Смерть с небес. в иркутске вспоминают страшную катастрофу 1997 года

Технические характеристики

Первые же испытательные полеты показали, что в антоновском КБ спроектировали и построили уникальный самолет, превзойти который по десяткам технических параметров ни один зарубежный тяжелый самолет не смог и поныне.

В подтверждение этому – сотни авиационных мировых рекордов, поставленных «Русланом» на самых популярных зарубежных авиационных шоу и в дни тяжелой повседневной работы.

Основная модификация самолета спроектирована по следующему техническому заданию:

  • Количество и состав экипажа – 8

    2 пилота, штурман, 2 бортинженера, бортрадист, 2 оператора погрузочно-разгрузочных систем;

  • количество пассажиров – 28

    7 – сменный экипаж, 21 – обслуживающий персонал. В зависимости от модификации и назначения самолета состав экипажа может быть изменен.

  • Планер: длина – 69,1 м, высота – 21,08 м, размах крыла – 73,3 м, площадь крыла 628 кв.м.
  • Основная силовая установка – 4 турбореактивных 2-хконтурных двигателя Д-18Т конструкции КБ «Прогресс», г. Запорожье. Главный конструктор – В.А.Лотарев. Суммарная взлетная тяга 4 х 23430 кгс.
  • Вспомогательная силовая установка для воздушного запуска маршевой двигательной установки – 2 газотурбинных двигателя ТА-12 конструкции ОАО НПП «Аэросила».

Шасси самолета по конструкции является многоопорным, состоит из 24 колес. Ан-124 – единственный в мире тяжелый транспортный самолет, способный производить взлет и посадку с грунтовых аэродромов.

Грузоподъемность, вес самолета

Самолет спроектирован для работы с экстремальными грузами.

Снаряженный Ан-124 весит 178,4 т. Предельная масса топлива в баках, расположенных в крыльях – 212,35 кг. В грузовой кабине длиной 36,5 м, шириной 6,4 м и высотой 4,4 м и полным объемом 1050 кубических метров «Руслан» может транспортировать по воздуху максимальную нагрузку в 120 тонн. Два одинаковых грузовых люка – задний и передний, имеют длину 6,4 м, высоту – 4,4 м.

Взлетная масса полностью загруженного и заправленного самолета огромна – 392 тонны. Превысил массогабаритные параметры «Руслана» только один самолет – спроектированный на его основе Ан-225 «Мрия».

Катастрофы Ан-124

В ходе испытательных полётов на максимальный скоростной напор, разрушился обтекатель РЛС и вслед за ним вся носовая отклоняемая часть. Отдельные детали этих конструкций, попав в двигатели, вызвали их остановку. Экипаж под управлением командира А.С. Горбика не имел возможности дотянуть до посадочной полосы и машина рухнула недалеко от села Кодра в лесистой местности. Погибли восемь испытателей, это произошло 13 октября 1992 года.

В 1993 году 15 ноября, выполняя заход на посадку в Иране на аэродром Керан, расположенный в горной местности, пилоты потеряли пространственную ориентировку. Ан-124 врезался в гору не долетев 44 км до посадочной полосы в результате погибли 17 человек.

Ан-124

8 октября 1996 года в Турине шёл сильный проливной дождь. Выполняя посадку в условиях плохой видимости, на месте командира находился бывший космонавт-испытатель А. Бородай, который на повторном заходе, не наблюдая посадочную полосу, задел выпущенным шасси за дом в деревне и самолёт упал, захватив жизни двух человек, находившихся в строении. Ан-124 получил разрушения и загорелся, пять человек погибли и 11 были ранены, сам пилот остался жив.

Самая резонансная катастрофа случилась в Иркутске в 1997 году 6 декабря. В наборе высоты после взлёта на самолёте отказали двигатели; сначала третий, потом первый и второй и всё это в течение 8 секунд. «Руслан», зацепив кровлю двухэтажного дома, врезался в четырёхэтажный. 23 человека, находившиеся на борту погибли, а 70 жителей нашли свою смерть под обломками строения. Причиной стала вода, попавшая в топливо, о чём стыдливо умолчала комиссия, расследовавшая эту катастрофу.

Ан-124

Ан-124 действительно уникальный самолёт, не имеющий аналогов в мире, созданный трудом талантливых киевских авиастроителей. В настоящее время —  это самый большой транспортный самолёт, выпуск которого налажен серийно.

Технические характеристики АН-124

Он состоит из двух палуб:

  • нижняя — она же грузовая (1050 кубометров). Он оборудован погрузочным оборудованием, а пол сделан из титана. Это позволяет ему выдерживать значительные нагрузки;
  • верхняя — пассажирская — там располагается экипаж и служащие, сопровождающие груз — 21 чел.

Они поделены на герметичные отсеки.

Благодаря наличию многоопорных шасси (24 колеса), самолет может взлетать и с грунтовых взлетно-посадочных полос, а также облегчает работу во время погрузки. Этому помогает и то, что у АН-124 два грузовых люка — в носовой и хвостовой части самолета.

Бортовая система полностью автоматизирована. Она оборудована таким образом, что самолетом можно управлять практически в любых погодных условиях, а также позволяет перевозить груз и войска в самые горячие точки.

Несколько самолетов ранее и использовались в таких целях у НАТО. Он может взять на борт 440 десантников и 880 солдат.

Самолет «Руслан».

Что касается грузов, то “Руслан” способен принимать на борт моногруз весом в 50 тонн, а также грузы общим весом в 120 000 кг.

Размах крыла — 73,3 м, а длина — 69,1 м. Его высота — 20,78 м. А сколько весит самолет “Руслан” и вес АН-124 при взлете? Почти 392 000 кг. Максимальный вес — 405 000 кг, а при взлете с пустыми грузовыми отсеками — 173 000 кг.

Если брать летные характеристики, то его крейсерская скорость достигает 750-800 км/ч. А максимальная может быть 865 км/ч. Его дальность полета — 4 500 км.

Память о трагедии

Дом №45 по улице Гражданской и четыре деревянных многоквартирных барака снесли сразу после трагедии. Почти 70 семей, оставшихся без крова, пришлось переселить. Спустя несколько месяцев на месте, где погибли люди, началось строительство церкви Рождества Христова.  

Храм Рождества Христова. Фото: Из личного архива/ Роман Сизых

Светлый, высокий храм открыл свои двери уже в октябре 1999 года. В фундамент храма заложили капсулу с воспоминаниями людей, которые потеряли в авиакатастрофе  близких. Рядом с церковью  установлен мемориал, где в камне увековечены имена всех погибших. Украшают мемориал 72 хромированных подсвечника, по числу жертв.  

Мемориал погибшим в авиакатастрофе. Фото: Из личного архива/ Роман Сизых

Детский дом тоже реконструировали в 1999 году. Место катастрофы стало одним из духовных центров городка авиастроителей, ежегодно в день памяти трагедии здесь проходят митинги и литургии.

2016 год. 10 погибших

1 июля 2016 года самолет Ил-76 МЧС России вылетел с аэродрома в Усольском районе на ликвидацию лесного пожара в Качугском районе. На борту находилось 10 человек. В 11.30 экипаж должен был выйти на связь, однако этого не произошло. В результате двухдневных поисков самолет был обнаружен в 145-ти км от Качуга, все члены экипажа погибли. Выяснилось, что от крушения воздушного судна возник лесной пожар. 

Указом президента России Владимира Путина за мужество, отвагу и самоотверженность, проявленные в экстремальных условиях, экипаж тяжелого самолета МЧС России Ил-76, погибший при тушении лесных пожаров в Иркутской области, награжден Орденами Мужества посмертно. На месте, где упал самолет, установили православный крест из лиственницы, возле него были посажены 10 сосен в память о погибших.

Ил-76. Фото: МЧС России

Ил-76. Фото: МЧС России

Ил-76. Фото: МЧС России

1 / 3

Последствия крушения и расследование

Катастрофа унесла жизни 68 человек, среди которых восемь членов экипажа и 15 пассажиров на борту. На земле погибло 45 человек, среди которых 14 детей. Падение самолета лишило 70 семей жилья. Очень осложнило ситуацию огромное количество топлива, которое находилось на борту и вытекло из баков.

Для выяснения причин крушения была создана экспертная комиссия. К сожалению, записи переговоров с двух бортовых самописцев извлечь не удалось из-за сильных повреждений в результате пожара. В результате расследования причиной отказа двигателей стала большая перегрузка судна.

Также была выдвинута версия летчиком-испытателем А. Акименковым. Он заявлял, что отказ двигателей мог произойти из-за звонка по китайскому радиотелефону одним из пассажиров, которые были на борту. В результате звонка мог произойти сбой электроники самолета и, как следствие, отказ двигателей. Еще одной из принятых версий является предположение генерал-майора Б. Туманова о том, что причиной отказа стал помпаж моторов.

События катастрофы в Иркутске и Киншасе были использованы в детективном романе Ф. Низнанского под названием «Убить ворона». Основной мыслью романа являются два масштабных крушения транспортных самолетов с многочисленными жертвами. По сюжету романа аварии были подстроены специально для скрытия хищений. 

Что привело к падению самолета?

Официальных причин падения самолета официальные лица пока не называли. Расследование
авиационного инцидента обычно занимает несколько месяцев.

Но предварительные версии уже озвучены. Так, по данным Минтранса
Беларуси, судно уходило на второй круг в попытке посадить самолет «в сложных метеорологических условиях». Согласно сводке синоптиков, при посадке самолета шел сильный мокрый снег, который ограничивал видимость.

Информированный источник также сообщил «Интерфаксу», что причиной
могла стать техническая неисправность, столкновение с птицами или ошибка пилотирования при непростой погоде.

«Воздушным судном управлял опытный экипаж. Командир имел
общий налет более 12 тысяч часов, в том числе на типе АН-12 более 7 тысяч», —
уточнил Минтранс Беларуси после появления данной версии.

Также ведомство добавило, что на борту потерпевшего катастрофу воздушного судна груз
отсутствовал. Это позволило специалистам сразу исключить версию о неправильной центровке груза.

Следователи Восточного межрегиональное следственное управление на транспорте СК РФ после аварии возбудили уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного части 3 статьи 263 УК РФ (нарушение правил безопасности воздушного транспорта, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц). На месте трагедии нашли уже нашли неповрежденный черный ящик, который поможет специалистам Межгосударственного
авиационного комитета выяснить причину этой катастрофы

На месте трагедии нашли уже нашли неповрежденный черный ящик, который поможет специалистам Межгосударственного
авиационного комитета выяснить причину этой катастрофы.

6 декабря в истории Иркутской области

1732. Префект Московского Заиконоспасского училища Иннокентий хиротонисан (в Москве) в епископа Иркутского.

1827. Привезли в Иркутский тюремный замок декабристов П. А. Муханова, А. В. Поджио и И. И. Пущина. Отправлены в Забайкалье 15 (27) декабря.

1856. Иркутский округ разделён на три — Иркутский, Балаганский и Верхоленский округа, таким образом, вместе с Нижнеудинским, количество округов в Иркутской губернии достигло четырёх.

1881. В ночь на 24 ноября при совершенно ясном небе было видимо лунное затмение.

1882. Иркутский губернский суд рассмотрел дело Л. П. Буланова и его товарищей по «Народной Воле», которым предъявлено обвинение в причастности к существующей в тюремном замке организации политических заключенных. Суд приговорил Т. Г. Бабичева — к восьми, А. Непомнящего — к четырем, Н. 3. Ступина — к шести месяцам тюрьмы, Л. П. Буланова — к ссылке в Восточную Сибирь, В. Е. Козловского — в Западную Сибирь, А. П. Грабовского освободить на поруки.

1898. В Иркутск прибыл принц итальянский герцог Абруццкий (сын итальянского принца Виктора Эммануила). Путешествует по Сибири инкогнито. Был встречен на вокзале губернатором, посетил городской театр, а 25 уехал на Байкал. Герцог направлялся на восток с научной целью.

1900. С высочайшего соизволения разрешена подписка на постановку в Иркутске памятника державному инициатору постройки Сибирской железной дороги императору Александру III.

1904. В Иркутске в здание городской библиотеки переведена из управы бесплатная библиотека-читальня имени Потаниной.

1905. В Иркутске забастовка кузнецов. Требование — введение рабочего дня с 6 часов утра до 6 часов вечера с 2-часовым перерывом для чая и обеда. 24-го в ремесленной управе совещание хозяев и представителей рабочих.

1906. В Иркутске из кладовой золотосплавочной лаборатории посредством подкопа (22 аршина) из подвала во дворе похищено шлихового и лигатурного золота в слитках 4 пуда 23 фунта 29 золотников. Лаборатория охранялась военным караулом. (Вышина подкопа в рост человека.)

1906. В Иркутске открыто сельскохозяйственное общество.

1912. Вышла ежедневная общественно-политическая и литературная газета либерального направления «Новая Сибирь». Редактор-издатель А. А. Маркачев. Газета издавалась до 1 февраля 1913. В ней принимали участие видные социал-демократы B. С. Войтинский, Н. А. Рожков, Н. Ф. Чужак-Насимович и другие.

1934. В Иркутске объявлен траур. На площади III Интернационала состоялся траурный митинг трудящихся, посвященный памяти С. М. Кирова, который открыл председатель городского Совета Н. В. Камбалин. Затем выступили председатель крайисполкома Я. 3. Пахомов, член ЦК Жуков, представитель РККА Гудкин и от комсомола — Керзин.

1936. В Иркутске вышел из печати литературный сборник молодых писателей «Молодость».

1989. Иркутск входит в число неблагоприятных городов Советского Союза, где концентрация вредных веществ превышает 5 ПДК. Наиболее загрязненными частями города являются районы Академгородка, Синюшиной горы и Центрального рынка. Наиболее высокие концентрации могут быть в периоды неблагоприятных метеорологических условий. По последним данным, 15 ноября сего года в большинстве районов Иркутска концентрация по двуокиси азота превышала 1 ПДК, в районе Синюшиной горы — более 2 ПДК, по окиси углерода в районе Центрального рынка и метеостанции — 2-2,5 ПДК, в районе Академгородка -5,8 ПДК. По формальдегиду в районе Академгородка-2,1 ПДК. Вклад автотранспорта в загрязнение атмосферы составляет от 40 до 60 %.

1997. Крушение транспортного самолёта Ан-124-100 ВВС России в городе Иркутске. Выполняя взлёт с аэродрома Иркутского авиазавода, самолёт из-за последовательного отказа трёх из четырёх двигателей упал на жилые дома микрорайона Иркутск II сразу после взлёта. В катастрофе погибли 72 человека.

Римма и угол атаки

Специалисты называли несколько причин катастрофы, но постепенно почти все из них были отметены. Осталась одна: сбой в работе бортового компьютера. Но и она вызывала и вызывает сомнения экспертов. Катастрофа «Руслана» и еще одного российского лайнера, перевозившего боевую технику, легла в основу романа Андрея Таманцева «Угол атаки», в котором автор настаивает на иной версии случившегося. Исходя из сюжета романа, причиной гибели самолетов могли стали происки американцев, которые пытались заполучить крупные контракты по поставкам боевых самолетов.

Спустя десять лет выяснить истинные причины произошедшего довольно сложно. Обломки разбившегося «Руслана» долгое время лежали на территории авиазавода, но потом были сданы в металлолом. Место трагедии совершенно преобразилось: детский дом реконструирован, рядом с ним возвышается православный храм.

Маленькие ребятишки из детского дома № 1, ставшие свидетелями катастрофы, давно выросли. Почти все они уже покинули стены детдома, и только Римма, девочка, пережившая весь ужас того страшного дня, больше месяца пролежавшая в больнице с ожогами, достигнув 18-летнего возраста, продолжает жить в детском доме. Каждое утро Римма просыпается, смотрит на портреты погибших подружек — Ани, Яны и Люды — и идет на работу, на авиазавод, с аэродрома которого 6 декабря 1997 года взлетел самолет «Руслан».

Катастрофа навсегда сохранится в памяти Риммы — ее ноги и руки покрыты шрамами от ожогов, оставленных пламенем, ворвавшимся в пятую группу детского дома 6 декабря. Долгое время девочка прятала эти страшные следы беспощадного огня под брюками и кофтами с длинными рукавами. И только повзрослев и поняв, какая она все-таки красавица, девушка начала раскрепощаться и надевать открытые наряды.

В детском доме никто и никогда не укажет Римме на ее недостатки — даже совсем маленькие ребятишки, живущие по соседству, знают, откуда это у нее и почему говорить об этом не стоит.

Но сейчас Римма работает. Она выходит в город, ездит в общественном транспорте

Красивое лицо девушки привлекает внимание. Потом взгляды падают на руки, и Римма оказывается незащищенной от колких высказываний

Однажды в автобусе один мужчина, увидев шрамы на руках Риммы, начал выспрашивать, что это да откуда.

Ну как она могла рассказать совершенно постороннему человеку о том страшном дне, когда она, будучи восьмилетним ребенком, закрывала лицо руками, прячась от огня; как сворачивалась в комочек, принимая позу эмбриона в надежде почувствовать ту защищенность, которую ощущала в утробе матери, той матери, которую потом лишили родительских прав; как лежала больше месяца в ожоговом центре и ждала чуда. Но чудо, свершившись, обернулось для нее еще одной трагедией…

Воспитательница привела сына в детдом за 15 минут до катастрофы 6 декабря 1997 года, суббота. Ребятишек в детском доме было мало: кто в Доме творчества, кто в бассейне, кто на катке. В пятой группе остались Римма Васильева, Аня Зернис, Яна Потанина, Люда Шашкина… Воспитательница группы Надежда Мелешко за 15 минут до трагедии сбегала домой и привела в группу своего пятилетнего сынишку Макара.

Огонь ворвался в помещения пятой группы внезапно. Воспитательница находилась в состоянии аффекта и не знала, что делать. Две девочки куда-то спрятались, Римма закрывалась руками от огня, Надежда Мелешко тащила своего горящего сына…

Галина Крюкова, директор детского дома № 1, вспоминает, как вечером 6 декабря, когда всех детей уже перевезли в 13-й интернат, воспитатели недосчитались двоих. Сразу после катастрофы в больницу увезли Аню Зернис, Римму Васильеву, воспитательницу Надежду Мелешко и ее сына Макара. А вот Яны Потаниной и Люды Шашкиной, 8 и 9 лет, не было нигде.

— Мы ходили, искали, всех расспрашивали, а в 12 часов ночи меня пригласили на опознание, — рассказывает Галина Крюкова. — Тела сгорели так, что уменьшились до 70—80 сантиметров. И опознать я их могла только по размеру: Яна — вот эта, потому что поменьше…

15-летняя Аня Зернис умерла в больнице через пять дней. Макара, сына воспитательницы, доставили самолетом в Москву, но спасти мальчика не удалось, он умер в середине января. Где сейчас мать Макара, в детском доме никто не знает.

Хронология событий катастрофы

6.12.1997 года транспортный самолет Ан-124, принадлежавший ВВС России, с бортовым номером RA-82005 производил перевозку во Вьетнам. На борту аппарата были расположены два отечественные истребители типа Су-27УБК, изготовленные на иркутском авиазаводе. Вылет из города Иркутска был осуществлен в 14:42. Проблемы начались на первых секундах после отрыва от ВПП, всего через две секунды произошел помпаж и отключение 3-го двигателя. Еще через шесть секунд произошло штатное отключение 2-го двигателя на высоте 22 метров от земли. Спустя две секунды под воздействием большого угла атаки и скольжения самолета произошел помпаж и отключение 1-го двигателя на высоте 66 метров. В результате всего этого остался в работе только один двигатель, мощности которого было недостаточно для набора скорости и высоты. Все попытки экипажа удержать стабильное положение аппарата так и не увенчались успехом. При большом крене на правый бок самолет рухнул на жилые дома, при этом разрушив дом №45 на улице Гражданской. Хвостовой частью был сильно поврежден дом №120 на улице Мира. Части оперения и другие осколки повредили детский дом.

Самолёт

Тяжёлый транспортный самолёт Ан-124-100 №82002 был третьим выпущенным «Русланом». Год выпуска – 1984. Многое в нём появилось впервые и проходило обкатку. На обычных режимах полёта лайнер показал себя хорошо, но в этом полёте случилась беда. При выполнении сертификационного полета, на высоте 5800 м в разгоне от V = 530 км/ч до V = 650 км/ч, с с полностью отклоненным рулем поворота, на V = 614 км/ч произошло разрушение обтекателя радиолокационный станции и носовой откидной части фюзеляжа, приведшее к резкому торможению, возникновению сильной тряски и шуму в кабине.

Разрушение носовой части фюзеляжа привело к отказу двух двигателей, многочисленным отказам систем (в т.ч. отказы указателей скорости и высоты), сильной тряске конструкции, непрерывным звуковому и световому сигналам «критический режим».

Ан-124 CCCР-82002 в Ле-Бурже, 1985 год

Большие повреждения осколками потерпел 3-й двигатель, полностью вышедший из строя. При этом было нарушено функционирование гидросистем, а вышедшая из строя электроника стала передавать неверные данные.

Действия экипажа нельзя назвать хладнокровными, но в такой обстановке сохранить самообладание трудно. На приборной доске можно было увидеть, что скорость упала до 0, а высота показывалась на 1200 метров выше действительной. В кабине постоянно работала световая и звуковая сигнализация. Экипаж попробовал выпустить закрылки, но они не вышли до конца. Поскольку скорость невозможно было определить по приборам, её измерил находившийся неподалёку Ан-22 «Антей». Командиру «Антея» передали, что с «Русланом», находящимся неподалёку, происходит что-то непонятное.

Василий Самаров, КВС «Антея» сразу развернулся и увидел самолёт на высоте 5200 метров, но при подлёте обнаружил его уже на высоте 3000 м. По расчётам Самарова «Руслан» должен был находиться на километр выше. Он сообщил диспетчеру, что скорость «Руслана» 450 км/ч, и передал КВС Горбику, что те снижаются слишком быстро, и что за высоким лесом находится поле, пригодное для посадки. На это Горбик ответил: «Мы не снижаемся, мы падаем».

После второго сигнала место катастрофы было определено точно, все те, кому положено быть на месте аварии, прибыли в считанные минуты, но спасать было некого.

Самолет с международным экипажем

Ан-12 рухнул возле села Пивовариха после второй попытки зайти на посадку. Сразу после падения самолет загорелся, огонь охватил порядка 300 квадратных метров.
Практически сразу на место катастрофы прибыли аварийные службы и приступили к тушению пожара. 

Шансы выжить при такой аварии минимальны, отмечают специалисты. Пессимистичные прогнозы скоро сбылись — через некоторое время спасатели обнаружили фрагменты тел.

По данным иркутских властей,
все находившиеся в самолете погибли. Пока нет точной информации, сколько было человек
в Ан-12, экстренные службы озвучивают цифры от семи до девяти человек. Для
идентификации тел понадобится экспертиза ДНК.

Губернатор Иркутской области Игорь Кобзев в Instagram
опубликовал список погибших на борту упавшего самолета Ан-12, среди них
граждане России, Украины и Белоруссии.

Список погибших в самолете Ан-12:

  1. Капитан Егоров Александр Николаевич, Россия
  2. Второй пилот Щучко Олег Валерианович, Украина
  3. Бортрадист Чуприненко Александр Борисович, Украина
  4. Штурман Сергеев Андрей Евгеньевич, Белоруссия
  5. Бортмеханик Кропалев Юрий Николаевич, Россия
  6. Инженер Гармоненко Дмитрий Иванович, Белоруссия
  7. Инженер Карпук Максим Михайлович, Белоруссия

Кроме того, по дополнительному списку пассажиров в самолете находились двое сопровождающих
от компании «Заполярье». Оба сопровождающих с фамилиями Чуприненко и Гармоненко были гражданами Украины. Их роль на борту не определена. Данная информация проверяется службами.

«Поскольку экипаж международный, в срочном порядке
организовали взаимодействие с МИД и Росавиацией. К тому же, завтра в наш регион
прилетают представители авиакомпании «Гродно». Со своей стороны, будем делать
все, чтобы разобраться в причинах трагедии», — написал Кобзев.

Какой полет выполнял Ан-12?

Грузовой самолет компании «Гродно» вылетел с Кепервеема (Чукотка),
затем в Якутске останавливался на дозаправку. Белорусский Ан-12 работал на доставке в российскую Арктику продуктов и товаров народного потребления.

Воздушное судно с бортовым номером EW-518TI эксплуатировалось с 1968 года, следует из данных сайта russianplanes.net. При этом за длительное время службы у него сменилось много хозяев.

Военно-транспортный самолет Ан-12 был разработан в СССР в 1950-х годах.
Он оборудован четырьмя турбовинтовыми двигателями и может перевозить 21 тонну груза.

Борт построили на Ташкентском механическом заводе в 1968
году. В составе Военно-воздушных сил СССР, а затем России он эксплуатировался
до 1993 года, после чего находился на хранении до 2003 года.

До 2014 года его эксплуатировала авиакомпания «Air Armenia».
Затем самолет перешел во владение таджикской «Asia Airways». Он летал
около года, после чего до 2019 года находился на хранении в Хартуме (Судан). В
2019 году этот борт начала эксплуатировать белорусская авиакомпания «Гродно».

«Руслан»-рекордсмен

Если верить авторам энциклопедии «Техника вокруг нас», Н. А. Балдиной и другим, самолет «Руслан» был построен в 1984 году для доставки тяжелых и крупногабаритных грузов и развивал скорость 800-850 км/ч. Подобную скорость самолету обеспечивали четыре турбореактивных двухконтурных двигателя. Кроме того, для удобства погрузки и выгрузки различной техники (например, автобусов или самолетов) шасси «Руслана» было оборудовано специальной системой «приседания». По мнению специалистов, уникальный Ан-124 тогда опередил свое время.

Поэтому неудивительно, что за первые 3 года эксплуатации «Руслан» стал «виновником» установления 22 мировых рекордов. «Руслан» несколько раз попадал в Книгу рекордов Гиннесса. Как указано в издании «Книга патриота», именно на этом самолете в 1990 году летчик Лев Козлов совершил свой знаменитый кругосветный полет. В Книге Гиннесса также была зафиксирована транспортировка электрогенератора компании «Сименс» весом 135,2 тонны из немецкого Дюссельдорфа в индийский город Дели, которую тоже осуществил «Руслан».

Причины трагедии

Как пишет Николай Якубович в своей книге «Супергиганты Ан-124 «Руслан» и Ан-225 «Мрия»», выяснилось, что после взлета в течение восьми секунд из строя один за другим вышли сразу три двигателя «Руслана». По словам Якубовича, подобные случаи являются редкостью в авиации. Согласно версии разработчика двигателей, такую «реакцию» могло вызвать некачественное топливо, имевшее в своем составе слишком много воды. Эта вода при минусовой температуре попросту замерзла. Образовавшийся лед в свою очередь перекрыл проход топлива через фильтры. По утверждению конструктора Ф. М. Муравченко, он вместе со своими коллегами экспериментальным путем доказал состоятельность данной версии, но  остался не услышанным.

Официальной причиной трагедии, произошедшей в Иркутске, была названа техническая недоработка. В. М. Скляренко и другие авторы издания «100 знаменитых катастроф», упоминают о том, что комиссия пришла к выводу, что вследствие перепада температур от воздушного радиатора откололась крошечная часть. Эта часть и пустила вразнос стартер двигателя. Иными словами члены комиссии объявили виновниками специалистов, работавших над двигателями. Так это или нет, эксперты спорят до сих пор. Однако никаких сомнений не вызывает тот факт, что пилоты, которые уже не надеялись выжить сами, все же постарались отвести «Руслана» от жилых районов города.

Римму взяли в семью, а потом вернули в детдом

Римма Васильева пролежала в ожоговом центре месяц и десять дней. Девочке сделали несколько пластических операций. А так как о катастрофе в Иркутске тогда говорила вся страна и по телевидению постоянно показывали различные сюжеты об этой трагедии, то в одном из них показали и девочку Римму, всю в бинтах лежащую на больничной койке.

Увидев Римму на телеэкране, женщина из Тверской области объявила своему мужу: «Она будет моей дочкой». Вскоре Ирина и Игорь Тюрины вместе со своим сыном-школьником приехали в Иркутск. Сотрудники детдома и власти области оценили подвиг женщины из Лихославля, и, хотя обычно процедура оформления опекунства занимает довольно длительное время, этой семье была оказана вся необходимая помощь — нужные бумаги подготовили в кратчайшие сроки.

Римму и ее новую семью провожали с почестями. Новоиспеченная опекунша рассказывала, как нужна ей эта девочка и как она будет о ней заботиться. Но в городе Лихославле ребенок из иркутского детского дома не прожил и полугода. Уже в конце мая Римму вернули назад.

Ирина Тюрина, которая так мечтала об этом ребенке, заявила директору детского дома, что не может больше жить вместе с Риммой, что в семье из-за этой девочки постоянно возникают конфликты.

А Римма, наверное, была даже рада. Она с удовольствием вернулась в детдом и больше никогда не вспоминала ни о той женщине, которая хотела стать ее мамой, ни о городе Лихославле.

Сейчас Римма сирота. Ее биологическая мать, лишенная когда-то родительских прав, умерла. Окончив профессиональный лицей № 23, девушка получила специальность повара-кондитера и пошла работать на авиазавод.

Всем детям, которые в день катастрофы находились в детдоме, государство предоставило компенсации — 1600—1700 рублей. Деньги можно было снять только по достижении совершеннолетия, и они полностью обесценились. По закону детдомовцам полагается жилье, но за те одиннадцать с лишним лет, что Галина Крюкова работает директором, квартиру не получил ни один очередник. Дети вырастают, создают семьи и снимают жилье, отдавая за аренду почти все заработанные средства. Некоторые, конечно, получают комнаты в общежитиях по месту работу. И Римма, устроившись на авиазавод, тоже ждет, когда у нее появится своя жилплощадь.

Римма как-то уже пыталась уйти из детского дома, жила где-то целое лето, но потом вернулась. Ей больше неоткуда ждать помощи и некуда идти. Она живет в той же самой группе, в комнате на двоих. А в рядом расположенном зале, где дети отдыхают и смотрят телевизор, Римма каждый день может видеть фотографии своих погибших подруг — Ани, Яны и Люды.

Спасательная операция

Первыми самолет в тайге нашли медики — к месту прибыли 4 экипажа скорой помощи. Пять пассажиров к тому времени сами выбрались из самолета, по данным источника ТАСС в Минздраве. Они кричали, громко включали музыку, звали на помощь. Благодаря этому их удалось найти, уточнял Лайф.

https://vk.com/video_ext.php

Спасатели разбирали фюзеляж, чтобы разблокировать зажатых в салоне людей. В операции участвовали 70 человек. 

— Самостоятельно передвигаться могут только три пассажира самолета, — рассказывал «КП» главный специалист отдела по ГО и ЧС Сергей Яковлев. — Остальным пострадавшим нужны носилки. У них тяжелые повреждения и травмы средней тяжести. Нужны жесткие носилки. Как проходит эвакуация: сначала раненых нужно спустить с горы, спуск здесь крутой, затем на лодке по реке метров 100–150. Ну и отвезти в больницу поселка Магистральный.

Фото с места крушения самолета. Фото: МЧС

2001 год. 145 погибших

4 июля 2001 года ночью на подлете к Иркутску разбился авиалайнер Ту-154 авиакомпании «Владивосток-авиа». Рейс следовал из Екатеринбурга во Владивосток с промежуточной посадкой в Иркутске. Пилоты выполняли маневр разворота и захода на посадку, когда авиалайнер неожиданно развернуло на 180 градусов, самолет начал падать. По предварительному анализу траектории падения он должен был упасть на поселок Бурдаковка в 34-х км от Иркутска. Пилотам удалось увести машину в сторону. Ту-154 рухнул на лесную поляну в нескольких км от села.

На место происшествия из Иркутска немедленно вылетели на вертолете спасатели МЧС, из ближайших населенных пунктов прибыли пожарные расчеты. Но спасать было уже некого. Ту-154 от удара разлетелся на множество мелких обломков, сохранилась лишь хвостовая часть лайнера.

Причиной ЧП стали ошибочные действия экипажа. При заходе на посадку экипаж не смог выдерживать установленную высоту в 850 метров. Чтобы исправить ошибку, второй пилот потянул штурвал на себя. Неправильные действия командира корабля лишь усугубили эту ситуацию, в результате самолет полностью потерял управление и разбился. Погибло 145 человек, в том числе девять членов экипажа.

История появления самолёта «Руслан»

В годы холодной войны, когда шла гонка вооружений, советские конструкторы разработали машину подобную американскому С-5 «Galaxy», но после последующих изменений в проекте самолёт получил обозначение Ан-400 и превзошёл начальные замыслы.

Ан-124

Лётчик-испытатель Владимир Терский в последних числах декабря 1982 года оторвал от земли первый опытный экземпляр большого транспортного самолёта, который вскоре обрёл собственное имя «Руслан». Под этим именем он был продемонстрирован на авиационном салоне во Франции в 1985 году и тогда же западные специалисты узнали, что это разработка киевских авиастроителей под руководством конструктора-руководителя В.И. Толмачёва, получившая обозначение Ан-124.

Небольшая часть самолётов «Руслан» собиралась на киевском заводе в ОКБ Антонова, основной же выпуск был налажен в Ульяновске на отдельном заводском комплексе, специально построенном для этих машин. В 1991 году сборка самолётов застопорилась и лишь после заключения договора России и Украины восстановилась, но уже более медленными темпами. В 1995 году «Руслан» прекратили производить. Серия закончилась на 55-м самолёте.

Ан-124

Подарки Шойгу и Путина

Каждый год 6 декабря ребята из детского дома едут на кладбище в Ново-Ленино, где похоронены три девочки и сын воспитательницы Макар. Потом все идут в церковь, ставят свечки. В этот день в столовой детского дома обязательно подают кисель и блины. В 14.45 ребята и воспитатели выходят на митинг.

Храм Рождества Христова, построенный в память о погибших, стоит прямо за забором детдома. В 1999 году на его освещение в Иркутск прилетал Сергей Шойгу, который был на этом месте сразу после катастрофы «Руслана». Шойгу опекал детский дом в течение нескольких лет — он подарил иркутским ребятишкам свой выигрыш в игре «О, счастливчик!» — 32 тысячи рублей (сейчас эта игра называется «Кто хочет стать миллионером?»).

Но вот детдомовским ребятам, лично обласканным сильными мира сего, как-то не везло.

В 2000 году Владимир Путин подарил Тане Лущинской полутораметровую куклу, и вскоре девочка была переведена в коррекционную школу.

В 2002 году министр МЧС Сергей Шойгу подарил Антону Гроссману часы с надписью «Единая Россия». Мальчик отправился в коррекционный детский дом в Усть-Уде.

А Римме Васильевой, так сильно пострадавшей в катастрофе, никто никогда не преподносил таких подарков. Возможно, это к лучшему, потому что один подарок — новая семья — для Риммы однажды уже обернулся бедой. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector