Уралвагонзавод: первый и единственный

Дополнительное медицинское страхование

С сентября 2012 года в Обществе действует программа добровольного медицинского страхования «Высокие медицинские технологии» (ВМТ). Программа эффективно работает на предприятии для оказания страховой помощи в случае возникновения тяжелого заболевания, требующего сложного высокотехнологического, дорогостоящего и длительного лечения.

Возможностями действующей на Уралвагонзаводе программы добровольного медицинского страхования «Высокие медицинские технологии» пользуются не только работники предприятия, но и их близкие: супруги, родители, дети и другие родственники.

В перечне серьезные, требующие наиболее дорогостоящего лечения недуги: онко-, кардио- и ангиологические заболевания, черепно-мозговые травмы и повреждения позвоночника, системные болезни соединительной ткани, а также эндопротезирование суставов и офтальмохирургические вмешательства и последующий реабилитационный период.

Дополнительно к программе ВМТ действуют два вида страхования от несчастного случая. Работник страхуется от травм не только на производстве, в быту, но и от травм, полученных в период занятий любительским спортом.

Для заводчан и их близких ДМС – это прекрасная возможность получить высокотехнологическую помощь, используя качественные расходные материалы и лекарственные препараты без серьезной нагрузки для семейного бюджета.

Контактная информация

Тел. (3435) 344-643, 344-615, 344-302 – отдел кадров, бюро обеспечения пенсионных прав, льгот и компенсаций

Выставочный комплекс Уралвагонзавода

Заявки на экскурсионное обслуживание по телефону (3435) 33-21-07.Адрес выставочного комплекса: г. Нижний Тагил, ул. Восточное шоссе, 28.

Виджет карты использует JavaScript. Включите его в настройках вашего браузера.

Музей Уралвагонзавода создан 5 ноября 1969 года на базе технического кабинета музея трудовой и боевой славы предприятия, и за время существования вырос в выставочный комплекс. В его состав входят музей истории предприятия с экспозиционной площадью в 1000 м², музей бронетанковой техники с экспозиционной площадью 1000 м² и выставка вагонной продукции. Собрания выставочного комплекса насчитывают около 50 тысяч единиц хранения.

Шесть экспозиционных разделов музея истории повествуют о создании на Уралвагонзаводе высочайшей индустриальной культуры трудом сотен тысяч инженеров и рабочих, а также ученых и специалистов крупнейших научных центров страны.

Среди собраний музея Уралвагонзавода документы, награды, личные вещи крупнейших ученых, инженеров, конструкторов. В коллекции живописи, насчитывающей более 100 полотен, работы известных русских советских художников. Выставочный комплекс располагает небольшой, но хорошо подобранной библиотекой, в которой насчитывается около 2 тысяч книг. Многие издания являются библиографической редкостью.

Музей бронетанковой техники представляет историю конструкторской мысли, процесс эволюции средних и основных танков. В экспозиции восемь разделов, охватывающих историю создания бронетанковой техники с конца 1920-х годов по настоящее время. В них представлено более 1000 экспонатов: образцы танковой брони, снаряды, узлы машин, системы управления огнём, радиостанции и многое другое.

Уралвагонзавод в 20 веке был крупнейшим миссионером железнодорожного транспорта. До сих пор каждый третий вагон на железных дорогах страны с маркой нашего предприятия. На выставке вагонной техники, на открытой площадке, представлены образцы отечественного грузового состава конца 19 – начала 21 века. Среди них редкие памятники ж/д техники:

  • двухосная бестормозная платформа со сквозной упряжью грузоподъёмностью 12,5 тонн образца 1892 года;
  • восьмиосные 125-тонные п/вагоны модели 12-541, выпущенные опытной партией в 10 штук в 1973 г.;
  • модели 12-508, удостоенные в 1962 г. золотой медали ВДНХ и др.

На основе фондовых и архивных собраний работники музея ведут научно-исследовательскую, выставочную и просветительскую деятельность. Созданы и работают программы «Музей и дети», «Музей и юношество».

УНТК и Уралвагонзавод: работа в кооперации

Специалисты ОАО «Уральский научно-технологический комплекс» – предприятия, входящего в состав УВЗ — разработали и изготовили для Уралвагонзавода линию для сборки и сварки крышек люков полувагона. Современное оборудование, выполненное на мировом уровне, установят в цехе хребтовых балок головного предприятия корпорации. Этот программный комплекс будет работать с минимальным участием человека, исключая брак.

Приоритетной задачей для УНТК является создание для Уралвагонзавода инновационного оборудования, предназначенного для выпуска новой железнодорожной и спецпродукции. В цехах предприятия успешно работает многочисленное нестандартизированное оборудование, спроектированное, изготовленное и внедренное специалистами УНТК с учетом особенностей тагильского производства.

Работа по созданию линии для сборки и сварки крышки люка полувагонов началась в 2012 году. Проектирование заняло около восьми месяцев. На сборку всех элементов ушло ещё четыре. На отладку программы, разводку газовых и электрических коммуникаций – полтора. Это уже пятая по счету линия, четыре предыдущие прекрасно себя зарекомендовали. Новый комплекс усовершенствован.

Современная линия состоит из пяти позиций. Первая позиция – сборки и прихватки, вторая и третья – автоматической сварки поперечных швов, четвертая – автоматической сварки продольных швов, и пятая – позиция выдачи готовых крышек люков. Конструкторы УНТК связали воедино программное обеспечение собственной разработки, пневматическую и электрическую системы, оснащенные различными датчиками, и конструкционные элементы.

На линии установлена современная система управления на базе контроллеров фирмы «Siemens», что значительно упрощает процесс настройки и эксплуатации для сварщиков. Современные вытяжные вентиляционные устройства фирмы «СовПлим» обеспечивают благоприятные условия труда. Кроме того, на линии работает современное сварочное оборудование. В конструкции применяются электроприводы вместо гидроприводов, с которыми в цехе возникали проблемы. В пневмооборудовании используются цилиндры и аппаратура итальянской фирмы «CAMOZZI», которая зарекомендовала себя как надежный производитель и поставщик. При работе в автоматическом цикле на линии будут работать три человека: два сварщика на позиции сборки и один оператор на позициях автоматической сварки.

На линии сварки в автоматическом режиме одновременно работает 14 сварочных позиций. Такт выпуска крышки люка меньше трех минут – такая задача была поставлена Уралвагонзаводом. Кроме того, минимизировано влияние человеческого фактора на производительность и качество работы. На одной из самых сложных установок – для сварки продольных швов, одновременно задействовано 8 сварочных автоматов. Данная позиция обрабатывает заготовку за 2,5 минуты. Линия может работать в наладочном (ручном) режиме, полуавтоматическом, когда каждая позиция отрабатывает отдельно и в полностью автоматическом цикле. Передача крышек люков с позиции на позицию осуществляется так же в автоматическом режиме.

На сдаче линии присутствовали специалисты отдела главного сварщика, управления капитального строительства и цеха хребтовых балок Уралвагонзавода. Проверка показала, что требования, которые были заложены в техническом задании, выполнены в полном объеме.

Пресс-служба УВЗ

Медико-санитарная часть

Медико-санитарная часть является структурным подразделением АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод». МСЧ оказывает качественную и доступную медицинскую помощь, проводит мероприятия, направленные на оздоровление работников, реализует задачи по предупреждению и снижению профессиональной заболеваемости.

В состав Медико-санитарной части входят несколько структурных подразделений:

— Медицинский центр. Это поликлиническое подразделение с фактической мощностью 850 посещений и 150 медицинских осмотров в смену.  Он предоставляет широкий спектр лечебных и диагностических медицинских услуг, таких как консультации врачей-терапевтов и врачей-специалистов, физиотерапевтическое лечение, компьютерная томография, рентгенодиагностика, маммография, ультразвуковое исследование, эндоскопическое исследование, лабораторная диагностика и др.

— Дневной стационар. Он рассчитан на 25 коек, работает в 2 смены. Ежегодно в нем получают лечение более 700 человек.

— Медицинскую помощь на территории предприятия обеспечивают 21 здравпункт, расположенный в цехах, а также во Дворце ледового спорта и Дворце водного спорта. Из них 4 здравпункта оказывают медицинскую помощь в круглосуточном режиме.

— Здравпункт «Скорая помощь» оснащен санитарным автотранспортом класса А и В. Сотрудники заводской скорой помощи оказывают круглосуточную неотложную и экстренную помощь в работникам структурных подразделениях  предприятия,  при необходимости  доставляют пациентов в  медицинские учреждения  Нижнего Тагила.

Руководство Общества постоянно держит под контролем состояние медицинского обслуживания на предприятии, и это является убедительным доказательством того, что забота о здоровье заводчан является одной из самых важных социальных задач

Огромное внимание уделяется вакцинопрофилактике

Контактная информация

Тел. (3435) 344-308 – регистратура МСЧ

Сайт: med.uvz.ru

Изумрудный перстень Урала

Большая тройка танковых заводов в Свердловске, Челябинске и Нижнем Тагиле, считавшаяся изумрудным перстнем Урала от мифической хозяйки Медной горы, кроме всего перечисленного, приняла активное участие в акции огромного гражданско-патриотического значения. Для создаваемого Уральского добровольческого танкового корпуса коллективы предприятий обязались изготовить в первом квартале 1943 года необходимое количество танков и САУ. Причем сверх плана. Одновременно начался сбор средств, на которые у государства было выкуплено более 230 единиц боевой техники, а также другое вооружение и обмундирование. Уральский добровольческий корпус стал единственным в мире соединением, созданным на добровольные пожертвования населения одного региона. Уже летом он сражался с гитлеровскими захватчиками на Курской дуге. Потом было участие в Берлинской операции. Свой боевой путь корпус завершил освобождением Праги 9 мая 1945 года.

Ранним утром того же дня Юрий Левитан сообщил о победоносном завершении Великой Отечественной. Передача велась из Москвы, куда возвратился центр радиовещания СССР. В тот день столица полыхала от радости, которую излучали люди, наконец-то дождавшиеся желанной Победы. Вместе со всеми праздновали это великое событие в Свердловске, Нижнем Тагиле и Челябинске, в городах, которые в годы смертельной схватки с врагом стали уральской кузницей лучших в мире танков Т-34 и самоходных артиллерийских установок.

Александр Якубовский,полковник в отставке

Список

Исходное местоположение Харьков Харьков Нижний Тагил Санкт-Петербург (Ленинград) Санкт-Петербург (Ленинград) Санкт-Петербург (Ленинград) Челябинск Волгоград (Сталинград) Нижний Новгород (Горький) Екатеринбург (Свердловск)
Досоветское имя Харьковский паровозостроительный завод (ХПЗ), 1895 г. Казначейский чугунолитейный завод, 1801 г. Путиловский завод, 1868 г. Нижегородский машинный завод, 1849 г.
Раннее советское название Харьковский дизельный завод Харьковский тепловозостроительный завод имени Коминтерна, 1928 г. Дзержинский Уральский вагоностроительный завод, Уралвагонзавод , (УВЗ или Вагонка ), 1936 г. Завод № 185 (С. М. Киров) , 1935 г .; изначально входил в состав завода « Большевик № 232». Красный Путиловитовый завод, 1922 переименован в Кировский завод , 1934 К. Е. Ворошилов ( русский ), 1932; изначально входил в состав завода « Большевик № 232». Челябинский тракторный завод (ЧТЗ), 1933 г. Дзержинский Сталинградский тракторный завод (СТЗ), 1930 г. Красное Сормово (Андрей Жданов), 1920 г. Уральский завод тяжелого машиностроения им. Орджоникидзе (УЗТМ), 1933 г.
Заводской номер Завод №75 Завод № 183, 1936 г. Завод № 185 Завод № 100 до 1941 г. Завод № 174 Завод № 100, 1941 г. Завод №112
Вторая Мировая Война В 1941 г. переехал в Танкоград г. Челябинск. ХПЗ слился с Уралвагонзаводом в Нижнем Тагиле и образовал Уральский танковый завод № 183 (И.В. Сталин), 1941 г .; Стал крупнейшим в мире танковым заводом. Частично переехал в Танкоград в Челябинске, 1941 г. Частично переехал в Танкоград в Челябинске, 1941 г. Переехал в Чкалов , 1941 г .; Снова переехал в Омск, на Омский завод им. Ленина № 174, 1942 г. Челябинский Кировский завод, неофициально известный как Танкоград Оверран в Сталинградской битве, 1942 г.
Место после Второй мировой войны Харьков , Украина Нижний Тагил Санкт-Петербург (Ленинград) Санкт-Петербург (Ленинград) Омск , 1962 г. Челябинск Волгоград (Сталинград) Нижний Новгород (Горький) Екатеринбург (Свердловск)
После Второй мировой войны Восстановлен как Харьковский дизельный завод № 75 путем частичного переноса завода № 183 из Нижнего Тагила, 1944-1952 гг. Переименован в завод им. Малышева , 1957 г. Уралвагонзавод , 1984 г. Перешли на конструкцию двигателей Челябинский тракторный завод, 1958 г. Волгоградский тракторный завод, 1961 г. Вернулся в судостроение
Постсоветский независимая Украина , 1991 г. ОАО «
Уралвагонзавод»
Кировский завод Омск Трансмаш ЧТЗ-Уралтрак, 1998 г. Банкрот, 2005 г. ОАО Завод «Красное Сормово» , 1994 г. Уралмаш , 1992 г.
Конструкторское бюро Конструкторское бюро Морозова (ХКБМ) ОКБ-520 ОКБ Карцева-Венедиктова, 1944 г. ОКМО СКБ-2 ( Йозеф Котин ) КБТМ Духов
Разработано Т-24 , БТ , Т-34 , Т-44 , Т-54 , Т-64 , Т-80 башни, Т-80 UD, Т-84 Т-54А , Т-55 , Т-62 , Т-72 , Т-90 , Т-95 опытный образец, Т-14 Т-26 , Т-35 СМК , КВ , ИС-2 , Корпус , Т-10 (СКБ-1: Т-50 ) Корпус Т-80 , БТР-Т , ТОС-1 , прототип
танка Black Eagle
Башня

Башня
Т-34-85
Построено Двигатель
Т-34
Танки Т-26 , БТ , Т-28 , Т-35 , Т-34
Т-34 Т-34 КВ , Т-34 , ИС Т-26 , Т-50 , Т-34 КВ , ИС , СУ-152 , ИСУ-122 , ИСУ-152 , Т-34 , СУ-85 Т-34 Русский Рено , Т-34 Т-34 , СУ-85 , СУ-122 , СУ-100
Т-54/55 , Т-64 , Т-80 УД, Т-84 Т-44 , Т-54/55 , Т-62 , Т-72 , Т-90 , Т-14 ИС-4 , Т-10 , Т-80 , ПТ-76 Т-10 , Т-80 ПТ-76 Т-54

Замминистра обороны РФ Алексей Криворучко посетил Уралвагонзавод

Уралвагонзавод (в составе Концерна УВЗ входит в Госкорпорацию Ростех) с рабочим визитом посетил заместитель министра обороны РФ Алексей Криворучко. В составе делегации также был Главком Сухопутных войск России Олег Салюков. В сопровождении главного инженера УВЗ Павла Слободяника и генерального директора – главного конструктора Уральского КБ транспортного машиностроения Андрея Терликова они побывали в сборочном цехе, а также провели ряд совещаний.

В сборочном цехе заместитель министра Алексей Криворучко проследовал вдоль всей технологической цепочки производства спецтехники. Об исполнении государственного оборонного заказа ему доложил Павел Слободяник

Особое внимание было также уделено вопросам сотрудничества с предприятиями-комплектаторами и теме подготовки высококвалифицированных кадров, недостаток которых ощущается на оборонном предприятии и в отрасли в целом

О преимуществе перспективных тагильских бронемашин – Т-72Б3М, Т-90М «Прорыв» и Т-14 на платформе «Армата» — рассказал Андрей Терликов. Заместителю министра обороны РФ и Главкому Сухопутных войск РФ была продемонстрирована работа отдельных систем танка Т-90М «Прорыв».

В Уральском КБ транспортного машиностроения Алексей Криворучко провел ряд совещаний, где обсуждались перспективы отечественного танкостроения.

Справочно:

АО «НПК «Уралвагонзавод» (Нижний Тагил) — входит в Концерн «Уралвагонзавод». Является одним из крупнейших машиностроительных комплексов современной России, производителем всемирно известной бронетанковой техники и признанным лидером в производстве грузового подвижного состава на «пространстве 1520». С конвейера УВЗ сошло более 100 000 боевых машин и 1 000 000 единиц железнодорожной техники, в том числе около 50 000 единиц инновационного подвижного состава.

АО «Концерн «Уралвагонзавод» (АО «Концерн «Уралвагонзавод») — один из мировых лидеров в сегменте бронетехники и артиллерии, единственный разработчик и производитель бронетанкового вооружения и техники (БТВТ) в России, лидер на российском рынке железнодорожной техники. В периметр Концерна входит более 40 предприятий, конструкторских бюро, научно-исследовательских институтов в России и за ее пределами. Это известные в России и мире разработчики и производители подвижного состава, коммунальной и дорожно-строительной техники, танков и другой техники.

Госкорпорация Ростех – одна из крупнейших промышленных компаний России. Объединяет более 800 научных и производственных организаций в 60 регионах страны. Ключевые направления деятельности – авиастроение, радиоэлектроника, медицинские технологиии, инновационные материалы и др. В портфель корпорации входят такие известные бренды, как АВТОВАЗ, КАМАЗ, Концерн Калашников, «Вертолеты России», ОДК, Уралвагонзавод, «Швабе» и др. Ростех активно участвует в реализации всех 12 национальных проектов. Компания является ключевым поставщиком технологий «Умного города», занимается цифровизацией государственного управления, промышленности, социальных отраслей, разрабатывает планы развития технологий беспроводной связи 5G, промышленного интернета вещей, больших данных и блокчейн-систем. Ростех выступает партнером ведущих мировых производителей, таких как Boeing, Airbus, Daimler, Pirelli, Renault и др. Продукция корпорации поставляется более чем в 100 стран мира. Почти треть выручки компании обеспечивает экспорт высокотехнологичной продукции.

Новые участники

Еще одна екатеринбургская площадка корпорации – открытое акционерное общество «Завод № 9». Это ведущее предприятие оборонно-промышленного комплекса страны по созданию и производству ствольной артиллерии. Созданные заводом артиллерийские системы, кроме России и стран СНГ, стоят на вооружении более шестидесяти стран Европы, Азии, Африки и Южной Америки.

Начиная с 1942 года на Заводе № 9 создаются уникальные образцы артиллерийской техники. В годы Великой Отечественной войны он поставлял фронту буксируемые гаубицы – 122-мм орудия образца 1938-го М-30 и 152-мм орудия образца 1943-го Д-1, которые до сих пор стоят на вооружении некоторых стран. Пушками завода вооружались и самоходные установки СУ-85, СУ-100, СУ-122, ИСУ-152. Здесь была разработана артиллерия для лучших танков Второй мировой: 85-мм пушка Д-5Т для танков Т-34 и ИС-1, 122-мм пушка Д-25Т для танков ИС-2 и ИС-3.

Все послевоенные массовые отечественные бронемашины – танки Т-54, Т-55, Т-62, Т-72 и другие оснащались пушками «девятки». Основной боевой танк Российской армии Т-90С вооружен 125-мм пушками семейства Д-81 (2А46М и 2А46М1).

В ОКБ-9 также были разработаны 122-мм гаубица 2А31 и 152-мм гаубица 2А33 для первых современных отечественных самоходных гаубиц 2С1 «Гвоздика» и 2С3 «Акация», первые отечественные пушки с самодвижением 57-мм СД-57 и 85-мм СД-44. И такое всемирно известное орудие, как 122-мм гаубица Д-30 (2А18) с круговым обстрелом. Ее модификация – 122-мм гаубица Д-30А (2А18М) – одна из самых распространенных в мире. Одно из новейших изделий артиллерии Российской армии – гаубица 2А61. Кроме классических образцов ствольной артиллерии для защиты кораблей Военно-морского флота от подводных лодок и атакующих торпед на «девятке» поставлены на производство реактивные бомбометные установки РБУ-6000 (37УМ) и РБУ-1000 (38УМ).

Также новым участником корпорации является ОАО «Электромашиностроительный завод «ЛЕПСЕ» – одно из крупнейших предприятий, производящих авиационное электрооборудование. Свою историю завод ведет с 1931 года, когда в Кирове было начато строительство предприятия сугубо мирного профиля – фабрики учебных пособий. В октябре 1940-го предприятие передали в Наркомат авиационной промышленности для организации на нем производства авиационного электрооборудования. А с началом войны на территорию Кировского агрегатного завода прибыли два московских завода: имени Лепсе и имени Дзержинского. 5 ноября 1941 года было оформлено объединение трех предприятий в одно. Главной задачей в годы Великой Отечественной было серийное производство электрооборудования для пикирующего бомбардировщика Пе-2, а также выпуск магнето БСМ-14, без которого невозможно создание нового авиационного мотора. Кроме того, завод освоил изготовление корпусов ручных гранат.

Сегодня «ЛЕПСЕ» выпускает более 600 типов авиационных электроагрегатов, которые применяются на всех типах самолетов, вертолетов и на ракетно-космических объектах. Ни один российский летательный аппарат не обходится без продукции завода. Авиационная и специальная техника составляет 70 процентов от объема производства. На предприятии осуществляется полный цикл создания продукции – разработка, изготовление, испытания и сервисное обслуживание. Постоянно расширяется ассортимент товаров, осваиваются новые направления: автомобильная и медицинская техника, оборудование для атомной промышленности, нефтедобычи, железных дорог, танковой техники.

От вагонов к танкам для фронта

В Великую Отечественную войну завод концентрируется на выпуске танков. Во второй половине 1941 года в Нижний Тагил эвакуируются 12 предприятий из разных городов и объединяются с УВЗ в Уральский танковый завод №183 имени Коминтерна. За два месяца УВЗ сворачивает все производство и перестраивается под постройку танков Т-34. 

Завод принял 3500 единиц эвакуированного оборудования и 70 тыс. новых работников. Уже 18 декабря 1941 года собран первый танк Т-34-76, а к концу декабря того же года первые 25 боевых машин отправлены на фронт, и далее нижнетагильский завод остается основным поставщиком Т-34 для армии. 


Установка башен на конвейер окончательной сборки танков Т-34 Уральского танкового завода №183 в Нижнем Тагиле. 
Фото: Российский Государственный архив экономики

В 1942 году в цехах организуются поточные линии. Это позволяет увеличить выпуск танков – за сутки тагильчане собирали для фронта целый эшелон в 25-30 машин. Без преувеличения можно сказать, что ничего подобного в мировой практике до этого не происходило. Каждый третий советский танк, сражавшийся в битвах Великой Отечественной войны, был построен в Нижнем Тагиле. Всего же Уральский танковый завод №183 имени Коминтерна выпустил за годы войны более 25 тыс. танков – больше, чем все заводы фашистской Германии.
 

Выставочный комплекс Уралвагонзавода

Заявки на экскурсионное обслуживание по телефону (3435) 33-21-07.Адрес выставочного комплекса: г. Нижний Тагил, ул. Восточное шоссе, 28.

Виджет карты использует JavaScript. Включите его в настройках вашего браузера.

Музей Уралвагонзавода создан 5 ноября 1969 года на базе технического кабинета музея трудовой и боевой славы предприятия, и за время существования вырос в выставочный комплекс. В его состав входят музей истории предприятия с экспозиционной площадью в 1000 м², музей бронетанковой техники с экспозиционной площадью 1000 м² и выставка вагонной продукции. Собрания выставочного комплекса насчитывают около 50 тысяч единиц хранения.

Шесть экспозиционных разделов музея истории повествуют о создании на Уралвагонзаводе высочайшей индустриальной культуры трудом сотен тысяч инженеров и рабочих, а также ученых и специалистов крупнейших научных центров страны.

Среди собраний музея Уралвагонзавода документы, награды, личные вещи крупнейших ученых, инженеров, конструкторов. В коллекции живописи, насчитывающей более 100 полотен, работы известных русских советских художников. Выставочный комплекс располагает небольшой, но хорошо подобранной библиотекой, в которой насчитывается около 2 тысяч книг. Многие издания являются библиографической редкостью.

Музей бронетанковой техники представляет историю конструкторской мысли, процесс эволюции средних и основных танков. В экспозиции восемь разделов, охватывающих историю создания бронетанковой техники с конца 1920-х годов по настоящее время. В них представлено более 1000 экспонатов: образцы танковой брони, снаряды, узлы машин, системы управления огнём, радиостанции и многое другое.

Уралвагонзавод в 20 веке был крупнейшим миссионером железнодорожного транспорта. До сих пор каждый третий вагон на железных дорогах страны с маркой нашего предприятия. На выставке вагонной техники, на открытой площадке, представлены образцы отечественного грузового состава конца 19 – начала 21 века. Среди них редкие памятники ж/д техники:

  • двухосная бестормозная платформа со сквозной упряжью грузоподъёмностью 12,5 тонн образца 1892 года;
  • восьмиосные 125-тонные п/вагоны модели 12-541, выпущенные опытной партией в 10 штук в 1973 г.;
  • модели 12-508, удостоенные в 1962 г. золотой медали ВДНХ и др.

На основе фондовых и архивных собраний работники музея ведут научно-исследовательскую, выставочную и просветительскую деятельность. Созданы и работают программы «Музей и дети», «Музей и юношество».

Танковый король из Ленинграда

«Королем танков» Зальцмана называли не случайно. Он был инженером высочайшего класса. После окончания Одесского политехнического института познавал секреты мастерства на заводе «Красный путиловец», где прошел все ступени от мастера до главного инженера, а потом стал директором Кировского завода. Когда гитлеровские войска приступили к осаде Ленинграда, завод, находясь в десяти километрах от линии фронта, не прекращал выпуск танков.

С таким багажом опыта и знаний Зальцман возглавил Танкоград. Его коллектив, насчитывавший 75 тысяч человек, вобрал в себя Челябинский тракторный, ленинградский Кировский, московские «Красный пролетарий», шлифовальных станков, часть Сталинградского тракторного и Харьковский дизельный заводы. Новаторский подход директора проявился, в частности, в высокой концентрации научно-технических специалистов и конструкторских подразделений, когда на пять-шесть рабочих приходился один инженер. Челябинский завод той поры стал прообразом научно-производственных объединений 80-х годов.

За военные годы в Танкограде освоили выпуск семи типов танков, в числе которых ИС-1, ИС-2. Из его цехов на фронт было отправлено 18 тысяч танков и САУ, почти 49 тысяч дизельных двигателей. За эти заслуги завод был награжден орденами Кутузова 1-й степени и Красной Звезды.

После войны генерал-майор инженерно-танковой службы Зальцман по поручению руководства страны перестроил мощности завода на производство тракторов. Он, как всегда, показал высокий профессионализм. Удивительно, но несмотря на это, в 1949 году был… снят с должности. Из-за наветов и кляуз, не имевших никакого отношения к производственной деятельности, оказался не у дел. Постоять за него оказалось некому, но Сталин проявил гуманизм, сохранив ему генеральское звание и награды. Руководитель такого уровня оказался всего лишь начальником участка на машиностроительном заводе сначала в Муроме, затем в Орле. Представьте себе начальника участка на заводе в маленьком городе в генеральском мундире с десятком наград, среди которых три ордена Ленина, ордена Суворова, Кутузова, Трудового Красного Знамени и Красной Звезды.

В 1955 году Зальцман переехал в Ленинград уже в качестве директора механического завода… Конечно же, с таким опытом и организаторскими способностями «король танков» мог сделать гораздо больше. Но страна почему-то не захотела этого. Этот и другие примеры говорят о том, как тесно переплеталась история танковой промышленности страны с судьбами людей, возглавлявших ее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector