Внешняя разведка в 90-х годах

Содержание:

Введение

С победой Октябрьской революции в России молодому государству, чтобы обеспечить защиту своих жизненных интересов, успешно осуществлять внешнеполитический курс, следовало иметь исчерпывающую, достоверную и своевременно поступающую информацию о противнике, о внутренней и внешней политике сопредельных государств, державах «Антанты», их секретных военно-политических планах. Дипломатическим путем таких сведений получить было нельзя, тем более, что Советская Россия и к 1920 году не имела дипломатических отношений со многими из них.

Подразделения разведки Советского государства создавались в Красной Армии и во Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК). Закордонная разведка создавалась как неотъемлемая часть чекистских органов. Попытки вести разведку за границами Советской России предпринимались ВЧК сразу же после ее создания. Инициатором их был Председатель ВЧК Ф.Э.Дзержинский.

Набор персонала

СВР РФ активно вербует граждан России, проживающих за рубежом. «Как только офицер СВР выбирает российского эмигранта для вербовки, он подходит к нему, обычно по месту жительства, и пытается достичь взаимопонимания, — сказал бывший офицер ФСБ Александр Литвиненко . «Если он или она отказывается, офицер разведки угрожает потенциальному завербованному лицу судебным преследованием в России, и, если человек продолжает отказываться, обвинения сфабрикованы». Сообщалось, что СВР охотятся за успешными российскими бизнесменами за рубежом и рядом иностранцев, присягнувших под страхом смерти.

Эти утверждения не подтверждены официальным сайтом СВР, где указано, что агентами СВР РФ могут стать только граждане России без двойного гражданства.

По словам аналитика Константина Преображенского, российская разведка больше не вербует людей на основе коммунистических идеалов, которые были «первой опорой» вербовки КГБ . «Вторым столпом вербовки является любовь к России. На Западе только русские иммигранты испытывают чувство сыновней послушания по отношению к России. Именно поэтому так часто работает с ними. Специальное подразделение было создано специально для этой цели. Оно регулярно проводит конференции иммигрантов из России, на которые любит ходить Путин «.

Участие во внешней политике России

Во время президентства Бориса Ельцина СВР вступила в конфликт с Министерством иностранных дел из- за направления внешней политики России. Директор СВР Евгений Примаков отодвинул на задний план министерство иностранных дел, опубликовав предостережения для Запада не вмешиваться в объединение России с другими бывшими советскими республиками и назвав расширение НАТО угрозой безопасности России, в то время как министр иностранных дел Андрей Козырев просил о другом. Соперничество закончилось решающей победой СВР, когда Примаков заменил Козырева в январе 1996 года и привел с собой ряд сотрудников СВР в МИД России.

В сентябре 1999 года Ельцин признал, что СВР играла большую роль во внешней политике России, чем МИД. Сообщалось, что СВР определила позицию России по передаче ядерных технологий Ирану , расширению НАТО и модификации Договора по противоракетной обороне . СВР также пыталась оправдать аннексию стран Балтии Советским Союзом во время Второй мировой войны, используя выборочно рассекреченные документы.

Внешняя разведка на современном этапе

4 апреля 1993 года в Алма-Ате руководители разведорганов стран СНГ подписали соглашение о сотрудничестве в области внешней разведки. В соответствии с ним, разведслужбы этих республик отказались от ведения разведдеятельности в отношении друг друга и договорились обмениваться разведывательной информацией по проблемам, затрагивающим их национальные интересы. Республики Прибалтики в этом соглашении не участвуют.

После 1991 года произошло значительное сокращение центрального и заграничного аппаратов разведки, примерно на 30-40%. Было закрыто свыше 30 резидентур, преимущественно в Африке, Юго-Восточной Азии, в Латинской Америке.

Одновременно СВР России расширила географию партнерства и сотрудничества со спецслужбами различных стран, включая Англию, США, Германию, Южную Корею, Аргентину и т.д., по вопросам, затрагивающим общие интересы (терроризм, наркобизнес, распространение ОМП, экология).

Впервые в практике внешней разведки СВР РФ, начиная с 1992 года, стала выступать с открытыми докладами внешней разведки («Новый вызов после «холодной войны»: распространение ОМУ», «Россия — СНГ : нуждается ли в корректировке позиция Запада?», «Договор о нераспространении ядерного оружия. Проблемы продления» и другие.

Руководители СВР России регулярно выступают на брифингах для российских и зарубежных журналистов, дают им интервью, что не было свойственно внешней разведке в прошлом.

Это не противоречит закону о внешней разведке. Им предусмотрены меры по защите сведений о разведслужбе, ее кадровом составе и агентуре, которые составляют государственную тайну.

Представляемые средствам массовой информации материалы о деятельности СВР России не должны содержать сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну. Не подлежит разглашению информация, затрагивающая личную жизнь, честь и достоинство граждан, ставшая известной разведке в процессе её деятельности. Не комментируются сведения о кадровой принадлежности к разведке того или иного гражданина России или иностранца, оказывавшего помощь разведке.

В настоящее время пока рано говорить о конкретных операциях Службы внешней разведки в 90-х годах. В соответствии с Законом о государственной тайне, отдельные сведения на этот счет можно будет рассекретить только через пятьдесят лет. Однако можно сказать, что внешняя разведка к середине 90-х годов сумела преодолеть организационные трудности, вызванные изменением ее структур, функций, условий деятельности, и успешно решает стоящие перед ней задачи.

Директор СВР

Обыкновенные погоны генерала российской армии с 1994 г.

Директор СВР (на уровне федерального министра) автоматически является постоянным членом Совета Безопасности Российской Федерации . При военном статусе директор СВР имеет звание и фамилию генерала армии (4 звездочки среднего размера в один ряд на больших простых или золотых погонах). Он имеет право передвигаться в служебном автомобиле со специальными государственными регистрационными номерами (с флагом России). Он находится под защитой Федеральной службы охраны (орган по защите высоких сановников).

Федеральные специальные таблички

Действующий директор СВР: Михаил Фрадков с9 октября 2007 г.. Гражданский.

  • Бывшие руководители СВР:
    • Евгений Примаков (1991-1996), гражданский.
    • Вячеслав Трубников (1996-2000), генерал армии.
    • Сергей Лебедев (2000-2007), генерал армии.

Структуры, находящиеся в непосредственном подчинении директора СВР

Устройство директора СВР

Аппарат или кабинет директора СВР, включая Департамент протокола, является наиболее интимным структурным компонентом директора СВР.

С. Тимофеев был первым помощником руководителя кабинета министров в 1998–1999 годах.

Офис СВР (связи с общественностью) «связь с гражданским обществом и СМИ»

Неясно, является ли пресс-служба СВР просто еще одним названием службы по связям с общественностью СВР.

  • Юрий Кобаладзе был руководителем пресс-службы СВР с 1992 по 1999 год.
  • Его сменила Татьяна Самолис (жена Григория Рапоты , заместителя директора СВР с 1994 по 1998 год, см. Ниже).
  • Борис Лабоусов долгое время возглавлял пресс-службу СВР.

Группа консультантов, работающих с директором SVR

Группа консультантов, работающих на директора СВР, — это то, что можно охарактеризовать как «sine cura», которая в основном позволяет угодить бывшим чекистам на пенсии и предоставить им дополнительный источник дохода. На жаргоне военных это называется «группа рая» (потому что ее члены, учитывая их весьма преклонный возраст, находятся недалеко от последней встречи с Создателем).

  • С 1991 по 1997 год пост руководителя группы консультантов СВР был возложен на генерал-лейтенанта Вадиме Кирпитченко (умер в 2005 году), бывшего первого заместителя директора Первого генерального управления КГБ (предшественник СВР).
  • Генерал-лейтенант в отставке Александр Голубев , бывший директор Службы экономической разведки СВР, является старшим консультантом и одновременно президентом Ассоциации ветеранов СВР.

Прочие структуры, находящиеся в непосредственном подчинении директора СВР

Некоторые подразделения, упомянутые в прессе и официальных документах, не упоминаются в организационной структуре СВР.

Также будут:

  • Антитеррористический центр
  • Служба по нераспространению оружия массового уничтожения

    из которых Guénadi Евстафьев , генерал-лейтенант запаса, был главным

  • Особая группа «Заслон»
  • Служба для специальных средств связи во главе с Юрием Лукичев
  • Юридический отдел СВР

    • Г-н Валери Канторов руководил юридической службой СВР в 1992-1999 годах до перехода в государственный аппарат (директор административного департамента в канцелярии премьер-министра Российской Федерации).Февраль 1999 г. в декабрь 2000), Генерал-майор военной юстиции.
    • Г-н Парамонов Анатолий , генерал-майор военной юстиции, сменил Валери Канторова на посту главы Юридической службы, по крайней мере, доНоябрь 2002
  • Финансовый отдел с учетом СВР
  • Согласно заявлениям в 2001 году бывшего перебежчика из Пе-Ге-Ор Станислава Левченко, 12- му отделу СВР будет предъявлено обвинение в шпионаже с территории России .

Главные задачи и направления деятельности внешней разведки 1918 — 1920

До создания самостоятельной разведывательной службы ВЧК — ОГПУ различные подразделения военных и чекистских органов самостоятельно решали контрразведывательные и разведывательные задачи, формулируя их в зависимости от складывающейся ситуации.
Главная задача, стоявшая перед этими органами, заключалась в борьбе с внутренней и внешней контрреволюцией. При этом чрезвычайные комиссии, в частности, на Дальнем Востоке, давали задания своим сотрудникам и агентуре по проникновению в контрреволюционные организации, в том числе за кордоном.

В годы Гражданской войны возникла необходимость засылки агентуры в сопредельные страны для выяснения планов Антанты и белогвардейцев в отношении России. Пионером в этом деле был Ф.Э.Дзержинский.

В начале 1918 года он лично привлек к секретному сотрудничеству в качестве агента бывшего издателя газеты «Деньги» А.Ф.Филиппова, который доброжелательно относился к советской власти, имел обширные связи среди русских промышленников и располагал неплохими разведывательными возможностями.

По заданию Ф.Э.Дзержинского А.Филиппов неоднократно выезжал в Финляндию для сбора политической информации о положении в стране, планах Финляндии в отношении Советской России, замыслах белой гвардии, настроениях солдатских масс и матросов бывшего царского флота, находившихся в те времена в финских портах.

Вскоре органы ВЧК осуществили вывод другого агента в Турцию. В феврале 1918 года Ф.Э.Дзержинский направил полномочному представителю России в Турции письмо с просьбой оказать ему возможное содействие в выполнении разведзаданий.

Закордонную разведку стали проводить и приграничные чрезвычайные комиссии. Перед ними ставилась задача получения сведений о деятельности зарубежных контрреволюционных организаций, ведущих активную деятельность. На практике же агентурную работу пограничные ЧК проводили лишь в приграничной зоне соседних государств и, в основном, для охраны границ России.

С началом Гражданской войны и иностранной интервенции 6 января 1919 года было принято решение об образовании на базе армейских ЧК Особых отделов для организации агентурной работы за рубежом с целью активизации борьбы с контрреволюцией и шпионажем в армии. Агентурной работой за рубежом занимались оперативные отделения и отделения осведомительной службы, входившие в состав особых отделов.

В целях усиления разведывательной работы за рубежом весной 1920 года в Особом отделе ВЧК создается Иностранный отдел, а при особых отделах фронтов, армий и ЧК некоторых губерний — иностранные отделения. Они приступили к созданию первых резидентур в некоторых иностранных государствах.

В соответствии с инструкцией ВЧК для ИНО Особого отдела, при каждой дипломатической и торговой миссии РСФСР создавалась резидентура. Резидент работал под «легальным» прикрытием в миссии и его как разведчика знал лишь глава учреждения. В помощь резиденту выделялся один или два оперработника. Такие резидентуры позднее получили название «легальных». Резиденту предписывалось «не реже одного раза в неделю» отсылать в Центр сведения в шифрованном виде.

Эта же инструкция предусматривала также создание «нелегальных» резидентур в тех странах, с которыми мы не имели дипломатических отношений. По мере необходимости нелегальные резидентуры создавались и там, где имелись «легальные». В таких случаях для большей конспирации агент нелегальной резидентуры не поддерживал контактов с «легальной» резидентурой ВЧК а имел связь непосредственно с Особым отделом.

Таким образом, внешняя политическая разведка зародилась в недрах Особого отдела ВЧК и оформилась как специальное подразделение к лету 1920 года.

Операции

Шпионаж

По словам бывшего офицера СВР Кузьминова, с конца 1980-х годов КГБ, а затем и СВР начали создавать «второй эшелон» из «вспомогательных агентов в дополнение к нашему основному оружию, нелегалам и спецагентам». Эти агенты являются легальными иммигрантами, включая ученых и других специалистов. Другой офицер СВР, сбежавший в Великобританию в 1996 году, описал несколько тысяч российских агентов и разведчиков, некоторые из которых были «нелегалами», живущими под глубоким прикрытием за границей.

В период с 1994 по 2001 год в число громких случаев, когда американцы работали в качестве источников («шпионов») в российских агентствах, входили дела Олдрича Хейзена Эймса , Гарольда Джеймса Николсона , графа Эдвина Питтса , Роберта Филипа Ханссена и Джорджа Трофимоффа . Их можно было бы считать двойными агентами, потому что они работали на американские спецслужбы, предоставляя информацию в Россию. Однако они не были российскими «нелегалами», потому что были гражданами США.

Сотрудничество с иностранными спецслужбами

Соглашение о сотрудничестве в области разведки между Россией и Китаем было подписано в 1992 году. Этот секретный договор предусматривает сотрудничество ГРУ ГШ ВС РФ и СВР РФ с Управлением военной разведки Народно-освободительной армии Китая . В 2003 году сообщалось, что СВР РФ готовила иракских шпионов, когда Россия сотрудничала с Саддамом Хусейном . СВР также имеет соглашение о сотрудничестве с охранкой службами некоторых бывших советских республик, такие как Азербайджан и Беларусь .

Убийства за границей

«В советское время СВР — тогда часть КГБ — занималась тайными политическими убийствами за границей». Сообщается, что эти действия продолжаются. В сентябре 2003 года сообщалось, что агент СВР РФ в Лондоне готовился к убийству Бориса Березовского из бинарного оружия , поэтому Березовскому было срочно предоставлено убежище в Великобритании. Офицеры ГРУ, убившие Зелимхана Яндарбиева в Катаре в 2004 году, по сообщениям, заявили, что поддерживающие их агенты СВР подвели их, не эвакуировав вовремя, поэтому они были арестованы властями Катара.

Бывший агент КГБ Игорь Убийца , предположительно отравивший Александра Литвиненко в 2006 году, якобы был сотрудником СВР. Однако в СВР отрицают причастность к отравлению Александра Литвиненко . Представитель СВР на вопрос Литвиненко заметил: «Дай бог ему здоровья».

Интернет-дезинформация

По словам старшего офицера СВР Сергея Третьякова , он часто отправлял разведчиков в филиалы Нью-Йоркской публичной библиотеки, где они получали доступ к Интернету, не зная их личности. Они размещали пропаганду и дезинформацию на образовательных веб-сайтах и ​​отправляли электронные письма вещательным компаниям США. Статьи или исследования были подготовлены российскими экспертами, работавшими в СВР. Целью этих активных мер было обеление внешней политики России , создание позитивного имиджа России, пропаганда антиамериканских настроений и «разжигание разногласий и волнений внутри США».

Главные задачи и направления деятельности внешней разведки в 90-х годах

Деятельность Службы внешней разведки регулируется Законом Российской Федерации «О внешней разведке», вступившим в силу 8 декабря 1995 года.

Согласно закону, «внешняя разведка РФ является составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием определенных Законом методов и средств».

Необходимость ведения разведывательной деятельности определяют высшие органы законодательной и исполнительной власти, исходя из невозможности или нецелесообразности обеспечения безопасности страны иными способами.

В соответствии с разведывательной доктриной, внешняя разведка России в 90-х годах отказалась от глобализма . Если в период конфронтации между Западом и Востоком внешняя разведка велась практически во всех странах мира, где присутствовали спецслужбы США и других стран НАТО, то в настоящее время СВР России действует только в тех регионах, где у России имеются подлинные, а не мнимые интересы.

СВР России считает, что у нее нет основных или второстепенных противников. Кроме того, в настоящее время в разведке происходит переход от конфронтации со спецслужбами различных стран к взаимодействию и сотрудничеству в тех областях, где совпадают их интересы (борьба с международным терроризмом, контрабандой наркотиков, проблема распространения оружия массового поражения и т.п.).

Разумеется, это взаимодействие не носит всеобъемлющего характера и не исключает ведение разведки на территории тех или иных стран, исходя из национальных интересов России.

В настоящее время разведка ведется по пяти основным направлениям:

  • политическое;
  • экономическое;
  • оборонное;
  • научно-техническое;
  • экологическое.

В области политической разведки перед СВР России стоят задачи:

  • получать упреждающую информацию о политике основных стран на международной арене, особенно в отношении России; защита национальных интересов страны;
  • отслеживать развитие кризисных ситуаций в «горячих точках» планеты, могущих представить угрозу для национальной безопасности страны;
  • добывать сведения о попытках отдельных стран создать новые виды вооружений, особенно ядерных, способных создать угрозу территории России и стран СНГ;
  • через свои каналы оказывать активное содействие осуществлению внешней политики России.

В области экономической разведки перед СВР России стоят задачи защиты экономических интересов России, получение секретных сведений о надежности торгово-экономических партнеров нашей страны, деятельности международных экономических и финансовых организаций, затрагивающей интересы России, обеспечение экономической безопасности страны.

По линии научно-технической разведки задачи СВР России практически остались прежними. Они заключаются в получении новейших достижений в области науки и техники, особенно военных технологий, могущих способствовать укреплению обороноспособности нашей страны.

Помощник директора СВР

Директор СВР auarait четыре депутата «простой» (президентский указ п о  15 13.01.1992 при условии , 5 ассистентов).

При военном статусе заместитель директора СВР будет иметь звание и фамилию генерал-лейтенант (2 средние звезды в один ряд на больших золотых погонах).

Заместители директора СВР в разное время:

Текущие помощники

  • Фаддеев Д.Л. , сотрудник СВР, статс-секретарь — заместитель директора
  • Руслан Жилин , работает в SVR
  • Виктор Карнаков работает в СВР
  • Юрий Демченко , работающий в СВР, будет директором Департамента экономической информации, указ Президентским н о  1380 от 17.09.2008 был возобновлен в функции члена Комиссии по экспортному контролю, где он исполнял ту же функцию в по крайней мере, так какАпрель 2005 г.. Постановлением Правительства п о  1323 12.09.2008 Юрий Демченко также был назначен на функции члена Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ.
  • Владимир Зимаков работал в СВР как минимум с 2004 года. По разным данным, генерал-лейтенант Зимаков иногда упоминается как заместитель директора, иногда как «начальник службы СВР».
  • Владимир Волков , генерал-полковник, начальник Управления кадров и организации СВР.

Бывшие депутаты

  • Леонид Réchetnikov , активны в СВР до 29 апреля , 2009 , затем назначен президентом Дмитрием Медведевым директор недавно созданного Российского института стратегических исследований — Oukaze п о  479 от 29 апреля 2009
  • Алексис Stcherbakov (1992 — 1996), названный, но воинское звание генерал-майора, президентский указ N O  15 13.01.1992, в 1996 году стал вице — премьер, а в 2000 году первый заместитель министра связи как раз за год, начиная с 2001 года будет в частном секторе (полугосударственном), в 2000-х его имя упоминалось в связи с полугосударственными банками с сомнительной репутацией, связанными с производителями охотников за МИГ: МАПО-банк и МАКБ «Возрождение».
  • Вячеслав Gourguénov по имени, но воинское звание генерал — майора, президентский указ н о  15 13.01.1992, умер в 1994 году
  • Владимир Рожков , названный, но воинское звание генерал — майора, президентский указ п о  15 13.01.1992
  • Виктор Йерин , генерал армии, бывший министр внутренних дел России, Герой России (награжден за организацию президентского вооруженного сопротивления во время событий осени 1993 года против парламента Российской Федерации), назначен на должность заместителя директор СВР по указе п O  670 05.07.1995 президента Бориса Ельцина .
  • Виталий Маргелов , генерал-полковник в отставке, в 2003-2007 гг. Депутат нижней палаты ( Думы ) российского парламента, заместитель председателя парламентского комитета безопасности.
  • Валери Розанов , по крайней мере, вИюнь 2005 г.
  • Александр Медяник до 2000 года, затем заместитель министра по делам федерации, иммиграции и национальной политики. На этом посту он пробыл всего несколько месяцев.

Каждый из четырех помощников наблюдает за некоторыми компонентами SVR.

Заместитель директора СВР по науке

Владимир Зимаков работал в СВР как минимум с 2004 года. По разным данным, генерал-лейтенант Зимаков иногда упоминается как заместитель директора, иногда как «начальник службы СВР».

Бывший заместитель директора СВР по науке:
Алексей Щербаков (1992-1996), затем первый заместитель (1996-2000), в настоящее время работает в частном секторе.

Заместитель директора СВР по кадрам

Бывшие заместители директора СВР по кадрам:

Геннадий Новиков , с 1999 г. (уточнить)

Управление персоналом

Игорь Лыжин , бывший генеральный директор (1997-1999 гг., Уточняется ), в настоящее время на пенсии

Это Управление будет преобразовано в:

Отдел кадров и организации

Генерал-полковник Владимир Волков как минимум с 2007 года возглавляет эту службу.

Сервис по эксплуатации и снабжению материальными ресурсами (логистика, управление объектами недвижимости, гаражами, клининг и др.).

Первый заместитель директора СВР

Погоны российского генерал-полковника — с 1994 г., золотой вариант для торжественных случаев.

При военном статусе первый заместитель директора СВР имеет звание и фамилию генерал-полковник (3 средние звезды в один ряд на больших золотых погонах). Он имеет право передвигаться в служебном автомобиле со специальными государственными регистрационными номерами (серия AxxxAB-77 с российским флагом). Он находится под защитой Федеральной службы охраны (орган по защите высоких сановников). Нередко он имеет ранг федерального министра.

Имя нынешнего первого заместителя директора СВР в настоящее время официально не известно широкой публике.

Бывший первый заместитель директора СВР:

  • Вячеслав Трубников , (1992 — 1996), первая команда Примакова.
  • Алексис Щербаков (1996–2000), который в 2000 году стал первым заместителем министра связи всего на один год, с 2001 года будет работать в частном секторе (полугосударственном). В 2000-х его имя упоминалось в связи с полугосударственными банками с сомнительной репутацией, связанными с производителями охотников на МИГ: МАПО-Банком и МАКБ «Возрождение».
  • Владимир Заверчинский (2000 — 2008), первая команда Путина на посту президента России .

Первый заместитель директора СВР будет курировать три управления:

Информационно-аналитический отдел

  • Управление внешней контрразведки

    Александр Болчаков , одно время был директором внешней контрразведки СВР.

  • Управление экономической разведки

    • Юрий Демченко , в настоящее время директор департамента экономической информации в ранге заместителя директора СВР, декретом президентским п о  1380 из 17.09.2008 был возобновлен в функциях экспорта членов Совета управления, где он имеет выполнял те же функции по крайней мере с тех пор, какАпрель 2005 г.. Постановлением Правительства п о  1323 12.09.2008 Юрий Демченко также был назначен на функции члена Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ.
    • Владимир Рябихин был директором экономической разведки СВР с 1992 по 1997 год до перехода в центр продажи оружия «Россвооружение» в качестве первого заместителя генерального директора, в 2000-х его имя упоминалось в связи с полубанками. с сомнительной репутацией, связанной с производителями охотников на МИГ: МАПО-Банк и МАКБ «Возрождение».
    • Александр Голубев , генерал-лейтенант, был бы директором службы экономической разведки СВР с 1997 по 2000 год. В настоящее время на пенсии, он одновременно является старшим консультантом директора СВР и президентом Ассоциации ветеранов СВР .

Согласно официальным российским источникам, некоторые управления СВР стали Генеральными управлениями (в частности, Управление экономической информации).

Система органов внешней разведки

Разведывательная деятельность в пределах своих полномочий осуществляется (ст. 12 ФЗ о внешней разведке): Службой внешней разведки Российской Федерации — в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах, в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с использованием радиоэлектронных средств и методов за пределами Российской Федерации, а также в сфере обеспечения безопасности учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, и командированных за пределы территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну; органом внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации — в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах.

Разведывательная деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации и в соответствии с ФЗ «О Федеральной службе безопасности».

Разведывательная деятельность осуществляется как самостоятельными органами Службы внешней разведки, так и органами внешней разведки, входящими в структуру других федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации: Главным разведывательным управлением Минобороны России и органами ФСБ России (схема 26).

Порядок взаимодействия этих органов в области обеспечения безопасности определяется федеральным законодательством и заключаемыми на его основе соглашениями между ними и (или) совместными нормативными актами.

Служба внешней разведки РФ является самостоятельным органом внешней разведки.

Историческая справка. В связи с ратификацией Верховным Советом РСФСР Соглашения о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г. и в целях обеспечения безопасности РФ был издан Указ Президента РСФСР от 18 декабря 1991 г. «Об образовании Службы внешней разведки РСФСР». Она была образована на базе Центральной службы разведки СССР.

В соответствии с законодательством все здания и сооружения, материальная база, информационные банки и системы, служебная документация и иное имущество Центральной службы разведки перешли в государственную собственность РСФСР и переданы Службе внешней разведки РСФСР. В дальнейшем создание, реорганизация и упразднение самостоятельного органа внешней разведки РФ (Служба внешней разведки РФ — СВР России) осуществлялись в порядке, устанавливаемом Законом РФ от 8 июля 1992 г. № 3245–1 «О внешней разведке». 10 января 1996 г. принят новый закон «О внешней разведке», который определяет статус, основы организации и функционирования внешней разведки Российской Федерации, порядок контроля и надзора за ее деятельностью.

В настоящее время Службе внешней разведки Российской Федерации придан статус федеральной службы.

Службу внешней разведки РФ возглавляет директор. В пределах своей компетенции Служба внешней разведки РФ издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнении Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента и Правительства РФ.

Главное разведывательное управление (ГРУ), являясь органом внешней разведки Министерства обороны РФ, осуществляет разведывательную деятельность в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах.

Полномочия по разведывательной деятельности ГРУ определены Положением о Министерстве обороны РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1082 (ред. от 09.02.2018). Кадровый аппарат ГРУ, а также его зарубежные резидентуры укомплектованы офицерами, прошедшими подготовку в специальных учебных заведениях военной разведки, включая Военно-дипломатическую академию. Возможности ГРУ используются в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах.

Разведывательную деятельность осуществляют также органы ФСБ России, но только во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации и в соответствии с Федеральным законом «О Федеральной службе безопасности». При этом для органов ФСБ России разведывательная деятельность является одним из основных видов деятельности.

Заключение

Мы вам рассказали об основных эпизодах 80-летней истории внешней разведки России. Разумеется, многие факты и события не вошли в наш рассказ, а о еще большем их числе пока не пришло время говорить.

Листая героические, а порой и трагические страницы главной секретной службы страны, можно сделать вывод, что сотрудникам внешней разведки есть чем гордиться. Во все времена и во всех обстоятельствах разведчики, зачастую с риском для жизни выполняли свой долг, обеспечивая мирную жизнь нашего народа.

Особое место в истории разведки занимают репрессии 30-х годов, нанесшие серьезный урон ее рядам. Имена Артузова, Трилиссера, Сыроежкина, других отважных разведчиков навечно занесены в книгу памяти внешней разведки и служат примером для нас.

Наше повествование не является историей внешней разведки. Многие ее страницы еще ждут своего летописца

Рассказывая о героической деятельности разведки на протяжении 80 лет ее деятельности, мы хотели привлечь внимание читателей и зрителей к бойцам невидимого фронта.

Никогда в прошлом, а тем более сегодня наши разведчики не готовили агрессии. Никогда перед ними не ставились подобные задачи. Если разведчики шли на риск, жертвуя своей жизнью, то только затем, чтобы оградить нашу страну от вражеского нашествия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector