Лёгкий плавающий танк пт-76

Фото ПТ-76

 

ПТ-76М — экспериментальная машина на базе ПТ-76Б

ПТ-76 на плаву

Похожее

Танк Т-14 Армата Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

Танк Т-90МС Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История

Танк Т-64 Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

Танк Т-72. Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

Танк М1А2 Абрамс. Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

Танк Т-84У Оплот. Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

Танк «Черный орел» Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

Танк Т-4 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Т-62 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Т-3 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк КВ-1 Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История

Танк Т-80 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Леопард 2 (А1, А2, А3, А4, А5, А6, А7) — немецкий танк

Танк ИС-3 Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История

Танк Т-55 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Пантера ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Меркава-4 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Танк КВ-2 Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

Танк Т-26 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк ИС-7 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Т-54 Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История

Танк ИС-2 Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История

Танк ПТ-76 Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История

Танк Т-10 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк М4 Шерман ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Алтай. ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Двигатель

Танк Т-44 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Т-35 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Т-18 (МС-1) ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Т-28 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк K2 Чёрная пантера. Двигатель. Вес. Броня. Размеры. Вооружение

Танк Т-50 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк БТ-5 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Леклерк Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

Танк Т-60 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Челленджер-2 Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

Танк Т-40 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк C1 Ариете ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Двигатель

Царь-танк (1915 г.) ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Тип 10 — японский танк

Первый русский танк «Вездеход» Пороховщикова (1915 г.)

Танк Т-100 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Mk.IV Черчилль ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Тип 99 — китайский танк

Танк Char B1-bis ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Mk.III Валентайн ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Тяжелый танк Менделеева (1911 г.)

Танк ТГ (Танк Гротте) ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Танк Арджун. Вес. Броня. Размеры. Вооружение

Танк СМК ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Танк Кромвель ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк PzKpfw 38(t) ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк М3 Стюарт ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Тип 95 «Ха-Го» ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Рыбинского завода (1915 г.) ТТХ, Фото, Броня

Танк Mk VII Тетрарх ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

История создания

Еще до Второй мировой в СССР активно разрабатывались плавающие танки. К началу войны работы по ним прекратили, так как перед конструкторами появились куда более важные задачи. К 1941 году у СССР был крупнейший в мире парк плавающих танков, однако уже в начале войны практически все они были потеряны. Да и надежность и боевые возможности этих машин оставляли желать лучшего.

После окончания войны проблему отсутствия амфибийной техники надо было решать. Особенно актуально это было потому, что в случае конфликта с Европой сражаться бы пришлось на их территориях, где очень много водных преград.

В 1949 году начались работы сразу над двумя новыми машинами: плавающим танком Объект 740 и плавающим бронетранспортером Объект 750, который позже стал БТР-50.

К весне 1950 года был завершен опытный образец плавающего танка, и его сразу же отправили на государственные испытания. Также к этому же времени был завершен аналогичный танк с другого завода – К-90.

На сравнительных испытаниях Объект 740 показал, что он гораздо проходимее К-90, и при этом превосходит выданные требования практически по всем параметрам. В итоге в 1951 году Объект 740 приняли на вооружение, назвав его ПТ-76, Плавающий Танк с 76-мм орудием.

ПТ-76: служба в огне конфликтов

Первой военной кампанией ПТ-76 стала операция «Вихрь» в Венгрии в октябре 1956 г., затем события в Чехословакии в 1968 г. Находились ПТ-76 и в составе советских мотострелковых дивизий при воде войск в Афганистан в декабре 1979 г. К 1990 г. на вооружении Советской Армии оставалось 1030 танков Т-76. Но затем после распада Советского Союза количество плавающих танков стало стремительно сокращаться. На 1992 г. их оставалось 397 единиц, в 1993 — 282, в 1995 г. — 126, а в 1998 г. численность ПТ-76 сократилось до пяти танков. До 1989 г. ПТ-76 оставались на вооружении бригад морской пехоты ВМФ ССССР. Значительное количество ПТ-76 еще в канун распада СССР оказалось в составе Внутренних войск МВД. Танки, переданные во Внутренние войска, не попадали под действие договора об обычных вооружениях и могли служить своего рода резервом, учитывая, что к концу 1980-х годов МВД СССР имело 29 дивизий. В дальнейшем составе Внутренних войск ПТ-76 применялись в двух Чеченских кампаниях и сохранились на вооружении до наших дней.


ПТ-76 на площадке ЦМВС в Москве. (depositphotos.com)

Нашел свое место ПТ-76 и в системе вооружения других стран. Танк поставлялся в страны Варшавского договора, Финляндию, Югославию, Индию, Вьетнам, Индонезию и ряд других государств. Хорошо себя ПТ-76 зарекомендовали во время индо-пакистанского конфликта 1971 г., где успешно применялись в дельте Ганга. Плавающий танк прекрасно подходил для действий в изрезанной водными преградами местности. Кроме того, противопоставить ПТ-76, пакистанцам оказалось нечего. Танки-амфибии советского производства с успехом боролись с устаревшими М-24 пакистанской армии, а 9 декабря артиллерийским огнем потопили три канонерских лодки противника (погибли 180 пакистанских солдат из 450 находившихся на борту).

Менее успешно ПТ-76 применялись в ходе Вьетнамской войны, когда вьетнамцы бросали плавающие танки в лобовые атаки на укрепленные пункты американцев. Заметную роль сыграли ПТ-76 и в «Войне Судного дня» в 1973 г., причем применялись обеими сторонами (у израильской стороны были танки, захваченные в ходе конфликта 1967 г.). Причем израильские ПТ-76 форсировали Большое Горькое озеро, создав на его западном берегу стратегический плацдарм, действия на котором во многом предопределили исход конфликта.


БТР-50П на Красной площади. (war-book.ru)

В целом, ПТ-76 стал очень удачным танком, когда применялся по своему прямому назначению. Причем длительное время советский танк оставался уникальной машиной. Зарубежные аналоги или значительно уступали ПТ-76 или являлись его копией (китайский тип 63). .Танк-амфибия успешно применялся в самых различных уголках планеты и полностью оправдал себя в качестве плавающего танка, способного поддержать переправу мотострелков, а затем удержать захваченный плацдарм.

Тактико-технические характеристики танка (ТТХ)

Общая информация

  • Классификация – лёгкий плавающий танк;
  • Боевая масса – 14,5 т;
  • Компоновочная схема – классическая;
  • Экипаж – 3 человека;
  • Количество выпущенных – 3039 штук.

Размеры

  • Длина корпуса – 6910 мм;
  • Длина с пушкой вперёд – 7625 мм;
  • Ширина корпуса – 3140 мм;
  • Высота – 2195 мм;
  • База – 4080 мм;
  • Колея – 2740 мм;
  • Клиренс – 370 мм.

Бронирование

  • Тип брони – стальная катаная гомогенная высокой твёрдости;
  • Лоб корпуса (верх) – 10 / 80° мм/град;
  • Лоб корпуса (середина) – 10 / 45° мм/град;
  • Лоб корпуса (низ) – 10 / 45-90° мм/град;
  • Борт корпуса (верх) – 10 мм;
  • Борт корпуса (низ) – 8 мм;
  • Корма корпуса (верх) – 6 мм;
  • Корма корпуса (середина) – 6 / 45° мм/град;
  • Корма корпуса (низ) – 6 / 45-90° мм/град;
  • Днище – 5 мм;
  • Крыша корпуса – 6 / 85-90° мм/град;
  • Лоб и борт башни – 15 / 35° мм/град
  • Корма башни – 10 / 35° мм/град;
  • Крыша башни – 6 мм.

Вооружение

  • Калибр и марка пушки – 76-мм Д-56Т;
  • Тип пушки – нарезная пушка;
  • Боекомплект пушки – 40;
  • Углы ВН,: −4…+30°;
  • Углы ГН: 360°;
  • Дальность стрельбы – до 12 км;
  • Прицел – телескопический ТШК-66;
  • Пулемет – 7,62-мм СГМТ.

Подвижность

  • Тип двигателя – В-6 шестицилиндровый дизельный жидкостного охлаждения;
  • Мощность двигателя – 240 л.с.;
  • Скорость по шоссе  – 44 км/ч;
  • Скорость по пересечённой местности – 20-25 км/ч;
  • Скорость на плаву – 10,2 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 240-260 км;
  • Запас хода по пересечённой местности – 180-210 км;
  • Тип подвески – индивидуальная торсионная;
  • Удельное давление на грунт – 0,5 кг/см²
  • Преодолеваемый подъём – 38°;
  • Преодолеваемая стенка – 1,1 м;
  • Преодолеваемый ров – 2,8 м.

Модификации

  • ПТ-76 модель 1, с установленным орудием Д-56Т;
  • ПТ-76 модель 2, с установленным орудием Д-56ТМ и модернизированным дульным тормозом на пушке;
  • ПТ-76 модель 3, с орудием Д-56ТМ и двухкамерным дульным тормозом на пушке;
  • ПТ-76Б, глубоко модифицированная модель ПТ-76 с пушкой Д-56ТС, увеличенным водоизмещением, большим запасом топлива, стабилизатором орудия и другими усовершенствованиями. В последствии стала даже популярнее обычныхПТ-76;
  • ПТ-76М – экспериментальная машина, сделанная в единственном экземпляре;
  • В 1990-е годы в Индонезии ПТ-76 модернизировали, установив на них 90-мм пушки, а также новые трансмиссии и двигатели. В западных источниках эти машины называют ПТ-2000.

Также на базе ПТ-76 производился ряд опытных и серийных бронетранспортеров в  СССР и Китае.

Применение в бою

ПТ-76 после своего выпуска широко использовались не только СССР, но и множеством других стран, куда они были проданы или подарены.

ПТ-76 активно применяли в нескольких вооруженных конфликтах: во Вьетнамской войне, в 1967 и 1973 годах в конфликтах между Сирией, Египтом и Израилем, в индо-пакистанской войне, в войне в Югославии 1991-1995 годов. Несколько раз ПТ-76 участвовали в боевых действиях в Чечне.

3 марта 1969 года произошло первое крупное столкновение американских танков с вьетнамскими. Американский лагерь Бен-Хет был атакован 4-м батальоном 202-го танкового полка, в котором было 12 ПТ-76 и несколько БТР-50ПК. К сожалению, атака оказалась неудачной и захлебнулась после потери одного БТР и двух ПТ-76.

В 1971 году индийские ПТ-76 принимали участие в войне с Пакистаном. Они воевали в районе Восточной Бенгалии и были весьма эффективным в дельте Ганга  большим количеством водных преград.

В 1976 году ПТ-76 участвовали в войне в Египте, однако их применяли без особого успеха и не по назначению. В боях было подбито около 29 машин, причем их бросили прямо на поле боя. А несколько десятков ПТ-76 были переданы Армии обороны Израиля, где их модифицировали, установив новые радиостанции, пулеметы и двигатели.

В 1973 году ПТ-76 принимали участие в войне Судного дня, причем они были у обеих враждующих сторон.

Сегодня ПТ-76 до сих пор состоит на вооружении у некоторых стран, а в 2004 году около сотни машин даже было в армии России.

Память о танке

Поскольку ПТ-76 – это достаточно новая машина, сегодня его можно увидеть во многих городах России и мира в качестве монумента, например, в Севастополе. Также он выставлен в целом ряде музеев: В Бронетанковом музее в Кубинке, музее БТТ в Сомюре, в музее Великой Отечественной войны в Киеве и др.

ПТ-76 присутствует в еще не выпущенной многопользовательской игре про современную бронетанковую технику Armored Warfare.

General info

Survivability and armour

ESS
Creation of a smoke screen in the direction of movement of the vehicle

Armourfront / side / back

Hull13 / 10 / 6

Turret15 / 15 / 15

Crew3 people

Visibility75 %

Armour type:

  • Rolled homogeneous armour
  • Cast homogeneous armour (Gun mantlet)
Armour Front Sides Rear Roof
Hull 10 mm (80°) Top 13 mm (44°) Bottom 13 mm Top 10 mm Bottom 6 mm (1°) Top 6 mm (46°) Bottom 6 mm
Turret 15 mm (32-35°) Turret front 15 mm (19-32°) Gun mantlet 15 mm (35°) 15 mm (35°) 6 mm
Cupola 10 mm 10 mm 10 mm 6 mm

Notes:

  • Suspension wheels are 10 mm thick.
  • Tracks are 15 mm thick.

Pretty much every tank in the game will be able to destroy the PT-76B with relative ease due to the ultra-thin armour of it. Avoid tanks with access to heavy machine guns on their turrets such as most American tanks, the IS-2 (1944), etc.

Also, keep well clear of enemy SPAA. 12.7 mm guns and above will absolutely wreck this tank. In particular, the Wirbelwind is a big threat. It has good penetration at range and will literally saturate the vehicle with autocannon shells. Just a short burst from the quad 20 mm guns will finish the PT-76B off.

Mobility

Amphibious
The design allows you to swim and control movement in the water

Speedforward / back

AB49 / 8 km/h

RB and SB44 / 7 km/h

Number of gears5 forward

1 back

Weight14.0 t

Engine power

AB458 hp

RB and SB240 hp

Power-to-weight ratio

AB32.7 hp/t

RB and SB17.1 hp/t

Game Mode Max Speed (km/h) Weight (tons) Engine power (horsepower) Power-to-weight ratio (hp/ton)
Forward Reverse Stock Upgraded Stock Upgraded
Arcade 49 8 14 372 458 26.57 32.71
Realistic 44 7 212 240 15.14 17.14

The PT-76B has decent mobility on land thanks to its rather light weight. It can reach its maximum speed of 49 km/h (AB) / 44 km/h (RB) easily due to its decent acceleration. Controlling it at maximum speed is not hard since its top speed is nothing special for a light tank (the ubiquitous M41A1, for example, has a top speed of 72 km/h). The PT-76B is also decently agile, being able to turn quickly in response to any events up the path. However, the vehicle does not have any type of neutral steering capability, so it will be difficult to turn on the spot. These forward mobility traits of the PT-76B can be interrupted severely by moderate obstacles such as medium trees, wooden fences, concretes plots/barriers or stone walls; these will cause the vehicle to lose considerable amount of speed, or even be brought to a halt, especially in Realistic Battles

The maximum reverse speed is -7 km/h (AB) / -6 km/h (RB), which is too slow to allow overextend tactic (pop from behind cover, shoot, retreat behind cover), or for withdrawing from dangerous situation that the vehicle may have inadvertently driven itself into.

The amphibious feature of the PT-76B makes the vehicle more versatile, broadening the flanking/sneaking potential and options on some maps. But this should only be exploited across smaller bodies of water, since it reaches only 12 km/h (AB) / 9 km/h (RB) in water when moving forward, and the reverse speed in water is only -7 km/h (AB) / -5 km/h (RB). These slow speeds mean that once the PT-76B is on water, it will likely be a sitting duck if spotted. While firing from the water is an option due to the vehicle’s stabilizer, the water waves and the recoil from firing may cause the vehicle to wobble, making it hard to get a good shot. On top of that when planning an amphibious trip, it is best to ensure the destination can be reached in a straight line as the vehicle turns poorly and slowly in the water and so any course corrections will take more time, which leaves the PT-76B exposed to being spotted and taken out.

Modifications and economy

Repair costBasic → Reference

AB950 → 1 478

RB1 230 → 1 913

SB1 600 → 2 489

Total cost of modifications34 700

71 600

Talisman cost1 300

Crew training44 000

Experts150 000

Aces550

Research Aces390 000

Reward for battleAB / RB / SB

90 / 110 / 180 %

154 / 154 / 154 %

Modifications

Mobility Protection Firepower

Tracks

Research:
1 700

Cost:
3 500

140

Suspension

Research:
1 300

Cost:
2 700

110

Brake System

Research:
1 300

Cost:
2 700

110

Filters

Research:
2 900

Cost:
6 000

250

Transmission

Research:
1 900

Cost:
3 900

160

Engine

Research:
1 900

Cost:
3 900

160

Parts

Research:
1 700

Cost:
3 500

140

FPE

Research:
1 300

Cost:
2 700

110

Crew Replenishment

Research:
2 900

Cost:
6 000

250

ESS

Research:
1 900

Cost:
3 900

160

Horizontal Drive

Research:
1 700

Cost:
3 500

140

76mm_ussr_AP_53_ammo_pack

Research:
1 700

Cost:
3 500

140

Adjustment of Fire

Research:
1 300

Cost:
2 700

110

Airstrike

Research:
1 300

Cost:
2 700

110

76mm_ussr_HEAT_53_ammo_pack

Research:
1 300

Cost:
2 700

110

Elevation Mechanism

Research:
2 900

Cost:
6 000

250

Artillery Support

Research:
1 900

Cost:
3 900

160

Improved optics

Research:
1 900

Cost:
3 900

160

NVD

Research:
1 900

Cost:
3 900

160

Защищенность

Броневая защита танка противопульная. Корпус представляет собой жесткую конструкцию, сваренную из броневых листов. Его носовая часть состоит из верхнего и нижнего наклонных броневых листов, сваренных между собой, с бортовыми листами, подбашенным листом и днищем. Верхний лобовой лист толщиной 10 мм имеет большой угол наклона от вертикали (80,5 градусов). Нижний лист большей толщины (13 мм) наклонен на 45 градусов. Борта корпуса вертикальные, верхние их части имеют толщину 13, а нижние 10 мм. Вертикальный кормовой лист (верхний) толщиной 6 мм имеет два больших круглых окна, в которых установлены патрубки водометных движителей. Днище корпуса состоит из двух продольных сваренных между собой листов. Для повышения жесткости днища на нем выполнены продольные и поперечные ребра и зиги. Характерной особенностью является наличие двух приемных люков (окон), закрытых решетками, для забора воды водометными движителями. Слева от сидения механика-водителя имеется люк запасного выхода, крышка которого открывается наружу. Крыша корпуса сварена из 4-х листов — подбашенного, правого и левого задних боковых листов и заднего листа.

На подбашенном листе на шариковой опоре установлена башня. Она сварена из броневых листов толщиной от 10 до 20 мм. Амбразура пушки закрывается броневой маской с кожухом, которая качается вместе с пушкой. В кормовой части башни вварен бронированный колпак вентилятора. В крыше башни сделан овальный люк, закрываемый крышкой. На крышке люка на шариковой опоре установлена вращающаяся командирская башенка. Танк оснащен системой защиты от поражающих факторов ядерного оружия, работающей по принципу герметизации обитаемого пространства и создания в нем небольшого избыточного давления. Герметизация достигается за счет использования постоянных и автоматически включающихся уплотнений. К числу первых относятся уплотнения амбразур пушки и спаренного пулемета, прицела и погона башни. Автоматически срабатывающими являются механизмы закрывания воздухоподводящего патрубка нагнетателя и окна вентилятора башни.

Избыточное давление создается нагнетателем, установленным на подбашенном листе корпуса танка в правом углу боевого отделения. Он представляет собой центробежный вентилятор с инерционной очисткой запыленного воздуха. Отсепарированные частицы пыли через специальную трубку выбрасываются наружу. При отсутствии радиоактивного заражения местности нагнетатель может использоваться в качестве обычного приточного вентилятора.

Для измерения мощностей доз гамма-излучения внутри и снаружи танка используется рентгенометр ДП-ЗБ, состоящий из измерительного пульта и выносного блока, размещенных в отделении управления на левом борту корпуса. Для постановки дымовых завес танк оснащен термокондиционной дымовой аппаратурой. В танке применяется специальная противопожарная автоматическая углекислотная установка, состоящая из двух углекислотных баллонов, автомата ППО, четырех термозамыкателей, диффузоров или штуцеров и трубопроводов. Она обеспечивает тушение пожара в моторно-трансмиссионном отделении. Кроме автоматической углекислотной установки, в танке имеются один или два ручных углекислотных огнетушителя, установленных в нише корпуса передней части боевого отделения. Ручные огнетушители предназначены для тушения пожара в отделении управления, боевом отделении и снаружи танка, а в случае необходимости применяются одновременно с автоматической установкой при пожаре в МТО.

Подвижность

На танке используется 4-тактный дизель жидкостного охлаждения В-6, представляющий собой, по существу, один ряд (половину) широко распространенного V-образного танкового двигателя В-2. Максимальные мощность 176 кВт (240 л.с.) при частоте вращения коленчатого вала 1800 оборотов в мин, крутящий момент (при 1200 об./мин) 115 кгс•м. В зависимости от времени года применяется летнее, зимнее или арктическое дизельное топливо. Общая вместимость топливных баков 250 л, что обеспечивает запас хода по шоссе 240 — 260 км. Система охлаждения двигателя эжекционная, двигатель оборудован механизмом защиты от попадания в него воды. Для облегчения пуска двигателя в холодное время используется форсуночный подогреватель. На машинах выпуска после 1960 г. двигатели снабжены обогреваемым картером.

Механическая трансмиссия состоит из главного фрикциона сухого трения, пятискоростной коробки передач с постоянным зацеплением шестерен (практически заимствованной у танка Т-34), бортовых фрикционов, редукторов отбора мощности на водометы и бортовых редукторов. Приводы управления движением машины механические.

Подвеска танка индивидуальная торсионная. На передних и задних узлах подвески используются гидравлические амортизаторы поршневого типа двустороннего действия. На каждом борту танка расположено по 6 однорядных опорных катков. Передние необрезиненные направляющие колеса с механизмами натяжения гусениц, также как и опорные катки, с целью повышения плавучести машины выполнены пустотелыми. У ведущих колес зубчатые венцы являются несъемными.

Для движения на плаву танк снабжен двумя реактивными водометами. Забор воды насосами водометов производится из-под днища танка через два окна, закрытые решетками. Выброс воды при движении вперед осуществляется через два кормовых окна, при движении назад — через два окна, находящихся на бортах танка в кормовой части, при этом кормовые окна закрываются специальными заслонками. Конструкция трансмиссии допускает одновременную работу гусеничного движителя и водометов, что обеспечивает хорошую проходимость танка по болотам.

Размещение механика-водителя на продольной оси машины, основание его люка, выступающее над верхним лобовым листом, и сидение, регулируемое по высоте, удалению от органов управления и угловому положению спинки, обеспечивают ему благоприятные условия вождения машины как с открытым, так и с закрытым люком. Для наблюдения за дорогой он использует три призменных прибора ТПН, перископический прибор ТПН-370 или ПЕР-17 (при движении на плаву) и бинокулярный перископический прибор ночного видения ТВН-2Б. При вождении танка по заданному курсу в условиях затрудненного ориентирования водитель пользуется курсоуказателем, установленным в отделении управления, состоящим из гирополукомпаса ГПК-59 и преобразователя ПАГ-1Ф.

Опыт Великой Отечественной войны и новый танк

Великая Отечественная война показала всю сложность задачи форсирования рек в условиях наступательных операций. Нехватка инженерной техники, способной быстро обеспечить переправу нередко приводила к срывам сроков операции и значительным потерям. Имевшиеся к 1943 г. в крайне незначительном количестве советские плавающие танки Т-38 и Т-40 не могли решить задачу поддержки передовых частей советской пехоты при форсировании водных преград. В послевоенные годы была поставлена цель создать плавающий танк, способный форсировать водные преграды, подавляя узлы сопротивления противника и унифицированный с ним бронетранспортер, осуществляющий переправу мотострелков и техники.


Индийский ПТ-76 с десантом. (litvek.com)

Плавающий танк, способный решать подобные задачи был создан в СССР и принят на вооружение в августе 1951 г. Получивший обозначение ПТ-76 танк-амфибия имел следующие характеристики: боевая масса — 14 тонн, экипаж три человека, максимальная скорость при движении по шоссе 44 км./ч; на плаву — 10,2 км./ч. Толщина брони достигала 15 мм. Пожертвовав броневой защитой, советским конструкторам удалось создать танк, способный преодолевать весьма значительные водные преграды. Достаточно сказать, что в ходе испытаний в августе-сентябре 1951 г. ПТ-76 своим ходом форсировали Керченский пролив между Крымом и Таманским полуостровом. Отмечалось, что для флота существует возможность использования плавающих танков во время десантных операций. Вооружение танка состояло из 76 мм пушки (на танках, выпущенных до 1955 г. Д-56Т, на более поздних модификациях Д-56М и Д-56-МС). Боекомплект включал 40 унитарных выстрелов, в том числе 24 осколочно-фугасных снаряда. Орудие предназначалось, прежде всего, для подавления огневых точек и узлов сопротивления. При этом танк мог вести огонь на плаву. В качестве вспомогательного вооружения использовался 7,62 мм пулемет СГМТ (танковый вариант пулемета системы Горюнова образца 1943 г.), установленный в башне. Кроме того, самообороны экипаж имел автомат Калашникова и 15 гранат Ф-1. В дальнейшем на базе танка ПТ-76 был создан бронетранспортер БТР-50П.

С 1952 г. танк ПТ-76 начал поступать в войска. В совокупности с БТР-50П танковый полк Советской Армии получал возможность сходу форсировать значительную водную преграду, осуществить переправу мотострелков и вооружения и удерживать плацдарм вплоть до переправы основных сил. Однако этот подход был обусловлен прежде всего опытом Второй мировой войны. С развитием ракетного вооружения очень быстро стало понятно, что масштабная фронтовая операция подобно тем, которые проводились в годы Второй мировой войны на европейском театре военных действий маловероятна. Взгляды на применение бронетехники изменились, а необходимость в танках ПТ-76 отпала. И оказавшиеся невостребованными плавающие танки перевели в состав отдельных разведывательных батальонов танковых и мотострелковых дивизий, которые получили до 19 ПТ-76. Правда на роль разведывательной машины ПТ-76, имевший весьма внушительные габариты и относительно невысокую скорость, подходил не самым лучшим образом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector