Федеральная антимонопольная служба россии

Громкие дела

Рассмотрим самые громкие дела, где ФАС смогла добиться восстановление справедливости:

  • В отношении «Газпрома» (2011).
  • В отношении торговой сети «Ашан» (назначение штрафа в 62 млн рублей).
  • В отношении ОАО «РЖД» (злоупотребление доминирующим положением — штраф в 2,2 млрд рублей).
  • В отношении «Гугл» (2014).
  • В отношении «Теле2» (скидки за необоснованные жалобы на конкурентов).
  • В отношении «Тинькофф Банка» (одностороннее принятие решения о снижении процентов на пополнение срочных вкладов).

В РФ действует служба, призванная защищать здоровую конкуренцию в экономической среде. Это ФАС, с чьей структурой, задачами, деятельностью мы ознакомились.

История возникновения

Прототипом ФАС был Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур образован в соответствии с Законом Российской Советской Социалистической Федеративной Республики от 14 июля 1990 года «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР». В год создания численность этого подразделения государственной власти составляла около ста пятидесяти человек, однако уже к 1992 году сотрудниками этого гос.комитета РСФСР составляла триста пятьдесят человек.

Уже в 1997 году этот комитет расширился за счет создания подотчетных ему учреждений:

  • Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства;
  • Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий на транспорте;
  • Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий в области связи.

Такая развитость антимонопольной службы создавала большие трудности для развития бизнеса в молодой Российской Федерации, а так же способствовали задержки решения выявленных нарушений и развитию коррупции на местах.

В результате после нескольких переформирований, объединений и разъединений функций контроля над монополией, 9 марта 2004 года была создана федеральная антимонопольная служба, действующая в настоящее время. Руководителем назначен Игорь Юрьевич Артемьев.

Структура ФАС

Основываясь на полученном опыте предыдущей разветвленности антимонопольной службы, правительство России были принято решение о создании односложной структуры ФАС. В результате все направления контроля были разбиты на сферы применения. Назначены десять заместителей непосредственного руководителя федеральной антимонопольной службы и один статс-секретарь руководителя. Между всеми назначенными людьми были распределены обозначенные сферы антимонопольного контроля для непосредственного руководства.

В результате получилась структура, девствующая и сейчас.

Руководитель ФАС помимо всеобщего контроля всех направлений, является ответственным за:

  • Управление защиты государственной тайны;
  • Административное управление – секретариат руководителя;
  • Контрольно-инспекционное управление в сфере ГОЗ (ГОЗ – государственный оборонный заказ).

Статс-секретарь руководителя ФАС:

  • Управление контроля промышленности;
  • Управление общественных связей;
  • Управление по борьбе с картелями.

Заместитель руководителя ФАС (№1):

  • Управление регулирования связей и информационных технологий;
  • Управление регулирования топливно-энергетического комплекса.

Заместитель руководителя ФАС (№2):

  • Управление контроля иностранных инвестиций;
  • Управление международного экономического сотрудничества;
  • Управление контроля химической промышленности и агро-0промышленного комплекса.

Заместитель руководителя ФАС (№3):

  • Управление контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
  • Управление контроля финансовых рынков;
  • Управление контроля социальной сферы и торговли.

Заместитель руководителя ФАС (№4):

  • Контрольно-финансовое управление;
  • Управление государственной службой;
  • Управление делами;
  • Территориальные органы ФАС России;
  • ФГАУ «Учебно-методический центр ФАС России» (г.Казань);
  • ФБУ ИТЦ ФАС России (г.Москва) – информационно-технический центр ФАС.

Заместитель руководителя ФАС (№5):

  • Управление методологии и организации контрольной деятельности в сфере ГОЗ;
  • Управление контроля государственного оборонного заказа;
  • Управление контроля сухопутного и морского вооружения, военной техники и связи.

Заместитель руководителя ФАС (№6):

  • Юридическое управление в сфере ГОЗ;
  • Управление контроля авиационной, ракетно-космической и атомной промышленности;
  • Управление контроля программ инфраструктурного и ресурсного обеспечения в сфере ГОЗ.

Заместитель руководителя ФАС (№7): управление регулирования транспорт.

Заместитель руководителя ФАС (№8):

  • Правовое управление;
  • Управление регионального тарифного регулирования.

Заместитель руководителя ФАС (№9):

  • Управление регулирования электроэнергетики;
  • Управление регулирования в сфере ЖКХ.

Заместитель руководителя ФАС (№10):

  • Управление контроля размещения государственного заказа;
  • Управление контроля строительства и природных ресурсов.

В результате структура ФАС является абсолютной противоположностью Государственного комитета РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. При этом такое прямое распределение сфер контроля и поспособствовало скорейшему урегулированию выявленных нарушений.

Численность головного подразделения ФАС составляет более шестисот человек. Помимо этого организованно 84 территориальных органов ФАС, которые осуществляют антимонопольный контроль в пределах одного или нескольких субъектов Российской Федерации.

Цели деятельности ФАС

Целями деятельности федеральной антимонопольной службы России является:

  • соблюдение общих правил торговли, рекламы и обороны, которые отвечали бы международным стандартам качества ИСО 9001-2008;
  • препятствие развития монопольных политики среди предприятий и учреждений страны.

Помимо этого деятельность ФАС создает благоприятную среду для развития бизнеса в стране, причем как среди российских предприятий, так и для их сотрудничества с иностранными фирмами.

Так же создается «здоровая» конкуренция среди предпринимателей, которая как известно является рычагом совершенствования торговых отношений. И так же как в споре рождается истина, в конкуренции появляются более совершенные способы производства и оказания услуг.

Инструментами достижения целей деятельности ФАС служат:

  • контроль за размещением государственных и муниципальных заказов;
  • урегулирование органом государственной и местной власти с субъектами предпринимательства;
  • предотвращение выставления требований к участникам торгов, которые искусственно ограничат конкуренцию до единственного участника.

В результате, если федеральная антимонопольная служба России будет работать в рамках предоставленных функций и с достижением поставленных задач, рынок РФ станет одним из самых прозрачных и некоррупционированных в мире.

Полномочия учреждения

Подробнее рассмотрим теперь полномочия антимонопольной службы:

Центральный аппарат ФАС имеет право принимать нормативные акты, которые как-либо относятся к компетенциям учреждения. Контроль за соблюдением организациями (как коммерческими, так и некоммерческими), федеральной исполнительной властью, физическими лицами (в том числе — индивидуальными предпринимателями), субъектными и муниципальными государственными структурами законодательства антимонопольной области. Сюда входит рассмотрение дел о нарушении оного, выдача предписаний, обязательных для исполнения, проведение и плановых, и внеплановых проверок, привлечение выявленных виновных лиц к ответственности по административному законодательству. Осуществление надзора за экономической концентрацией на товарных рынках, согласование проведения сделок с имуществом коммерческих учреждений, акциями (долями в уставном капитале) в случаях, что предусматривает российское антимонопольное законодательство. Периодические исследования товарных рынков на факт обнаружения доминирующей позиции отдельных хозяйствующих объектов. Ведение реестра с недобросовестными поставщиками. В документ включаются данные о подрядчиках, поставщиках, которых отклонили от заключения муниципальных или государственных контрактов по результатам торгов. А также сведения о тех поставщиках и подрядчиках, связи с которыми расторгнуты с привлечением суда — из-за неисполнения/ненадлежащего выполнения своих обязательств

Рассмотрение ходатайств иностранных инвестиционных учреждений о согласовании сделок с отечественными хозяйствующими обществами, которые имеют важное стратегическое значение для российской обороны и безопасности государства

Структура ФАС

Структура организации такова:

  • Центральный аппарат, располагающийся в Москве. Состоит из отраслевых управлений.
  • Территориальные органы (на сегодня их 85).
  • При центральном аппарате действует общественно-консультативный совет. Его наполняют представители предпринимательских ассоциаций, некоммерческих объединений. Он проводит мониторинг работы ФАС, вырабатывает рекомендации по совершенствованию антимонопольных законов, дает советы по пресечению его нарушений. Подобные советы действуют и при территориальных подразделениях.
  • Экспертные советы по отдельным векторам работы службы — по рекламе, недобросовестной конкуренции, электроэнергетике, вопросам связи, защите конкуренции на финансовом рынке, по развитию конкуренции в области ЖКХ, агропромышленного комплекса, развитию малого и среднего бизнеса. Экспертами тут выступают участники рыночных отношений, представители от некоммерческих объединений, контролирующих властных органов.

Как рассматриваются дела?

Рассмотрение дела происходит следующим образом:

  1. Специально для рассмотрения дела созывается комиссия. В ее составе — работники антимонопольного органа (не менее 3 сотрудников). Председателем комиссии становится или начальник данной территориальный структуры или его заместитель.
  2. Если рассматривается дело в отношении кредитной организации, то в состав комиссии приглашают представителей Центробанка России.
  3. Дело обязательно рассматривается с участием как заявителя, так и ответчика. Они излагают собственные позиции и доказательства в их защиту.
  4. После своих сообщений стороны удаляются. В их отсутствие члены комиссии принимают решение на основании большинства голосов в защиту той или иной позиции.
  5. Если для принятия окончательного решения требуется предоставление дополнительной доказательной информации, привлечение определенных заинтересованных лиц, проведения экспертизы, то рассмотрение дела откладывается на определенный срок.
  6. По результатам рассмотрения комиссией производство по делу может быть прекращено в двух случаях. Первый — члены комиссии не нашли в действиях ответчика нарушения антимонопольного законодательства. Второй — ответчик признается нарушившим нормы российских законов. В этом случае ему выдается соответствующее предписание, обязательное для выполнения.

Как решения, так и предписания органа ФАС в РФ возможно обжаловать в суде.

Судебная практика ФАС

За тринадцать лет существования ФАС были рассмотрены сотни тысяч жалоб и проведены десятки тысяч служебных и судебных экспертиз. Ежегодно федеральная антимонопольная служба России публикует доклад о результатах своей работы.

Проведя анализ этих докладов можно составить рейтинг самых громких дел и результативных расследований, которые скажут о качестве работы ФАС.

ООО «Доктор Веб»

В октябре 2009 года было возбуждено уголовное дело в отношении ООО «Доктор Веб». Причинами возбуждения дела стали претензии ФАС к ценовой политики предприятия. Проявилось это в ценовой политики ООО «Доктор Веб», которая, согласно договоров, распространялась даже на товары, которые подлежали перепродаже через третьи лица.

В результате в 2010 году, путем тщательной проведения тщательной работы, ООО «Доктор Веб» выиграл суд и продолжает придерживаться того же ценового направления на свою продукцию.

ЗАО «Русская рыбная компания»

В октябре 2012 года ФАС были вынесены обвинения ЗАО «Русская рыбная компания» в сговоре с несколькими поставщиками однотипного товара (норвежская форель и семга). Целью нарушения закона было устранения прочих поставщиков этого вида товара на российский рынок. Проходило ото путем заключения с прямыми поставщиками дополнительного соглашения, в котором они не имели право в течении пяти лет реализовывать свой товар каким-либо иным предприятиям Российской Федерации.

Однако в суде, предприятие смогло доказать предвзятость специалистов ФАС и дело закончилось победой ЗАО «Русская рыбная компания» в суде.

Администрация МО «Всеволожский муниципальный район»

В январе 2013 года суд Ленинградского УФАС принял правомерными обвинения ФАС в отношении администрации МО «Всеволожский муниципальный район».

Причиной возбуждения судебного делопроизводства стало обвинение в дискриминационных действиях. Местными органами управления были переданы часть полномочий, которые касались отвод земельного участка для захоронения, а так же отслеживание деятельности похоронных услуг в регионе, коммерческой организации, которая была заинтересована в непосредственном участии в этих же процессах. Произошло это потому, что коммерческая организация сама оказывала ритуальные услуги, поэтому захватила управление этой деятельностью в этом регионе только в своих целях.

ОАО «Ленэнерго»

В декабре 2014 года был вынесен приговор ОАО «Ленэнерго», в котором предприятие было признано виновным и обязано было выплатить штраф в размере 1,8 миллиона рублей.

Уголовное дело было заведено на основании многочисленных заявлений простых граждан, которые обратились в ОАО «Ленэнерго» с заявлениями на подключение временнее, однако так и не получили договоров.

Суд признал в действиях предприятия нарушения связанные с бездействие и систематические нарушения принятых на себя договорных обязательств по технологическому присоединению к электрическим сетям в период с 2009 по 2011 год.

Microsoft

В ноябре 2016 года было возбуждено очередное уголовное дело в отношении Microsof. Дело заведено по причинам злоупотребления лидирующей позиции на рынке товаров. Причиной возбуждения дела, стало заявление от компании «Лаборатория Касперского». Microsof сократил период адаптации посторонних антивирусных программ (кроме собственных) с трех месяцев до недели.

Тем самым, так как ответчики являются крупнейшими поставщиками операционных программ в России, это приведет к тому, что на большей части компьютеров, возможно, будет установить только антивирус производства Microsof.

Решения суда по данному делопроизводству ещё не было вынесено.

Как видно из судебной практики, не всегда федеральная антимонопольная служба России принимает верные решения и служит поддержкой честного отечественного бизнеса. Но и положительные результаты, безусловно, присутствуют, поэтому можно сделать вывод, что действующая система не совершенна, однако имеет право на существование.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector