Дуэль: как русские защищали свою честь
Содержание:
От Римской Империи до Средневековья
В Риме , самый известный поединок велось между тремя Горации братьями и три Curiatii братьями, соблюдая точные правила в течение 7 века до н.э.. Марк Антоний и Октавиан также вызвали друг друга на дуэль, которая так и не увенчалась успехом. У лангобардов тоже были ритуалы дуэлей, которые часто контролировались местными судьями. В сагах дают счета правил дуэлей в Viking Age holmganga . 1409 Flos Duellatorum в Италии — самый ранний пример действительной кодовой дуэли в Европе. Fechtbücher из Тальхоффер и других мастеров пятнадцатого века дает правила для судебных поединков и « турнирных правил» с различной степенью детализации.
Гражданам нанесли оскорбление?
Хотя никто из экспертов не воспринял всерьез инициативу Сергея Иванова, а многие оценили его чувство юмора и отметили, что многие положения своего Дуэльного кодекса он позаимствовал из подобного документа, который действовал в России в царское время еще до запрещения дуэлей, некоторые отметили, что своим кодексом депутат оскорбил большинство россиян. Так, в частности, считает адвокат Алексей Михальчик, который рассказал журналистам, что законопроект является официальным документом и при этом подчеркивает неравенство между государственными и муниципальными служащими и обычными людьми. Правозащитник отметил, что:
Кроме того, адвокат напомнил об уголовной ответственности за убийство и нанесение телесных повреждений, которые не отменяет предложенный проект Дуэльного кодекса. По его словам:
На какой стадии будет отклонен или отозван этот законопроект пока не известно, профильный комитет Госдумы пока не высказал точку зрения на этот счет. Но всем очевидно, что реальных перспектив быть принятым у этого документа нет. Кроме того, всем очевидно, что именно послужило причиной для его появления. 11 сентября 2018 года в интернете был опубликован видеоролик, в котором директор Росгвардии Виктор Золотов вызывает оппозиционера Алексея Навального на дуэль.
Конец эпохи дуэлей
Многие современные мужчины ошибочно полагают, что дуэли были редким явлением в истории и случались только в случае крайне серьезных споров между двумя разгоряченными мужчинами. На самом деле по всему миру дуэли происходили десятками тысяч, и эта практика была довольно распространена среди высших классов.
Но популярность дуэлей, в конечном счете, снизилась в конце XIX века, задержавшись немного дольше в Европе. Во-первых, были приняты более строгие законы вплоть до приравнивания дуэли к умышленному убийству с применением соответствующего наказания. Во-вторых, Гражданская война в США, а затем и Первая мировая война в Европе, унесшие миллионы жизней перспективных молодых людей, также порядком охладили пыл любителям радикального выяснения отношений.
В чисто «поле»
Одно из первых упоминаний о русских дуэлях датировано X веком. Описывая Русь, арабский историк и путешественник аль-Мукаддаси написал: «Когда царь решит спор между двумя тяжущимися, и они решением его останутся недовольны, тогда он говорит им: разбирайтесь мечами своими — чей острее, того и победа». Русичи такие поединки называли «поле». Конечно же, князья пытались искоренить эту традицию, заменив её официальной судебной практикой. Например, Ярослав Мудрый в своей Русской Правде, предлагал вместо смертоубийства назначать денежные штрафы. Но большинство русских всё равно предпочитали любые конфликты решать «полем». Во-первых, за разбирательство в суде взималась пошлина, во-вторых, дуэль уравнивала людей, ведь сражаться между собой могли люди разных сословий, а в-третьих, поединок считался «судом божьим» — то есть правосудие тут вершили не люди, а высшие силы. Правители Руси поняли, что бороться с «полем» бесполезно, а потому решили это дело просто узаконить.
Оружие дуэлянтов
Дуэли были довольно разнообразны. Джентльмену, которого вызывали на дуэль, как правило, предоставляли право выбора оружия. Чего только ни использовали в качестве этого самого оружия — от классических шпаг до бильярдных шаров. Однажды даже была дуэль в небе над Парижем, когда участники с помощью мушкетонов пытались прострелить воздушные шары друг друга. Одному удалось это сделать, в результате чего его оппонент разбился насмерть после падения, а победитель торжественно улетел прочь.
Шпаги были излюбленным оружием дуэлянтов до XVIII века, когда переход к пистолетам сделал дуэли более «демократичными» (навыкам фехтования порой приходилось учиться не менее года, в то время как нажатие на курок особого труда не составляло). По мере того как огнестрельное оружие становилось все более популярным, производители начали выпускать специальные наборы для дуэлей. Идея была проста: если двое мужчин собирались участвовать в дуэли, их «снаряжение» должно было быть как можно более идентичным, чтобы ни у кого не было несправедливого преимущества. Таким образом, к концу XVIII века дуэльные наборы производились мелкими оружейниками по всей Европе. В основном использовались гладкоствольные пистолеты калибра .45, .50 или даже .65. Пистолеты изготавливались в соответствии с точными спецификациями и проходили испытания, чтобы доказать, что их эффективность соответствует внешнему виду. Дуэльные пистолеты были гордостью любого мужчины, семейной реликвией, которая передавалась от отца к сыну.
Объект
- Дуэль может и должна происходить только между равными.
- Основной принцип назначения дуэли — решить недоразумения между двумя магами, не прибегая к посторонней помощи.
- Дуэль служит способом отмщения за нанесённое оскорбление и не может быть заменена, но вместе с тем и не может заменять орган судебного правосудия, служащие для восстановления или защиты нарушенного права.
- Оскорбление может быть нанесено только равным равному.
- Лицо, стоящее ниже другого, может только нарушить его право, но не оскорбить его.
- Поэтому дуэль, как отмщение за нанесённое оскорбление, возможна и допустима только между лицами равного положения и происхождения. В противном случае дуэль недопустима и вторгается в область судебной компенсации.
- При вызове аристократа магом не благородного происхождения первый обязан отклонить вызов и предоставить последнему право искать удовлетворения судебным порядком или предложить Ордалию («Божий суд», игра обстоятельств).
- При нарушении права аристократа магом низшего происхождения, несмотря на оскорбительность его действий, аристократ первым обязан искать удовлетворения судебным порядком, так как он потерпел от нарушения права, но не от оскорбления. Если удовлетворение судебным порядком невозможно, то выбирается Ордалия.
- Если, несмотря на это, аристократ всё-таки пожелает драться, то он имеет на это право не иначе, как с формального разрешения Суда Чести, рассматривающего, достоин ли противник оказываемой ему чести.
- Между магами, не относящими себя к аристократии, дуэль возможна, но является аномалией, не отвечая своему назначению. Для подобных случаев дуэлью выбора является Ордалия.
Дуэль в магическом
сообществе
Краткий Кодекс
В волшебном мире существует два вида дуэли.
Вид дуэли по типу вызова:
A. Состязание, от которого «человеку чести» нельзя отказаться. Это безопасное мероприятие, смыслом которого является убийство скуки или демонстрация своеих возможностей большому кругу зрителей, цель такого поединка — слава. Осбенностью является немотивированный либо слабомотивированный вызов при свидетелях.
В этом типе поединка не идет речи об оскорблении или сатисфакции. Речь идет скорее о зрелище или соревновании и последующих лаврах победителя. Никогда не запрещались законом в силу способствования совершенству чар. Чрезвычайно распространены у богатых бездельников и студентов академий старших курсов. В этих целях в 1453 году в Хогвартсе была возведена специальная Учебная Арена, подобия которой имеются в похожих Школах сопредельных государств.
Известны редкие случаи смертельного исхода (см. Энциклопедию великих волшебников). Однако до сих пор это скорее исключение из правила. В наши дни хорошим тоном повсеместно считается исход без смертоубийства, за чем обязаны следить секунданты противоборствующих сторон. В этих целях количество секундантов может быть увеличено до 3 с каждой стороны.
А: Правила проведения
Состязательной Дуэли (Gloria bellum):
- Вызов производится в присутствие не менее 2-х свидетелей.
- Каждая сторона имеет право на 2-х или 3-х секундантов. Количество секундантов должно быть равным с каждой стороны.
- Противоборствующие стороны имеют право участвовать в обсуждении условий поединка. Но в процессе дуэли решающее слово остается за секундантами.
- Секунданты имеют право участвовать в дуэли наравне с зачинщиками или — в определенных случаях — выступая вместо зачинщиков.
-
Случаи замены зачинщика его секундантом обговариваются до начала дуэли особо. Как правило это:
- замена при утрате дееспособности, но сохранении азарта причинить славе противника вред (дуэль до обоюдного падения в лужу).
- внезапная смерть или утрата волшебной силы одним из зачинщиков по причинам, не имеющим отношения к дуэли (старое проклятие, сердечный приступ, невозможность биться на дуэлях в силу предсказания и т.д.)
- простая обоюдная договореность биться до последнего оставшегося на ногах.
- Победитель подобной дуэли обязан обмыть свою победу при стечении народа в месте публичного увеселения (паб, клуб и т.д.)
- Количество зрителей такой дуэли не ограничено, если только это не вхордит в специально обговариваемые условия.
В.1: Второй тип волшебной дуэли — магическая
Дуэль чести (Satisfactia bellum)
В.1 Это тип рыцарского поединка, который призван восстановить запятнаную честь одной из противоборствующих сторон либо в глазах общества, либо в глазах самого пострадавшего. Различается по степени оскорбления, имеет кровные ограничения и строгие правила проведения.
- Вызов производится адресно, устно или письменно, любой из участвующих сторон.
- За нанесённое оскорбление можно требовать удовлетворения лишь единожды;
- Поединок должен проводиться только между двумя лицами;
- Секунданты (по 1-му с каждой стороны) должны принимать участие в выработке условий поединка и следить за их строгим соблюдением;
- Выбор оружия (см. «вид дуэли по типу оружия») производится оскорбленной стороной.
- Для решения этого вопроса оба противника идут под Суд Чести. Суд Чести — обычная и традиционрная процедура для подобных дуэлей. Суд Чести состоит из двух секундантов и независимого эксперта, как правило, незаинтересованного лица с хорошей репутацией, которому оказали доверие обе стороны. Этот же Эксперт дает отмашку к началу поединка.
- Дуэль, на которую один из противников не является, не может быть назначена повторно. В этом случае явившемуся даруется право 007 (убийство обидчика при первом удобном случае без особого предупреждения).
- Право первого удара принадлежит оскорблённому или определяется жребием.(последнее всегда — для Дуэли Чистой Крови)
- На самой дуэли противники не имеют права между собой разговаривать,
- Одежде полагается быть темной, ворот у рубашки — белый. Оба дуэлянта должны опустошить карманы, снять запонки и застежки, и головные уборы.
В.2:
Магическая дуэль Чистой Крови. (Satisfactia Pure Sangina)
Подтип Satisfactia bellum Проходит без секундантов при Орбитре (остаточное наследие суда Чести). Все решает жеребьевка. Очень опасно. Только для честных людей. Форма одежды — черно-белая (черная одежда, белый ворот, белые перчатки). Нет выживших — нет претензий.
Вид дуэли по типу оружия:
- Чары и ворлшебные палочки
- Яды
- Ордалия (испытание на прочность. Например — два часа с Дементором)
…И никаких чертовых шахмат исключений!
ПОЛНЫЙ ДУЭЛЬНЫЙ КОДЕКС
Дуэльный ритуал
Дуэль всегда подразумевала наличие строгого и тщательно исполняемого ритуала, следование которому в дворянской системе координат отличало благородный поединок от банального убийства. Как правило, дуэль начиналась с вызова, которому, в свою очередь, предшествовал конфликт и оскорбление чести.
Традиционно различают два вида оскорбления: словесное и оскорбление действием. Наиболее распространенное и наиболее болезненное словесное оскорбление — «подлец», поскольку оно не только обвиняет в бесчестии, но и приравнивает дворянина к человеку «подлого», низшего происхождения. Также были очень распространены оскорбления вроде «трус» или «лжец», которые ставили под сомнение наличие у человека качеств, столь важных для дворянина.
Оскорбление действием было более жестким, так как сводилось к обращению с дворянином как с простолюдином, которого позволительно ударить. При этом совсем не обязательно было наносить телесные повреждения — достаточно было просто замахнуться. Однако самым распространенным оскорбительным действием являлась пощечина или же удар перчаткой, который и вовсе символизировал нежелание «марать руки».
Оскорбленная сторона требовала удовлетворения, или сатисфакции, причем любое общение между дуэлянтами в этот момент прекращалось — все обязанности перекладывались на плечи секундантов, которые брали на себя две функции, организаторскую и «адвокатскую». С позиции организаторов секунданты занимались устройством дуэли, договаривались об оружии, времени и месте проведения поединка, были посредниками в общении своих принципалов и направляли противнику письменный вызов, или картель.
Секундант также был обязан попытаться примирить враждующие стороны и быть готовым в любой момент выступить в качестве замены своего принципала, поэтому в секунданты выбирали людей близких — родственников, но чаще друзей. Впрочем, не стоит забывать, что дуэль являлась преступлением и за участие в ней секунданты наказывались не менее строго, чем сами дуэлянты.
Как правило, дуэль проводилась на следующий день после нанесения оскорбления, поскольку дуэль непосредственно в день оскорбления превращала благородный поединок в вульгарную стычку и вся значимость ритуала пропадала.
Однако была возможность отсрочить поединок и на более долгий период — например, если дуэлянту было необходимо привести в порядок свои дела или отслужить военную кампанию. В каждом отдельном случае противники и секунданты решали, является ли причина отсрочки достаточно уважительной, поскольку требование отодвинуть дуэль по подчеркнуто неуважительной причине считалось дополнительным оскорблением.
Естественно, особые требования предъявлялись к одежде дуэлянтов во время битвы (приличная одежда, без какой-либо защиты) и к оружию (оно должно было быть одинаковым и ранее не использованным дуэлянтами).
Любое пренебрежение правилами дуэльного этикета в первую очередь унижало самого дуэлянта, однако были способы унизить и противника: например, как неуважение и презрительное отношение к противнику воспринималось опоздание на дуэль.
При этом негласные правила дуэли в России были крайне жестокими. Дуэлянты зачастую стрелялись с очень близкого расстояния, а этикет перемирия во время поединка хоть и существовал, но далеко не всегда вступал в силу. К тому же в пистолетах обычно уменьшали заряд, тем самым уменьшая шансы стрелявшихся на то, чтобы выжить. Если дуэлянт не погибал, а был ранен, пуля намертво застревала в его теле, что затрудняло лечение и часто приводило к долгой и мучительной смерти.
Приказ веселиться и ставить ели
Праздновать Новый год по европейским традициям решил Петр I, вернувшийся на родину после Великого посольства в 1698 году. Спустя год – 20 декабря 1699 года – царь издал новый указ, в котором подробно изложил, какие перемены ждут подданных на пороге нового столетия. Теперь летоисчисление осуществлялось от Рождества Христова, а не от сотворения мира, и Новым годом становился день 1 января.
Предписания Петра Великого на этом не заканчивались. По велению государя все дома должно было украсить сосновыми, еловыми или можжевеловыми ветвями. Поскольку о подобной традиции в России было известно немногое, образцы наряженных деревьев выставили в московском Гостином дворе. Правда, после смерти государя о елках скоро позабыли, и нарядное дерево стало символом новогоднего праздника лишь в 30-40-е годы XIX века.
Отныне Новый год становился общественным, а не домашним праздником. Царь мечтал, чтобы этот день отмечали фейерверками и громкими выстрелами пушек или ружей. На улицах Петр I распорядился жечь костры из дров, хвороста и смолы и поддерживать огонь в течение всей праздничной недели. В ночь с 31 декабря 1699 года на 1 января 1700 года праздник впервые отметили по петровским предписаниям. На Красной площади был устроен грандиозный фейерверк, а москвичи стреляли из мушкетов и пускали пороховые ракеты возле своих домов. Бояре и служилые люди облачились в венгерские кафтаны, их супруги – в нарядные платья, сшитые по европейской моде.
Шумные торжества продолжались до 6 января и окончились крестным ходом. Здесь Петр Великий вновь отверг древние традиции, и не шел вслед за представителями духовенства в богатом облачении. Вместо этого он надел мундир и остался на берегу Москвы-реки в окружении солдат Семеновского и Преображенского полков, наблюдая за процессией.
С тех пор празднование Нового года постоянно проводилось в ночь с 31 декабря на 1 января. В начале двадцатого столетия у праздника появился еще один символ – Дед Мороз, «прообразом» которого считают то языческого колдуна по имени Трескун, то святого Николая Чудотворца. В годы Первой мировой войны Новый год отмечали уже не так пышно, как желал Петр I – многим не хотелось повторять традиции немцев.
После Октябрьской революции новогодние празднества то запрещали, то разрешали вновь. Окончательное возрождение Нового года случилось в 1930-х: главный зимний праздник все же был реабилитирован, он вернулся ярким, шумным, волшебным. И таким остался до наших дней. А нерабочим днем 1 января объявили только в 1947 году.
Дуэльный кодекс
Дуэль считалась необходимой частью воспитания молодого человека. Когда мужчины имели амбиции преуспеть во всех начинаниях, они, естественно, были убеждены, что непредумышленное убийство человека честным путем (когда никто заранее не знает, кому придется умереть) было самым галантным и джентльменским из всех достижений. Ни один молодой человек не может закончить свое обучение, пока не обменяется выстрелами с некоторыми из своих знакомых. Первое, о чем спрашивали, наводя справки о молодом человеке, особенно когда он делал предложение девушке, было нечто вроде: «Из какой он семьи?» и «Он когда-нибудь стрелял?».
Ирландский дуэлянт XIX века
Дуэльный кодекс развивался на протяжении столетий, т. к. оружие и понятия чести менялись. И хотя он отличался в разных странах и в разные периоды времени, во всех культурах было довольно много общего.
Несмотря на наше идеализированное представление о дуэлях (мы склонны думать, что они происходили только для разрешения наиболее тяжких споров), они часто возникали из очень тривиальных ситуаций. Например, когда кто-то разливал чернила на новый жилет другого человека. Но они никогда не происходили спонтанно (просто ударив другого джентльмена, можно было стать изгоем общества). Дуэль должна была проводиться спокойно и хладнокровно, а подготовка могла длиться несколько недель или месяцев. Но перед этим чаще всего отправлялось письмо с извинениями одной из сторон, и только если не удавалось достигнуть мирного соглашения, начиналась подготовка к дуэли.
Главное правило дуэли заключалось в том, что приняв вызов, от него нельзя было отказаться без потери чести. Если один джентльмен вызывал другого на дуэль, и тот отказывался, то зачинщик мог разместить объявление в газете, разоблачающее его оппонента как труса за отказ в осуществлении сатисфакции.
Но можно было с честью отказаться от дуэли, если вы, например, не считали человека, вызвавшего вас, истинным джентльменом. Такой отказ был окончательным оскорблением зачинщика.
Наиболее распространенной характерной чертой дуэлей было наличие секундантов для обеих сторон. Секундантами были люди, выбранные участниками поединка. Они должны были следить за тем, чтобы дуэль проводилась в честных условиях с применением одинакового оружия
Что еще более важно, именно секунданты (как правило, это были хорошие друзья участников) искали мирного разрешения вопроса в надежде предотвратить кровопролитие
После вызова на дуэль необходимо было урегулировать ряд вопросов. Зачинщик сначала разрешал своему оппоненту выбрать оружие и предложить условия поединка. Затем назначалось время проведения дуэли. Секунданты должны были найти место, как правило, подальше от свидетелей и сотрудников правоохранительных органов, т. к. во многих местах дуэли были противозаконны, хотя участники редко привлекались к ответственности.
Дуэлянты должны были действовать спокойно и мужественно. Репутацию нужно было сохранять, даже находясь перед лицом смерти. Истинный джентльмен ни при каких обстоятельствах не должен был показывать свой страх.
Отношение к дуэлям
Несмотря на маску бесстрашия, которую надевали на себя джентльмены, ни один из них не получал удовольствия от того, что ему приходилось участвовать в дуэли и рисковать жизнью, равно как и убивать. Поэтому все чаще стали проводить дуэли не насмерть, а до появления первой крови. Поединок на шпагах, например, мог закончиться после того, как один человек просто поцарапал руку другого. В дуэлях на пистолетах часто производилось только по одному выстрелу с каждой стороны, и если оба участника оставались невредимыми, то считалось, что сатисфакция, тем не менее, была достигнута благодаря их взаимной готовности рисковать жизнью. Мужчины иногда целились в ногу оппонента или даже специально стреляли мимо, желая лишь удовлетворить требованиям чести. Только около 20 % дуэлей заканчивались смертельным исходом.
Дуэли, вызванные более серьезными оскорблениями чести и достоинства, часто не ограничивались появлением первой крови. Некоторые из них проводились с оговоркой, что сатисфакция не будет получена, пока один из участников не будет выведен из строя, а самые серьезные оскорбления требовали смертельного исхода.
Уже в то время было много критиков, которые доказывали, что дуэли излишне жестоки и противоречат морали, здравому смыслу и самому понятию чести. Но были и те, кто утверждал, что дуэли фактически предотвращают насилие.
Мысль заключалась в том, что одиночные поединки предотвращали бесконечные кровавые распри между целыми группами и семьями. Дуэли пресекали эти потенциальные распри в зародыше, т. к. обе стороны получали сатисфакцию.
Полагается также, что это способствовало распространению вежливости во всем обществе. Джентльмены стали очень осторожны в общении, дабы ненароком не оскорбить кого-нибудь и не получить вызов. Вежливые, утонченные манеры того периода — поклоны, провозглашения тостов, красивые комплименты — использовались исключительно для передачи благородных намерений и во избежание всяких оскорблений. Ревность и обиды должны были подавляться и прикрываться вежливостью.
В руководстве 1836 года «Искусство дуэли» автор так комментирует ситуацию того времени:
Дуэли сурово осуждаются всеми религиозными и мыслящими людьми, но все же очень справедливо было замечено, что «благодушие современных манер и уважительные знаки внимания одного человека к другому в настоящее время делают социальные дискурсы гораздо более приятными и порядочными, чем в самых цивилизованных нациях античности, и могут быть приписаны в какой-то степени этому абсурдному обычаю». Конечно, ужасно и печально видеть, как молодой человек погибает на дуэли, особенно если он — отец семейства. Но потеря нескольких жизней — сущий пустяк, по сравнению с теми выгодами, которые получает общество в целом.
Я считаю, что со стороны членов правительства очень неразумно принимать любые меры, запрещающие дуэли. Мужчина, который погибает на дуэли, и мужчина, который погибает при опрокидывании дилижанса, являются несчастными жертвами процессов, которые в целом дают нам большие преимущества. Было бы абсурдно запрещать дилижансы только потому, что несколько жизней были потеряны в авариях.