за Лугу. Большую помощь при этом наземным войскам оказала авиация Северного фронта и Балтийского флота. Лишь ценой огромных потерь немецко- фашистские войска смогли удержать на правом берегу Луги небольшие плацдармы.(2)

14 июля из района Острова противник попытался прорваться к Новгороду через район западнее Шимска. Оборонявшиеся здесь войска 11 армии нанесли двусторонний контрудар из районов Уторгош и Дно на Ситню (25 километров севернее Дно) и Сольцы. Наступление армии было поддержано авиацией. Враг был не только остановлен, но и отброшен на 40 километров к западу. Напуганное высокой активностью советских войск немецкое командование вынуждено было 19 июля отдать приказ о прекращении наступления на Ленинград до выхода на рубеж реки Луги основных сил группы армий «Север». Фронт от Финского залива до озера Ильмень стабилизировался почти на месяц. Этот месяц ценою кровопролитнейших боёв наши войска вырвали у врага, что позволило войскам и флоту Ленинграда, оборонявшим город, лучше подготовиться к защите города от фашистских варваров.(1)

Кни­ги о бот­ве

Ле­низ­дат

В 1942 го­ду в го­ро­де по­яви­лись пла­ка­ты для на­се­ле­ния с со­ве­та­ми, как луч­ше го­то­вить­ся к сле­ду­ющей бло­кад­ной зи­ме, где хра­нить ово­щи; вы­пус­ка­лись кни­ги по те­ме. Нап­ри­мер, «Ле­низ­дат» опуб­ли­ко­вал сбор­ник ре­цеп­тов из бот­вы. В кни­ге от­ме­чалось, что, к при­меру, в бот­ве ре­ди­са со­дер­жит­ся 200 мил­ли­грам­мов ви­та­ми­на С на 100 грам­мов сы­рой мас­сы:

С нас­туп­ле­ни­ем теп­ла жи­те­ли го­ро­да со­би­ра­ли кор­ни по­до­рож­ни­ка, ро­маш­ку, ло­пух, да­же во­до­рос­ли, по­то­му что ово­щи бы­ли боль­шой ред­костью. Край­не це­нил­ся лук — как ис­точник ви­та­ми­на С и «улуч­ши­тель вку­са». Кра­пи­ву ле­том мож­но бы­ло встре­тить толь­ко за го­ро­дом, в са­мом Ле­нин­гра­де ее сра­зу же об­ры­ва­ли, лишь толь­ко листья по­яв­ля­лись из-под зем­ли.

Щи из хря­пы

Блю­до се­зон­ное. Мож­но го­то­вить толь­ко осенью. Ку­пи­те на рын­ке ниж­ние зе­ле­ные листья, ос­тав­ши­еся пос­ле сня­тия ка­пус­ты. На ого­ро­де их не най­де­те, так как хо­зя­ева сни­ма­ют не толь­ко ка­пус­ту, но и ниж­ний зе­ле­ный лист. Ка­пус­тный лист очень мел­ко пок­ро­ши­те и опус­ти­те в хо­лод­ную во­ду. По­со­ли­те. Ва­рить на­до очень дол­го. Ес­ли есть ка­кая-ни­будь кру­па, то зап­ра­вь­те. Да­же при дли­тель­ной вар­ке ка­пус­тные листья очень жес­тки и хрус­тят на зу­бах, по­че­му и по­лу­чи­ли наз­ва­ние «хря­па».Из «Очер­ков о бло­каде Ле­нин­гра­да» вра­ча Зи­на­иды Иг­на­тович

«АРКА ПОБЕДЫ»

Триумфальная арка в Красном селе (Открытие – 9 мая 2015 года) в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Она увековечила названия боевых частей, которые участвовали в снятии блокады Ленинграда.

В 2007 году писатель и Почетный гражданин Петербурга Даниил Гранин предложил воссаздать одну из них по сохранившимся эскизам. Торжественное открытие было решено приурочить к 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

«На историческом месте такое сооружение построить уже невозможно, поскольку город разросся, современная социальная инфраструктура не позволяет этого сделать. Нужно было выбрать такое место, чтобы эта арка вписалась и хорошо смотрелась. Красносельский район был предложен, потому что там уже была запланирована реконструкция дорожной сети на пересечении улицы Ленина с выходом на Гатчинское шоссе, Кингисеппское шоссе и улицу Восстановления» Председатель Межрегиональной общественной организации «Совет Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы Санкт-Петербурга и Ленинградской области» Геннадий Фоменко.

Следующая остановка — фронт

Многие слышали историю о марнском такси: в сентябре 1914 года Жозеф Симон Галлиени, военный комендант Парижа, мобилизовал гражданский автотранспорт, в том числе и такси, для переброски войск на фронт, который проходил совсем рядом с городом. Впоследствии история стала чем-то вроде визитной карточки французских таксистов, внесших свой вклад в оборону Парижа.

Немецкие солдаты в окопах под Ленинградом

Между тем в Ленинграде к сентябрю 1941 года сложилась куда более тяжёлая ситуация. Ни о какой паре десятков километров, как до Марны, и речи не шло. Немцы практически вошли в город и закрепились в Пушкине, Павловске и Петергофе. На юго-востоке Ленинграда, где сейчас находятся станции метроРыбацкое» иОбухово», немцы подошли вплотную к городской застройке.

Те, кто внимательно читалДва капитана», наверняка помнят, как Катя Татаринова ездила на фронт на трамвае.

До фронта можно было доехать на трамвае, Петина дивизия стояла теперь в Славянске. Он просил не провожать его — это было рискованно, в Рыбацком без пропуска меня могли задержать. Но я поехала».

Более того, иные трамвайные маршруты уже были перерезаны немцами. Уникальная линия ОРАНЭЛ(Ораниенбаумская электрическая линия), построенная незадолго до Первой мировой, оказалась разделена, когда осенью 1941 года Стрельна была захвачена немцами. Танки КВ, выпускавшиеся на Кировском заводе, расположенном на юге Ленинграда, практически выезжали из ворот на фронт. Нельзя сказать, что враг стоял у ворот города: он уже вошёл в город.

Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы (Блокадный храм)

Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы является единственным религиозным памятником войне, все остальные являются гражданскими мемориалами.

Храм расположен на Малой Охте, на том месте, где еще до основания Санкт-Петербурга была построена лютеранская деревянная церковь, а с 1720 года там находился православный храм. В 30-х годах XX века церковь закрыли, а в 60-х годах снесли. В 90-х годах прошлого века была возведен храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, посвященный жертвам блокады Ленинграда.

Также вспомнить наших предков и возложить цветы в память о погибших можно у следующих памятных мест:

  • Мемориал Журавли» на углу Дальневосточного проспекта и улицы Новоселов, сооруженный на месте братских захоронений. Композиция состоит из стелы с летящими журавлями, обелиска, надгробных плит и бронзовой статуи девушки с венком
  • Постамент одной из статуй на Аничковом мосту – здесь сохранились следы от немецкого снаряда
  • Во время бомбежек пострадал, но не был разрушен Исаакиевский собор. С западной стороны колоннаду не стали реставрировать. На колоннаде можно увидеть трещины и следы обстрелов
  • На Невском проспекте на доме №14 находится мемориальная доска с надписью: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна»
  • Памятник герою Володе Ермаку на площади Кулибина. 19-летний юноша закрыл своим телом амбразуру фашистского дзота и обеспечил наступление частей Советской Армии
  • Трамваи играли важную роль во время блокады города — блокадный трамвай был единственный видом транспорта, который работал в это суровое время. Памятник ему установлен в год столетия петербургского трамвая в Кировском районе на проспекте Стачек
  • На Набережной Фонтанки у дома №21 есть малоизвестный памятник ленинградской проруби. В блокадном городе водопровод не работал и единственным источником воды были колодцы и прорубь
  • Памятник «Блокадный колодец», созданный скульптором Марком Круппа, установлен на стене дома №6 по проспекту Непокоренных. Над чашей с водой помещен медальон с изображением женщины с ребенком на руках
  • Памятник «Разорванное кольцо» выполнен в виде двух полукруглых арок, символизирующих блокадное кольцо вокруг Ленинграда, а разрыв между ними — Дорогу Жизни
  • Мемориальный комплекс «Дорога жизни – первый километр»
  • Памятник детям блокады в сквере на Наличной улице, дом № 55
  • Триумфальная «Арка победы» в Красном селе
  • Памятник-пушка 76-мм в Красном Селе в Дворцовом парке (пр. Ленина 112)
  • Памятник героям 76-го и 77-го истребительных батальонов в Александровском парке
  • Стела и мемориальная доска памяти морякам катерных тральщиков на Елагином острове
  • Памятник на месте рубежа Железной Ленинградской обороны на Крестовском острове
  • Блокадная подстанция на Фонтанке.
  • Братское кладбище «Остров Декабристов» .
  • Братская могила экипажа подводной лодки Щ-323 .

Также созданы музеи «Дорога жизни» и «Невский пятачок», экспонаты которых рассказывают о героизме защитников Ленинграда. В 1989 году был восстановлен Музей обороны и блокады Ленинграда.

ТРАУРНЫЙ КУРГАН «ДНЕВНИК ТАНИ САВИЧЕВОЙ»

Памятник, созданный в 1975 году архитекторами А.Д.Левенковым, Г.Г.Фетисовым, и инженером М.В.Коман. На кургане – невысоком холме — установлены гранитные стелы, в виде страниц из записной книжки одиннадцатилетней ленинградской школьницы Тани Савичевой, которая в блокаду потеряла всю семью. На страницы своего дневника Таня вносила страшные заметки о датах смерти своих родных. Последней из них была: «Умерли все. Осталась одна Таня». Таню, находившуюся без сознания от голода, нашли в ее квартире на Васильевском острове, отправили в больницу, затем эвакуировали из блокадного города… Но, несмотря на все старания врачей, Таня умерла 1 июля 1944 года в Горьковской области от неизлечимых болезней, вызванных дистрофией.

«Дневник» Тани Савичевой стал одним из символов блокады Ленинграда и был представлен на Нюрнбергском процессе в качестве документа, обвиняющего Германию в фашизме, и доказывающего нечеловеческие методы, применяемые немецкими захватчиками во время Великой Отечественной войны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector