Служба внешней разведки россии (свр рф)

Введение

80-е годы также были непростыми для деятельности внешней разведки. Условно их можно разделить на два периода — до 1985 года, когда в Советском Союзе внешне ничего не происходило, и начатая Горбачевым в 1985 году перестройка, приведшая к краху сначала социалистической системы, а затем и самого Советского Союза.

Подспудно эти процессы происходили на протяжении последних десятилетий и выявили слабости и недостатки социалистической системы в первую очередь в сфере материального производства. Несмотря на официальную доктрину о загнивании и умирании капитализма Запад демонстрировал всему миру динамизм и жизнеспособность, в то время как на Востоке в бастионах социализма появились трещины и расколы.

Серьезным сигналом нездоровья Варшавского договора были события в Польше летом 1980 года, приведшие к политическим изменениям в стране и создавшие серьезные проблемы для всей Восточной Европы. Однако Варшавский договор на этот раз не рискнул на организацию вооруженного вмешательства во внутрипольские дела.

Коммунистический Китай первым из социалистических стран понял опасность идеологических догм и без лишнего шума в конце 70-х годов приступил к проведению коренных экономических реформ, серьезно улучшивших материальное положение своего миллиардного населения. Попытки же стран Совета экономической взаимопомощи и Варшавского договора сообща выйти из кризисной ситуации успехом не увенчались. Не было уже прежнего единства, каждая из стран, входящих в эти организации, пыталась спастись в одиночку.

Роль разведки в 80-е годы возросла, задачи ее стали более широкими и разнообразными. Предпринимались попытки заменить разведывательной деятельностью некомпетентность и бюрократизм государственных органов. Политическое руководство страны стало ставить перед разведкой задачи, которые с успехом могли бы решать другие органы.

Введение

90-е годы ХХ столетия стали трагическими для СССР. В декабре 1991 года в Беловежской пуще было объявлено о роспуске Советского Союза. Началась новая полоса в истории России. Изменилось ее международное положение, ее связи с зарубежными странами. Новая ситуация требовала новых подходов на международной арене.

Внешняя разведка как один из инструментов политики в создавшейся ситуации не могла оставаться в прежнем виде. Требовалось переосмыслить разведывательную доктрину, разработать новую концепцию ведения разведывательной деятельности, соответствующую сложившимся реалиям.

Разведка не формулирует собственные задачи, они определяются руководством страны, исходя из национальных интересов. Разведка ведется в тех и только тех регионах, где присутствуют интересы России.

Введение

С победой Октябрьской революции в России молодому государству, чтобы обеспечить защиту своих жизненных интересов, успешно осуществлять внешнеполитический курс, следовало иметь исчерпывающую, достоверную и своевременно поступающую информацию о противнике, о внутренней и внешней политике сопредельных государств, державах «Антанты», их секретных военно-политических планах. Дипломатическим путем таких сведений получить было нельзя, тем более, что Советская Россия и к 1920 году не имела дипломатических отношений со многими из них.

Подразделения разведки Советского государства создавались в Красной Армии и во Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК). Закордонная разведка создавалась как неотъемлемая часть чекистских органов. Попытки вести разведку за границами Советской России предпринимались ВЧК сразу же после ее создания. Инициатором их был Председатель ВЧК Ф.Э.Дзержинский.

Правовой орган

«Закон о внешней разведке» был написан самим руководством СВР и принят в августе 1992 года. Этот закон предусматривал условия для «проникновения чеков всех уровней правительства и экономики», поскольку он предусматривал, что «карьерные кадры могут занимать должности в министерства, ведомства, учреждения, предприятия и организации в соответствии с требованиями этого закона без ущерба для их связи с иностранными спецслужбами ».

Новый «Закон об органах внешней разведки» был принят Государственной Думой и Советом Федерации в конце 1995 года и подписан тогдашним президентом Борисом Ельциным 10 января 1996 года. Закон уполномочивает СВР выполнять следующие действия:

  1. Проводить разведку;
  2. Реализовать активные меры по обеспечению безопасности России;
  3. Вести военный, стратегический, экономический, научно-технический шпионаж;
  4. Защищать сотрудников российских учреждений за рубежом и их семьи;
  5. Обеспечить личную безопасность российских государственных чиновников и их семей;
  6. Проведение совместных операций с иностранными спецслужбами;
  7. Ведение электронного наблюдения в зарубежных странах.

СВР отправляет президенту России ежедневные дайджесты разведывательных данных, аналогичные президентскому ежедневному бюллетеню, выпускаемому разведывательным сообществом США в США. Однако, в отличие от США, СВР рекомендует президенту, какие варианты политики предпочтительнее.

С 2012 года Президент Российской Федерации может лично отдавать любые секретные приказы СВР РФ без согласования с парламентом национального законодательного органа Федерального Собрания, который состоит из Государственной Думы и Совета Федерации .

Известные агенты российской разведки

  • Ноябрь 1996 года: Гарольд Джеймс Николсон был арестован при попытке вывезти сверхсекретные документы из Соединенных Штатов. Он начал шпионить в пользу России в 1994 году. Он был высокопоставленным офицером Центрального разведывательного управления . В 1997 году он признал себя виновным и был приговорен к более чем 23 годам лишения свободы.
  • Декабрь 1996 года: граф Эдвин Питтс был обвинен в предоставлении сверхсекретных документов Советскому Союзу, а затем России с 1987 по 1992 год. В 1997 году он признал себя виновным по двум пунктам обвинения в шпионаже и был приговорен к 27 годам тюремного заключения.
  • Июнь 2000 года: Джордж Трофимофф , натурализованный гражданин США с российскими родителями, был арестован за шпионаж в пользу Советского Союза и России примерно с 1969 года. Выйдя в отставку в качестве полковника в резерве армии США , он был самым высокопоставленным военным офицером, которому когда-либо предъявлялись обвинения. шпионажа. Он был осужден и приговорен к пожизненному заключению.
  • Октябрь 2000 г .: Сергей Третьяков , офицер СВР, работавший под прикрытием в российской миссии ООН, перебрался в Соединенные Штаты со своей семьей.
  • Февраль 2001: Роберт Филип Ханссен был арестован за шпионаж в пользу Советского Союза и России в течение более 15 лет из 27 лет работы в Федеральном бюро расследований . Он просмотрел тысячи страниц секретных документов по защите от ядерной войны и конфиденциальной комментированной информации и разоблачил трех российских агентов Соединенных Штатов, двое из которых были преданы суду и казнены. Он признал себя виновным в шпионаже и был приговорен к пожизненному заключению.
  • Июнь 2010 г .: После распада известных частей программы для нелегалов 10 человек, которые якобы вели скрытую шпионскую деятельность, были арестованы ФБР , а одиннадцатый был арестован при попытке транзита через Кипр. Эти люди якобы работали на СВР на длительных тайных заданиях, проникая в политические круги в правительстве Соединенных Штатов. Агент по имени Кристофер Метсос все еще разыскивается властями; В число агентов, арестованных 28 июня 2010 года, входят Михаил Семенко, Владимир Гурьев, Лидия Гурьева, Андрей Безруков, Елена Вавилова, Михаил Куцик, Наталия Переверзева, Михаил Анатольевич Васенков, Вики Пелаез и Анна Чапман . Двенадцатый мужчина, Алексей Каретников, позже был депортирован. Их раскрыл перебежчик из СВР, заместитель начальника отдела нелегальной разведки полковник Александр Потеев .

Письменные обращения

В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, обращение направляется в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

При получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, СВР России вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.

В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

Письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, срок рассмотрения обращения может быть продлен, но не более чем на 30 дней, с уведомлением о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Структура внешней разведки в 80-х годах

В застойные 80-е годы структура внешней разведки оставалась практически без изменений. Оно включало в себя следующие подразделения:

  • Руководство разведки (Начальник ПГУ и его заместители);
  • Самостоятельные управления (нелегальной разведки, научно-технической, внешней контрразведки, оперативной техники и т.п.);
  • Самостоятельные службы (активных мероприятий, информационно-аналитическая и т.п.);
  • Географические отделы (США , Латинской Америки, Северной Европы, Англии, Центральной Европы, азиатские, африканские и т.п.);
  • Отдел кадров;
  • Секретариат;
  • Службы и отделы обеспечения жизнедеятельности разведки.

История

СВР РФ является официальным иностранным-операции преемником многих до советской эры иностранных разведок, начиная от первоначального «иностранного отдела» из ЧК под Владимира Ленина , в ОГПУ и НКВД от сталинской эпохи, а затем Первого главного управления из КГБ .

Официально СВР РФ берет свое начало с основания Особого отдела ВЧК 20 декабря 1920 года. Глава ВЧК Феликс Дзержинский создал Иностранный отдел ( Иностранный отдел — ИНО) для пополнения коллекции, а также распространение внешней разведки. 6 февраля 1922 года Иностранный отдел ЧК стал частью переименованной организации, Государственного политического управления , или ГПУ

На Министерство иностранных дел было возложено ведение разведывательной деятельности за границей, включая сбор важной разведывательной информации из зарубежных стран и ликвидацию перебежчиков, эмигрантов и других «врагов народа». В 1922 году, после создания Государственного политического управления (ГПУ) и его слияния с Народным комиссариатом внутренних дел РСФСР, внешнюю разведку осуществлял Иностранный отдел ГПУ, а с декабря 1923 года по июль 1934 года — Иностранный департамент РСФСР

Объединенное государственное политическое управление или ОГПУ. В июле 1934 года ОГПУ было преобразовано в НКВД . В 1954 году НКВД, в свою очередь, превратился в КГБ, который в 1991 году стал СВР и ФСБ.

В 1996 году СВР РФ выпустила компакт-диск под названием « Внешняя разведка России: ВЧК – КГБ – СВР» , который утверждает, что дает «профессиональный взгляд на историю и развитие одной из самых могущественных секретных служб в мире», где все службы представлены как одна развивающаяся организация.

Бывший директор СВР РФ Сергей Лебедев заявил, что «на планете не было места, где бы не был офицер КГБ». Во время празднования своего 80-летия Владимир Путин отправился в штаб СВР, чтобы встретиться с другими бывшими руководителями КГБ / СВР Владимиром Крючковым , Леонидом Шебаршиным , Евгением Примаковым и Вячеславом Трубниковым , а также с другими агентами, включая британского двойного агента и бывшего советского шпиона Джорджа. Блейк .

Набор персонала

СВР РФ активно вербует граждан России, проживающих за рубежом. «Как только офицер СВР выбирает российского эмигранта для вербовки, он подходит к нему, обычно по месту жительства, и пытается достичь взаимопонимания, — сказал бывший офицер ФСБ Александр Литвиненко . «Если он или она отказывается, офицер разведки угрожает потенциальному завербованному лицу судебным преследованием в России, и, если человек продолжает отказываться, обвинения сфабрикованы». Сообщалось, что СВР охотятся за успешными российскими бизнесменами за рубежом и рядом иностранцев, присягнувших под страхом смерти.

Эти утверждения не подтверждены официальным сайтом СВР, где указано, что агентами СВР РФ могут стать только граждане России без двойного гражданства.

По словам аналитика Константина Преображенского, российская разведка больше не вербует людей на основе коммунистических идеалов, которые были «первой опорой» вербовки КГБ . «Вторым столпом вербовки является любовь к России. На Западе только русские иммигранты испытывают чувство сыновней послушания по отношению к России. Именно поэтому так часто работает с ними. Специальное подразделение было создано специально для этой цели. Оно регулярно проводит конференции иммигрантов из России, на которые любит ходить Путин «.

Иран

Еще в конце 70-х годов на основе получаемой информации внешняя разведка пришла к выводу о неизбежности крушения шахского режима в Иране. Этот прогноз в скором времени подтвердился.

В связи с происшедшей в стране исламской революцией перед внешней разведкой в 80-е годы стояла задача внимательно отслеживать внутриполитическую обстановку в стране, определить расстановку политических сил

Особое внимание уделялось отношениям исламского руководства Ирана с США и странами Западной Европы. Со временем на первый план вышли вопросы отношения иранского руководства к СССР, Афганистану, проблемы ирано-иракской войны.

Располагая необходимыми источниками информации, внешняя разведка успешно решала поставленные перед ней задачи.

Разведка в Эфиопии

В середине 80-х годов наметилась тенденция к постепенному краху режима Менгисту Хайле Мариама в Эфиопии. Политическое руководство СССР поставило перед внешней разведкой проанализировать и дать заключение о прочности позиций эфиопского президента. Прогноз разведки был неутешительным: шансов у Менгисту и его сторонников на удержание власти практически не оставалось.

В частности, в конце 80-х годов внешняя разведка информировала политическое руководство СССР о том, что «существующий ( в Эфиопии) режим практически утратил контроль над северными и западными районами страны. В окружении президента Менгисту считают, что из-за крайне низкого морального духа правительственных войск операции по освобождению захваченных оппозицией провинций вряд ли будут успешными».

В документе также отмечалось, что «ни оппозиция, ни даже многие деятели из ближайшего окружения Менгисту не верят в возможность достижения национального примирения при сохранении существующего режима».

Прогноз внешней разведки оправдался. В 1991 году режим Менгисту в Эфиопии пал.

Южный Йемен

В январе 1986 года в руководстве Социалистической партии Йемена возникли крупные разногласия, вылившиеся в прямое столкновение на заседании политбюро этой партии. Генсек Йеменской социалистической партии А. Мухаммед, получивший сведения о том, что лидеры оппозиции Абдель Фаттах Исмаил, А. Антар и Салем аль-Бейд готовятся к его смещению с этого поста и приказал своей вооруженной охране расстрелять их на заседании политбюро 13 января 1986 года.

Однако он переоценил свои силы. В результате этих действий в стране вспыхнули кровавые конфликты, приведшие к большим потерям среди населения, громадным материальным разрушениям. Численность йеменской соцпартии сократилась в несколько раз.

Эти события не являлись сюрпризом для советской внешней разведки, которая в течение длительного периода информировала Центр о сложившейся взрывоопасной обстановке в южнойеменском руководстве. По предложению внешней разведки советское руководство пыталось примирить враждующие группировки и тем самым предотвратить кровавый конфликт в стране.

Во время вооруженных столкновений в Адене резидентура предпринимала меры по разведению враждующих сторон и прекращению боев. Большую роль в этом сыграли советские военные специалисты в стране.

Важную роль сыграла резидентура в организации эвакуации советских граждан (8 тысяч) и иностранцев (2 тысячи).

Главные задачи и направления деятельности внешней разведки в 90-х годах

Деятельность Службы внешней разведки регулируется Законом Российской Федерации «О внешней разведке», вступившим в силу 8 декабря 1995 года.

Согласно закону, «внешняя разведка РФ является составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием определенных Законом методов и средств».

Необходимость ведения разведывательной деятельности определяют высшие органы законодательной и исполнительной власти, исходя из невозможности или нецелесообразности обеспечения безопасности страны иными способами.

В соответствии с разведывательной доктриной, внешняя разведка России в 90-х годах отказалась от глобализма . Если в период конфронтации между Западом и Востоком внешняя разведка велась практически во всех странах мира, где присутствовали спецслужбы США и других стран НАТО, то в настоящее время СВР России действует только в тех регионах, где у России имеются подлинные, а не мнимые интересы.

СВР России считает, что у нее нет основных или второстепенных противников. Кроме того, в настоящее время в разведке происходит переход от конфронтации со спецслужбами различных стран к взаимодействию и сотрудничеству в тех областях, где совпадают их интересы (борьба с международным терроризмом, контрабандой наркотиков, проблема распространения оружия массового поражения и т.п.).

Разумеется, это взаимодействие не носит всеобъемлющего характера и не исключает ведение разведки на территории тех или иных стран, исходя из национальных интересов России.

В настоящее время разведка ведется по пяти основным направлениям:

  • политическое;
  • экономическое;
  • оборонное;
  • научно-техническое;
  • экологическое.

В области политической разведки перед СВР России стоят задачи:

  • получать упреждающую информацию о политике основных стран на международной арене, особенно в отношении России; защита национальных интересов страны;
  • отслеживать развитие кризисных ситуаций в «горячих точках» планеты, могущих представить угрозу для национальной безопасности страны;
  • добывать сведения о попытках отдельных стран создать новые виды вооружений, особенно ядерных, способных создать угрозу территории России и стран СНГ;
  • через свои каналы оказывать активное содействие осуществлению внешней политики России.

В области экономической разведки перед СВР России стоят задачи защиты экономических интересов России, получение секретных сведений о надежности торгово-экономических партнеров нашей страны, деятельности международных экономических и финансовых организаций, затрагивающей интересы России, обеспечение экономической безопасности страны.

По линии научно-технической разведки задачи СВР России практически остались прежними. Они заключаются в получении новейших достижений в области науки и техники, особенно военных технологий, могущих способствовать укреплению обороноспособности нашей страны.

Система органов внешней разведки

Разведывательная деятельность в пределах своих полномочий осуществляется (ст. 12 ФЗ о внешней разведке): Службой внешней разведки Российской Федерации — в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах, в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с использованием радиоэлектронных средств и методов за пределами Российской Федерации, а также в сфере обеспечения безопасности учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, и командированных за пределы территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну; органом внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации — в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах.

Разведывательная деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации и в соответствии с ФЗ «О Федеральной службе безопасности».

Разведывательная деятельность осуществляется как самостоятельными органами Службы внешней разведки, так и органами внешней разведки, входящими в структуру других федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации: Главным разведывательным управлением Минобороны России и органами ФСБ России (схема 26).

Порядок взаимодействия этих органов в области обеспечения безопасности определяется федеральным законодательством и заключаемыми на его основе соглашениями между ними и (или) совместными нормативными актами.

Служба внешней разведки РФ является самостоятельным органом внешней разведки.

Историческая справка. В связи с ратификацией Верховным Советом РСФСР Соглашения о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г. и в целях обеспечения безопасности РФ был издан Указ Президента РСФСР от 18 декабря 1991 г. «Об образовании Службы внешней разведки РСФСР». Она была образована на базе Центральной службы разведки СССР.

В соответствии с законодательством все здания и сооружения, материальная база, информационные банки и системы, служебная документация и иное имущество Центральной службы разведки перешли в государственную собственность РСФСР и переданы Службе внешней разведки РСФСР. В дальнейшем создание, реорганизация и упразднение самостоятельного органа внешней разведки РФ (Служба внешней разведки РФ — СВР России) осуществлялись в порядке, устанавливаемом Законом РФ от 8 июля 1992 г. № 3245–1 «О внешней разведке». 10 января 1996 г. принят новый закон «О внешней разведке», который определяет статус, основы организации и функционирования внешней разведки Российской Федерации, порядок контроля и надзора за ее деятельностью.

В настоящее время Службе внешней разведки Российской Федерации придан статус федеральной службы.

Службу внешней разведки РФ возглавляет директор. В пределах своей компетенции Служба внешней разведки РФ издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнении Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента и Правительства РФ.

Главное разведывательное управление (ГРУ), являясь органом внешней разведки Министерства обороны РФ, осуществляет разведывательную деятельность в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах.

Полномочия по разведывательной деятельности ГРУ определены Положением о Министерстве обороны РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1082 (ред. от 09.02.2018). Кадровый аппарат ГРУ, а также его зарубежные резидентуры укомплектованы офицерами, прошедшими подготовку в специальных учебных заведениях военной разведки, включая Военно-дипломатическую академию. Возможности ГРУ используются в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах.

Разведывательную деятельность осуществляют также органы ФСБ России, но только во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации и в соответствии с Федеральным законом «О Федеральной службе безопасности». При этом для органов ФСБ России разведывательная деятельность является одним из основных видов деятельности.

Заключение

Мы вам рассказали об основных эпизодах 80-летней истории внешней разведки России. Разумеется, многие факты и события не вошли в наш рассказ, а о еще большем их числе пока не пришло время говорить.

Листая героические, а порой и трагические страницы главной секретной службы страны, можно сделать вывод, что сотрудникам внешней разведки есть чем гордиться. Во все времена и во всех обстоятельствах разведчики, зачастую с риском для жизни выполняли свой долг, обеспечивая мирную жизнь нашего народа.

Особое место в истории разведки занимают репрессии 30-х годов, нанесшие серьезный урон ее рядам. Имена Артузова, Трилиссера, Сыроежкина, других отважных разведчиков навечно занесены в книгу памяти внешней разведки и служат примером для нас.

Наше повествование не является историей внешней разведки. Многие ее страницы еще ждут своего летописца

Рассказывая о героической деятельности разведки на протяжении 80 лет ее деятельности, мы хотели привлечь внимание читателей и зрителей к бойцам невидимого фронта.

Никогда в прошлом, а тем более сегодня наши разведчики не готовили агрессии. Никогда перед ними не ставились подобные задачи. Если разведчики шли на риск, жертвуя своей жизнью, то только затем, чтобы оградить нашу страну от вражеского нашествия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector