27 января 1944 года

ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ БЛОКАДНОГО ГОРОДА

За время битвы за Ленинград погибло больше людей, чем потеряли Англия и США за всё время войны

Изменилось отношение властей к религии. В блокаду в городе были открыты три храма: Князь-Владимирский собор, Спасо-Преображенский собор и Никольский собор. В 1942 году Пасха была очень ранней (22 марта по старому стилю). В этот день в ленинградских храмах под грохот разрывов снарядов и разбиваемых стёкол прошли пасхальные заутрени.

Митрополит Алексий (Симанский) подчеркнул в своём пасхальном послании, что 5 апреля 1942 г. исполнялось 700 лет со дня Ледового побоища, в котором Александр Невский одержал победу над немецким войском.

В городе, несмотря на блокаду, продолжалась культурная, интеллектуальная жизнь. В марте дала «Сильву» Музыкальная комедия Ленинграда. Летом 1942 года были открыты некоторые учебные заведения, театры и кинотеатры; состоялись даже несколько джазовых концертов.

Во время первого после перерыва концерта 9 августа 1942 г. в филармонии оркестром ленинградского радиокомитета под управлением Карла Элиасберга была впервые исполнена знаменитая Ленинградская Героическая симфония Дмитрия Шостаковича, ставшая музыкальным символом блокады.

Во время блокады не произошло никаких крупных эпидемий, несмотря на то, что гигиена в городе была, конечно, гораздо ниже нормального уровня из-за почти полного отсутствия водопровода, канализации и отопления. Безусловно, предотвращению эпидемий помогла суровая зима 1941—1942 годов. Вместе с тем исследователи указывают и на эффективные профилактические меры, принятые властями и медицинской службой.

В декабре 1941 г. в Ленинграде умерло 53 тыс. человек, в январе 1942 г. – более 100 тыс., в феврале – более 100 тыс., в марте 1942 г. – около 100 000 чел., в мае — 50 000 человек, в июле — 25 000 чел., в сентябре — 7000 чел. (До войны обычная смертность в городе ок. 3000 чел. в месяц).

Огромный ущерб был нанесён историческим зданиям и памятникам Ленинграда. Он мог бы быть ещё бо́льшим, если бы не были предприняты весьма эффективные меры по их маскировке. Самые ценные памятники, например, памятник Петру I и памятник Ленину у Финляндского вокзала были спрятаны под мешками с песком и фанерными щитами.

Приказом Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 года Ленинград вместе со Сталинградом, Севастополем и Одессой был назван городом-героем за героизм и мужество, проявленные жителями города во время блокады. За массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг., проявленные защитниками блокадного Ленинграда, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР 8 мая 1965 г. городу присвоена высшая степень отличия — звание Город-герой.

«И пусть из «Искры» разгорится пламя»

Советские войска четырежды безуспешно пробовали разорвать вражеское кольцо. Первые две попытки были предприняты осенью 1941 года, третья — в январе 1942 года, четвёртая — в августе—сентябре 1942-го. И лишь в январе 1943 года, когда основные немецкие силы были стянуты к Сталинграду, блокаду удалось прорвать. Сделано это было в ходе операции «Искра».

Также по теме


Памяти Блокады: Петербург может снова стать Ленинградом

Коммунисты выступили с инициативой вернуть Санкт-Петербургу героическое имя Ленинград. Правда не насовсем, а только на девять дней….

По легенде, во время обсуждения названия операции Сталин, вспомнив предыдущие неудавшиеся попытки и надеясь, что в ходе пятой операции войска двух фронтов смогут соединиться и совместно развить успех, сказал: «И пусть из «Искры» разгорится пламя».

К моменту начала операции в распоряжении 67-й и 13-й воздушных армий Ленинградского фронта, 2-й ударной армии, а также части сил 8-й армии и 14-й воздушной армии Волховского фронта находилось почти 303 тыс. человек, около 4,9 тыс. орудий и миномётов, более 600 танков и 809 самолётов. Командование Ленинградским фронтом было поручено генерал-полковнику Леониду Говорову, Волховским — генералу армии Кириллу Мерецкову. За координацию действий двух фронтов отвечали маршалы Георгий Жуков и Клим Ворошилов.

Нашим войскам противостояла 18-я армия под командованием генерал-фельдмаршала Георга фон Кюхлера. У немцев насчитывалось около 60 тыс. человек, 700 орудий и миномётов, около 50 танков и 200 самолётов.

Утром 12 января советские войска перешли в наступление.

«В 9 часов 30 минут утреннюю морозную тишину разорвал первый залп артиллерийской подготовки. На западной и восточной сторонах шлиссельбургско-мгинского коридора противника одновременно заговорили тысячи орудий и миномётов обоих фронтов. Два часа бушевал огненный ураган над позициями противника на направлениях главного и вспомогательных ударов советских войск. Артиллерийская канонада Ленинградского и Волховского фронтов слилась в единый мощный рёв, и трудно было разобрать, кто и откуда ведёт огонь. Впереди вздымались чёрные фонтаны разрывов, качались и падали деревья, летели вверх брёвна блиндажей противника. На каждый квадратный метр участка прорыва падало два-три артиллерийских и миномётных снаряда», — писал в своих «Воспоминаниях и размышлениях» Георгий Жуков.

Хорошо спланированная атака принесла плоды. Преодолевая сопротивление врага, ударные группировки обоих фронтов сумели соединиться. К 18 января солдаты Ленинградского фронта прорвали немецкую оборону на 12-километровом участке Московская Дубровка — Шлиссельбург. Соединившись с войсками Волховского фронта, они сумели восстановить сухопутную связь Ленинграда со страной по узкой полосе южного берега Ладожского озера.

В ходе операции погибли 34 тыс. советских солдат. Немцы потеряли 23 тыс.

Поздно вечером 18 января Совинформбюро оповестило страну о прорыве блокады, и в городе прогремели залпы праздничного салюта. В течение следующих двух недель по отвоёванному коридору инженеры проложили железную и автомобильную дороги. До окончательного прорыва блокады Ленинграду оставалось чуть больше года.

Ледовая железная дорога

Успешные перевозки по Ладоге зимой 1941-1942 годов позволили запланировать строительство не только автомобильной, но и ледовой железной дороги второй блокадной зимой.

Оригиналы фотографий находятся в Центральном государственном архиве кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга

Идея состояла в том, чтобы возвести очень длинный железнодорожный мост, который позволил бы не только перевозить гораздо больше грузов в блокадный город, но и делать это в любую погоду и при любой толщине льда. Дорога должна была соединить станцию Кобона на восточной стороне Ладоги со станцией Ладожское озеро на западном. Одновременно строилось два пути – узкоколейной и обычной ширины. За 20 дней предполагалось построить 24 километра. К 6 декабря 1942 года в этом строительстве участвовало 5 350 человек.

Оригиналы фотографий находятся в Центральном государственном архиве кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга

Но вмешалась погода. Осень и начало зимы были теплыми, озеро штормило. Под непрерывными бомбежками приготовленные для забивки в лед сваи раскидывало и уносило в озеро. 7 декабря начали забивку первой партии свай. Отрывались льдины, гибли люди. Большую часть работников составляли женщины и девушки 16-18 лет. В обледенелых ватниках, с задубевшими руками: «Мы жили в палатках и в землянках. Работали круглосуточно. Самое тяжелое было – продолбить во льду лунки под сваи. Мы сами часто ко льду примерзали. Так, что если надо было подвинуться по ходу лунки – то иногда валенки там оставляли. Главный инструмент был один – лом», – вспоминала одна из них.

Оригиналы фотографий находятся в Центральном государственном архиве кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга

К середине января 1943 года было забито 23 тысячи свай, проложено 15 километров рельсовых путей, по которым уже ходили рабочие поезда. В третьей декаде января должно было начаться грузовое движение по дороге. Но 18 января на восточной окраине рабочего поселка №1 произошла первая встреча частей Ленинградского и Волховского фронтов. К концу дня 18 января южное побережье Ладожского озера было освобождено от противника, и через создавшийся коридор шириной 8-11 километров Ленинград получил сухопутную связь со страной. Блокада города была прорвана. По этому коридору проложили пути, снятые со льда Ладоги. Так появилась железная «Дорога Жизни». Она простреливалась врагом насквозь. Поэтому машинисты поездов называли ее «Дорогой смерти».

Заключенные облизывали пол, пытаясь добыть воду:


боль и ужасные эксперименты в концлагере Дахау

В 1941 году Ленинград не был подготовлен к длительной осаде. Два с половиной миллиона гражданского населения, дворцы, парки, музеи, театры. Но за 900 дней блокады он стал городом-крепостью. Только на «Дорогу Жизни» в отдельные смены выходило до 20 тыс. человек. За весь период действия Ладожской коммуникации, с начала блокады и до 30 марта 1943 года, когда растаяла вторая ледовая дорога, в Ленинград прибыло полтора миллиона тонн грузов. Из города эвакуировали более миллиона человек.

Рассказы о блокадном Ленинграде

Немцы 27 августа, захватив вблизи реки Тосны сёла Ивановское и Отрадное, вышли на левый берег Невы. С захватом Шлиссельбурга 8 сентября всё левобережье Невы от реки Тосны до Ладожского озера оказалось в руках немцев. Немцы надеялись, что финны, наступая, дойдут до правого берега Невы и соединятся с ними, а Ленинград попадёт в полное кольцо блокады.

К началу октября 1941 года почти вся бронетехника группы «Север» была передана группе «Центр». В числе 24-ёх сильно потрёпанных дивизий осталось только две танковых и две моторизованных дивизии.

Самая длительная и жестокая осада в военной истории человечества
Операцию по захвату Ленинграда войска Вермахта начали 10 июля 1941 года. Группа армий «Север» в составе двух полевых армий и 4-й таковой группы должны были сломить сопротивление наших войск южнее Ленинграда.

«Здесь жили и работали в экстремальных условиях, как на фронте: подвергались бомбежкам и обстрелам, мерзли, голодали, умирали, праздновали победы. Работали до последнего вздоха, не давая городу почувствовать себя оторванным от «большой земли», от всего мира»

Легендой Ленинградского и Волховского фронтов стал минометный расчет братьев Шумовых. Виртуозная военная работа шести братьев из Тувы стала образцом для подражания и хрестоматийным примером для всех артиллеристов.

Генерал-майор Николай Павлович Симоняк, ставший главным действующим лицом баллады, сыграл огромную роль в успешном прорыве кольца и последующем снятии ленинградской блокады.

Почти 900-дневная блокада Ленинграда — это самая длительная и жестокая осада в военной истории человечества. В городе, жители которого умирали от голода и холода, единственным средством связи и коммуникации было радио.

Об ужасах того времени лучше и полнее всего описано в мемуарах Д.Лихачева, который выжил в осажденном городе в страшный первый год блокады, а также в «Блокадной книге», составленной А.Адамовичем и Д.Граниным по воспоминаниям блокадников.

Детский вклад в освобождение Ленинграда от блокады. Ансамбль А.Е.Обранта

Во все времена нет большего горя, чем страдающий ребёнок. Блокадные дети — особая тема. Рано повзрослевшие, не по-детски серьёзные и мудрые они изо всех своих сил наравне со взрослыми приближали победу. Дети-герои, каждая судьба которых — горький отзвук тех страшных дней. Детский танцевальный ансамбль А.Е. Обранта — особая пронзительная нота блокадного города. В первую зиму блокады Ленинграда много детей было эвакуировано, но несмотря на это по разным причинам в городе оставалось ещё много детей. Дворец пионеров, расположенный в знаменитом Аничковом дворце, с началом войны перешёл на военное положение. Надо сказать, что за 3 года до начала войны на базе Дворца пионеров был создан Ансамбль песни и танца. В конце первой блокадной зимы оставшиеся педагоги пытались найти в осаждённом городе своих воспитанников, и из оставшихся в городе ребят балетмейстер А.Е.Обрант создал танцевальный коллектив. Страшно даже представить себе и сопоставить страшные блокадные дни и довоенные танцы! Но тем не менее ансамбль родился. Сначала ребят пришлось восстанавливать от истощения, только потом они смогли приступить к репетициям. Однако уже в марте 1942 года состоялось первое выступление коллектива. Бойцы, успевшие повидать многое, не могли сдержать слёз, глядя на этих мужественных детей. Помните, сколько длилась блокада Ленинграда? Так вот за это немалое время ансамбль дал около 3000 концертов. Где только не пришлось выступать ребятам: часто концерты приходилось заканчивать в бомбоубежище, так как по несколько раз за вечер выступления прерывались воздушными тревогами, бывало, юные танцоры выступали в нескольких километрах от передовой, а чтобы не привлекать врага лишним шумом, танцевали без музыки, а полы застилали сеном. Сильные духом, они поддерживали и вдохновляли наших солдат, вклад этого коллектива в освобождение города трудно переоценить. Позже ребята были награждены медалями «За оборону Ленинграда».

«Машина в любой момент могла уйти под лед»

Сначала предлагали эвакуировать детей отдельно, без родителей. В первой волне эвакуации была и та партия детей, которую отправили в Лычково – их отправили фактически навстречу Гитлеру… Конечно, когда все услышали об этом эшелоне, мама нас с Полинкой не отпустила. А потом уже все было закрыто, закончилась навигация.

Через какое-то время папа очень заболел. Мама его подняла, а потом свалилась сама – полное истощение. У меня такое впечатление было всегда, что она свой паек делила между нами. В общем, мама больше не встала: 5 апреля 1942 года она умерла. Мы ее похоронили, и уже где-то числа 8-9-го папа отправился с нами в эвакуацию.

Эвакуировались мы по «Дороге жизни» через Ладожское озеро. Папа договорился с водителем какой-то военной машины, мы погрузили вещи и поехали. Дверцы со всех сторон были открыты, чтобы можно было выскочить. Машина в любой момент могла уйти под лед – на Ладоге были сплошные полыньи.

Полинке тогда было четыре годика. После смерти мамы она папу не отпускала ни на шаг, с рук не слезала. Сестренка, очевидно, была истощена больше, чем я, и у нее была меньше сопротивляемость. В дороге у нее началась сильная дистрофия и понос. Мы старались не давать ей ничего лишнего, давали побольше воды, и кое-как она держалась. 

Когда мы очутились на твердой земле, нас тут же встретили работники эвакопунктов, напоили горячим чаем, дали поесть. Но мы помнили, что нельзя в пустой, изголодавшийся желудок класть лишнее – это было смерти подобно.

Нас встречали на каждой станции: кормили обедом, водили в баню, давали сухой паек в дорогу. В эвакопунктах нужно было оформлять документы, и однажды папа как обычно отправился в билетную кассу, а меня оставил с сестрой и строго сказал: «Смотри, чтобы она ничего в рот не взяла!». И вот она бегает по лавке, а с другой стороны сидит другая семья. Увидели ее: «Ой, какая красивенькая, на бубличек!». Я кричу: «Поленька, не бери!», но она вырвала у меня баранку. Начался кровавый понос, и через несколько дней она умерла.

Очень красивая девочка была, кудрявая – люди с трудом глаза отводили…

Так мы с папой остались вдвоем. Он умер в 1954 году.

Вот так сложилась жизнь.

Екатерина Соловьева

Спасение Ленинграда

Несмотря на многочисленные попытки разорвать кольцо блокады, успеха на этом направлении советскому командованию удалось добиться только на фоне Сталинградской битвы, когда нацисты вынуждены были забрать из-под Ленинграда часть войск. В январе 1943 года встречные удары войск Ленинградского и Волховского фронтов позволили пробить брешь в обороне нацистов южнее Ладожского озера и восстановить сухопутную связь между осаждённым городом и остальной страной. Через коридор шириной всего 8—11 км были в сжатые сроки проложены железнодорожные пути и автомобильная трасса.

Также по теме


«С каждым днём было всё тяжелее»: жительница блокадного Ленинграда — о войне, голоде и патриотизме

27 января будет отмечаться 76-летие полного снятия блокады Ленинграда, продолжавшейся 872 дня. Её жертвами, по разным оценкам, стали…

Полностью блокада была снята в начале 1944 года, когда советские войска нанесли поражение группе армий «Север» и отбросили нацистов на 60—100 км от Ленинграда. Блокада продолжалась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года.

По словам историков, героическая оборона Ленинграда существенно повлияла на весь ход Великой Отечественной войны.

Как отметил Сергей Перелыгин, город, носивший имя создателя советского государства, был важным идеологическим символом. Нацистское руководство верило, что его уничтожение подорвёт устойчивость советской системы и веру в победу жителей СССР. Однако Ленинград выстоял, и это стало серьёзной моральной победой для советского народа.

Как отметил Дмитрий Суржик, помимо политического и морального значения, Ленинград играл также огромную военную и экономическую роль.

  • Блокадный Ленинград. Моряки Балтийского флота беседуют с девочкой Люсей. Её и других детей вывозят из блокадного города. Девочка осталась сиротой — её родители умерли от голода
  • РИА Новости

«После потери украинского промышленного района Ленинград был очень и очень важен, чтобы удерживать фронт поставками оружия и боеприпасов. И конечно же, потеря Ленинграда, высвободив огромные нацистские силы, резко бы усугубила положение на советско-германском фронте, и в том числе положение Москвы», — заявил эксперт.

Как отмечают историки, бои под Ленинградом сковали около 30 нацистских дивизий, которые немцы не смогли использовать в такие решающие моменты войны, как Курская битва.

  • Ликующий Ленинград. Блокада снята

«Надо отдать должное мужеству защитников Ленинграда, которые до последнего держались, не сломались и проявили высокие примеры преданности долгу. Мы знаем о пекаре, который умер от голода на своём рабочем месте, о сотрудниках НИИ растениеводства, которые умирали, но сохранили семенной фонд. То, как выстояли ленинградцы, — это высокий и яркий пример мужества, воли к борьбе и патриотизма», — резюмировал Дмитрий Суржик.

Спасти любой ценой

С целью спасения жизни ленинградцев, решением Ленинградского исполкома были организованы стационары и пункты усиленного питания, действующие при промышленных предприятиях, благодаря чему смогли выжить более 200 тысяч человек. Если изначально такие меры были предусмотрены исключительно для рабочих, то к весне 1942 года такой помощью могли воспользоваться иждивенцы и служащие.

К январю 1942 года титаническими усилиями властей удалось немного повысить нормы выдачи по хлебным карточкам, но и это не спасало от изнуряющего голода. Советское правительство делало все возможное, чтобы доставить продукты питания в голодающий город. Отчасти эти попытки увенчались успехом: так, к весне 1942 из рецептуры хлеба были почти полностью выведены несъедобные примеси, а 16 февраля после многомесячного перерыва впервые жители увидели мясо – замороженную говядину и баранину.

В зоне особого внимания были дети. В условиях жесточайшего дефицита ресурсов, власти смогли организовать работу 85 детских домов, принявших 29 800 детей, оставшихся без попечения родителей. На каждого ребенка выделялся набор продуктов, который при своей скудности все-таки помогал поддерживать жизнь. Открывались стационары и в действующих учебных заведениях, где студенты могли получить кратковременную помощь в течение 1-2 недель.

Попытки прорыва блокадного кольца

Советское командование не могло смириться со сложившейся ситуацией и неоднократно предпринимало попытки прорыва блокады. Наступление в направлении Синявинско-Шлиссельбургского выступа не увенчалась успехом. Во-первых, немецкие войска смогли организовать мощное укрепление, во-вторых – советские солдаты были крайне истощены и изнурены непрекращающимися боями.

Основные силы были сосредоточены на Невском пятачке: узком участке земли (ширина 550-810 м) длиной менее 3 км, территориально находившемся на левом берегу Невы. Неоднократные попытки расширить плацдарм заканчивались огромными потерями из-за крайне невыгодного расположения: вся территория простреливалась со стороны противника. Однако о сдаче знаменитого Невского пятачка речи не шло, поскольку это значительно усложняло задачу прорыва блокадного кольца. Точных данных о количестве погибших нет, но по оценкам военных историков потери оцениваются в 51 тыс. человек.

Не увенчалась успехом и попытка прорыва блокады совместными силами Ленинградского и Волховского фронта, завершившаяся тяжелым поражением Советской Армии и огромными потерями.

Первый прорыв

Значимой датой в истории блокадного Ленинграда стало 29 марта 1942 года, когда в осажденный город прорвался партизанский обоз с продовольствием

Конечно, решить проблему голода это событие не могло, но оно имело важное идеологическое значение. Партизаны доказали несостоятельность немецких войск контролировать свой тыл и вселили уверенность в способность армии разорвать блокадное кольцо

В это же время для борьбы с голодом были созданы подсобные хозяйства. Под огородничество выделялись все пригодные участки земли, а владельцам оказывалась помощь в приобретении рассадного материала. К весне 1942 года заметно сократилось количество уличных смертей: если в январе на улицах санитарные службы собирали около 7 000 трупов, то в мае – не более 50.

Силами Ленинградских властей и переживших первую блокадную зиму ленинградцев, началось восстановление коммунального хозяйства, восстановилась работа предприятий и государственных учреждений, вышел на привычные маршруты общественный транспорт.

Официальные данные за 1941-1942г. 

Если в мирное время в Ленинграде от естественных причин умирали около 3 000 человек, то за январь-февраль 1942 года город потерял четверть миллиона жителей. В марте смертность немного сократилась (1100 тыс. человек).

Радикальное снижение произошло в мае: количество умерших составило 50 000 человек, а в сентябре – 7 000 человек. Такое снижение нельзя рассматривать как улучшение условий жизни: просто самые слабые (в основном люди пожилого возраста и хронически больные люди) уже умерли, выжили сильнейшие. Постепенно меняются и причины смерти: теперь на первый план снова выходят ранения и гибель во время бомбардировок и обстрелов. Первый год блокады стал самым тяжелым и трагическим: город на Неве потерял 783 тысячи своих жителей.

Дорога Жизни

Настоящим “пульсом” блокадного города стала Дорога Жизни. Летом это был водный путь по акватории Ладожского озера, а зимой эту роль исполняла его замерзшая поверхность. Первые баржи с продовольствием прошли по озеру уже 12 сентября. Судоходство продолжалось до тех пор, пока толщина льда сделала невозможным проход судов.

Каждый рейс моряков был подвигом, так как немецкие самолеты не останавливали охоту ни на минуту. Выходить в рейсы приходилось ежедневно, при любых погодных условиях. Как мы уже и говорили, по льду груз впервые был отправлен 22 ноября. Это был конный обоз. Спустя всего пару дней, когда толщина льда стала более-менее достаточной, в путь двинулись и грузовики.

На каждую машину клали не более двух-трех мешков с продовольствием, так как лед все равно был слишком ненадежным и автомобили постоянно тонули. Смертельно опасные рейсы продолжались до самой весны. “На вахту” заступили баржи. Конец этой смертельно опасной карусели положило только освобождение Ленинграда от блокады.

Дорога номер 101, как тогда называли этот путь, позволила не только поддерживать хотя бы минимальную продовольственную норму, но и вывезти из блокированного города многие тысячи людей. Немцы постоянно старались прервать сообщение, не жалея для этого снарядов и горючего для самолетов.

К счастью, им это не удалось, а на берегах Ладожского озера сегодня стоит монумент “Дорога Жизни”, а также открыт музей блокады Ленинграда, в котором собрано множество документальных свидетельств тех страшных дней.

Во многом успех с организацией переправы объяснялся тем, что Советское командование быстро привлекло для обороны озера истребительную авиацию. В зимнее время зенитные батареи монтировались прямо на льду. Заметим, что принятые меры дали очень положительные результаты: так, уже 16 января в город было доставлено более 2,5 тысячи тонн продовольствия, хотя запланирована была доставка только двух тысяч тонн.

В плотном кольце

В июле 1941 года немецкие войска вступили на территорию Ленинградской области. К концу августа гитлеровцы заняли город Тосно в 50 км от Ленинграда. Красная армия вела ожесточённые бои, но противник продолжал стягивать кольцо вокруг Северной столицы.

В складывающейся обстановке Верховный главнокомандующий Вооружёнными силами СССР Иосиф Сталин направил телеграмму находящемуся в то время в Ленинграде члену ГКО Вячеславу Молотову:

Также по теме

Ген жизни: учёные заинтересовались долголетием бывших блокадников

Осенью 1941 года, 75 лет назад, началась блокада Ленинграда. Команда исследователей из Санкт-Петербурга давно занимается изучением…

«Только что сообщили, что Тосно взят противником. Если так будет продолжаться, боюсь, что Ленинград будет сдан идиотски глупо, а все ленинградские дивизии рискуют попасть в плен. Что делают Попов и Ворошилов? Они даже не сообщают о мерах, какие они думают принять против такой опасности. Они заняты исканием новых рубежей отступления, в этом они видят свою задачу. Откуда у них такая бездна пассивности и чисто деревенской покорности судьбе? В Ленинграде имеется теперь много танков, авиации, эресы (реактивные снаряды — RT). Почему такие важные технические средства не действуют на участке Любань — Тосно?.. Не кажется ли тебе, что кто-то нарочно открывает немцам дорогу на этом решающем участке?.. Чем, собственно, занят Ворошилов и в чём выражается его помощь Ленинграду? Я пишу об этом, так как очень встревожен непонятным для меня бездействием ленинградского командования…»

Молотов ответил на телеграмму так: «1. По приезде в Ленинград на совещании с Ворошиловым, Ждановым и членами Военного совета Ленинградского фронта, секретарями обкома и горкома подвергли резкой критике ошибки, допущенные Ворошиловым и Ждановым… 2. В течение первого дня при помощи приехавших с нами товарищей мы занимались приведением в ясность дел в отношении имеющихся здесь артиллерии и авиации, возможной помощи со стороны моряков, особенно по морской артиллерии, вопросам эвакуации, выселения 91 тыс. финнов и 5 тыс. немцев, а также вопросами продовольственного снабжения Ленинграда».

Также по теме


«Моим оружием была музыка»: 75 лет назад в блокадном Ленинграде прозвучала Седьмая симфония Шостаковича

9 августа 1942 года в Ленинградской филармонии была исполнена Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича. Музыка композитора транслировалась…

По мнению историков, оснований обвинять Ворошилова в измене нет. В июле и первой половине августа 1941 года, будучи главнокомандующим войсками Северо-Западного направления, Ворошилов провёл несколько успешных контрударов, регулярно выезжал на фронт. Причины, по которым один из первых маршалов СССР неожиданно потерял контроль над ситуацией, остаются до сих пор неясными, считают эксперты. 11 сентября Ворошилова отстранили от командования Северо-Западным направлением и Ленинградским фронтом. Новым командующим стал Георгий Жуков.

2 сентября немцы перерезали последнюю железную дорогу, соединявшую город с «большой землёй». Плотное вражеское кольцо вокруг Ленинграда замкнулось 8 сентября 1941 года. Связь с Северной столицей можно было поддерживать только через Ладожское озеро и по воздуху.

В первые дни ленинградцам о блокаде ничего не сообщали. Более того, об осадном положении города местное командование решило не докладывать и в Ставку, надеясь в течение двух недель прорвать блокаду.

О блокаде ленинградцы узнали только в начале 1942 года, когда из города начали массово эвакуировать население по Дороге жизни. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector