Правила дуэли в российской империи

Без бюрократии никак

Этапы дуэли обязательно документировались. Вызов надо было делать прилюдно (обругав противника, бросив ему в лицо перчатку или отвесив пощечину) или письменно.

Если один человек получал несколько вызовов, проводился строгий жребий или вызванный сам выбирал себе противника (чтобы исключить расправу многих с одним). Условия проведения встречи также записывались и подписывались участниками.

Это должно было не допустить преступлений под видом поединков чести. Иногда это правило нарушалось на страх и риск участников. Чаще это делали тогда, когда собирались драться насмерть, или в эпоху запрета стычек. Бывали и замаскированные убийства – преступник вызывал заведомо слабейшего противника.

Обязательные участники

Хотя в самом сражении должны были участвовать только 2 человека, на месте, где происходила дуэль, народу обычно было немало. Свидетели надзирали за порядком и оказывали участникам помощь.

Скорая помощь

Если не предполагался обязательный смертельный исход, требовалось присутствие врача. Иногда приводили двоих – от каждой стороны. В эпоху запретов поединков договаривались, что доктора не сообщат властям истинной причины ранения своих пациентов.

Врачи должны были спасать жизнь тех, кто пострадал серьезно, и устанавливать, может ли раненый боец продолжать поединок. Ими же, нередко, констатировалась смерть…

Будьте моим секундантом

Важнейший участник дуэли – секундант. Им обычно становился лучший друг или родственник участника, причем не имеющий непосредственного отношения к конфликту.

После того, как бывал, брошен вызов, противникам не следовало общаться. Все переговоры вели секунданты (1-2 от стороны). Они же должны были проверить оружие, отмерить при необходимости расстояние и следить за соблюдением противниками правил.

Иногда из их среды или дополнительно выбирался распорядитель (самый старший и уважаемый среди секундантов или просто почтенный человек). Распорядитель проверял отсутствие нарушений, делал все необходимое для примирения враждующих, подавал сигналы к началу и окончанию схватки.

Быть секундантом было небезопасно. Антидуэльные законы наказывали их почти так же строго, как и участников. Бывали и худшие случаи. Так, в 1870 году в Париже принц Пьер Бонапарт, двоюродный брат императора Наполеона III, застрелил 20-летнего журналиста Виктора Нуара.

Юноша явился к нему в качестве секунданта своего приятеля, Паскаля Груссе (известен как друг и соавтор Ж.Верна, писатель Андре Лори). Тот вызвал принца на дуэль за грубое оскорбление корсиканских социалистов (Груссе был корсиканцем и революционером). Дуэльный кодекс – не уголовный. Принца оправдали…

Участники дуэли

Главное и неоспоримое условие для участия в дуэли — равенство соперников.

Во-первых, драться на дуэли могли только дворяне, так как, в понимании людей того времени, хотя остальные сословия и могли обладать личным достоинством, но понятие чести было присуще только дворянству. Простолюдин не мог оскорбить или задеть дворянина: в этом случае оскорбление воспринималось не как унижение достоинства, а как бунт против вышестоящего. Конфликты дворян с мещанами, купцами и прочими сословиями, граница связи с которыми была более размыта, решались исключительно через суд, а дворянская честь при этом не страдала.

Во-вторых, драться на дуэли могли только мужчины — женщина считалась неспособной на оскорбления, и ее слова редко воспринимались всерьез. Тем не менее женщина могла быть инициатором конфликта.

В-третьих, драться могли только честные и благородные люди, те, кто ранее никак не запятнал свою репутацию. Например, бесчестным поступком считалось шулерство при игре в карты (так как сам факт лжи и плутовства претил дворянскому самосознанию), а также имевший место ранее отказ человека от дуэли: в этом случае «виновного» обвиняли в трусости. Сражаться на дуэли с лжецами и трусами было ниже дворянского достоинства.

В-четвертых, на дуэли не мог драться несовершеннолетний, причем речь шла не о возрасте, а о мировоззрении и манере поведения человека. Так, даже зрелый по годам человек, отличающийся инфантильностью и ребячеством, мог сойти за «несовершеннолетнего».

В-пятых, под строгим запретом были дуэли между родственниками, поскольку они относились к одному роду и, следовательно, должны были совместно защищать единую идею, а не бороться друг с другом. Наконец, кроме всего вышеперечисленного, на дуэли было запрещено драться больным людям, также против своего заимодавца не мог драться должник.

Так, препятствием для дуэли становилось неравенство в семейном положении, поскольку при дуэли женатого мужчины и холостого в случае смерти первого останется вдова. А вот разница в возрасте практически не мешала, при этом у мужчин преклонного возраста было несколько вариантов: либо попытаться уладить конфликт мирным путем, либо тряхнуть стариной и выйти к барьеру, либо отправить вместо себя сына, брата, однополчанина. Практически никогда не мешали дуэли и национальные различия.

Средневековье

Рыцарские турниры также мοжнο назвать прарοдителями дуэлей, хοтя несли οни в себе исключительно сοревнοвательные функции. Рыцари демοнстрирοвали свοю силу, лοвкοсть. При этοм стремились не убить сοперника, а сбить егο с лοшади. В рыцарской среде былο οчень сильнο развитο пοнятие чести. Именнο эти мοральные устанοвки и перешли позже к аристократам пятнадцатого столетия.

Дворяне уже не изнуряли себя физическими упражнениями с раннего вοзраста, дабы научиться ловко и резво сражаться в тяжёлых дοспехах. Появились мοщные арбалеты, а затем и мушкеты. Нο пοнятия чести и дοстοинства οстались. Пοэтοму гοспοда, разодетые в пух и прах, встречаясь на узких гοрοдских улицах, не желали уступать друг другу дοрοгу. Пοдοбные кοнфликты решались, как правило, при пοмοщи шпаг. Дерущихся иногда успевала разнять гοрοдская стража. Но чаще сοлдатам не удавалось подоспеть вовремя.

Предыстория проблемы

Еще совсем недавно люди были ну совершеннейшие дикари. Так что те же дворяне даже косо брошенный взгляд считали за оскорбление, которое смывалось только кровью.

Неудивительно, что дуэли повсеместно запрещали, потому что они уносили жизни королевских слуг безо всякой войны, тогда как гибнуть дворянам следовало лишь в интересах короля.

Так, король Франции Генрих IV запретил дуэли под страхом смертной казни. А затем его примеру (хоть и не слишком удачно, если верить А. Дюма) последовали короли Людовик XIII и Людовик XIV.

Столь же сурово наказывались дуэлянты по указу короля Пруссии Фридриха II.

Однако дворянство это ничуть не останавливало.

Дуэльный гарнитур Ле Пажа 1842–1868 гг. Калибр пистолетов 12-мм, стволы нарезные. Комплектовался принадлежностями: зарядным шомполом, пулелейкой, пороховницей, пороховой меркой и прочисткой

Наиболее важна была пороховая мерка, ибо количеству пороха в стволе при зарядке пистолетов уделялось особое внимание. Секунданты отмеривали нужное количество на глазах друг у друга, следя за тем, чтобы заряды были одинаковыми

Пистолетный набор с заряженными пистолетами доставляли к месту дуэли перед самым началом поединка. Фото предоставлены Alain Daubresse www.littlegun.be

Весенний или зимний?

На Руси дата Нового года была непостоянной. Земледельцы начинали работы в поле с 1 марта, и эту дату считали первым днем года. В других случаях Новый год совмещали с днем весеннего равноденствия 22 марта. Хотя для некоторых славян-язычников первым днем года считался так называемый «зимний солнцеворот» 22 декабря (самый короткий и холодный в году), обычно праздник все же устраивали тогда, когда земля «просыпалась» и готовилась подарить очередной урожай.

В то же время в канун привычного нам зимнего Нового года на Руси отмечали Васильев день. К этому празднику было принято готовить разнообразные блюда из свинины – считалось, что так святой Василий Кесарийский обязательно увеличит поголовье скота в каждом хозяйстве и обеспечит безбедную жизнь. Для того, чтобы получить богатый урожай, в этот день совершали еще и обряд «посевания». Рано утром дети обходили дома и рассыпали там яровую пшеницу, которую затем тщательно собирали и хранили до весны – периода настоящего сева. За совершение обряда дети получали сладкие подарки и складывали их в самодельные разноцветные рукава.

Что будет, если мой полководец проиграет?

Многое зависит от условий битвы и исхода битвы. Примерно в половине случаев при проигрыше дуэли, но общей победе, ваш полководец окажется ранен и вернется в армию через один ход на стратегической карте.

Если это сражение, из которого нельзя отступить (армию зажали в горах, оборона города) и вы его проигрываете — полководец умрет. Но если это сражение, из которого армия отступает с поражением и полководец не умирает в ходе боя, а успевает убежать — то он выживет и велик шанс сразу вернуться в бой.

В правом нижнем углу иконки побежденных полководцевВ правом нижнем углу иконки побежденных полководцев

Победивший вражеский командир продолжит биться в ходе сражения и все отряды под его командованием получат усиление боевого духа.

«Предать забвению»

Предлагаемое генералами наказание Дантесу трудно назвать лёгким и неадекватным ситуации: представим себе практически не говорящего по-русски уроженца Эльзаса на солдатской службе в дальнем гарнизоне или на Кавказе, где вообще «любили» бывших гвардейцев… Но в дело вмешались соображения дипломатические, и на докладе Генерал-аудиториата появляется 18 марта появляется собственноручная резолюция императора: «Быть по сему, но рядового Геккерена, как нерусского подданного, выслать с жандармом за границу, отобрав офицерские патенты». Данзас отделался двумя месяцами крепости. «Преступный же поступок самого камер-юнкера Пушкина <�…> по случаю его смерти» постановлено было «предать забвению».


Ж. Дантес в зрелые годы. (sovsekretno.ru)

Дантес проживёт долгую жизнь станет во Франции дипломатом, сенатором и командором Ордена Почётного легиона. Константин Данзас выйдет в отставку генерал-майором и умрёт на 69-м году жизни. Поступок Пушкина «предать забвению» не получится, разве что в юридическом смысле слова…

Как судили военных

Военный суд в России в эту эпоху не был профессиональным. Для рассмотрения конкретного дела формировалось специальное полковое присутствие из офицеров одного полка, к которому не принадлежал подсудимый или подсудимые. Для того, чтобы не «обидеть» полк, офицер которого оказывался под судом, привлекались офицеры равного по положению полка. Гвардейских полков тяжёлой кавалерии в России было четыре, судить поручика-кавалергарда были назначены офицеры Лейб-гвардии Конного полка, входившего в ту же бригаду 1-й гвардейской кавалерийской дивизии. Суд составлялся из семи человек: председательствовал командир полка или его заместитель, членами суда были по два средних офицера — капитана или штабс-капитана (ротмистра или штаб-ротмистра в кавалерии), и четыре младших — по два поручика и прапорщика (корнета в кавалерии). Таким образом обеспечивалось примерно пропорциональное представительство всех офицеров полка по категориям. К суду прикомандировывался в качестве консультанта обладавший юридическими познаниями специальный чиновник — аудитор, который не принимал участие в вынесении решения, но обеспечивал следование букве закона и процедуре.

Судебная процедура того времени как в делах гражданских, так и в военных, существенно отличалась от той, что будет введена Судебными уставами 1864 года. Процесс не был ни состязательным, ни гласным. Суд имел дело в основном с документами, хотя мог и лично заслушивать обвиняемых и свидетелей. В данном случае Дантес и Данзас давали показания как письменно, так и устно, перед судом. Кроме этого к делу были приложены многочисленные документы: переписка Пушкина, Геккерна-старшего и д’Аршиака, протоколы допросов свидетелей (например, князя Вяземского), заключения врачей, послужные списки подсудимых, выписки из нормативных актов, касающихся поединков. Допрашивать вдову поэта, как это предлагал аудитор Маслов, суд не счёл необходимым.

Иногда бой проходил с обнаженным торсом

Считалось, что, во-первых, женская одежда стесняет движения, а, во-вторых, корсет может слишком хорошо защитить от ударов клинка, да и спрятать под ним броню было гораздо легче. Ну и, в-третьих, кусочки одежды могли попасть в рану, что привело бы к заражению. Разумеется, такой поединок проводился в чисто женском обществе, даже слуги-мужчины должны были отойти на приличное расстояние и ждать отвернувшись, пока их не позовут.

Иногда случалось и так, что дама вынуждена была сражаться с мужчиной. Понятное дело, что никто бы не принял вызов от женщины, опасаясь быть опозоренным (вне зависимости от исхода), и тогда в ход шли уловки и переодевание.

Во Франции жила мадемуазель Ла Мопен (1673-1707), известная тем, что убила на дуэлях несколько мужчин и любила, переодевшись в мужскую одежду, танцевать на королевских балах, а когда ее оттуда пытались вытурить, угрожающе обнажала шпагу. И, хотя король Людовик XIV запрещал дуэли, на ее выходки падкий до женских прелестей монарх смотрел сквозь пальцы.

Также в 17 веке во Франции некий офицер, воспользовавшись гостеприимством, самовольно занял комнату графини Сен-Бельмон и вел себя вызывающе. Через некоторое время он получил вызов от некоего «шевалье де Сен-Бельмон». И какого же было изумление бравого капитана, когда сеньор не только обезоружил его в поединке, но и обратился к нему со словами: «Вы думаете, мосье, что дрались с шевалье. Вы ошибаетесь, я — мадам де Сен-Бельмон. И убедительно прошу вас в будущем быть более чутким к женским просьбам».

В Россию мода на дворянские дуэли пришла из Европы, и особенно ярко они проявили себя во времена Екатерины II, которая и сама в молодости дралась на дуэли с троюродной сестрой, так что на шалости своих подданных смотрела сквозь пальцы. В эту эпоху прославилась и княгиня Екатерина Воронцова-Дашкова, которая в 1770 году, во время пребывания в Лондоне, поссорилась с местной аристократкой, немедленно отправившись драться с ней на шпагах в саду. Получив незначительные раны, дамы разошлись с миром.

Позже, в 19 веке, дворянки организовывали свои закрытые дуэльные клубы, для прикрытия называвшиеся «литературными салонами». Так в салоне некой госпожи Востроуховой, по некоторым данным, в 1823 году прошло семнадцать женских поединков. Конечно, столичная мода докатывалась и до провинций, и вот, в июне 1829 года, помещицы Ольга Заварова и Екатерина Полесова сражаются на саблях своих мужей, при этом так рьяно, что погибают обе. Их дело подхватили взрослеющие дочери, и через пять лет уже Александра Заварова зарубила Анну Полесову на такой же дуэли, о чем она с удовлетворением записала в своем дневнике, откуда мы и знаем подробности.

К началу 20 века дуэльная лихорадка сошла на нет, превратившись в фарс. К примеру, из-за внимания известного композитора Листа французская писательница Жорж Санд дралась на ногтях с возлюбленной композитора, Марией д’Агу, а их избранник сидел в это время в соседней комнате и ожидал финала схватки своих фурий.

К счастью, в наше время девушки не так часто используют оружие для доказательства своей правоты, хотя интернет пестрит видео жесточайших женских драк, но тут хотя бы используют лишь кулаки и ноги, так что летальный исход редок. Поединки с участием женщин показывают нам, что воинское искусство не чуждо прекрасным дамам, а оружие в руках сильно уравнивает шансы.

Пушкин-дуэлянт

Дуэли были тогда в порядке вещей. Но также в порядке вещей было и примирение сторон ещё перед дуэлью. До ссоры с Дантесом Пушкин 27 раз получал или посылал сам вызовы на дуэль.
Из этих дуэлей дело дошло до выстрелов только в четырёх случаях, в том числе с декабристами Кондратием Рылеевым и Вильгельмом Кюхельбекером. И опять же, только в двух случаях соперник Пушкина был настроен серьёзно. Последний раз это произошло в 1823 году.

Прапорщик Генерального штаба Александр Зубов, которого Пушкин уличил в нечестной карточной игре, целился в поэта, но промахнулся. Пушкин демонстрировал пренебрежение к противнику и во время дуэли ел черешню, смачно выплёвывая косточки. После промаха Зубова Пушкин отказался от своего выстрела.

Между 1829 и 1836 годами у Пушкина был странно мирный период – у него совсем не было дуэлей. Казалось, поэт остепенился. Но это было только затишье перед бурей. В год, предшествовавший роковой дуэли, у Пушкина уже произошло три ссоры, и все – из-за ревности поэта по поводу своей красавицы-жены. Правда, до выстрелов дело ни разу не дошло.

Кому запрещалось участвовать в дуэлях

Во-первых, оба участника дуэли должны были занимать равное положение в обществе. Если вызов бросал представитель низшего сословия или подчиненный, знатная сторона могла его отклонить, и это не считалось трусостью.

В дуэли не могли участвовать женщины, поэтому их честь обычно защищал брат, родственник, опозоренный муж. Кстати, из-за женщин дуэли случались, пожалуй, чаще всего.

Запрещалось брать в руки оружие инвалидам, больным, психически ненормальным людям. Но если мужчина был допустим, инвалидом войны, и его честь была задета — он старался найти представителя, который выступил бы на дуэли вместо него.

Неписаный порядок дуэли

Неписаный порядок проведения дуэли был следующим. В заранее условленное время (обычно утром) противники, секунданты и врач прибывали в назначенное место. Опоздание допускалось не свыше 15 минут; в противном случае опоздавший считался уклонившимся от дуэли. Поединок начинался обычно через 10 минут после прибытия всех. Противники и секунданты приветствовали друг друга поклоном. Избранный секундантами из своей среды распорядитель предлагал дуэлянтам в последний раз помириться (если суд чести признавал это возможным). В случае их отказа распорядитель излагал им условия поединка, секунданты обозначали барьеры и в присутствии противников заряжали пистолеты. При дуэли на саблях или шпагах противники раздевались выше пояса до рубашек. Из карманов полагалось вынимать все. Секунданты занимали места параллельно линии боя, врачи — позади них. Все действия противники совершали по команде распорядителя. Если в ходе поединка один из них ронял шпагу, либо она ломалась, либо дерущийся падал — его противник обязан был прервать дуэль по команде распорядителя, пока его оппонент не поднимется и не будет в состоянии продолжать дуэль. Как правило, дуэль на шпагах велась до тех пор, пока один из противников не терял полностью возможность продолжать ее — т. е. до тяжелого или смертельного ранения. Поэтому после каждого ранения поединок приостанавливался, и врач устанавливал характер раны, степень ее тяжести. Если в ходе такой дуэли один из противников, несмотря на предупреждения, трижды отступал за границу поля боя, такое поведение засчитывалось как уклонение или отказ от честного поединка. По окончании боя противники подавали друг другу руки.

Дуэли на пистолетах имели несколько вариантов.

  • Вариант 1 Противники становились на дистанции от 15 до 40 шагов друг от друга и, оставаясь неподвижными, поочередно стреляли по команде (интервал между командой и выстрелом должен был быть не менее 3 секунд, но не более 1 минуты). Если оскорбление было средним или тяжелым, то оскорбленный имел право стрелять первым (но только с дистанции в 40 шагов, т. е. максимальной), в противном случае право первого выстрела решал жребий.
  • Вариант 2 (сравнительно редкий). Противники становились спиной друг к другу на дистанции 25 шагов и, оставаясь неподвижными на этом расстоянии, непрерывно стреляли через плечо.
  • Вариант 3 (едва ли не самый распространенный). Противники вставали на расстоянии до 30 шагов друг от друга и по команде шли к барьерам, расстояние между которыми было не менее 10 шагов, по команде же первый на ходу стрелял, но ответного выстрела ожидал стоя на месте (стрельба без команды допускалась в случае, если барьеры отстояли на 15—20 шагов друг от друга, а противники в исходном положении — до 50 шагов; но это сравнительно редкая разновидность). При такой дуэли время на ответный выстрел не превышало 30 секунд, для упавшего — 1 минуты с момента падения. Переступать барьеры запрещалось. Осечка тоже считалась за выстрел. Упавший мог стрелять лежа (как стрелял раненый Пушкин в Дантеса). Если при такой дуэли -после четырех выстрелов ни один из противников не получал ранения, то ее можно было прекращать.
  • Вариант 4 Противники становились на расстоянии 25—35 шагов, располагаясь по параллельным линиям, так что каждый из них имел своего противника справа от себя, и шли по этим линиям к барьерам, отстоявшим друг от друга на 15 шагов, по команде останавливаясь и стреляя.
  • Вариант 5 Противники располагались на расстоянии 25—35 шагов и, оставаясь неподвижными, стреляли одновременно — по команде на счет «раз-дватри» или по сигналу в три хлопка. Такая дуэль была наиболее опасной, и нередко погибали оба противника (дуэль Новосильцева с Черновым). По окончании противники подавали друг другу руки.

Заметим, что эти правила (хотя бы то же расстояние), устоявшиеся к концу XIX века, были во многом гуманнее, чем обычные правила русских дуэлей первой половины XIX века. Любопытно, что если во второй половине XIX века число дуэлей в русской армии явно пошло на спад, то после официального разрешения в 1894 году их количество вновь резко возрастает.

  • Русская Дуэль. Феномен русской дуэли
  • История русской дуэли
  • Правила и этикет русской дуэли
  • Книги о русской дуэли

Интересные факты

Мало кому известно, что отлучённый после дуэли с Пушкиным, от дворянского общества Дантес, подвергся остракизму не из-за убийства известного поэта, а по причине нарушения им правил дуэльного поединка.

Дело в том, что после начала схождения и выстрела Дантеса, Пушкин, получив ранение, выронил пистолет, который упав в снег отказал. Стоит отметить, что правила дуэли запрещали, кому-либо из поединщиков менять оружие во время боя.

Но Пушкин требовал заменить пистолет и Дантес ему это разрешил. После выстрела Александра Сергеевича Дантес упал, но ранение было лёгким.

Все дело в том, что на дуэли обычно брали две пары пистолетов, при этом зачастую резервная пары была снаряжена ослабленными зарядами, для того чтобы можно было решить вопрос без крови и без ущерба для репутации.

Некоторые источники считают, что вторая пара пистолетов на этой дуэли имела именно такой заряд.

Дантес же согласился на замену оружия, тем самым поставив себя в более выгодное положение. Неизвестно знал ли он заранее о наличии ослабленного заряда, скорее всего, догадывался, но, тем не менее, разрешил использование такого оружия. За что впоследствии и поплатился.

Один из известных случаев вызова на дуэль дворянина разночинцем опять же связан с Дантесом, именного его впоследствии вызвал на дуэль мещанин, но убийца Пушкина отказался от вызова на законных основаниях.

Выжившие дуэлянты становились друзьями

Правила дуэли запрещали поединки с близкими родственниками, к которым относились сыновья, отцы, деды, внуки, дяди, племянники, братья. Дуэли с двоюродными и троюродными братьями считались делом вполне допустимым.

Если в результате дуэли оба противника в результате оставались живы и в сознании, то им полагалось пожать друг другу руки, обидчику — извиниться (в данном случае извинения уже не задевали его честь, так как она считалась восстановленной поединком, а были данью обычной вежливости). По завершении дуэли честь считалась восстановленной, а любые претензии противников друг к другу по поводу бывшего оскорбления — недействительными.

Считалось, что уцелевшие в бою дуэлянты должны были стать друзьями или, как минимум, поддерживать далее нормальные отношения. Повторный вызов того же лица на поединок был возможен лишь в самых экстраординарных случаях.

Пик популярности

Массοвая дуэльная лихοрадка пришлась на XVI-XVIII века. Двοряне стали гибнуть в οгрοмнοм кοличестве. Этο вынудилο кοрοлей издавать закοны, направленные прοтив крοвавых пοединкοв. Нο пοмοгали οни слабο. Люди прοдοлжали с пοразительным упοрствοм убивать друг друга. Причём пοвοдοм для схватки мοг служить прοстο кοсοй взгляд или неучтивый тοн.

Втοрοе дыхание смертельные пοединки пοлучили в XIX веке, кοгда в οбихοд вοшлο οгнестрельнοе οружие. Здесь уже физические данные прοтивникοв не играли никакοй рοли. Οчень мнοгοе зависелο οт удачи. Ведь стреляли пο οчереди, сοгласнο жребию. Стοяли же прοтивники в двадцати шагах друг οт друга, так чтο прοмахнуться былο слοжнο.

Что важно знать о дуэлях в Three Kingdoms

Этот режим работает только во время боя в реальном времени на тактической карте. Помните, что нельзя переключаться между классическим Total War (когда полководец двигается в составе отряда) и «романом» (когда полководец один на лошади) — этот выбор делается только раз при начале новой игры.

Любые ваши полководцы готовы бросить вызов противнику или получить его от противника. Но всегда можно отказаться (получить отказ) и продолжить сражение как обычно — за это не предусмотрено никаких штрафов.

Дуэль пригодится для решения следующих тактических задач:

  • убить вражеского полководца либо обратить его в бегство, чем деморализовать его армию;
  • в случае убийства есть большой шанс разжиться редкими предметами (оружие, броня, лошадь);
  • в случае бегства есть шанс взять вражеского полководца в плен;
  • во время дуэли вражеский полководец заблокирован и не может нанести урон вашей армии, который в режиме «роман» достигает сотен убитых простолюдинов.

Игра покажет список персонажей вражеской армии, готовых вступить в бой с выбранным (это важно) полководцем. Вы можете выбрать другого своего полководца, и у него будет другой набор желающих биться с ним персонажей

Во время боя полководцы могут использовать свои особые способности и на них распространяются бонусы от их коллег — частенько таким образом можно «затащить» казалось-бы проигрышную ситуацию.

Победив в одной дуэли, можно вызвать другого вражеского полководца, общее число боев не ограничено — лишь бы хватало очков здоровья (ОЗ).

Когда дуэль начнется, армейские части с обеих сторон всегда обойдут дерущихся, и не будут самостоятельно стрелять, чтобы два бойца сражались без помех со стороны.

Вы можете вмешаться в дуэль, приказав одному или нескольким отрядам атаковать вражеского полководца. Однако учтите, что игрой это будет расценено как крайне бесчестное действие и все задействованные части вашей армии получат серьезный штраф к морали.

Вы также можете отозвать своего персонажа из дуэли, вместо того, чтобы он бился до смерти (скажем, если он просто проигрывает), для чего нажмите кнопку «убежать» под инфопанелью дуэли в правом верхнем углу:

Получив приказ, персонаж немедленно залезет на коня и сбежит с поля боя. Он не получит опыта, а отряды под его командованием получат штраф за побег командира (распространяется только на отряды под командованием бежавшего, а не на всю армию).

Есть способ избежать каких-либо штрафов — при каждой дуэли игра дает время, обычно полторы минуты, на убийство (не важно — вы или вас). Если ваш персонаж окажется слабее врага, но продержится до истечении времени, то может выйти из боя без штрафов

В то же время бойцы под его командованием получат бонус морали — приветствуя тот факт, что их полководец выжил против более сильного врага. Они будут сражаться сильнее и двигаться быстрее.

Дуэльный кодекс

Дуэли следовали тщательно разработанным кодексам, среди которых были французский ренессансный кодекс и ирландский кодекс, принятый в ирландском городе Клонмеле летом 1777 г. и отчасти базировавшийся на французском кодексе.

Ирландский кодекс включал около трех десятков правил, определявших порядок дуэли, а также то, что именно следует считать достаточной сатисфакцией за обиду.

Обычно дуэль происходила по строго регламентированным правилам. Умение быстро выхватывать оружие из кобуры ценилось только на Диком Западе

В основе любого кодекса лежало правило: при нанесении обиды посылается вызов и обговаривается место дуэли. Обычно дуэлянтов сопровождали секунданты и врач. Секунданты могли сделать попытку примирить стороны, и, если извинения принимались, дуэль могла быть отменена.

Дуэль проводилась на площадке определенного размера. Обговаривались такие детали, как число шагов между дуэлянтами. Иногда дуэлянты стреляли в воздух, чтобы не причинять вреда противнику. Такая практика, однако, в ирландском кодексе была запрещена.

Нарушил ли Дантес дуэльный кодекс?

Многие склоняются к тому, что Дантес и его секундант нарушили дуэльный кодекс того времени, а Пушкин был настолько разъярён причиной дуэли, что не посмотрел на это. Кроме того, избранный им в секунданты Константин Данзас был мало сведущ в таких делах.

Историки ссылаются на свидетельства, что Дантес мог заранее пристрелять свой пистолет, а Пушкин не имел такой возможности. Не соответствовало общепринятым правилам дуэли и то, что Дантес повернулся к своему противнику боком. Впрочем, это произошло уже после рокового выстрела, ранившего поэта. В общем, похоже, что без жульничества со стороны французского подданного дело не обошлось.

Дуэльный кοдекс

Именнο в XIX веке οкοнчательнο сфοрмирοвался свод правил проведения честного поединка. Их неукοснительнοе выпοлнение считалοсь хοрοшим тοнοм. Οтклοнения же οт нοрм и правил пοрицались. Вызοв на дуэль οсуществлялся либο в устнοй фοрме, либο в письменнοй. Причём οскοрбленный дοлжен был сοοбщить ο желании вступить в пοединοк в течение сутοк.

Самым οпасным считался пοединοк, кοгда прοтивники стреляли οднοвременнο пο кοманде распοрядителя. В этοм случае мοгли пοгибнуть οба. Максимальнοе расстοяние между дуэлянтами οбычнο не превышалο тридцати шагοв. Этο примернο 15-20 метрοв, пοэтοму прοмахнуться былο практически невοзмοжнο. Если же первый стрелявший всё же прοмахивался, тο втοрοй мοг οставить за сοбοй правο выстрела на неοпределённый срοк или, выстрелив в вοздух, разрешить кοнфликт самым благοприятным для всех οбразοм.

Узаконенное убийство

В то время, когда в Европе дуэльная лихорадка пошла на спад, в России она все больше входила в моду. Вспомните произведения литераторов XIX века: «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка» Пушкина, «Герой нашего времени» Лермонтова, «Война и мир» Толстого, «Отцы и дети» Тургенева — там обязательно встречалась сцена дерущихся на дуэли дворян. Причём правила русских были во много раз жёстче европейских. Профессиональные дуэлянты (бретёры) из России в открытую посмеивались над западными коллегами, называя их поединки «опереточными». В Европе было принято стреляться с расстояния 25-35 шагов, отчего стычки чаще всего оканчивались бескровно или лёгкими ранениями. Русские же сходились в 15-20 шагах (около 10 метров). С такого расстояния сложно промахнуться даже неопытному стрелку. В России также существовало шокирующее иностранцев правило: если дуэлянт, выстреливший первым, промахивался, второй имел право призвать его «к барьеру» — тот обязан был приблизиться на минимальное расстояние, позволив противнику стрелять практически в упор. Нередко случались поединки «до решительного результата»: если оба дуэлянта промахнулись, пистолеты перезаряжались, и всё начиналось сначала, и так до тех пор, пока кто-нибудь не попадёт. Существовали варианты дуэлей «дуло в дуло», «через платок», «пистолет ко лбу», когда смерть одного из участников была просто неизбежной. Глядя на все это, европейцы назвали русские поединки «узаконенным убийством». Дуэли в России случались так часто, особенно среди офицеров, что к концу XIX столетия их вообще решили легализовать. В 1894 году в армии были введены «Правила о разбирательстве ссор, случающихся в офицерской среде», согласно которым дуэль в войсках не просто разрешалась, а даже могла быть в обязательном порядке назначена военным судом. По сохранившимся данным статистики, только с 1894 по 1910 год в российской армии официально зарегистрировано 322 поединка. 256 из которых состоялись по постановлению офицерского суда чести, 19 произошли без таких постановлений, а остальные — с разрешения начальника. О том, что даже в начале XX века дуэли в России были обычным явлением, говорит тот факт, что в 1912 году вышел специальный «Дуэльный кодекс», в котором его автор Василий Дурасов изложил правила для проведения русских дуэлей. То есть фактически Россия вернулась к истокам — к «полю». Так что, не произойди в 1917 году революция, возможно, и сейчас любой из нас мог бы вызвать своего обидчика «к барьеру!».

Метки: Екатерина II, эпоха Романовых, Россия, Тайны 20 века, смерть, дуэль, правило, Пётр Первый, поединок, честь, жестокость, этикет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector