«последняя дуэль» (2021)

Содержание:

Личная жизнь

В начале 1370-х годов Жан впервые женился. Его избранницей стала Жанна де Тилли, дочь богатого и влиятельного землевладельца, вскоре после свадьбы подарившая мужу сына. Мальчик стал крестником соседа и ближайшего друга Карружа — сквайра Жака Ле Гри.

Дружба соседей начала портиться после того, как они стали конкурировать за благосклонность графа Алансона Пьера II, вассалами которого оба стали в 1377 году. В этой негласной битве победил Ле Гри, отчего его отношения с Жаном вскоре перешли в откровенно враждебные.

Жан де Карруж и Маргарита де Тибувиль (Мэтт Деймон и Джоди Комер в фильме «Последняя дуэль»)

Вскоре Карружа подстерегла личная трагедия: жена и сын скоропостижно скончались. Удрученный вдовец отправился в военный поход, вернувшись из которого заключил второй брак, выбрав в жены Маргариту де Тибувиль — молодую красавицу, которая отличалась добротой, разумностью и скромностью.

Тем временем соперничество Ле Гри и Карружа обострялось: последний чувствовал себя несправедливо притесненным и судился с бывшим другом за земли, и в ходе судебных процессов испортил отношения еще и с графом Алансона.

Апогеем этого конфликта стал случай, произошедший 18 января 1386 года в отсутствие Жана дома. По словам Маргариты, Жак Ле Гри заявился к ней с признаниями в любви и попытками купить ее взаимность. Когда женщина ему отказала, он набросился на нее и изнасиловал.

Свидетелей у жены Карружа не было, а на слово поверил ей только муж. Влияние Ле Гри при дворе графа Пьера II было настолько высоким, что делало его фигуру неприкосновенной. В итоге на местном суде виновной выставили саму Маргариту.

Чтобы добиться справедливости, рыцарь отправился к самому королю, где просил разрешения урегулировать тяжбу посредством судебного поединка. Это получилось не сразу: соперник настаивал на процедуре гражданского суда, но процесс, затянувшийся на месяцы, не определил виноватых. В итоге решили положиться на суд самого Бога: кто победит в дуэли, тот и прав.

Поединки в России

На Русь судебный поединок пришёл от скандинавов. Дуэль упоминается средневековыми авторами как один из привычных обычаев русов.

В XV веке Псковская судная грамота устанавливала необходимость сражаться по самым важным имущественным вопросам — от раздела земли до споров о долгах. Дело было обставлено просто: кого убьют, тот и проиграл, остался без земли и денег. Более того, наследники погибшего должны были оплатить судебную пошлину князю.

Судебник Ивана Грозного 1550 года подробно описывал поединок в десяти статьях. Основания для дуэли могли быть самые разные — от оскорблений до разбоя и убийств. Причём закон строго следил за равенством сторон:Биться следует воину с воином, или не воину с не воином, разрешается проводить поединок не воина с воином, если инициатива исходит от первого».

Австрийский посол Сигизмунд Герберштейн писал, что русские охотно прибегают к поединкам для решения споров между собой. Так что рассказы о том, что дуэли были делом непривычным для русских — есть не что иное, как распространённое заблуждение. Просто в России перед тем, как подраться, надо было поставить в известность власти, так как на всяком законном поединке должны были присутствовать её представители — окольничий и дьяк.

ТУРНИРЫ: ПОЕДИНКИ ДО XVI ВЕКА

В средние века дуэли как таковые не практиковались. Если два всадника в полном вооружении встречались на дороге, это уже считалось неплохим поводом для поединка, например, в честь прекрасной дамы. Предлог мог быть любым, впрочем, не желающий драться имел право сослаться на обет, нездоровье или занятость. Такие «минитурниры » на большой дороге в первую очередь обеспечивали участникам полезную практику (а порой и добычу), но не приносили великой славы. Помимо того, они были сопряжены с риском случайно убить противника, вызвав законное негодование его сюзерена. Для того же, чтобы провести поединок по всем правилам — со зрителями, с призовым фондом и с готовым немедленно промыть и зашить раны цирюльником, — требовалось разрешение землевладельца, например, герцога или даже короля. Получить подобное разрешение не всегда было легко, поскольку часть расходов на организацию мероприятия ( турнира) казна должна была взять на себя. Но если уж разрешение на «подвиг во имя прекрасной дамы» было получено, устраивалось полноценное шоу — с полными ротозеев трибунами, музыкантами, громогласными герольдами и роскошными шатрами, в которых бойцы готовились к поединку. В турнирах принимали участие десятки рыцарей, схватки шли одна за другой: сначала бились пешими на копьях, мечах и топорах, потом шла конная «сшибка» на копьях и, наконец, конная рубка. Конкретные детали варьировались в зависимости от пожеланий участников. Доспехи каждый привозил с собой, оружие же обычно применялось казённое — для обеспечения равноправия. Но, если противник не возражал, рыцарь мог взять и собственный меч, лучше подогнанный по руке.

На поединках «за честь» бились острым оружием, но слишком опасные его виды не допускались. Например, клевцы

Каждый раунд продолжался либо до падения одного из бойцов, либо до нанесения условленного количества ударов (засчитывались удары как в щит, так и по доспехам). В случае поломки оружия поединок не прерывали, но зато немедленно останавливали, если повреждённым оказывалось чьё-то защитное снаряжение. Подсчёт нанесённых ударов вели секунданты.

На ордалиях дозволены были некоторые приёмы, строжайше запрещённые на турнирах. Например, таран конём или «заход в хвост»

Если обида была настоящей, рыцарь чаще всего искал справедливости не на ристалище, а в суде. Лишь в редких случаях, когда ни одна из сторон не могла доказать свою правоту, допускалась ордалия — бой насмерть. Получить разрешение на неё было значительно труднее, чем на проведение развлекательного турнира, поскольку терять хороших бойцов в мирное время сюзерен не хотел. Женщины и дети не допускались на подобные зрелища, а сам бой протекал значительно быстрее. Остановить его мог только сам герцог или король и только в тот момент, когда дуэлянты находились в равном положении.

Красочный средневековый гобелен свидетельствует, что турниры были настоящими шоу

Сражались конными или пешими, без каких-либо ограничений на использование приёмов. О замене пробитого защитного снаряжения, разумеется, не было речи. Новые клинки из заранее оговоренного запаса передавалось секундантами через барьер, до которого боец далеко не всегда мог добраться. Часто, сломав мечи, бойцы шли в рукопашную, применяя захваты и не скупясь на удары — как латными рукавицами, так и собственным шлемом, снятым с головы.

Мензура

В Германии до начала XX века широкое распространение имела студенческая дуэль — мензура. Бойцы надевали кожаные шлемы, оставляющие лицо открытым, и кожаные доспехи, защищающие грудь, шею и правую руку, после чего рубились саблями «до первой крови». Наиболее оригинальной чертой мензуры было то, что награду — шрам, свидетельствующий одновременно и о мужестве, и о высшем образовании, — получал не победитель, а побеждённый.

Более опасным (здесь смертельные случаи были нередки) считался поединок, именуемый «мокрой мензурой». Дуэлянты садились за стол и по очереди, осушив стакан вина, выкрикивали оскорбления. Поединок продолжался до тех пор, пока один из бойцов не повторялся, употребив уже использованное ранее ругательство. Опасность заключалась в том, что «мокрая мензура» нередко переходила в пьяную драку с применением любых подручных средств.

Главные герои и их отношения

Действие повести «Дуэль» начинается в маленьком городке на берегу Черного моря. Это не курорт с променадами, красивыми набережными и светским обществом. Жизнь здесь течет размеренно, скучно, без ярких событий. Местное общество случайно: оно объединяет как местных жителей, так и людей, приехавших на время. К последним относится один из главных героев, будущий участник дуэли Лаевский.

Иван Андреевич Лаевский – совсем молодой человек 28 лет. Несмотря на цветущий возраст, он уже устал от жизни, не имеющей ничего общего с увлекательными романами. Лаевский имеет средства, он может выбрать любую сферу деятельности, рядом любящая женщина, да к тому же еще и замужняя, не претендующая на брак. Однако Иван Андреевич недоволен: он не хочет и не умеет работать, любовница надоела, жизнь в пыльном приморском городке по-обывательски скучна и просто невыносимо. Он мечтает уехать, но денег на нормальное обустройство нет, беспокоят кредиторы. Некстати скончался супруг Надежды Федоровны, женщина ждет, что любимый женится на ней, как того требуют приличия. Однако сам Лаевский с ужасом понимает, что не только не любит свою сожительницу, но с каждым днем все больше ненавидит и презирает ее.

Все эти подробности читатель узнает из разговора Лаевского с военным врачом Самойленко, местного жителя. Добрый и терпеливый доктор выслушивает излияния Лаевского и пытается давать советы, но собеседник не слышит его. Он упоен собственными несчастьями, сравнивает себя с известными литературными героями: Печориным, Онегиным, Гамлетом, уверяет, что не может жить в атмосфере скуки, лжи и ненависти. Выход Лаевский видит в переезде в Санкт-Петербург. Он хочет бросить надоевшую любовницу и начать новую жизнь: интересную, яркую, наполненную событиями.     

Самойленко для дополнительного заработка держит домашнюю столовую. За обедом ежедневно собираются молодой зоолог фон Корен и дьяк Победов, недавно окончивший семинарию. Они обсуждают Лаевского, причем зоолог высказывается резко против подобных людей-паразитов и предлагает уничтожать их любыми способами. Самойленко категорически против, а дьяк просто не воспринимает подобные высказывания всерьез.

Еще один важный персонаж – Надежда Федоровна, сожительница Лаевского. Молодая женщина живет в воображаемом мире, действительность кажется ей гораздо более радужной, чем вечно недовольному Ивану Андреевичу. Надежда Федоровна считает себя звездой местного общества и уверена, что каждый мужчина втайне очарован ею. Женщина любит своего сожителя, но пару раз изменила ему с полицейским приставом Кирилиным. Она старается забыть об этой позорной связи, убеждая себя, что душа ее не верна Лаевскому. Есть у Надежды Федоровны и платонический поклонник – сын местного богатого торговца Ачмианов.

Бои без правил

В старину никаких дуэлей не былο. Между людьми устраивались так называемые судебные пοединки. Такие сражения, конечно, мало общего имели с классическими дуэлями. Допускалось, например, выставлять вместо себя другого человека. Считалось, что всё зависит от божьей воли, а потому и не имеет значения, кто именно дерется. Пο пοнятиям людей, οдерживал пοбеду всегда тοт, на чьей стοрοне правда.

Однако в выигрыше нередко οставался явный злοдей, а честный челοвек терпел пοражение. Всевышний был далеко не всегда объективен. Пοэтοму пοстепеннο такие пοединки сοшли на нет, так как οказались нежизнеспοсοбными.

Почему тело Ле Гри раздели и повесили?

Мало того, что де Карруж убил Ле Гри на дуэли, так его тело еще и раздели до гола, протащили лошадьми через городскую площадь и повесили вверх ногами на всеобщее обозрение.

При просмотре фильма это кажется почти ненужным эпилогом к смерти Жака ле Гри. Однако на самом деле это действительно произошло после кончины настоящего ле Гри, и это была преднамеренная попытка еще больше запятнать его имя и репутацию.

Поскольку в средневековье не было разделения церкви и государства, это акт связан с клерикальной традицией под названием «iudicium Dei» (суд Божий).

В то время считалось, что в любом испытании для определения вины Бог защитит невиновных от вреда, поэтому любой, кто выиграл бы дуэль, будь то Жан де Карруж и Жак ле Гри, был бы объявлен невиновным.

Ле Гри проиграл дуэль, а это значит, что Бог узрел его вину и не стал защищать его.

В глазах суда и наблюдателей Ле Гри мгновенно превратился в обычного преступника.

Хотя Ридли Скотт всегда рисует яркие картины чьей-либо гибели, обращение с телом Ле Гри после дуэли в данном случае отражает его новый статус как преступника.

Пришло ли предполагаемое изнасилование Маргариты де Карруж к беременности?

Согласно книге Эрика Ягера «Последняя дуэль», предполагаемое изнасилование жены Жана де Карружа Маргариты произошло 18 января 1386 года. К тому времени, когда летом того же года начался уголовный процесс, Маргарита была заметно беременна. Хотя это должно было добавить веса утверждениям Маргариты, этого не произошло. Согласно медицинским данным того времени, дети не могли быть зачаты в результате изнасилования, поэтому физическое состояние Маргариты было определено как не имеющее отношения к делу.

Ко времени дуэли ее мужа Жана де Карружа в конце декабря у Маргариты родился сын Роберт. Он был здоровым мальчиком. Во время нашего расследования, мы обнаружили, что французская королева Баварии Изабо, которую играет Серена Кеннеди в фильме, также родила мальчика в то время, но ребенок был болезненным и умер за день до дуэли.

История втораяГрязная драка в борделе, которую назвали «дуэлью» только из страха перед правителем

Филипп II Орлеанский

Надо сказать, что упомянутый Филипп Орлеанский отличался не только временным всевластием при малолетнем короле, но и безудержной похотью. Поэтому он не пропускал ни одной юбки, а когда ему было совсем скучно, пускался инкогнито на поиски приключений. Причем для этого у него был собственный духовник, аббат Дюбуа, который едва ли наставлял своего духовного сына в благодеяниях. Вместо этого священник договаривался о досуге и занимался поиском новых куртизанок для герцога.

Однажды приступ желания поразвлечься у Филиппа случился настолько неожиданно, что преосвященный сводник не успел вызвать констеблей для охраны, и герцог отправился в лучший бордель Парижа в компании лишь молодого пажа и самого Дюбуа. Хозяйка дома терпимости, разумеется, тут же выгнала всех страждущих и заперла двери, предоставив всех девочек исключительно благороднейшим клиентам.

На беду, мимо проходили трое дворян, которым захотелось скрасить скучный вечер в том же заведении. Когда они в недоумении обнаружили запертые двери, то в ярости выбили их и набросились на наглецов, которые так беспардонно оккупировали их любимый вертеп. И быть бы беде, если бы юный паж не оказался столь храбр, что в одиночку набросился со шпагой на наглецов. Одного он проткнул сразу, а других отгонял своими бешеными выпадами.

Аббат Гийом Дюбуа

Аббат Дюбуа, даром что божий человек, вместо того, чтобы достать шпагу (которая у него, кстати, имелась) бухнулся на колени и начал молить о пощаде. Только представьте себе картину: визжат полуголые девицы, вопит, стоя на коленях, в буквальном смысле обгадившийся от страха аббат, а рядом, над окровавленным телом, безусый подросток машет шпагой как ветряная мельница. Пастораль завершает фигура правителя страны, который в чем мать родила угрожает карами ада. Вечеринка однозначно удалась!

К счастью, после ранения одного из нападавших, дебоширов удалось угомонить. Когда до них дошло, на кого они подняли руку, те побледнели от ужаса, во всех красках представив себя на эшафоте. К счастью, они были отпущены с миром и клятвой держать язык за зубами, которую, как мы понимаем из самого факта существования этой истории, они явно не сдержали.

Дуэльный кοдекс

Именнο в XIX веке οкοнчательнο сфοрмирοвался свод правил проведения честного поединка. Их неукοснительнοе выпοлнение считалοсь хοрοшим тοнοм. Οтклοнения же οт нοрм и правил пοрицались. Вызοв на дуэль οсуществлялся либο в устнοй фοрме, либο в письменнοй. Причём οскοрбленный дοлжен был сοοбщить ο желании вступить в пοединοк в течение сутοк.

Самым οпасным считался пοединοк, кοгда прοтивники стреляли οднοвременнο пο кοманде распοрядителя. В этοм случае мοгли пοгибнуть οба. Максимальнοе расстοяние между дуэлянтами οбычнο не превышалο тридцати шагοв. Этο примернο 15-20 метрοв, пοэтοму прοмахнуться былο практически невοзмοжнο. Если же первый стрелявший всё же прοмахивался, тο втοрοй мοг οставить за сοбοй правο выстрела на неοпределённый срοк или, выстрелив в вοздух, разрешить кοнфликт самым благοприятным для всех οбразοм.

Причина и анализ дуэли между Базаровым и Павлом Петровичем

Сказать по правде, предпосылками для конфликта были не только идеологические споры, а также романтические чувства. 

Евгений после разрыва с Одинцовой начинает ухаживать за прекрасной девушкой Фенечкой, в которую тайно был влюблен Павел Петрович. Федосья Николаевна — в самом начале романа неофициальная супруга помещика Кирсанова Николая Петровича, младше мужа на 20 лет, у них есть общий сын Митенька. 

Увидев поцелуй двух молодых людей, озверевший Кирсанов без каких либо объяснений вызывает Базарова на дуэль.

Несмотря на то, что два героя выглядели спокойными и уверенными в себе, внутри их сковывал самый настоящий страх. Базаров боялся смерти, он считал, что если погибнет, то мир может потерять выдающегося ученого, не подверженного вере и старым традициям. 

Его эмоции отлично передает эта цитата: «Он посматривал вдоль дороги, рвал и кусал траву, а сам все твердил про себя, что дуэль этакая глупость».

В отличие от Евгения, Кирсанов не боялся смерти. Не пожелав объяснить истинную причину поединка родным, Павел Петрович сказал, что между ним и Евгением Базаровым возник спор на политическую тему.

История третьяДуэль, окончившаяся пинками по заднице

То, что коучинг — опасное занятие, было известно еще в Средние века. Но если ты — итальянский тренер по фехтованию в Англии и учишь местных неотесанных мужланов благородному искусству фехтования, это опасно вдвойне. Особенно если сам, как и многие современные тренера-коучи, ничего не понимаешь в том, что преподаешь.

Некий итальянский синьор Рокко обучал англичан искусству боя на рапирах и двуручных мечах и был известен как своим бахвальством, так и оскорбительными замечаниями в сторону собственных подопечных. Видимо, он настолько допек одного из них, некоего Остина Бэггера, что тот пришел к тренеру под окна дома и прилюдно вызвал на поединок.

Синьор Рокко был не робкого десятка и, схватив двуручник, выбежал на улицу. К несчастью, при переизбытке храбрости, ему не хватило собственного хваленого умения. Практически сразу он был свален на землю, рублен мечом по ягодицам и пребольно бит по заду тяжелым английским сапогом.

Но даже унижения и тумаки от Остина Бэггера не образумили синьора Рокко. Немногим позже этих событий он умудрился поссориться с местным лодочником и напал на безоружного с рапирой. Тот сам оказался лихим малым, выхватил весло и надавал им по бестолковой голове итальянца. Но и на этом его страдания не закончились: набежавшие друзья лодочника избили неудачливого тренера лавками. Позор на века!

Поединок двух королей

Право на судебный поединок неизменно сохранялось и подтверждалось в средневековых кодексах.

Поединок Эдмунда Железнобокого и Кнуда Великого На ту же тему Кнуд Великий, Свен Вилобородый и датско-английская империя

Дело дошло до того, что в 1016 году на поединке сражались два короля — английский Эдмунд Железнобокий и датский Кнуд Великий. Причина дуэли была проста — Кнуд хотел завоевать Британию, а Эдмунд всячески мешал ему в этом нелёгком деле. Сойдясь на поле боя, два правителя после недолгой беседы пришли к выводу, что их люди устали воевать.

Так что почему бы не решить судьбу короны всего одним поединком?

Дуэль королей состоялась верхом. Эдмунд, будучи сильнее Кнуда, мощным ударом разбил его щит и уже готовился нанести смертельный удар, как датчанин остановил поединок, предложив вместо пролития крови разделить остров пополам. Так и порешили.

Впрочем, Эдмунд вскоре умер, так что Англия досталась Кнуду. Кстати, по одной из версий Эдмунд был застрелен из арбалета, сидя на отхожем месте. Сюжет, воспроизведённый Дж. Мартином в   Игре престолов», где именно так от руки своего сына Тириона погиб лорд Тайвин Ланнистер.

Весенний или зимний?

На Руси дата Нового года была непостоянной. Земледельцы начинали работы в поле с 1 марта, и эту дату считали первым днем года. В других случаях Новый год совмещали с днем весеннего равноденствия 22 марта. Хотя для некоторых славян-язычников первым днем года считался так называемый «зимний солнцеворот» 22 декабря (самый короткий и холодный в году), обычно праздник все же устраивали тогда, когда земля «просыпалась» и готовилась подарить очередной урожай.

В то же время в канун привычного нам зимнего Нового года на Руси отмечали Васильев день. К этому празднику было принято готовить разнообразные блюда из свинины – считалось, что так святой Василий Кесарийский обязательно увеличит поголовье скота в каждом хозяйстве и обеспечит безбедную жизнь. Для того, чтобы получить богатый урожай, в этот день совершали еще и обряд «посевания». Рано утром дети обходили дома и рассыпали там яровую пшеницу, которую затем тщательно собирали и хранили до весны – периода настоящего сева. За совершение обряда дети получали сладкие подарки и складывали их в самодельные разноцветные рукава.

Как умирал Пушкин

Пушкин взял Данзаса в секунданты за несколько часов до дуэли, поэтому тот не успел приготовиться. По дуэльному кодексу, секундант должен пригласить врача или хотя бы взять с собой лекарства. Но у Данзаса не было даже бинтов, чтобы перемотать рану.

Усугубило то, что Данзас повез Пушкина домой, а не в госпиталь. Дорога заняла полтора часа, за это время Пушкин потерял много крови. Потом Данзас еще около трех часов искал врача – троих не было на месте.

Почти все время после ранения Пушкин был в сознании и даже общался с посетителями. Но его мучили сильные боли, состояние было нестабильным. Врачи говорили, что шансов выжить очень мало.

Медицина того времени не умела лечить такое: ранение в живот не оперировали, а антибиотики, асептики и наркоз еще не использовали. Вместо этого были припарки, клизмы и пиявки. Исследователи-хирурги считают, что Пушкин потерял около 40-50% крови – что на тот момент смертельно.

Через 46 часов после ранения Пушкин умер (29 января, в 14:45). Вскрытие проводили прямо в доме. Даль, участвовавший в процессе вскрытия, писал: «Пушкин умер, вероятно, от воспаления больших вен в соединении с воспалением кишок».

Прямо перед смертью Пушкин попросил, чтобы жена с рук покормила его морошкой (ягода). И ел с большим наслаждением, после каждой ложки говоря: «Ах, как это хорошо».

Способ 2. Эффектный. Рыцарский турнир

В Средневековье быть рыцарем было престижно, но поддерживать свой титул одной лишь принадлежностью к знатному роду было невозможно. Рыцари были главной боевой силой феодала, а значит и уровень своей военной подготовки каждый всадник должен был регулярно обосновывать. Отчасти для этой цели стали появляться первые рыцарские турниры. Они служили масштабными военными учениями в мирное время. Постепенно турниры стали образом жизни не только рыцарей, но и простого люда, который еще не знал что такое телевизор и интернет, а смотреть, как страдает кто-то другой, уже хотел. Со временем рыцарские турниры стали настоящим торжеством, которое в будущем приравнивали к знаменательным событиям в жизни королевства.

В X веке появился первый свод правил рыцарского турнира, что стало шагом к регламентированным дуэльным кодексам в будущем. Схватка между двумя рыцарями могла происходить на мечах или копьях. Хоть убийство противника и не было целью мероприятия, нередко поединок заканчивался смертью или тяжелым ранением одного из участников. Естественно, у каждого рыцаря могли быть свои разногласия с оппонентами, и турнир мог стать отличным способом поквитаться с неприятелем, но турниры проводились не для этого, и в случае начала войны, оба сражались бы за своего сюзерена плечом к плечу. Традиция начала затухать уже в XVI веке: рыцарские доспехи стали просто неэффективны против арбалетов и огнестрельного оружия, с которым могли управляться даже фермеры.

Помогла ли победа сэру Жану де Карружу улучшить его положение в жизни?

Да. Победа Карружа на дуэли позволила ему подняться в финансовом и профессиональном плане. По словам средневекового историка Жана Фруассара, Карруж был награжден 1000 франков вместе с королевским доходом в размере 200 франков в год. Через несколько недель после боя парламент наградил его дополнительными 6000 ливров золотом, и он получил должность королевского оруженосца короля Карла VI.

Его жена, Маргарита де Карруж, была спасена от участи сожжения на костре. Вместе они стали знаменитостями и расширили свое состояние за счет подарков и инвестиций. За годы, прошедшие после судебного разбирательства поединком, у них родилось еще двое детей. Жан де Карруж погиб в бою с турками-османами примерно через десять лет после дуэли.

Дуэли «на высшем уровне»

Мнение, что хорошая драка — это самое достойное средство решения споров между благородными людьми, всё больше утверждалось, и в Средние века на дуэлях сражалось бесчисленное множество дворян.

Привычке решать споры с оружием в руках помогали и турниры, где, хотя и редко, участники поединков погибали.

Король Франции Людовик IX Святой, будучи глубоко верующим и очень гуманным человеком, считал, что поединки противоречат основам христианства, и пытался запретить их.

В ходе непримиримого конфликта между Священной Римской империей и Французским королевством французы проиграли сражение под Павией, а их король Франциск I оказался в плену у немцев. Император Карл V выпустил Франциска I из заключения на тяжёлых условиях Мадридского мира. Но как только король Франции получил свободу, он немедленно отказался соблюдать договор и начал искать союзников для продолжения боевых действий. Карл V назвал своего коронованного врага человеком, лишённым чести, и вызывал на смертельный бой. Дуэль не состоялась — вместо неё началась новая война.

История с королевскими поединками получила продолжение несколько столетий спустя. Русский император Павел I бросил вызов всем монархам Европы, чтобы остановить международные конфликты, — все разногласия он хотел решить в частной драке. А король Швеции Густав IV Адольф вызвал на дуэль своего недруга Наполеона I. Оба поединка не состоялись из-за неявки потенциальных противников.

Мотивация дуэлянтов: жена, «рогоносец» и мужчина, у которого жил Дантес

В 30-е годы Пушкин жил в Петербурге. Он много (и нехотя) общался с аристократией, часто выходил в свет и сам принимал гостей. В 1834-1835 году (источники не сходятся) на одном из таких мероприятий Пушкин познакомился с Жоржем Шарлем Дантесом.

22-летний Дантес приехал из Франции в Россию в 1834 году и поступил на военную службу. Современники описывали его как жутко обаятельного, красивого, дерзкого и любящего светскую жизнь человека. Офицер Константин Данзас, друг Пушкина и его секундант на последней дуэли, говорил: «Дантес имеет какую-то врожденную способность нравиться всем с первого взгляда».

Примечания и ссылки

Список используемой литературы

  • Жаннин Руш, «  Жан IV де Карруж против Жака Ле Гриса  », Normandy Heritage n ° 28 ,Август-сентябрь 1998 г.
  • Луи де Карбоньер, Процедура в уголовной палате парламента Парижа в 14 веке , Париж, Оноре Чемпион, 2004, Histoire et archives, 959 p.
  • Патрик Arabeyre и Луи Carbonnières , «  Разбирательство уголовной палаты парламента Париж XIV — го  века  ,» Библиотека школы хартий , т.  165, п о  1,2007 г., стр.  221-223
  • Эрик Джагер, Последняя дуэль , Фламмарион, Coll Libres Champs, 2015, ( ISBN   )
  • Эмиль Лоран, Анекдотическая история дуэлей во все времена и во всех странах , 2- е издание, Мишель Леви Фререс, колл Hetzel
  • Угетт Легро , «Когда суды Бога становятся литературным искусством или безнаказанной руганью поэта» , в « Справедливости в средние века: санкции или безнаказанность?». , Экс-ан-Прованс, Университетское издательство Прованса, сб.  «Senefiance» ( п о  16)1986 г. , стр.  197–212.
  • Анри Шарль Пине Дюваль, История Франции под властью Карла VI , том I, Париж, издание Joubert Libraire, стр.  168–172
  • Полное собрание сочинений М. ле Виконта де Шатобриана , том I, исторические труды , издательство Firmin Didot Frères Libraire, стр.  545
  • Полное собрание сочинений М. ле Виконта де Шатобриана , том VII, Исторические исследования , Париж, издание Pourrat Frères, стр.  125

Фильмография

2021  : Последний поединок ( The Last Duel ), американский фильм режиссера Ридли Скотта

  • Портал средневековья
  • Парижский портал

Третья дуэльВ которой дворянин погибает, боясь разочаровать праздных зевак

Следующая дуэль — пример подлости одного и глупости другого. В Париже, в 1579 году состоялась дуэль между молодым месье де Сурдиаком и его бывшим охранником, более опытным в бою месье де Шасне-Лалье. До Сурдиака дошли слухи о том, что его бывший охранник плохо о нем отзывается, и он вызвал Шасне-Лалье на дуэль. Слухи о таком бесплатном развлечении распространились быстро. В итоге, когда они сошлись для поединка на острове посреди Сены, вокруг, на берегах, собралась целая толпа любопытных зрителей.

Де Сурдиак спрашивает, правда ли, что Шасне-Лалье говорит о нем гадости. Тот клянется, что это ложь. Сурдиак удовлетворен и предлагает помириться. Но тут Шасне-Лалье делает глупость, заявляя: «Нет уж, я так долго сюда добирался, да и столько народу собралось на нас поглядеть, не стоит их разочаровывать, ведь мы можем потерять в своей репутации!».

Начинается поединок, и почти сразу более опытный бывший охранник наносит Сурдиаку удар в грудь. Но ничего не происходит! Клинок отскакивает от тела. «Подлец!» — кричит Шасне-Лалье, — ты надел доспех, но я достану тебя по-другому!». После чего он начинает метиться в горло сопернику, почти достает его, но получает удар в корпус и погибает.

Конечно, Сурдиак — тот еще подлец, ведь он надел доспех под рубашку, что запрещалось негласными правилами дуэлей. Но, Шасне-Лалье — глупец, ведь, проигнорировав предложение о мире, он решил драться просто для того, чтобы не разочаровать зевак. И даже выяснив, что противник в доспехе, он решил, что ему достанет мастерства победить и так. По хорошему он должен был призвать на помощь секундантов, которые как раз для таких случаев и нужны изначально. В их обязанности входило наблюдение за равенством возможностей в дуэли.

Пик популярности

Массοвая дуэльная лихοрадка пришлась на XVI-XVIII века. Двοряне стали гибнуть в οгрοмнοм кοличестве. Этο вынудилο кοрοлей издавать закοны, направленные прοтив крοвавых пοединкοв. Нο пοмοгали οни слабο. Люди прοдοлжали с пοразительным упοрствοм убивать друг друга. Причём пοвοдοм для схватки мοг служить прοстο кοсοй взгляд или неучтивый тοн.

Втοрοе дыхание смертельные пοединки пοлучили в XIX веке, кοгда в οбихοд вοшлο οгнестрельнοе οружие. Здесь уже физические данные прοтивникοв не играли никакοй рοли. Οчень мнοгοе зависелο οт удачи. Ведь стреляли пο οчереди, сοгласнο жребию. Стοяли же прοтивники в двадцати шагах друг οт друга, так чтο прοмахнуться былο слοжнο.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector