Бетонобойные авиабомбы: с небес в преисподнюю
Содержание:
- Что будет, если затонет судно с атомным реактором
- Примечания
- Расшифровка названия[править | править код]
- История применения
- Свойства вещества
- Авиационная бомба. Виды. Характеристики.
- Тактико-технические характеристики
- «Самые-самые» среди авиабомб[ | ]
- Разработка и применение
- Негуманный убийца
- ТЕЛЕУПРАВЛЯЕМАЯ АВИАБОМБА ТУБ (ЛИИС)
- Основные характеристики авиабомб
- История применения
Что будет, если затонет судно с атомным реактором
На сегодняшний день в море затонуло 9 атомных подводных лодок. 2 из них принадлежат США, а 7 оставшихся – СССР и России.
Как это не парадоксально звучит, но попытки поднять судно с действующим ядерным реактором представляют куда большую опасность, нежели решение просто оставить его покоиться на морском дне. Конечно, это нельзя назвать полноценным решением проблемы, однако чаще всего это единственный вариант и не самый плохой.
На суше неполадки в работе реактора значительно повышают риск его расплавления. Под водой же в него бесконечно поступает ледяная океаническая вода, которая охлаждает его даже если защитная оболочка реактора не была повреждена взрывом.
Вода не дает радиации распространяться слишком далеко, так что ядерный реактор наносит вред окружающей среде только в небольшой области рядом с собой. Интересен тот факт, что океаническая вода в донной части постоянно подвергается естественной радиации, исходящей от залежей урановых руд, однако к каким-либо катастрофическим последствиям это не приводит.
Основную опасность излучение реактора представляет для организмов, обитающих в радиусе 30 метров. Здесь радиоизотопы накапливаются в почве и могут приводить к гибели существ. Однако в скором времени данная область покрывается естественными осадками и остается погребенной, минимизируя радиационную опасность.
К тому моменту, как основные элементы конструкции реактора подвергнутся коррозии и разрушатся, его активная часть окажется в бескислородной среде морского дна. Излучение же его будет аналогично тому, что исходит от крупных залежей урана.
Примечания
- Первое боевое применение авиабомб
- Чечик Д. Л. Вооружение летательных аппаратов. — М.: Издательство МАИ, 2002. — С. 33-50. — 164 с. — 500 экз. — ISBN 7-7035-1261-1.
- С небес — в преисподнюю: Удар // Популярная механика, 19 марта 2012
- CNews: «Мать всех Бомб» станет ширмой для ядерного удара? Архивировано 22 декабря 2007 года.
- США впервые сбросили самую мощную неядерную авиабомбу: топ-6 фактов о «матери всех бомб»
- фото
- На полигонах мира // Зарубежное военное обозрение. — 2012. — № 11. — 4-я стр. обложки.
- ↑ 12 Сверхмалые бомбы: оружие для легких БПЛА
- ↑ 12 Первые атомные бомбы — Little Boy и Fat Man
- ↑ 12 ВОЕННЫЙ ПАРИТЕТ. ЯДЕРНЫЕ АВИАБОМБЫ.
- Видео испытаний
Расшифровка названия[править | править код]
Название бомбы состоит из типа бомбы (ФАБ
-250М-46), её калибра в килограммах (ФАБ-250 М-46), модели по году принятия на вооружение (ФАБ-250М-46 — модель 1946 года) и дополнительно (не всегда) указания её массы — если она существенно отличается от калибра (ОФАБ-250-270 , ФАБ-1500-2600 ТС) и/или конструктивной особенности бомбы либо технологии её производства (ФАБ-500Т — термостойкая, ФАБ-1500-2600ТС — толстостенная, ФАБ-100сч — сталистый чугун, ФАБ-1000сл — стальное литьё), либо коммерческого назначения (КАБ-500С-Э — экспортная).
Типы бомб
Основного назначения
|
Вспомогательные и специальные
|
История применения
Считается, что в зажигательных устройствах белый фосфор впервые применили фении – ирландские республиканцы конца 19 века. Но по-настоящему массово использовать фосфорные бомбы (и другие боеприпасы) начали в ходе Первой Мировой войны. Так, в британские войска зажигательные гранаты стали поступать уже в 1916 году. Тогда же для авиационных и зенитных пулемётов разработали снаряженные фосфором пули (например, британская пуля Букингема калибра .303).
Зажигательно-дымовые бомбы применялись и во Второй Мировой войне. Во время высадки в Нормандии, например, 20% использованных американцами миномётных мин калибра 81 мм были снаряжены фосфором. Американские же танки, если не могли подбить тяжёлую немецкую бронетехнику, использовали дымовые снаряды для «ослепления» экипажей, а в ряде случаев – и выкуривания их из танков.
Не остался без внимания фосфор и в Советском Союзе. В растворённом виде он входил в состав зажигательной жидкости КС, которую использовали в противотанковых бутылках («Коктейль Молотова») и в ампулах АЖ, сбрасываемых с самолётов. Были разработаны и бронебойно-зажигательные пули БЗФ калибра 12,7 мм. А для 120 мм миномётов создали зажигательную мину ТР, снаряжённую не только фосфором, но и термитом.
Известность получила, например, американская граната М34, которую можно было не только бросать рукой, но и выстреливать из винтовочного гранатомёта. Фосфор применяли и в качестве вспомогательного средства – например, для воспламенения баков с напалмом.
Свойства вещества
Фосфор в природе существует в 4 модификациях, и главный интерес для военного дела представляет так называемый «белый фосфор». Это воскообразное вещество может самовозгораться при взаимодействии с кислородом, при этом температура горения достигает 1300 градусов Цельсия.
Собственно, принцип действия боеприпасов сводится к разбрасыванию фосфора наружу. При горении также образует густой и ядовитый белый дым.
Другие возможные последствия – отравление. Вещество было открыто ещё в 15 веке, тогда же была установлена и его огнеопасность. Но разработать способы получения в промышленных масштабах удалось только в 19 веке. Надо отметить, что другая модификация вещества – красный фосфор – тоже применяется в зажигательном оружии, но в меньших масштабах и неядовита. «Жёлтым» же называют плохо очищенную белую модификацию.
Авиационная бомба. Виды. Характеристики.
Авиационная бомба или Авиабомба, один из видов авиационных боеприпасов, сбрасываемых с самолёта или другого летательного аппарата и отделяющийся от держателей под действием силы тяжести или с небольшой скоростью принудительного отделения.
Применяемые в настоящее время авиабомбы в зависимости от своего назначения имеют различные размеры и устройства, причем вес их колеблется от 0,5 до 2 000 кг, длина от 10 см до 4,5 м, диаметр от 5 до 60 см. Наиболее распространены авиабомбы весом около 10, 50, 100, 250, 500, 900 и 1 000 кг.
Авиационные бомбы второй мировой войны
Авиабомбы имеют формы: сигарообразную, или торпедо-образную, грушевидную, или каплеобразную. Придание бомбам различной формы вызывается необходимостью снизить влияние силы сопротивления воздуха (удобо-обтекаемость) и наиболее рационально расположить главную массу взрывчатого заряда.
Устойчивость авиабомб в полете достигается с помощью стабилизатора, который заставляет авиабомбу лететь головной частью (носом) по направлению движения.
В зависимости от свойств цели и поставленной задачи применяются различные авиабомбы:
- а) зля разрушения железнодорожных узлов и станций, мостов, заводов, складов, морских портов, верфей, а в некоторых случаях убежищ и окопов необходимы фугасные бомбы, обладающие большим разрушительным действием.
- б) для поражения живой силы войск на марше, на отдыхе и в бою, не укрытых экипажей кораблей «а аэродромах наиболее целесообразно применение осколочных бомб, дающих
- большое количество убойных осколков; кроме этих бомб, могут применяться химические бомбы;
- в) для создания пожаров в населенных пунктах, на промышленных предприятиях, заводах и в лесах применяются зажигательные бомбы мелких калибров, от 1 до 10 кг
- (в большинстве термитные, дающие температуру до 3 000° С; тушение горящего термита водой результатов не дает);
- г) для освещения местности при ночных действиях в целях разведки, фотографирования и бомбометания, а также при вынужденной посадке вне аэродрома применяются осветительные бомбы;
- д) для затруднения противнику наблюдений за действиями наземных и морских сил необходимы дымовые бомбы;
- е) для действий по кораблям и подводным лодкам необходимы бронебойные или глубинные авиабомбы и торпеды;
- ж) для разбрасывания литературы нужны агитационные бомбы;
- з) для проверки подготовительной работы перед бомбардированием, без расхода боевых бомб при пристрелке, необходимы специальные пристрелочные бомбы малого веса, но обладающие теми же свойствами в полете, что и боевые бомбы.
Авиационная бомба
Действие авиабомб по различным целям
Для надежного закрепления бомб на самолете служат бомбодержатели.
Последние разделяются на два основных типа:
- а) наружные—для подвески бомб под фюзеляжем или под крыльями,
- б) внутренние — для подвески бомб внутри самолета или в особых обтекаемых ящиках, укрепляемых на самолете.
Авиационная бомба
Бомбосбрасыватель — приспособление для приведения в действие механизма замка бомбодержателя при бомбометании. В зависимости от тактических требований бомбардирования бомбодержатели должны позволять одиночное, залповое и серийное сбрасывание бомб с любым промежутком времени между падением бомб в серии.
Бомбардировочные прицелы служат для определения с возможной точностью момента сбрасывания бомбы.
Тактико-технические характеристики
Рассмотрим некоторые параметры различных «дымовых» боеприпасов, состоящих на вооружении США и России.
60 мм мина M722A1 | 81 мм мина М375А3 | 155 мм снаряд М110 | 82 мм мина 53-Д832 | 120 мм мина 53-Д-843 | 122 мм снаряд 3Д4 | |
Общая масса, кг | 1,72 | 4,24 | 44,63 | 3,46 | 16,5 | 21,7 |
Масса заряда, кг | 0,35 | 0,7 | 7,08 | 0,4 | 1,9 | — |
Стоит заметить, что в России был создан выстрел ВГ-40-МД для 40 мм подствольных гранатомётов. Вещество, которым он снаряжается, прямо не называется, но способность одновременно создавать «дымовую завесу и очаги возгорания» наводит на мысли о белом фосфоре.
Существует и «дымовой» вариант реактивного огнемёта «Шмель» – РПО-Д. Как заявлено, он не только ставит дымовую завесу, но и создаёт «очаги пожара» и «непереносимые условия для живой силы». Состав дымообразующего вещества при этом тоже не уточняется
Осторожность вполне понятна
В Болгарии для гранатомётов типа РПГ-7 производится дымовой выстрел RSMK-7MA, но он снаряжается красным фосфором. Им снаряжаются и болгарские боеприпасы RLV-SMK-4 для подствольных гранатомётов стандарта НАТО.
Теперь желание использовать эффективное оружие ограничивалось риском скомпрометировать себя и быть сурово осужденным «международным сообщством».
При этом надо помнить, что если солдаты готовы убивать и мучить мирное население – они справятся и без «зажигалок». А декларации и конвенции хороши, пока обе стороны готовы придерживаться их условий, или, по крайней мере, бояться ответственности.
«Самые-самые» среди авиабомб[ | ]
Авиабомбы обычного снаряжения
Grand Slam
- ПТАБ-2,5-1,5 — самая массовая авиационная бомба СССР в годы Великой Отечественной войны.
- ФАБ-100 — основная авиационная бомба СССР в годы Великой Отечественной войны.
- ОФАБ-250-270 — самая массовая авиационная бомба в военной авиации современной России.
- ФАБ-5000НГ (НГ — от Нисон Гельперин, главный конструктор бомбы; нештатное дополнение к индексу ФАБ-5000 было принято по личному указанию И. В. Сталина)— наиболее мощная и тяжёлая авиационная бомба СССР периода Великой Отечественной войны.
- ФАБ-9000М-54 — наиболее тяжёлая (вместе с бронебойной БрАБ-9000) и мощная неядерная авиационная бомба в СССР.
- Grand Slam («Большой хлопо́к») — наиболее мощная (из неядерных) и тяжёлая (9979 кг) авиационная бомба Второй Мировой войны.
- GBU-43/B Massive Ordnance Air Blast (MOAB) — «Массивный боеприпас ударной волны», распространённый бэкроним: Mother Of All Bombs — «Мать всех бомб»; является самой мощной неядерной авиационной бомбой в мире (масса взрывчатого вещества — 8480 кг), доведенной до поступления на вооружение. Также являлась самой тяжёлой (9500 кг) управляемой авиационной бомбой в мире до поступления на вооружение GBU-57 и остается самой мощной из таких бомб. Впервые применена в боевых условиях 13 апреля 2017 года.
- GBU-57 Massive Ordnance Penetrator (MOP) — «Массивный боеприпас-взламыватель» — самая тяжелая (13609 кг) неядерная авиационная бомба в истории, доведенная до принятия на вооружение (первая партия из 20-ти бомб поставлена Воздушным Силам Соединенных Штатов в ноябре 2011 г.). Также самая тяжёлая управляемая авиационная бомба в мире.
- T-12 Cloudmaker («Создающий облака») — самая тяжёлая (калибр — 43 600 фунтов или 19 777 кг) неядерная (фугасная) авиационная бомба в истории. Её корпус был использован для изготовления «урановой сверхбомбы» Mk.18 и термоядерной авиабомбы Mk.17.
- ОДАБ-9000[источник не указан 3646 дней ] («Кузькин отец», «Папа всех бомб») — объёмно-детонирующая авиационная бомба повышенной мощности. Считается наиболее мощным неядерным боеприпасом в мире (44000 кг тротилового эквивалента).
- ХБ-2000 — самая тяжёлая химическая авиационная бомба в истории.
- GBU-44/B Viper Strike («Удар Гадюки») — самая маленькая (19 кг) серийная управляемая авиационная бомба в мире.
- Small Tactical Munition (STM) Pyros («Поджигатель»)— самая маленькая (6,13 кг) управляемая авиационная бомба, доведённая до готовности к поставке.
- Shadow Hawk («Призрачный Ястреб»)— самая маленькая (5 кг) управляемая авиационная бомба в мире.
- АО-8м6сч-фс — самая маленькая (6,67 кг) фугасная авиационная бомба в истории.
- BLU-39 (химическая) — самая маленькая (около 82 граммов) авиационная бомба в истории, доведённая до принятия на вооружение.
- Bat bomb («Мышиная бомба», зажигательная) — самая маленькая (17 граммов) авиационная бомба в истории (выпускалась опытной серией, на вооружение не поступила). Предполагалось, что носителями этих бомб будут сбрасываемые с самолётов в специальных самораспаковывающихся контейнерах летучие мыши.
Ядерные авиабомбы
- «Малыш» (англ. Mk.I «Little Boy») — первая ядерная бомба, сброшенная на Японию (Хиросима) 6 августа 1945 (8:15).
- «Толстяк» (англ. Mk.III «Fat Man») — вторая ядерная бомба, сброшенная на Японию (Нагасаки) 9 августа 1945 г. (11:02).
- РДС-1 («изделие 501») — первая советская ядерная бомба.
- Mk.18 («урановая сверхбомба») — самая мощная (500 килотонн) и тяжёлая «классическая» (только на основе реакции ядерного распада) ядерная бомба, доведённая до серийного производства и принятия на вооружение. Аналог термоядерной Mk.17, но в чисто урановом снаряжении.
- РДС-6с («изделие 6») — первая в мире термоядерная авиационная бомба (и первый в мире термоядерный боеприпас вообще).
- Mk.17 — самая мощная (15 мегатонн) и тяжёлая (21000 кг) термоядерная бомба, доведённая до серийного производства и принятия на вооружение.
- АН602 («Царь-бомба», «Кузькина мать», «Иван») — наиболее мощная (58,6 мегатонны) и тяжёлая (масса 26,5 тонн с парашютной системой) бомба в истории человечества.
- Blue Danube («Голубой Дунай») — первый ядерный боеприпас, принятый на вооружение британскими Королевскими Воздушными Силами.
- Orange Herald («Оранжевый Вестник») — самый мощный (700 килотонн) испытанный боеприпас, энерговыделение которого обеспечивалось полностью за счёт реакции деления ядер.
Разработка и применение
Кумулятивная авиабомба была разработана в СССР 1942 году в Центральном конструкторском бюро № 22, которое специализировалось на разработке взрывателей (на 2020 год это НИИ «Поиск» в Санкт-Петербурге). Вес первого образца составил 10 кг, впоследствии его сократили до 2,5 кг.
Бомба широко применялась советской авиацией в Великой Отечественной войне . Снаряжались в кассетах по 48 штук. Штурмовик Ил-2 брал по четыре таких контейнера. При сбрасывании ПТАБ, они накрывали площадь порядка 15 м × 200 м. Учитывая, что горизонтальное бронирование танков традиционно весьма слабо, вероятность поражения цели была высокой. Бронепробиваемость составляла от 60 мм при угле встречи 30° до 100 мм при 90°, что было вполне достаточно. Даже у T-VI «Тигр» первых серий толщина крыши корпуса и башни составляла всего около 25 мм, у Т-V «Пантера» — 16-18 мм. Взрыватель АД-А
(Индекс УВ ВВС —7-В-118 ), донный.
Первое боевое применение — 5 июля 1943 года на Курской дуге.
И. А. Ларионов в январе 1944 года был награждён за разработку бомбы и взрывателя к ней орденом Ленина, а в 1946 году — удостоен звания лауреата Сталинской премии.
Новая бомба быстро завоевала всеобщее признание и получила высокую оценку общевойсковых и авиационных командиров. Она оказалась эффективным средством поражения тяжелых немецких танков «тигр», «пантера», самоходных артиллерийских установок «фердинанд» и других объектов, имеющих броневую защиту, а также открыто расположенных складов боеприпасов, емкостей с горючим, автомобильного и железнодорожного транспорта.»
Новиков В. Н. «Накануне и в дни испытаний»
Негуманный убийца
В 1976 года ООН принял резолюцию, в которой оружие объемного действия назвал «негуманным средством ведения войны, вызывающим чрезмерные страдания людей». Однако этот документ не является обязательным и прямо не запрещает использования термобарических бомб. Именно поэтому время от времени в СМИ появляется сообщения о «вакуумных бомбежках». Так 6 августа 1982 года израильский самолет атаковал термобарическим боеприпасом американского производства ливийские войска. А совсем недавно издание «Телеграф» сообщило об использовании сирийскими военными топливовоздушной фугасной бомбы в городе Ракка, в результате чего погибло 14 человек. И хотя, эта атака была произведена не химическим оружием, международное сообщество требует запрета использования термобарического оружия в городах.
В России прошли испытания самой мощной в мире вакуумной бомбы. Об этом сообщил Первый канал. Как заявил 11 сентября заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных сил РФ Александр Рукшин, «результаты испытаний созданного авиационного боеприпаса показали, что он по своей эффективности и возможностям соизмерим с ядерным оружием».
Военный особо подчеркнул, что «действие этого боеприпаса абсолютно не загрязняет окружающую среду по сравнению с ядерным боеприпасом».
Между тем место и время проведения испытаний держатся в строгом секрете.
Принцип действия вакуумной бомбы заключается в следующем:в воздухе взрывается облако из распыленного горючего вещества. Основные разрушения производит сверхзвуковая воздушная ударная волна и невероятно высокая температура. Почва из-за этого после взрыва больше похожа на лунный грунт, но нет ни химического, ни радиоактивного загрязнения.
В Минобороны всячески подчеркивают: эта военная разработка не нарушает ни одного международного договора. Таким образом, Россия не развязывает новую гонку вооружений.
До этого самая мощная в мире вакуумная авиабомба была на вооружении американских ВВС. Кадры ее испытаний, проведенных в 2003 году, показали все телекомпании мира, тогда же супероружие окрестили «матерью всех бомб». По аналогии российские разработчики прозвали и свой новый боеприпас «папой всех бомб». У этой авиабомбы пока нет официального названия, лишь секретный шифр. Известно, что взрывчатое вещество, заключенное в ней, существенно мощнее тротила. Этого удалось достичь благодаря использованию нанотехнологий.
Новая вакуумная авиабомба позволит заменить целый ряд созданных ранее ядерных средств поражения малой мощности.
ТЕЛЕУПРАВЛЯЕМАЯ АВИАБОМБА ТУБ (ЛИИС)
В 1942 году, в Ленинградском Институте Инженеров Связи была спроектирована телеуправляемая авиабомба ТУБ (что расшифровывалось просто как ТелеУправляемая Бомба). В отличие от предыдущих, ТУБ управлялась по радио оператором, отслеживающего цель с помощью смонтированной в носовой части бомбы телекамеры.
Единственное доступное изображение бомбы ТУБ
По конструкции, бомба ТУБ выглядела как довольно стандартная 500-килограммовая фугасная бомба ФАБ-500, хвостовое оперение которой заменили «ящиком» блока управления. В носовой части бомбы, за обтекателем, устанавливалась компактная телевизионная камера оригинальной конструкции. Изображение с нее транслировалось на экран оператора на борту самолета-носителя. В хвостовой части бомбы находился прямоугольный блок управления с радиоаппаратурой, исполнительными механизмами, и четырьмя выдвижными аэродинамическими плоскостями-спойлерами.
Предполагалось, что оператор на борту самолета-носителя будет отслеживать положение цели по картинке, транслируемой с камеры бомбы, и командами «вправо-влево», «вверх-вниз», удерживать ТУБ на курсе. Управление бомбой должно было осуществляться простым выдвижением соответствующего спойлера в воздушный поток. Набегающий поток давил на плоскость, поворачивая тем самым корпус бомбы в нужном направлении. Исходя из командного управления, ТУБ должна была бы также иметь некие органы стабилизации по крену, но об ее конструкции известно слишком мало, чтобы точно сказать – какие именно.
Проект, по всей видимости, не продвинулся дальше чертежной доски. Основной причиной было, во-первых, несовершенство наличной телеаппаратуры, а во-вторых – крайняя сложность и трудоемкость ее изготовления и обслуживания. СССР был далеко не лидером по производству радиоэлектроники: он не мог себе позволить производить десятками тысяч компактные телекамеры для одноразовых авиабомб. Мелкосерийное же производство такого ограниченного по возможностям оружия как ТУБ просто не имело смысла. Наконец, метеорологические условия Восточного Фронта далеко не всегда подходили для примитивных телекамер 40-ых.
Основные характеристики авиабомб
- Калибр — номинальная масса авиабомбы с установленными геометрическими размерами, выраженная в килограммах или фунтах (в России и СССР до начала 1930-х гг. — в пудах). Для авиабомб СССР и России калибр указывается в условном обозначении бомбы после наименования типа.
- Коэффициент наполнения — отношение массы снаряжения (взрывчатого вещества) к полной массе бомбы. Он изменяется в интервале от 0,058 (БрАБ-200ДС) — 0,069 (АО-10сч обр. 1940 г.) до 0,83 (GBU-43/B). Наибольший коэффициент наполнения у фугасных бомб поверхностного взрыва, наименьший — у реактивных (с ракетным ускорителем) бронебойных и осколочных.
- Аэродинамические характеристики авиабомбы, определяются её баллистическим коэффициентом. В СССР и России эталонной характеристикой определяющей этот коэффициент, принято значениехарактеристического времени падения авиабомбы — время падения авиабомбы, сброшенной в горизонтальном полёте носителя на скорости 40 м/с и высоте 2000 метров.
- Показатели эффективности поражения авиабомб: Частные — определяющие конкретный характер ущерба для цели: радиус и глубина воронки взрыва, толщина пробиваемой бомбой брони, радиус осколочного поражения, площадь зоны поражения для фугасных бомб и др.
- Обобщённые — определяющие необходимое количество попаданий в цель для его уничтожения или вывода из строя на заданное время, приведённую площадь поражения и т. д.
Эксплуатационные характеристики — диапазон условий применения авиабомб: минимальные и максимальные значения скорости, высоты, угла пикирования и времени полёта; условия хранения, транспортировки, объём подготовки к боевому применению и т. д.
История применения
Считается, что в зажигательных устройствах белый фосфор впервые применили фении – ирландские республиканцы конца 19 века. Но по-настоящему массово использовать фосфорные бомбы (и другие боеприпасы) начали в ходе Первой Мировой войны. Так, в британские войска зажигательные гранаты стали поступать уже в 1916 году. Тогда же для авиационных и зенитных пулемётов разработали снаряженные фосфором пули (например, британская пуля Букингема калибра .303).
Зажигательно-дымовые бомбы применялись и во Второй Мировой войне. Во время высадки в Нормандии, например, 20% использованных американцами миномётных мин калибра 81 мм были снаряжены фосфором. Американские же танки, если не могли подбить тяжёлую немецкую бронетехнику, использовали дымовые снаряды для «ослепления» экипажей, а в ряде случаев – и выкуривания их из танков.
Не остался без внимания фосфор и в Советском Союзе. В растворённом виде он входил в состав зажигательной жидкости КС, которую использовали в противотанковых бутылках («Коктейль Молотова») и в ампулах АЖ, сбрасываемых с самолётов. Были разработаны и бронебойно-зажигательные пули БЗФ калибра 12,7 мм. А для 120 мм миномётов создали зажигательную мину ТР, снаряжённую не только фосфором, но и термитом.
Известность получила, например, американская граната М34, которую можно было не только бросать рукой, но и выстреливать из винтовочного гранатомёта. Фосфор применяли и в качестве вспомогательного средства – например, для воспламенения баков с напалмом.