Hanomag
Содержание:
Ганомаги в бою
Хотя промышленность Германии изготовила около 15 000 SdKfz-251, или «ганомагов» для вермахта, это количество далеко не полностью удовлетворяло потребности в оснащении моторизированных частей.
На протяжении всей войны вермахт страдал от хронического недостатка снаряжения, так что когда «ганомаги» шли в бой, потребности их тылового обеспечения удовлетворялись кошмарной смесью захваченных французских и советских автомобилей. Хотя машина рассчитывалась на 12 человек, это редко выполнялось. В действительности в отделение для пехоты едва помещалось восемь солдат в полном боевом снаряжении.
Характер действий «ганомагов» быстро развивался в течение войны. В первые годы «блицкрига» пехотинцы часто действовали самостоятельно. С танковыми частями, прорвавшимися сквозь оборону противника и в их тылу, пехотинцы прикрывали опасно открытые фланги танковых подразделений против контратак. Это вынуждало их покидать свои машины, чтобы занять оборонительные позиции, а затем опять грузиться в них после нейтрализации противника.
С 1942 г., с появлением более мощно укрепленных фортификационных сооружений, тактику изменили. Танкам стало очень опасно штурмовать противотанковые укрепления, поэтому они начали действовать в тесном взаимодействии с панцергренадирами. Теперь уже задачей пехоты стало прорваться впереди танков, чтобы рассеять противотанковые подразделения, обезвредить противотанковые минные поля и, как правило, быть глазами слепых на близких дистанциях танкистов.
С SdKfz-251 была только одна проблема: их не хватало. Выпускаемого количества явно не хватало, чтобы оснастить ими каждое панцергренадирское подразделение. В основном только один из четырех или шести панцергренадирских батальонов в танковых дивизиях размешался на полугусеничных машинах, основная масса войск оставалась в грузовых автомобилях. Это несколько снижало способность гренадиров действовать в бою вместе с танками.
Их грузовики, не защищенные броней, были уязвимы для огня противника и сдерживали мобильность при передвижении по пересеченной местности. Батальон на бронетранспортерах не мог быть везде одновременно. По иронии, соотношение между бронетранспортерами и танками, предназначенными защищать танковые дивизии, за время воины несколько возросло, потому что количество танков в каждом подразделении часто оказывалось меньше положенного.
The “little brother”, Sd.Kfz.250
The Sd.Kfz.250 specifications were first issued by the Inspectorate for Motorized Troops (AHA/In 6) in 1939, as a light armored half-track for other purposed than transport or towing vehicles, to accompany the tanks in attack. Future tasks included reconnaissance, radio liaison, supply, mobile headquarter or artillery observation. It was produced by Demag, Adlerwerke, Büssing-NAG, MWC from 1941 to 1945 at an extent of 6630 vehicles, and was externally a shortened SdK/Fz 251, which led also to many fire support and special purpose variants. Büssing-NAG and Adler built the chassis, Saurer Werke of Vienna the engine and transmission, DEW Hannover and Steinmueller of Gummersbach the superstructure, Bismarckhuette of Upper Silesia the armour plating, hull assembly was done by Evens & Pistor of Helsa, equipment, supervision and delivery were assured by Demag AG of Wetter.
История создания[править]
Во время Второй мировой войны немецкая армия первой в мире массово приняла на вооружение бронетранспортеры и очень эффективно их использовала, заставив союзников разработать похожие машины, а затем и перенять тактику их применения. Основным бронетранспортером, применявшимся немцами, стал полугусеничный Sd Kfz 251, обычно называемый «Ганомаг» (по названию предприятия-изготовителя). Его использовали для транспортировки пехоты (мотопехота) и тяжёлого вооружения (миномёты, крупнокалиберные пулемёты, пушки, огнемёты и пусковые ракетные установки), на его базе создавались санитарные, штабные машины и машины связи. Бронетранспортеры состояли на вооружении немецкой армии в течение всей Второй мировой войны и применялись на всех театрах войны. После войны модификация Sd Kfz 251 — ОТ 810 состояла на вооружении чехословацкой армии.
Дальним предком Sd Kfz 251 был полугусеничный грузовой автомобиль фирмы Даймлер. Этот грузовик, изготавливаемый немцами для Португалии, был оснащен резиновыми лентами, соединявшими ведущие колеса с дополнительной парой направляющих колес. Такая примитивная гусеница позволяла машине уверенно двигаться по мягкому грунту.
В 1915 — 1916 годах появились очередные модели полугусеничных машин — «Бременваген» и «Мариневаген» I и II. Эти машины состояли на вооружении Sturm-Panzerkraftwagen-Abteilung (батальон штурмовых бронеавтомобилей). В 1917 году фирма Бенц представила полугусеничный артиллерийский тягач «Крафтпротце», которых впоследствии было выпущено 42 штуки. В 1919 году один такой автомобиль получил бронирование и был передан полиции. В период Веймарской республики работы над новыми конструкциями полугусеничных автомобилей были продолжены.
На базе шасси стандартного 3-тонного артиллерийского тягача фирма «Рейнметалл-Борзиг» разработала полностью бронированный гусеничный автомобиль, вооруженный размещенной в бронебашне пушкой 3.7 cm KwK L/70 калибра 37 мм. Вспомогательное вооружение составлял спаренный с пушкой пулемет MG 34 калибра 7.92 мм, такой же пулемет мог быть установлен на зенитной турели на башне машины.
В июле 1934 года был завершен первый опытный образец полугусеничного артиллерийского тягача, получившего обозначение HK 600p. В движение тягач приводился двигателем Боргвард KJ54 мощностью 68 кВт/92 л.с. В 1934 году тягач был переименован в HL KI 2, а весной 1936 года началось его серийное производство. Первые машины были направлены в 23-й полк легкой артиллерии. Всего было выпущено 505 таких тягачей.
Во второй половине тридцатых годов появились первые полугусеничные бронетранспортеры. Самый известный из них — HI6 — был разработан гамбургской фирмой Ганза- Ллойд. В 1936 году лицензию на эту машину выкупила ганноверская фирма «Ганомаг». Бронетранспортер был разработан на базе 3-х тонного полугусеничного артиллерийского тягача, о котором упоминалось выше. Шасси бронетранспортера изготавливали на фирме «Ганомаг», бронекорпус — на фирме «Бюссиг» в Берлине-Обершёневайде, а окончательную сборку производили на других предприятиях.
Первые машины, получившие обозначение HKL 6р, были выпущены в 1937 году, а бронетранспортеры нуль-серии — в 1938 году. Название бронетранспортера полностью звучало так — «mitteler gepanzert Mannschaftstransportwagen» (MTW) — то есть средний бронетранспортер. Первые серийные образцы Sd Kfz 251 поступили в части летом 1939 года.
Бронетранспортеры Sd Kfz 251 выпускались в четырех модификациях — Ausf. А, В, С и D, и в 23 специализированных вариантах, отличавшихся друг от друга вооружением и оборудованием. Варианты были обозначены цифрами, например Sd Kfz 251/3 или Sd Kfz 251/16. Следует особо отметить, что специализированный вариант бронетранспортера мог принадлежать любой из четырех модификаций, например Sd Kfz 251/3 выпускался на базе Ausf. А и Ausf. D. То, какая модификация была использована для постройки специализированного варианта, можно, в принципе, установить только по году выпуска конкретного экземпляра.
Usage in battles
Because the Sd.Kfz.251/21 lacks any sort of effective armour, it is highly recommended that you stay behind at spawn point, keeping an eye out for aircraft. It is ill-advised to try to engage ground vehicles as long as you haven’t researched the H-Pzgr modification. This belt can penetrate 64 mm of armour at 10 m, so it is better to flank and shoot for lower side armour if possible. Beware of heavy tanks such as the KV-1: their minimum armour thickness is 75 mm, so that renders this heavy tank immune to your shots. Avoid if at all possible, but if you can’t avoid, damage the cannon barrel and the tracks to give you time to escape.
Pros and cons
Pros:
- Fast rate of fire
- Three machine guns can make accurate aiming less important because of the large volume of fire
- Has an dedicated anti tank belt, the H-Pzgr., which can go through most tanks from the side
- Good top speed
- Very fast turret traverse
- Crew members are quite spread out, difficult to one shot without HEAT
Cons:
- Armour is extremely poor, can be penetrated by heavy machine guns and can be easily destroyed by overpressure
- Open topped, strafing planes can be devastating
- Near non-existent gun depression
- Gun elevation is quite poor for an anti-air vehicle.
- Reload time stock of 18.2 seconds can be dangerous
- Acceleration is mediocre at best
- Heavy calibre machine guns lack stopping power compared to the previous 20 mm and 37 mm cannons
Бронетранспортер Sd.Kfz.251 Ausf. А
Первая модификация бронетранспортера Sd.Kfz.251. Ausf.А, весила 7,81 т. Конструктивно машина представляла собой жесткую сварную раму, к которой снизу был приварен бронелист. Бронекорпус, изготавливаемый главным образом сваркой, собирался из двух секций, линия членения проходила за отделением управления. Передние колеса подвешивались на эллиптических рессорах. Стальные штампованные диски колес снабжались резиновыми шипами, тормозов передние колеса не имели. Гусеничным движитель состоял из двенадцати, расположенных в шахматном порядке, стальных штампованных опорных катков (по шесть катков на борт), все опорные катки снабжались резиновыми бандажами. Подвеска опорных катков — торсионная. Ведущие колеса переднего расположения, натяг гусениц регулировался перемещением ленивцев заднего расположения в горизонтальном плоскости. Траки в целях снижения массы гусениц были сделаны смешанной конструкции — резино-металлические. Каждый трак на внутренней поверхности имел один направляющий зубец, а на внешней — резиновую подушку. Соединялись траки между собой посредством смазываемых подшипников.
Корпус сваривался из бронелистов толщиной от 6-мм (днище) до 14,5-мм (лоб). В верхнем листе капота был устроен большой двустворчатый люк для доступа к двигателю. По бокам капота на Sd.Kfz.251 Ausf.А были сделаны вентиляционные лючки. Левый лючок мог открывать специальным рычагом водитель прямо из кабины. Боевое отделение выполнено открытым сверху, крышей накрывались только места водителя и командира. Вход и выход в боевое отделение обеспечивала двустворчатая дверца в кормовой стенке корпуса. В боевом отделении по всей его длине вдоль бортов монтировались две лавки. В лобовой стенке рубки были устроены два наблюдательных отверстия для командира и водителя со сменными смотровыми блоками. В бортах отделения управления устроили по одной небольшой смотровой амбразуре. Внутри боевого отделения имелись пирамиды для оружия и стеллажи для иного военно-личного имущества. Для защиты от непогоды предусматривалась установка над боевым отделением тента. В каждом борту имелось по три смотровых прибора, включая приборы командира и шофера.
Бронетранспортер снабжался 6-цилиндровым двигателем жидкостного охлаждения с рядным расположением цилиндров мощностью 100 л.с. при частоте вращения вала 2800 об/мин. Двигатели выпускались фирмы «Майбах», «Норддойче Моторенбау» и «Ауто-Юнион,» который снабжался карбюратором «Солекс-Дуплекс», четыре поплавка обеспечивали работу карбюратора при экстремальных градиентах наклона машины. Радиатор двигателя был установлен в передней части капота. Воздух к радиатору подавался через жалюзи в верхнем бронелисте капота и выпускался через отверстия в бортах капота. Глушитель с выхлопной трубой монтировался за передним левым колесом. Крутящий момент от двигателя к трансмиссии передавался через сцепление. Трансмиссия обеспечивала две скорости заднего хода и восемь переднего.
Машина снабжалась ручным тормозом механического типа и пневматическими сервотормозами, установленными внутри ведущих колес. Пневматический компрессор был поставлен слева от двигателя, а воздушные баллоны — подвешены под шасси. Развороты с большим радиусом выполнялись поворотом передних колес посредством поворота рулевого колеса, на разворотах с малыми радиусами подключались тормоза ведущих колес. Рулевое колесо было снабжено указателем положения передних колес.
Вооружение машины состояло из двух 7,92-мм пулеметов «Рейнметалл-Борзинг» MG-34, которые монтировались в передней и задней части открытого боевого отделения.
Чаще всего полугусеничный бронетранспортер Sd.Kfz.251 Ausf.А выпускался в версиях Sd.Kfz.251/1 — транспортер пехоты. Sd.Kfz.251/4 — артиллерийский тягач и Sd.Kfz.251/6 — штабная машина управления. В меньших количествах выпускались модификации Sd.Kfz. 251/3 — машины связи и Sd.Kfz 251/10 — бронетранспортеры, вооруженные 37-мм пушкой.
Серийное производство транспортеров Sd.Kfz.251 Ausf.А осуществлялось на заводах фирм «Боргвард» (Берлин-Борзигвальде, номера шасси от 320831 до 322039), «Ганомаг» (796001-796030) и «Ганза-Ллойд-Голиаф» (до 320285)
General info
Survivability and armour
Armourfront / side / back
Hull14 / 8 / 8
Turret8 / 0 / 0
Crew5 people
Visibility88 %
The most protected parts of this vehicle are the front-facing plates of the hull and the driver compartment where the armour is the thickest.
The weakest area on the whole tank is the gun shield protecting the cannon’s servants. It doesn’t help when 3 out of 5 crew members are behind it. The gunner and loader are next to each other and when a shot hits them, the 4 mm gun shield armour doesn’t protect them from anything other than rifle-calibre gunfire. The ammo stowage positions aren’t bad since they’re right behind the machine gunner and driver which will take all shrapnel from incoming rounds, but can still be easily destroyed.
Armour type:
- Rolled homogeneous armour (hull, gun shield)
- Wheel (front tires)
Armour | Front (Slope angle) | Sides | Rear | Roof |
---|---|---|---|---|
Hull | 14.5 mm (20°) Engine compartment 14.5 mm (29°) Driver cabin 8 mm (42°) Lower glacis | 8 mm (41°) Top — Engine 8 mm (35°) Top — Crew compartment 8 mm (19°) Bottom — Engine 8 mm (34°) Bottom — Crew compartment 8 mm + 8 mm (34°) Storage bins 8 mm Bottom — Undercarriage | 8 mm (30°) 5.5 mm (41°) Lower glacis | 8 mm (9°) Engine compartment 5.5 mm Driver compartment |
Gun shield | 4 + 4 mm (29°) | 4 + 4 mm (18°) | N/A |
Notes:
- Suspension wheels are 15 mm thick and tracks are 7 mm thick while torsion bars are 10 mm thick.
- Wheels are 10 mm thick and mudguards are 5 mm thick.
- The belly armour is 5.5 mm thick.
Mobility
Speedforward / back
AB57 / 12 km/h
RB and SB53 / 11 km/h
Number of gears8 forward
2 back
Weight9.9 t
Engine power
AB191 hp
RB and SB100 hp
Power-to-weight ratio
AB19.3 hp/t
RB and SB10.1 hp/t
Game Mode | Max Speed (km/h) | Weight (tons) | Engine power (horsepower) | Power-to-weight ratio (hp/ton) | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Forward | Reverse | Stock | Upgraded | Stock | Upgraded | ||
Arcade | 57 | 12 | 9.9 | 142 | 191 | 14.34 | 19.29 |
Realistic | 53 | 11 | 88 | 100 | 8.89 | 10.1 |
Modifications and economy
Repair cost
AB3 470
RB960
SB580
Crew training8 100
Experts54 000
Aces210
Research Aces440 000
Reward for battleAB / RB / SB
2 × 50 / 50 / 60 % 2 × 124 / 124 / 124 %
Modifications
Mobility | Protection | Firepower | ||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
|
|
Armaments
Main armament
2 x 15 mm MG151 machine gun
Ammunition2 000 rounds
Belt capacity250 rounds
Reloadbasic crew → aces
13.0 → 10.0 s
Fire rate700 shots/min
Vertical guidance-3° / 49°
15 mm MG151 machine gun
Ammunition1 000 rounds
Belt capacity500 rounds
Reloadbasic crew → aces
13.0 → 10.0 s
Fire rate700 shots/min
Vertical guidance-3° / 49°
Main article: MG 151 (15 mm)
15 mm MG 151 (x3) | Turret rotation speed (°/s) | Reloading rate (seconds) | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Mode | Capacity (Belt) | Fire rate | Vertical | Horizontal | Stabilizer | Stock | Upgraded | Full | Expert | Aced | Stock | Full | Expert | Aced |
Arcade | 1x 1,000 (500) 2x 1,000 (250) | 700 | -3°/+49° | ±180° | N/A | 52.8 | 73.1 | 88.8 | 98.2 | 104.5 | 18.20 | 16.10 | 14.84 | 14.00 |
Realistic | 35.7 | 42.0 | 51.0 | 56.4 | 60.0 |
Ammunition
- Pzgr. L’spur (Default): API-T · HEFI-T
- SprGr: HEFI-T · HEFI-T · HEFI-T · API-T
- Pzgr. L’spur: API-T · API-T · API-T · HEFI-T
- H-Pzgr.: HVAP-T · API-T · API-T · API-T
Penetration statistics | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Belt | Penetration @ 0° Angle of Attack (mm) | |||||
10 m | 100 m | 500 m | 1,000 m | 1,500 m | 2,000 m | |
Pzgr. L’spur (Default) | 37 | 35 | 25 | 17 | 12 | 8 |
SprGr | 37 | 35 | 25 | 17 | 12 | 8 |
Pzgr. L’spur | 37 | 35 | 25 | 17 | 12 | 8 |
H-Pzgr. | 50 | 48 | 35 | 25 | 18 | 12 |
Ammo racks
Ammo racks of the Sd.Kfz.251/21
Fullammo | Ammotype | 1strack empty | 2ndrack empty | Visualdiscrepancy |
---|---|---|---|---|
8 3,000 | Magazines Rounds | 2 (+6) 1,000 | 2 (+6) 1,000 | Yes |
Notes:
- Ammunition is divided into 8 magazines.
- The visual discrepancy concerns the number of magazines: 8 magazines can be fired but only 6 are modeled.
Вооружение
Основное вооружение, каким оснащался Sonderkraftfahrzeug 251, был пулемет Reinmetall-Borsig MG 34 калибра 7,92 мм. Расположенный в передней части боевого отделения, он мог вести подавляющий огонь, делая передвижение бронетранспортера более безопасным. К тому же, он оснащался бронещитом, что существенно затрудняло задачу противника по уничтожению пулеметчика. А мощные пули калибра 7,92 мм могли перерубать кустарник и молодые деревья, крошить кирпич и любые другие препятствия, оставляя врагу немного шансов. Стандартный боезапас к пулемету составлял 2010 патронов.
Кроме того, при необходимости в кормовой части мог быть установлен еще один пулемет MG-34. Он предназначался для ведения огня как по наземным целям, так и по воздушным.
Ходовая часть
Однако немецкие солдаты, воевавшие в разных странах мира, больше всего ценили бронетранспортер «Ханомаг» не за огневую мощь и даже не за броню, а за высокую проходимость. Ее обеспечивало полугусеничное шасси. Пара колес, расположенных спереди, позволяли направлять транспорт в нужном направлении, в то время как благодаря гусеницам обеспечивалась великолепная проходимость. Песок, болота, размокший после дождя чернозем – бронированное детище «Ханомага» чувствовало себя одинаково комфортно в любых условиях.
К тому же, необычное инженерное решение обеспечивало возможность резкого поворота. При обычном (до 15 градусов) поворот осуществлялся только благодаря колесам. Если же угол поворота был большим, то с помощью специального механизма внутренняя гусеница освобождалась, а мощность с нее передавалась на внешнюю. Благодаря этому «Ханомаг» легко мог развернуться на месте – при движении по городским улицам или нападении из засады на узкой лесной дороге это давало дополнительные шансы на выживание.
Конструкция
В основе машины Sd.Kfz.251 лежит рамное шасси, на котором установлен бронекорпус. Корпус построен на базе каркаса, к которому приварены или приклепаны броневые листы. Независимо от типа соединения применялась гетерогенная броня. Лобовые листы имели толщину 10…15 мм, боковые и кормовые листы имели толщину 8 мм, для днища применялся лист с толщиной 6…8 мм.
Лобовая броня обеспечивает относительную защиту от стрелкового оружия. Крыша толщиной 6 мм имеется только над головами водителя и радиста. В непогоду над боевым отсеком бронетранспортера мог устанавливаться брезентовый тент на дугах.
Корпус Sd.Kfz.251 включает в себя моторный отсек, за которым находится боевое отделение. Между мотором и отделением имеется стальная переборка. В начале боевого отсека бронетранспортера расположены места водителя и радиста. На части машин встречается система обогрева ног, представляющая собой трубу для подачи теплого воздуха из моторного отсека.
В качестве силового агрегата применялся рядный 6-цилиндровый карбюраторный мотор MaybachHL 42 TURKM. Двигатель имел мощность 100 л.с. при рабочем объеме цилиндров 4117 куб. см. Мотор расположен впереди бронетранспортера в отсеке, защищенном броней. Радиатор системы охлаждения установлен перед двигателем, забор воздуха вентиляторами выполняется из под машины.
На ранних версиях Sd.Kfz.251 на лобовом листе имелся вентиляционный лючок, а сверху – решетка.Перед радиатором установлены жалюзи, регулирующие интенсивность охлаждения. Запас топлива составляет 160 л, бак размещен внутри рамы под полом боевого отделения.
На машинах Sd.Kfz.251 использовалась двухдисковая муфта сцепления сухого типа и планетарная трансмиссия, обеспечивавшая четыре передачи переднего хода и одну заднего. В коробке имелся дополнительный увеличитель передаточного отношения, применявшийся при движении вне дорог. Разворот бронетранспортера выполнялся при помощи управляемых колес переднего моста и регулировкой потока мощности, подаваемого на гусеницы.
На бронетранспортере отсутствуют дополнительные бортовые редуктора и фрикционы. Управление дифференциалом автоматическое, включалось при повороте колес машины на определенный угол. Для остановки использовались тормоза с пневматическим приводом.
Гусеничная часть машины Sd.Kfz.251 оснащена торсионной подвеской катков, расположенных в шахматном порядке. Из-за установки торсионов катки левого и правого борта смещены относительно друг друга на 140 мм. Из-за этого в гусеничной ленте правого борта применено дополнительное звено (55 и 56 соответственно).
Ведущее колесо расположено в передней части движителя, заднее оборудовано кривошипом для регулировки натяжения гусеничной ленты. Сама гусеница бронетранспортера набрана из мелких звеньев (соединенных пальцами на игольчатых подшипниках), оснащенных на внешней стороне резиновыми подушками.
Мост оборудован пневматическими шинами. На ранних машинах встречались шины с дорожным рисунком протектора, позднее стали использоваться покрышки внедорожного типа.
Использовать
Первые серийные образцы этой машины поступили в 1-ю танковую дивизию в 1939 году.
Эти машины должны были позволить панцергренадерам сопровождать танки и обеспечивать поддержку пехоты по мере необходимости. На практике их никогда не было достаточно, чтобы обойтись , и большинству танковых подразделений приходилось обходиться грузовиками для транспортировки.
В августе 1943 года Румыния приобрела в общей сложности 27 бронированных полугусеничных машин как 251, так и типов, а в 1944 году — 251 броневик и другие типы броневиков для преобразования двух кавалерийских дивизий в бронетанковые или механизированные. Sd.Kfz. 251 были известны как SPW mijlociu («средний SPW») на румынской службе, а Sd.Kfz. 250 назывались SPW ușor («легкие SPW»).
Армия из Независимого государства Хорватии получила 15 Sd.Kfz. Весной 1944 г. — 251, осенью 1944 г. усташейское ополчение — 12.
External links
Hannoversche Maschinenbau AG (Hanomag) | |
---|---|
Sd.Kfz.251 | Sd.Kfz.251/10 · Sd.Kfz.251/21 · Sd.Kfz.251/22 |
Germany tank destroyers | |
---|---|
Pz.38(t) Derivatives | Marder III · Marder III H · Jagdpanzer 38(t) |
Panzerjäger 1 | Panzerjäger I |
Sturmpanzers | 15cm sIG 33 B Sfl · Brummbär |
StuG III | StuG III A · StuG III F · StuG III G · StuH 42 G |
Pz.IV Derivatives | Jagdpanzer IV · Panzer IV/70(A) · Panzer IV/70(V) · Dicker Max · Nashorn |
Jagdpanther | Jagdpanther · Bfw. Jagdpanther |
Pz.VI Derivatives | Ferdinand · Jagdtiger |
Wheeled/Half-track | 8,8 cm Flak 37 Sfl. · Sd.Kfz.251/10 · Sd.Kfz.251/22 · Sd.Kfz.234/3 · Sd.Kfz.234/4 |
Rocket/Missile | 15 cm Pz.W.42 · RakJPz 2 · RakJPz 2 (HOT) · Wiesel 1A2 |
Other | Sturer Emil · Waffenträger · VFW · JPz 4-5 · VT1-2 |
Germany premium ground vehicles | |
---|---|
Light tanks | Pz.II C (DAK) · Pz.Sfl.Ic · Sd.Kfz. 140/1 · Sd.Kfz.234/1 · Ru 251 · TAM 2IP |
Medium tanks | Nb.Fz. · Pz.III N · Pz.Bef.Wg.IV J · ▀M4 748 (a) · ▀T 34 747 (r) · Ersatz M10 · mKPz M47 G · Leopard A1A1 (L/44) |
Heavy tanks | ▀Pz.Kpfw. Churchill · ▀KV-IB · ▀KV I C 756 (r) · ▀KV II 754 (r) |
VK 45.01 (P) · ␠Tiger · Pz.Bef.Wg.VI P · Tiger II (H) Sla.16 | |
Tank destroyers | Sd.Kfz.234/3 · Sd.Kfz.234/4 · Sd.Kfz.251/10 · Sd.Kfz.251/22 · 15 cm Pz.W.42 · Brummbär · Panzer IV/70(A) · Bfw. Jagdpanther · VFW |
Бронетранспортер Sd.Kfz.251 Ausf.D
Последняя модификация, внешне отличавшаяся от предыдущих измененной конструкцией кормовой части машины, а также ящиками ЗИП, которые полностью вписались в броневой корпус. С каждой стороны корпуса бронетранспортера имелось по три таких ящика.
Другими конструктивными изменениями стали: замена блоков наблюдения смотровыми щелями и изменение формы выхлопных труб. Главное изменение технологического характера заключалось в том, что корпус бронетранспортера стал выполняться методом сварки. Помимо того, множество технологических упрощений позволяли значительно ускорить процесс серийного производства машин. Начиная с 1943 года, было выпущено 10602 единиц Sd.Kfz.251 Ausf.D в различных вариантах от Sd.Kfz.251/1 до Sd.Kfz.251/23
Назад — Вперед >>
< Назад |
---|
History
Describe the history of the creation and combat usage of the vehicle in more detail than in the introduction. If the historical reference turns out to be too long, take it to a separate article, taking a link to the article about the vehicle and adding a block «/History» (example: https://wiki.warthunder.com/(Vehicle-name)/History) and add a link to it here using the template. Be sure to reference text and sources by using , as well as adding them at the end of the article with . This section may also include the vehicle’s dev blog entry (if applicable) and the in-game encyclopedia description (under , also if applicable).
History
Developed on the basis of the unarmored Sd.Kfz.11 halftrack, the Sd.Kfz.251 entered service with the Wehrmacht in 1939 and was intended as the primary transportation vehicle for the Panzergrenadier units of the German army. As such, the vehicle was intended to taxi troops into battle and protect them from small arms fire and shrapnel. By the end of the war, over 15,000 units of the Sd.Kfz.251 were built.
However, platoon leader vehicles received a special upgrade to their firepower in order to increase the effectiveness of fire support provided for advancing infantry. Namely, the standard machine gun mount was replaced by a turret housing a 3.7cm PaK anti-tank cannon. These versions, designated Sd.Kfz. 251/10, served with the Wehrmacht until 1944, by which time over 300 units were built.
— From Devblog
History
Devblog
By 1942, German engineers recognized the need of the Wehrmacht for a light SPAAG to provide cover for frontline troops against low flying aircraft and set about developing a suitable vehicle on the chassis of available halftrack designs. In 1943, this need became even more emphasized with limited German production capacities being unable to produce the required number of Flakpanzers that the Wehrmacht had been requesting.
Subsequently, German engineers decided to outfit the widely used Sd.Kfz. 251 halftrack with a three-barrel AA mount, initially equipped with 15 mm, later with 20 mm cannons, in order to meet the Wehrmacht’s demand. The new modification became known as the Sd.Kfz 251/21 and went into production in 1944.
By the time the Sd.Kfz. 251/21 entered service, troops more widely used it as a support vehicle in the late stages of the war, with the vehicle performing well in this role. Nonetheless, over 380 units of the Sd.Kfz. 251/21 were produced until the end of the war, many of which through conversion of older modifications.
Meillerwagen
В походном положении ракета транспортировалась хвостом вперед
По мере создания баллистической ракеты Фау-2 в высшем немецком командовании велись ожесточенные споры о том как эти ракеты применять: со стационарных или мобильных пусковых установок. Первоначально выбор был сделан в пользу стационарных, однако время показало ошибочность решения. Интенсивные бомбардировки союзников не дали завершить строительство капитальных стартовых столов, и немцы перешли на развертывание ракет с мобильных позиций.
В результате для запуска Фау-2 был разработан мобильный пусковой установщик — Meillerwagen. Он представлял собой 14-метровый прицеп в основе которого находилась трубчатая рама, а поверх нее располагался лафет для ракеты Фау-2. В передней части прицепа (относительно носа ракеты), находилась поворотная двухосная тележка с одинарными колесами с независимыми подвесками на поперечных рычагах и рессорах. Сзади располагалась ось с двухскатной ошиновкой, на полуэллиптических продольных рессорах. В основании рамы находился механизм подъема лафета в вертикальное положение. Он состоял из двух телескопических гидроцилиндров, гидронасоса, бензинового двигателя Volkswagen мощностью 14 л.с. и маслобака на 70 л. Все его компоненты (за исключением мотора) и прицеп в целом были производства фирмы Meiller-Kipper GmbH. Кстати компания существует и по сей день и занимается производством высококачественных самосвальных кузовов и прицепов.
Эскиз прицепа Meillerwagen
Сценарий использования Meillerwagen был следующий. Мобильный стартовый комплекс в составе командирского полугусеничного тягача Sd.Kfz.7, бронетранспортера охраны Sd.Kfz.251, топливозаправщиков Opel-Blitz T-Stoffwagen и тягача Hanomag SS-100 (или иного) с прицепом Meillerwagen с ракетой Фау-2, выдвигались к месту пуска. Там в течение 110 минут происходил монтаж ракеты на стартовый стол, ее заправка, подготовка к старту и пуск. Затем комплекс полным составом покидал место старта.
Возможностей Hanomag SS-100 хватало, чтобы буксировать прицеп с ракетой, общей массой 15476 кг с максимальной скоростью в 45 км/ч. Всего же было выпущено около 200 установщиков Meillerwagen. Сколько было произведено тягачей Hanomag SS-100, достоверно не известно, но счет идет на сотни единиц. После войны тягач в модернизированном виде выпускался вплоть до 1951 года.
Usage in battles
The Sd.Kfz.251/10 is a light armored half track with decent mobility, with a quick firing high velocity, but low spalling 37 mm main gun. For these reasons, the Sd.Kfz.251/10 should not be used in the frontlines due to being so lightly armored even against 7.62 mm machine gun fire can and will harm you.
As a sniper:
Due to its gun’s high muzzle velocity, the Sd.Kfz.251/10 is more than capable of having a sniper combat role in long range maps. It should be noted that the main gun sights have really low zoom (though normal for the BR it sits at), meaning it is not capable of achieving shots at extreme ranges but will dominate the long range engagements like many German high velocity guns.
As a support vehicle:
This is the most reliable role the Sd.Kfz.251/10 can play as, especially since not every map the player will have the sniping distances needed (Sweden or Berlin for example). It should be performing support fire from behind the most armored vehicles at the BR (Pz.III for example) and utilize its quick firing gun to disable or destroy enemy tanks. It should be noted that machine gun fire is your worst enemy as:
a) the crew is exposed
b) it is an open top vehicle
c) has little to no armor which can barely stop 7.62 mm at point blank ranges, 12.7 mm (.50 cal) will completely destroy it if strafed with
Due to being a halftrack, the Sd.Kfz.251/10 has superb traction and decent speed compared to fully wheeled vehicles. It is able to move through rough terrain easier than fully wheeled vehicles (snow, sand, mud, etc.) but still somewhat maintain its speed as a wheeled vehicle in urban terrain such as roads, although it will be definitely slower compared to fully wheeled vehicles.
As a half track, the Sd.Kfz.251/10 shares tank track traction but does not share tank steering. The front wheels have to turn like a normal car. |
Pros and cons
Pros:
- Thin armour, does not trigger most APHE rounds fired at it
- Relatively punchy APCR round and high-velocity
- Very fast reload
- High survivability due to a crew of five
Cons:
- Relatively bad mobility, especially in mud and snow
- Very thin armour, cannot block heavy machine gunfire
- Open top, weak against planes and machine guns
- Best shell is APCR, which is underwhelming at medium/long ranges
- Gun shield does not do a good job at protecting the gunner
- Gun is centrally located so peeking without exposing the engine is difficult
- Vulnerable to artillery
General info
Survivability and armour
Armourfront / side / back
Hull14 / 8 / 8
Turret6 / 0 / 0
Crew5 people
Visibility88 %
Armour type:
- Rolled homogeneous armour (hull, gun shield)
- Structural steel (mudguards, undercarriage)
- Wheel (front tires)
Armour | Front (Slope angle) | Sides | Rear | Roof |
---|---|---|---|---|
Hull | 14.5 mm (20°) Engine compartment 14.5 mm (30°) Driver cabin 8 mm (41°) Lower glacis | 8 mm (41°) Top — Engine 8 mm (35°) Top — Crew compartment 8 mm (19°) Bottom — Engine 8 mm (34°) Bottom — Crew compartment 8 mm + 8 mm (34°) Storage bins 8 mm Bottom — Undercarriage | 8 mm (31°) 5.5 mm (42°) Lower glacis | 8 mm (8°) Engine compartment 8 mm |
Gun shield | 6 mm (36°) Centre 6 mm (22°) Sides | N/A |
Notes:
- Suspension wheels and tracks are 15 mm thick while torsion bars are 10 mm thick.
- Wheels are 10 mm thick and mudguards are 5 mm thick.
- The belly armour is 5.5 mm thick.
Mobility
Speedforward / back
AB57 / 12 km/h
RB and SB53 / 11 km/h
Number of gears8 forward
2 back
Weight8.0 t
Engine power
AB191 hp
RB and SB100 hp
Power-to-weight ratio
AB23.9 hp/t
RB and SB12.5 hp/t
Game Mode | Max Speed (km/h) | Weight (tons) | Engine power (horsepower) | Power-to-weight ratio (hp/ton) | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Forward | Reverse | Stock | Upgraded | Stock | Upgraded | ||
Arcade | 57 | 12 | 8 | 142 | 191 | 17.75 | 23.88 |
Realistic | 53 | 11 | 88 | 100 | 11 | 12.5 |
Modifications and economy
Repair cost
AB140
RB350
SB490
Crew training450
Experts3 000
Aces40
Research Aces220 000
Reward for battleAB / RB / SB
2 × 20 / 20 / 30 % 2 × 100 / 100 / 100 %
Modifications
Mobility | Protection | Firepower | ||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
|
|