Уралвагонзавод
Содержание:
Акционерное общество «Научно-производственная корпорация«Уралвагонзавод» имени Ф.Э. Дзержинского»
Уралвагонзавод возглавляет интегрированную структуру, объединяющую более 40 промышленных предприятий, научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро в России и Европе. На протяжении многих лет он лидирует в отечественном грузовом железнодорожном машиностроении и обладает мощным техническим и интеллектуальным потенциалом.
Днём рождения Уралвагонзавода считается 11 октября 1936 года, когда с его конвейера сошли первые грузовые полувагоны. Сегодня один из крупнейших научно-производственных комплексов России включает в себя металлургическое, вагоносборочное, механосборочное, ремонтно-механическое, инструментальное и другие производства, позволяющие обеспечивать замкнутый цикл выпуска продукции. Четыре конструкторских бюро, в том числе головное в отрасли грузового вагоностроения, и два института дают возможность корпорации осваивать современные технологии, успешно разрабатывать и внедрять в серийное производство новые модели транспорта и спецтехники.
В проходящей полномасштабной реконструкции производства корпорация сотрудничает с ведущими отечественными и мировыми фирмами. На эти цели ежегодно инвестируется от полутора до двух миллиардов рублей собственных и привлеченных средств. Динамично развиваясь, Уралвагонзавод добился устойчивости, которая позволяет и в кризисные времена успешно двигаться по намеченному курсу.
Генеральными партнерами Уралвагонзавода являются крупнейшие отечественные перевозочные компании, а также Министерство обороны РФ и ОАО «Рособорнэкспорт».
Последние разработки корпорации — полувагоны нового поколения модели 12-196-01 с нагрузкой на ось 25 т/с на ось, различные модификации трактора РТ-М-160 — энергетически насыщенного модуля, не имеющего аналогов в России. На базе его изготовлен тяговый модуль вагонов, который нашел применение на железных дорогах России. Ежегодно на конвейер ставятся одна-две новых моделей грузового подвижного состава.
Миссия акционерного общества предусматривает улучшение качества жизни заводчан. Для достижения этого во всех структурных подразделениях активно улучшаются условия труда, развивается социальная сфера – дворцы культуры, водного и ледового спорта, стадион, медицинские учреждения, базы отдыха.
На Уралвагонзаводе выполняется ряд социально значимых программ, охватывающих все стороны жизни трудящихся. Это профилактика и лечение заболеваний, оздоровление и отдых, в том числе и детей, развитие физкультуры и спорта, организация досуга, поддержка ветеранов и молодежи.
Дальнейшее развитие связано с завершением формирования вертикально-интегрированной структуры — научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод». Создается мощный промышленный комплекс на основе рыночных методов и государственного регулирования. Происходит, с одной стороны, объединение участников корпорации с целью увеличения капитализации и выполнения поставленных задач по обеспечению отечественной экономики необходимой для её развития продукцией, повышению обороноспособности, с другой – выход на рынки сбыта, в том числе и мировые, с конкурентоспособной продукцией.
Послевоенные годы
После войны заводу возвращается прежнее название и прежний род деятельности − производство железнодорожных вагонов. Опыт военных лет позволил УВЗ быстро восстановиться и подняться на новый уровень. Завод расширяет свою деятельность. Кроме различных видов вагонов, здесь продолжается выпуск военной техники, а также выполняются заказы на сельскохозяйственную, строительную и авиакосмическую технику.
В конце 1940-х годов нижнетагильский завод начинает производство танка Т-54, сыгравшего важную сдерживающую роль в ходе холодной войны. С января 1958 года УВЗ выпускает Т-55 – первый в мире танк, способный действовать в условиях ядерной войны. Эта модель стала самым массовым танком 1960-1970-х годов.
Танк Т-72. Фото: Минобороны РФ
Следующим продолжателем традиций «тридцатьчетверки» стал созданный в начале 1960-х годов танк Т-62 – первый в мире танк с гладкоствольным орудием. А в 1973 году на УВЗ началось и продолжается в усовершенствованной конструкции производство танка Т-72 – самого массового танка современности, который до сих пор составляет основу танковых сил многих стран. Примечательно, что танк не только производился, но и был разработан в Нижнем Тагиле. На базе танка Т-72 на УВЗ выпускались инженерные машины.
Еще одно интересное направление работы УВЗ в это время – создание криогенной техники. В 1954 году завод получил первое задание на разработку экспериментальных агрегатов заправки ракет жидким кислородом. В 1956 году началось производство средств заправки, и с тех пор все советские и российские космические проекты связаны с деятельностью «Уралкриомаша» − подразделения УВЗ. Сегодня завод является единственным в России и странах СНГ производителем специализированных криогенных железнодорожных цистерн для перевозки жидкого азота, аргона, кислорода и водорода.
От вагонов к танкам для фронта
В Великую Отечественную войну завод концентрируется на выпуске танков. Во второй половине 1941 года в Нижний Тагил эвакуируются 12 предприятий из разных городов и объединяются с УВЗ в Уральский танковый завод №183 имени Коминтерна. За два месяца УВЗ сворачивает все производство и перестраивается под постройку танков Т-34.
Завод принял 3500 единиц эвакуированного оборудования и 70 тыс. новых работников. Уже 18 декабря 1941 года собран первый танк Т-34-76, а к концу декабря того же года первые 25 боевых машин отправлены на фронт, и далее нижнетагильский завод остается основным поставщиком Т-34 для армии.
Установка башен на конвейер окончательной сборки танков Т-34 Уральского танкового завода №183 в Нижнем Тагиле.
Фото: Российский Государственный архив экономики
В 1942 году в цехах организуются поточные линии. Это позволяет увеличить выпуск танков – за сутки тагильчане собирали для фронта целый эшелон в 25-30 машин. Без преувеличения можно сказать, что ничего подобного в мировой практике до этого не происходило. Каждый третий советский танк, сражавшийся в битвах Великой Отечественной войны, был построен в Нижнем Тагиле. Всего же Уральский танковый завод №183 имени Коминтерна выпустил за годы войны более 25 тыс. танков – больше, чем все заводы фашистской Германии.
Новые участники
Еще одна екатеринбургская площадка корпорации – открытое акционерное общество «Завод № 9». Это ведущее предприятие оборонно-промышленного комплекса страны по созданию и производству ствольной артиллерии. Созданные заводом артиллерийские системы, кроме России и стран СНГ, стоят на вооружении более шестидесяти стран Европы, Азии, Африки и Южной Америки.
Начиная с 1942 года на Заводе № 9 создаются уникальные образцы артиллерийской техники. В годы Великой Отечественной войны он поставлял фронту буксируемые гаубицы – 122-мм орудия образца 1938-го М-30 и 152-мм орудия образца 1943-го Д-1, которые до сих пор стоят на вооружении некоторых стран. Пушками завода вооружались и самоходные установки СУ-85, СУ-100, СУ-122, ИСУ-152. Здесь была разработана артиллерия для лучших танков Второй мировой: 85-мм пушка Д-5Т для танков Т-34 и ИС-1, 122-мм пушка Д-25Т для танков ИС-2 и ИС-3.
Все послевоенные массовые отечественные бронемашины – танки Т-54, Т-55, Т-62, Т-72 и другие оснащались пушками «девятки». Основной боевой танк Российской армии Т-90С вооружен 125-мм пушками семейства Д-81 (2А46М и 2А46М1).
В ОКБ-9 также были разработаны 122-мм гаубица 2А31 и 152-мм гаубица 2А33 для первых современных отечественных самоходных гаубиц 2С1 «Гвоздика» и 2С3 «Акация», первые отечественные пушки с самодвижением 57-мм СД-57 и 85-мм СД-44. И такое всемирно известное орудие, как 122-мм гаубица Д-30 (2А18) с круговым обстрелом. Ее модификация – 122-мм гаубица Д-30А (2А18М) – одна из самых распространенных в мире. Одно из новейших изделий артиллерии Российской армии – гаубица 2А61. Кроме классических образцов ствольной артиллерии для защиты кораблей Военно-морского флота от подводных лодок и атакующих торпед на «девятке» поставлены на производство реактивные бомбометные установки РБУ-6000 (37УМ) и РБУ-1000 (38УМ).
Также новым участником корпорации является ОАО «Электромашиностроительный завод «ЛЕПСЕ» – одно из крупнейших предприятий, производящих авиационное электрооборудование. Свою историю завод ведет с 1931 года, когда в Кирове было начато строительство предприятия сугубо мирного профиля – фабрики учебных пособий. В октябре 1940-го предприятие передали в Наркомат авиационной промышленности для организации на нем производства авиационного электрооборудования. А с началом войны на территорию Кировского агрегатного завода прибыли два московских завода: имени Лепсе и имени Дзержинского. 5 ноября 1941 года было оформлено объединение трех предприятий в одно. Главной задачей в годы Великой Отечественной было серийное производство электрооборудования для пикирующего бомбардировщика Пе-2, а также выпуск магнето БСМ-14, без которого невозможно создание нового авиационного мотора. Кроме того, завод освоил изготовление корпусов ручных гранат.
Сегодня «ЛЕПСЕ» выпускает более 600 типов авиационных электроагрегатов, которые применяются на всех типах самолетов, вертолетов и на ракетно-космических объектах. Ни один российский летательный аппарат не обходится без продукции завода. Авиационная и специальная техника составляет 70 процентов от объема производства. На предприятии осуществляется полный цикл создания продукции – разработка, изготовление, испытания и сервисное обслуживание. Постоянно расширяется ассортимент товаров, осваиваются новые направления: автомобильная и медицинская техника, оборудование для атомной промышленности, нефтедобычи, железных дорог, танковой техники.
Выставочный комплекс Уралвагонзавода
Заявки на экскурсионное обслуживание по телефону (3435) 33-21-07.Адрес выставочного комплекса: г. Нижний Тагил, ул. Восточное шоссе, 28.
Виджет карты использует JavaScript. Включите его в настройках вашего браузера.
Музей Уралвагонзавода создан 5 ноября 1969 года на базе технического кабинета музея трудовой и боевой славы предприятия, и за время существования вырос в выставочный комплекс. В его состав входят музей истории предприятия с экспозиционной площадью в 1000 м², музей бронетанковой техники с экспозиционной площадью 1000 м² и выставка вагонной продукции. Собрания выставочного комплекса насчитывают около 50 тысяч единиц хранения.
Шесть экспозиционных разделов музея истории повествуют о создании на Уралвагонзаводе высочайшей индустриальной культуры трудом сотен тысяч инженеров и рабочих, а также ученых и специалистов крупнейших научных центров страны.
Среди собраний музея Уралвагонзавода документы, награды, личные вещи крупнейших ученых, инженеров, конструкторов. В коллекции живописи, насчитывающей более 100 полотен, работы известных русских советских художников. Выставочный комплекс располагает небольшой, но хорошо подобранной библиотекой, в которой насчитывается около 2 тысяч книг. Многие издания являются библиографической редкостью.
Музей бронетанковой техники представляет историю конструкторской мысли, процесс эволюции средних и основных танков. В экспозиции восемь разделов, охватывающих историю создания бронетанковой техники с конца 1920-х годов по настоящее время. В них представлено более 1000 экспонатов: образцы танковой брони, снаряды, узлы машин, системы управления огнём, радиостанции и многое другое.
Уралвагонзавод в 20 веке был крупнейшим миссионером железнодорожного транспорта. До сих пор каждый третий вагон на железных дорогах страны с маркой нашего предприятия. На выставке вагонной техники, на открытой площадке, представлены образцы отечественного грузового состава конца 19 – начала 21 века. Среди них редкие памятники ж/д техники:
- двухосная бестормозная платформа со сквозной упряжью грузоподъёмностью 12,5 тонн образца 1892 года;
- восьмиосные 125-тонные п/вагоны модели 12-541, выпущенные опытной партией в 10 штук в 1973 г.;
- модели 12-508, удостоенные в 1962 г. золотой медали ВДНХ и др.
На основе фондовых и архивных собраний работники музея ведут научно-исследовательскую, выставочную и просветительскую деятельность. Созданы и работают программы «Музей и дети», «Музей и юношество».