Самолет ил-28: описание, технические характеристики, фото

Примечания и ссылки

Библиография

  • Энцо Ангелуччи и Паоло Матрикарди ( пер.  С итальянского), Les planes , t.  5: Эпоха реактивных двигателей , Париж / Брюссель, Elsevier Sequoia, колл.  «Мульти-гид авиация»,1979 г., 316  с. ( ISBN  2-8003-0344-1 ) , стр.  208-209.
  • Бернад, Денес. «Румынские« Бигли »: Ильюшин Ил-28 на румынской службе». Air Enthusiast , № 78, ноябрь / декабрь 1998 г., стр.  68–72 . ISSN 0143-5450.
  • (ru) Ефим Гордон и Дмитрий Комиссаров, Китайские самолеты: авиационная промышленность Китая с 1951 года , Манчестер, Англия, Hikoki Publications,2008 г.( ISBN  978-1-902109-04-6 ).
  • Гордон, Ефим и Дмитрий Комиссаровы. «Советская Канберра: невероятный Ил-28 Ильюшина». Air Enthusiast , № 71, сентябрь / октябрь 1997 г., стр.  8–24 . ISSN 0143-5450.
  • (ru) Ефим Гордон , Дмитрий Комиссаров и Сергей Комиссаров, ОКБ Ильюшина: история КБ и его самолетов , Хинкли, Мидленд,2004 г.( ISBN  1-85780-187-3 ).
  • Грин, Уильям и Гордон Суонборо. «He-28 … квадрагенарий Ильюшин». Air Enthusiast , Тридцать шесть, май — август 1988 г., стр.  39–51 . ISSN 0143-5450.
  • (ru) Билл Ганстон , Энциклопедия русских самолетов Osprey, 1875-1995 , Лондон, Osprey Aerospace,1995 г., 526  с. ( ISBN  1-85532-405-9 ).
  • (ru) Вацлав Немечек , История советской авиации с 1918 года , Лондон, Willow Books,1986 г.( ISBN  978-0-00-218033-7 ).
  • (ru) Джон Страуд , советский транспортный самолет с 1945 года , Лондон, Патнэм ,1968 г., 318  с. ( ISBN  0-370-00126-5 ).
  • Билл Свитман и Билл Ганстон, Советская военно-воздушная мощь: иллюстрированная энциклопедия ВВС Варшавского договора сегодня , Нью-Йорк, Crescent Books,1978 г.( ISBN  0-517-24948-0 ).
  • (ru) Джон У. Р. Тейлор , «Самолеты всего мира Джейн», «Сл», «Паб Джейн». Co ( ISBN  978-0-7106-0748-5 и 0-7106-0748-2 ).
  • Джим Винчестер , Военные самолеты времен холодной войны , Hoo, Grange Books,2006 г.( ISBN  1-84013-929-3 ) , «Ильюшин Ил-28 ‘Бигль».

Внешние ссылки

самолет Ильюшина

Охотники / перехватчики He-1
Атака Ил-2  · Ил-8  · Ил-10  · Ил-16  · Ил-20 (И)  · Ил-40  · Ил-102
Бомбардировщики ДБ-3  · II-4  · Ил-6  · Ил-22 (I)  · Ил-28  · Ил-30  · Ил-46  · Ил-54
Транспорт Ил-12  · Ил-20 (II)  · Ил-32  · Ил-34  · Ил-76  · Ил-78  · Ил-80  · Ил-106  · II-112
Признание Ил-20 (III)  · Ил-22  · Ил-24  · Ил-38  · А-50
Обучение He-103
Экспериментальный А-60
Пассажирский транспорт Ил-14  · Ил-18  · Ил-62  · Ил-86  · Ил-96  · Ил-108  · II-114
  • Портал воздухоплавания
  • Портал холодной войны

Конструкция воздушной машины

Самый распространенный материал, который использовали в самолете, – дюраль Д16Т (алюминиевый сплав). Фюзеляж по обычаю набирался из стрингеров и шпангоутов. Кабина экипажа полностью звукоизолирована и герметизирована. Прямое, трапециевидное крыло моноблочное, двухлонжеронное. Имеет угол установки три градуса с поперечным V 38. Крыло спрофилировано (СР-5С) с толщиной в 12%. Установлены обычные закрылки. Элероны используются в качестве управления по крену. Стабилизатор и киль стреловидные, а их профиль NACA-00 симметричен. Триммер руля элеронов и направления управляется электрически, триммер РВ – механически (шестеренчатые механизмы и тросовая проводка).

Двигатели установили в гондолы под крыльями. Ими управляли тросовой проводкой. С помощью электростартеров осуществляется раскрутка каждого двигателя. Общая емкость топливных баков – 7908 л. Они выполнены из мягкой резины.

Шасси трехопорное, амортизация воздушно-масляная. Спиртоглицериновую смесь Ил-660 используют в качестве гидравлической жидкости для амортизаторов. Основные стойки шасси убираются вперед, в мотогондолы, передняя – назад, в фюзеляж. Управление уборкой и выпуском шасси осуществляется гидравлически.

Вся гидросистема используется для привода тормозов колес и привода закрылков. На левый двигатель установили гидронасос. Рабочая жидкость – масло МВП (45 л). С помощью пневмосистемы открываются створки бомболюка. В отличие от гидросистемы, воздушная система распределена насосами на оба двигателя.

Источниками электроэнергии для бомбардировщика служат 2 ГСР-9000 и 2 батареи 12-А-30. В состав радиооборудования на самолет установили РЛС ПСБН-Н, радиовысотомер РВ-2 и РВ-10, радиокомпас АРК-5, радиостанцию РСИУ-ЗМ, устройство переговорное СПУ-5 и ответчик радиолокационный СРО.

В состав приборного оборудования входят гирополукомпас ГПК-46, компас КИ-11, авиагоризонт АГК-47Б, навигационный визир АБ-52, ДГМК-3 – гиромагнитный компас, часы АЧХО и АВР-М, поворотный указатель УП-2, высотомер ВД-17, числовой указатель МА-0,95, автопилот АП-5 и указатель скорости КУС-1200.

На модифицированном Ил-28 по типу «разведчик» устанавливали фотооборудование: для перспективной съемки – АФА-75МК, АФА-33 и АФА-БА-40, для ночной – НАФА-31/25 и НАФА-31/50, фотографическую бомбу ФОТАБ-50-35/100-60, осветительную бомбу САБ-100-55/1000-35. С экрана РЛС ПСБН информация фиксировалась приставкой ФРЛ-1М. Спустя некоторое время РЛС ПСБН заменили на РЛС «Курс». Дополнительно в состав оборудования разведчика включили дипольные отражатели по типу АСО-28 и аппаратуру помех «Натрий».

Самолет ИЛ-28. Фото.

Но даже это не послужило причиной остановки проекта. Дефекты была устранены и уже через 4 месяца была запущена серийная постройка. Экипаж ИЛ-28 состоял из 3-ох человек. Двигатели использовались уже отечественные, сделанные по примеру английских: турбореактивные ВК-1, общая тяга которых составляла 5400 кг. Максимальная взлетная масса была равна 23200 кг. Разгонялся бомбардировщик до 906 км/ч. Практический потолок равнялся 12400 метрам. Дальность полета составляла 2400 км. А вооружение состояло из 4 авиационных пушек НР-23 калибра 23 мм и различных авиабомб общей массой 3000 кг. Эти характеристики, а также то, что самолет был довольно простым в изготовлении, по сравнению с другими моделями, привело к тому, что его производством занималось целых 3 завода.

Самолет ИЛ-28. Характеристики.

Год принятия на вооружение 1958
Годы производства 1957 — 1959
Выпущено, единиц 149
Масс пустого, кг 10 500
Масса боевой нагрузки, кг 4000
Встроенная пушка 4×30 мм (DEFA)
Макс. взлётная масса, кг 20 800
Силовая установка 2 × SNECMA Atar 101ЕЗ
Максимальная тяга, кН 2 × 34,3
Макс. скорость, км/ч 950
Практ. дальность (без ПТБ), км 5400
Практический потолок, м 15 000

Благодаря опыту Второй Мировой Войны, авиаконструкторы смогли поместить экипаж так, чтобы обеспечивать безопасность, как им, так и самому бомбардировщику. Было введено дистанционное управление, а также автопилот. Это требовалось для того, чтобы пилот был только один, что позволило уменьшить размеры самолета, по сравнению с ИЛ-22. Также на самолете было установлено модернизированное навигационное оборудование.

Самолет ИЛ-28. Видео.

https://youtube.com/watch?v=qzcQklV-iNY

Все это привело к тому, что ИЛ-28 стал одним из самых известных, мощных, и любимых военными бомбардировщиком. На его примере было построено огромное количество аэропланов, испытаны многие ракеты, бомбы и прочие снаряды. Этот фронтовой бомбардировщик стал поистине легендарным и оставил величайший след в истории авиации СССР.

Эксплуатация

Ил-28 ВВС Польской Народной Республики после приземления с использованием тормозного парашюта. 1959 год

Самолёт оказался технически надёжным и приятным в управлении, и при этом достаточно манёвренным и прощающим «хулиганство». Помимо эксплуатации в ВС СССР, самолёт поставлялся в Китай, где в дальнейшем было освоено его производство на авиазаводе в Харбине. Китайская копия получила обозначение Н-5 (шесть китайских машин купила Румыния). В Финляндии летали четыре самолёта Ил-28 — буксировщиков мишеней.

В 1955 году 30 самолётов получил Египет. Также машина эксплуатировалась в Алжире, Болгарии, Чехословакии, ГДР, Вьетнаме, Северной Корее, Йемене, Марокко, Кубе, Сомали, Сирии, Нигерии, Индонезии. В Афганистане вполне успешно воевали афганские экипажи 335-го смешанного авиаполка, и самолёт проявил себя достаточно хорошо в условиях гористой местности.

В СССР Ил-28 довольно быстро, уже к концу 1950-х годов начал сниматься с эксплуатации и заменяться на Як-28, в ряде полков — Ту-16. Значительное число ещё совершенно новых машин было экстренно списано и варварски утилизировано в самые кратчайшие сроки — потоптано тракторами и бульдозерами прямо на стоянках[источник не указан 1452 дня], что вызывало обиды, непонимание и просто резко негативную реакцию среди личного состава авиаполков (во время т. н. «хрущёвской оттепели», когда вооружённые силы были сокращены на 1,2 миллиона человек). Некоторая часть самолётов была передана в лётные училища, в качестве учебных машин, и получила самые лестные отзывы. Лишь очень небольшая часть парка была переоборудована в буксировщики мишеней и прослужила до начала 1980-х годов. Также часть самолётов была переоборудована в радиоуправляемые летающие мишени Ил-28М, которые использовались при практических стрельбах ракетчиков ПВО.

Ил-28 использовался и в гражданских целях. Для переподготовки пилотов гражданской авиации с поршневой на реактивную технику (на Ту-104) некоторое количество Ил-28 были демилитаризованы и окрашены под стандарт «Аэрофлота», и использовались для перевозки почты и матриц печати из Москвы. Летом 1979 года такой самолёт можно было регулярно видеть стоящим на перроне в аэропорту Толмачёво (г. Новосибирск). Почтовые самолёты по документации проходили как Ил-20.

КНДР является единственной страной, ВВС которой продолжают использовать самолёт H-5.

Варианты

Варианты Советского Союза

Примечание. Порядок вариантов определяется в хронологическом порядке по датам производства / разработки.

Ил-28
Базовая трехместная версия бомбардировщика с двумя двигателями ВК-1.

Учебно-тренировочный Ил-28У ВВС Египта в 1981 году.

Ил-28У
Тренировочная версия без оружия оснащена новой кабиной для носового отсека для инструктора, в то время как стажер сидел в обычной кабине. Первый полет 18 марта 1950 года.
Ил-28Р
Трехместный вариант тактической фоторазведки, с дополнительным топливом в бомбоотсеке и головных баках, и с одной снятой вперед стреляющей пушкой. Оснащен измененной ходовой частью для работы с большим весом. Первый полет 19 апреля 1950 года.
Ил-28РТР
ELINT версия Ил-28Р.
Ил-28РЭБ
РЭБ, версия радиоэлектронного подавления, оснащенная электронными блоками на законцовках крыла, размещенными в бывших крыльевых танках.
Ил-28Т
Версия торпедоносца для ВМФ СССР, способная разместить две малые или одну большую торпеду (включая реактивные торпеды РАТ-52) в удлиненном отсеке вооружения.
Ил-28Н
Атомный бомбардировщик для советских ВВС с модифицированным бомбовым отсеком и модернизированной авионикой. (Н — Носитель — авианосец, он же Ил-28А — Атомный — атомный).
Ил-28П
Невооруженное гражданское переоборудование для Аэрофлота , используемое в качестве учебно-тренировочного самолета и для перевозки высокоприоритетных грузов (т.е. газетных матриц, позволяющих одновременно печатать « Правду» и « Известия» в Москве, Свердловске и Новосибирске ). Также обозначается Ил-20.
Ил-28С
Предлагается стреловидный вариант с более мощными двигателями Климов ВК-5 . Незастроенный.
Ил-28РМ
Доработанный Ил-28Р с двигателем ВК-5. Построен один прототип плюс два аналогичным образом переоборудованных бомбардировщика (не имевших специального обозначения), но не произведенных.
Ил-28ТМ
Ил-28Т с ВК-5. Один конвертирован, производства нет.
Ил-28ПЛ
Скоростная противолодочная переоборудование бомбардировщика Ил-28 или бомбардировщика-торпедоносца Ил-28Т. Способен нести сбрасываемые гидроакустические буи или акустические самонаводящиеся торпеды по направлению других противолодочных средств.
Ил-28Ш
Штурмовой ( штурмовик ) превращение Ил-28 с 12 подкрыльевыми пилонами для реактивных стручков. Небольшое количество переоборудованных, которые пользовались ограниченным сервисом.
Ил-28ЗА
Версия для отбора проб атмосферы.
Ил-28М
Дрон-мишень для переоборудования Ил-28. Также известен как М-28 .

Чехословацкие варианты

В-228
Чехословацкое обозначение Ил-28 советской постройки.
CB-228
Чехословацкое обозначение Ил-28У советской постройки.

Китайские варианты

H-5
( Hongzhaji — бомбардировщик) — стандартный трехместный тактический бомбардировщик. Конструкция двух половин советского самолета Ил-28 была изменена на общую. В двигателе используется WP-5. Хвостовая турель на Н-6 вызвала некоторые изменения в конструкции хвостового оперения.
H-5A
Условное обозначение для варианта H-5 с ядерным оружием.
HD-5
( Hongzhaji Dian — бомбардировщик / радиоэлектронная разведка) Китайская версия постановщика помех.
HJ-5
( Hongzhaji Jiaolianji — учебно-тренировочный бомбардировщик) Китайский учебно-тренировочный вариант с компоновкой, аналогичной Ил-28У.
HZ-5
( Hongzhaji Zhenchaji — бомбардировщик / разведчик) Тактический разведывательный самолет. Оснащен подкрыльевыми подвесными баками вместо носовых у Ил-28Р.
В-5
Экспортное обозначение H-5.
Б-
Экспортная версия HZ-5.
БТ-5
Экспортный вариант HJ-5.
H-5 Инь
( Инь — орел) Стенд авионики для программы Xian JH-7 .
H-5B
Условное обозначение неработающего стенда Н-5 для кормовентиляторных двигателей WS-5 .

Aftermarket

А теперь сладенькое. Так как Trumpeter схож с моделями Bilek/Italeri, то афтемаркет к нему от них вполне подойдет.
• Деталировка интерьера передней ниши шасси, кабины пилота и штурмана от Pavla C72033
• Смоляные катапультные кресла от Pavla S72029
• Резиновые колеса от Экипажа
• Фототравление от Eduard для Bilek/Italeri 72219
• Маски от Eduard XS178 для Bilek/Italeri
• Маски от Eduard CX169 теперь уже для Трампа
• Декали от Hi Decal HD72043
• Декали от Hi Decal HD72039
Маски лучше брать на Trumpeter, вдруг Италовские не подойдут. Имеет смысл взять деталировку от Pavla, травление от Eduard и колеса. Косяки интерьера, передней ниши, колес, сопел, механизации бомболюка, передней стойки будут устранены малой кровью. Также Pavla делает интерьер и на спарку Ил-28У.

В сравнении с Bilek/Italeri

Просматривая фотки литников Bilek/Italeri я пришел к выводу, что Trumpeter взял за основу именно его. Членение всех деталей одинаковое.
(приношу извинения, фото модели от Bilek взяты с официального сайта компании Bilek) Деталировка совпадает полностью. Различия между отливками были в расположении деталей на литниках и в том, что Bilek сделал капоты из 3-х деталей, а Трапм отлит капоты целиком. По идее, раз китайцы копировали чехов, то и точность у них должна была быть на уровне, ну или похуже. При просмотре не очень качественных фото литников с официального сайта Bilek возникло ощущение, что фюзеляж у чехов сделан более точно, но не более того. Качество остекления вероятно соответствующее. Остальные недостатки по мелочи китайцы скопировали с чехов. Ничего не могу сказать про косяк с размахом и угол установки мотогондол – тут надо иметь пластик Bilek под рукой.

Из истории Иркутского авиазавода

За годы войны в Иркутске сложилась передовая производственная школа со своими традициями, основными чертами которой стали на десятилетия вперед восприимчивость к прогрессивным технологиям и адаптивность к особенностям работы различных ОКБ. Эти качества позволили в кратчайшие сроки освоить производство реактивных бомбардировщиков-торпедоносцев Ту-14, а в 1953 году приступить к производству фронтовых бомбардировщиков Ил-28. Машины этого типа долгие годы были основой ударных сил фронтовой авиации ВВС СССР, а также в массовом порядке поставлялись на экспорт в различные страны мира.

По приказу МАП №6сс от 3 января 1953 года завод №39 приступает к серийному выпуску фронтового бомбардировщика Ил-28. Министерство обязало завод освоить производство всего за 607 месяцев. На завод прибывает главный конструктор С.В. Ильюшин с бригадой ОКБ.

Ил-28 является первым советским и одним из лучших в мире бомбардировщиком. Благодаря отличным летно-эксплуатационным качествам долгое время входил в число основных боевых самолетов ВВС. Известны случаи боевого применения Ил-28 в локальных военных конфликтах.

Сохранившиеся экземпляры

Фото Тип Бортовой номер Местонахождение
Ил-28 40 г. Токмак, Чуйская область, Киргизия
Фото Ил-28 38 Скулте, Латвия
Фото Ил-28 16 Центральный музей Вооружённых Сил, Москва
Фото (недоступная ссылка) Ил-28 Музей Иркутского авиазавода, Иркутск
Ил-28 07 Музей военно-воздушных сил Северного флота, пос. Сафоново, Мурманская область
Фото Ил-28 01 пос. Катунино, Архангельская область
Фото Ил-28 01 Площадь им. Гагарина, Орск
Ил-28Р 33 Головной отраслевой музей истории гражданской авиации, Ульяновск
Фото Ил-28Р 01 Музей техники Вадима Задорожного, Московская область
Ил-28Р 01 База Дальней авиации ВВС РФ, Тамбов
Ил-28 04 Центральный музей Военно-воздушных сил РФ, Монино
Ил-28 08 г. Петровск, Саратовская обл.
Фото Ил-28У без б/н ул. Ильюшина, Вологда, Вологодская область
Фото Ил-28 15 в/ч 95109, Выборг
Фото Ил-28 21 Аллея авиаторов ГЛАУ, Кропивницкий, Украина
Ил-28 с. Чайкино, Джанкойский район, Украина
Фото Ил-28 26 с. Вольное, Джанкойский район, Республика Крым
Фото Ил-28 30 аэродром Балтимор, Воронеж
Фото Ил-28 30 ЧВВАУШ, Челябинск
Фото Ил-28 42 г. Черняховск, Калининградская обл.
Ил-28 55 пос. Чкаловск, Калининградская обл.
Фото Ил-28 01 аэродром Кречевицы, Новгородская обл.
Ил-28У 0501 Прага, Чехия
Ил-28 6926 Прага, Чехия
Фото Ил-28Р 2404 Letecke Historicke Spolecnosti, Вишков, Чехия
Ил-28 4 Познань, Польша
Ил-28Р 72 Музей польской авиации, Краков-Раковице, Польша
Фото Ил-28У S3 Музей польской авиации, Краков-Раковице, Польша
Фото Ил-28 10 Витково, Польша
Фото Ил-28 47 Лодзь, Польша
Фото Ил-28 52 Колобжег, Польша
Фото Ил-28Р 69 Музей ВМС Польши, Гдыня, Польша
Фото (недоступная ссылка) Ил-28Р 65 Muzeum katyńskie w Warszawie, Варшава, Польша
Ил-28Р NH-4 Центральный музей авиации, Финляндия
Ил-28Б 208 Музей авиации Бундесвера, Берлин, Германия
Ил-28 50 Военный музей, Джонув, Польша
Ил-28 Трёхгорный «г/к Каменный цветок», Россия, Челябинская область.
Фото Ил-28 30 Шагол (аэродром), Челябинск, Россия
Фото Ил-28 7 Parco Tematico-Museo della’Aviazione, Римини, Италия
Фото Ил-28Р 43 Пловдив, Болгария
Фото Ил-28 55 Сольнок, Венгрия
Фото Harbin HJ-5 408 Фетешти, Румыния
Фото Harbin H-5R 308 Фетешти, Румыния
Фото Harbin H-5 Бакэу, Румыния
Фото Ил-28 405 Бухарест, Румыния
Фото Ил-28 038 Чхонджу, Южная Корея

О конструкции

Самолет с герметизированной и звукоизолированной кабиной, прямым двухлонжеронным моноблочным крылом трапециевидной формы. Его механизация осуществляется посредством обычных закрылок, которые во время посадки отклоняются под углом 50 градусов и на 20 – во время взлета. Изготовлен из дюралюминиевого сплава Д16Т. Посредством элеронов осуществлялось управление самолетом по крену. Ил-28 оборудован симметричным килем и стабилизатором Naca-00. Для направляющего руля и элеронов предусмотрено электрическое управление. Тример РВ регулируется посредством механической тросовой проводкой и шестеренчатыми механизмами. Самолет оснастили двумя стартерами-генераторами ГСР-9000 постоянного тока и двумя аккумуляторными батареями 12-А-30, которые использовались в машине как источник электроэнергии.

Чертежи

Чтобы судить о точности модели, я стараюсь опираться на несколько источников чертежей. В данном случае я пользовался чертежами из двухтомника Авиаколлекция (автор Юргенсон) и чертежом с airwar.ru. Судя по шрифту – он из Крыльев Родины начала 90-х. Чертеж из крыльев более детально проработан – есть клепка, разрезы и внутренности самолета. Чертеж из Авиаколлекции более прост, но он универсален – предлагаются большинство вариантов Ил-28 – обычный, Ш, Р, У, РТ. По основным параметрам они совпадают, но некоторые мелочи на них имеют отличия. Именно этим вызвано то, что многие параметры смещений и косяков заданы в границах определенного интервала. Истина где то посередке.

Боевое применение

Египетский Ил-28 наносит удар по позициям израильской армии в Синае во время войны на истощение

Впервые в бою Ил-28 участвовали в 1956 во время тройственной агрессии против Египта. Египетские Ил-28 нанесли несколько ударов по войскам противника в Синае. В частности, 31 октября были нанесены авиаудары Ил-28 на киббуц Гезер и авиабазу Лод. Бомбардировщики сбрасывали бомбы на холмы вдалеке от городов и деревень, не причиняя никому вреда. В Луксоре французская авиация уничтожила на земле 20 Ил-28.

Активно использовались Китаем для проведения разведки и нанесения ударов по территории Тайваня.

В декабре 1958 года египетские Ил-28 совершили несколько разведывательных вылетов возле израильского порта Эйлат.

В 1962 году египетские Ил-28 участвовали в Йеменской гражданской войне, нанося удары по монархистам и Саудовской Аравии. В июне 1966 года одиночный Ил-28 в сопровождении нескольких МиГ-17 ВВС ОАР разбомбил саудовскую авиабазу Хамис-Рашай. 17 июня 1967 года при взлёте с аэродрома Ходайда разбился египетский Ил-28. Собственные Ил-28 Йемен получил в ноябре 1967 года, это были 2 самолёта, специально оставленных египтянами, и несколько советских Ил-28, перегнанных через Судан на аэродром Ходайда. Из них была сформирована 112-я бомбардировочная эскадрилья. Ими были уничтожены несколько пропагандистских радиовышек роялистов. В начале 1968 года Ил-28 разбомбили скопление роялистов на горе Аабан, было убито и ранено больше 100 солдат. Бомбардировка велась ночью, и сначала Ил-28 подсветили цель осветительными авиабомбами, после чего был нанесен бомбовый удар. В результате было сорвано наступление роялистов на столицу.

Применялись ВВС Нигерии в ходе гражданской войны в 1969—1970-х годах. В частности, ими был разбомблен аэродром Ули, единственный в Биафре, который мог принимать тяжёлые самолёты. Нигерийцам были поставлены шесть Ил-28 которые пилотировали египетские и чехословацкие лётчики. Самолёты использовались для ковровых бомбардировок как гражданских, так и военных объектов на территории Биафры. После того, как жертвами стали более 2000 человек, налёты были прекращены.

В ходе Шестидневной войны большая часть арабских Ил-28 (27 египетских и 2 сирийских) была уничтожена внезапным ударом израильской авиации на аэродромах. Несмотря на потери на аэродромах, египетские Ил-28 стали взлетать и нанесли несколько десятков авиаударов по израильским войскам в Синае, при этом один бомбардировщик был сбит израильским Миражом.

Египетские Ил-28 активно использовались во время войны на Истощение в 1969—1970-х годах. Разведчики Ил-28 использовались для вскрытия мест расположения израильских ЗРК HAWK. Египетские самолёты провоцировали израильтян на запуски ракет ЗРК, после чего совершали уклонительные манёвры. В ходе этих действий израильтянам не удалось сбить ни одного Ил-28. В качестве бомбардировщиков египетские Ил-28 в ночь с 22 на 23 января 1970 года нанесли первый удар по Эль-Аришу, в результате которого было разрушено несколько зданий. В этот же день египетские «Илы» разбомбили израильских десантников, вторгшихся на остров Шеодан. Единственные потери от действий израильтян египетские Ил-28 понесли 25 апреля, когда пара египетских самолётов разбомбила израильский завод возле Эль-Ариша, оба бомбардировщика были сбиты истребителями F-4 и Мираж. Также один Ил-28 был сбит советскими зенитчиками.[источник не указан 378 дней]

Северовьетнамские Ил-28 (в том числе с советскими лётчиками)[источник не указан 378 дней] совершали боевые вылеты над Лаосом в 1971 году.

В ходе боевых действий на территории Кампучии в конце 1970-х годов Китай передал полпотовцам несколько Ил-28. При захвате авиабазы Почентонг 7 января 1979 года два Ил-28 стали трофеями вьетнамских войск, помогавших повстанцам.

Последний раз египетские Ил-28 участвовали в бою во время войны Судного дня, в частности, они бомбили опорный пункт «Будапешт», нанеся ощутимые потери противнику (это был единственный израильский опорный пункт, который египтяне так и не сумели взять).

В 1962 иракский Ил-28 залетел в воздушное пространство Турции и был сбит турецким истребителем F-84F.

Использовались ВВС Демократической Республики Афганистан в ходе гражданской войны, причём весьма успешно. Моджахедам не удалось сбить ни одного Ил-28. Все афганские Ил-28 были уничтожены в 1985 году в результате диверсии на аэродроме.

История создания[ | ]

В середине 1948 года, ещё до завершения постройки опытного образца Ил-28, коллектив конструкторского бюро С. В. Ильюшина приступил к проектированию нового реактивного бомбардировщика, способного обеспечить доставку 2 тонн бомб на расстояние 3,5 тысячи километров при максимальной скорости не менее 1000 км/ч. Решение этой задачи основывалось на использовании, впервые в бомбардировочной авиации, стреловидной геометрии крыла, установке новых турбореактивных двигателей ТР-3, спроектированных конструкторским бюро под руководством А. М. Люльки, и применении других передовых разработок, в том числе в области вооружения, навигации, связи, обеспечении защиты экипажа. После того, как было найдено решение большинства возникших при практической реализации проекта технических проблем, летом 1949 года был построен единственный опытный образец, получивший наименование Ил-30.

Экипаж состоял из четырёх человек: пилот, штурман и два стрелка. Весь экипаж был защищен броней. В случае аварийной ситуации пилот катапультировался из кабины вверх, а штурман и стрелки покидали самолёт через нижние аварийные люки.

Ил-30 был оснащен наиболее совершенным, на то время, пилотажно-навигационным оборудованием. Панорамный радиолокатор, радиотехническое, специальное оборудование, а также противообледенительная система и герметичные кабины экипажа позволяли эксплуатировать Ил-30 в любых метео условиях днем и ночью. Наземные испытания прототипа начал в сентябре 1949 года лётчик-испытатель В. К. Коккинаки, который выполнил на самолёте несколько пробежек по взлётно-посадочной полосе аэродрома. Однако, проверить в полёте высокие расчётные характеристики Ил-30 не удалось: применение в его конструкции ряда новых технических решений потребовало проведения дополнительных теоретических и наземных экспериментальных исследований, связанных с оценкой прочностных и эксплуатационных характеристик тонкого стреловидного крыла на высоких скоростях, а также доработки нового двигателя ТР-3. В связи с полученным правительственным заданием по срочной разработке вариантов и началу серийного производства самолёта Ил-28, а также проектированию опытного реактивного бомбардировщика Ил-46, к осени 1950 года все работы над прототипом Ил-30 были прекращены. Воследствии схема Ил-30 была использована при проектировании первого сверхзвукового бомбардировщика Ил-54.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector