Rq-4 global hawk

Истина где-то рядом

Причины, на которые сослался Томас де Мезьер, указавший на нерешенность вопросов эксплуатации этого БЛА в европейском воздушном пространстве, а также возросшие расходы по программе, не вполне серьезны. Первое – эта проблема вполне решаема, что показывает опыт использования других БЛА в европейском воздушном пространстве. Второе – сумма превышения расходов не выглядит чрезмерно большой. По подсчетам производителей Euro Hawk, дополнительные расходы, связанные с допуском беспилотников к полетам, составляют не 600 миллионов евро, как сообщалось ранее, а 160–193 миллиона евро.

Думается, что главной причиной отказа от Euro Hawk стало спровоцированное экономическим кризисом сокращение военных бюджетов, заставившее военных лучше считать деньги и по-новому расставить в связи с этим обстоятельством приоритеты. По ту и по эту сторону океана.

Во-первых, за время реализации программы Euro Hawk она успела несколько морально устареть. Во-вторых, Германия участвует еще в одном проекте, подразумевающем широкое применение беспилотных систем, – натовской программе наблюдения наземных целей (AGS). В ней также было принято решение использовать БЛА на основе Global Hawk. Однако она стартовала несколько позднее программы Euro Hawk, поэтому в ней применяется более современная модификация этого аппарата – Block 40, а не Block 20.

В мае 2012 года руководство НАТО заключило контракт на поставку пяти RQ-4. Причем, несмотря на формально общеевропейский характер этой программы, бремя основных затрат по ней легло именно на Германию. В этой связи решение об отмене контракта по Euro Hawk выглядит достаточно логично, он просто превратился в своеобразный «чемодан без ручки». Вероятно, понимание этого обстоятельства начало приходить ранее, однако окончательно дозрело уже при нынешнем германском министре обороны, который рассудил, что лучше принять непопулярное, но необходимое решение поздно, чем оттянуть неизбежное еще на год-два. Не зря Томас де Мезьер пользуется в Германии репутацией чрезвычайно надежного и эффективного менеджера, готового к решительным действиям по наведению порядка. При этом думается, что электронное разведывательное оборудование, созданное EADS в рамках этого проекта, будет использовано в других разработках.

Возвращаясь к финансовой подоплеке отмены программы, стоит отметить, что сами США, также сокращающие расходы на оборону, провели пересмотр своих беспилотных программ, включая Global Hawk. В частности, еще в начале 2012 года было решено в целях экономии полностью отказаться от дальнейшего приобретения и эксплуатации ранних версий БЛА RQ-4. При этом планировалось приостановить закупки новых беспилотников, а уже полученные аппараты – законсервировать и убрать в резерв.

Разумеется, подобные решения не могли быть положительно встречены в американском ВПК. В качестве спасительной меры здесь было предложено поставлять БЛА Global Hawk предыдущих версий на экспорт. Интерес к системам Global Hawk помимо Германии проявляли также Япония, Корея, Канада, Испания. Как видно, круг потенциальных заказчиков весьма узок, что обусловлено как ограничениями по экспорту этих систем из США, так и немалой стоимостью данных беспилотников. Вероятно, из-за этого в Northrop Grumman восприняли отказ Германии весьма нервно.

Для Northrop Grumman в данной ситуации неприятно выпадение из числа заказчиков такого стабильного партнера, как Германия, а также то, что на фоне отказа были публично озвучены некоторые претензии технического характера. Это может негативно отразиться на имидже системы и соответственно на перспективах дальнейших экспортных поставок.

Potential operators

Australia considered the purchase of a number of Global Hawks for maritime and land surveillance. The Global Hawk was to be assessed against the MQ-9 Mariner in trials in 2007. The Global Hawk aircraft would have operated in conjunction with manned Boeing P-8 Poseidon aircraft by 10 and 11 Squadrons of the RAAF, as a replacement of aging AP-3C Orion aircraft. In the end, the Australian government decided not to proceed and canceled the order. In 2012, a procurement effort for seven UAVs by 2019 was initiated. In May 2013 the Australian government confirmed its interest in acquiring the MQ-4C Triton maritime surveillance variant.

Canada has also been a potential customer, looking at the Global Hawk for maritime and land surveillance as either a replacement for its fleet of CP-140 Aurora patrol aircraft or to supplement manned patrols of remote Arctic and maritime environments, before withdrawing from the joint effort in August 2011. Spain has a similar requirement, and has existing contacts with Northrop Grumman.

On 24 August 2013, Japan announced that the Japan Air Self-Defense Force plans to operate one Global Hawk jointly with the U.S. by 2015. On 21 November 2014, the Japanese Ministry of Defense officially decided to procure the Global Hawk, which beat out the General Atomics Guardian ER; Japan has also been interested in the purchase of three aircraft.

In 2011, South Korea’s Defense Acquisition Program Administration (DAPA) expressed interest in acquiring at least four RQ-4Bs to increase intelligence capabilities following the exchange of the Wartime Operational Control from the U.S. to the Republic of Korea. Officials debated on the topic of the Global Hawks and domestic UAV programs. In September 2011, the US and South Korea discussed aircraft deployments near its land border to view North Korea and the North Korea–China border. In January 2012, DAPA announced that it would not proceed with a purchase due to a price rise from US$442M to US$899M, and that other platforms such as the Global Observer or the Phantom Eye were being investigated. However, in December 2012, South Korea notified Congress of a possible Foreign Military Sale of 4 RQ-4 Block 30 (I) Global Hawks with the Enhanced Integrated Sensor Suite (EISS) at an estimated cost of $1.2 billion. On 5 July 2013, the Korean National Assembly advised the government to re-evaluate the RQ-4 purchase, again citing high costs. On 17 December 2014, Northrop Grumman was awarded a $657 million contract by South Korea for four RQ-4B Block 30 Global Hawks, the first pair to be delivered in 2018 and the second pair in 2019.

The New Zealand Defence Force is studying the Global Hawk, which has the range to conduct surveillance in the Southern Ocean around Antarctica, and in the Pacific Islands. The acquisition process has not moved beyond an expression of interest.

The Indian Navy has expressed interest in acquiring six to eight MQ-4C Maritime Surveillance Unmanned Aircraft Systems.

Records

On 24 April 2001, a Global Hawk flew non-stop from Edwards in the US to RAAF Base Edinburgh in Australia, making history by being the first pilotless aircraft to cross the Pacific Ocean. The flight took 22 hours, and set a world record for absolute distance flown by a UAV, 13,219.86 kilometers (8,214.44 mi).

On 22 March 2008, a Global Hawk set the endurance record for full-scale, operational unmanned aircraft UAVs by flying for 33.1 hours at altitudes up to 60,000 feet over Edwards Air Force Base.

From its first flight in 1998 to 9 September 2013, the combined Global Hawk fleet flew 100,000 hours. 88 percent of flights were conducted by USAF RQ-4s, while the remaining hours were flown by NASA Global Hawks, the EuroHawk, the Navy BAMS demonstrator, and the MQ-4C Triton. Approximately 75 percent of flights were in combat zones; RQ-4s flew in operations over Afghanistan, Iraq, and Libya; and supported disaster response efforts in Haiti, Japan, and California.

From 10–16 September 2014, the RQ-4 fleet flew a total of 781 hours, the most hours flown by the type during a single week. 87 percent of flights were made by USAF RQ-4s, with the rest flown by the Navy BAMS-D and NASA hurricane research aircraft.

The longest Global Hawk combat sortie lasted 32.5 hours.

Mission planning

Mission planning for the Global Hawk was developed by GDE Systems Inc (now BAE Systems, Electronics & Integrated Solutions). The Raytheon Intelligence & Information Systems mission control ground station includes a shelter measuring 8ft×8ft×24ft housing the communications, command and control, mission planning and image processing computers with four workstations for the mission control staff and officers. The mission control centre has data up- and down-links to the Global Hawk vehicle directly and via the Ku satellite and the UHF satellite systems.

The Raytheon launch and recovery ground station is housed in an 8ft x 8ft x 10ft shelter equipped with two workstations and the launch and recovery mission computers. The launch and recovery station has up- and down- data communications links to the Global Hawk vehicle and to the UHF communications satellite.

Radar

The Global Hawk carries the Hughes Integrated Surveillance & Reconnaissance (HISAR) sensor system. HISAR is a lower-cost derivative of the ASARS-2 package that Hughes developed for the Lockheed U-2. It is also fitted in the US Army’s RC-7B Airborne Reconnaissance Low Multifunction (ARLM) manned aircraft, and is being sold on the international market. HISAR integrates a SAR-MTI system, along with an optical and an thermography imager. All three sensors are controlled and their outputs filtered by a common processor and transmitted in real time at up to 50 Mbit/s to a ground station. The SAR-MTI system operates in the X band in various operational modes; such as the wide-area MTI mode with a radius of 62 mi (100 km), combined SAR-MTI strip mode provides 20 ft (6.1 m) resolution over 23 mi (37 km) wide sections, and a SAR spot mode providing 6 ft (1.8 m) resolution over 3.8 square miles (9.8 square kilometers).

In July 2006, the US Air Force began testing the Global Hawk Block 30 upgrades in the Benefield Anechoic Facility at Edwards AFB; such as the Advanced Signals Intelligence Payload, an extremely sensitive SIGINT processor. In 2006, a specialist active electronically scanned array radar system, the Multi-Platform Radar Technology Insertion Program, or MP-RTIP, began testing on the Scaled Composites Proteus; one modified Global Hawk shall carry the radar following validation. In 2010, Northrop spoke on the sensor capabilities of the new Block 40 aircraft, including MP-RTIP radar, emphasising surveillance over reconnaissance.

On 14 April 2014, a Block 40 Global Hawk completed the first Maritime Modes program risk reduction flight to enhance the Air Force’s maritime surveillance capabilities. Maritime Modes is made up of a Maritime Moving Target Indicator and a Maritime Inverse synthetic aperture radar (MISAR) that function together to provide ISR information on vessels traveling on the water’s surface. During the 11.5 hour flight off of the California coast, the MISAR collected data on over 100 items of interest. Maritime Modes is planned to be integrated with the RQ-4B’s existing MP-RTIP radar to detect and produce synthetic aperture radar imagery of ground vehicles.

In November 2015, Northrop Grumman selected the Garmin International GSX 70 weather radar to be installed on Air Force Global Hawks. The GSX 70 is designed to provide operators with real-time weather information, offering horizontal scan angles of up to 120 degrees for better visibility into the strength and intensity of convective activity and a vertical scanning mode to analyze storm tops, gradients, and cell buildup activity. It also has a Turbulence Detection feature to identify turbulence in air containing precipitation and other airborne particulates and Ground Clutter Suppression that removes ground returns from the display so operators can focus on weather. Installation is expected to begin in early 2016.

Модификации

NASA Global Hawk, 2010 год.

Euro Hawk, 2010 год.

  • AV — в 2007 году NASA приобрело два БПЛА для проведения программы по исследованию атмосферы GloPac. Переоборудование было завершено в 2009 году. Модифицированный аппарат способен нести на борту 907 килограммов научного оборудования и подниматься на высоту около 20 километров, а время его автономной работы составляет 30 часов. Первый аппарат получил имя AV-1.
  • RQ-4А Global Hawk — базовая модификацияBlock 10 — было построено 7 БПЛА, которые были списаны в 2011 году.

RQ-4B Global Hawk:Block 20 — увеличены грузоподьёмность и размах крыла (до 39,8 м), дальность полёта сократилась до 8700 морских миль.

Block 30 — официально принята на вооружение ВВС США в августе 2011 года. До принятия на вооружение один БПЛА был переброшен на ливийский театр военных действий и приступил к выполнению первых полётов ещё до первых авиационных ударов 19 марта 2011 года. Ещё один БПЛА использовался в Японии для облёта зоны стихийных бедствий. К середине июня 2011 года в ВВС США было поставлено 12 комплексов. Всего до начала поставок БПЛА в версии «блок 40» планируется приобрести 31 в версии «блок 30». В целях экономии в ВВС США будут сняты с вооружения все Block 30, также будет прекращена закупка БПЛА.

Block 40 — основным отличием от предыдущих модификацийBlock 20/30 является мультиплатформенный радар MP-RTIP. Первый полёт совершил 16 ноября 2009 года, взлетев с аэродрома авиазавода № 42 в Палмдейл (штат Калифорния) и через 2 часа приземлившись на авиабазу «Эдвардс» в Калифорнии. К концу 2010 года Northrop Grumman должна поставить 15 машин RQ-4 Global Hawk Block 40. В качестве места базирования для них выбрана авиабаза «Гранд Форкс» в штате Северная Дакота.

RQ-4E Euro Hawk — немецкая модификация RQ-4, созданная американской корпорацией Northrop Grumman и Европейским авиакосмический концерном EADS, за основу был взят Global Hawk Block 20. Была представлена в октябре 2009 года. На европейскую версию БПЛА будет устанавливаться оборудование радиотехнической разведки SIGINT, разработанное EADS. Наземные средства управления беспилотником созданы Northrop Grumman, а аппаратура обработки информации — европейской компанией. Программа создания Euro Hawk финансируется правительством Германии, которое потратило на неё около 559 млн долл. В общей сложности ВВС Германии намерены приобрести пять Euro Hawk. Поставка всех Euro Hawk запланирована к 2020 году.

MQ-4C Triton — морской патрульный БПЛА на основе RQ-4 Global Hawk. БПЛА будет оснащён радаром Х-диапазона для обнаружения различных надводных кораблей и войдёт в систему расширенной морской разведки (BAMS) ВМС США. Управлять новыми беспилотниками будут экипажи патрульных самолётов P-8 Poseidon. По состоянию на июнь 2012 года Northrop Grumman построила два испытательных образца MQ-4C Triton. В общей сложности ВМС США намерены заказать 68 MQ-4C Triton. Первый полёт запланирован в конце 2012 года. На вооружение MQ-4C Triton планируется принять в декабре 2020 года.

Polar Hawk — модификация, предложенная компанией Northrop Grumman для вооружённых сил Канады. Разработана на основе RQ-4 Global Hawk Block 30. БПЛА приспособлен для работы в особо холодных условиях. Способен подниматься на высоту до 18 300 метров и вести беспрерывное наблюдение в течение 33 часов.

Применение[ | ]

Global Hawk является первым БПЛА, который получил разрешение федерального управления гражданской авиации США на самостоятельную отправку полётного задания и полёт с использованием гражданских воздушных коридоров на территории США без дополнительных уведомлений.

15 октября 2021 года и 14 мая 2021 года БПЛА совершил по разрешению властей Украины разведывательные полёты вокруг полуострова Крым и Донбасса, вылетев с сицилийской базы Сигонелла. Так же начиная с 25 ноября 2021 года, после инцидента с украинскими кораблями в районе Керченского пролива, беспилотники RQ-4B периодически производят полёты вдоль побережья Крыма и линии разграничения на Донбасе.

«ЯСТРЕБИНОЕ» СЕМЕЙСТВО

Разработка американского стратегического разведывательного БЛА RQ-4 «Глобал Хок» была начата компанией Teledyne Ryan Aeronautical (в 1999 году она вошла в состав Northrop Grumman) еще в 1990-е годы. Система создавалась в том числе с расчетом на замену пилотируемых самолетов-разведчиков U-2, а также – в морской версии – для замещения самолетов семейства Р-3 «Орион» (Orion).

Первый полет беспилотника состоялся зимой 1998 года. Поступивший в 2004 году в эксплуатацию аппарат версии Block 10 стал первым в этом семействе, за которым последовали фактически масштабированные версии Block 20, 30, 40 и сделанные на их базе модификации для различных пользователей как в США, так и за рубежом.

Беспилотник выполнен по нормальной аэродинамической схеме. Фюзеляж изготовлен из алюминиевых сплавов и представляет собой полумонокок. БЛА имеет взлетную массу от 12 до почти 15 т (в зависимости от модификации) и способен нести полезную нагрузку массой до 900 кг. Крыло размахом от 35,5 до почти 40 м (в зависимости от модификации) полностью изготовлено из композитного материала на основе углеволокна. V-образное хвостовое оперение также сделано из композитов. В хвостовой части установлен турбовентиляторный двигатель AE3007H.

Данный БЛА может выполнять полеты на различных стадиях в автоматическом режиме. Для навигации используется инерциальная система с поправками от GPS. На аппарате установлены широкополосный спутниковый канал связи и канал связи в пределах прямой видимости.

В качестве полезной нагрузки «Глобал Хок» несет интегрированную систему наблюдения и разведки HISAR (Hughes Integrated Surveillance & Reconnaissance). Это упрощенная и более дешевая версия комплекса ASARS-2, разработанного фирмой Hughes Aircraft (с 1997 года принадлежит компании Raytheon) для пилотируемого самолета-разведчика U-2. Комплекс включает радар SAR/MTI и многоканальную оптикоэлектронную систему наблюдения.

Морская версия БЛА – «Тритон» – оснащена радаром Х-диапазона для обнаружения надводных целей и, как предполагалось, должна входить в состав стратегической морской системы воздушной разведки и наблюдения (BAMS – Broad Area Maritime Surveillance) ВМС США. Они должны заменить устаревшие самолеты P-3C «Орион», дополнив собой в составе авиации ВМС США патрульные самолеты нового поколения P-8A «Посейдон» (Poseidon).

Беспилотники семейства «Глобал Хок» уникальны: в мире не существует прямых аналогов, соответствующих им по размерности и функционалу. Вместе с тем внедрение данных систем в войска идет отнюдь не столь быстрыми темпами, как предполагалось. Некоторое время назад сообщалось, что американское военное ведомство сочло преждевременной замену самолетов-шпионов U-2 на БЛА «Глобал Хок» в силу более низких характеристик оборудования полезной нагрузки, а также вследствие чрезвычайно высокой стоимости беспилотного комплекса – его цена вместе с наземной составляющей оценивается в сумму порядка 110–150 млн долл., немалой является и стоимость эксплуатации.

На сегодня БЛА линейки «Глобал Хок» в основном используются в ВВС и ВМС США, но при сохранении производства на малосерийном уровне ожидать возможности снижения стоимости систем не стоит. Разработчики при поддержке властей США стремятся расширить число заказчиков за счет иностранных партнеров, но их число, как и число приобретенных ими систем, остается незначительным. В Европе БЛА «Глобал Хок» используются в рамках натовской программы AGS. Кроме того, их приобретали такие страны, как Германия, Австралия и Южная Корея. Впрочем, все эти заказы были единичными.

В числе потенциальных покупателей БЛА стратегического класса – Канада, Испания, Новая Зеландия и Япония. Однако нет гарантий, что их выбор будет сделан именно в пользу продукции компании Northrop Grumman. В мире имеется несколько систем БЛА, формально относимых так же, как и «Глобал Хок», к классу HALE, но уступающих ему по ряду параметров. Тем не менее их характеристики вполне могут устроить некоторых потенциальных заказчиков. Особенно, если они будет одновременно выгодно отличаться от «Глобал Хока» по стоимости.

Личный состав проводит техобслуживание стратегического беспилотного разведчика RQ-4. Фото с сайта www.af.mil

Потери[ | ]

Дата Бортовой номер Место аварии Военный конфликт Описание обстоятельств или причины потери
06.12.1999 RQ-4A США авария при совершении посадки на авиабазе Эдвардс
30.12.2001 нет данных Пакистан Война в Афганистане (с 2001) Разбился в связи с техническими неисправностями.
10.07.2002 нет данных Пакистан Война в Афганистане (с 2001) Разбился в связи с техническими неисправностями.
20.08.2011 04-2017 Афганистан Война в Афганистане (с 2001) Разбился в связи с техническими неисправностями.
11.06.2012 нет данных США, штат Мэриленд, недалеко от Солсбери Разбился в связи с техническими неисправностями.
21.06.2017 RQ-4B США, штат Калифорния Разбился в связи с техническими неисправностями.
26.06.2018 нет данных Испания,Средиземное море Разбился в связи с техническими неисправностями
20.06.2019 нет данных Ормузский пролив Сбит ракетой класса «земля-воздух» ПВО Ирана. Модификация MQ-4C Triton.

Sensors

Raytheon Space & Airborne Systems supplies the Global Hawk integrated sensor suite (ISS) which includes the synthetic aperture radar and the electro-optical and third-generation infrared sensor system.

A 10in reflecting telescope provides common optics for infrared and electro-optical sensors. The electro-optical / infrared sensor operates in the 0.4 to 0.8 micron visible waveband and the 3.6 to 5-micron infrared band. In spot collection mode the coverage is 1,900 spots a day with spot size 2km² to a geological accuracy of 20m circular error of probability. In wide area search mode, the swath is 10km wide and the coverage is 40,000nm² a day.

The synthetic aperture radar and ground moving target indicator (GMTI) operates at X-band with a 600MHz bandwidth, and 3.5kW peak power. The system can obtain images with 3ft resolution in its wide area search mode and 1ft resolution in its spot mode.

Raytheon is contracted to supply one enhanced integrated sensor suite (EISS) which is said to improve the range of both SAR and infrared system by 50%.

The Raytheon ground station receives the high-quality imagery obtained by the air vehicle sensor suite. The ground system forwards the imagery to military commanders and users in the field.

Northrop Grumman was prime contractor, with Raytheon as major subcontractor, for the USAF multi-platform radar technology insertion program (MP-RTIP). MP-RTIP is an active electronically scanned array (AESA) radar that can be scaled in size for different platforms.

Three MP-RTIP systems were built for Global Hawk and three for the E-10A multi-sensor command and control aircraft (MC2A).

In January 2006, a Global Hawk made its first flight carrying Northrop Grumman’s high-band system production configuration unit (HBS PCU), part of the USAF’s airborne signals intelligence payload.

In November 2003, Global Hawk completed a series of flight tests in the USA and Germany carrying an EADS electronic intelligence (ELINT) payload. The ‘Euro Hawk’ was offered to the German Air Force as a replacement SIGINT platform.

In February 2007, the German Air Force awarded a contract to Eurohawk GmbH (a joint venture company formed by Northrop Grumman and EADS) for the development of Euro Hawk.

Northrop awarded a $104m contract to Raytheon in 2016 for upgrading the ground controls of the USAF’s Global Hawk UAS.

Примечания[править | править код]

  1. ВМС США получили новый дальний беспилотник
  2. 12 RQ-4 GLOBAL HAWK (недоступная ссылка с 23-08-2013 —история ,копия )
  3. 12 Analysis of the Fiscal Year 2012 Pentagon Spending Request | COSTOFWAR.COM
  4. 123 Lenta.ru: Оружие: У ВВС США нашлись лишние деньги
  5. 123 Журнал Time узнал о расходах на беспилотники Global Hawk (рус.) (HTML) (15 марта 2012). Дата обращения 24 марта 2020.
  6. 12 БЕСПИЛОТНИК ВВС США RQ-4 GLOBAL HAWK ДОСТИГ РЕКОРДНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ НАХОЖДЕНИЯ В ВОЗДУХЕ (рус.) (HTML).www.ruvsa.com (30 мая 2014). Дата обращения 24 марта 2020.
  7. 1234 У NASA появился беспилотник для изучения земной атмосферы, lenta.ru, 2009/01/19
  8. 12345 ВВС США приняли на вооружение беспилотный летательный аппарат «Глобал Хоук» в варианте «блок 30» и применили его в Ливии(неопр.) (недоступная ссылка). itar-tass.com (22 сентября 2011). Дата обращения 23 сентября 2011. Архивировано 29 февраля 2012 года.
  9. RQ-4 Global Hawk Block 40 впервые поднялся в воздух (неопр.) (недоступная ссылка —история ). rnd.cnews.ru (11 декабря 2009). Дата обращения 12 декабря 2009.
  10. Беспилотник Euro Hawk приступил к лётным испытаниям
  11. Россия создаст самолёт для патрулирования Арктики
  12. Американцы предложили Канаде «арктический» беспилотник
  13. Американский разведывательный беспилотник с разрешения Украины облетел территорию Крыма
  14. The Military Balance 2020,p.56
  15. The Military Balance 2020,p.52
  16. GAO-15-342SP DEFENSE ACQUISITIONS Assessments of Selected Weapon
  17. НАТО купило американские беспилотники Global Hawk
  18. Joint Remarks at RAAF Base Edinburgh, South Australia (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 27 марта 2014. Архивировано 13 марта 2014 года.
  19. ВВС Германии получили первый беспилотник Euro Hawk
  20. Northrop negocia la venta de diez aviones espía a España // CincoDias.com, 29-09-2007
  21. Japan may buy US drones to spy on China military // The China Post of Taiwan, 5 October 2010
  22. полковник А. Кузьмин. Совершенствование стратегических БЛА-разведчиков «Глоубал Хок» // «Зарубежное военное обозрение», № 2 (635), 2000. стр.57-58
  23. Американский самолёт-разведчик Global Hawk разбился над территорией Пакистана
  24. High-Altitude American Spy Plane Crashes in Pakistan; Engine Failure Cited
  25. Unites States airforce aircraft accident investigation board report
  26. Navy drone crashes in Maryland
  27. (англ.)
  28. Iran shoots down U.S. military drone in Gulf region (неопр.) . Дата обращения 20 июня 2020.
  29. Источник в США подтвердил информацию о сбитом американском беспилотнике (неопр.) . Дата обращения 20 июня 2020.
  30. Д/ф «Атомный бомбардировщик» из цикла «Самолёты, которые никогда не летали» /Planes That Never Flew: The Atomic Bomber (2003—2005, Discovery Channel).

Причина отмены

В качестве первой из официально озвученных причин отказа от продолжения программы Euro Hawk назывались трудности с сертификацией этого беспилотного аппарата для полетов в европейском воздушном пространстве. По некоторым данным, Европейское агентство по авиационной безопасности (EASA) заявило, что не допустит полетов БЛА в воздушном пространстве над европейским континентом, поскольку беспилотники не оснащены прошедшими сертификацию системами предотвращения столкновений в воздухе. Как уже отмечалось, высота полета этих БЛА составляет около 20 тысяч метров, то есть в два раза выше, чем авиалайнеров гражданских авиалиний. Тем не менее существует опасность столкновения при взлете, наборе высоты, снижении и посадке.

Еще одной названной позднее причиной закрытия программы стало превышение запланированных на нее финансовых расходов, которое грозило едва ли не удвоением первоначальной стоимости.

Впрочем, соразработчики Euro Hawk из компании Cassidian заявили, что в срыве проекта виноваты немецкие власти. «За риск, связанный с допуском беспилотников к полетам в европейском воздушном пространстве, несет ответственность исключительно правительство Германии», – сказал в конце июля 2013 года председатель правления компании Cassidian Бернхард Герверт. По его словам, всем участникам проекта с самого начала было хорошо известно об имевших место трудностях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector