Grumman f-14 tomcat

Как создавалась легенда

Идея создания этого самолёта принадлежит знаменитому авиаконструктору Николаю Николаевичу Поликарпову. ЦКб-12, которым в те годы руководил Поликарпов, начали разрабатывать проект этой машины в 1932 году. Примечательно, что работы сначала велись в инициативном порядке, но уже в мае 1933 года о проекте узнали в верхах, и конструктор получил заказ на разработку истребителя для ВВС.

Сегодня мало кто помнит, но на 30-е годы прошлого века пришёлся настоящий авиастроительный бум. Все ведущие державы мира поднимали в небо новые самолёты, но И-16, созданный Поликарповым, ворвался в это разнообразие яркой звездой.

К началу работ над проектом, в активе Поликарпова уже был самолёт У-2, позднее прозванный в народе «кукурузником», на вооружении стояли разработанные конструктором истребители И-5 и И-15. Однако гения авиастроения загорелся идеей создать скоростной и манёвренный истребитель, не имеющий аналогов в мире. К слову, Поликарпову удалось осуществить свою задумку.

Основой самолёта послужила типовая на тот момент конструкция: рама из труб, обшитый берёзовым шпоном фюзеляж и фанерные крылья, обтянутые полотном. Однако конструктор сделал убирающиеся шасси, что положительно повлияло на динамику машины в полёте. Были внесены и другие конструктивные изменения.

Первый полёт на И-16 совершил Валерий Чкалов. Произошло это знаменательное событие в феврале 1934 года в рамках государственных испытаний. Позднее, «Ишачка» испытывал и Владимир Коккинаки. По результатам тестирования, конструктором вносились изменения. В результате, уже четвёртый образец И-16 был запущен в серийное производство. Случилось это в конце 1934 года. Отметим, что за время своего существования, этот истребитель неоднократно модернизировался, поэтому длительное время оставался грозной боевой единицей.


Первый полёт на И-16 совершил Валерий Чкалов

F-14 design and features

F-14 aircraft has a length of 19.1m, height of 4.8m and wingspan of 19.55m. It can accommodate two crew members.

The maximum take-off weight of the aircraft is 33.7t , while the empty and loaded weights are 19.8t and 27.7t respectively.

The variable-sweep wing and the twin almost upright tail fins of the F-14 Tomcat give the aircraft its distinctive appearance. The variable sweep wings are set at 20° for take-off, loitering and landing and automatically change to a maximum sweep of 68°, which reduces drag for high subsonic to supersonic speeds. The wings are swept at 75° for aircraft carrier stowage.

Модификации

Ан-14 назывались только первые две машины, выпущенные в качестве опытного образца. Они имели двигатели АИ-14 с мощностью 240 л. с. Все последующие модели получали другие обозначения. Многие из них остались в виде проектов и не получили никакого развития. Всего зарегистрировано девять вариантов разного типа.

Модификации:

  • Ан-14А – переработанная версия третьего прототипа Ан-14 получила форсированный двигатель АИ-14РФ, имела трапециевидное крыло увеличенной площади и некоторые изменения в конструкции, стала основным самолетом этой модели;
  • Ан-14Б – проект улучшенной версии базового Ан-14, отличался отсутствием крыльевого подкоса и измененным хвостовым оперением, что повышало аэродинамические свойства конструкции, должен был получить продвинутый французский двигатель Astazou турбовального типа;
  • Ан-14В – нереализованная модификация самолета с новыми турбовинтовыми адаптированными двигателями ГТД-350, которые изначально создавались для вертолетов, такой Ан-14 мог бы перевозить до 15 человек или 1,5 тонн груза, так как получил переработанный расширенный корпус;
  • Ан-14М – единственный образец модификации получил удлиненный фюзеляж, вход и выход осуществлялся с помощью двери в левой части корпуса, работал самолет на двигателях ГТД-550АС мощностью 640 л. с., которые позднее заменили на ГТД-850, но результаты испытаний оказались неудовлетворительными;
  • Ан-14Ш – специальная версия переоборудованной модели 14А, представляет собой летающую лабораторию для тестов шасси на воздушной подушке, после первых испытаний проект был закрыт, что связано с техническими особенностями и сложностями в его реализации и последующей эксплуатации;
  • Ан-14Л – улучшенная версия самолета с продвинутой аэродинамической формой, V-образным хвостовым оперением и двумя двигателями АИ-14РМ мощностью 340 л. с., могла перевозить до 11 человек или 900 кг груза на дистанцию более 700 км, осталась в виде проекта, хотя был подготовлен один экземпляр;
  • Ан-714 – опытный образец Ан-14 с шасси на воздушной подушке, был разработан для выявления мест использования ШВП в качестве способа приземления, имел специальную конструкцию из трех несущих баллонов из эластичной резиновой ткани, прикрепленную к днищу фюзеляжа;
  • Ан-30 – проект дальнейшего развития Ан-14, самолет получил два двигателя ГТД-350, увеличенные винты, связанные между собой трансмиссией, он мог перевозить до 15 человек или 1300 кг любого негабаритного груза, аэродинамическая схема была переработана, что привело к изменению формы фюзеляжа;
  • «Чайка» – проект специальной версии самолета для обработки сельскохозяйственных угодий различными химическими препаратами или сброса удобрительных смесей, он был переоборудован путем снятия всех сидений и монтирования крепежей для устройств опрыскивания.

Конструктивные особенности

Выше мы отметили, что в качестве базовой основы была использована смешанная конструкция традиционной аэродинамической схемы. В результате И-16 был типичным низкопланом с предусмотренным механизмом втягивающегося шасси. Однако общая характеристика неспособна передать ширины творческой мысли Николая Поликарпова. Поэтому рассмотрим конструкцию «Ишачка» более детально.

Фюзеляж

Фюзеляжи такого типа назывались полумонокок. Особенностью таких конструкций было равномерное распределение несущей способности между каркасом и обшивкой. На первых моделях, каркас изготавливался из деревянных шпангоутов и лонжеронов, обшитых берёзовым шпоном. Сверху наклеивалось полотно, пропитанное специальными аэролаками.

На фюзеляже И-16 размещались:

  • моторама с двигателем;
  • топливные баки;
  • масляный бак;
  • спаренные пулемёты системы ШКАС;
  • радиооборудование;
  • система тяг и тросов;
  • кабина с закрывающейся дверцей.

На более поздних модификациях, появилось отделение для аккумулятора и 5-миллиметровая бронепластина, защищающая пилота.

Центроплан, крылья и шасси

Центропланом в самолётах называют центральную часть крыла, соединяющую правую и левую полуплоскости. В целом, это типовая конструкция, но в случае с И-16, этот элемент претерпел серьёзные изменения.

На машины этой серии устанавливались элероны двух типов:

  • длинные;
  • короткие.

Начиная с моделей 10-го образца, «Ишачок» стал комплектоваться посадочными щитками Шренка, работавшими от механического привода.

Кроме этого, в центроплане И-16 были предусмотрены ниши для убираемого шасси. Этот элемент был выполнен в виде 3-опорной конструкции. Убиралось шасси вручную: лётчику приходилось крутить специальную ручку, соединённую с хвостовым костылём.

Двигатель

На И-16 устанавливалось несколько вариаций двигателей, различающихся конструкционным весом и производительностью. Все силовые установки охлаждались воздушным путём, цилиндры располагались радиально, поэтому двигатели получили название «Звёздочка».

На различные модификации И-16 ставились следующие типы двигателей:

  • Ф-3 «Райт-Циклон»;
  • М-22;
  • М-22А;
  • М-22В;
  • М-62;
  • М-63.

Все двигатели были 9-цилиндровыми, мощность варьировалась в пределах 480-930 «лошадок».

Варианты

В общей сложности 712 F-14s были построены между и на Grumman заводе в Бетпейдже , Нью — Йорк  :

  • YF-14A  : Опытные образцы и предсерийный самолет. 12 построено;
  • F-14A  : 545 F-14A поставлено ВМС США и 79 — Ирану ( 80- й F-14A, построенный для Ирана, был поставлен ВМС США ). Последние 102 F-14A поставлялись с улучшенной версией двигателя TF30-P-414A . Модификации были внесены в конце срока службы, чтобы добавить стрельбу точными боеприпасами;
  • F-14A + Plus или F-14B  : улучшенная версия F-14A с двигателями General Electric F110-400 . Большая часть авионики была сохранена, как и радар AN / AWG-9. 38 новых самолетов были построены и 48 F-14As были обновлены до версии В. В конце 1990 — х годов , 67 F-14Bs были изменены , чтобы продлить срок их структуры и улучшения наступательных и оборонительных авионику. Эта новая версия получила название F-14B Upgrade  ;
  • F-14D Super Tomcat  : последняя боевая версия F-14. Оригинальные двигатели TF-30 были заменены на General Electric F110-400, такие как F-14B. F-14D также имел новую цифровую авионику, полноэкранную приборную панель и новую РЛС AN / APG-71, заменяющую AN / AWG-9. Построено 37 самолетов, обновлено 18 F-14A ;
  • Рассматривалась усовершенствованная версия самолета Super Tomcat 21 . Его характеристики включали, среди прочего, сверхзвуковую крейсерскую скорость , уменьшенную радиолокационную заметность и большую дальность полета. Но Дик Чейни , тогдашний министр обороны , приказал прекратить программу F-14 и уничтожить сборочные линии самолетов. Также по его инициативе была начата разработка F / A-18E / F Super Hornet , призванного выполнить роль, которую мог бы сыграть Super Tomcat 21;
  • F-14AM Tomcat  : улучшенная версия F-14A, сделанная Ираном. Он оснащен новыми ракетами Fakour 90 .

Описание конструкции

Самолет F-14A выполнен по нормальной схеме высокорасположенным крылом изменяемой стреловидности, двухкилевым вертикальным оперением и двумя двигателями, расположенными в хвостовой части фюзеляжа. На внешней поверхности неподвижной части крыла расположены подкрепляющие элементы конструкции. Расчетный общий ресурс планера составляет 6000 летных часов, расчетная эксплуатационная перегрузка +6,5 ед. Конструкция планера выполнена на 39,4% из алюминиевых сплавов, на 24,4% — из титановых сплавов, на 17,4% — из стали и на 0,6% массы конструкции составляют изделия из бороэпоксидных материалов. Самолет имеет модульную конструкцию; модулями являются основные элементы планера, такие как крыло, секции фюзеляжа. Модули собираются и испытываются отдельно.

Фюзеляж

Фюзеляж типа полумонокок состоит из трех секций. В средней части фюзеляж имеет сплюснутую форму, способствующую увеличению подъемной силы на больших углах атаки. Четыре наиболее нагруженных шпангоута (воспринимающие нагрузки от основных опор шасси, гондол двигателя, хвостового оперения) изготовлены из стали, остальные — титановые. В передней части фюзеляжа находятся отсеки радиоэлектронного оборудования и двухместная кабина экипажа с общим фонарем, открывающемся вверх-назад. В центральной части фюзеляжа находятся топливные баки-отсеки; в хвостовой — установлены двигатели, хвостовое оперение и воздушные тормоза (одна панель на верхней поверхности фюзеляжа и две -на нижней).

Крыло

Поворотные части крыла обычной двухлонжеронной конструкции с гладкими гнутыми панелями обшивки, стрингерным набором и механически обработанными нервюрами. Обшивка крыла выполнена из титанового сплава. Угол стреловидности крыла изменяется в пределах от 20 град. до 68 град.; при размещении самолета на борту авианосца, для экономии места, угол стреловидности крыла увеличивается до 75 град.; максимальная скорость изменения стреловидности крыла составляет 7,5 град./с. Изменение стреловидности осуществляется автоматически с помощью вычислителя, который может задавать два режима изменения угла установки плоскостей: достижения максимальной подъемной силы или максимальной скорости.

Силовая установка

Силовая установка состоит из двух двухконтурных турбореактивных двигателей с форсажной камерой Пратт-Уитни TF-30. До 1977 г. устанавливались ТРДДФ TF-30-P-412A, затем — ТРДДФ TF-30-P-414.

Вооружение и оборудование

Важнейшим компонентом бортового РЭО самолета Р-14А является система управления оружием (СУО) AN/AWG-9, включающая импульсно — доплеровскую РЛС, ИК станцию, цифровую ЭВМ 5400В (24-разрядная, быстродействие 550 тыс. опер./с, объем памяти 64 кбайт), комплекс управления огнем AN/AWG-15F и аппаратуру AN/ASW-27B линии передачи цифровых данных.

РЛС позволяет обнаруживать и сопровождать малоразмерные воздушные цели типа крылатой ракеты на больших и малых высотах, в том числе и в нижней полусфере на фоне любой подстилающей поверхности. При работе в импульсно-доплеровском режиме РЛС обеспечивает определение скорости изменения дальности до цели с ЭПР 5 м2 (истребитель), находящейся на удалении до 215 км, бомбардировщика — 315 км, крылатой ракеты — 120 км. Возможно одновременное сопровождение 24 воздушных целей и наведение ракет на шесть из них (при условии, что расстояние между обстреливаемыми целями не превышает 15 км). Залповый пуск УР «Феникс» возможен на дальность до 196 км.

Модификации

  • F-14A — Двухместный всепогодный истребитель-перехватчик для ВМС США. В ВМС США были поставлены 545 самолётов. Последние 102 самолёта были оснащены улучшенными двигателями TF30-P-414A.
  • F-14A+ или F-14B — Улучшенная версия самолёта F-14A с двигателями GE F110-400. Позднее получил обозначение F-14B. Всего было построено 38 самолётов F-14B, ещё 48 были переоборудованы из варианта F-14A.
  • F-14D Super Tomcat — Модификация F-14 с двигателями GE F110-400. Аналоговое бортовое оборудование было заменено на цифровое, также был установлен новый радар APG-71. Было построено 37 самолётов модификации F-14D, ещё 18 были переоборудованы из варианта F-14A.

Примечания и ссылки

  1. (in) , стр.  44-45
  2. (in) , стр.  4
  3. (in) Том Купер и Фарзад Бишоп , Иранские F-14 Tomcat Units in Combat , Osprey Publishing, колл.  «Osprey Боевые самолеты» ( п о  49),2004 г., 96  с. ( ISBN  1-84176-787-5 )
  4. (в) На ACIG.info ,25 августа 2007 г.(просмотрено 26 августа 2017 г. ) , (in) , на ACIG.info ,25 августа 2007 г.(по состоянию на 26 августа 2017 г. ) .
  5. (in) , на ACIG.info ,25 августа 2007 г.(по состоянию на 26 августа 2017 г. ) .
  6. ↑ и (ru) Саймон Бек, на US Warplanes.net (по состоянию на 19 сентября 2016 г. )
  7. ↑ и (in) , GlobalSecurity.org,26 апреля 2016 г.(по состоянию на 19 сентября 2016 г. )
  8. ↑ и (ru) Torsten Anft, , Home of the MATS — The F-14 Tomcat Reference Work (по состоянию на 19 сентября 2016 г. )
  9. (in) , в базе данных Internet Pinball ,2016 г.(по состоянию на 10 декабря 2016 г. ) .

Библиография

  • ( фр ) Пол Т. Гиллкрист , Tomcat! : История Grumman F-14 , Schiffer Publishing Ltd,15 октября 1994 г., 176  с. ( ISBN  0-88740-664-5 , EAN  978-0887406645 )
  • (ru) Фрэнсис Кросби , Истребитель: фотографии из Имперского военного музея , Нью-Йорк, Лоренц,16 февраля 2002 г., 256  с. ( ISBN  978-0-7548-0990-6 , OCLC   ).
  • (о) Дональд Дэвид , боевые самолеты флот , Лондон, Airtime Publishing Inc.,2004 г., 175  с. ( ISBN  978-1-880588-89-5 и 978-1-880-58881-9 , OCLC   ).
  • (ru) Роберт Ф. Дорр , F-14 Tomcat: Fleet Defender , т.  7, Лондон, Aerospace Publishing, сб.  «World Air Power Journal», осень / зима 1991 ( ISSN   ) , стр.  42-99.
  • (ru) Лу Дрендель , F-14 Tomcat в действии , Уоррен, Мичиган, Squadron / Signal Publications, колл.  «Самолет» ( п о  32)1977 г.( ISBN  978-0-89747-031-5 , OCLC   ).
  • (in) Пол Иден (редактор), Энциклопедия современных военных самолетов , Лондон, Amber Books Ltd.,1 — го июня 2006, 512  с. ( ISBN  978-1-904687-84-9 ).
  • (in) Д. Эшель (ред.), Grumman F 14 Tomcat , Hod Hasharon, Israel, Eshel-Dramit, колл.  «Данные войны» ( п O  15),1982 г.( OCLC   ).
  • (ru) Пол Т. Гиллкрист, Tomcat! : история Grumman F-14 , Атглен, Пенсильвания, Schiffer Pub, сб.  «Шиффер военная / история авиации»,1994 г., 207  с. ( ISBN  978-0-88740-664-5 , OCLC   )
  • (ru) Билл Ганстон и Майк Спик, Современные воздушные бои: самолеты, тактика и оружие, используемые сегодня в воздушных боях , Нью-Йорк, Crescent Books Distributed by Crown Publishers,1983 г., 224  с. ( ISBN  978-0-517-41265-7 , OCLC   ).
  • (фр) Тони Холмс , подразделения ВМС США «Хорнет» операции «Иракская свобода» , Лондон, Оспри, сб.  «Боевые самолеты Osprey» ( п о  46, 58),2004 г..
  • (in) Марретт, Джордж. «Полет Феникса». Airpower , Том 36, № 7, июль 2006 г.
  • (оно) Сгарлато, Нико. «F-14 Tomcat». Журнал Aereonautica & Difesa Edizioni Monografie SRL, декабрь 1988 г.
  • (ru) Майк Спик , F-14 Tomcat , Нью-Йорк, Arco Pub, сб.  «Современные боевые самолеты» ( п о  8),1985 г.( ISBN  978-0-668-06406-4 , OCLC   ).
  • (ru) Майк Спик , Великая книга современных боевых самолетов: содержит полные технические описания и боевые действия от Багдада до Белграда , Оцеола, Висконсин, паб MBI. Co,2000 г., 520  с. ( ISBN  978-0-7603-0893-6 , OCLC   ).
  • (ru) Джеймс Перри Стивенсон , Grumman F-14 Tomcat , Саммит Блю Ридж, Пенсильвания, Аэро, др.  «Aero Series» ( п о  25)1986 г., 103  с. ( ISBN  978-0-8306-8592-9 , OCLC   ).
  • ( fr ) Томми Томасон , F-111B ВМС Грумман, качающееся крыло , Сими-Вэлли, Калифорния, С. Гинтер, колл.  «Морские истребители» ( п O  41),1998 г., 81  с. ( ISBN  978-0-942612-41-7 , OCLC   ).
  • (ru) Стюарт Уилсон , Боевые самолеты с 1945 года , Fyshwick, ACT, Aerospace Publications,2000 г., 155  с. ( ISBN  978-1-875671-50-2 , OCLC   ).
  • Дэвид Ф. Браун и Роберт Ф. Дорр ( перевод  с английского Патрика Факона), Pilotes de Tomcat , Париж, сб.  «Патрик Бодри представляет»,1991 г., 124  с. ( ISBN  2-7312-0956-9 , уведомление BnF п о   )
  • Фредерик Лерт ( ил.  Николя Гохин), Grumman F-14 Tomcat в бою: 1972-2006 гг. , Париж, сб.  «Американские истребители»,2008 г., 82  с. ( ISBN  978-2-35250-072-8 , EAN   , уведомление BnF п о   )
  • Герман Дж. Сикма и Тео В. Ван Геффен, F-14 Tomcat , Париж,1992 г., 63  с. ( ISBN  2-908182-12-2 , уведомление BnF п о   )
  • Пьер-Ален Ламбер ( ил.  Мишель Дебарр), Grumman F-14 Tomcat , Париж, сб.  «Самолеты и пилоты» ( п о  23)2018 г., 95  с. ( ISBN  978-2-35250-484-9 , EAN   , уведомление BnF п о   )

Предыстория

Установившееся во время Второй Мировой Войны доминирование ВМС США на море, потребовало решительных действий со стороны со стороны руководства СССР. Одним из таких действий стало решение воспользоваться наработками поверженной Германии в области ракетостроения и, в частности ПКР, дабы скорейшим образом обеспечить защиту социалистической родины от флотов капиталистических стран.

Появление такого комплекса как КС-1, заставило руководство США по новому взглянуть на защиту корабельных группировок от противокорабельных ракет (ПКР) большой дальности со специальной (ядерной) боевой частью. Требовался самолет, способный уничтожать ракеты и их носителей на значительном расстоянии от объекта прикрытия. Таким самолетом оказался Douglas F6D Missileer, оснащенный дальнобойными ракетами AAM-N-10, был способен обнаруживать цели за 220 км, а поражать с расстояния 185 км. Дозвуковой истребитель имел весьма ограниченные возможности по ведению воздушного боя с истребителями, что давало весьма низкие шансы на возврат после вылета на перехват. Не спасла самолет и возможность использование УР с ядерной боевой частью. К несчастью ВМС США Советский Союз получил свою новую ракету КС-10, что еще больше ставило под угрозу выживание основных сил на море. Длительная разработка замены Douglas F6D Missileer привела к появлению F-111B от General Dynamics и Grumman в рамках программы TFV. Несмотря на некоторые успехи, в фирме Grumman понимали невозможность получить хороший палубный перехватчик в таком варианте, поэтому в они самостоятельно начали прорабатывать свой собственный морской перехватчик.

Исторический

Фотография кабины истребителя F-14A.

В 18 июня 1968 г., То ВМС США опубликовала спецификации для нового на — борт истребителя для своих авиаперевозчик Крылья , способные развивать скорость Mach 2 и способные вооружившись ракетами класса » воздух-воздух » из всех доступных диапазонов, от AIM -9 Sidewinder (инфракрасное наведение, малое расстояние) до AIM-54 Phoenix (радиолокационное наведение, очень большое расстояние). Самолет будет включать в себя несколько единиц оборудования, разработанных для F-111B , в частности систему вооружения: многоцелевой радар Hughes AN / AWG-9 , ракеты AIM-54 Phoenix и турбореактивные двигатели TF30-P . Грумман был объявлен победителем на14 января 1969 г.. Это был не первый самолет Grumman с регулируемой стрелой . Этот производитель действительно ранее проектировал XF10F Jaguar и был связан с программой F-111.

Его 1- й  полет состоялся21 декабря 1970 г.. Программа столкнулась с множеством проблем, связанных с дополнительными расходами, задержками и техническими проблемами (несколько устройств вышли из строя), и компания Grumman оказалась в больших затруднениях. Решение шаха Ирана купить самолет в 1974 году способствовало продолжению программы. Самолет поступил на вооружение в г.Декабрь 1973 г.в ВМС США . Когда он поступил на вооружение, его характеристики были намного лучше, чем у его советских современников . Фактически это был первый самолет нового поколения. Это пришло на смену знаменитым «  Century Fighters  » и их бортовым аналогам периода 1955–1970 годов.

Линия по производству F-14A на заводе военно-морского промышленного резерва, Калвертон  (штат Индиана ) , 1986 год .

Затем самолет был модернизирован, и следующие модели F-14B и F-14D получили турбореактивный двигатель следующего поколения General Electric F110 ( двигатель F-15 Eagle и F-16 Fighting Falcon ) на замену TF30. . -P, ненадежный и устаревший.

Семьдесят девять F-14А, слегка зажат в Хьюг AWG-9 радаром , были доставлены в Иран до Исламской революции в 1979 году .

Последний из 632 единиц ВМС США был поставлен в 1992 году , и самолет был официально выведен из эксплуатации.22 сентября 2006 г.. Tomcat с тех пор был заменен на F / A-18E / F Супер Хорнет .

F-14A из состава »  Веселого Роджерса  » (VF-84), 1980-е гг.

F-14 cockpit

Catseye night-vision goggles from BAE Systems have been installed in the F-14 since 1996. The F-14D front cockpit is equipped with a head-up display and two multifunction flat-screen displays. The rear cockpit for the radar intercept officer is equipped with a display that presents fused data from the AN/APG-71 radar and from the suite of aircraft sensors.

82 US Navy F-14Bs were upgraded with Flight Visions Sparrow Hawk HUD and FV-3000 modular mission display system, which improve reliability and night-vision capability. The cockpit is equipped with the NACES zero/zero ejection seat supplied by Martin Baker Aircraft Company.

Окраска

Изначально И-16 покрывался обычной серебрянкой и аэролаком. Однако опыт боёв на Халкин-Голе показал, что такая раскраска обеспечивает нулевую маскировку самолётов в степи. Так появился камуфляжный раскрас, представляющий собой хаотичное расположение полос и пятен защитного цвета, наносимого поверх серебряной краски.

Перед началом войны, И-16 раскрашивался в стандартный для ВВС камуфляж. В 1941 году на корпус наносилась боевая раскраска типа НКАП, когда поверх защитного зелёного цвета накладывались чёрные полосы.

Самолёты, дислоцированные в северных районах «одевались» в зимний камуфляж, наносимый смывающейся краской МК7.

Вооружение

Огневая мощь И-16 наращивалась с каждой последующей модификацией. Начнём с того, что ранние версии комплектовались 7.62-миллиметровыми пулемётами ШКАС, вмонтированными в плоскости. Начиная с 10-го серийного образца, «Ишачок» получил дополнительные пулемётные гнёзда, расположенные поверх двигателя. На некоторые модели ставились пулемёты Ультра-ШКАС, отличающиеся более высокой скорострельностью.

Бои в небе Мадрида показали, что пулемёты, «заточенные» под винтовочный патрон неэффективны против самолётов, реализованных в цельнометаллическом корпусе. Поэтому было принято решение об установке малокалиберных автоматических пушек ШВАК, но реализовать данный проект не удалось.

Пушки были установлены на И-16 образец 27, однако, этот самолёт был выпущен ограниченной партией. Модернизация вооружения завершилась установкой синхронных пулеметов ШКАС и одним пулемётом ШВАК, калибром 12.7 мм. О подвешивались бомбы и ракеты.

Довольно интересным проектом был составной пикирующий бомбардировщик. Суть заключалась в том, что к плоскостям тяжёлых бомбардировщиков ТБ-3 подвешивались И-16 с бомбами. На подлёте к цели, «Ишачки» освобождались из захватов, выполняли прицельное бомбометание и становились звеном поддержки, прикрывающим ТБ-3 от самолётов противника. Эффективность такой конструкции была подтверждена в 1941 году, когда составной бомбардировщик уничтожил мост Карла Первого через реку Дунай.


В 1937 году истребителя И-16 были отправлены в Китай и Монголию

Литература и источники информации

  • Bishop, Farzad and Tom Cooper. Iranian F-14 Tomcat Units (Osprey Combat Aircraft #49). Oxford, UK: Osprey Publishing Limited, 2004. ISBN 978-1-84176-787-1.
  • Crosby, Francis. Fighter Aircraft. London: Lorenz Books, 2002. ISBN 0-7548-0990-0.
  • Donald, David. Warplanes of the Fleet. London: AIRtime Publishing Inc., 2004. ISBN 1-880588-81-1.
  • Dorr, Robert F. «F-14 Tomcat: Fleet Defender». World Air Power Journal, Volume 7, Autumn/Winter 1991, pp. 42–99. London: *Aerospace Publishing. ISSN 0959-7050.
  • Drendel, Lou. F-14 Tomcat in Action. Carrollton, Texas: Squadron/Signal Publications, 1977. ISBN 0-89747-031-1.
  • Eden, Paul. The Encyclopedia of Modern Military Aircraft. London: Amber Books, 2004. ISBN 1-904687-84-9.
  • Eshel, D. Grumman F-14 Tomcat (War Data No. 15). Hod Hasharon, Israel: Eshel-Dramit Ltd., 1982.
  • Gillcrest, Paul T. Tomcat!: The Grumman F-14 Story . Atglen, Pennsylvania: Schiffer Publishing, Ltd. 1994. ISBN 0-88740-664-5
  • Gunston, Bill and Mike Spick. Modern Air Combat. New York: Crescent Books, 1983. ISBN 0-517-41265-9.
  • Airlife. Bert Kinzey. F-14A & B in Detal & Scale

Tomcat weapons

The F-14 is armed with a General Electric Vulcan M61A-1 20mm gun with 675 rounds of ammunition, which is mounted internally in the forward section of the fuselage on the port side.

The aircraft has eight hardpoints for carrying ordnance, four on the fuselage, and two each side under the fixed section of the wings. The aircraft can carry the short, medium and long-range air-to-air missiles AIM-9, AIM-7 and AIM-54, and air-to-ground ordnance including the Rockeye bomb and CBU cluster bombs.

The Raytheon AIM-7 Sparrow is a medium-range radar-guided air-to-air missile with range of 45km. Lockheed Martin / Raytheon AIM-9 Sidewinder is a short-range air-to-air missile with range of 8km.

Raytheon AIM-54 Phoenix is a long-range air-to-air missile with range of 150km. The F-14 can carry up to six Phoenix missiles and can fire the missiles almost simultaneously at six different targets.

The F-14D can carry four joint direct attack munitions (JDAM). The first operational deployment of a precision-guided JDAM from an F-14 was in March 2003.

In 1995, the US Navy installed the Lockheed Martin LANTIRN precision strike navigation and targeting pod on the F-14. The LANTIRN targeting pod includes a dual field of view FLIR and a laser designator / rangefinder. The navigation pod also contains a FLIR and terrain-following radar. A Lockheed Martin infrared search and track system is installed in a sensor pod under the nose.

Вывод

В году Конгресс США отклонил предложения Груммана о разработке новой версии F-14, Super Tomcat 21 . Было решено заменить F-14 на F / A-18E / F Super Hornet , хотя у этого самолета нет такой мощной РЛС или ракет, как у F-14.

Последний боевой вылет F-14 — бомбардировка Ирака — состоялся8 февраля 2006 г.. Последний полет американского F-14 состоялся4 октября 2006 г..

С тех пор многие устройства были переданы в дар музеям, а остальные были разобраны, так что Иран не может получить запасные части тайно. Иран, единственный иностранный покупатель самолета, сегодня является единственным пользователем F-14.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector