Виноградов, николай игнатьевич

Модернизация «Адмирала Виноградова»

Командующий ТОФ также сообщил о предстоящей модернизации большого противолодочного корабля «Адмирал Виноградов», который получит новое ракетное вооружение и средства ПВО.

«Уже существует принципиальное решение по проведению ремонта с модернизацией очередного корабля проекта 1155 — большого противолодочного корабля «Адмирал Виноградов». В настоящее время завершается проработка перспективного облика корабля. Предлагается серьёзно увеличить и расширить состав его ударного ракетного вооружения, стоит задача нарастить возможности по противовоздушной обороне», — приводит слова Авакянца «Красная Звезда».

  • Большой противолодочный корабль проекта 1155 «Адмирал Виноградов» на генеральной репетиции парада ко Дню ВМФ во Владивостоке
  • РИА Новости

Командующий ТОФ подчеркнул, что каждый из модернизированных кораблей проекта 1155 — «Маршал Шапошников» и «Адмирал Виноградов» — будут по-своему уникальны из-за постоянного совершенствования корабельного вооружения.

Напомним, что ранее подобную модернизацию прошёл большой противолодочный корабль проекта 1155 «Маршал Шапошников».

По информации Минобороны РФ, в дополнение к новым противолодочным и противовоздушным системам вооружений корабль получил современные комплексы «Калибр-НК» и «Уран», а также новейшее артиллерийское вооружение и радиоэлектронные комплексы.

Военный эксперт Юрий Кнутов отметил, что после модернизации боевые характеристики «Адмирала Виноградова» вырастут в разы по целому ряду направлений.

Также по теме


«Сочетание скрытности и дальности обнаружения целей»: как подлодки проекта 636 «Варшавянка» усилят Тихоокеанский флот РФ

Последняя субмарина в серии из шести подводных лодок проекта 636 «Варшавянка» будет передана Тихоокеанскому флоту РФ в 2024 году. Об…

«Как противолодочный корабль «Адмирал Виноградов» предназначался для поиска и уничтожения подводных кораблей противника и не мог действовать самостоятельно. После модернизации он станет многоцелевым кораблём, который сможет решать более широкий спектр задач и автономно действовать в океанской зоне. Несомненно, это грозное судно повысит возможности Тихоокеанского флота РФ», — подчеркнул аналитик в беседе с RT.

Оснащение проекта 1155 ударным ракетным оружием значительно повышает их боевую мощь, что позволяет классифицировать их уже не как противолодочные корабли, а как полноценные фрегаты, отмечают эксперты.

«Адмирал Виноградов» — мощный корабль, который способен решать задачи противолодочной борьбы. При модернизации он получит установки вертикального пуска для ракет «Калибр», «Оникс», «Циркон» и вслед за «Маршалом Шапошниковым» станет фрегатом», — подчеркнул Константин Сивков.

По словам адмирала Авакянца, модернизация «Маршала Шапошникова» оправдала все ожидания.

«Могу сказать, что фрегат полностью оправдал все ожидания и доказал, что большие противолодочные корабли проекта 1155, обладая значительным водоизмещением, являются удобной и надёжной платформой для размещения на них ударного ракетного оружия, в том числе перспективного, новых артиллерийских комплексов, современных радиотехнических и противолодочных средств. Уверен, что потенциал этих кораблей не исчерпан и при должном подходе они ещё послужат флоту», — отметил командующий ТОФ.

По мнению Константина Сивкова, корветы проектов 20380 и 20385 и модернизированные корабли проекта 1155 значительно усилят возможности ТОФ.

«Безусловно, эти корабли сейчас востребованы на Тихоокеанском морском рубеже России, и они создают дополнительный потенциал по обеспечению безопасности границ РФ в этом регионе. В случае провокаций они смогут вывести из строя авианосные соединения противника и создадут серьёзную угрозу его флоту», — заключил эксперт.

Биография

До Великой Отечественной войны

Родился в 1905 году в деревне Суриха (ныне — Шарьинского района Костромской области). Отец Н.И.Виноградова был балтийского матроса. В 1923 году окончил среднюю школу.

В 1925 году начал службу в Военно-Морском Флоте СССР. Окончил в 1930 году Военно-морское училище им. Фрунзе. В 1932 году окончил курсы командного состава Учебного отряда подводного плавания и в 1939 году Военно-морскую академию. Стал членом КПСС в 1930 года.

С 1930 по 1931 года флаг-секретарь начальника Морских сил Черного моря , в 1931 году штурман подводной лодки «Металлист» или «А-5».

С 1933 по 1935 года командир подводной лодки «М-1», она была перебазирована с Чёрного моря на Дальний Восток.

С 1935 по 1936 года командир подводной лодки «Щ-121».

С 1939 года начальник штаба 3-й бригады ПЛ Краснознамённом Балтийском флоту.

Во время Великой Отечественной войны

Командир бригады подводных лодок Северного флота с декабря 1940 по февраль 1943 года, в этой должности встретил начало Великой Отечественной войны. 3 января 1942 года присвоено звание контр-адмирал. Во время командования Н.И.Виноградовым бригадой подводных лодок Северного флота состояла, в декабре 1941 года, из 21 подводной лодки («К-1», «К-2», «К-3», «К-21», «К-22», «К-22», «К-23», «Д-3», «Щ-401», «Щ-402», «Щ-403», «Щ-404», «Щ-421», «Щ-422», «М-171», «М-172», «М-173», «М-174», «М-175», «М-176», «С-101», «С-102»). Основная задача бригады была уничтожение грузовых кораблей на коммуникациях противника, минировать входы и выходы во вражеские порты. Всего бригада ПЛ Северного флота повредила и уничтожила 108 кораблей противника. Среди повреждёны кораблей числиться линкор «Tirpitz», повреждённый подводной лодкой «К-21».

В 1943 году начальником подводного плавания Северного флота.

С 1943 по 1945 года заместитель начальника, начальник Управления подводного плавания ВМФ. 20 апреля 1945 года присвоено звание вице-адмирал.

С марта 1945 по 1946 года командир Юго-западного морского оборонительного района Краснознамённого Балтийского флота.

После Великой Отечественной войны

В 1946 году начальник штаба Юго-Балтийского флота.

С 1946 по 1948 года командующий Камчатской военной флотилией.

С 1948 по 1950 года заместитель начальника Главного штаба Военно-Морской силы.

С 1950 по 1953 года заместитель Военно-морского министра по кадрам и Военно-морским учебным заведениям.

С 1953 по 1958 года начальник вооружения и судостроения ВМС. 31 мая 1954 года присвоено звание адмирал.

С 1958 по 1961 года заместитель начальника Генштаба Советской Армии и Военно-Морского Флота.

С 1961 по 1962 года помощник начальника Генштаба по Военно-Морскому Флоту.

С 1962 по 1968 года начальник Управления Военно-морскими учебными заведениями.

С 1968 года в отставке.
Умер и похоронен в Москве.

Общие сведения

«Стройный» стал пятым в серии новаторских для 1960-х годов газотурбинных кораблей — проекта 61, строившихся для ВМФ СССР на заводе имени 61 коммунара в Николаеве. Это были первые в мире крупные боевые корабли, оснащённые газотурбинной силовой установкой в качестве основной и единственной. В Советском Союзе эти боевые единицы в разные периоды носили различную классификацию: официально их отнесли сначала к сторожевым, потом к большим противолодочным кораблям, а оснащённые противокорабельными комплексами представители типа, в том числе и «Стройный», несколько лет классифицировались как большие ракетные корабли. По западной классификации, как правило, БПК проекта 61 относили к фрегатам или эсминцам.

Построенные значительной серией, обладающие выдающимися для 1960-х годов характеристиками вооружения и мореходности, корабли проекта 61 сыграли большую роль в формировании океанских соединений ВМФ СССР. Характерный облик этих кораблей надолго стал одним из символов советского военного флота.

Если вы находитесь в иностранном порту и не можете определить национальную принадлежность стоящих там кораблей — выберите самый красивый и самый чистый из них, в девяти случаях из десяти это будет советский корабль.
Гарри Аллендорфер, кэптен ВМС США

Достойное место в ряду кораблей своего типа занял и БПК «Стройный», нёсший службу в составе Северного флота и демонстрировавший Военно-Морской флаг Советского Союза в ряде «горячих точек» мирового океана. В частности, именно экипажу «Стройного» летом 1986 года пришлось оказывать помощь советским гражданским судам, подорванным южноафриканскими диверсантами в ангольском порту Намибе.

Долгий путь

30 октября в ВМФ сообщили, что два корвета проекта 20380, которые сейчас находятся на стадии строительства, войдут в состав 114-й бригады надводных кораблей командования сил и войск на северо-востоке России. И.о. гендиректора Амурского судостроительного завода Михаил Боровской рассказал, что предприятие стоит номером один в списке тех, где будут заложены новые корабли — контракт на них был заключен на форуме «Армия-2020» с Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК). В настоящее время решается вопрос о том, сколько корветов из 10 заказанных будет построено на этом заводе.

Военное кораблестроение — вещь циклическая, впрочем, как и процесс создания любого вида военной техники. Пока конструкторы на компьютерах рисуют проект корабля, судостроители строят новый, а моряки эксплуатируют современный, устаревший тем временем готовят к утилизации. Первые два этапа наиболее сложные. Если бы не распад Советского Союза, сейчас в составе ВМФ России были бы совсем другие боевые корабли и подводные лодки. 1990-е годы нанесли серьезный удар по отечественному военному кораблестроению. Только чудом можно назвать то, что оно в это время выжило, помогли экспортные заказы для Китая и Индии.

Торжественная встреча из дальнего трехмесячного похода в Азиатско-Тихоокеанском регионе отряда боевых кораблей «Громкий» и «Совершенный» на военном причале Тихоокеанского флота на Корабельной набережной во Владивостоке

Источник изображения: Фото: РИА Новости/Виталий Аньков

В начале XXI века остро возник вопрос замены корабельного состава российского флота. Было принято решение идти от простого к сложному: сперва разрабатываем и строим небольшие боевые корабли (корветы), далее фрегаты, затем эсминцы.

Так, для действий в ближней морской зоне, охраны водного района и конвоев, патрулирования и других задач появился корабль проекта 20380. Он стал первым постсоветским проектом для морской зоны. Уже в ходе создания корвета ВМФ и оружейники поставили на него практически всё мыслимое современное оружие и радиоэлектронное оснащение. Но выяснилось, что развал производства в стране после 1990-х был больше, чем представляли. В итоге строительство и освоение личным составом первых четырех кораблей серии затянулись.

Изначально планировали, что будет построено четыре корвета по проекту 20380, затем четыре — по проекту 20385, а после них приступят к инновационной серии — 20386. Корабли проекта 20385 больше и лучше вооружены, чем представители серии 20380. Вместо противокорабельного комплекса «Уран» на них стоит универсальный корабельный стрельбовый комплекс (УКСК), который может использовать разнообразные ракеты, включая «Калибр» и «Оникс». 20386 — еще более инновационный проект с так называемой трансформирующейся кормой — на ней размещаются те или иные дополнительные системы или комплексы оружия.

Транспортно-спусковой док «Зея» с корветом проекта 20380 «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» в бухте Золотой Рог в акватории Владивостока

Источник изображения: Фото: РИА Новости/Виталий Аньков

Однако планы пришлось пересматривать. Головной корвет «Совершенный» строился 11 лет. После вмешательства государства второй корвет «Громкий» был построен уже за шесть лет, а третий — «Алдар Цыденжапов» — за пять. Его ввод в состав Тихоокеанского флота ожидается уже в этом году. В 2021-м состав ТОФ пополнит и корвет «Резкий». С учетом их Тихоокеанский флот пополнится уже шестью корветами. Это обеспечит безопасность развертывания базирующихся на Камчатке АПЛ с баллистическими ракетами на борту и даст возможность проводить операции в северной части Тихого океана, не привлекая силы Приморской флотилии из Владивостока.

Санкции на поставку техники, которая может быть использована в военных целях, также сыграли свою роль. В результате пришлось ограничиться строительством всего двух корветов проекта 20385 — «Гремящий» и «Проворный». В этих кораблях был заложен большой процент импортных комплектующих. В итоге вместо двух 20385 были заказаны еще два корвета проекта 20380.

Постройка и испытания

Очередной БПК проекта 1155 был зачислен в списки кораблей ВМФ 28 июля 1981 года. 25 марта 1983 года его заложили на стапеле Прибалтийского судостроительного завода (ПСЗ) «Янтарь» в городе Калининграде с присвоением заводского номера 113. На стапеле ПСЗ корпуса кораблей проекта 1155 строились перпендикулярно воде. По мере готовности корпуса переводились в передаточный док, в котором уже спускались на воду. Легкосплавные надстройки БПК проекта 1155 заранее формировались и насыщались оборудованием в закрытом цеху, далее на специальном трейлере подвозились к строящимся корпусам кораблей и 80-тонным краном устанавливались на место.

5 ноября 1983 года БПК торжественно спустили на воду. Корабль получил наименование «Адмирал Спиридонов» в честь советского адмирала Эмиля Николаевича Спиридонова (1925-1981), в 1979-1981 годах командующего Тихоокеанским флотом и погибшего в авиакатастрофе 1981 года вместе с большей частью своего штаба.

Экипаж корабля (войсковая часть 30940) начал формироваться на Тихоокеанском флоте с 1 мая 1983 года, и 20 марта 1984 года прибыл в Калининград к месту постройки БПК. С момента прибытия на Балтику экипаж и корабль временно включили в состав 67-го отдельного дивизиона строящихся и ремонтирующихся кораблей ДКБФ.

После прохождения заводских и Государственных испытаний на полигонах Балтийского моря, 30 декабря 1984 года корабль вступил в строй.

Описание конструкции

Общий вид БПК проекта 11551

Архитектура корабля и конструкция главной энергетической установки, в основном, повторяет прототип — БПК проекта 1155. Внешне наиболее заметное отличие — одна двухорудийная башня универсального калибра в носовой части, вместо двух линейно-возвышенных одноорудийных башен на прототипе

Менее заметное, но очень важное изменение — замена счетверённых ПУ ракето-торпед «Раструб» под крыльями ходового мостика на четырёхконтейнерные ПУ сверхзвуковых крылатых ракет «Москит». ПВО корабля усилили заменой шестиствольных автоматов АК-630 новейшими зенитными ракетно-артиллерийскими комплексами «Кортик»

Из невидимых снаружи, но тоже очень важных усовершенствований — замена гидроакустического комплекса (ГАК) «Полином» более новым ГАК «Звезда», а также основных газотурбинных двигателей на их улучшенную версию. Переработке подверглись обводы корпуса в носовой части (под новый ГАК) и компоновка внутренних помещений.

Корпус и архитектура

Модель корабля проекта 11551, хорошо видны обводы корпуса и массивый бульб

Стальной корпус, подобно кораблям проекта 1155, имеет удлинённый до 2/3 длины корпуса полубак и большой развал шпангоутов в носовой части. Последнее было введно для компенсации негативного влияния массивного бульбового обтекателя мощной гидроакустической станции. Двойное дно по всей длине служит как для целенй непотопляемости, так и для хранения топлива. Установлена активная система успокоения бортовой качки (сокращает размах качки в три раза).

Помещения разделены огнеупорными переборками с применением негорючих материалов. Также для борьбы с пожарами используется стационарная система пенотушения.

Три группы надстроек, расположенных в средней и кормовой частях, изготовлены из лёгкого алюминиево-магниевого сплава. Антенные посты радиотехнических средств корабля, главным образом, размещены на двух мачтах ферменной конструкции.

Энергетическая установка и ходовые качества

«Адмирал Чабаненко» проекта 11551 на ходу в море

Главная энергетическая установка газотурбинная, состоит из четырёх ГТД, работающих на два гребных винта. Двигатели попарно объединены в два агрегата М9Б, каждый из которых состоит из маршевого двигателя ДО90 мощностью 15000 л. с. и основного (также называемого форсажным) ГТД ДТ59 мощностью в 22500 л. с. Таким образом, суммарная мощность каждого из двух агрегатов М9Б составляет 37500 л. с., а энергетической установки в целом 75000 л. с. Каждый агрегат работает на свою линию вала. На экономическом режиме действуют лишь маршевые турбины — более экономичные и отличающиеся большим ресурсом, зато и менее мощные; при необходимости развить полный ход к маршевым подключаются мощные основные турбины. На предшествующем типе «Удалой» вместо М9Б стояли более ранние версии тех же агрегатов — М9, отличающиеся почти вдвое меньшей мощностью маршевых ГТД (8500 л. с. против 15000 л. с.). Таким образом, по сравнению с проектом 1155, на БПК проекта 11551 суммарная мощность ГЭУ возросла на 13000 л. с. (с 62000 до 75000 л. с.) Тем не менее, в этом отношении проект 11551 так и не сравнялся с эсминцами проекта 956, чья паротурбинная установка способна развивать мощность до 100000 л. с., это сказалось и на скорости (29,5 узлов против 33,4 узла у эсминца).

Экипаж и обитаемость

Экипаж корабля состоит из 296 человек (из них 32 офицера). Для размещения экипажа на борту предусмотрены одно- и двухместные каюты для офицерского состава, двух- и четырёхместные каюты для мичманов, а также кубрики на 12 и 14 человек для матросов. Автономность по запасам провизии составляет 30 суток.

Для использования корабля в различных климатических условиях обитаемости БПК уделили существенное внимание. В конструкции предусмотрены помещения для отдыха и занятий спортом, а также лазарет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector