Боевая техника вдв в 1968–1991 годах
Содержание:
История создания ВДВ (кратко)
Легендарная история создания ВДВ России перечислена в таблице:
Дата | Место |
Событие |
Весна 1929 |
Таджикистан, г. Гарм | Год создания ВДВ. Первое применение воздушного десанта — группа вооружённых красноармейцев, высаженных с воздуха, разгромила заграничную банду при поддержке местных |
2 августа 1930 |
Московский военный округ, учения | Первое появление парашютного десанта |
Конец 1930 |
под Воронежем | Создана первая воздушно-десантная часть — авиамотодесантный отряд |
1931 |
Ленинградский военный округ | Авиамотодесантный отряд (164 человека) — нештатный, опытный
На вооружении: динамореактивные пушки Курчевского; танкетки, гранатомёты, (бронемашины), ручные и станковые пулемёты, легковые и грузовые автомобили, мотоциклы и самокат |
1932 |
Реввоенсовет СССР | Постановление о развёртывании авиабатальонов особого назначения |
Конец 1933 |
Ленинградский военный округ | В состав ВВС вошли 29 авиадесантных батальонов и бригад. Решено продолжить развитие ВДВ, организована подготовка инструкторов и выработка нормативов |
1934 |
учения Красной Армии | 600 парашютистов |
1935 |
Киевский военный округ, учения | Отработана массовая высадка (1188 десантников на парашютах и 2500 бойцов с боевой техникой) воздушного десанта — 2-часовая операция по захвату Броварского аэропорта |
1936 |
Белорусский военный округ, смотр с приглашёнными иностранными делегациями | 3000 парашютистов + 8200 человек с боевой техникой, высаженные посадочным способом |
1938 |
352 десантника получили ордена и медали | |
1939 |
Монголия, Халхин-Гол | Разгром японцев в локальном пограничном конфликте |
1939—1940 |
Финляндия | Боевые военные операции |
1940 |
Бесарабия, г. Болград и г. Измаил | Присоединение Бессарабии к СССР |
1940 |
Для парашютной, посадочно-десантной и планерной боевых групп утверждены новые штаты | |
Начало 1941 |
Состав ВДВ РФ пополнился 5 корпусами, по 10 000 бойцов каждый | |
29 августа 1941 |
Приказ №0329 | ВДВ становятся самостоятельным родом войск: появляется должность Командующего ВДВ, утверждается аппарат Управления ВДВ РККА. |
4 сентября 1941 |
Приказ №0083 | Сформированы:
|
Зима 1942 |
под Вязьмой | Контрнаступление, воздушно-десантная тыловая операция |
Сентябрь 1943 |
Битва за Днепр | Помощь в форсировании реки войскам Воронежского фронта |
Октябрь 1944 |
ВДВ превратились в отдельную гвардейскую воздушно-десантную армию и стали считаться авиацией дальнего действия | |
18 декабря 1944 |
Директивы Ставки | ВДВ подчиняется ВВС. Десантные дивизии переформированы в стрелковые. В составе остались 3 воздушно-десантные бригады, воздухоплавательный дивизион, учебный полк ВДВ |
15—16 апреля 1945 |
Вена | Стратегическая операция — наступление на Вену |
6—11 мая 1945 |
Польша и Чехия | Участие в Пражской операции с выходом на Эльбу |
Август 1945 |
Маньчжурия | Участие 4000+ человек в стратегической операции |
1941—1945 |
Десятки тысяч бойцов получили ордена и медали, 126 стали Героями Советского Союза | |
1946 |
ВДВ стали частью сухопутных войск и несколько десятилетий были самыми масштабными ВДВ в мире | |
Конец 1940-х |
Северный полюс | Десантирование в полном боевом снаряжении |
1956 |
Венгрия | Участие в венгерском восстании |
Конец 1960-х |
Созданы десантно-штурмовые части | |
1968 |
под Прагой и Братиславой, операция «Дунай» | Боевые операции на двух аэродромах ЧССР |
1970—1980-е |
Создание:
Всё это поступает в распоряжение ВДВ СССР |
|
1979—1989 |
Афганистан | Самая массовая в СССР боевая операция ВДВ — 5-я Панджшерская операция, за 3 дня более 4000 человек посадочным способом с вертолётов |
1982—1983 |
Утверждена эмблема воздушно-десантных войск России, части получили форму и знаки различия ВДВ | |
1982—1986 |
Замена авиадесантируемой бронетехники (БМД-1, БТР-Д) на мотострелковую (БМП-2Д, БТР-70) | |
Середина 1980 |
В составе ВДВ числятся:
|
|
1992 |
Официально образовались Воздушно десантные войска России из всех дивизий и бригад ВДВ, которые находились на территории РСФСР + некоторых подразделений из Грузии, Азербайджана, Туркмении, Литвы, Украины и Молдавии (в 1992-1993) |
Самолеты ВДВ
Для ВДВ нужны самолёты особой конструкции: с большим люком грузового отсека (для военной техники), трапами и рампами («горками» для машин), с задранным вверх хвостовым оперением, которое не мешает загрузке и выгрузке.
Транспортники
Фото и название | Тактико-технические характеристики |
Фото и название Тактико-технические характеристикиДальний тяжёлый транспортник Ил-76 |
Экипаж: 5
Пассажироподъёмность: 128 десантников Масса: 885-210 т Грузоподъёмность: до 60 т Объём топлива: 109 000 л Скорость: 220-850 км/ч Дальность: 4000-6500 км Экипаж: 5 человек Пассажироподъёмность: 126 десантников Объём грузовой кабины: 321 м³ |
Транспортник АН-12 |
Экипаж: 6 чел;
Масса: 28-34,5 т Топливо: 22,6 т Скорость: 670-777 км/ч Дальность: 3200-10200 км; Полезная нагрузка: 20 т (или 60 парашютистов, или 90 солдат) Максимальная высота: 10 км Длина ВПП: 1230 м |
Тяжёлый транспортник Ан-22 «Антей» — самый большой турбовинтовой самолёт в мире |
Экипаж: 5-7
Грузоподъёмность: 60 т Пассажировместимость: 290 человек (или150 парашютистов,202 носилок) Масса: 119-225 т Скорость: 560-650 км/ч Дальность: 5225-8500 км Максимальная высота: 9000 м Длина ВПП: 1460 м |
Военно-транспортный Ан-26 |
Экипаж: 6 человек
Пассажировместимость: до 43 человек, или 30 парашютистов, или 24 раненых на носилках. Грузоподъёмность: 5,5 т Масса: 16-24 т Скорость: 435-540 км/ч Дальность: 1100-2660 км Максимальная высота: 7300 м Длина ВПП: 870 м Вооружение: Бомбы до 500 кг |
Самый грузоподъёмный в мире Ан-124 «Руслан» |
Экипаж: 8
Объём грузового отсека: 1050 м³ Грузовместимость: 120 т + 28 сопровождающих Масса: 178-392 т Скорость: 800—865 км/ч Дальность: 4800-7500 км Максимальная высота: 11 км |
Реально перевезти грузы до 120 т, но выбросить парашютным способом свыше 40 т практически невозможно — самолёт может войти в штопор и разбиться.
Беспилотники
Помимо транспортников, ВДВ активно используют беспилотники для сбора информации, слежки за объектами, корректировки огня и пр.
Фото и название | Тактико-технические характеристики |
Разведывательный малогабаритный комплекс Искатель |
Максимальная высота: 4 км
Максимальная дальность: 10 км Время полёта: 40 мин Масса: 1,3 кг Двигатель: электрический Длина крыльев: 0,6 м запускаются «с руки», приспособлен для горной местности. |
Многофункциональный Орлан-10 |
Скорость: 90–150 км/ч
Максимальная высота: 5 км Максимальная дальность: 120-600 км Время полёта: 16 ч Температуры: от −30 до +40°C Двигатель: внутреннего сгорания (бензин А-95) Полезная нагрузка: 5 кг Взлетает с разборной катапульты, приземляется на парашюте. |
Тактический разведывательный Элерон-3СВ |
Скорость: 65-105 км/ч
Максимальная высота: 3 км Время полёта: 1,25 ч Температуры: от −30 до +45°C. Двигатель: электрический Длина: 0,45 м Масса: 3,4 кг Длина крыльев: 1,47 м Начинка: цифровая и ИК-камеры, приближение 10Х. |
Малый тактический разведывательный Тахион |
Скорость: 65-120 км/ч
Максимальная высота: 4000 м Минимальная высота: 50 м Максимальная дальность: 40 км Время полета: 2 ч Температуры: от −30 до +40°C Двигатель: электрический Длина: 0,6 м Полезная нагрузка: 5 кг Длина крыльев: 2 м. |
Голубой берет
Для особого рода войск нужны были и особые люди. Маргелов
сумел «продавить», чтобы в военкоматах лучших призывников отправляли в ВДВ. Ну
а чтобы молодые люди охотнее шли в десантники, их одели в эффектную форму. Главным
ее атрибутом стал голубой берет.
Однако изначально берет у ВДВ был другого цвета. По
традиции, во всем мире парашютисты носят береты малинового цвета. Таким же
сделали головной убор и для советских десантников. И они в них даже прошлись на
параде 7 ноября 1967 года.
Впоследствии военное руководство СССР решило, что форма ВДВ
— не тот случай, где можно брать пример за границей. С 1969 года вместо
малиновых беретов десантники начинают носить береты голубого цвета. Маргелов
посчитал, что цвет неба больше подходит для воздушно-десантных войск.
Тельняшк также заслуга Маргелова.
Руководство вначале было против введения этой части униформы, характерной для
морской пехоты, но генерал настоял на своем. Единственным отличием стало то,
что полоски для десантников стали делать не черными, а синими, также под цвет
неба.
В 1977 году на экраны СССР вышел фильм « В зоне особого
внимания», показавший романтику десантной службы. После картины престиж ВДВ
взлетел до небывалых высот. Призывники мечтали о парашютах. Конкурс в Рязанское
высшее воздушно-десантное командное училище стал таким же, как и в лучших театральных
вузах страны. К созданию этого фильма опять-таки приложил руку Маргелов и с этим
связана интересная история.
Разведчики ВДВ не носят береты на боевых заданиях, но «Дядя
Вася» лично потребовал, чтобы именно эти головные уборы присутствовали в фильме.
«Маргелов категорически, в свойственных ему ярких и сочных выражениях, объяснил
мне, что он за голубой берет готов порвать глотку каждому. И голубой берет
обязательно должен быть на головах наших героев», — рассказывал режиссер
картины Андрей Малкин.
«ВДВ приобретают новое качество»
БТР-МДМ, который поставляется в части крылатой пехоты в комплекте с БМД-4М, предназначен для перевозки личного состава и приспособлен для эксплуатации в любых климатических условиях. Новейший бронетранспортёр оснащён двумя 7,62-мм пулемётами и мортирами запуска дымовых гранат. Совокупный боекомплект пулемётного вооружения «Ракушки» составляет 4 тыс. выстрелов.
Машина способна развивать скорость до 70 км/ч по шоссе, до 45—50 км/ч по грунтовой дороге и до 10 км/ч по воде. «Ракушка» оборудована цифровой информационно-управляющей системой ИУС-Ш, приборами ночного видения и прицельным комплексом ТНП3ВЭ01-01 для ведения огня из курсового пулемёта.
По информации Минобороны РФ, в ближайшей перспективе на основе «Ракушки» будет разработано целое семейство образцов военной техники для ВДВ. Речь идёт о командно-штабных машинах, платформах для связи и управления, а также медицинского и тылового обеспечения.
- Бронетранспортёры БТР-МДМ «Ракушка» (на втором плане) и БМД-2 механизированной колонны Московского гарнизона во время тренировки перед военным парадом на Красной площади
Помимо взаимодействующих на поле боя БТР-МДМ и БМД-4М, парк ВДВ продолжают пополнять бронетранспортёры БТР-82АМ. Благодаря 30-мм автоматической пушке их огневая мощь выше, чем у предшествующих образцов, в 2,5 раза. Эта машина используется для перевозки личного состава и огневой поддержки десанта.
«БТР-82АМ является глубокой модернизацией бронетранспортёров БТР-80 и БТР-80А. Он превосходит своих предшественников практически по всем показателям. На БТР-82АМ установлены более мощный двигатель, скорострельная 30-мм пушка, спаренная с 7,62-мм пулемётом ПКТМ (модернизированный пулемёт Калашникова. — RT), усовершенствованные приборы наблюдения и прицеливания», — сообщается на сайте Минобороны РФ.
Также БТР-82АМ оснащён радиостанцией пятого поколения Р-168, комплексом ориентирования для определения текущих координат и отображения места машины на электронной карте местности, модернизированной системой пожаротушения.
Позаботились российские конструкторы и о броне машины. Инженеры повысили противоминную стойкость БТР-82АМ, а на внутренних поверхностях корпуса смонтировали противоосколочную защиту. Поверхность салона бронетранспортёра обшита специальным кевларовым покрытием, необходимым для дополнительной защиты экипажа от осколков.
Также по теме
«Прикрыть с земли и с воздуха»: на что способен новейший российский артиллерийский комплекс «Деривация»
На параде Победы в Москве впервые будут продемонстрированы новейшие боевые машины зенитного артиллерийского комплекса 2С38…
«Масса БТР-82АМ составляет 16 т, бронетранспортёр оснащён дизельным двигателем с турбонаддувом мощностью 300 л. с. и усиленной трансмиссией, наличие автономной дизель-генераторной установки позволяет функционировать всем системам при неработающем основном двигателе», — отмечают в военном ведомстве.
В командовании ВДВ считают, что машины, стоящие на вооружении «голубых беретов», превосходят по ряду показателей образцы стран НАТО. В частности, они способны преодолевать водные преграды с ходу, без предварительной подготовки. Тогда как на мероприятия перед форсированием водоёмов у западных образцов БМД и БТР уходит порядка четырёх часов. А после преодоления преграды военнослужащие альянса должны потратить 1,5—2 часа на демонтаж установленного для переправы специального оборудования.
«На мой взгляд, развитие бронетехники в интересах ВДВ достигло очень хороших результатов. В России прекрасная конструкторская школа, и при поддержке Минобороны удалось запустить процесс замены в частях крылатой пехоты советских образцов. Новая и модернизированная техника ВДВ имеет более мощное вооружение и современную электронику», — рассказал в беседе с RT обозреватель журнала «Арсенал Отечества» Дмитрий Дрозденко.
Дмитрий Литовкин полагает, что текущий процесс перевооружения воздушно-десантных войск направлен на серьёзное повышение ударных возможностей подразделений «голубых беретов». Поступление новой техники позволяет крылатой пехоте выполнять свои задачи практически в любом регионе мира, в том числе в Арктике, где десантники регулярно проводят учения, рассуждает аналитик.
«Сегодня промышленность поставляет воздушно-десантным силам широкую номенклатуру самых современных изделий, причём большое значение уделяется увеличению калибра ударного вооружения. В итоге ВДВ приобретают новое качество и способность действовать в любых климатических условиях, высаживаясь в тыл противника», — заключил Литовкин.
Прыгать или выгружаться
В чем главное преимущество возможности высаживать боевые машины с десантом внутри? При обычном десантировании техника и личный состав покидают самолеты раздельно, поэтому экипажам приходится зачастую под огнем противника искать свои машины, расшвартовывать их и приводить в боевую готовность. Когда же наводчик, командир и механик-водитель десантируются внутри, процесс переведения боевых машин в готовность занимает считаные минуты. После чего экипаж сразу вступает в бой. Для масштабной высадки десанта такая возможность крайне необходима. Правда, надо учитывать, что экипажи, десантирующиеся в машинах, должны проходить специальные тренировки, а также иметь отличное здоровье.
Фото: scoopnest.com |
Между тем в своих интервью нынешний главком ВДВ генерал-полковник Андрей Сердюков, а также его предшественник, а теперь глава Комитета Госдумы по обороне Владимир Шаманов говорят, что ВДВ стали важным военно-политическим инструментом России. Ранее Владимир Шаманов сказал: «Воздушно-десантные войска России – инструмент, который позволяет решать задачи прежде всего обороны территории страны, взаимодействия с союзниками по ОДКБ. А при необходимости – выполнять задачи за рубежом. Куда прикажет Верховный главнокомандующий, туда мы во взаимодействии с ВКС России и направимся».
Фактически речь идет о создании на базе ВДВ экспедиционных войск. Конечно, не таких масштабных и не с такими глобальными задачами, как Корпус морской пехоты США. Части и подразделения голубых беретов смогут выполнять миротворческие, гуманитарные миссии за рубежом, а также проводить локальные операции. В этом случае отлично подходят не легкие бронированные БМД-4М и БТР-МДМ, а более тяжелые «Тайфуны», «Тигры», «Рыси» и Т-72Б3. В условиях экспедиционной операции возможность десантировать боевую технику парашютным способом, а тем более вместе с экипажами, вряд ли пригодится – бронеавтомобили и танки легко доставляются в заданные районы самолетами или десантными кораблями. «Тигры», «Тайфуны» и «Рыси» можно применить для сопровождения колонн, патрулирования местности и маршрутов. Танки и БТР-82 следует использовать для усиления обороны объектов. К примеру, российскую авиабазу «Хмеймим» вместе с десантниками успешно охраняют Т-90 и Т-72, которые действуют в качестве наблюдательных пунктов и огневых средств дальнего поражения.
В то же время части и подразделения Воздушно-десантных войск являются важнейшим инструментом боевых действий в условиях войны с высокотехнологичным противником. Поэтому вполне логично иметь в составе ВДВ части и подразделения, которые можно условно назвать «силами первого броска». К примеру, в составе парашютно-десантного и десантно-штурмового полка можно подготовить три роты (по одной в каждом батальоне), личный состав которых был бы обучен и физически готов выполнять десантирование внутри БМД и БТР-МДМ.
Высадившись внутри бронетехники, парашютно-десантные и десантно-штурмовые роты и взводы «первого броска» смогут быстро, используя элемент неожиданности, нанести противнику огневое поражение и дезорганизовать его оборону. После чего в бой вступят основные силы полков, дивизий и бригад.
В первые минуты после высадки большую опасность для десанта будет представлять авиация противника – самолеты, вертолеты, а также ударные беспилотники. Поэтому если у десантников в распоряжении окажутся мобильные средства ПВО, в частности «Птицелов», они смогут обезопасить себя от воздушного нападения
Поэтому критически важно для голубых беретов иметь возможность десантировать перспективные ЗРК вместе с расчетами. Это остается важнейшим преимуществом российских Воздушно-десантных войск
Конечно, такие действия требуют особой выучки и подготовки личного состава. Но как говорится, игра стоит свеч.
Противотанковый «КамАЗ»
Как рассказали «Известиям» источники в военном ведомстве, новейший противотанковый ракетный комплекс (ПТРК) в ближайшее время пройдет испытания. Новинка представляет собой четырехколесную хорошо бронированную машину повышенной проходимости с ПТРК «Корнет-М». В основном она предназначена для аэромобильных подразделений ВДВ нового типа. Поэтому в качестве базы выбрали бронеавтомобиль К4386 «Тайфун-ВДВ».
В конце прошлого года тульское АО «КБП» заказало проведение приемочных испытаний «Корнет-ЭМ» на шасси типа «Тайфун-К». В перечне боеприпасов, которые будут использованы на тестировании (копия есть в распоряжении «Известий»), перечислены несколько типов современных ракет для «Корнета», включая самые дальнобойные модели. Они способны поражать цели на расстоянии до 10 км.
Политика неприменения: каково будущее десанта
Чем характерен западный взгляд на использование воздушно-десантных войск
Задействуют на испытаниях и новейший, еще не принятый на вооружение вариант ракеты с фугасной боевой частью и еще большей загоризонтной дальностью. У десантного командира тактического звена появится возможность собственными средствами прицельно поразить на большом расстоянии объект — бронетехнику, здание или укрытие противника. С таким набором боеприпасов машины могут не только вести противотанковую борьбу, но и оказывать высокоточную огневую поддержку. Они станут своего рода мини-«Искандерами» для десанта. Потенциал самого современного отечественного ПТРК и новейшего бронированного шасси придаст российским ВДВ качественно новые возможности.
Особенно актуальны такие комплексы в ближневосточном и североафриканском регионах, изобилующих пустынями и равнинами, отметил зампредседателя Союза десантников России полковник Валерий Юрьев.
— Дальность поражения наших боеприпасов должна быть больше, чем у вероятного противника, чтобы мы могли уничтожить объект, не входя в зону действия его огневых средств, — рассказал он «Известиям». — Если танк способен прицельно стрелять на 3–4 км, то нам необходимо иметь возможность уничтожить его с большего расстояния. Сегодня на вооружении подразделений ВДВ стоят ПТРК «Конкурс» с дальностью до 4 км. Кстати, они есть и у боевиков, покупающих советское оружие в разных странах. Нам нужны более совершенные системы, которые никому не поставлялись и есть только в российской армии.
По дальности поражения целей новый комплекс примерно вдвое превзойдет и состоящую сейчас на вооружении ВДВ противотанковую машину на базе БТР-Д. Мощности боевой части «Корнета» достаточно, чтобы уничтожать в лоб любой современный танк, если тот не оборудован комплексом активной защиты.
Плановая замена
В беседе с RT редактор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков пояснил, что САО используется в десантно-штурмовых операциях для поражения танков, бронетехники, командных пунктов и различных инженерных сооружений. Стоящая на вооружении «Нона» может вести огонь осколочно-фугасными боеприпасами, минами, активно-реактивными снарядами.
«Без артиллерийской поддержки «голубые береты» не могут ни захватить, ни удержать плацдарм. Именно артиллерия несёт самые большие потери неприятелю. «Нона» хорошо зарекомендовала себя в войсках. Однако, как и любое оружие, разработанное во времена СССР, «Нона» нуждается либо в радикальной модернизации, либо в постепенной замене на изделие нового поколения», — отметил Леонков.
- Самоходная артиллерийская установка «Нона-С» преодолевает водную преграду
- РИА Новости
По словам Счастливцева, «Нона» перестала «поспевать» за новейшими быстроходными образцами бронетехники, которыми последние годы оснащаются Воздушно-десантные войска. В результате снижается скорость продвижения батальона «голубых беретов». По этой причине командование ВДВ приняло решение, что вся перспективная техника должна разрабатываться на единых узлах и агрегатах боевой машины десанта нового поколения БМД-4М «Садовница».
Разработку САО нового поколения ЦНИИТОЧМАШ начал в 2009 году. Первоначально предприятие создавало 152-мм артиллерийский комплекс «Зауралец-Д» на шасси самоходной противотанковой пушки 2С25М «Спрут-СДМ1». В 2016 году работы по данному проекту были приостановлены в пользу 120-мм «Лотоса». Макет изделия был впервые представлен на международном форуме «Армия-2017». В этом году ЦНИИТОЧМАШ продемонстрирует на выставке опытный образец.
Как пояснил Счастливцев, «Зауралец-Д» не отвечал обновлённым техническим требованиям ВДВ. Кроме того, 152-мм САО не соответствовало правилу золотого сечения, которое предполагает соблюдение определённой пропорции между шасси и башней. «Лотос», по мнению главного конструктора, получился достаточно приземистой и при этом эстетически приятной машиной.
Также по теме
«Цветочная» эволюция: как Россия модернизирует свою артиллерию
Машиностроительная корпорация «Уралвагонзавод» совершенствует сверхмощный миномёт «Тюльпан» и дальнобойную пушку «Пион». Об этом…
Научно-технический задел по проекту «Зауралец-Д» не пропал зря и позволил создать менее габаритную САО буквально за три года. В кооперации с ЦНИИТОЧМАШ участвовали 47 предприятий (без учёта производителей элементной базы). Огромный вклад в проект, как подчеркнул главный конструктор, внёс коллектив молодых инженеров — половине специалистов не более 35 лет.
Подольский институт отвечал за разработку конструкции «Лотоса», большей части аппаратуры и комплекса активной защиты (КАЗ), который позволяет перехватывать высокоточные боеприпасы. В рамках кооперации в ближайшие месяцы САО получит комплект средств снижения радиолокационной заметности.
«Мы резко увеличили защищённость. В частности, мы решили задачу по защите САО от высокоточного оружия. На орудии установлен соответствующий комплекс, который включает индикаторы лазерного облучения. Мы фиксируем направление, откуда производится атака, и пусковые установки наводятся практически синхронно. Цель уничтожается специальными аэрозолеобразующими боеприпасами (АОБ-5). Обстрел может вестись в автоматическом или ручном режиме», — сообщил Счастливцев.
ЦНИИТОЧМАШ удалось заметно усилить ударные возможности «Лотоса» по сравнению с самоходкой-предшественницей. Артиллерийский комплекс способен получать целеуказание от машин управления и беспилотников. Кроме того, на САО установлена новая пятиметровая пушка (ствол «Ноны» — 3 м) с дульным тормозом, который уменьшает отдачу от выстрела.
- Опытный образец СУО 2С42 «Лотос» выезжает из цеха ЦНИИТОЧМАШ
«Увеличение дальности стрельбы, точности и обеспечение автономности самоходного орудия были нашими основными задачами. Мы с ними успешно справились. Также мы почти в два раза увеличили боекомплект, несколько повысили скорострельность (6—8 выстрелов в минуту. — RT) и решили установить на орудии «Лотоса» дульный тормоз. Он был разработан в рамках НИР (научно-исследовательских работ) «Нона-2». Сейчас такой же тормоз можно увидеть на самоходке 2С34 «Хоста», — рассказал Счастливцев.
В будущем, как полагает главный конструктор 2С42, его детище будет способно стрелять на дальность до 20 км. Однако для этого требуется разработать так называемые планирующие боеприпасы. Сейчас «Лотос» может вести огонь штатными снарядами «Ноны».
Символика ВДВ
Флаг ВДВ
Флаг ВДВ СССР родился одновременно с созданием самих ВДВ — в 1930, хотя официально был унифицирован в 1955. Синяя полоса неба (2/3 флага) переходит в зелёную полосу земли (1/3 флага), в середине флага — десантник на парашюте с красной звездой и два самолета по сторонам.
Флаг ВДВ СССР
Его преемник, флаг ВДВ РФ, символ СССР убрал, а парашютиста переместил целиком на увеличенную синюю полосу, так что он только касается зелёной полосы ногами, а не находится на ней целиком. Новый вид официально закреплён 14 июня 2004.
Флаг ВДВ РФ
Девиз
Девиз: «Никто, кроме нас». Иногда его добавляют на флаг (желтыми буквами, над или под парашютом), но такая версия не является официальной.
Эмблемы ВДВ
Эмблемы ВДВ получили одобрение Министра обороны почти на год позже — 6 мая 2005.
Малая — золотая крылатая гренада (ручная граната шарообразной формы) с языками пламени сверху.
Средняя — золотой коронованный двуглавый орёл с серебряным мечом в правой лапе и серебряной крылатой гренадой — в левой. На груди орла, между раскинутыми крыльями — красный, щит со всадником-копьеносцем, побеждающим дракона. По сути это совмещение малой эмблемы ВДВ и общей эмблемы ВС РФ.
Большая (она же является гербом) — иная комбинация малой и средней эмблем. Золотая крылатая гренада на фоне круглого голубого щита, вокруг которого — золотой дубовый венок с золотым коронованным двуглавым орлом наверху. В лапах орёл держит золотые меч (в правой) и лавровый венок (в левой), грудь защищает красный щит со всадником, побеждающим дракона (это эмблема десантных войск России).
Форма
Голубой берет (до 1969 — малиновый, авторства А.Б.Жука, известного по книгам о стрелковом оружии), бело-голубая тельняшка.
Другие официальные символы «крылатой пехоты»
Изображение | Принадлежность ВДВ |
Нарукавный знак в СССР (1969-1991) |
|
Нарукавный знак в РФ | |
Нарукавный знак командования | |
Петличный знак |
Отличительные знаки каждой бригады ВДВ
Помимо общих знаков отличия, свои эмблемы, нашивки и девизы есть и у каждой дивизии и у каждой бригады ВДВ.
Знак | Описание |
98 гвардейская свирская ВДД, награждена орденами Кутузова и Красного Знамени
Части: Ивановская, Костромская и Ярославская области; Штаб: Иваново; Девиз: «Честь и Родина превыше всего!» Год создания: 1944 Прославилась уже в год создания при форсировании р. Свирь, отчего и получила название. Карающий меч — античный символ кары за посягание на независимость. |
|
7 гвардейская дивизия (горная десантно-штурмовая), награждена орденами Кутузова, Суворова и Красного Знамени
Части: Новороссийск Штаб: Новороссийск Девиз: «Мужество, отвага, честь!» Год создания: 1948 Зубр — исторический символ Литовского города Каунаса, места продолжительной дислокации дшд(г). |
|
76 гвардейская дивизия (десантно-штурмовая), награждена орденами Суворова и Красного Знамени
Части: Псковская область Штаб: Псков Девиз: «Мы всюду там, где ждут победу!» Год создания: 1939 Звание Черниговская получила за активное наступления и овладение Черниговым в 1943. Барс на эмблеме — символ Пскова. |
|
106 гвардейская ВДД, награждена орденами Кутузова и Красного Знамени
Части: Тула, Рязань, Наро-Фоминск Штаб: Тула Девиз: «Нет задач невыполнимых!» День: 26 апреля Год создания: 1944 Именно здесь была испытана система «Кентавр» — десант боевых машин с людьми внутри. |
|
104 гвардейская ВДД, награждена орденом Кутузова
в данное время восстанавливается из 31 отдельной гвардейской бригады (десантно-штурмовой) Дислокация: Ульяновск Год создания: 1944 Девиз: «Себе- честь, родине — слава!» Скорпион — дань уважения истории, так как больше 45 лет дивизия проходила боевую подготовку в горно-пустыннной местности. |
|
11 отдельная гвардейская бригада (десантно-штурмовая)
Дислокация: Улан-Удэ; Год создания: 1968 Девиз: «С любых высот в любое пекло!», |
|
56-я отдельная гвардейская бригада (десантно-штурмовая), она же Донская казачья бригада, награждена орденом Отечественной войны
Дислокация: Камышин; Год создания: 1943 |
|
45 отдельная гвардейская бригада (специального назначения)
Дислокация: Москва, Кубинка; Год создания: 1994 Девиз: «Побеждает сильнейший!» |
|
83 отдельная гвардейская бригада (десантно-штурмовая)
Дислокация: Уссурийск; Год создания: 1986 Девиз: «Честь дороже жизни!» |
История ДШБ
Начало формирования ДШБ относится к концу 60-х годов ХХ века. Войска для ДШБ подбирались из ВДВ. Это было обусловлено спецификой выполнения отдельных задач в ближайшем тылу противника. Разница в том, что для решения задач использовались небольшие группы десантников, которые выбрасывались на местности из вертолетов посадочным способом.
История ДШБ относит нас на рубеж 60-70-х годов прошлого столетия. На фоне непростых взаимоотношений с Китайской народной республикой на Дальнем Востоке в районе поселков Магдагачи и Завитинск начали формироваться 11 и 13 десантно-штурмовые бригады.
Начиная с 80-х годов, комплект частей и подразделений составлял 14 отдельных бригад, 2 отдельных полка и 18 отдельных батальонов. Принцип их размещения по всей территории СССР был прост. Каждый военный округ, который располагал выходом на сухопутную Государственную границу СССР, имел в штате десантно-штурмовую бригаду. Одна ДШБр располагалась на территории Киевского военного округа (г. Кременчуг). Две бригады расквартировывались на территории стран-союзниц (г. Котбус, Германия и г. Бялогард, Польша).
Отдельные десантно-штурмовые полки входили в штат армий (корпусов) и подчинялись их командованию.
К концу 1986 года сформированы Ставки главных направлений. Это повлекло создание новых четырех штурмовых бригад, по одной на каждое главное командование.
Решением Генерального штаба СССР в 1988-1989 годах сокращаются отдельные штурмовые подразделения танковых и общевойсковых армий. Штурмовые бригады, подчиненные командующим округов, расформировываются. На их базе формируются отдельные воздушно-десантные бригады, которые переходят к командующему ВДВ.
После развала СССР все отдельные десантно-штурмовые батальоны были сокращены, а структура соединений сильно изменена.
Форма одежды
Для повседневного ношения используется стандартная военная форма за исключением узнаваемого во всем мире голубого берета. Только российские десантники носят голубой берет. У десантников остальных стран берет краповый, малиновый или красный. Петлицы, погоны, околыш на фуражке и кант на форменных брюках также голубого цвета.
Другая отличительная черта формы десантника — тельняшка. В отличие от морской нательной рубахи, «тельник» десантника имеет светло-голубые полосы. Командующий ВДВ Маргелов В.Ф. нередко устраивал проверку своим офицерам на предмет ношения этого атрибута униформы. И если под мундиром у офицера было стандартное белье вместо тельняшки, ему указывали на дверь.
Полевая форма менялась на протяжении десятилетий много раз. Причиной этому служила постоянная работа по улучшению и модернизации одежды по результатам боевых и учебных действий. Например, после событий в Анголе и ряде других африканских стран была разработана знаменитая «мабута» — полевая форма с накладными карманами на брюках и куртке военнослужащего. А свое название в среде десантников форма получила от фамилии генерала Мабуты, которому как раз и оказывалась помощь в том локальном конфликте на территории африканского государства.
Десантники первыми получают все новые образцы военной формы. Ведь они, как никто другой, могут проверить ее удобство, носкость, качество и т. д. Очередной пример такой формы, рожденной военным конфликтом – «горка», получившая широкое применение после войны на Кавказе.