Подводные лодки «варшавянка» на дизельном двигателе проектов 636 и 877

Внешний вид и устройство ПЛ «Варшавянка»

Идеально обтекаемая форма данной ДЭПЛ «Варшавянка» была спроектирована по результатам многочисленных тестов. Эксперименты с формой длились до появления подлодки такого же типа в США, названной «Алькабор», китообразный корпус которой был повторен в советской субмарине.

Такая форма позволяет уменьшить гидросопротивление и плыть быстрее. Кроме того, корпус такого вида дополнительно снижает шумность, т.к. трение минимально. В дополнение к этому всему, эта ПЛ минимально отражает эхолокационные сигналы благодаря особому покрытию.

Как известно, конструкция лодки двух составная, в основе которой лежит легкий и прочный корпус. Пространство между ними заполнено цистернами главного балласта. На самом корпусе есть массивная рубка легкого типа для защиты выдвижных устройств и антенн. Находится она прямо над вторым отсеком лодки.

Подводная лодка типа «Варшавянка» имеет складные рули горизонтального управления спереди.

После носовой части идут первые три отсека на три палубы.

В первом находятся торпедные аппараты на верхней палубе, в средней размещается часть экипажа, ведь одна из жилых палуб именно там. В самом низу стоят аккумуляторы.

Второй отсек можно расценивать как командный пункт, на его трех уровнях обустроены центральный пост, штурманская и радиорубка соответственно.

Третий отсек, с двумя жилыми палубами и помещением для аккумуляторов, является последним трехпалубным отсеком.

Дизельная подводная лодка проекта «Варшавянка» оснащена двумя типами двигателей расположенных в трех последних отсеках. Так, в четвертом отсеке расположен дизельный мотор. В соседнем отделении установлен электрический агрегат, а в самом конце расположились силовые установки такого же типа, но меньшие по мощности. Их главная задача – обеспечение экономного хода.

«Варшавянка»

«Вихри враждебные веют над нами, Темные силы нас злобно гнетут. В бой роковой мы вступили с врагами, Нас еще судьбы безвестные ждут…»

Эти строчки, наполненные какой-то нордической мрачной отвагой, хорошо известны многим. В отличие от истории самой песни.

Название «Варшавянка» не случайно. Свои истоки песня берёт в Польше, и написана она было первоначально на польском языке Вацлавом Свеницким. Музыкальной (да и поэтической) основой «Варшавянки» стал так называемый «Марш зуавов» — песня польского восстания 1863−64 гг. на слова В. Вольского (автор музыки неизвестен до сих пор). Для справки: «зуавами смерти» назывались части французской пехоты в Алжире.

«Марш, марш, зуавы, На бой кровавый, Святой и правый — Марш, зуавы, марш!».

У Свеницкого стало:

«Вперед, Варшава! На бой кровавый, Святой и правый! Марш, марш, Варшава!»

Перевод текста на русский сделал соратник Ленина — Глеб Кржижановский, который только немного изменил припев:

«На бой кровавый, Святой и правый — Марш, марш вперед, Рабочий народ!».

Впервые русская «Варшавянка» была исполнена там же, где и писалась — в Бутырской пересыльной тюрьме в 1897 году.

Г. Кржижановский: «Настал день нашей отправки в Сибирь. Мы поставили к двери камеры Абрамовича, обладавшего необычайной физической силой, стали в круг и запели: „Вихри враждебные веют над нами…“ Звуки могучей песни огласили здание Бутырской тюрьмы. Надзиратели бросились к нашей камере, пытаясь открыть дверь, не не смогли сломить железную силу нашего стража… Так совершилось боевое крещение русской „Варшавянки“».

Текст Кржижановского был опубликован в 1903 году. Спустя два года песня уже широко распевалась во время первой русской революции и оставалась на устах вплоть до окончания Гражданской войны.

Модернизации и переоборудования

В 2010 году была заложена первая подводная лодка модифицированного проекта 636.3, принятого на вооружение ВС РФ.
В 636.3 были модернизированы основные системы базового проекта 636: комплекс торпедно-ракетного вооружения, информационно-управляющая система, радиолокационный и гидроакустический комплексы. Внесен ряд усовершенствований в общекорабельные системы для повышения скрытности подводной лодки и улучшения бытовых условий экипажа. Подводные лодки модифицированного 636 проекта имеют более высокую (по сравнению с предыдущими проектами) боевую эффективность: модифицированный проект получил оптимальное сочетание акустической скрытности и дальности обнаружения целей, новейший инерциальный навигационный комплекс, современную автоматизированную информационно-управляющую систему, мощное быстродействующее торпедно-ракетное вооружение.

Подводная лодка Б-268 «Великий Новгород»

Подводная лодка Б-268 Великий Новгород

«Палтус» и «Варшавянка»

«Волхов» является вторым по счёту кораблём проекта 636.3 «Варшавянка» для Тихоокеанского флота. Головной корабль серии получил название «Петропавловск-Камчатский» и был передан ВМФ в ноябре 2019 года. В данный момент в цехах «Адмиралтейских верфей» строятся ещё две «Варшавянки»: «Магадан» и «Уфа».

Проект 636.3 — это модернизированная версия проекта 636 «Варшавянка», который, в свою очередь, является продолжением 877-й серии субмарин под названием «Палтус», разработанной в СССР в конце 1970-х годов.

  • Подводная лодка проекта 636.3

По сравнению с оригинальной версией проект 636.3 претерпел ряд существенных изменений.

«Подводные лодки модифицированного проекта 636.3 имеют более высокую (по сравнению с предыдущими проектами) боевую эффективность. Оптимальное сочетание акустической скрытности и дальности обнаружения целей, новейший инерциальный навигационный комплекс, современная автоматизированная информационно-управляющая система, мощное быстродействующее торпедно-ракетное вооружение обеспечивают мировой приоритет кораблей этого класса в области неатомного подводного кораблестроения», — говорится на сайте «Адмиралтейских верфей».

В общей сложности в СССР и РФ было построено около 70 подводных лодок проектов 636 и 877. Причём около 40 из них были поставлены на экспорт. В списке бывших и нынешних эксплуатантов подводных лодок данного класса, помимо России, числятся также Индия, Китай, Вьетнам, Иран, Алжир, Румыния и Польша.

Разработкой «Палтуса» и «Варшавянки» занималось Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» (Санкт-Петербург).

Как отмечается на сайте Объединённой судостроительной корпорации, субмарины данного типа предназначены «для уничтожения подводных лодок, надводных кораблей, судов и наземных целей противника».

Также по теме


«Современные и перспективные»: как атомные подводные лодки проекта «Ясень» усилят ВМФ РФ

Многоцелевая атомная подводная лодка проекта 885М «Казань» будет передана российскому ВМФ до конца 2020 года. Об этом сообщил…

К боевым задачам подлодок типа 636 относят также защиту побережья, военно-морских баз, коммуникаций и границ.

Главными достоинствами кораблей проекта 636 и его модификаций разработчики называют малошумность, мощное минно-торпедное и ракетное вооружение, хорошие бытовые условия экипажа и простоту обслуживания субмарины.

Надводное водоизмещение кораблей проекта 636 составляет 2350 м³, предельная глубина погружения — 300 м, автономность плавания — 45 суток, дальность плавания в режиме работы двигателей под водой с усиленным запасом топлива и скоростью 7 узлов (около 13 км/ч) — 7,5 тыс. миль (около 14 тыс. км).

Длина подводной лодки составляет 73,8 м. Её корпус состоит из шести отсеков, которые отделяются друг от друга водонепроницаемыми перегородками. Это «позволяет оставаться на плаву при аварийном затоплении одного из отсеков, сохраняя при этом боеготовность», говорится на сайте «Адмиралтейских верфей».

Подводные лодки типа 636.3 оснащаются шестью торпедными аппаратами калибра 533 мм, а также несут ракетный комплекс «Калибр-ПЛ». Общее количество снарядов обоих типов на судне составляет 18 единиц.

«Подводные лодки проекта 636 способны наносить залповые ракетные удары из всех торпедных аппаратов по морским и наземным целям», — говорится на сайте судостроительной корпорации.

Впервые в истории корабли данного проекта приняли участие в боевых действиях в 2015 году, произведя пуск «Калибров» по объектам боевиков террористической группировки «Исламское государство»* на территории Сирии. Запуски по позициям ИГ производились из подводного положения из акватории Средиземного моря. 

Морское обновление

Главные приоритеты развития ВМФ определены в указе президента об основах государственной политики в области военно-морской деятельности до 2030 года, который Владимир Путин подписал ещё в 2017 году.

Также по теме


От «Варшавянки» до «Калины»: какие неатомные подлодки увеличат боевую мощь ВМФ России

Тихоокеанский флот России получит шесть дизель-электрических подлодок проекта 636.3 «Варшавянка» до 2025 года, сообщил заместитель…

В марте 2019 года министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу заявил, что в соответствии с госпрограммой вооружения до 2027 года российский Военно-морской флот пополнят более 180 новых кораблей и судов.

29 июля 2019 года, принимая Главный военно-морской парад по случаю Дня ВМФ России, Владимир Путин заявил, что флот «осваивает новейшую технику, эффективно использует и разрабатывает не имеющие аналогов в мире перспективные инженерные и конструкторские решения».

«Только в этом году состав ВМФ пополнят 15 кораблей и боевых катеров. Обновляются морская авиация и береговые войска, совершенствуется инфраструктура военно-морских баз, восстановлена практика кругосветных походов», — подчеркнул президент России.

По его словам, уникальные образцы российских вооружений — гарантия того, что флот сможет дать «достойный отпор любому агрессору».

Президент отметил, что «уровень современных образцов вооружения и военной техники на флоте превысил 62%» и государство не намерено на этом останавливаться, а будет продолжать процесс перевооружения ВМФ.

Особенности конструкции ПЛ проектов 636 и 877


636.3 — модификация «Варшавянки», используемая для российского флота

Конструктивно Варшавянка подводная лодка имеет немало сходств в пр. 636 и 877, из-за чего их строение рассматривают одновременно. Ключевые особенности — веретенообразная форма лодок и компоновка внутренних отсеков.

Корпус веретенообразной формы с минимальным количеством отверстий

Корпус подводных лодок веретенообразный, многие аналитики также сравнивают его с дирижаблем. Количество забортных дыр (отверстий) сведено к минимуму. Это позволило добиться оптимальной обтекаемости и увеличить подводную скорость за счет уменьшения надводной.

Шесть отсеков

«Варшавянка» имеет разделение на внешний легкий корпус и внутренний прочный. Последний делится на шесть отсеков:

  • носовой имеет три палубы, верхняя — торпедная, средняя — жилая и нижняя для размещения аккумуляторных батарей;
  • второй отсек командный, также делится на три палубы, сверху вниз размещены центральный пост, рубки радиста и штурмана, здесь же находятся все выдвижные устройства;
  • третий отсек жилой, две верхние палубы заняты помещениями для экипажа, нижняя — дополнительные аккумуляторы;
  • в четвертом отсеке находится дизель-генераторный двигатель;
  • пятый — электромоторный, отсюда также выпускается аварийный буй.

Кормовой отсек механико-технический. Здесь находятся электродвигатели экономичного хода, приводы рулей и кормовой люк.

Сталь, которая не магнитит

В Новороссийске для приема новых подводных кораблей создана уникальная причальная база. Как сообщил замначальника управления гидротехнического строительства Спецстроя России Евгений Прохоров, в сооружении пирса применена конструкция эстакадного типа (склейка) на свайном основании. Кроме того, созданы специальные устройства для безопасной швартовки лодки, которой подводные лопасти управления («крылья») не позволяют подходить прямо к причальной стенке.

Вообще, «Варшавянки» начали строить достаточно давно. В 1984 году первую подлодку этого класса направили в десятимесячный океанский поход. За все время этого рейда американцы так и не смогли обнаружить наш корабль, после чего в НАТО за лодками этого класса прочно закрепилось название «Черная дыра».

По словам директора «Адмиралтейских верфей» Александра Бузукова, проект 636 – это модернизированная, улучшенная версия еще той, первой «Варшавянки». Корпус корабля, напоминающий очертаниями кита, позволяет добиться внушительной скорости в подводном положении – почти в 20 узлов. При этом плавные, обтекаемые формы для «Варшавянки» создают из цельных кусков металла. Для соединения швов используется особая автоматическая сварка, причем каждый шов проверяется на прочность рентгеном и ультразвуком.

На лодке созданы и относительно комфортные условия для пребывания экипажа. Имеются кондиционер, душ, усовершенствована система удаления отходов. Кают-компания может достаточно быстро быть переоборудована, скажем, в операционную. Необходимое медицинское оборудование на борту также присутствует. При этом все, даже кондиционер, оборудовано средствами шумопоглощения. Все это – в интересах снижения заметности корабля.

Эту же цель преследует и использование в строительстве специальной стали. Она маломагнитного свойства, то есть значительно сокращает магнитные поля. На корпусе лодки даже магнит не держится! Кроме того, внешнюю оболочку дополняет резиновое покрытие, что также обеспечивает защиту от обнаружения локаторами противника. А например, главный вал лодки вращается не по металлическим подшипникам, а по… деревянным втулкам, изготовленным из особо прочного дерева бакаут.

Немного истории

В январе 1954 года произошло знаменательное событие в области военных разработок. В США спустили на воду первую в мире атомную подлодку (АПЛ) «Наутилус». Этот факт расширил границы возможностей субмарин того времени, увеличив не только автономность, но и глубину погружения, не говоря уже о вооружении.

С этим связана задумка Советского союза создать такую субмарину, которая превосходила бы все вражеские суда данного типа. В 60-х годах прошлого века в стране стали всерьез думать о защите от таких угроз.

Так, было положено начало подлодок проекта 636 и 877 «Варшавянка», модификации которых стоят на вооружении у современной России.

Перед конструкторами стояла задача оснастить подводную лодку (ПЛ) тихим двигателем, продвинутую технику обнаружения целей и мощным вооружением. инженеры усердно работали над этими проектами в течении семи лет, начиная с 1972 года, когда чертежи были готовы.

И уже в 1982 году первая ПЛ проекта 877 была спущена на воду. Ими планировалось оснастить все страны, участвовавшие в Варшавском договоре, откуда и второе название.

История разработки


Подводная лодка «Варшавянка»

Разработку проекта 636 начали в СССР в 1970-х годах. Именно тогда оформлено техническое задание, новая лодка должна была противодействовать подводным и надводным кораблям противника. Субмарины данного проекта предполагалось строить на экспорт в страны Варшавского договора, отчего и получили названия «Варшавянка».

Несмотря на давние сроки строительство кораблей проекта 636 началось только с середины 1990-х. Основным заказчиком выступил Китай, две лодки были собраны для Алжира. Доработанную модель 636.1 собирали для Вьетнама и Алжира, рассматривалась вероятность поставок в Индию.

Отдельно выделяют проект 877 «Палтус». Данные подлодки также называют «Варшавянкой», поскольку часть из них шла на экспорт в страны Варшавского договора. При рассмотрении технических характеристик ориентируются на оба проекта ввиду их сходства.

Конструкция ДЭПЛ 636 и технические характеристики

Двойной корпус идеально обтекаемой китообразной формы, которая уменьшает гидросопротивление, снижает шумность и позволяет плыть быстрее. Прочный корпус изготовлен из специальной ненамагничиваемой стали и разделен поперечными переборками на 6 отсеков, что обеспечивает высокую живучесть лодки. Легкий корпус — особое покрытие, состав которого держится в секрете и постоянно совершенствуется, минимально отражает эхолокационные сигналы.

С помощью бортовой аппаратуры «Варшавянка» находит подводный звуковой канал, обнаруживает цель на дистанции в 3 раза больше той, на которой может быть обнаружена сама, и атакует.

Гибридный мотор из двух дизель-генераторов мощностью по 1500 киловатт и электромотора мощностью 5500 л.с. обеспечивает хорошую маневренность.

Габариты лодки позволяют скрываться на мелководье:

  • Длина — 73,8 метра;
  • ширина — 9.9 метра;
  • осадка — 6.2 метра;
  • водоизмещение надводное — 2350 тонн, подводное — 3100 тонн;
  • максимальная глубина погружения — до 350 метров;
  • надводная скорость — 17 узлов, подводная — до 20 узлов;
  • радиус дежурства — 2000 тысячи миль;
  • автономность плавания — 45 суток;
  • экипаж — 52 человека.

Все механизмы смонтированы на амортизаторах и звукоизолирующих фундаментах. Система РДП на лодке позволяет пополнять запасы сжиженного воздуха для экипажа, не поднимаясь на поверхность. Выхлопные газы от дизель-генераторов из моторного отсека выводятся по выдвижным трубам.

На лодке шесть 533-миллиметровых торпедных аппарата, боекомплект — 18 торпед или 24 мины, крылатые ракеты комплекса «Калибр-ПЛ», выдвижной ПЗРК «Стрела-3».

Представители серии

Схема проекта 877

Схема проекта 636

Подводные лодки типа «Варшавянка», объединяющего проекты 877 и 636 и их модификации, являются основным классом НАПЛ – неатомных подводных лодок, производимых в России. Они стоят на вооружении как российского, так и ряда зарубежных флотов. Проект, разработанный в конце 1970-х годов, считается весьма удачным, поэтому строительство серии, с рядом усовершенствований, продолжается и в 2010-х годах.

Название Верфь Зав. № Закладка Спуск на воду Ввод в строй Флот Состояние Прим.
Проект 636
366 Yuan Zhend 66 Hao Адмиралтейские верфи 01616 16.07.1996 26.04.1997 26.08.1997 ВМС Китая В строю
367 Yuan Zhend 67 Hao Адмиралтейские верфи 01327 28.08.1997 18.06.1998 25.10.1998 ВМС Китая В строю
Проект 636М
368 Yuan Zhend 68 Hao Адмиралтейские верфи 01329 18.10.2002 27.05.2004 20.10.2004 ВМС Китая В строю
369 Yuan Zhend 69 Hao Адмиралтейские верфи 01330 18.10.2002 19.08.2004 05.2005 ВМС Китая В строю
370 Yuan Zhend 70 Hao Адмиралтейские верфи 01331 2004 04-05.2005 05.2005 ВМС Китая В строю
371 Yuan Zhend 71 Hao Адмиралтейские верфи 01332 2004 26.05.2005 2005 ВМС Китая В строю
372 Yuan Zhend 72 Hao Адмиралтейские верфи 01333 2004 26.08.2005 30.05.2006 ВМС Китая В строю
373 Yuan Zhend 73 Hao Красное Сормово 01611 07.1992 08.05.2004 05.08.2005 ВМС Китая В строю
374 Yuan Zhend 74 Hao Севмаш 01701 29.05.2003 21.05.2005 (04.06.2005) 17.11.2005 (30.12.2005) ВМС Китая В строю
375 Yuan Zhend 75 Hao Севмаш 01702 29.05.2003 14.07.2005 (17.07.2005) 24.11.2005 (30.12.2005) ВМС Китая В строю
021 Messali el Hadj Адмиралтейские верфи 01336 2006 20.11.2008 28.08.2009 ВМС Алжира В строю
022 Akram Pacha Адмиралтейские верфи 01337 2007 09.04.2009 29.10.2010 ВМС Алжира В строю
Проект 636.1
HQ-182 Hà Nội («Ханой») Адмиралтейские верфи 01339 24.08.2010 28.08.2012 07.11.201303.04.2014 ВМС Вьетнама В строю
HQ-183 Hồ Chí Minh («Хошимин») Адмиралтейские верфи 01340 28.09.2011 28.12.2012 16.01.201403.04.2014 ВМС Вьетнама В строю
HQ-184 Hải Phòng («Хайфон») Адмиралтейские верфи 01341 23.10.2012 28.08.2013 04.12.201401.08.2015 ВМС Вьетнама В строю
HQ-185 Khánh Hòa («Кханьхоа») Адмиралтейские верфи 01342 23.10.2012 28.03.2014 13.05.201501.08.2015 ВМС Вьетнама В строю
HQ-186 Đà Nẵng («Дананг») Адмиралтейские верфи 01343 01.07.2013 28.12.2014 02.02.201628.02.2017 ВМС Вьетнама В строю
HQ-187 Bà Rịa-Vũng Tàu («Вунгтау») Адмиралтейские верфи 01344 28.05.2014 28.09.2015 20.01.201728.02.2017 ВМС Вьетнама В строю
031 Ouarsenis («Уарсени») Адмиралтейские верфи 01346 2015 14.03.2017 02.10.201809.01.2019 ВМС Алжира В строю
032 Hoggar («Хоггар») Адмиралтейские верфи 01347 2016 29.06.2017 26.11.201809.01.2019 ВМС Алжира В строю
н/д Адмиралтейские верфи 01348 2020 ВМС Индии Рассматривается возможность строительства
н/д Адмиралтейские верфи 01349 2020 ВМС Индии Рассматривается возможность строительства
Проект 636.3
Б-261 «Новороссийск» Адмиралтейские верфи 01670 20.08.2010 28.11.2013 22.08.2014 ЧФ В ремонте В составе 4-й ОБрПЛ ЧФ
Б-237 «Ростов-на-Дону» Адмиралтейские верфи 01671 21.11.2011 26.06.2014 30.12.2014 ЧФ В ремонте В составе 4-й ОБрПЛ ЧФ
Б-262 «Старый Оскол» Адмиралтейские верфи 01672 17.08.2012 28.08.2014 03.07.2015 ЧФ В ремонте В составе 4-й ОБрПЛ ЧФ
Б-265 «Краснодар» Адмиралтейские верфи 01673 20.02.2014 25.04.2015 05.11.2015 ЧФ В строю В составе 4-й ОБрПЛ ЧФ
Б-268 «Великий Новгород» Адмиралтейские верфи 01674 30.10.2014 18.03.2016 26.10.2016 ЧФ В строю В составе 4-й ОБрПЛ ЧФ
Б-271 «Колпино» Адмиралтейские верфи 01675 30.10.2014 31.05.2016 24.11.2016 ЧФ В строю В составе 4-й ОБрПЛ ЧФ
Б-274 «Петропавловск-Камчатский» Адмиралтейские верфи 01614 28.07.2017 28.03.2019 25.11.2019 ТОФ В строю В составе 19-й БрПЛ ПрФлРС ТОФ
Б-603 «Волхов» Адмиралтейские верфи 01615 28.07.2017 26.12.2019 25.11.2020 ТОФ Швартовные испытания Передача флоту запланирована на 2020 год
Б-602 «Магадан» Адмиралтейские верфи 01616 01.11.2019 12.2020 25.11.2021 ТОФ Строится Передача флоту запланирована на 2021 год
Б-588 «Уфа» Адмиралтейские верфи 01617 01.11.2019 03.2021 25.11.2021 ТОФ Строится Передача флоту запланирована на 2021 год
Б-? «Можайск» Адмиралтейские верфи 01618 11.2020 12.2021 25.11.2022 ТОФ Готовится к закладке Подписан контракт
Б-? «Ижевск» Адмиралтейские верфи 01619 11.2020 03.2022 25.11.2022 ТОФ Готовится к закладке Подписан контракт

Цвета таблицы: Зелёный  — действующая в составе ВМФ России  Белый — не достроена Жёлтый  — действующая в составе иностранных ВМС или как гражданское судно

Защита прибрежной зоны

Как отмечают эксперты, «Варшавянки» являются основой российского неатомного подводного флота.

«Они предназначены для работы в ближней зоне, охраны границ на Черноморском театре военных действий, на Севере и Тихом океане. Подобные корабли очень важны, так как обладают способностью дальнего обнаружения сил противника и применения оружия из прибрежной зоны. Это позволяет им предотвращать проникновение на территорию вражеских кораблей», — пояснил в беседе с RT контр-адмирал в отставке Герой России Всеволод Хмыров.

В свою очередь, военный эксперт Юрий Кнутов отметил, что одним из главных преимуществ «Варшавянки» является её низкая шумность, из-за которой она получила неофициальное прозвище Чёрная дыра».

  • Подводная лодка «Волхов» во время испытаний

«Конструкция подводной лодки уникальна. Специальное покрытие и малошумные двигатели позволяют создать такие условия, при которых издаваемый субмариной шум сравним с естественным шумом океана. Не зря в НАТО её прозвали Чёрной дырой», — рассказал в беседе с RT Юрий Кнутов.

Также по теме


«Надёжная защита от вероятного нападения»: как развивается программа по созданию атомных подводных лодок класса «Борей»

Первый серийный ракетоносец проекта 955А («Борей-А») «Князь Олег» спущен на воду со стапелей завода «Севмаш». До конца года…

Как отмечают специалисты, наличие ракетного вооружения существенно расширяет возможности данных кораблей: из предназначенных для берегового охранения субмарин они фактически превращаются в «подводные ракетоносцы», способные поражать цели на расстоянии до 1,5 тыс. км.

«Крылатые ракеты «Калибр» уже показали свою высокую эффективность. А систему, с помощью которой из торпедного аппарата можно запускать разные типы снарядов, и вовсе можно назвать прорывной технологией. И Россия продолжает развивать это направление», — говорит Кнутов.

По его словам, об успешности проектов 877 и 636 красноречиво свидетельствует высокий интерес к ним со стороны иностранных государств, в том числе Индии и Китая.

«Наши подлодки пользуются успехом, потому что их крайне сложно обнаружить. Это и привлекает иностранных заказчиков. Сделать что-либо подобное в других странах пока не смогли», — подчеркнул Кнутов.

В свою очередь, Всеволод Хмыров отметил высокую надёжность российских субмарин.

«И Советский Союз, и Россия выпускали и продолжают выпускать очень надёжную, неприхотливую технику. У иностранных покупателей именно эти качества являются одними из основных при выборе производителя», — заключил аналитик.

* «Исламское государство» (ИГ, ИГ) — организация признана террористической по решению Верховного суда РФ от 29.12.2014.

Конструкция ДЭПЛ 636.3 «Варшавянка»

Габариты подводной лодки позволяют скрываться на мелководье, Корпус сваривается и изгибается из специальной ненамагничиваемой стали имеет 6 отсеков. Постоянно совершенствуется материал покрытия. Вначале использовалась резина, затем перешли на композитные материалы «Молния», состав которых держится в секрете и с каждой строящейся новой лодкой усложняется. Используются виброизоляторы для всего крепежа к корпусу, фундаменты для тяжёлого оборудования из поглощающих шум материалов.

Устанавливаются 2 дизель-генератора по 1000 к Вт, которые питают эл.дв. 5500 л.с. В резерве 2 эл.дв. по 102 л.с. Экономический ход мощности 190 л.с. Можно возразить, мол, есть ВНЭУ и ТЭ и 5-е поколение «Варшавянок» к нему идёт – проект 677 «Лада». Но химический способ получения энергии тоже имеет недостатки, когда конструкторами они будут устранены, тогда и появятся новые «Варшавянки». Такие подлодки не могут преследовать и уклонятся от торпедных атак противника ввиду малой скорости. Поэтому и НАТОвские ПЛ типа U-212 и их последние модификации с анаэробными силовыми установками используют комбинацию с дизельными двигателями, по сути являясь дизельными. У АПЛ (атомных подводных лодок) всегда работает турбина, а дизель (с естественным уровнем шумов моря) можно и заглушить в противном случае – преимущество очевидное.

Технические характеристики


ТТХ «Варшавянки» 636.3

Несмотря на сходства в конструкции и компоновке технические характеристики подводной лодки «Варшавянка» проектов 636 и 877 имеют определенные отличия. Большинство из них незначительные. К примеру, по данным Википедии, экипаж лодок 636 — 52 человека, у проекта 877 — 57 человек.

Водоизмещение

Надводное и подводное водоизмещение «Варшавянки» проекта 636 составляет 2350 и 3950 тонн. У подводных лодок проекта 877 данные показатели ниже — 2300 и 3040 тонн соответственно.

Дальность плавания

У обоих проектов автономность плавания составляет 45 суток. У «Варшавянки» дальность хода зависит от скорости. Экономичным ходом в 3 узла подлодка преодолевает до 400 миль. При работе двигателя под водой и скорости 7 узлов дальность хода составляет 7500 миль. Максимальная скорость над и под водой — 17 и 20 узлов.

Глубина погружения

У подводных лодок проекта 636 и 877 рабочая глубина погружения составляет 240 метров. Предельная глубина отличается, у «Варшавянки» — 300 м, у «Палтуса» — 350 м.

Движитель (дизельный)

Силовая установка подлодок «Варшавянка» и «Палтус» представлена следующими агрегатами:

  • два дизельных генератора 4-2ДЛ42М по 1000 кВт;
  • основной электродвигатель ПГ165 мощностью 5500 л. с.;
  • электродвигатель экономического хода мощностью ПГ166 190 л. с.;
  • два резервных двигателя ПГ168 по 102 л. с. каждый.

В качестве движителя используется один семилопастный низкооборотный винт. Подлодки проекта 636.3 считаются наиболее ходовыми. На них установлены более современные дизельные двигатели, что обеспечивает лучшую мощность и скорость хода.

Габариты и вес

По габаритам «Варшавянка» имеет следующие показатели:

  • длина по ватерлинии — 72,6 м;
  • наибольшая ширина подлодки — 9,9 м;
  • осадка по ватерлинии — 6,2 м.

Модификация для российского флота 636.3 имеет незначительные отличия, ее длина составляет 73,8 м. Вес подводных лодок соответствует их водоизмещению.

Технические характеристики «Варшавянки»

Начнем с габаритов и продолжим маневренностью. При ширине около 10 метров, длина подводной лодки «Варшавянка» насчитывает 73,4 м. При таких размерах надводное водоизмещение составляет более 2300 т с осадкой примерно 6 метров.

Все вышеперечисленное увеличивается при погружении ПЛ в воду. Так к водоизмещению прибавляется еще около 1600 т, а к скорости еще 3 узла. Максимальная глубина погружения 300 метров, но оптимальной считается 240 м. Под водой «Варшавянка» чуть быстрее.

Хорошую маневренность обеспечивает гибридный мотор, состоящий из пары дизель-генераторов по 1500 л.с. каждый и электромотора мощность в 5500 л.с. Для улучшения маневренности используются дополнительные электродвигатели. Помимо всего этого, на борту есть специальный электрический агрегат в 190 л.с., предназначенный для экономичного хода.

Все вышеперечисленное актуально для модели 877 проекта и его модификаций. А для 636 справедливы эти же цифры, но с небольшими улучшениями, например, чуть более высокая скорость под водой, примерно на 3 узла. Строго говоря, именно эти субмарины считаются наиболее эффективными и используются в ВМФ РФ. Кроме ПЛ основной серии, российский флот располагает ее различными модификациями.

Работа этой техники невозможна без экипажа, который насчитывает 52 человека. При таком составе на борту лодка может автономно функционировать на протяжении 45 дней.

Максимальная дальность плавания 400 миль, однако будучи оснащенной технологией РДП лодка типа «Варшавянка» может увеличить этот показатель до 6000 миль.

РДП позволяет пополнять запасы сжиженного воздуха для экипажа не поднимаясь на поверхность. Также, эта система участвует в вентиляции моторного отсека дизель-генераторов, выводя выхлопы по выдвижным трубам. По таким же трубам и поступает воздух.

Малая заметность

Гидролокация работает по тому же принципу, что и обычный радар. Сонар испускает короткие импульсы звуковой частоты, которые, отражаясь от подводных объектов, создают картину обстановки. Как и в системе «Стеллс», средства для снижения заметности ПЛ главным образом базируются на уменьшении отражающей способности поверхности. Таким специальным материалом защищена «Варшавянка». Подводная лодка покрыта особым звукопоглощающим слоем, который снижает шум, исходящий от машин и механизмов корабля, и одновременно поглощает сигналы враждебного сонара.

Турбулентности и кавитации, которые неизбежно возникают вблизи рулей, побудили конструкторов «Рубина» сместить их ближе к мидельшпангоуту (центру корпуса).

Но для обеспечения малой заметности мало быть «черной дырой» (так проект 877 назвали гидроакустики флотов НАТО). Ведь не для праздных прогулок по морю создавалась «Варшавянка». Подводная лодка сама должна охотиться на вражеские корабли, а для этого ей требуются «глаза» и «уши». Обнаружить врага раньше, чем он сможет увидеть тебя, — вот главная задача экипажа. Гидролокаторы бывают двух видов: активные и пассивные. Первые испускают акустические импульсы, они действую на большей дистанции, но при этом демаскируют корабль. Вторые используют результаты работы других сонаров и морские шумы, ими пользоваться сложнее, но безопаснее. Подводная лодка класса «Варшавянка» имеет оба типа гидролокаторов и, дополнительно к ним, совершенную систему обработки полученной информации на базе бортовой ЭВМ. Применена технология «акустического тоннеля», уменьшающая боковые излучения сонара.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector