Почему запрещали дуэли

Запрет дуэлей

Дуэли во Франции были запрещены в XVI веке. Причиной этого послужила гибель тысяч и тысяч аристократов. Подобные законы действовали также в других государствах, однако все было тщетно…

Фото из открытых источников

Если властям становилось известно о проведенном поединке, они примерно наказывали дуэлянтов, чтобы неповадно было другим. Кардинал Ришелье, к примеру, ввел для них смертную казнь, которую в редких случаях заменяли ссылкой при полной конфискации имущества. Это относилось не только к дуэлянтам, но также к секундантам и зрителям.

При Петре Первом в России также была введена (впервые) смертная казнь за участие в дуэли, а согласно указу Екатерины Великой, провинившихся либо ссылали в Сибирь, либо сажали в тюрьму. Николай Второй отправлял дуэлянтов на войну в качестве рядовых.

Однако все было напрасно. Мало того, в России стали стреляться без врачей, без секундантов, с расстояния в десять шагов! Единожды выстрелив, противники не расходились, а дрались «до попадания». Понятно, что большинство дуэлей заканчивалось чьей-либо смертью.

«Была бы на моей роже хотя бы одна порядочная борозда! Никто ведь теперь не поверит в мое академическое образование!»

Мензурное фехтование было настолько популярно даже в начале XX века, что у многих высокопоставленных деятелей Третьего Рейха на лицах красовались характерные шрамы. Обладателями шмиссе были начальник РСХА Эрнст Кальтенбруннер, СС-оберштурмбанфюрер Отто Скорцени, генерала пехоты Ганс Кребс, генерал танковых войск Карл Маусс.

В 1933 году нацисты запретили мензурное фехтование, но в 1953 году оно снова было разрешено, и даже существует по сей день, хоть и с защитным снаряжением, исключающим нанесение серьезных ран.

Студенческие дуэли в наши дни

Как бы то ни было, заходя в современный немецкий университет, постарайтесь следить за словами, и не употреблять обидное выражение «глупый малый», ведь не ровен час, где-нибудь рядом окажется наследник знаменитых германских буршей, и вы ограбете шлегером по голове. Ну или хотя бы пивной кружкой.

Александр Грибоедов

Одна из самых скандальных дуэлей произошла в 1817 г. с участием Грибоедова. Ему тогда было всего 22 года. Он жил вместе с камер-юнкером графом А. Завадовским. Молодые люди вращались в театральных кругах и хорошо знали известную балерину, 18-летнюю Авдотью Истомину. Завадовский ухаживал за красавицей, но потерпел неудачу: девушка выбрала юного кавалергарда Василия Шереметева. Безумный ревнивец, Шереметев влюбился в Истомину по уши. Он фактически жил у нее, и все было великолепно, пока они однажды не поссорились. Шереметев съехал, но буквально следил за Истоминой.

И вот, пока они были в ссоре, Грибоедов (вероятно, по просьбе Завадовского) пригласил Истомину «на чай» после очередного театрального представления. Чай был настолько хорош, что Истомина пила его в доме Завадовского и Грибоедова два дня. Разумеется, Шереметев обо всем узнал. Обсудив ситуацию с другом, офицером А. Якубовичем, Шереметев решил, что не только Завадовский, но и Грибоедов (за пособничество) должен получить пулю. А Якубович предложил себя как второго дуэлянта — стреляться с Грибоедовым. Со стороны Якубовича это был лишь акт дружбы, у него ведь не было личного повода стрелять в писателя.

Когда настал день дуэли (ее прозвали позже «четверной»), Шереметев уже помирился с Истоминой и узнал, что у нее была связь с Завадовским. Так что он испытывал сильнейшую злобу, когда встал перед барьером. Взбешенный, он выстрелил сразу же после сигнала, почти не целясь. И промахнулся. Завадовский же получил преимущество. Секунданты молили его пощадить Шереметева. Но подойдя к барьеру вплотную, Завадовский выстрелил и попал в живот Шереметева. Вскоре камер-юнкер скончался в ужасных мучениях.


Дуэль. (Pinterest)

Дуэль Грибоедова и Якубовича пришлось отложить. Они встретились уже в 1818 г. в Тифлисе. Якубович ранил Грибоедова в руку, а тот нарочно выстрелил мимо. После этого Грибоедов отправился в Тегеран, где был убит и позже опознан лишь по следам от раны, полученной на той дуэли.

Иногда бой проходил с обнаженным торсом

Считалось, что, во-первых, женская одежда стесняет движения, а, во-вторых, корсет может слишком хорошо защитить от ударов клинка, да и спрятать под ним броню было гораздо легче. Ну и, в-третьих, кусочки одежды могли попасть в рану, что привело бы к заражению. Разумеется, такой поединок проводился в чисто женском обществе, даже слуги-мужчины должны были отойти на приличное расстояние и ждать отвернувшись, пока их не позовут.

Иногда случалось и так, что дама вынуждена была сражаться с мужчиной. Понятное дело, что никто бы не принял вызов от женщины, опасаясь быть опозоренным (вне зависимости от исхода), и тогда в ход шли уловки и переодевание.

Во Франции жила мадемуазель Ла Мопен (1673-1707), известная тем, что убила на дуэлях несколько мужчин и любила, переодевшись в мужскую одежду, танцевать на королевских балах, а когда ее оттуда пытались вытурить, угрожающе обнажала шпагу. И, хотя король Людовик XIV запрещал дуэли, на ее выходки падкий до женских прелестей монарх смотрел сквозь пальцы.

Также в 17 веке во Франции некий офицер, воспользовавшись гостеприимством, самовольно занял комнату графини Сен-Бельмон и вел себя вызывающе. Через некоторое время он получил вызов от некоего «шевалье де Сен-Бельмон». И какого же было изумление бравого капитана, когда сеньор не только обезоружил его в поединке, но и обратился к нему со словами: «Вы думаете, мосье, что дрались с шевалье. Вы ошибаетесь, я — мадам де Сен-Бельмон. И убедительно прошу вас в будущем быть более чутким к женским просьбам».

В Россию мода на дворянские дуэли пришла из Европы, и особенно ярко они проявили себя во времена Екатерины II, которая и сама в молодости дралась на дуэли с троюродной сестрой, так что на шалости своих подданных смотрела сквозь пальцы. В эту эпоху прославилась и княгиня Екатерина Воронцова-Дашкова, которая в 1770 году, во время пребывания в Лондоне, поссорилась с местной аристократкой, немедленно отправившись драться с ней на шпагах в саду. Получив незначительные раны, дамы разошлись с миром.

Позже, в 19 веке, дворянки организовывали свои закрытые дуэльные клубы, для прикрытия называвшиеся «литературными салонами». Так в салоне некой госпожи Востроуховой, по некоторым данным, в 1823 году прошло семнадцать женских поединков. Конечно, столичная мода докатывалась и до провинций, и вот, в июне 1829 года, помещицы Ольга Заварова и Екатерина Полесова сражаются на саблях своих мужей, при этом так рьяно, что погибают обе. Их дело подхватили взрослеющие дочери, и через пять лет уже Александра Заварова зарубила Анну Полесову на такой же дуэли, о чем она с удовлетворением записала в своем дневнике, откуда мы и знаем подробности.

К началу 20 века дуэльная лихорадка сошла на нет, превратившись в фарс. К примеру, из-за внимания известного композитора Листа французская писательница Жорж Санд дралась на ногтях с возлюбленной композитора, Марией д’Агу, а их избранник сидел в это время в соседней комнате и ожидал финала схватки своих фурий.

К счастью, в наше время девушки не так часто используют оружие для доказательства своей правоты, хотя интернет пестрит видео жесточайших женских драк, но тут хотя бы используют лишь кулаки и ноги, так что летальный исход редок. Поединки с участием женщин показывают нам, что воинское искусство не чуждо прекрасным дамам, а оружие в руках сильно уравнивает шансы.

Андрей Белый — Александр Блок

На смену отношениям с Петровской в жизнь Андрея Белого пришло сильнейшее увлечение Любовью Менделеевой, женой Александра Блока, и теперь уже сам Белый выступил инициатором дуэльной истории.

Любовь Менделеева

С Менделеевой, ставшей воплощением Прекрасной Дамы и Вечной женственности русского символизма, Белый познакомился в 1904 году, а к лету 1905-го его преклонение перед неземным существом сменилось вполне земной страстной любовью. На протяжении долгих месяцев Белый и Менделеева находились в состоянии любви-ненависти, которое осложнялось непростыми семейными отношениями Блоков и личной дружбой поэтов. Менделеева проявила завидное непостоянство и еще больше запутывала отношения. Белый вспоминал:

Несколько месяцев Менделеева меняла избранника, пока не произошло окончательное объяснение:

Оскорбленный Белый покинул Блоков, но затем, испугавшись, что больше никогда не сможет увидеть возлюбленную, написал ей письмо, выразив готовность пойти на все ради возможности хотя бы изредка видеться с ней. Однако это не помогло ему успокоиться. Приступы самоуничижения сменялись приступами ярости, результатом которых стал вызов на дуэль, отправленный через Эллиса 10 августа 1906 года.

Именно Эллис и спутал все карты. Из воспоминаний Л. Д. Менделеевой:

Вернувшись к Белому, Эллис начал уверять того, что Блок — хороший человек и поэт. На этом все и закончилось.

Кому запрещалось участвовать в дуэлях

Во-первых, оба участника дуэли должны были занимать равное положение в обществе. Если вызов бросал представитель низшего сословия или подчиненный, знатная сторона могла его отклонить, и это не считалось трусостью.

В дуэли не могли участвовать женщины, поэтому их честь обычно защищал брат, родственник, опозоренный муж. Кстати, из-за женщин дуэли случались, пожалуй, чаще всего.

Запрещалось брать в руки оружие инвалидам, больным, психически ненормальным людям. Но если мужчина был допустим, инвалидом войны, и его честь была задета — он старался найти представителя, который выступил бы на дуэли вместо него.

Дуэль в жизни: Грибоедов и Якубович

Классический пример бретерского поведения — дуэль штабс-ротмистра В.В. Шереметева и камер-юнкера графа А.П. Завадовского, которая сыграла важную роль в судьбе Александра Грибоедова. За этим поединком прочно укрепилось название «четверная дуэль».

Импульсом к дуэли стал конфликт Шереметева и Завадовского из-за балерины Истоминой, с которой у Шереметева были отношения. Будучи знакомым с балериной, Грибоедов привез ее в дом Завадовского, тем самым ненароком втянув себя в конфликт. Шереметев, не знавший, с кем стреляться, отправился за советом к известному бретеру и офицеру А.И. Якубовичу, который взял на себя дуэль с Грибоедовым.

Первая дуэль Шереметева и Завадовского состоялась 12 ноября 1817 года: Шереметев получил серьезное ранение в живот, от которого впоследствии скончался в возрасте 23 лет. Дуэль Грибоедова и Якубовича состоялась через год, 23 октября, в Тифлисе. Считается, что Грибоедов пытался уклониться от поединка, но он все же состоялся — на дуэли поэт был ранен пулей в левую руку и лишился одного пальца. Именно по этой детали спустя много лет впоследствии в Тегеране был опознан его растерзанный труп.

Поединки в России

На Русь судебный поединок пришёл от скандинавов. Дуэль упоминается средневековыми авторами как один из привычных обычаев русов.

В XV веке Псковская судная грамота устанавливала необходимость сражаться по самым важным имущественным вопросам — от раздела земли до споров о долгах. Дело было обставлено просто: кого убьют, тот и проиграл, остался без земли и денег. Более того, наследники погибшего должны были оплатить судебную пошлину князю.

Судебник Ивана Грозного 1550 года подробно описывал поединок в десяти статьях. Основания для дуэли могли быть самые разные — от оскорблений до разбоя и убийств. Причём закон строго следил за равенством сторон:Биться следует воину с воином, или не воину с не воином, разрешается проводить поединок не воина с воином, если инициатива исходит от первого».

Австрийский посол Сигизмунд Герберштейн писал, что русские охотно прибегают к поединкам для решения споров между собой. Так что рассказы о том, что дуэли были делом непривычным для русских — есть не что иное, как распространённое заблуждение. Просто в России перед тем, как подраться, надо было поставить в известность власти, так как на всяком законном поединке должны были присутствовать её представители — окольничий и дьяк.

Борис Пастернак — Юлиан Анисимов

Борис Пастернак. 1930-е годы

Косвенно антисемитизм стал причиной еще одной несостоявшейся дуэли — Бориса Пастернака и Юлиана Анисимова. Этих поэтов объединял литературный кружок «Сердарда», который Анисимов организовал, а затем книгоиздательство «Лирика», в которое он вкладывал деньги. «Лирика» возникла в 1913 году как попытка молодых последователей символизма, не имевших возможности публиковаться в ведущих периодических изданиях того времени, создать свой печатный орган. Однако с самого начала в издательстве наметилось две «партии»: одна (Анисимов, его жена Вера Станевич, Сергей Дурылин) тяготела к мистико-религиозному изводу русского символизма; другая (Сергей Бобров, Николай Асеев и Борис Пастернак) пыталась экспериментировать с поэтической формой, сближаясь с футуристами. «Лирика» просуществовала около года, опубликовав пять книг, однако в январе 1914-го кризис внутри издательства привел к разрыву. Левое крыло во главе с Бобровым сначала попыталось очистить ряды «Лирики» от мистиков, а затем организовало собственную литературную группу «Центрифуга».

Естественно, что напряженная атмосфера сопутствовала всем последним собраниям «Лирики». На одном из них обсуждалась специфика поэтического языка, и, по воспоминаниям Боброва, Анисимов указал Пастернаку на нарушение грамматических правил в его стихотворениях, связав это с еврейским происхождением Пастернака и, следовательно, недостаточным владением русским языком. Для Пастернака вопрос происхождения был очень болезненным, Анисимов был вызван на дуэль.

Пастернак писал своему соратнику по «Лирике» Константину Локсу:

Впрочем, и эта дуэльная история закончилась хорошо: Анисимов принес извинения Пастернаку, а через несколько лет их дружеское общение восстановилось и продолжалось вплоть до смерти Анисимова в 1940 году.

Дуэльная лихорадка

Эпоха Александра I справедливо считается золотым веком русского дворянства — и одновременно пиком поединков. Общество охватила настоящаядуэльная лихорадка», и вызовы бросались порой по самым ничтожным поводам.

Ситуацию после поражения Наполеона I подогревало нахождение во Франции значительных оккупационных сил русских, австрийцев, пруссаков и англичан. Все они вместе с французами — как роялистами, так и бонапартистами, — увлечённо фехтовали и стрелялись, споря о политике, искусстве и женщинах.

Что касается Николая I, то его восшествие на трон оказалось связано с печальными событиями подавления заговора декабристов, среди которых оказалось немало дуэлянтов. Новый император считал дуэли варварством, но они продолжались уже в негласном порядке.

За дуэль наказывали, могли отправить служить на Кавказ, где постоянно шла война, или выслать из страны, как иностранца Дантеса, застрелившего Пушкина.

Но обычно свидетели — представители благородного общества — давали согласованные между собой показания онесчастном случае», и поединок оставался без последствий.

Пушкин вэнциклопедии русской жизни» —Евгении Онегине», оставил поэтическое описание дуэли:

Вот пистолеты уж блеснули, Гремит о шомпол молоток. В гранёный ствол уходят пули, И щёлкнул в первый раз курок.

На протяжении середины XIX века гуманизация нравов привела к постепенному уменьшению числа дуэлей. Которые с новой силой заявили о себе после того, как в 1894 году их разрешили официально и провозгласили самым эффективным способом защиты чести.

Тогда же обычай нашёл множество критиков, обвинявших дуэлянтов в кровожадности. Самым ярким отражением такого мнения стала повесть КупринаПоединок». В ней положительный герой поручик Ромашов гибнет от совершенно ничтожной интриги, чтобы старший по чину карьерист Николаев смог без ненужных слухов поступить в академию Генерального штаба.

Повесть встретила самую широкую поддержку среди российских либералов, но многие военные сочли её клеветой на армию. Впрочем, начавшаяся Первая мировая война, а затем революция стали причиной исчезновения обычая поединков. Так дуэли окончательно ушли в прошлое.

Самые известные мужские дуэли

А.С. Пушкин участвовал более чем в сотне дуэлей. Его противниками были многие известные люди того времени (к примеру, Кюхельбекер), однако последней для поэта стала дуэль с Дантесом, распространявшим злые шутки о Пушкине и его семье. Получив смертельное ранение, российский гений скончался через два дня.

Фото из открытых источников

Живший в эпоху Возрождения датский астроном Тихо Браге сражался однажды на мечах с родственником, который ухитрился отрубить ему часть носа. Всю последующую жизнь Браге провел с серебряным протезом в носу…

Лермонтов и Мартынов считались приятелями, что, однако, не спасло их от рокового поединка. Причиной противостояния послужили шутки, которые поэт отпускал в адрес Мартынова. Итог всего этого оказался далеко не шуточным: пуля пробила Лермонтову сердце и легкие…

Фото из открытых источников

Два английских джентльмена – член парламента Хамфри Ховарт и вельможа граф Берримор — поссорились в пабе и назначили дуэль. Ховарт, бывший армейский хирург, явился на нее абсолютно голым, хотя он не был шутником, тем более извращенцем. Просто как медику ему было известно, что раненые умирают, как правило, не от самих ран, но от инфекции, занесенной с одежды. Увидев своего противника в таком виде, граф Берримор расхохотался и объявил, что не станет стрелять в голого мужика, а также не желает быть убитым им. Дуэль, таким образом, не состоялась.

В довольно своеобразном поединке участвовал Александр Дюма: проигравший по жребию должен был себя убить. Знаменитому писателю не повезло. Дюма вышел в другую комнату и выстрелил в воздух, после чего вернулся и объявил, что целился в висок, однако промахнулся.

Седьмой американский президент Эндрю Джексон в молодости сражался на дуэли с человеком, который оскорбил его жену. Эндрю получил ранение в грудь, и хирурги не сумели извлечь пулю. Она осталась у Джексона на всю жизнь…

Довольно известна дуэль миньонов (приближенных французского короля Генриха III) с гизарами (сторонниками герцога де Гиза), в которой четверо участников было убито, а двое – серьезно ранено. По приказу короля на могиле погибших установили мраморный памятник.

Французский аристократ, к тому же красавец и ловелас, граф де Бутвиль дрался на дуэлях двадцать раз, и это при том, что кардинал Ришелье запретил их в стране под страхом смертной казни. Конечно, Ришелье знал обо всех этих поединках своего любимца и постоянно прощал его. Однако в двадцатый раз Бутвиль перешел все границы, устроив разборку средь бела дня, причем при большом скоплении парижан. Этого кардинал простить просто не мог, не уронив свою репутацию. И графу публично отрубили голову.

Фото из открытых источников

Дрался на дуэлях и первый канцлер Германии Бисмарк, в двадцати семи поединках он проиграл только два сражения, получив легкие ранения. Кстати, в Германии в то время запрещались дуэли только со смертельным исходом, а вот такие, завершающиеся легкими ранениями, нет.

Но самая примечательная дуэль в мире состоялась в 1808 году, она проходила на воздушных шарах. Молодые люди не поделили даму и решили вот таким оригинальным образом выяснить отношения. Выиграл в этом поединке не самый меткий, а самый хитрый стрелок, который выстрелил в шар – и его соперник просто разбился.

И под конец стоит сказать, что во многих странах Латинской Америки поединки были запрещены лишь на рубеже тысячелетий, то есть совсем недавно, а в Парагвае разрешены и по сей день…

Фото из открытых источников

ДУЭЛЬ В XVIII-XIX ВЕКАХ

Но и с появлением определённого кодекса дуэли не стали безопасным времяпрепровождением. Шпаги были остры, а несчастные случаи часты. На первой же своей дуэли д’Артаньян (реальное лицо, а не персонаж романа Дюма) едва не убил своего противника — человека, которого до того момента никогда не видел. Кроме того, среди дуэлянтов встречались и бретёры — блестящие бойцы, для которых невозможность уклониться от поединка становилась поводом для безнаказанных убийств (в том числе и заказных).

Косвенным результатом деятельности бретёров стало всё более частое применение на поединках огнестрельного оружия, уравнивающего шансы.

Так называемые кавалерийские пистолеты начали использоваться на дуэлях ещё в XVI веке — они заменяли копья в конном бою. Дуэлянты обменивались выстрелами (не имевшими последствий, так как на конный поединок всё ещё принято было выезжать в доспехах), а затем сходились на мечах. Позже по такому же принципу проводились и пешие дуэли: разрядив пистолеты, противники пускали в ход шпаги. Но вскоре утвердилось правило «одного оружия»: если выбирались шпаги, иметь что-то «про запас» не дозволялось. Перед схваткой участников обыскивали, отбирая пистолеты и ножи.

Пара французских дуэльных пистолетов Лепажа (XIX век). Полный комплект

Массовый характер дуэли на пистолетах приобрели лишь в XIX веке. К этому времени кремнёвый замок достиг совершенства (оружие, сделанное хорошим мастером, давало в среднем всего одну осечку на 150 выстрелов), шпаг уже не носили, да и владели клинками немногие. Дуэли на саблях проводились главным образом между военными, рапиры выбирали любители фехтования, а для большинства дуэлянтов предпочтительным вариантом стал пистолет.

Дуэльные пистолеты, которые появились в конце XVIII века и изготавливались до начала XX века, отличались надёжностью и высокой кучностью боя (то есть, проще говоря, меткостью). Как правило, они имели небольшой по тем временам калибр (10-13 мм) и нарезной ствол. На то, чтобы отмерить чашечкой заряд пороха и, ударяя деревянным молоточком по латунному шомполу, аккуратно забить в ствол пулю, уходило несколько минут.

Стреляли из пистолетов чаще всего с места, с условленного расстояния, по очереди: сначала вызванный (ответчик), потом вызывающий (обвинитель). Иногда выстрелы производились по пути к «барьеру». Предварительно разойдясь на условленное количество шагов, дуэлянты шли навстречу друг другу к паре воткнутых в землю сабель, отмечающих минимальную дистанцию огня. Каждый стрелял тогда, когда считал необходимым.

Жан-Леон Жером, «Дуэль после карнавала» (1857)

В XIX веке отношение к дуэлям в Европе стало на удивление терпимым. В 1836 году был опубликован «Дуэльный кодекс», подписанный десятками знатнейших людей. При этом официально поединки по-прежнему оставались вне закона. С таким же успехом можно было бы издать инструкции для взломщиков. Появились даже фирмы, оказывающие платные услуги желающим получить сатисфакцию. «Фехтовальщикам» предоставлялись залы, «стрелкам» — транспорт для выезда за город на специально оборудованную площадку. Разумеется, в аренду сдавалось дуэльное оружие: великолепные пистолеты (нередко с намеренно сбитым прицелом) и шпаги, гнущиеся вместо того, чтобы вонзаться. Но всё же достаточно острые, чтобы выступила кровь и бой был прекращён.

* * *

Хитрости устроителей не были секретом. Но задача убить противника ставилась со временем всё реже и реже. Дуэль превратилась в красивый обычай, в «экстремальный спорт», дающий возможность пощекотать нервы.

Поскольку результат играл всё меньшую роль, огромное значение начало придаваться процедуре. Например, появилось правило: вызывающий должен явиться к месту дуэли точно в срок, при минутном опоздании поединок отменялся. Ответчик имел право опоздать на три с половиной часа. Известен курьёзный случай, когда в 1868 году некие виконт де Ло и месье де Перье дрались на дуэли из-за разногласий относительно того, как правильнее дуэль организовать. Как обычно, никто не пострадал.

Сегодня мужчины измельчали. Они либо трусят, либо идут в суд, либо лезут в драку безо всяких правил

Но, может, когда-нибудь ещё вернётся время, о котором так красиво писал Филатов: «Не важно то, что вы в итоге не убиты, не важно то, что ваша злость пропала зря, а важно то, что в мире есть ещё обиды, прощать которые обидчику нельзя»

Что почитать?
  • Фредерик Браун «Арена»

  • Александр Дюма «Три мушкетёра»

  • Артуро Перес-Реверте «Учитель фехтования»

  • Александр Пушкин «Выстрел»

  • Альфред Хоаттон «Меч сквозь столетия»

  • Уильям Шекспир «Ромео и Джульетта»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector