Схема салона и лучшие места в самолете ту-214

История создания и производство самолёта Ту-214Р

Если изначально ОКБ Туполева предлагалось разработать самолёт с тремя двигателями, близкий по схеме с Ту-134 и Ту-154, то в первой половине 1980-х техническое задание изменилось, машина должна была соответствовать новым стандартам уровня Боинга-757 и аэробуса А-300 и получила двухдвигательную схему.

Ту-214

Опытный завод им.А.Н. Туполева построил два прототипа – один для испытания на статику, другой – для испытаний в воздухе. Сразу после Нового года 2 января 1989 года экипаж с командиром В. Минашкиным оторвал от взлётной полосы аэродрома Жуковский опытный образец Ту-204.

После окончания испытаний 17 августа 1990 года началось серийное производство.

Когда производство перенесли на казанский авиационный завод, был налажен выпуск машины с усиленным шасси, большим взлётным весом и дальностью полёта. Самолёт получил новое обозначение – Ту-214 и совершил первый полёт 21 марта 1996 года. Получил дальнейшее развитие вариант с укороченным фюзеляжем, который был испытан в воздухе 18 августа 2003 года. Фюзеляж уменьшился на 6 метров, запас топлива и нагрузку увеличили, машина предназначена для работы на дальность от 500 до 8500 км.

В салоне самолёта Ту-214Р. Автоматизированное рабочее место (АРМ)

В апреле 2010 года производство, за исключением спецкомплектируемых бортов приостановлено, по соображениям рентабельности. Продолжен выпуск специальных модификаций: Ту-214ПУ – пункт управления, Ту-214СУС – пункт связи для президента РФ, Ту-214Р и ТУ-214СР – соответстсвенно разведчик и ретранслятор. Интересен вариант Ту-214ОН для аэрофотосъёмки, оснащённый РЛС бокового обзора с спецаппаратурой и наблюдательных полётов по Договору открытого неба.

Ту-214

История создания Ту-214

Самолет Ту-214 является модификацией Ту-204. Он способен выполнять рейсы средней дальности. Основной задачей для разработанной машины было замещение, вырабатывавшего свои ресурсы, Ту-154. Начало разработок было положено в 1990 году, а первый полет Ту-214 выполнил в 1996 году.

Впервые в изготовлении «тушки» было использовано цифровое вычисление для разработок корпусных и крыльевых деталей. В итоговом варианте получилось около двадцати разных модификаций: грузовая модель, пассажирская, VIP-модификация и так далее.

Конструкторское бюро Туполева совершило прорыв в проектировке Ту-214, так как не было аналогов подобного крепления двигателей под плоскостью крыла. Чтобы снизить общий вес самолета, в изготовлении деталей фюзеляжа конструкторы воспользовались стеклопластиком и углепластиком. Обшивка судна была изготовлена из больших и широких листов, для уменьшения количества стыков. Так как Ту-154 производил много шума при запуске двигателей, то на модели Ту-214 момент звукоизоляции в пассажирской кабине в совокупности с теплоизоляцией были проработаны более тщательно. Основные аварийные выходы в пассажирской кабине спроектировали в количестве восьми штук.

Испытания Ту-214

Для комплексных испытаний было задействовано два самолета Ту-214, которые были созданы для проверки надежности и прочности нового прототипа пассажирского самолета. За счет того, что при проектировании были задействованы вычислительные машины, самолет получил великолепные свойства. Проектируемое крыло и фюзеляж в конечном итоге имели значительно лучшие качества, нежели ожидали, и они могли переносить большие нагрузки, чем было запланировано.

Первый отрыв от земли самолет осуществил на Раменском испытательном аэродроме, это было в январе 89 года. Экипаж прототипа был оснащен средствами спасения на случай аварийной ситуации. Пассажирский салон при этом полете был оснащен массой аппаратуры, которая записывала и контролировала весь полет, а также проводила анализ работы всех систем самолета.

За счет проведенных тестов и летных испытаний самолет был полностью доработан и усовершенствован. Для штурвальной системы были разработаны 23 разных варианта, которые должны были пройти все испытания, требовавшие большие затраты времени. К этому фактору еще добавилось и сокращение финансирования проекта. Все это растянуло время на завершение испытаний. Практически полное прекращение финансирования в 90-х годах остановило получение сертификата полетов, а ведь, кроме всего этого, самолет должен был пройти и эксплуатационные испытания. Сертификат на полеты самолет Ту-214 получил только зимой 1994 года.

Модификации и перспективы

На основе Ту-214 были построены несколько модификаций, предназначенных для гражданских и военных заказчиков:

  • базовый пассажирский Ту-214;
  • машина управления Ту-214ПУ;
  • ретрансляционная станция Ту-214СР (пять машин);
  • разведчик Ту-214Р (два самолета);
  • машина связи для администрации президента Ту-214СУС.

Самолет Ту-214 имеет неплохие перспективы развития из-за неуклонного устаревания авиационного парка. Однако периодически появляющиеся громкие заявления о поставках машин за рубеж или на внутренний рынок заканчиваются только словами. А пока что за 2017 год заводы РФ собрали всего три машины семейства Ту-204.

Норовистая «лошадка»

Самолет получился красивым, с отличными летными характеристиками, но управление им требовало особых навыков. Силовая установка имеет избыточную мощность, это решение было принято осознанно. В полете после набора высоты двигатели работают на пониженных оборотах, что приводит к изрядной экономии горючего и снижает шум. Но «рабочая лошадка» оказалась слишком резвой, и пилоту приходилось следить за различными параметрами очень внимательно. В сочетании с тремя положениями горизонтального хвостового оперения, контролирующими тангаж и кабрирование, любая небрежность могла привести к неприятным и даже трагическим последствиям. В дальнейшем многие органы управления конструкторам удалось автоматизировать, увязав их между собой и упростив пилотирование. Большую роль в обучении летчиков сыграл разработанный в КБ летный тренажер – симулятор самолета Ту-154, но каждая машина, по признанию опытных авиаторов, имела свой нрав.

Замечания и жалобы

Ранние модификации страдали серьезным недостатком, обусловленным низким качеством утепляющего слоя (кстати, закупавшегося за границей). Во время полета происходила конденсация влаги, которая затем оттаивала и обильно выпадала на головы пассажиров подобно небольшому дождю. В настоящее время, как свидетельствуют отзывы, эта проблема полностью устранена.

Несмотря на то что самолет Ту-204 имеет все сертификаты для совершения международных рейсов, в том числе касающиеся уровня шума, были нарекания и на слишком громкую работу системы кондиционирования, что было бы не так заметно, если бы двигатели работали не так тихо. Другие замечания к удобству если и были, то носили субъективный характер. Низкое расположение мотогондол под крылом делает более комфортным полет на Ту-204. Места пассажиров расположены в более высокой плоскости, поэтому, по словам клиентов, шум ощущается в меньшей степени.

Конструкция

Лайнер Ту-214 является монопланом с расположенным на середине фюзеляжа стреловидным крылом большого удлинения. Конструкция машины позволяет осуществлять безопасное планирование и посадку с отказавшей силовой установкой.

Пассажирский салон стандартного варианта Ту-214 вместимостью 164 пассажира при стандартной туристической расстановке кресел имеет параметры:

  • шаг 960 мм для салона 1 класса;
  • шаг 810 мм для экономического класса.

Схема салона может меняться, что обеспечивает вместимость до 210 человек. Багаж и груз размещены в 8 стандартных контейнерах типа LD3-46. Три из них установлены в переднем грузовом отсеке, остальные – в заднем. Также имеется дополнительный грузовой отсек, рассчитанный на 2000 кг. Всего Ту-214 способен перевезти до 12,4 т багажа.

Двигатели

Самолеты Ту-214 оснащены турбовентиляторными двигателями ПС-90А, созданными в КБ ОАО «Авиадвигатель» и выпускаемыми Пермским моторным заводом. Двигатели расположены под крылом самолета в закрытой гондоле, закрепленной на пилоне.

Вес двигателя, кг 4160
Длина, мм 4964
Диаметр, мм 1900
Тяга на взлете, кгс 16000

Шасси

На самолете Ту-214 применено шасси трехопорной схемы с носовым расположением управляемого колеса. Главные стойки складываются в ниши, расположенные в фюзеляже самолета. Носовая стойка при уборке движется против набегающего потока воздуха.

Управление шасси подключено ко второй гидравлической цепи самолета с использованием третьей в качестве запасной. Аварийный выпуск основных стоек производится под собственным весом, носовая опора выходит только от гидравлики.

Створки в этом случае не закрываются. Передняя стойка поворачивается от реечных гидравлических механизмов при помощи педалей (на взлете и посадке) или от рукояток (при рулении).

Тормоза имеют дистанционный электрогидравлический привод от главной и резервной систем. Дисковые тормозные механизмы изготовлены из малоуглеродного материала, установлены на всех колесах. Имеется система защиты от торможения юзом. В тормозах имеется режим аварийной остановки и автоматического торможения.

Система управления

На Ту-214 применяется электродистанционная система управления.

Для отклонения поверхностей рулей управления и высоты, а также тормозных щитков и элеронов применены гидравлические приводы необратимого типа.

Система электроснабжения

На борту самолета имеются несколько систем электроснабжения постоянного и переменного тока:

  • основная, трехфазного тока 115/200В при частоте 400 Гц;
  • дополнительная, постоянного тока, 27В.

Источниками напряжения являются генераторные установки, расположенные на двигателях и аккумуляторные батареи. На земле электроэнергию вырабатывает генератор вспомогательной газотурбинной установки, размещенной в хвостовой части фюзеляжа. Модели генераторов отличаются на разных самолетах.

Топливная система

На Ту-214 применено раздельное питание топливом для каждого двигателя. Запас топлива расположен в шести кессонных крыльевых и одном килевом баке.

Питание двигателей ведется из отдельных расходных емкостей, оснащенных сигнализатором аварийного остатка. Сигнализация активируется при остатке топлива по 1300 кг в каждой емкости.

Особенностью системы является автоматическая перекачка топлива из баков, установленных на корневой части крыла в бак, размещенный на киле. Перекачка топлива ведется в автоматическом режиме для обеспечения центровки машины в полете.

Гидравлическая система

В состав гидравлики самолета входит три независимые системы, запитанные на насосные установки, расположенные на двигателях. Первая и третья система имеет по одному насосу, втора – подключена к двум насосам.

При отказе двигателей каждая система способна работать от автономного электрического насоса, обеспечивая работу систем управления. В первой системе применяется дополнительный насос с приводом от крыльчатки воздушной турбины. Насос используется при возникновении аварийной ситуации и отказа двигателей.

Противообледенительная система

На самолете Ту-214 установлена система защиты от образования наростов льда на каналах подачи воздуха в двигатели, датчиках на крыльях и лобовых стеклах кабины пилотов. Конструкция оперения активно противодействует образованию льда, поэтому антиоблединительных средств на них не предусмотрено.

Система кондиционирования

Для кондиционирования салона и кабин экипажа применяется отбор воздуха от компрессоров двигателей. При стоянке на земле допускается использование передвижной кондиционерной установки.

Система кондиционирования работает в автоматическом режиме, поддерживая заданную температуру по данным, поступающим от нескольких сенсоров.

Положение Ту-204 на сегодняшний день

До нашего времени было всего изготовлено 40 моделей Ту-204 разнообразных модификаций. Большинство их служит на благо родины, но некоторые были проданы за границу, а именно в КНР и Египет. В сентябре 2009 года конструкторам и разработчикам пассажирского самолета Ту-204 была присвоена Государственная премия Российской Федерации. Несмотря на несомненные достоинства, эта модель большого коммерческого ажиотажа не достигла.

Кроме того, что в 90-е годы гражданская авиация, можно сказать, развалилась, большую роль в этом также сыграло отношение авиакомпаний к отечественному производителю. Именно из-за этого большинство компаний по перевозке пассажиров считают, что в России еще не научились производить качественные пассажирские самолеты. Авиаперевозчики готовы потратить свои средства на приобретение списанного старого «Боинга», чем купить новый Ту-204, который мало в чем уступает заграничному аналогу.

Конструкторское бюро имени Туполева на базе пассажирского самолета Ту-204 создало целую линейку различных модификаций, а именно было создано 16 специальных разновидностей данной марки. Некоторые из них были даже грузовыми самолетами, а один Ту-234 был дальнемагистральным, который мог пролететь 9 тысяч километров. Аппараты, которые производятся на заказ, а это, как правило, за кордон, идут с англоязычной кабиной. Но все же главным заказчиком является наше государство.

По мнению экспертов, наиболее удачной и конкурентоспособной моделью является модель Ту-204СМ. Именно она может поспорить за лидерство с такими иностранными аналогами, как «Боинг-737» и А320.

Ту-204 фото

Тестовый полет первого летного образца Ту-204 состоялся 2 января 1989 года. В ходе всех испытаний в конструкцию самолета вносились доработки и усовершенствования. Самолет был оборудован электродистанционной системой управления (ЭДСУ). В кабине пилотов установлено шесть цветных дисплея, для отображения полетных данных. На лайнер были установлены реактивные двигатели ПС90-А. Во время воздушных испытаний самолет налетал свыше тысячи часов.

В 1992 был представлен новый самолет который получил обозначение Ту-204-120.

На данной модели были использованы турбореактивные двигатели RB-211-535E4 английской и западная авионика .

Салон ТУ-204 фото салона

Первый сертификат о пригодности к полету самолет получил 29 декабря 1994 года.

Авиалайнер отвечает всем современным европейским требованиям ИКАО.

Самолет Ту-204 является одним из тех авиалайнеров, которые могут безопасно совершать посадку со всеми отключенными двигателями.

Ту-204-300 был выпущен самолет VIP-класса – Ту-204-300А, пассажирский салон которого выполнен в классе «летающие апартаменты»

Помимо пассажирского варианта был спроектирован и грузовой самолет.

Грузовой экспортный вариант Ту-204-200С успешно эксплуатируется несколькими авиакомпаниями в Европе и в Египте.

В 2005 году начал эксплуатироваться укороченный, на шесть метров — Ту-204-300. Который также известен как Ту-234. На эту версию установлены турбовентиляторные моторы ПС90-A2. Самолет имеет максимальный взлетный вес 107,6 тонн с дальностью полета до 9300 километров. Эта версия способна перевозить 166 пассажиров.

Ту-204 схема салона

На сегодняшний день произведено немного больше чем семьдесят самолетов Ту-204 различных модификаций.

Особенности конструкции Ту-214

Аэродинамическая компоновка представляет собой планер с крылом низкого расположения однокилевым хвостовым оперением со стабилизатором. Силовая установка – два двигателя ПС-90А на подкрыльевых пилонах. Шасси трёхопорное, передняя стойка двухколёсная, управляемая из кабины пилотов, основные опоры – тормозные двухпарные тележки.

В кабине экипажа свободно размещаются командир, правый пилот и между ними бортинженер.

Интерьер кабины разработан с использованием современного дизайна и передовых эргономических решений для наиболее оптимального размещения электронных ЖК-дисплеев и приборов навигационной информации, а также средств автоматизации полёта.

Ту-214 кабина пилота

Пассажирский салон оборудован просторными полками для багажа, под полом салона размещены вместительные отсеки для груза. Салон обшит специальными материалами, поглощающие шумы, аудио-видео системы всегда готовы развлекать пассажиров. Каждое кресло имеет свой индивидуальный комфорт, обеспеченный многоуровневой системой освещения. Вариант на 210  пассажиров легко трансформируется в вариант на 180 человек с салоном бизнес-класса и наоборот.

Характеристики

Технические характеристики Туполев Ту-204
204-100 / 204-120 214 204–300 204см
Экипаж кабины Три Два
Сидения 172–210 180-210 142-156 176-215
Шаг сиденья 32-47 дюйм 32-39 дюймов 32-46 дюймов 32-38 дюймов
Длина 46,14 м (151 футов 5 дюймов) 40,19 м (131 футов 10 дюймов) 46,14 м (151 футов 5 дюймов)
Крыло Пролет 41,8 м (137 футов 2 дюйма), площадь 184,2 м 2 (1983 кв. Футов)
Высота 13,9 м (45 футов 7 дюймов)
Фюзеляж Ширина 3,8 м (12 футов 6 дюймов) x высота 4,1 м (13 футов 5 дюймов)
Кабина Ширина 3,57 м (11 футов 9 дюймов) x высота 2,16 м (7 футов 1 дюйм)
Взлетно-посадочная полоса -100: 105 т (231000 фунтов) -120: 103 т (227000 фунтов) 110,75 т (244 200 фунтов) 107 т (236000 фунтов) 108 т (238000 фунтов)
Максимум. полезная нагрузка 21,0 т (46300 фунтов) 25,2 т (56000 фунтов) 18,0 т (39700 фунтов) 23,0 т (50700 фунтов)
Вместимость топливных баков 35,7 т (79000 фунтов) 35,7 т (79000 фунтов) 36,0 т (79400 фунтов) 35,8 т (79000 фунтов)
Двигатель (x 2) -100: Авиадвигатель ПС-90 А -120: RR RB211 -535E4B Авиадвигатель ПС-90 А или Rolls-Royce RB211 -535E4B
Тяга (x 2) -100: 157 кН (35 274 фунт-силы) -120: 186 кН (41888 фунт-сила) 158,2 кН ​​(35,582 фунта-силы) 171,6 кН (38581 фунт-сила)
Скорость 810-850 км / ч (440-460 узлов) Крейсерская скорость, 900 км / ч (490 узлов) Макс.
Диапазон (макс. PL) -100: 4300 км (2700 миль) -120: 4100 км (2500 миль) 4340 км (2700 миль) 5800 км (3600 миль) 4800 км (3000 миль)
Взлет (взлетный) 1780 м (5,840 футов) 2,030 м (6,660 футов) 1870 м (6140 футов) 1950 м (6400 футов)
Потолок 12 100 м (39 700 футов) 12 200 м (40 000 футов)

Технические характеристики

  • Экипаж: три человека ;

  • Пассажировместимость: 210  (в эконом-классе), 196 (в двухклассном варианте), 168 (в трекхклассном варианте);

  • Длина: 46.00 метров;

  • Размах крыла: 42.00 метров;

  • Высота: 13.90 метров;

  • Площадь крыла: 184.20 квадратных метров;

  • Масса снаряжённого: 84 200 килограмм;

  • Масса пустого: 59 000 килограмм;

  • Взлётная максимальная  масса: 110 750 килограмм;

  • Масса топлива в баках: 6000 килограмм;

  • Платная нагрузка: 25.200 килограмм;

  • Посадочная нагрузка : 93000 килограмм;

  • Силовая установка: двигатели ПС-90А (два экземпляра);

  • Крейсерская скорость: 850 километров в час ;

  • Дальность с полной загрузкой: 4340 километров;

  • Практическая дальность: 6500 километров;

  • Практический потолок: 12100 метров;

  • Скороподъёмность: 7,0 метров в секунду (у земли);

  • Длина разбега: 2250 метров;

  • Год первого взлета самолета: 1996. 

Ту-214 видео

Посмотреть все самолёты здесь…

Утерянные возможности

Существуют две главные причины, по которым последим пристанищем этого выдающегося и любимого – как пилотами, так и пассажирами – самолета в ближайшие годы станет только игровой компьютерный симулятор. Ту-154 расходует слишком много топлива, а парк его изрядно поизносился. К сожалению, в то время, когда вполне возможна была модернизация лайнера (его даже успешно оснащали силовой установкой, работающей на сжиженном газе), страна испытывала огромные трудности, связанные с распадом СССР. Новые самолеты практически не строились, а старые эксплуатировались не всегда качественно. Сегодня время упущено, возобновлять производство старых типов бессмысленно. Настает эпоха лайнеров нового поколения.

Особенности конструкции Ту-214

Аэродинамическая компоновка представляет собой планер с крылом низкого расположения однокилевым хвостовым оперением со стабилизатором. Силовая установка – два двигателя ПС-90А на подкрыльевых пилонах. Шасси трёхопорное, передняя стойка двухколёсная, управляемая из кабины пилотов, основные опоры – тормозные двухпарные тележки.

В кабине экипажа свободно размещаются командир, правый пилот и между ними бортинженер.

Интерьер кабины разработан с использованием современного дизайна и передовых эргономических решений для наиболее оптимального размещения электронных ЖК-дисплеев и приборов навигационной информации, а также средств автоматизации полёта.

Ту-214 кабина пилота

Пассажирский салон оборудован просторными полками для багажа, под полом салона размещены вместительные отсеки для груза. Салон обшит специальными материалами, поглощающие шумы, аудио-видео системы всегда готовы развлекать пассажиров. Каждое кресло имеет свой индивидуальный комфорт, обеспеченный многоуровневой системой освещения. Вариант на 210  пассажиров легко трансформируется в вариант на 180 человек с салоном бизнес-класса и наоборот.

Условия полета и безопасность – информация для вероятных пассажиров

Потолок свыше 11 тыс. м позволяет не беспокоиться о «воздушных ямах». Салонов два. Расположение кресел, как правило, двурядное, по три с каждой стороны прохода. Существуют два варианта компоновки посадочных мест. В салоне экономкласса их 164, в бизнес-классе (в передней части машины) сидений, как правило меньше, зато они размещены просторнее, а билеты, соответственно, дороже.

Причин для беспокойства по поводу полетов на «старье» нет. Этот самолет продолжает оставаться одним из самых надежных в мире. По крайней мере, от пассажиров, которым довелось воспользоваться услугами компаний «Якутия», U’Tair или «Алроса» (последних эксплуатантов Ту-154), жалоб не поступало, а восторгов по поводу авиалайнеров никто не высказывает уже давно.

Боевой дебют самолета дистанционной разведки Ту-214Р

Первый и второй самолеты комплексной разведки Ту-214Р – борта RF-64511 (на переднем плане) и RF-64511 (неокрашенная машина) Фото: www.tupolev.ru

Два самолета этого типа были переоборудованы из пассажирских Ту-214-200 на Казанском авиационном производственном объединении им. С.П. Горбунова. Первая машина была облетана 24 декабря 2009 г. и прошла полный цикл заводских и Государственных испытаний. Прибывшая в Сирию вторая машина совершила свой первый полет в конце 2014 г. и также использовалась для испытаний размещенного на самолете разведывательного оборудования.

Боровой многочастотный радиотехнический комплекс МРК-411 состоит из четырех радиолокаторов бокового обзора с фазированными антенными решетками (по два на каждый борт), а также панорамной РЛС кругового обзора с антенной под хвостовой частью фюзеляжа. Они дают объемное цифровое изображение местности с высоким разрешением, что позволяет обнаруживать сооружения типа дотов и другие виды полевых укреплений, входы в подземные бункеры, а также мосты, дороги, взлетно-посадочные полосы и другие объекты.

Вторым компонентом разведывательного оборудования самолета является оптико-электронная система «Фракция», оптические датчики которой установлены под носовой частью Ту-214Р. Она дает фото- и видеоизображения местности с высоким разрешением благодаря работающей в диапазоне видимого света цифровой фотокамере с объективом с фокусным расстоянием 1750 мм, телесистеме с объективом 10…100 мм и тепловизору с объективом 373 мм. Система может непрерывно работать на протяжении 8 ч, записывая все получаемые данные на цифровые накопители и передавая на землю в реальном масштабе времени.

Второй самолет дальней разведки Ту-214Р борт RA-64514 на испытаниях Фото: russianplanes.net

Работу средств вражеских связи и навигации (включая системы слепой посадки самолетов) фиксирует установленная на борту самолета станция радиотехнической разведки. Сравнение полученной информации с цифровой картой местности с помощью ЭВМ дает возможность быстро выявлять объекты, строящиеся противником, пеленговать работу средств боевого управления и оперативно уничтожать их.

Использование самолетов дистанционной разведки значительно повышает эффективность применения ударной авиации и артиллерии, а также войсковых операций в целом поскольку это позволяет контролировать весь театр военных действий, используя максимум информации для оперативного управления своей войсковой группировкой. В локальных конфликтах, особенно если противник не имеет истребительной авиации или других средств противовоздушной обороны большой дальности оно давно уже считается обязательным.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Теги: Авиация

Предыдущая статья Рекордная скороподъемность истребителя Т-50

Следующая статья Первым увидел – первым выстрелил. В кого?

Предоставлено SendPulse

Нравится 0

Россия перебросила в Сирию самолет-разведчик Ту-214Р

Ту-214Р, ОКР «Фракция-4», «изделие 411»

— названия самолета для проведения комплексной оптико-радиотехнической разведки (ОРТР). Разрабатывается конструкторским бюро «Туполев» уже более 10 лет. Базой самолета спецназначения является самолет пассажирской серии Ту-214. Производство новых самолетов поручили казанскому ОАО «КАПО им.Горбунова».

Фото: www.airwar.ru

Пакет документов о создании одного макета и 2-х экземпляров Ту-214Р программы опытно-конструкторских работ «Фракция-4» с военным ведомством России подписан в конце 2002 года. Контракт предусматривал ввод в эксплуатацию 2-х первых экземпляров Ту-214Р до конца 2008 года. Но по ряду причин строительство разведчиков оказалось долгостроем. А поднялся в небо первый экземпляр только в конце 2009 года. 2-й разведчик до сих пор находится в цеху по окончательной сборке, насколько известно, на нем еще не установлена радиолокационная станция бокового обзора. В прошлом году, исходя из отчетов производителя, самолеты будут сданы в ВВС России в2013/2014 годах.

Самолет спецназначения «Ту-214Р» выполнен по нормальной аэродинамической схеме, используя базой планер Ту-214. На самолетах установлены два двигателя «ТРДД ПС-90А». Взлетный вес «Ту-214Р» равен 111 тоннам. Конструктивно самолет поделен на 3 отсека: операторский отсек; бытовой отсек; агрегатный отсек БРЭО. Разработчик оборудования концерн «Вега».

Состав комплекса бортового оборудования:

  • многочастотный РТК МРК-411. В него входят несколько радиолокационных станций кругового и бокового обзора
  • электронно-оптическая система «Фракция» высокого разрешения. Основной разработчик — ТПК «Линкос». Система в обтекателе установлена снизу самолета. Оптическая система выдает в реальном времени изображение необходимой местности в различных диапазонах и сохраняет полученные результаты на внутренних магнитных накопителях

ОЭСВР «Фракция» обеспечивает:

  • управление визирной линией при сканировании по заданному программой закону и по сигналам внешнего целеуказания
  • формирование видеоизображений высокого разрешения в видимом и инфракрасном диапазонах спектра
  • отображение формируемых видеоизображений и необходимой служебной информации на мониторах оператора
  • регистрацию полного объема видеоданных и необходимой служебной информации в цифровом виде на магнитные накопители
  • привязку регистрируемых видеоданных к единому времени
  • выдачу информационного потока потребителю в согласованном формате
  • обработку зарегистрированной информации

Первый полет головного самолета RA-64511 совершен 24 декабря 2009 г. Выполнил первый полет экипаж в составе: командир корабля А.И.Журавлев, второй пилот — С.Ю.Шеффер, бортинженер — Э.Б.Волков, штурман — Е.А.Кудрявцев, бортрадист — И.А.Никулин, инженер — В.Н.Филимошкин.

В 2010 г. в цехе окончательной сборки КАПО второй экземпляр достраивался уже в качестве Ту-214Р для Министерства обороны России. По состоянию на апрель 2012 г. второй экземпляр находится там же пока без РЛС бокового обзора. Согласно годовому отчету КАПО за 2011 г. сдача самолетов ВВС планируется на 2013 и 2014 г.г. соответственно (в конце 2009 г. планировалось передать самолеты заказчику в 2011 г.).

Фото: www.airwar.ru

Тактико-технические показатели

Модификация Ту-214Р Ту-214Р
Размах крыла, м 42.00
Длина самолета, м 46.20
Высота самолета, м 13.90
Площадь крыла, м² 182.40
Масса, кг: пустого самолета — 59000; максимальная взлетная — 110750
Количество и тип двигателя 2 ТВРД ПС-90А
Тяга, кгс 2 х 16000
Крейсерская скорость, км/ч 850
Практическая дальность, км 6500
Практический потолок, м 12000

Характеристика Ту-214

Лайнер Ту-214 имеет увеличенную взлетную массу — до 25200 кг, при этом дальность полета — до 6500 км. Потолок высоты достигает 12 тысяч метров, при этом крейсерская скорость развивается до 850 километров/ч. Пилотская кабина вмещает двух летчиков и одного бортинженера.

Это узкофюзеляжный моноплан с двумя двигателями. Крылья имеют стреловидную форму и расположены достаточно низко. Отлично продуманная конструкция крыла позволяет данному типу ВС производить безопасную посадку в случае отказа обоих двигателей (например, как в инциденте 2002 года, по причине недостатка топлива двигатели перестали работать). Система кондиционирования сделана так, что воздух забирается с компрессоров двигателей.

Специальные кессон-баки используются для заправки топливом, всего в лайнере семь баков. Также воздушное судно оснащено системой предотвращения обледенения, а крылья у Ту-214 вообще не подвержены обледенению, со слов исследователей.

Модификации и перспективы

На основе Ту-214 были построены несколько модификаций, предназначенных для гражданских и военных заказчиков:

  • базовый пассажирский Ту-214;
  • машина управления Ту-214ПУ;
  • ретрансляционная станция Ту-214СР (пять машин);
  • разведчик Ту-214Р (два самолета);
  • машина связи для администрации президента Ту-214СУС.

Самолет Ту-214 имеет неплохие перспективы развития из-за неуклонного устаревания авиационного парка. Однако периодически появляющиеся громкие заявления о поставках машин за рубеж или на внутренний рынок заканчиваются только словами. А пока что за 2017 год заводы РФ собрали всего три машины семейства Ту-204.

Случаи бывали разные

В реальной жизни возникают порой ситуации, которые не может смоделировать ни учебный, ни игровой симулятор. Ту-154 за годы эксплуатации побывал в разных переделках. Этому самолету довелось столкнуться с американским летающим танкером и совершить посадку с поврежденной плоскостью (авиабаза “Манас”, 2006). В другом случае при посадке, заметив снегоуборочные машины, пилот сумел приподнять машину и под углом, на одной стойке шасси, миновать смертельную опасность. Большую известность получил эпизод с посадкой лайнера с полностью обесточенной бортовой системой на заброшенном летном поле (Ижма, 2010). Правда, и тогда имел место человеческий фактор. Бортинженер, не заметив, что один из четырех аккумуляторов вышел из строя, подключил его в общую цепь, вызвав короткое замыкание. Спасти самолет и пассажиров удалось благодаря высочайшей квалификации, смелости и находчивости пилотов Ту-154. Посадка прошла жестко, но обошлась без жертв. К сожалению, не все инциденты оканчивались так благополучно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector