В погоне за идеалом. легкий танк тяжелого бронирования

Боевое применение

Попав на фронт, Т-34 не имел аналогов в мире в мире. Это стало возможно благодаря объединению в волшебный треугольник скорости, бронирования и вооружения.

Первая версия Т-34-76 стала неприятным удивлением для самонадеянных немецких войск в 1941, когда она начала массово поступать в войска. У немцев не было ничего сопоставимого.

Мало того, что Т-34 был в состоянии справиться с грязью и снегом, обладая широкими гусеницами, так ещё и имел прекрасную комбинацию толстой брони под наклоном, эффективной пушки, хорошей скорости и автономности.

Кроме того, машина получилась очень надежной, прочной и лёгкий в производстве и обслуживании. Победителем в индустриальной войне и существенным скачком танкостроения в целом.

Первые боевые столкновения в июле 1941 доказали, что никакая немецкая техника не может поражать наверняка Т-34. К разочарованию немецкого офицерского состава их выстрелы просто отскакивали от этих хорошо бронированных машин.

Наклонная броня оказалась очень эффективной, что компенсировало не особо удачную пушку с относительно низкой скоростью полета снаряда, которая была примерно сравнима с вооружением Pz-3 и Pz-4 своего времени.

Дизель тридцатьчетвёрки не боялся любой погоды, широкие гусеницы были идеальны для любых условий, как для осенней распутицы, так и для снега зимой.

В производстве Т-34 также был проще, чем немецкие конкуренты, из-за чего многим немецким частям их враги казались попросту непобедимыми.

Конечно, можно было остановить отдельный танк точным выстрелом между гусеницей и колесом, или вовсе его уничтожить, но их было слишком много. И даже спокойно пробивающие с расстояния новые 88 миллиметровые немецкие пушки не спасали положение.

В конце 1942 на фронт начала поступать новая версия, с незначительными переделками для увеличения комфорта экипажа и улучшения обзора вокруг. 76 миллиметровая пушка получила зажигательные снаряды, которыми могла стрелять столь же хорошо, как и обычными бронебойными. Они были фатальны для всех вражеских танков кроме последних, наиболее сильно бронированных версий Pz-IV.

Примечания

В Викисловаре есть статья «танкист »
В Викитеке есть тексты по теме: «Памятка экипажу танка в бою (Воениздат, 1942) »
  1. Командир танка (ТВ) (неопр.) (недоступная ссылка). Информационно-справочная система о военной службе в Вооруженных Силах Российской Федерации. Дата обращения 21 февраля 2012. Архивировано 22 декабря 2004 года.
  2. Наводчик орудия танка (ТВ) (неопр.) (недоступная ссылка). Информационно-справочная система о военной службе в Вооруженных Силах Российской Федерации. Дата обращения 21 февраля 2012. Архивировано 23 декабря 2004 года.
  3. Механик-водитель танка (ТВ) (неопр.) (недоступная ссылка). Информационно-справочная система о военной службе в Вооруженных Силах Российской Федерации. Дата обращения 21 февраля 2012. Архивировано 28 декабря 2004 года.
  4. Заряжающий танка (ТВ) (неопр.) (недоступная ссылка). Информационно-справочная система о военной службе в Вооруженных Силах Российской Федерации. Дата обращения 21 февраля 2012. Архивировано 26 декабря 2004 года.
  5. Боевой устав Сухопутных войск Вооруженных Сил СССР (взвод-отделение-танк).
  6. «Они будущие матери!»: в военкомате по Самарской области объяснили, почему не берут девушек в армию//Комсомольская правда от 22 августа 2018
  7. Жительницы Самарской области через суд добиваются права служить в армии//Комсомольская правда от 22 августа 2018
  8. «Хочу стрелять!»: в Самарской области женщины судятся за право служить в армии
  9. В Тольятти девушки судятся с Минобороны из-за отказа служить в армии//Видео: 5 канал 30.08.2018
  10. Жительницы Тольятти в суде добиваются права служить в армии снайперами//Видео: НТВ 29.08.2018
  11. Женщины против Министерства обороны: резонансный судебный процесс стартует в Тольятти//Видео: 360° (телеканал) 28.08.2018
  12. «Не каждый парень меня осилит»: девушка из Тольятти год добивается права служить в армии
  13. Постановления Правительства РФ от 06.02.1993 N 105 «О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъёме и перемещении тяжестей вручную»
  14. Дело № АКПИ19-221//ВС РФ
  15. «Меня осуждают дохлячки с купленными военными билетами»: монолог девушки, которая судится с Минобороны за право служить в спецназе ГРУ//Видео:Дождь (телеканал)
  16. Верховный Суд отказал тольяттинке, боровшейся за право служить в армии
  17. В танковом биатлоне 2020 года примут участие девушки
  18. Девушки на службе: участницы Армейских игр

Недостатки

Т-34 не был настолько идеальным танком, насколько он казался в то время немцам. Сборка низкого качества, ненадежные и выходящие из строя детали, много других дефектов, вызванных очень тяжелыми производственными условиями и низкоквалифицированным персоналом, низкие навыки экипажей, ошибки командования привели к большим потерям в каждой дивизии, оснащенной Т-34. В некоторых из них небоевые потери были чуть ли не больше боевых, забирая техническими проблемами больше половины боевых единиц.

Дизели были очень чувствительны к пыли и песку, в то время как первые версии фильтров на них отличались низкой эффективностью, что приводило к частым поломкам. Коробка передач и сцепление часто вызывали сильные вибрации, заклинивали при переключениях и даже иногда разрушались.

Было вполне привычно увидеть танк, несущий везде, где только возможно, запасные передачи и прочие запчасти, например, между дополнительными топливными баками, рядом с брезентом, лопатой, топором, буксировочным тросом и, конечно, запасными секциями гусениц.

Ставшие привычной картиной Т-34, быстро перемещающиеся со взводами на своих корпусах, на самом деле проходили очень небольшие расстояния, или же вообще делали это для чистой пропаганды. Скудное материальное обеспечение сделало подобное применение Т-34, по крайней мере вначале, крайне нерациональным.

Конвейеры, из-за быстрого продвижения немецкой армии, были перемещены далеко на восток, в Дзержинский Уралвагонзавод в Нижнем Тагиле и Челябинский тракторный завод, получивший позже название «Танкоград», где были далеко не лучшие условия для работы, например, производство начиналось под открытым небом, еще до создания крыши над ним. Но до окончания 1942, самым большим производством оставалось производство в восточной части Сталинграда. Оттуда Т-34 шли в бой чуть ли не из заводских ворот.

Конструкция

Наклонная броня была отличным решением и позволяла выдержать многие попадания, имея при этом приемлемую толщину и массу.

После окончания разработки и испытаний, новая серия танка была оборудована финальной версией 76,2 мм пушкой и стала основанием для создания всех последующих версий вплоть до 1944 года. Она была известна как Т-34-76, а, после замены пушки и башни, как Т-34-85.

Подвеска Кристи с цилиндрическими пружинами была приспособлена под фронтовые условия, так же, как и дизели V12 вместе с коробкой передач и сцеплением. Радиостанция 10-РТ-26 была заменена моделью 9-РМ, гусеницы немного расширены. Форма лобового бронирования была немного упрощена для облегчения массового производства, как и многие другие элементы.

Т-34 в течении своей продолжительной жизни был оборудован множеством разных люков и турельных установок, но почти все варианты оборудовались перилами наверху корпуса, которые позволяли советской пехоте передвигаться на танке, компенсируя нехватку транспортных средств.

Однако, ни один из Т-34 никогда не оборудовался противовоздушными средствами, из-за чего многие были потеряны под атаками Ju-87 «Штука».

Бой вслепую

Но один из самых главных недостатков Т-34-76 — слабая обзорность из башни танка. Экипаж просто не видел, что творится вокруг. А ведь кто раньше увидел врага — тот быстрее поразил цель. Кроме того, из-за тесноты башни, унаследованной от танка БТ, командиру приходилось исполнять обязанности наводчика, поскольку в башне помещались только двое: заряжающий и командир. Из-за этого наблюдение за полем боя на время прицеливания прерывалось, а в это время всякое могло произойти.

В воспоминаниях немецких танкистов такая проблема Т-34 упоминается достаточно часто, поскольку на поле боя она приводила к катастрофическим последствиям для советских танков. Об этом можно судить из воспоминаний Р. Риббентропа (сына министра иностранных дел Германии Иоахима Риббентропа), воевавшего на T-IV под Прохоровкой.

Немецкий танк, находившийся в самой гуще советских танков, вел по ним огонь, подбив при этом 14 целей, но так и не был обнаружен советскими танкистами. «Потери моей роты оказались на удивление невысокими. Полностью были потеряны лишь те две машины, гибель которых я видел в самом начале боя. В двух остальных ротах полностью потерянных машин не было. В нашей полосе обороны было больше сотни подбитых русских танков».

Удивительно, но о том, что «легендарный» Т-34 содержит множество врожденных детских болезней,военные знали еще до войны. В мае 1941 года генералитет настаивал на снятии машины с производства и создании нового танка с лобовым бронированием корпуса и башни толщиной 60 мм; торсионной подвеской; увеличенным диаметром погона башни и командирской башенкой с круговым обзором. Но дело тормозилось проблемами с отработкой дизеля. При том что и дизель В-2 в Т-34 был крайне надежен.

Небольшой ресурс хода приводил к тому, что до войны танки Т-34 ставили в консервацию, стараясь сохранить ресурс, а экипажи обучали на БТ-7 или даже устаревшем Т-26. В результате к началу войны было подготовлено не более 150 экипажей для танков Т-34. После начала войны обучиться в короткий срок на новую машину не предоставлялось возможным. Поэтому высокие потери Т-34 обусловлены, в том числе, и неумелыми действиями экипажа.

Т-34 внутри. Слева — рабочее место механика-водителя, справа — стрелка-радиста

Через два года после начала войны мнение советских танкистов о Т-34 не изменилось, об этом можно судить по письму командующего 5-й гвардейской танковой армией П. Ротмистрова к Г. Жукову в августе 1943 года: «…Приходится с горечью констатировать, что наша танковая техника, если не считать введение на вооружение самоходных установок СУ-122 и СУ-152, за годы войны не дала ничего нового, а имевшие место недочёты на танках первого выпуска, как то: несовершенство трансмиссионной группы (главный фрикцион, коробка перемены передач и бортовые фрикционы), крайне медленный и неравномерный поворот башни, исключительно плохая видимость и теснота размещения экипажа, являются не полностью устранёнными и на сегодня…».

Оборудование для Т-34-85М

Установка модулей на этот агрегат является важнейшим дополнением, ведь только так можно повысить уровень комфорта и сделать его более сильным. В то же время на Т-34-85М оборудование подбирается весьма просто, нам нужно максимально нивелировать свои недостатки, так что выбор очевиден: • – без него наш урон в минуту будет весьма плачевным; • – из-за неимения других вариантов, это единственный способ улучшить точность; • – тоже все понятно, слабый обзор на подвижно технике иначе никак не исправить.

Как обычно, существует некая альтернатива последнему пункту – в данном случае это , которая способна комплексно усилить важные параметры, но не позволит полностью решить проблему с обзором, так что выбор за вами.

Т-34-85 в послевоенное время

Производство последней серийной «тридцатьчетверки» завершилось в 1946 году, на смену ей пришел средний танк с индексом Т-44. В послевоенное время Т-34-85 все же являлся основным танком, в таком статусе он находился до 1950-х г. Поставки Т-44 в войска шли в малых количествах, а выпуск Т-54 происходил очень медленными темпами.

После окончания войны Т-34-85 принимал участие практически во всех военных конфликтах: в Корее, Вьетнаме, Кампучии, на Ближнем Востоке, Кубе, Афганистане и других. Участвовали «тридцатьчетверки» и в военных конфликтах в Европе: венгерское восстание 1956 года, военных столкновениях турок и киприотов на острове Кипр и войне в Югославии в 1990-х.

Т-34-85 находился на вооружении стран ОВД, ряда африканских стран, а также состоял на вооружении в государствах Юго-Восточной Азии. На сегодня «тридцатьчетверки» продолжают нести военную службу в нескольких государствах (Вьетнам, Гвинея, Йемен, КНДР, Лаос, Куба и др.).

Историческая справка

Буквенно-цифровое сочетание «Т-34» используется компанией Wargaming.net в общеупотребимом значении для указания на реальные танки и прототипы Второй мировой войны и послевоенного времени. Компания Wargaming.net не использует буквенно-цифровое сочетание «Т-34» в качестве товарного знака для индивидуализации каких-либо конкретных товаров, работ или услуг, не является его лицензиатом и не связана договорными или иными отношениями с его правообладателями (АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод», Баженский Михаил Юрьевич). Подробнее здесь

Основная статья: История Т-34-85

В 1943 году, в связи с массовым появлением у немцев новых моделей бронетехники с усиленным бронированием, эффективность 76,2 мм пушек стала резко недостаточной. В сражении на Курской дуге, в боях крупных масс танков, немецкое наступление удалось остановить, но лишь ценой огромных потерь собственной бронетехники, основную часть которой составляли к тому времени Т-34 и легкобронированные легкие танки Т-60 и Т-70. При этом, основные потери немецкая сторона несла не от огня советских танков, а от действий противотанковой артиллерии, от мин и т. д.

Это вынудило искать способы повышения боевых качеств Т-34. После проработки нескольких вариантов в массовое производство в 1944 году был запущен Т-34-85, вооружённый новой пушкой калибра 85 мм. Экипаж увеличился с 4 до 5 человек, танк получил новую башню с усиленным бронированием, более удобную для экипажа и командира. В результате масса выросла на несколько тонн, что привело к незначительному снижению динамических характеристик.

С принятием на вооружение завершающей модификации танка Т-34-85, все серийные танки Т-34, предшествующих выпусков, (образцы 1940÷1943 гг.), получили единое обозначение Т-34-76. В отличие от своего предшественника Т-34-76, Т-34-85, с пушкой С-53 (ЗиС-С-53), имел трехместную башню увеличенного размера (диаметр погона увеличен с 1420 до 1600 мм), что позволило увеличить объём боевого отделения, разместить более мощную пушку, дополнительного члена экипажа и освободить командира танка от роли наводчика, для более эффективного координирования действий экипажа.

Первые танки Т-34-85, постройки завода № 112, «Красное Сормово», с пушкой Д-5Т, имели двухместную башню, несколько отличающуюся конструктивно от башни разработки завода № 183. Пушка Д-5Т занимала много места, что не позволило разместить дополнительного заряжающего.

Вторая мировая война

Несмотря на ряд очень серьёзных усовершенствований Т-34, его боевые характеристики во второй половине войны нельзя было признать полностью удовлетворительными на фоне улучшения немецких танков и противотанковых средств.

Малоуязвимый в 1941 году для практически любых немецких танков и противотанковых средств (даже в старом варианте, более слабо вооружённом и бронированном), Т-34 в конце войны уже не способен был на равных противостоять тяжёлым немецким танкам и штурмовым орудиям (которые, впрочем, всё же имели далеко не абсолютное преимущество во всех ситуациях боя, не говоря уже о том, что относились к другому классу по массе, дороговизне производства, часто проигрывали в подвижности, не говоря уже об их количественном недостатке и технологических сложностях конца войны, сказавшихся, например, на качестве их брони). Т-34 оказался недостаточно защищён и от средств немецкой пехотной ПТО, включавшей к тому времени новейшие реактивные противотанковые гранатомёты, хотя немецкие танки не в меньшей степени страдали от огня гранатомётов типа «базуки» американского производства. В результате в 1945 году примерно 90 % попаданий в Т-34 приводило к пробитию брони. Это приходилось компенсировать их массированным и грамотным применением, причем ведущая роль в борьбе с танками противника перешла в заметной мере к тяжелым танкам, таким, как ИС-2, и САУ; тем не менее Т-34, оставаясь советским основным танком, сыграл неоценимую положительную роль во второй половине войны, что отчасти объясняется улучшением управления танковыми войсками, лучше налаженным взаимодействием с другими родами войск, особенно с авиацией, а также очень хорошей мобильностью и остававшимися всё же довольно достойными бронированием и огневой мощью. Не последнюю роль играла и увеличившаяся к этому времени надежность танка, и, конечно же, массовость производства. К концу войны Т-34 являлся самым многочисленным танком в армии СССР.

После 1945 года

После Второй мировой войны Т-34-85 активно экспортировался во множество стран мира и применялся в ряде военных конфликтов. Легендарные 34ки оставались на вооружении некоторых стран вплоть до конца XX века, и принимали участие во вьетнамской войне.

VK 30.01 D

Малозаметный немецкий средний танк 6-го уровня имеет довольно хорошие характеристики, при помощи которых прокачка экипажа будет очень быстрой, несмотря на то, что он не относится к премиум технике. Также стоит отметить, что на борту VK 30.01 D находится 5 членов экипажа. Если танк будет использован для заработка опыта экипажу, то в дальнейшем, проблем с недостающей специальностью при пересадке не возникнет.

На борту танка находится экипаж из 5-ти человек;

  • командир;
  • наводчик;
  • механик-водитель;
  • радист;
  • заряжающий.

Главное достоинство немца – радиус обзора 370 м. При установленном оборудовании «просветлённая оптика» и в дальнейшем изученными умениями экипажа «орлиный глаз» и «радиоперехват», VK будет одним из лучших светляков на 6-м уровне. Как это ни странно, но он будет пересвечивать многие одноуровневые лёгкие танки. Этот аспект особо важен в прокачке экипажа, поэтому на этой технике можно будет регулярно зарабатывать большое количество опыта экипажа.

Если игрок не желает тратить деньги на немецкую премиум технику, в том числе для прокачки экипажа, то VK 30.01 D будет лучшим вариантом. Мало того, что динамичный средний танк имеет экипаж из 5 танкистов всех специальностей, характеристики немца наиболее подходящие для прокачки экипажа. Причем эффективно можно зарабатывать опыт и внизу списка.

Эта нация может похвастаться большим выбором техники с характеристиками, которые будут способствовать быстрой прокачке экипажа. Это могут быть как премиум машины, так и обычные танки.

Создание

Базовая конструкция была опробована впервые в 1938 на A-32, будучи зарожденной на БТ-7, который, в свою очередь, был эволюцией американского танка Кристи.

Предшественниками Т-34 можно считать БТ-ИС, А-20, БТ-СВ и А-32 — танки с наклонной броней, первые из проектов которых появились в 1936 году, то есть, задолго до начала войны.

Главный инженер, Михаил Кошкин, обещал Сталину заменить серию БТ лучшим и более универсальным танком.

Он должен был обладать следующими чертами:

  • корпус с наклонной броней;
  • мощный и неприхотливый дизельный двигатель V-12, менее чувствительным к качеству топлива и условиям эксплуатации, чем высокооктановые бензиновые двигатели;
  • большая дальность действия;
  • меньшая пожароопасность, чем БТ-5 и БТ-7, которые показали свою горючесть во время Советско-Японской войны в Маньчжурии.

Первый опытный образец являлся улучшенным А-32 с утолщенной броней. Он успешно закончил свои испытания в Кубинке, после чего его конструкцию упростили для массового производства. Всё это произошло уже в начала 1939 года, во время перевооружения СССР.

Первые два опытных образца приняли участие в пробеге от своего завода в Харькове до Москвы и назад в 1940 году, под патронажем Сергея Орджоникидзе. С апреля до мая они подвергались большому количеству трудных испытаний, проехав в общей сложности около 2000 км от Харькова до линии Маннергейма в Финляндии и назад, на фабрику, через Москву.

Причины появления Т-34-85.

Ситуацию, сложившуюся к лету-осени сорок третьего года в механизированных и бронетанковых войсках можно вполне назвать тяжелой. Компания проходила в условиях, когда впервые с начала войны, превосходство советских танков по части вооружения и бронирования было утрачено, а качественное превосходство немецких танковых войск стало нетерпимым.

К тому времени большая часть дефектов конструкции, из тех что можно было преодолеть «малой кровью», была исправлена. Однако, к тому времени, немецкая промышленность смогла поставить армии достаточное число танков «Тигр» и «Пантера», для того что бы они представили большую проблему. Помимо этого не останавливалась модернизация танков Pz. Kpfw III и Pz. Kpfw IV. в результате чего их удалось, как минимум довести до уровня советского среднего танка.

Как следствие, к началу осени советские танковые части могли противостоять и побеждать противника только реализуя численное и позиционное преимущество. Необходимость глубокой модернизации имеющегося среднего танка стала носить безотлагательный характер. Однако не следует считать, что ранее такие усилия не предпринимались. Работы по проектированию машины, в которой были бы учтены выявленные недостатки, прекращенные с началом боевых действий и срочной необходимостью освоения и ликвидации выявленных недочетов Т-34, были вновь возобновлены в сорок втором году.

Примером таких работ, можно назвать конструирование танка Т-43. В данной разработке было использовано многое из опыта, полученного при работах по Т-34М и основными направлениями можно считать:

  • усиление бронирования;
  • улучшение обитаемости боевого отделения, по сравнению с Т-34;
  • улучшение подвески.

С целью упрощения выпуска и обслуживания степень унификации с Т-34 достигала 78%. Помимо усиления защиты и внедрения торсионной подвески, следует отметить отказ от нескольких топливных баков по оба борта в пользу единственного, размещенного в носу машины за противопожарной перегородкой. Но все же особенно важным нововведением стала 3-х. местная башня увеличенных размеров, оборудованная командирским куполом.

С весны сорок третьего года две опытные машины Т-43 прошли испытания, в том числе и фронтовые, в ходе которых удалось выявить и некоторые недостатки:

  • запас хода, в связи с введением единственного сто литрового бензобака, снизился по сравнению с Т-34, на сто километров;
  • возросшая масса привела к снижению максимальной скорости до 48 км/ч;
  • торсионная подвеска благоприятно сказалась на плавности хода.

Башня увеличенного размера обеспечивала вполне комфортные условия работы для трех челнов экипажа. После окончания испытаний, в конце лета, новая машина была принята на вооружение и приступили к подготовительным работам по ее освоению в производстве.

Характерной особенностью осенне-зимнего периода были и многочисленные потери танков. Которые вызвали определенные опасения о наступлении кризисного положения, при котором промышленность не сможет компенсировать потери матчасти существующих подразделений и и вооружать новые формирования.

Вполне очевидно, что эти страхи и могли сыграть решающую роль в прекращении работ по освоению в производстве танка Т-43. На нем, серийном производстве, как прежде остался Т-34, оборудованный командирской башенкой.

Корпус

В 1940 году корпус Т-34 варили из катанных броневых листов. В передней части лобового листа расположен люк механика-водителя с откидывающейся крышкой. Дальше, в верхней части крышки люка, установлен центральный смотровой прибор для водителя, а слева и справа — боковые смотровые приборы, установленные под углом шестьдесят градусов к продольной оси машины. Справа находится амбразура курсового пулемета в шаровой опоре. Броневой маски у пулемета нет. Задний наклонный лист корпуса съемный и крепится к листам борта с помощью болтов. В нем имеется прямоугольный люк для доступа к трансмиссионному отделению. Сбоку люка есть два овальных отверстия с выхлопными патрубками, защищенные бронеколпаками.

Историческая справка

Основная статья: История Т-34 экранированный

Решением этого вопроса занималась особая группа сотрудников НИИ-48 и завода № 112 под общим руководством инженера-полковника И. Бурцева.

Проект экранировки Т-34 заводом № 112

В ходе выполнения работ была разработана схема экранировки 10- и 16-мм броневыми листами высокой твердости, причем лобовая часть танка была свободна от экранов. а борта и корма корпуса и башни защищались наклонно установленными листами брони (над т.н. «надкрылками» или «подкрылками» корпуса) и листами брони, свисавшими за пределами ходовой части (зашита вертикальных бортов корпуса). Экран планировалось устанавливать на расстоянии 70-150 мм от основной брони. Кроме того, уголковым экраном была защищена также балка носа Т-34. пробивавшаяся бронебойным 37-мм и 50-мм снарядом. Подобное экранирование увеличивало массу Т-34 на 3-3.5 т.

Макет экранированного корпуса в натуральную величину был изготовлен и испытан в начале 1943 г. и показал хорошие результаты. Но экранированные в опытном порядке танки, брошенные в бой, встретили совершенно новые противотанковые орудия – 75-мм РаК 40. против которых экраны оказались неэффективными. Указанные орудия вели огонь бронебойными снарядами. которые сбивали экраны и пробивали даже лобовую броню танка, прежде практически неуязвимую от огня 37-мм и 50-мм противотанковых пушек.»

Ну во-первых, не опытные, а вполне себе серийная партия из 46 Т-34, изготовленная согласно постановлению ГКО №2594. На 1 марта 1943 года изготовлено 23 танка, а окончательно построено все 46 машин к маю, отправлены в Костерево, где из выдали 41 ТБр и 21 июля 1943 года отправлены в составе 5 ТК.

Во-вторых, не Pak 40. Как раз ее экраны выдержали, но засада в том, что 41 ТБр нарвалась на перфоратор пострашнее:

ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11355, дело №1727, стр.215, 216, 220.

Появление Т-34-85

К разработке более мощной арт. системы приступили в январе 1943 г. Через пять месяцев чертежи новой пушки были готовы, а в июне орудия Д-5Т калибром 85 мм были выпущены в металле. Одновременно в других КБ велись разработки новых артиллерийских систем: С-53, С-50, ЛБ-85.

Для того, чтобы установить новое орудие в Т-34, необходимо было изготовить новую башню. Проектированием башни с установкой 85 мм арт. системы занялось КБ , а также конструктора завода №183. В результате было выпущено два проекта литой башни.

В декабре 1943 года на вооружение РККА был принят танк Т-34 с 85-мм артиллерийской системой под индексом Т-34-85. Основным изменением модифицированной машины явилась установка башни новой формы, с расширением погона башни.

С появлением башни увеличенного размера была устранена основная проблема Т-34-76, а именно теснота и невозможность добавления пятого члена экипажа. В башню монтировалась артиллерийская система Д-5Т калибром 85 мм, разработанная в конструкторском бюро №9.

Литература

  • Большая советская энциклопедия (БСЭ), Третье издание, выпущенной издательством «Советская энциклопедия» в 1969—1978 годах в 30 томах;
  • Объекты военные — Радиокомпас / . — М. : Военное изд-во М-ва обороны СССР, 1978. — 678 с. — (Советская военная энциклопедия : ; 1976—1980, т. 6).;
  • Военный энциклопедический словарь (ВЭС), М., ВИ, 1984 г., 863 стр. с иллюстрациями (ил.), 30 листов (ил.);
  • Боевой устав Сухопутных войск Вооруженных Сил СССР (взвод-отделение-танк ).
  • Драбкин А. Танкисты. «Мы погибали, сгорали…». — М: Эксмо, Яуза, 2012. — 224 с. — 4000 экз. — ISBN 978-5-699-52016-9.
  • Танкисты в боях за Родину. М.: ДОСААФ, 1965.
  • Танкисты в сражении за Ленинград. Л.: Лениздат, 1987
  • Жаркой Ф. М. Танковый марш. Под ред. М. Ф. Жаркого Танковый марш. — Изд. 4-е, перераб. и доп. — СПб. : Издательство Михайловской военной артиллерийской академии, 2020. — 230 с. — ISBN 978-5-98709-303-0.
  • Robert Kershaw. Tank Men. The Human Story of Tanks at War. Hodder Paperbacks, 2009. 480 p. ISBN 0-340-92349-0 (Background & Preparation)
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector