По чину и честь: что давала петровская «табель о рангах»
Содержание:
- Оклад и надбавка
- Воинские звания в армии России по возрастанию в 2021 году
- Описание
- Военные звания
- Группы должностей гражданской службы
- Порядок понижения и лишения классных чинов
- Табель о рангах Петра I: документ, заложивший основы чинопроизводства
- Требования к организации квалификационного экзамена
- Табель о рангах
- Партнёры —
- Влияние на общество
- Процедура получения
- Общие сведения
Оклад и надбавка
Порядок оплаты за выполнение обязанностей чиновника производится в соответствии со статьей 50 Закона №79-ФЗ, в которой предусмотрены следующие составляющие денежного довольствия:
- месячный оклад, определяемый должностью;
- месячный оклад, определяемый классным чином;
- дополнительные выплаты.
К дополнительным ежемесячным выплатам относятся надбавки:
- за выслугу лет;
- за особые условия работы;
- за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
- премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
- выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, которые выплачиваются за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Все выплаты, причитающиеся чиновнику за классный чин, утверждаются Президентом РФ. Если же сотрудник занимает госдолжность в субъекте РФ, то его денежное содержание определяется областными нормативно-правовыми актами. Таким образом, за классный чин предусмотрена не доплата, а конкретный оклад.
Воинские звания в армии России по возрастанию в 2021 году
Возможно, в студенческие годы преподаватель по военной подготовке рассказывал вам о различных званиях, которые используются у нас в армии, но вряд ли вы впитывали эту информацию с той же охотой, с которой неистово «ржали» на уроках, курили во дворе школы или дергали за косички девчонок из своего класса.
- Только-только встав на эту тропу и поступив в ВУЗ, молодые ребята становятся курсантами. Пока им остается только мечтать, как они получат свое первое звание, а потом и одно из высоких. Есть другая группа учащихся. Их называют слушателями. Это те, кто уже получили воинское звание.
- Пока идет годичная срочная служба, можно максимум стать сержантом. Не выше.
- С 2021 г. отменили чины главного корабельного старшины и старшины. Формально они существуют, но на деле служивые получают следующие звания, минуя эти чины.
- Все мы знаем, что майор выше лейтенанта, но почему-то эта логика не была учтена при ранжировании генеральских чинов. Генерал-лейтенант по чину выше генерала-майора. Вот такая система в вооруженных силах РФ.
- Чтобы получить новое звание в российских войсках, нужно иметь определенную выслугу лет и личные достижения. Перед тем, как присвоить кандидату очередное звание, о солдатском моральном облике и навыках боевой и политической подготовки судят командиры. В таблице ниже описаны требования по срокам службы, необходимые для перехода из одного звания в другое:
№ п/пЗваниеКоличесвто месяцев/лет 1 Рядовой, матрос 5 месяцев 2 Младший сержант, старшина второй статьи 1 год 3 Сержант, старшина первой статьи 2 года 4 Старший сержант, главный старшина 3 года 5 Прапорщик, мичман 3 года 6 Младший лейтенант 2 года 7 Лейтенант 3 года 8 Старший лейтенант 3 года 9 Капитан, капитан-лейтенант 4 года 10 Майор, капитан 3 ранга 4 года 11 Подполковник, капитан 2 ранга 5 лет
Описание
Все чины «Табели о рангах» подразделялись на три типа: военные, статские (гражданские) и придворные и делились на четырнадцать классов. К каждому классу приписывался чин, однако само понятие «чин» не разъяснялось, в силу чего одни историки его рассматривали буквально и лишь в системе чинопроизводства, другие же — как ту или иную должность.
Петровская «Табель о рангах» насчитывала 262 должности, однако постепенно должности из «Табели» исключались и в конце XVIII века исчезли вовсе. Петровская «Табель», определяя место в иерархии государственной службы, в некоторой степени давала возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий. «Дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать», — гласила одна из описательных статей закона.
Закон 4 февраля (24 января) года состоял из расписания новых чинов по 14 классам или рангам и из 19 пояснительных пунктов к этому расписанию. К каждому классу порознь были приписаны вновь введенные воинские чины (в свою очередь подразделявшиеся на сухопутные, гвардейские, артиллерийские и морские), статские и придворные. Содержание пояснительных пунктов сводится к следующему:
Князья императорской крови имеют при всяких случаях председательство над всеми князьями и «высокими служителями российского государства». За этим исключением, общественное положение служащих лиц определяется чином, а не породой.
За требование почестей и мест выше чина при публичных торжествах и официальных собраниях полагается штраф, равный двухмесячному жалованью штрафуемого; ⅓ штрафных денег поступает в пользу доносителя, остальное — на содержание госпиталей. Такой же штраф полагается и за уступку своего места лицу низшего ранга.
Лица, состоявшие на иноземной службе, могут получить соответствующий чин не иначе как по утверждению за ними «того характера, который они в чужих службах получили». Сыновья титулованных лиц и вообще знатнейших дворян хотя и имеют в отличие от других свободный доступ к придворным ассамблеям, но не получают никакого чина, пока «отечеству никаких услуг не покажут, и за оные характера не получат». Гражданские чины, как и военные, даются по выслуге лет или по особенным «знатным» служебным заслугам.
Каждый должен иметь экипаж и ливрею соответствующие своему чину. Публичное наказание на площади, а равно и пытка влекут за собою утрату чина, который может быть возвращен лишь за особые заслуги, именным указом, публично объявленным. Замужние жены «поступают в рангах по чинам мужей их» и подвергаются тем же штрафам за проступки против своего чина. Девицы считаются на несколько рангов ниже своих отцов. Все, получившие 8 первых рангов по статскому или придворному ведомству, причисляются потомственно к лучшему старшему дворянству, «хотя бы и низкой породы были»; на военной службе потомственное дворянство приобретается получением первого обер-офицерского чина, причем дворянское звание распространяется только на детей, рождённых уже по получении отцом этого чина; если по получении чина детей у него не родится, он может просить о пожаловании дворянства одному из преждерожденных его детей.
Военные звания
Стáрший прáпорщик — воинское звание в армии России и в армиях ряда государств, по рангу выше прапорщика, но ниже офицеров. С 12 января 1981 года в Советской Армии, береговых частях и авиации ВМФ, пограничных и внутренних войсках введено воинское звание старший прапорщик.
Младший сержант — воинское звание в армии России и некоторых других стран, по рангу ниже сержанта и выше ефрейтора. Штатная должность — командир отделения, танка, боевой машины. Также звание «младший сержант» в исключительных случаях может быть присвоено при увольнении в запас наиболее отличившимся военнослужащим срочной службы, имеющим звание «ефрейтор», но не стоящим на штатной должности, предусматривающей сержантское звание.
Группы должностей гражданской службы
Группы должностей гражданской службы определены в п. 3 ст. 9 Федерального закона N 79-ФЗ. В них входят:
- высшие должности гражданской службы;
- главные должности гражданской службы;
- ведущие должности гражданской службы;
- старшие должности гражданской службы;
- младшие должности гражданской службы.
В каждую группу включаются определенные категории должностей. Так, должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы, «специалисты» — высшую, главную, ведущую и старшую, «обеспечивающие специалисты» — главную, ведущую, старшую и младшую.
Должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, которые являются соответствующими разделами Реестра должностей Федеральной государственной гражданской службы, утвержденного Указом Президента РФ от 31.12.2005 N 1574. Например, в разд. 1 данного Реестра в Перечне должностей Администрации Президента РФ в категорию «помощники (советники)» к высшей группе должностей отнесены:
- Помощник Президента Российской Федерации;
- Советник Президента Российской Федерации;
- Старший референт Президента Российской Федерации;
- Референт Президента Российской Федерации;
- Помощник Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации;
- Помощник полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе;
- Помощник Руководителя Администрации Президента Российской Федерации.
Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта РФ утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ с учетом положений Федерального закона N 79-ФЗ, а также структуры государственных органов, наименований, категорий и групп должностей государственной гражданской службы РФ, установленных Реестром должностей Федеральной государственной гражданской службы (п. 2 ст. 10 Федерального закона N 79-ФЗ).
Более полно о присвоении классных чинов сказано в Положении о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим, утвержденном Указом Президента РФ от 01.02.2005 N 113 (далее — Порядок N 113).
Порядок понижения и лишения классных чинов
Процедуру понижения в чине инспектора, а то и вовсе лишения (за особо тяжкие проступки), может инициировать начальник кадровой службы. Решение принимает непосредственное руководство провинившегося.
Процедура лишения либо понижения представителя высшего звена власти (государственного советника) может инициироваться исключительно Президентом Российской Федерации.
Окончательное решение о лишении чина либо о понижении в чине государственного советника гражданской службы принимается специально созданной комиссией.
Наиболее частым поводом для лишения государственного служащего чина служит возбуждение в отношении его уголовного дела. Автоматически государственный служащий лишается чина в том случае, если он принимает гражданство другой страны.
Однако при этом служащий не лишается чина даже в случае ухода с занимаемой должности (за исключением увольнения по негативным мотивам). В таких случаях к наименованию чина добавляется: «В отставке».
Табель о рангах Петра I: документ, заложивший основы чинопроизводства
Молодежный портал продолжает рассказывать про важные исторические события в истории России.
Мы уже писали про знаменитый указ Петра I «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии», который изменил уклад жизни правящей элиты России.
Однако одной из важнейших его реформ стал не менее знаменитый Табель о рангах, систематизировавший соотношение чинов по старшинству и последовательность чинопроизводства в Российской Империи.
Табель о рангах (петровский Табель о рангах) — документ, регулирующий порядок несения государственной и военной службы в Российской Империи, Он был утвержден 24 января(4 февраля) 1722 года самим императором и просуществовал до ноября 1917 года, а на некоторых территориях вплоть до 1922 года. За время своего существования, документ постоянно пополнялся и корректировался в соответствии с реалиями времени.
Обратите внимание
Основная идея Табеля о рангах состояла в том, чтобы создать документ, который бы содержал в себе единую упорядоченную систему чинов, существующих в государстве. Чины были классифицированы, описаны и систематизированы в соответствии с рангами (по старшинству).
История создания Табеля о рангах Российской Империи
Идея создания подобного документа принадлежала самому Петру I Великому, который не только отдал приказ, но и принимал личное участие в его составлении. В качестве основы были взяты аналогичные документы ведущих мировых держав (Франции, Швеции, Пруссии и Дании).
На их основе комиссией был создан черновик, который отправился на подписание к императору. Петр I лично отредактировал черновик и приказал передать его на рассмотрение Сената, Военной и Адмиралтейской коллегии.
Документ был рассмотрен, в него были внесены определенные поправки, однако при итоговом рассмотрении Петр I их не принял, а оставил документ в его первоначальном виде.
Содержание Табеля о рангах царской России
Все чины в табеле делились на три типа — придворные, военные и статские — группировавшиеся в соответствии с типом и уже затем распределялись по классам. Всего было 14 классов, от высшего к низшему; чем выше был класс (ранг), тем больше привилегий имел чиновник. Всего было описано 263 должности, однако потом некоторые из них были упразднены.
Стоит отметить, что чины не просто описывались, а сравнивались между собой. Статский советник (гражданская служба) приравнивался по своим правам к капитану-командору или бригадиру (военная служба). Остальные чины были описаны аналогичным образом, однако военные чины всегда имели небольшое превосходство перед гражданскими.
Значение Табеля о рангах
Появление такого документа значительно упростило государственную службу, сделало ее более прозрачной. В табеле были описаны старорусские чины, однако давать их перестали, что означало, что Россия окончательно освободилась от устройства и порядков Московской Руси и перешла на новый тип управления.
Важно
Однако самое главное значение подобного табеля 1722 года состояло в том, что теперь шансы получить титул и продвижение по службы больше не зависели исключительно от знатности рода.
Личная выслуга человека стояла теперь выше, чем знатность его родителей, а это полностью меняло привычный порядок, принятый на Руси.
Теперь добиться успехов мог не только знатный человек, но и простолюдин, а его дети и внуки имели шанс в дальнейшем получить дворянский титул, особенно это касалось военной службы. Дворяне теперь делились на потомственных (знатные роды) и личных (те, кто дослужился до дворянского титула).
Табель о рангах Петра I также окончательно разделил всю службу на военную, гражданскую и придворную, чего раньше не было.
Дальнейшее законодательство о чинопроизводстве несколько уклонилось от первоначальной идеи Табели о рангах.
Изначально чины означали сами должности, распределённые по 14 классам, однако с течением времени чины получили самостоятельное значение почётных титулов, независимо от должностей.
С другой стороны, для производства в некоторые чины для дворян установились сокращённые сроки; затем были повышены чины, дававшие право потомственного дворянства. Эти изменения были сделаны с целью ограничить действие табели на состав дворянского сословия.
Требования к организации квалификационного экзамена
В соответствии с действующим законодательством, инициатором проведения испытания государственных служащих на профессиональную пригодность может выступать как сам чиновник, так и организация федерального значения (Роструд). При желании пройти экзамен служащий в установленном порядке подает заявление на имя своего непосредственного руководителя. С момента подачи соответствующего заявления до проведения экзамена должно пройти не менее трех календарных месяцев.
Данное испытание проводится с целью проверки наличия у испытуемого необходимых для осуществления служебных обязанностей знаний и умений, выявления положительных качеств и полезных знаний с целью возможного продвижения служащего по карьерной лестнице.
Процедура проверки знаний является обязательной для всех без исключения чиновников. От прохождения экзамена освобождаются лишь те служащие, которые работают в системе менее одного года, а также беременные женщины.
В случае удовлетворения заявления служащего о проведении экзамена с целью присвоения более высокого чина уполномоченный орган в лице руководителя издает приказ. В данном документе указывается время и дата мероприятия, приводится список чиновников, которые будут проводить испытание, а также перечень документов, которые обязаны предоставить служащие.
Человек, назначенный ответственным за проведение мероприятия, обязан позаботиться о том, чтобы каждый из участников был уведомлен как минимум за тридцать дней до даты его проведения.
Табель о рангах
Класс | Чины гражданские (статские) | Чины военные | Чины придворные |
---|---|---|---|
I |
|
|
Нет |
II |
|
|
|
III |
|
|
|
IV |
|
|
|
V |
|
||
VI |
|
|
|
VII |
|
Нет | |
VIII |
|
||
IX |
|
|
|
X |
|
Нет | |
XI | Нет | ||
XII |
|
|
|
XIII |
|
|
Нет |
XIV |
|
Нет |
I — II | III — IV | V | VI — VIII | IX — XIV |
Ваше высокопревосходительство | Ваше превосходительство | Ваше высокородие | Ваше высокоблагородие | Ваше благородие |
Военные чины ниже табели о рангах
- Подпрапорщик, Подхорунжий; Портупей-прапорщик (в пехоте), Портупей-юнкер (в артиллерии и лёгкой кавалерии), Фанен-юнкер (в драгунах), Эстандарт-юнкер (в тяжёлой кавалерии)
- Фельдфебель, Вахмистр, Кондукто́р
- Старший унтер-офицер (до 1796 сержант, боцман)
Партнёры —
Этот документ обобщает и структурирует всю информацию о деятельности судьи. Заполняется по мере участия в соревнованиях и семинарах, подается в пакете документов на присвоение судейской категории. Практически дублирует все данные из «Книжки спортивного судьи».
Квалификационные требования состоят из 8 разделов и определяют основные требования к прохождению практики судейства для присвоения различных судейских категорий. Например, для присвоения Всероссийской категории «судьям республиканской категории» или «судьям всесоюзной категории» необходимо участие в семинаре по подготовке ВК и сдача зачета по знанию Правил без выполнения требований к прохождению практики судейства. Судьи, начинавшие свою работу во времена существования СССР имеют колоссальный опыт и глубокие знания поэтому практика судейства для этой категории в данном случае уже зачтена . Для присвоения 3К и ЮС необходима только теоретическая подготовка (лекции 4 акад. часа), нет требований к прохождению практики судейства. С требованиями для присвоения 1К и 2К можно также ознакомиться в таблице КТСС. Участие в судействе международных спортивных соревнований, включённых в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, проводимых на территории Российской Федерации, утверждённый Минспортом России, приравниваются к другим всероссийским спортивным соревнованиям.
17 Дек 2018
uristland
427
Влияние на общество
При введении в действие табели о рангах древние русские чины — бояре, окольничьи и т. п. — не были формально упразднены, но пожалование этими чинами прекратилось. Издание табели оказало существенное влияние и на служебный распорядок и на исторические судьбы дворянского сословия. Единственным регулятором службы стала личная выслуга; «отеческая честь», порода, потеряла в этом отношении всякое значение. Военная служба была отделена от гражданской и придворной. Узаконено было приобретение дворянства выслугой известного чина и пожалованием монарха, что повлияло на демократизацию дворянского класса, на закрепление служилого характера дворянства и на расслоение дворянской массы на новые группы — дворянства потомственного и личного.
Процедура получения
Подробно этот вопрос освещен в Положении, которое было принято Указом Президента №113. Так, согласно действующему законодательству, звания могут быть первичными и очередными.
Первый классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему, который заступает на работу впервые. Этому должно предшествовать успешное прохождение испытания, а если испытание не устанавливалось, то не ранее чем через 3 месяца после его назначения на должность.
Очередной назначается служащему по прошествии периода, утвержденного для выполнения служебных обязанностей в действующем чине (они перечислены в пунктах 9–11 Положения). Так, для прохождения госслужбы устанавливаются следующие сроки:
- Для секретарей и референтов 3 и 2 уровня — не менее года;
- Для советников и госсоветников 3 и 2 уровня — не менее двух лет.
- Для действительного госсоветника 3 и 2 уровня — не менее года.
- Для секретаря, референта, советника и госсоветника 1 уровня — сроки не устанавливаются.
Также в этом документе представлена таблица чинов, с учетом их иерархии, и определены принципы их назначения.
Классные чины | Группы должностей гражданской службы |
Секретарь государственной гражданской службы 3 класса Секретарь государственной гражданской службы 2 класса Секретарь государственной гражданской службы 1 класса |
Младшая группа |
Референт государственной гражданской службы 3 класса Референт государственной гражданской службы 2 класса Референт государственной гражданской службы 1 класса |
Старшая группа |
Советник государственной гражданской службы 3 класса Советник государственной гражданской службы 2 класса Советник государственной гражданской службы 1 класса |
Ведущая группа |
Госсоветник 3 класса Госсоветник 2 класса Госсоветник 1 класса |
Главная группа |
Действительный госсоветник 3 класса Действительный госсоветник 2 класса Действительный госсоветник 1 класса |
Высшая группа |
Общие сведения
Вопросы госслужбы регламентируются следующими нормативно-правовыми актами:
Исходя из действующего законодательства, можно выделить базовые составляющие такой правовой категории как «классный чин»:
Это звание, присваиваемое госслужащим.
Оно характеризует наличие у госслужащего определенного уровня знаний, опыта и профессиональной подготовки и, что не менее важно, стажа прохождения ГГС.
Присваивается в соответствии со специальными нормативно-правовыми актами, содержащими классификацию, основания и порядок его присвоения.
Указывает на определенное положение госслужащего в служебно-чиновной иерархии.
Характеризует наличие у госслужащего определенных дополнительных преимуществ, которыми не обладает лицо, находящееся ниже в иерархии.
Присваивается лицу, замещающему должность соответствующей группы. Современное законодательство устанавливает подчиненное положение классного чина по отношению к замещаемой должности
Таким образом, именно замещаемая должность определяет тот чин, который может быть присвоен госслужащему.
Присваивается на основе государственного квалификационного экзамена.
Присвоение производится руководителем соответствующего госоргана.
Зависит от выслуги лет в предыдущем статусе.
Таким образом, можно заключить, что классный чин госслужащего — это персонально присваиваемое на основании результатов специального экзамена звание, соответствующее служебному положению, уровню профессиональной подготовки, выслуге лет, принадлежности к определенному государственному органу и заслугам.
Одним из определяющих для всей системы госслужбы принципов является то, что каждый чиновник пребывает в том или ином звании в течение определенного, законодательно установленного, периода времени, после чего он должен пройти процедуру квалификационного экзамена и продвинуться выше по иерархии.
Данное правило имеет принципиально важное значение, поскольку в противном случае резко снижаются стимулирующие мотивы добросовестного исполнения должностных обязанностей и мотивы долгосрочного построения служебной карьеры. Сроки нахождения в том или ином чине устанавливаются федеральным и региональным законодательством, и необоснованные задержки в продвижении могут привести к ответственности соответствующего должностного лица