«сорокапятка»: почему советская пушка на самом деле немецкая

История [ править ]

По сути, 53-К представляла собой улучшенную версию противотанковой пушки 19-К, установленную на шасси 37-мм противотанковой пушки 1-К (лицензионная копия 3,7 cm Pak 36 ) с использованием современных боеприпасов. Другие улучшения включали полуавтоматический затвор, прицел, кнопку стрельбы, подвеску, надежную опору для щита и перенастройку подвижной части. Сумма эволюционных улучшений привела к значительному изменению конструкции, чтобы оправдать новый заводской код (53-K).

После заводских испытаний экспериментальное орудие поступило в НИАП. Всего было выпущено 897 снарядов и пройдено 684 км за весь период испытаний с августа по сентябрь 1937 года. Несмотря на прохождение огневых испытаний, пружины подвески орудия сломались во время ходовых испытаний.

Еще одна экспериментальная серия из 6 экземпляров была построена в ноябре 1937 года, в которую был внесен ряд улучшений по сравнению с первоначальной конструкцией. 1-е, 2-е, 3-е, 4-е и 6-е орудия были отправлены на военные испытания, а 5-е орудие было оставлено для собственных нужд завода. С декабря 1937 по январь 1938 года орудия проходили заводские испытания.

Третье орудие (номер ствола 0734) с передком Я-3 было отправлено в НИАП, прибыв 28 января, уже сделав при заводских испытаниях 605 выстрелов. Затем сотрудники НИАП разобрали ружье перед тем, как неправильно собрать его, в результате чего были повреждены некоторые детали.

Произведено 1217 снарядов (из них 798 бронебойных и 419 фугасных). Как исходная конструкция, так и улучшенная конструкция M1937, доработанная 7 ноября 1936 года, имела одинаковую скорострельность при стрельбе вручную без коррекции стрельбы, в то время как конструкция M1937 стреляла быстрее, чем M1932 при механической стрельбе с помощью кнопки, на 13% для AP и 6 % для фугасных снарядов. За время испытаний у пушки было 16 пропусков зажигания, из них 13 при стрельбе ББ и 3 при стрельбе осколочно, что частично связано с качеством гильзы гильзы. Винт возвратного механизма сломался после 281-го выстрела, но механизм автоматики в целом оценили как удовлетворительный.

Затем M1937 проехал в общей сложности 2074 км во время ходовых испытаний со скоростью 30-35 км / ч по мощеным дорогам, 50-60 км / ч по дорогам с твердым покрытием и 15-30 км / ч по бездорожью без передка. .

Три пушки 53-К (№№ 1, 2 и 4) были отправлены на войсковые испытания в начале 1938 года с передками Я-3. В испытаниях также участвовали шесть артиллерийских тягачей Т-20 «Комсомолец» . Орудия без сбоев выпустили в среднем 450 снарядов и следовали из Москвы через Харьков в Краснодар . Пушка была разрешена к производству после устранения мелких дефектов и принята на вооружение как 45-мм противотанковая пушка M1937 24 апреля 1938 года. Производство на Калининском заводе было прекращено 6 июня 1938 года, но завод 235 продолжал производство. до 1944 г.

Помимо службы в Красной армии , 53-К орудия также поставлялись в республиканскую Испанию и использовались Интернациональными бригадами в британской противотанковой батарее XV бригады, которая служила с битвы при Брунете . Ричард Бакселл отмечает, что пушка в Испании «была эффективна даже против тяжелых танков на дистанциях до трех километров». Орудия также использовались на первом этапе германо-советской войны , но их противотанковые возможности позволяли им успешно сражаться только с немецкими легкими танками и бронетранспортерами. Ранние модели Panzer III и Panzer IVтакже можно было подбить с близкого расстояния, но это подвергало советских артиллеристов большей опасности. В связи с этими обстоятельствами орудия образца 1937 года были заменены на более мощные орудия образца 1942 года . Серийное производство устаревших орудий образца 1937 года было остановлено в 1943 году. Общее количество выпущенных орудий составило 37 354 единицы. Немецкое обозначение трофейных орудий M1937 — 4.5 cm Pak 184/1 (r) .

Два таких орудия использовались в качестве противотанкового взвода , входящего в состав каждого стрелкового батальона . Дополнительно по двенадцать орудий было в противотанковых батальонах каждой стрелковой дивизии . Его также использовали отдельные противотанковые полки (4-5 батарей по 4 орудия в каждом).

Создание пушки

В 1930-х военные теоретики разрабатывали тактику ведения войны с использованием бронированных машин. Для противодействия танкам необходимы были артиллерийские системы, достаточно легкие для удобства перемещения. Еще одним требованием было снижение мощности, как бы ни странно это прозвучало. Орудие должно было эффективно бороться с танками и поддерживать пехоту.

Для упрощения работ советским правительством в 1931 году были закуплены чертежи и опытные образцы 37-мм пушек производства германского «Рейнметалла». Однако калибр немецкого орудия показался военным недостаточно мощным, и на лафет был наложен ствол калибром 45-мм.

В 1937 году пришла очередь модернизации орудия. Были улучшены баллистические характеристики, введена система подрессоривания, но главным введением стала установка полуавтоматического затвора. Занимавшийся модернизацией пушки коллектив завода № 8 в подмосковном городе Подлипки провел почти полгода на полигоне.

Первый пункт был оценен положительно, второй пушка едва не провалила, была сломана одна из рессор. Все же изменения нового орудия касались едва ли не каждой детали:

  • полуавтоматика стала работать не только на бронебойных, но и на осколочных выстрелах за счет принудительного взвода пружин;
  • появился кнопочный спуск;
  • подрессоривание, использовавшееся впервые на советских системах такого рода;
  • деревянные колеса менялись на штампованные металлические, с резиновыми шинами, производства ГАЗ;
  • верхний станок изготавливался клепано-сварным методом, а не литьем, как раньше;
  • нижний станок также сварной;
  • наличие модернизированного поворотного механизма.

Войсковые и заводские испытания 1937 и 1938 годов выявляли как недостатки, так и преимущества нового орудия. В итоге пушка была принята на вооружение в 1938 году с общей оценкой удовлетворительно, и в это же время она запущена в серийное производство.

Испытания танками вермахта 45-мм орудие выдержало с трудом. Эффективное против бронемашин и ранних моделей танков, «сорокопятка» часто оказывалась бессильна против «троек» и «четверок» немцев, не говоря о модернизированных танках с усиленным бронированием, появившихся у немцев после знакомства с КВ. Вопрос об усилении 45-мм пушки был решен в 1942 году, а образец 1937 года снят с вооружения.

Металл снарядов был сильно перекален и получил избыточную твёрдость и хрупкость, в результате чего снаряды просто кололись о броню немецких танков. В тоже время осколочные и шрапнельные снаряды орудия отличались довольно низкой эффективностью при стрельбе по живой силе врага.

45-мм противотанковая пушка М-42, образца 1942 года, получившая индекс ГРАУ 52-П-243С, так же достаточно быстро устарела. Модернизация включала увеличение длинны ствола, а так же мощности заряда в снарядах. Это повысило характеристики, но все равно новейшие немецкие танки пушка пробивать не могла.

Однако производство этих орудий не было остановлено по нескольким причинам. Главной была маневренность орудия, возможность его быстрого перемещения силами расчета из пяти человек по полю боя. Проблему низкой бронепробиваемости решили, предписав расчётам стрелять по бортам и корме. Важен был и экономический фактор, так как производство этих орудий было прекрасно отлажено.

Боевое применение

М-42 в музее «Малая земля», Новороссийск М-42 в Финском танковом музее, Парола

В Великой Отечественной войне

Пушка предназначалась для борьбы с танками, самоходками и бронемашинами противника. Она была способна успешно бороться со всеми средними танками вермахта 1942 года. Однако появление в 1943 году в значительных количествах новых тяжёлых танков «Тигр», «Пантера» и модернизированного Pz Kpfw IV Ausf H с толщиной лобовой брони 80 мм вновь поставило советскую противотанковую артиллерию перед необходимостью усиления огневой мощи. Это было выполнено путём повторного принятия на вооружение 57-мм противотанковой пушки ЗИС-2. Однако благодаря отлаженному производственному механизму по выпуску М-42, возможности борьбы с Пантерой и Pz Kpfw IV Ausf H путём стрельбы в борт и высокой мобильности этого орудия оно было оставлено в производстве и на вооружении противотанковых подразделений стрелковых частей. Аналогично поступили и англичане — разработав мощную 17-фунтовку, они сохранили в производстве по абсолютно тем же соображениям менее мощную 6-фунтовку.

Орудие имело и противопехотные возможности — оно снабжалось осколочной гранатой и картечью. Осколочная 45-мм граната при разрыве даёт 100 осколков, сохраняющих убойную силу при разлёте по фронту на 15 м и в глубину на 5-7 м. Картечные пули при стрельбе образуют поражающий сектор по фронту до 60 м и в глубину до 400 м.

В мемуарах о боевом применении пушки:

Боевое применение

Пушка в Пароле Трофейная 53-К 15-го казачьего корпуса СС во время Варшавского восстания, 1944 По состоянию на 22 июня 1941 года, на вооружении РККА находилось 16 621 штук 45-мм орудий.

Пушка предназначалась для борьбы с танками, самоходками и бронемашинами противника. Для своего времени её бронепробиваемость была вполне адекватной — по нормали на 500 м она пробивала 43-мм броню. Этого было достаточно для борьбы с бронетехникой, защищённой противопульной бронёй. Длина ствола орудия составляла 46 клб. Последующие, модернизированные, орудия калибра 45 мм имели большую длину.

Бронебойные снаряды некоторых партий, выпущенные с нарушением технологии производства в период до августа 1941 года не соответствовали характеристикам (при столкновении с преградой из броневой стали раскалывались примерно в 50 % процентах случаев), однако в августе 1941 года проблема была решена — в производственный процесс были внесены технические изменения (введены локализаторы).

Для улучшения бронепробиваемости на вооружение был принят подкалиберный 45-мм снаряд, пробивавший на дистанции 500 м по нормали 66-мм броню, а при стрельбе на дистанции кинжального огня в 100 м — броню 88 мм. Однако для более эффективного поражения бронецелей настоятельно требовалось более мощное орудие, которым стала 45-мм пушка М-42, разработанная и принятая на вооружение в 1942 году.


Экспонат из артиллерийского музея (Санкт-Петербург)

Орудие имело и противопехотные возможности — оно снабжалось осколочной гранатой и картечью. Осколочная 45-мм граната при разрыве даёт 100 осколков, сохраняющих убойную силу при разлёте по фронту на 15 м и в глубину на 5—7 м. Картечные пули при стрельбе образуют поражающий сектор по фронту на ширину до 60 м и в глубину до 400 м. Также к орудию полагались дымовые и бронебойно-химические снаряды. Последние предназначались для отравления экипажей танков и гарнизонов ДОТов, они содержали 16 граммов состава, который в результате химической реакции превращался в сильнодействующий яд — синильную кислоту HCN.

Недостаточная бронепробиваемость орудия (особенно в 1942 году, когда танки типов Pz Kpfw I и Pz Kpfw II вместе с ранними слабобронированными модификациями Pz Kpfw III и Pz Kpfw IV практически исчезли с поля боя) вместе с неопытностью артиллеристов иной раз приводили к очень тяжёлым потерям. Однако в руках опытных и тактически умелых командиров это орудие представляло серьёзную угрозу для вражеской бронетехники. Положительными его качествами были высокая мобильность и лёгкость маскировки. Благодаря этому 45-мм пушки образца 1937 года использовались даже партизанскими отрядами.

Бог войны — советская 152-мм гаубица-пушка МЛ-20 1937 года

Разработка, создание и серийный выпуск 152 мм гаубицы-пушки МЛ-20

Тактико-технические характеристики советской гаубицы-пушки МЛ-20

Советская 152-мм гаубица-пушка МЛ-20 1937 года является основной артиллерийской системой большой мощности, стоящей на вооружении советских корпусов времен Великой Отечественной войны. Орудие было рассчитано на нанесение сокрушающего огневого удара по закрытым позициям противника в полосе фронта. Использование этого орудия в больших количествах на ограниченном участке фронта создавало необходимый ударный кулак для наступающих войск.

Разработка, создание и серийный выпуск 152 мм гаубицы-пушки МЛ-20

Идея создания нового и мощного орудия, способного вести навесной огонь и стрелять по пологой траектории возникла у командования РККА в середине 30-х годов. Для этого ГАУ поручило коллективу советских конструкторов под руководством Ф.Ф. Петрова разработать мощную гаубицу-пушку нового типа, используя технические наработки по 152 мм орудию 1910/34 года. Основные работы велись в КБ завода №172, расположенном в г. Мотовилиха Пермского края. К 1936 году новое орудие было в основном готово. Главными особенностями конструкции стали длинный ствол с полуавтоматическим затвором, мощный и устойчивый лафет со сдвоенной колесной базой

Советская 152-мм гаубица-пушка МЛ-20 в экспозиции Военно-исторического артиллерийского музея «Кронверк» в Санкт-Петербурге

После успешных полигонных стрельб и буксировочных испытаний новое орудие было принято на вооружение. В серию оно пошло в 1937 году под названием 152 мм гаубица-пушка МЛ-20 образца 1937 года. Изделие выпускалось только на одном предприятии на номерном заводе в г. Мотовилихе. За годы выпуска с 1937 по 1946 с конвейера сошло 6884 орудия.

Тактико-технические характеристики советской гаубицы-пушки МЛ-20

Расчет — 9 человек.

Боевая масса — 7,27 т.

Заряжание раздельно-гильзовое.

Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда — 655 м/с.

Угол вертикального наведения: от — 3 до +65 градусов, угол горизонтального наведения — 58 градусов.

Скорострельность: 3-4 выстр./мин.

Максимальная дальность стрельбы — 17230 м.

Основные типы боеприпасов: осколочно-фугасные, кумулятивные, бетонобойные, гаубичные снаряды, шрапнель.

Вес осколочно-фугасного снаряда — 43,6 кг.

Время перевода из походного положения в боевое: 8-10 мин.

Способ транспортировки: перевозится тягачами Я-12, тракторами разных модификаций.

Гаубица-пушка МЛ-20 образца 1937 года массово применялась в ходе вооруженного конфликта на р. Халкин-Гол, в советско-финской войне 1939-40 годов и на протяжении всего периода Великой Отечественной войны. Стол артиллерийского орудия МЛ-20 использовался в 1942-44 годы для крепления новой артустановки на советские САУ, которые строились для борьбы со средними и тяжелыми немецкими танками.

Автор статьи:

Никифоров Владислав

https://militaryarms.ru/voennaya-texnika/artilleriya/152-mm-gaubica-pushka-mr20-1937-goda/

Боевое применение пушки

«Сорокопятка» имела множество преимуществ перед другими пушками, главной из которых фронтовые артиллеристы называют малозаметность. Засады и замаскированные позиции часто были «сюрпризами» для немцев, и эффективный огонь позволял отбить атаки превосходящих сил противника. В 1942 году согласно приказу Наркомата обороны артиллерия этого калибра сводилась в легендарные истребительно-противотанковые подразделения.

Личный состав этих частей находился на особом учете, в случае ранения они возвращались в строй только в свои части. Офицеры, сержанты и рядовые получали повышенные нормы пайка, увеличенное денежное довольствие, а так же премиальные выплаты за подбитую технику.

Отличительный знак таких артиллеристов – нарукавный ромб черного цвета с перекрещенными орудийными стволами. По воспоминаниям, когда офицер ПТА заходил в столовую, все присутствующие вставали.

Постоянные попадания по корпусу танков, повреждения ходовой части выводили экипажи из психологического равновесия. Так, один из немецких танкистов скажет после Курской битвы, что у каждого советского пехотинца было по пушке в кармане.

Большую роль играла поддержка расчетами «сорокопяток» наступающей пехоте. В условиях городского боя это легкое и маневренное орудие позволяло поддержать атакующие группы без лишней подготовки. Возможность стрельбы картечью и осколочными снарядами добавляли любви к пушке у пехоты.

После окончания войны пушка была снята с производства, так как на смену ей пришли новые, более мощные орудия. Но карьера 45-мм орудия на этом не кончилась. Конфликт на Корейском полуострове, в который СССР принял решение не вмешиваться официально, щедро снабжался как американской, так и советской стороной.

Оно особо полюбилось корейским товарищам за вышеперечисленные положительные черты. Американцы внимательно изучали, казалось бы, глубоко устаревшие трофейные пушки. Зафиксированы случаи применения трофеев в боях.

Проектирование

14 июля 1892 г. артиллерийское отделение Морского технического комитета (МТК) рассмотрело два представленных А. Ф. Бринком проекта 254-мм орудий. В одном из проектов предусматривалось скрепление ствола пятью, а в другом четырьмя слоями колец. Оба проекта, рассчитанные на высокий предел упругости стали во внутренней трубе (3300 атм), с учетом перспективы внедрения бездымного пороха позволяли достигнуть начальной скорости 763 м/с для снаряда массой 192,5 кг. Соблазнившись высокой пробивной способностью (685-мм стальная плита у дула) и малой массой орудия (22,8 т), комитет с учетом мнения Главного артиллерийского управления (ГАУ) выбрал вариант с четырьмя слоями колец. При этом вместо ранее принятых клиновых замков было решено проектировать поршневой замок по системе Кане, недавно внедренный в проекте нового 305-мм орудия длиной в 40 калибров.

Ввиду унификации вооружения возник спор о массе снаряда: в ГАУ предпочитали относительно тяжелый снаряд, а МТК — относительно легкий. По согласованию сторон в ноябре 1892 г. был утвержден чертеж снаряда промежуточного размера массой 225,5 кг. В июне 1893 г. перспективы применения бездымных порохов побудили морских артиллеристов к увеличению начальной скорости до 914 м/с.

Оценка проекта

Как противовоздушное средство артиллерийская установка 21-К оказалась малоэффективной из-за низкой скорострельности, отсутствия дистанционного взрывателя у снаряда (цель могла быть поражена только прямым попаданием), а также примитивности прицела. Для стрельбы же по надводным целям снаряды орудия имели слишком слабое фугасное воздействие.

По причине низкой зенитной эффективности уже в ходе Великой Отечественной войны по мере поступления в войска 37-мм автоматов 70-К отечественного производства, а также орудий Oerlikon (20-мм) и «Бофорс» (40-мм) — по ленд-лизу, — началась повсеместная замена на кораблях орудий 21-К.

Сравнительная оценка

По своим баллистическим характеристикам установка 21-К ненамного превосходила русскую 47-мм пушку Гочкиса образца 1888 года (производства Обуховского завода).

Сравнительные данные 45-мм АУ 21-К и 47-мм Гочкиса

Система Вес снаряда, кг Нач. скорость, м/с Скорострельность, выстр/мин
47-мм Гочкиса 1,5 701 20
45-мм 21-К 1,45 760 30

Описание конструкции


37-мм опытная пушка ЧК. Вид слева 37-мм авиадесантная пушка обр.1944 г. представляет собой лёгкую противотанковую артиллерийскую систему с уменьшенным откатом.

Внутреннее устройство ствола и баллистика орудия взяты от 37-мм автоматической зенитной пушки обр. 1939 г. (61-К). Ствол орудия состоит из трубы, казённика и дульного тормоза. Труба служит для направления полёта снаряда и придания ему вращательного движения, канал трубы разделяется на нарезную часть и патронник, соединяемые коническим скатом, в который при заряжании упирается ведущий поясок снаряда. Нарезная часть имеет 16 нарезов постоянной крутизны с углом наклона 6°, длина хода нарезов 30 калибров, глубина нарезов 0,45 мм, ширина нареза — 4,76 мм, ширина поля — 2,5 мм. Длина патронника — 251 мм, камора имеет объём 0,267 дм³. Мощный однокамерный дульный тормоз служит для снижения энергии отката.

Противооткатные устройства орудия, смонтированные внутри кожуха круглого сечения, построены по оригинальной схеме, представляющей собой гибрид системы двойного отката и схемы безоткатного орудия с инертной массой. При выстреле ствол орудия откатывался на 90-100 мм, а специальная деталь цилиндрической формы, выполняющая функции «инертной массы», расцепляется со стволом и откатывается назад внутри кожуха на расстояние 1050—1070 мм. Торможение инертной массы происходит за счёт трения и сжатия пружины накатника. Тормоз отката отсутствует. Щитовое прикрытие толщиной 4,5 мм, предназначенное для защиты расчёта от пуль, мелких осколков и ударной волны близкого разрыва, крепится к кожуху. Вертикальное наведение (ВН) орудия осуществляется подъёмным механизмом, горизонтальное (ГН) — плечом наводчика.


ЧК-М1, установленная на автомобиль «Виллис»

Станок двухколёсный, с раздвижными станинами, имеющими постоянные и забивные сошники. Колёсный ход подрессорен, но предназначен исключительно для перемещения орудия на местности вручную расчётом. Буксировка орудия автомобилем не допускается по причине возможного разрушения лафета. Транспортировка орудия производится в автомобилях «Виллис» и ГАЗ-64 (по одному орудию в автомобиле), а также в автомобилях «Додж» и ГАЗ-АА (по два орудия в автомобиле). Кроме того, имеется возможность транспортировки орудия на одноконной тележке или санях, а также в коляске мотоцикла «Харлей Давидсон». При необходимости орудие разбирается на три части — станок, щитовое прикрытие и качающуюся часть. Для транспортировки боеприпасов имеется специальный двухколёсный патронный ящик.

Транспортировка орудия по воздуху может осуществляться как посадочным способом, так и парашютированием. В первом случае использовались планёры А-7, Г-11 (в каждый помещалось по одной пушке с расчётом и боеприпасами) и БДП-2 (мог транспортировать две пушки с расчётами и боеприпасами), а также самолёт Ли-2 (помещалось 2 мотоцикла, пушка и 5 человек). При парашютировании мотоцикл с пушкой размещался на внешней подвеске бомбардировщика Ил-4, расчёт и патроны десантировались с самолёта Ли-2.

Расчёт орудия состоит из четырёх человек — командира, наводчика, заряжающего и подносчика. При стрельбе расчёт занимает положение лёжа. Техническая скорострельность достигает 25-30 выстрелов в минуту, но долго вести огонь со столь интенсивным темпом орудие не может вследствие опасности выхода из строя противооткатных устройств. Время перехода из походного положения в боевое составляет 80 секунд, без перевода щита в боевое положение (в походном положении щит разворачивается на 90°) — 50 секунд.

Предыстория разработки орудия

В конце 20-х годов руководство СССР приняло решение сосредоточить производство всех зенитных орудий малого и среднего калибра для армии и флота на заводе № 8. В это число попали и 37-мм зенитные автоматы. Мощности завода и его инженерные кадры заставляли желать лучшего.

Автоматического оружия завод никогда до этого не делал. Результат не замедлил сказаться: было сорвано не только производство 37-мм зенитных автоматов обр. 1928 г., но и всех других типов. Среди них были и зенитные автоматы 2-К (20-мм) и 4-К (37-мм), документация на изготовление и опытные образцы которых были переданы в 1930 г. германской фирмой Rheinmetall.

За три года работы завод №8 изготовил всего 75 автоматов 2-К и шесть 4-К, но ни один из них не был доведен до конца. В итоге, вооруженные силы СССР до 1940 г. остались без скорострельных зенитных орудий.

Чертеж установки

Конструкция орудия

45-мм орудие состоит из лафета и ствола с затвором. Ствол – моноблок, что уже отличает от более ранних пушек 37-40-х годов выпуска, которые имели составные, скрепленные стволы. Затвор клинового типа, что обеспечивает высокую скорострельность, до 15 выстрелов в минуту при обученном расчете.

Лафет классического типа, на подрессоренном резиновом ходу. Состоит из люльки, верхнего станка с приборами наведения, нижнего с упорними станинами трубчатой формы, сошники сварные, на станинах места для крепления ЗИП. Нижний станок имеет угол поворота до 60 градусов по горизонту.

Весит пушка в боевом положении 625 кг, в походе вес увеличивается до 1250 кг. Габариты орудия небольшие, при высоте 1300 мм, длинна ее 4885 мм, а ширина 1634 мм. Клиренс в 275 мм обеспечивает неплохие возможности для передвижения на поле боя и в тылу.

Боеприпасы были представлены в нескольких видах:

  • 53-Б-240, бронебойный тупоголовый снаряд, каморного типа, заряд тротила 0,019 кг;
  • 53-БР-240 и 53-БР-240СП, бронебойно-трассирующий выстрел, СП-сплошной;
  • бронебойно-трассирующий (сплошной), снаряды нового выпуска;
  • 53-БР-240П подкалиберная катушка для 45 мм выстрела, имели сравнительно малое распространение;
  • 53-О-240 и 53-О-240А осколочные модификации, А – с корпусом из сталистого чугуна;
  • 53-Щ-240, шрапнельный снаряд, заряд состоял из металлической картечи в картонном тубусе;
  • 53-Д-240 дымовой корректировочный снаряд, давал на месте разрыва четко различимое облако дыма.

Представленные боеприпасы обеспечивали выполнение поставленных на расчеты задач на высоком уровне, что подтверждают отчеты о применении их на поле боя, несмотря на малый калибр орудия и его общую малую эффективность против тяжелых танков.

Самоходные установки с ЧК-М1

Пушка могла устанавливаться на автомобили «Виллис» и ГАЗ-64 с помощью специальной рамы, позволяющей осуществлять горизонтальное наведение в секторе 30°. Также существовал вариант установки пушки на мотоцикл «Харлей Давидсон», причём при необходимости стрельбу можно было вести даже с ходу при условии движения по ровной дороге со скоростью не выше 10 км/ч.

В 1942 году был разработан проект авиадесантируемой самоходной артиллерийской установки с пушкой ЧК и пулемётом под названием ЧКИТ-С1

. Установка имела очень небольшие габариты (высота всего 1,4 м) и массу (4 т), проектировалась на базе узлов лёгкого танка Т-70. Информация об изготовлении и испытании данной установки не обнаружена.

Последующие модификации

Установка 21-КМ

В 1944 году в производство была запущена модификация орудия 21-КМ. Работы по модернизации орудия 21-К были начаты в ОКБ-172 в 1942 году под индексом ВМ-42. Головная серия из 25 стволов прошла успешные испытания в сентябре 1943 года.

По окончании испытаний установки поставили на валовое производство под индексом В-21-КМ, позже именуемые просто 21-КМ. По окончании испытаний орудие 21-КМ было поставлено в массовое производство.

Модернизация орудия выразилась в увеличении на 1010 мм нарезной части ствола, замене инерционной автоматики на копирную, упрочнении ствола и противооткатных устройств, установке щита (щитового прикрытия).

История эксплуатации

Японцы на затопленном броненосце «Победа»

На кораблях было установлено 27 254/45-мм орудий — по 4 на броненосцах «Адмирал Ушаков», «Адмирал Сенявин», «Пересвет», «Победа», «Ослябя», «Ростислав» и 3 на броненосце «Генерал-адмирал Апраксин».

В ходе Русско-японской войны «Ослябя» и «Адмирал Ушаков» погибли, а «Пересвет», «Победа», «Генерал-адмирал Апраксин» и «Адмирал Сенявин» были захвачены японцам.

Броненосец «Ростислав», входивший в состав Черноморского флота, в Первую Мировую войну активно участвовал в действиях флота, своим огнем поддерживал сухопутные части.

В 1917 году запасные 254-мм орудия для «Ростислава» были установлены на железнодорожных транспортерах, но в боевых действиях принять участие не успели. Позже 254-мм орудия этих железнодорожных батарей были заменены на 203-мм.

МОТОРОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД № 19 ИМ. СТАЛИНА

 Одним из крупнейших промышленных предприятий Перми был Моторостроительный завод № 19 им. Сталина (сейчас это АО «ОДК-Пермские моторы»).

Потребность в авиационных моторах с первых дней Великой Отечественной войны была значительной, с июня по декабрь 1941 года завод № 19 был единственным предприятием в СССР, продолжавшим серийный выпуск авиационных моторов. Остальные заводы в это время находились в состоянии эвакуации.

В первые месяцы войны на площадке завода было размещено оборудование и рабочие 8 заводов-смежников, эвакуированных из Москвы, Харькова, Днепропетровска, Ленинграда, 2 конструкторских бюро. За короткое время все прибывшее оборудование было введено в строй, а производственно-техническая база завода № 19 расширилась на 65% к довоенному уровню.

С 1941 года завод № 19 начал выпуск нового мотора воздушного охлаждения М-82 (разработан опытно-конструкторским бюро завода № 19 под руководством главного конструктора А.Д. Швецова), в основе конструкции которого лежала принципиально новая схема – двухрядная звезда. Мотор М-82 был установлен на истребитель Ла-5. Проверка в боевых условиях показала, что этот двигатель воздушного охлаждения был более надежным, чем двигатели водяного охлаждения: продолжал работать даже после попадания снаряда в некоторые его детали.

Двигатели, разработанные А.Д. Швецовым, настолько хорошо показали себя в боях, что в 1944 году маркировка «М» была заменена на «АШ» – Аркадий Швецов. В 1943 году за создание мотора АШ-82 опытно-конструкторское бюро завода № 19 было награждено орденом Ленина. В 1942 году «за выдающееся достижение в области авиационного моторостроения, поднимающее оборонную мощь Советского Союза», А.Д. Швецову было присвоено звание Героя Социалистического Труда. За выдающиеся достижения в области авиационного моторостроения в годы Великой Отечественной войны А.Д. Швецов был награжден четырьмя орденами Ленина, орденом Кутузова I степени, орденом Суворова II степени, орденом Трудового Красного Знамени и медалям, он стал лауреатом четырех Сталинских премий.

За успешную доводку мотора АШ-82 главный инженер завода А.И. Валединский в 1943 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В мае 1942 года директором завода № 19 был назначен А.Г. Солдатов. Новый директор усовершенствовал организацию работы предприятия. У подчиненных он поощрял четкость, дисциплину, ответственность, инициативу. Под его руководством завод № 19 освоил и серийно выпускал авиационные моторы АШ-82, АШ-82Ф, АШ-82ФН, АШ-73ТК, АШ-62ИР. Двигатели стояли на боевых самолетах Ла-5, Ла-7, Ту-2, ЛаГГ-3, Пе-8, Су-2.

Труд А.Г. Солдатова в годы войны отмечен орденами Ленина, Кутузова 1‑й степени и Отечественной войны 1-й степени, он стал лауреатом Сталинской премии.

Заводом № 19 за годы войны было произведено более 31 тыс. моторов, что составляет 15% от общего количества авиамоторов, выпущенных в те годы в СССР.

В годы Великой Отечественной войны значительно изменился состав рабочих завода. Ушедших на фронт рабочих-мужчин заменили женщины и подростки. В годы войны на заводе работали более 7 тыс. подростков. Увеличился рабочий день, нормы выработки.

В цехах появились «двухсотники», работавшие за себя и ушедшего на фронт товарища. Перевыполнение плана на 300–400% стало нормой. Включившись в 1942 г. во Всесоюзное социалистическое соревнование, некоторые рабочие завода перевыполняли дневной план более чем на 600%. Среднее выполнение норм составляло 144%.

Завод № 19 в 1942 году 7 месяцев подряд становился победителем во Всесоюзном соревновании за переходящее Красное знамя ГКО среди предприятий отрасли. Всего в годы войны завод № 19 получал переходящее Красное знамя ГКО 19 раз. В 1945 году переходящее Красное знамя ГКО было оставлено коллективу на вечное хранение. За годы войны 359 работников завода были награждены орденами и медалями. В 1945 году за образцовое выполнение заданий правительства по производству моторов завод № 19 был награжден орденом Красного Знамени.

Против немецких танков

Как писалось в книгах советского периода, например, в шеститомнике «История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг.» (1960-1965 гг.), 45-мм пушка «могла пробивать броню боевых машин всех типов, состоявших в то время на вооружении армий буржуазных государств». Это абсолютная правда, но когда речь идёт о 1930-х годах.

После первых столкновений с немецкими танками на поле боя посыпались негативные отзывы. Оказалось, что лобовую броню средних немецких танков «сорокапятки» не пробивают. По этому вопросу было очень много дискуссий: с одной стороны, приводились многочисленные табличные данные испытаний 45-мм пушек, а с другой — реальные отчеты с фронта. Эффективность пушки при стрельбе по танкам зависит от очень многих факторов, которые все просто невозможно учесть. Например, подготовленность артиллеристов или погода. В целом же большинство авторитетных исследователей, таких как М. Свирин или А. Широкорад, сходятся в том, что увеличение калибра немецкого орудия не привело к повышению бронепробиваемости, а даже наоборот. Неслучайно сами немцы отказались от увеличения калибра.

Ещё одной серьёзной проблемой, которую никак нельзя было учесть при конструировании (тем более в Германии), стало низкое качество изготовления как орудий, так и (особенно) боеприпасов. По сведениям М. Свирина, на самом деле серийная 45-мм пушка на дальности 500 м пробивала броню толщиной 18 мм, вместо указанных в справочнике 43 мм.

А что в итоге

Как уже сказано выше, для замены 45-мм орудий обр. 1932 и 1937 гг. была создана новая «сорокапятка». Устройство орудия не сильно изменилось. Ствол удлинили до 68.8 кал, заряд в гильзе увеличили. Начальная скорость снаряда возросла с 760 до 870 м/с, соответственно и бронепробиваемость повысилась. Но к тому времени на вооружении вермахта уже были совсем другие танки, против которых новые «сорокапятки» оказались бессильны. К тому же, как пишет в своей статье «Сорокапятка», надоевшая и незаменимая» Андрей Уланов, в новой пушке сохранились все многочисленные эксплуатационные недостатки предыдущей конструкции.

«Cорокапятка», при всех своих недочетах, стала весьма полезным орудием. Но не столько в качестве противотанкового, сколько — батальонного. Пятисоткилограммовая пушка легко перевозилась на поле боя расчётом и сопровождала пехоту. А целей для неё было немало, даже при полном отсутствии танков — это были огневые точки, пулемётные гнезда, ДЗОТы. «Сорокапятки» превратились в главное оружие партизанской войны, даже более распространённое, чем миномёты. Причём их использовали не только партизаны, но и те, кто с ними боролся.

Отлично себя проявили 45-мм пушки в уличных боях при штурмах Будапешта, Праги и Берлина. Есть фото, на котором изображена «сорокапятка», ведущая бой внутри Рейхстага.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector